Межавторский проект: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Для начала так)
 
 
(не показано 18 промежуточных версий 7 участников)
Строка 1: Строка 1:
Сточкер — это разновидность межавторского проекта, серия книг, объединённых общим сеттингом. Характеризуется коммерческой направленностью. Отличается более-менее ровным уровнем качества и сходным содержанием. Для написания привлекаются как известные писатели, так и толпы новичков, для которых сабж часто становится стартовой площадкой творчества. Термин появился в окололитературных кругах в начале 2010-х из-за серии книг по «Сталкеру». Автор термина — известный редактор Андрей Чертков (создатель проекта «Миры братьев Стругацких: Время учеников»), написавший в своем блоге в «Живом журнале» 29 января 2011 года:
Межавторский проект — серия книг, [[Капитан Очевидность|написанных разными авторами]] и при этом объединённых общим сеттингом. Характеризуется коммерческой направленностью. Отличается более-менее ровным уровнем качества и сходным содержанием. Для написания привлекаются как известные писатели, так и толпы новичков, для которых сабж часто становится стартовой площадкой творчества.


{{Q|Господа фантасты и около, а не надоело ли вам мучаться и писать вот это вот так — „S.t.a.l.k.e.r.“, „С.т.а.л.к.е.р.“, „Сталкер“ с точками, точканутый „Сталкер“ — и т. д. и т. п.? Предлагаю новый вариант написания сего названия, простой, ясный и — главное! — совсем не мучительный в набивании его по клаве — СТОЧКЕР. Причем вариант этот будет даже более правильный, особенно если вспомнить, что английское слово stalker по правилам английского же языка должно произноситься как „стокер“ — о чем, кстати, и БН в своих „Комментариях“ упоминал. Ну а в названиях других проектов можно и точки добавлять по вкусу, чтобы было понятнее, о чем речь идет. Например, „М.е.т.р.о.“ или „Э.т. н.о.г.е.н.е.з.“. Или даже „В.р.е.м.я.у.ч.е.н.и.к.о.в.“… Если времени не жалко…)))|(ссылка: http://chert999.livejournal.com/657576.html)}}
Чаще всего таким способом пишутся фантастика и фэнтези, но изредка могут мелькать и другие жанры, к примеру, детективы.


Чаще всего в сточкерах пишутся фантастика и фэнтези, но изредка могут мелькать и другие жанры, к примеру, детективы.
Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.


Иногда под понятие сточкера могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.
Своеобразная [[аверсия]] явления – [[Поменять имена]].


