Альбус Мерлинович Один

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Wizard Classic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Внешность и повадки стереотипного волшебника
« Ведьмак встречал в своей жизни воров, похожих на членов городского совета, членов городского совета, выглядевших, как последние нищие, гулящих девок, похожих на королев, королев, похожих на стельных коров, и королей, похожих на воров. А Стрегобор всегда выглядел так, как по всем канонам и правилам должен выглядеть волшебник. Он был высоким, худым, сгорбленным, с огромными седыми торчащими бровями и длинным носом с горбинкой. Вдобавок он носил чёрное, тянущееся по земле одеяние с неправдоподобно широкими рукавами, а в его руках был длиннющий посох с хрустальным шаром наверху. Никто из известных Геральту волшебников не был похож на Стрегобора. И, что самое странное, Стрегобор действительно был волшебником. »
— Анджей Сапковский, «Меньшее зло»
Классический, по ГОСТу.

Альбус Мерлинович Один — набор стереотипов о внешности и поведении мага. Тёмного Властелина мы узнаём по чёрным доспехам, злобному смеху и подпирающей небеса цитадели, мафиозного босса — по жирному пузу и полураздетым эскортницам, учёного — по лабораторному халату, буйным кудрям и солидным усам. А чародея?

Бонус даётся также за следующие детали:

Религиозный аналог — духоносный старец. Если в сеттинге произведения религия — это магия, может совмещать оба типажа.

Деконструкция — толстый маг, который давным-давно наплевал на связанный с подготовкой магических компонентов изнуряющий труд и вообще всё делает магией, а потому ведёт исключительно сидячий образ жизни, отчего знатно заплыл жирком.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Один, с которого, собственно, Толкин и писал Гэндальфа. Хламида и шляпа — галочка, посох (под видом которого обычно скрывается копьё) — галочка, фамильяры Хугин и Мунин — галочка, колдовская специальность — галочка. Разве что с башней вышел прокол.
  • Мерлин. От него Гэндальф тоже позаимствовал, но не столько внешность, сколько сюжетную функцию. ЧСХ, на иллюстрациях XIII—XV вв. Мерлин с равным успехом может быть как бородатым дедом, так и босолицым юнцом (эти эпизоды относятся к его юности и пророчеству для короля Вортигенра). Стереотип же внешности сложился, вероятно, благодаря гравюрам Гюстава Доре — великий иллюстратор вообще любил рисовать бородачей.
    • Аверсия — Эдвард Бёрн-Джонс, «Зачарованный Мерлин». Здесь великий маг — гладко бритый серебряный лис, похожий на ренессансного поэта.
    • Наиболее полон стереотипами мультфильм «Меч в камне» — даже больше, чем исходный роман Томаса Хэнбери-Уайта.
  • Дед Мороз же, чей колдовской посох в девичестве совсем даже епископский.

