Не показывают лицо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Характерно для остросюжетного жанра, а иногда и для комедий и пародий. Причем это фишка преимущественно из визуальных категорий творчества — из кино, анимации, комиксов и т. п. В чисто словесных произведениях её сложно реализовать — хоть при желании и можно.

У нас есть персонаж. Он, как правило, злодей, или вроде того. И довольно долго мы не видим его лица. Так авторы нагоняют загадочности — а то и страху. Видно только прочие части тела — руки, ноги, спину, как-то так. Или вообще только тень. Либо силуэт. Позже лицо (или морду) всё-таки покажут — и это может оказаться какой-то жутик, или, напротив, некто очень обычный (ну или всего лишь чуть-чуть необычный) на вид.

Радикальный вариант: лица мы так никогда и не увидим. А если персонаж изображался только голосом (откуда-то со стороны, или по телефону, по радиосвязи, по телепатосвязи и т. п.) — тогда это добавляет остроты.

Может быть, голос мы уже слыхали, когда персонаж представал под другой личиной (или без какой бы то ни было). В таком случае попытка «опознания по голосу» не прокатывает: персонаж его меняет.

Может быть, лицо персонажа фактически уже показывали, но автор (именно, как минимум, автор) играет с нами в некие хитрые игры, и потому невозможно связать то лицо с этой «загадочной фигурой», если только не знать заранее (при втором и далее знакомстве с произведением), кто есть кто. Тогда тоже засчитано.

В пародиях что-то из этого бывает либо с целью передразнивания такого метода нагнетания саспенса, либо ради чистого стёба.

Внимание! Под троп не подпадают случаи, когда персонаж намеренно скрывает лицо под маской, а голову его при этом показывали не только с затылка. Например, когда видны глаза — вообще не троп: ведь глаза — часть лица. Лоб, пусть и скрытый маской — уже, считай, лицо, и т. п. По выражению и общему виду глаз уже, как правило, можно о чём-то судить — так вот, троп как раз о тех случаях, когда, до поры (или даже до самого конца, включительно), зрителю не позволяют судить и об этом тоже, и в этих пределах тоже.

  • Исключение: если показывают рот крупным планом, и «черты рта» при этом слишком неспецифичны, мало о чём говорят (скажем, они примерно такие, как и еще у многих персонажей) — можно засчитать за троп. Кхм, «Шеф» в «Приключениях капитана Врунгеля», кхм…

А вот когда лицо полностью скрыто капюшоном так, что не видно и глаз — это несомненно сюда. Вообще троп в целом — не о том, что видят (знают) персонажи. Он — о том, что именно позволили видеть (знать) зрителю.

Примеры, когда видно было что-то ещё, но не лицо

Напоминаем еще раз: очень крупно показанный и при этом слишком неспецифичный рот — разумное исключение. Это хоть формально и часть лица, но это допускается.

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Кино и телесериалы

  • Ранние фильмы о Джеймсе Бонде — Эрнста Ставро Блофельда (главгада) поначалу показывали только «через руки», «со спины» и тому подобное. Потом стали показывать лицо — но оно иногда менялось благодаря пластическим операциям.
  • «Бриллиантовая рука» — спародирована фишка из «Джеймса Бонда» (большинство советских людей всё равно не могло этого заценить: фильмы про Бонда не шли в советском прокате). Злодейский главарь, которого Лёлик и Геша титулуют «Шеф», долгое время показывается только через руки с драгоценными перстнями. При этом нам намекают, что лицо «Шефа» уже появлялось в кадре, только зрителю его не представили, так интереснее. При первом просмотре зрители гадали (почти до самого финала): кто же? Старый лотерейщик-еврей (который в ресторане появился в дорогом костюме и с совсем другими повадками — ни дать ни взять мафиозо)? Величественный пожилой метрдотель? Ещё кто-то? Ясно было одно: человек это зрелый, и голос у него, как минимум в некоторые моменты, грозный («ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ!!»). В финале становится ясно, что это подпольный делец под личиной холостого скромного пенсионера, владелец экспортной версии «Москвича» — ну, тот, якобы «нашедший клад».
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Лицо девочки-стукачки — любимицы начальника лагеря — нам, кажется, ни разу не показали. Мы видели только её ножки в сандаликах — в моменты, когда она крадётся кого-то выслеживать, или уже выследила и отправилась «стучать» директору.
  • «Старики-разбойники». Нам не показали лицо большого начальника, который нагло покрывает мажора Проскудина (Анд. Миронов), не имеющего профильного образования, и буквально «пропихивает» его на юридическую должность, пусть и на время.
    • Ужас у холодильника: а ведь для этого Проскудин просто обязан был быть членом КПСС — в таком случае подобный наглый мухлёж можно было со скрипом протащить через инстанции как «Этот товарищ прислан на укрепление».
  • Сериал «Полицейский отряд!» и трилогия фильмов «Голый пистолет!». Шутки ради, ни разу не показали лицо полицейского-великана по прозвищу Коротыш (Tiny). Он так высок, что его голова никогда не помещается в кадр.
  • «Инопланетянин» (Е. T.). Директора школы сыграл аж сам Харрисон Форд — и именно поэтому Спилберг вырезал все кадры, в которых на экране видно его лицо. Дескать, «чтобы не отвлекать зрителя».
  • «Полицейская академия 6: Город в осаде». Главарь небольшой шайки преступников не хочет показывать своё лицо даже верным сообщникам (видимо, как минимум потому, что «верность» этих трёх психов — с вычетами…). Ближе к концу фильма зрители узнают, кто это был, а заодно и понимают, зачем на самом деле ему понадобилось прятаться… Сю-юрпри-из.
  • Сериал «Балабол», первый сезон, глава «Фанат». Больного на голову фаната певицы [Веро]ники Крылатовой долгое время показывают как страшноватую стройную фигуру в чёрной толстовке с надетым капюшоном. Посередине главы (в конце первой из двух серий) фанат готов подвезти Крылатову… и тут мы наконец видим его рожу лицо… нет, это был бы спойлер (и упоминание актёра, сыгравшего злодея, — тоже), смотрите сериал сами.