== Отличительные черты ==
== Отличительные черты ==
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
# [[Знают именно за это]] — настоящий «S.T.O.C.H.K.E.R.» обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
# [[Знают именно за это]] — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ сточкерства, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге.
## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге<ref>Справедливости ради, сеттинг необязательно является статичным, но происходящие в нём изменения обычно глобальны, и являются, скорее, исторической вехой в межавторнском цикле - произведения чётко будут делиться на "до большого бадабума", "во время большого бадабума" и "после большого бадабума".</ref>.
## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром.
## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром<ref>Опять же, не всегда - но под конкретные большие события, качающие мироустройство, чаще всего пишется отдельная книга от наиболее успешного автора цикла.</ref>.
# [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
# [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].'''
## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].'''
## [[Дофига произведений]] — потому что пишутся поточно огромным числом авторов.
## [[Дофига произведений]] — потому что пишутся поточно огромным числом авторов.
## [[Дофига персонажей]] — как следствие того, что каждый новый приходящий автор вводит полный набор своих персонажей для своего повествования — сквозные общие для всех произведений персонажи встречаются только на правах символов сеттинга.
## [[Дофига персонажей]] — как следствие того, что каждый новый приходящий автор вводит полный набор своих персонажей для своего повествования — сквозные общие для всех произведений персонажи встречаются только на правах символов сеттинга.
# [[Псевдоним]] — элемент совершенно необязательный, но тем не менее играющий в сточкерстве свою немаловажную роль.
# [[Псевдоним]] — элемент совершенно необязательный, но тем не менее играющий в межавторских проектах свою немаловажную роль.
## Во-первых, потенциальный читатель с гораздо большей вероятностью обратит внимание на книги автора, за которым их числится много, потому издательство может завести пару-тройку «обезличивающих псевдонимов», под которыми затем будут поочерёдно писать совершенно разные начинающие авторы, имена и фамилии которых в ином случае могли бы оттолкнуть потенциального читателя.
## Во-первых, потенциальный читатель с гораздо большей вероятностью обратит внимание на книги автора, за которым их числится много, потому издательство может завести пару-тройку «обезличивающих псевдонимов», под которыми затем будут поочерёдно писать совершенно разные начинающие авторы, имена и фамилии которых в ином случае могли бы оттолкнуть потенциального читателя.
## Во-вторых, некоторые авторы уже успели заработать себе какую-никакую репутацию своими собственными произведениями, даже если они не принесли им большой известности, а потому попросту не хотят зарабатывать на эту самую репутацию клеймо от сточкерства, а вот денюжек подзаработать очень хотят.
## Во-вторых, некоторые авторы уже успели заработать себе какую-никакую репутацию своими собственными произведениями, даже если они не принесли им большой известности, а потому попросту не хотят зарабатывать на эту самую репутацию клеймо от участия в подобных проектах, а вот денюжек подзаработать очень хотят.
# [[Аргумент мультиверса]] — возникает в тех случаях, когда каким-то из взявшихся работать над циклом авторов становится ''«тесно»'' в установленных рамках, из-за чего в их книгах сеттинг начинает постепенно развиваться. Если автор в своих стремлениях одинок, обычно получается ''«сеттинг внутри сеттинга»'', где авторский цикл постепенно откалывается от межавторского, сохраняя связь только через ''«вывеску»'' от издательства. Если же таких авторов находится несколько и они кооперируются, межавторский цикл из конвейера однотипной беллетристики может вырасти в нечто вполне серьёзное.
# [[Аргумент мультиверса]] — возникает в тех случаях, когда каким-то из взявшихся работать над циклом авторов становится ''«тесно»'' в установленных рамках, из-за чего в их книгах сеттинг начинает постепенно развиваться. Если автор в своих стремлениях одинок, обычно получается ''«сеттинг внутри сеттинга»'', где авторский цикл постепенно откалывается от межавторского, сохраняя связь только через ''«вывеску»'' от издательства. Если же таких авторов находится несколько и они кооперируются, межавторский цикл из конвейера однотипной беллетристики может вырасти в нечто вполне серьёзное.
Итого, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет статьи — это межавторский цикл, изначально на уровне самого сеттинга адаптированный под поточное производство произведений по нему.
Итого, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет статьи — это межавторский цикл, изначально на уровне самого сеттинга адаптированный под поточное производство произведений по нему.


Строка 29: Строка 30:


=== Отечественная литература ===
=== Отечественная литература ===
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] — фактически кодификатор этого понятия, давший ему название в России. Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось.
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] – Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось. Ну и ещё Доктор, который в игре [[Нет, не тот|просто Доктор]], идёт непременно с уточнением, что он Болотный — но это не факт что пошло в народ из книг, а не из [[мод]]ов.
* [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
* [[Вселенная Метро 2033]]
** [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
* «Этногенез».
* «Этногенез».
* Вселенная [[Дозоры|Дозоров]].
* Вселенная [[Дозоры|Дозоров]].
Строка 37: Строка 39:
* Гай Юлий Орловский.
* Гай Юлий Орловский.
* Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
* Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
* Неудачная попытка создать сточкер на основе культовой настольной игры «Берсерк — вселенная магических битв». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» ({{spoiler|добровольный секс женщины с рукоятью боевого топора… [[Мраккультист]] подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…}}) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть [[СФК]] евреев с откровенно местечковой речью — это, в конце концов, [[канон]]… но ''свой местный гитлер''?! Перебор!).
* Неудачная попытка создать межавторский проект на основе культовой настольной игры «[[Берсерк: вселенная магических битв]]». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» ({{spoiler|добровольный секс женщины [[дровосексуализм|с рукоятью боевого топора]]… [[Мраккультист]] подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…}}) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть [[СФК]] евреев с [[таки да!|откровенно местечковой речью]] — это, в конце концов, [[канон]]… но ''свой местный гитлер''?! Перебор!).
* Книги о [[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]] издательства «Минск». Вопиющий неканон.
* Книги о [[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]] издательства «Минск». Вопиющий неканон.
** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам.
** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам.
* «Тайный город» В.Панова и Ко, откровенно фанфики в твердой обложке, причем с каждым годом все меньше и меньше похоже на оригинальный сеттинг…
* «[[Тайный Город]]» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг…
* Земля Лишних и Эпоха Мертвых же!
* «S-T-I-K-S»
* «S.E.C.T.O.R»
* [[Кремль 2222]] — косвенно связан с книжной вселенной [[S.T.A.L.K.E.R.]] (главный герой в книгах Силлова по .S.T.A.L.K.E.R. и здесь один — Снайпер) .
* «[[Анабиоз]]»
* «[[Survarium]]» основанный на одноимённом шутере.
* «[[Зона Смерти]]» — почти как в сталкере, только зон теперь пять!


