Жертва сверхцентрализации

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Враг силён, превосходит героев числом, и вообще, окружает со всех сторон. Кажется, спасенья нет. Как героям победить в этом неравном противостоянии Не волнуйтесь, всегда найдётся…

  1. …артефакт, служащий источником силы ГлавГада. Стоит его уничтожить — и оный лишится сил. Без этих сил не составит большого труда его одолеть, а без главаря армия головорезов 100 % разбежится.
  2. …уникальная вундерфавля, которой злодеи регулярно нагибают силы Добра. Стоит её уничтожить — и у Зла не получится превозмогать добряков.
  3. …один-единственный путь снабжения армий. Стоит его перерезать, и все высокотехнологичные машины врага без регулярного подвоза топлива и боеприпасов превратятся в груду недвижимого железа.

И так далее, по тому же принципу. Суть вы уловили: вся организация плохишей завязана на один-единственный элемент, без которого не сможет хоть как-то функционировать. Причины такого явления понятны: с одной стороны, авторам нужно как-то нагнать драмы, поэтому антагонисты изначально должны превосходить протагонистов по мощи; но с другой, у героев должен быть хоть какой-то шанс на победу. Проблемы такого подхода очевидны: любая организация, если хочет быть устойчивой, старается не допускать в себе критических уязвимостей, и составляет план на случай выхода своих частей из строя. Тем не менее, троп справедлив, если:

  1. Противник имеет разум роя. Без мозгового вся орда — лишь агрессивная биомасса.
  2. В деле замешана магия. No comments.
  3. Ситуация сложилась таким образом, что НА ДАННОМ этапе конфликта В ДАННОЙ местности у плохишей ДЕЙСТВИТЕЛЬНО только один путь снабжения/один завод машин-убиваторов etc.
  4. У противника есть множество «партий», и если убрать харизматичного лидера, то эти «партии» передерутся за власть.
  5. Узкое место выглядит узким только в каких-то новых обстоятельствах. Например, злодеев никогда не волновало, что их армия состоит из нежити, а тут вдруг возникает способ уничтожить разом всю нежить на огромной площади. И нежить в армии становится тем самым уязвимым источником силы.
  6. Вполне возможно, что список обоснуев этим не заканчивается.

Подтроп — обезглавленная армия.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

  • «Властелин Колец» — образец из палаты мер и весов, хранить вечно. Причём здесь опора на штамп (по следам сюжетов множества народных сказок из самых разных стран): Саурон намеренно рисковал, полностью вложившись в Кольцо и поставив свой успех в полную зависимость от судьбы оного — но при этом полагал, что никакого серьёзного риска нет. Он знал, что Кольцо психотропное (таким его сам и изготовил), и был уверен, что никто не переборет собственную алчность (люто-бешено поощряемую «полем» Кольца) и не решится всерьёз уничтожить артефакт (или поспособствовать его уничтожению), даже если Кольцо и окажется в руках одного из Сауроновых противников.
    • Даже почти не прогадал — проняло даже практически непробиваемых для Тьмы хоббитов, Кольцо в итоге было уничтожено случайно, намеренно действительно ни у кого не получилось на это решиться.
  • Владимир Сорокин «Норма» — жизнь общества выстроена вокруг ритуала потребления «нормы».
  • Рудазовский «Властелин» — реконструкция. Уничтожение Артефакта Силы заставляет Бельзедора резко ослабеть, потому что оный артефакт — красная сельдь, которую Бельзедор использует, чтобы убедительно поддаться очередному герою, а на самом деле вся сила Властелина содержится лишь в нём самом. Сами артефакты, кстати, постоянно меняются — Бельзедор приспосабливает на их роль награбленные хуйдожественные щитдевры.
  • У него же субверсия: Преданья — Смерть Кощея хранится в игле (потому что ничего получше на тот момент не нашлось), однако она хранится на острове Буяне, до которого не так-то просто добраться, её защищают весьма опасные «зверушки»… И даже справившись с этим герои получают не саму иглу, а почти неразрушимое яйцо с ней. Когда наконец её ломают… Оказывается, что Кащей давно «перелил» свою смерть в другую иглу (или что-то ещё). Толк, конечно, был — в старой игле осталась вся его сила и теперь Кащей не может даже шевельнуться… Но всё ещё жив. И когда-нибудь может себе силы и вернуть…
  • Honor Harrington — зигзаг: кто контролирует Новый Париж, тот и управляет Республикой.