Мультфильмы

  • «Четверо с одного двора» (1967). У четверых забавных героев, — щенка, котёнка, козлёнка и цыплёнка, — то и дело пропадало что-нибудь: то молоко, то косточка, то морковка. Они винили в этих кражах друг друга и даже чуть не перессорились. Но потом всё-таки решили доверять друг другу, а вора поймать сообща. Вором оказалась злая крыса. Фишка в том, что зрителю с самого начала показали: воровал не кто-то из этих четверых — воровал некий ушастый монстр, и намекалось даже, что, возможно, огромный (а дело было лишь в ракурсе). Его тень под жу-уткую музыку надвигалась на каждый из «ценных предметов» (это видел только зритель — а герои долгое время были в заблуждении)… Бр-р…
  • «Том и Джерри». Ханна и Барбера поначалу довольно долго хотели подчеркнуть, что эта сага — «не про людей, а про разумных животных, хоть люди и присутствуют». Поэтому Мамочка-Два-Тапочка (во множестве выпусков), девочка Нэнси (Baby Puss) и некоторые эпизодические человеки показывались не во весь рост — от них были видны только ноги и туловища, а голова в кадр не попадала. Лицо Мамочки однажды всё-таки показали стоп-кадровым бонусом в Saturday Evening Puss.
    • Позже, когда Том, Спайк и Джерри оказались в доме новых хозяев — супружеской четы, состоящей из Джорджа и Джоан, — камера всегда давала более общий план, и лица обоих супругов с самого начала были видны.

Мультсериалы

  • «Приключения капитана Врунгеля» — пародируется трюк из фильмов о Бонде (который там был отыгран с Блофельдом): от загадочного «Шефа» (международного криминального авторитета очень высокого ранга) долгое время показывали только две детали: 1. руки, на одной из которых не хватает пальца и надет драгоценный перстень, 2. крупным планом рот с алыми полными губами, сигарой, усами и кончиками бакенбардов; и такой рот «с такими окрестностями» может принадлежать, считай, почти каждому дворянину или бизнесмену из тех, которых мы видели в сцене в яхт-клубе!
    • Только под конец выяснилось, что этот человек — не кто иной как Арчибальд Денди, спикер Лондонского яхт-клуба. В своём «легальном» качестве он довольно рано появлялся на экране — но говорил несколько другим голосом (более «сладким»).
  • «Смешарики» — Чёрный Ловелас виден исключительно как тёмный силуэт, глубокой ночью. В серии «Снотворец» Нюша снова с Ловеласом, который точно таким же предстаёт ясным белым днём, вот только то происходило во сне, так что девочка попросту представила тот образ, который она увидела.

Видеоигры

  • Spellforce: The Order of Dawn — таинственный маг Круга, возглавляющий армию автоматонов-Клинков носит капюшон всю игру, снимая его только в финальном ролике и раскрывая свою личность. И здесь не будет написано, кто он, потому что такой конец-переворот надо увидеть самостоятельно.

Только голос

Веб-мультсериалы

  • Веб-сериал «Знакомьтесь, Боб». Первые три сезона личность неизвестного диктора, озвучивающего ход экспериментов, оставалась тайной. Диктор всегда был за кадром, а в кадре был всегда только сам эксперимент над очередным клоном. В дальнейшем появился полноценные сюжетные вставки, раскрывающие подноготную, но и в них диктор оставался где-то за кадром. Правда, в последней серии 3-его сезона внешность диктора всё равно раскрыли.

Видеоигры

  • Франшиза Mortal Kombat. Раздери меня Кочал, как же всё-таки выглядит загадочная Джемини — спецназовская связистка? Вроде бы она мулатка, но и это не факт.