=== Зарубежная литература ===
=== Зарубежная литература ===
* Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]].
* Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]].
* [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]).
* [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]).
** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный ''взрослый'' межавторский проект.
** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный [[Совместное творчество|совместный проект]].
* Серия книг по Magic: the Gathering.
* Серия книг по «[[Magic: The Gathering]]».
* Межавторский цикл по «[[Равенлофт]]у».
* Межавторский цикл по «[[Ravenloft|Равенлофту]]».
* Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Р. Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается ''«внутренняя кухня»'' сточкерства, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом ''«убил»'' его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять ''«покойного»'' двойником-притворщиком-доппельгангером). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
* Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Роберта Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается ''«внутренняя кухня»'' подобных проектов, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом ''«убил»'' его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять ''«покойного»'' двойником-притворщиком-[[доппельгангер]]ом). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
* Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
* Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
* «Дикие карты».
* «Дикие карты».
* Книги по [[Warcraft]].
* Книги по [[Warcraft]].
=== Сетевая ===
* «СССР-2061» — [[Светлое советское прошлое|светлое советское]] [[Красное будущее|будущее]].
* «[[SCP]]» — началось всё с шуточной гипертекстовой энциклопедии того, ''ЧТО'' [[власти скрывают]], изначально упиравшей не на какие-то глобальные заговоры, а на [[Мистический скелет воблы|паранормальные]] [[Мистический Сникерс|мелочи]], которые лучше держать под замком, чтобы они не мешали простым людям жить по законам физики. По мере накопления долгоиграющих персонажей и творчески плодовитых участников проект постепенно мутировал в литературную вселенную из множества циклов рассказов, тогда как оригинальный формат ''[[Канцелярит|отчётов-протоколов-инструкций]]'' постепенно стал несколько вторичным.
* «[[Backrooms]]» — формально проект считается отпочковавшимся от фэндома крипипасты, хотя ввиду крайней неоднородности и некоторых вопросов ко внутренней связанности самой крипипасты есть некоторые вопросы к тому, а уместно ли это называть ''почкованием''. В целом же фэндом сложился из любителей эстетики ''«[[w:Лиминальное пространство|переходных пространств]]»'', попытавшихся возродить дух ''«старого фонда SCP»'' в новом формате с сохранением принципа ''«меньше приключений — больше мистики»'': старые-добрые [[лавкрафтианские ужасы]], но [[теперь в современности!]] [[Постсоветская хтонь|На просторах СНГ]] уже было популярно [[до того, как это стало мейнстримом]] — хотя возможно это [[Russian Reversal|сами просторы СНГ были популярны у паранормальщины до появления фэндома]].


{{Nav/Литература}}
{{Nav/Литература}}

Текущая версия на 07:42, 8 апреля 2024

Межавторский проект — серия книг, написанных разными авторами и при этом объединённых общим сеттингом. Характеризуется коммерческой направленностью. Отличается более-менее ровным уровнем качества и сходным содержанием. Для написания привлекаются как известные писатели, так и толпы новичков, для которых сабж часто становится стартовой площадкой творчества.

Чаще всего таким способом пишутся фантастика и фэнтези, но изредка могут мелькать и другие жанры, к примеру, детективы.

Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.

Своеобразная аверсия явления – Поменять имена.

Отличительные черты[править]

Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.