Кино[править]

  • Starship Troopers Верхувена. Казалось бы, обычный голливудский боевичок, однако аверсия: да, герои захватили в плен мозгового жука, но у арахнидов таких много, и война продолжается.
    • Впрочем, в третьем фильме троп таки сыгран прямо.
  • Терминатор: Генезис — «Ядро Скайнет», после уничтожения которого отключаются все терминаторы. Причём как работают терминаторы, отправленные в прошлое, где еще не было Ядра — непонятно.
    • В новеллизации говорилось, что СкайНет крайне нервно относилась к вопросу автономности своих боевых единиц. Инфильтраторам на задании в тылу противника специально отключали функцию самообучения в чипах искусственного интеллекта, а основная армия роботов постоянно контролировалась по общей сети. Того же Т-1000 СкайНет так и не пустило в производство именно из-за того, что он был полностью автономен, а его способ мышления был не до конца понятен даже самому машинному разуму, который его и создал.
      • В сериале, именно модель Т-1001 (слегка модернизированная Т-1000) решает порвать со СкайНет. Поначалу, люди даже пытаются предложить машинам-повстанцам союзничество, однако они отказываются. Впоследствии, один из Т-1001 отправляется в прошлое и работает над созданием ИскИна для борьбы со СкайНет.
  • «День независимости» — достаточно взорвать центральный луч смерти, и вся летающая гигатарелка разобьётся.
  • «Звёздные Войны: Эпизод I: Скрытая угроза» — если взорвать коммуникационный центр дроидов, расположенный на орбите планеты, все они падают замертво. «Они совсем поломатые!..».
    • Подсвечено в «Войнах клонов» — разведывательный отряд дроидов новой модели находит останки разведчиков устаревшей и они рассуждают о преимуществах собственной автономности из-за отсутствия нужды подобной связи с коммуникационным центром.
    • Звезда Смерти — аверсия. Её гибель хоть и усиливает Альянс Повстанцев, но Империя остаётся такой же сильной. В шестом эпизоде подсвечивается, что главная цель — не вторая Звезда Смерти, а находящийся на ней Император.
    • База Старркиллер — инверсия. После её уничтожения Первый Орден быстро выносит Новую Республику вперёд ногами.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — белые ходоки. С убийством отдельного ходока умирает поднятая им нежить, а после смерти Короля Ночи погибли все остальные ходоки.

Мультфильмы[править]

  • «Черный котел» — достаточно было всего лишь добровольной жертвы одного из героев, чтобы Черный котел тут же уничтожил порожденную им же армию мертвых и самого Рогатого Короля.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age — порождения тьмы представляют единую организованную силу только под властью архидемона, также был прецедент с Матерью и Архитектором. Сами по себе они не так опасны.
    • Правда убить архидемона не так уж и просто. Если просто уничтожить его тело, то его сущность просто переселится на новый носитель и возродится. Чтобы уничтожить сущность архидемона необходимо, чтобы его убил Серый Страж. Тогда души архидемона и Стража взаимно аннигилируются.
  • Homeworld — в первой и второй частях, убийство главгада приводит к развалу его империи. Правда во второй части ещё приходится защищать Хиигару от флота, посланного главгадом перед смертью. В первом случае, император Рисстиу IV Второй (странное имя из-за того, что он является клоном Рисстиу IV) давным-давно истребил всех членов династии во избежание попытки мятежа. Одновременно с убийством импреатора, повстанцы взорвали главный банк ДНК, уничтожив генотип императора и предотвратив возможность клонирования нового. Впоследствии, адмиралы и генералы передрались за власть, и на месте части империи возникла новая республика. Во втором случае, именно харизма Макаана удерживала флот вэйгров вместе. Его гибель привела к потере единства.
    • В приквеле, гибель К'Хада Саджуука аналогично привела к упадку гаалсиенов и победе Коалиции.
  • Warframe — очень условно плохиши, потому что сама цивилизация давно уничтожена Тенно, но вся техника Орокин, использующая энергию Бездны (включая варфреймы самих Тенно), работает от одного-единственного генератора — Сердца, сокрытого на Деймосе. И техобслуживание у него проводят из рук вон плохо… впрочем, поломанное Сердце удаётся починить.

Настольные игры[править]

  • Warhammer — Простейший (хотя как сказать) способ остановить орочий ВАААГХ — прибить варбосса, главного предводителя орков. Варбоссы помельче тут же начнут драку за вакантный пост. Та же петрушка с хаоситами: убей чемпиона или главу культа — и мгновенно начнётся грызня между теми, кто захочет занять его место.
    • Warhammer Fantasy — простейшая нежить рассыпается при смерти своего призывателя потому что у магии нет инерции. А стандартная тактика Нагаша сотоварищи — это «больше скелетов и больше магии»…
    • Warhammer 40,000 
      • Во время Ереси Хоруса — обе стороны. Гибель воителя Хоруса разорвало единственное скрепляющее хаотиков и обратило их в бегство, а смертельное ранение Императора приковало того к Золотому Трону[1] и окончательно столкнуло Империум на путь мракобесия.
      • Наземные «войска» тиранидов завязаны на волю Тирана Улья или Владыки Роя, транслируемую через синаптических тварей и в отсутствие контроля становятся просто крайне опасными животными. Что понимают и сами тираниды, охраняя перечисленных и не кидая их на передовую.
      • Без касты «эфирных» Тау прочие касты стремительно деградируют в плане управления, субординации и элементарного боевого духа.

Примечания[править]

  1. А не просто к Имперскому Дворцу, как косяк Магнуса