  1. Знают именно за это — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода «правилами-соглашениями» для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
    1. Статичный сеттинг — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге[1].
    2. Маленький герой и большая война — даже если в сеттинге нет как таковой «войны», происходящее с героями повествования будет «каплей в море» по сравнению с оставшимся за кадром[2].
  2. Разрыв канвы копирастами — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
    1. Инерция бренда — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только «ярлыка» на обложке — потому нередко эксплуатируют уже прославившийся бренд.
    2. Дофига произведений — потому что пишутся поточно огромным числом авторов.
    3. Дофига персонажей — как следствие того, что каждый новый приходящий автор вводит полный набор своих персонажей для своего повествования — сквозные общие для всех произведений персонажи встречаются только на правах символов сеттинга.
  3. Псевдоним — элемент совершенно необязательный, но тем не менее играющий в межавторских проектах свою немаловажную роль.
    1. Во-первых, потенциальный читатель с гораздо большей вероятностью обратит внимание на книги автора, за которым их числится много, потому издательство может завести пару-тройку «обезличивающих псевдонимов», под которыми затем будут поочерёдно писать совершенно разные начинающие авторы, имена и фамилии которых в ином случае могли бы оттолкнуть потенциального читателя.
    2. Во-вторых, некоторые авторы уже успели заработать себе какую-никакую репутацию своими собственными произведениями, даже если они не принесли им большой известности, а потому попросту не хотят зарабатывать на эту самую репутацию клеймо от участия в подобных проектах, а вот денюжек подзаработать очень хотят.
  4. Аргумент мультиверса — возникает в тех случаях, когда каким-то из взявшихся работать над циклом авторов становится «тесно» в установленных рамках, из-за чего в их книгах сеттинг начинает постепенно развиваться. Если автор в своих стремлениях одинок, обычно получается «сеттинг внутри сеттинга», где авторский цикл постепенно откалывается от межавторского, сохраняя связь только через «вывеску» от издательства. Если же таких авторов находится несколько и они кооперируются, межавторский цикл из конвейера однотипной беллетристики может вырасти в нечто вполне серьёзное.

Итого, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет статьи — это межавторский цикл, изначально на уровне самого сеттинга адаптированный под поточное производство произведений по нему.

Примеры[править]

Во многих странах[править]

  • «Секретные материалы». За период с 2000-04 гг. издательством АСТ было выпущено в общей сложности 116 книг, из которых отношение к оригинальным новеллизациям имеют лишь 6, написанных Картером и еще парой зарубежных авторов, а непосредственно к сериалу — примерно 70 %. Точинов, например, и вовсе написал 4 оригинальных повести с новыми персонажами, изданные, однако, под обложкой Секретных материалов.
  • «Конан», господа, просто Конан. Только официальных продолжений, написанных маститыми авторами (Спрэг де Камп, Лин Картер, Роберт Джордан etc) — десятки, количество же томов «саги о Конане» ака «конина», изданных в России в девяностые, исчисляется сотнями.

Отечественная литература[править]

  • S.T.A.L.K.E.R. – Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось. Ну и ещё Доктор, который в игре просто Доктор, идёт непременно с уточнением, что он Болотный — но это не факт что пошло в народ из книг, а не из модов.
  • Вселенная Метро 2033
    • Вселенная Метро 2035 — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
  • «Этногенез».
  • Вселенная Дозоров.
  • «Пограничье».
  • Донцова.
  • Гай Юлий Орловский.
  • Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
  • Неудачная попытка создать межавторский проект на основе культовой настольной игры «Берсерк: вселенная магических битв». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» (добровольный секс женщины с рукоятью боевого топораМраккультист подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть СФК евреев с откровенно местечковой речью — это, в конце концов, канон… но свой местный гитлер?! Перебор!).
  • Книги о Черепашках-ниндзя издательства «Минск». Вопиющий неканон.
    • «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в те годы по центральным телеканалам.
  • «Тайный Город» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг…
  • Земля Лишних и Эпоха Мертвых же!
  • «S-T-I-K-S»
  • «S.E.C.T.O.R»
  • Кремль 2222 — косвенно связан с книжной вселенной S.T.A.L.K.E.R. (главный герой в книгах Силлова по .S.T.A.L.K.E.R. и здесь один — Снайпер) .
  • «Анабиоз»
  • «Survarium» основанный на одноимённом шутере.
  • «Зона Смерти» — почти как в сталкере, только зон теперь пять!

Зарубежная литература[править]

  • Новеллизации Звездных войн.
  • Warhammer (обе линейки).
    • Сорокатысячник был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую «флафф-библию», после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав «ядра» авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный совместный проект.
  • Серия книг по «Magic: The Gathering».
  • Межавторский цикл по «Равенлофту».
  • Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Роберта Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается «внутренняя кухня» подобных проектов, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом «убил» его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять «покойного» двойником-притворщиком-доппельгангером). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
  • Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
  • «Дикие карты».
  • Книги по Warcraft.

Сетевая[править]

  1. Справедливости ради, сеттинг необязательно является статичным, но происходящие в нём изменения обычно глобальны, и являются, скорее, исторической вехой в межавторнском цикле - произведения чётко будут делиться на "до большого бадабума", "во время большого бадабума" и "после большого бадабума".
  2. Опять же, не всегда - но под конкретные большие события, качающие мироустройство, чаще всего пишется отдельная книга от наиболее успешного автора цикла.