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

  • Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст» — загибаем пальцы. Мантия и шапочка — как и полагается средневековому университетскому деятелю. Борода — как минимум, на иллюстрациях того же Доре. Гримуар имеется («Ответ, как нечисть обуздать, / „Ключ Соломона“ может дать»). И сопровождал его Мефистофель в облике «некрупного млекопитающего» — чёрного пуделя.
  • Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч». Худоба есть, борода есть, восточный халат есть, и даже единственное заклинание, которое добрый джинн прочёл вслух, было на мёртвом (хотя в те годы — уже не совсем) языке. Минус только в пункте с волшебной палочкой — она товарищу Абдуррахманову не нужна, у него вся сила в бороде. А ещё в СССР старик быстро переоделся по местной моде, оставив только те самые меметичные туфли с острыми носами, ибо мягкие и не натирают старых ног.
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — неназванный по имени волшебник, даритель волшебной палочки.
  • «Властелин Колец» — Гэндальф в частности и маги-истари вообще. В башне из них, правда, сидел один только Саруман, остальные предпочитали странствовать — и, как минимум, сам Гэндальф не стеснялся в этих странствиях сражаться мечом.
  • «Гарри Поттер» — очень и очень многие волшебники, от них же первый есть Альбус Дамблдор. Высок, худ, премного бородат (аж за пояс затыкать приходится), мантию носит, волшебной палочкой владеет, и преподавал в прошлом как раз трансфигурацию. Бонус за обстановку его директорского кабинета с пышущими паром гаджетами, насестом для феникса и Библией на столе, минус за боевую магию — Альбус очень искусный дуэлянт. Также подпадают под описание его предшественник Армандо Диппет, а также, насколько можно судить по скульптурам, сам Салазар Слизерин. Профессор Филиус Флитвик, что было отражено в первых двух фильмах, за исключением карликового роста, поскольку полугоблин, выглядит стереотипнейшим сказочным волшебником, но, как и Дамблдор, искуснейший дуэлянт. В фильмах, начиная с третьего, Флитвика омолодили и переодели в наряд дирижера, в котором он появляется и в приквельной игре, таким образом потеряв стереотипно-волшебничий облик.
    • С прикрученным фитильком — дурмстрангский директор Игорь Каркаров и ещё один предшественник Дамблдора Финеас Найджелус Блэк (который на портрете в экранизации ещё и изображён в шапке хасидского ребе), отличающиеся от стереотипа фасоном бороды.
  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — Сарданапал Черноморов, пародия на предыдущего. По тексту описан как низенький и толстый, но под действием обаяния оригинала иллюстраторы это часто игнорируют.
  • А вот другая, более злобная пародия — Гендальфус Тампльдор из «Детей против волшебников» — аверсия, ибо даже длинная борода не скрывает, что на самом деле он довольно молод (или, что вернее, эффективно молодится).
  • Анна Коростелёва, «Школа в Кармартене» — собственно, Мерлин, наполовину основанный на том же Дамблдоре, на другую — на себе самом из фольклора и Мэлори, а на третью явно на какое-то реальное лицо, знакомое Коростелёвой лично.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — сам Креол в старости. Правда, ни одного бонуса не набирает: в боевой магии весьма сведущ, фамильяр у него довольно нестандартный, дворец Шахшанор за башню сходит только с натяжкой, ну и роль в сюжете никак не соответствует.
      • Архимаг Шурукках, предшественник предшественника Креола на посту Верховного Мага, сильно похож на вышеупомянутого Пицеля в режиме «светлее и мягче» (и ещё немного шарж на Брежнева).
    • Дилогия Мудрецов — Безумные Волхвы Каспар и Бальтазар. Бонус за место жительства и колдовскую специальность (трансформация и алхимия соответственно), минус за каспарово телосложение. А вот третий в компании, Мельхиор, гладко брит и, несмотря на радикулит, находится в идеальной физической форме.
    • Парифатский надцикл:
      • Во «Властелине» таким перед финальной битвой прикидывался Гальвени. Там же эпизодически упоминается лорд Хатармадах, знаменитый чернокнижник и приспешник Бельзедора, более чем соответствующий типажу.
      • Зодер Локателли, председатель учёного совета Мистерии и очевидный оммаж образу Дамблдора. Минус только за отсутствие посоха: в устах этого гиганта чародейской мысли банальное «да будет!» — уже заклинание.
      • Медариэн, местный светлый властелин, отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж.
      • Сам Бриар Всемогущий, коли на то пошло. Борода на месте, посох на месте, гримуаров-Криабалов целая коллекция. Одежды, правда, толком не описаны.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Аватар Року, Хозяева Огня Созин и, в меньшей мере, Азулон. Все основные признаки на месте, за исключением колдовского инструмента. В сиквеле до типажа (с теми же оговорками) дорос постаревший Зуко.

Комиксы[править]

  • Astérix — друид Панорамикс. В экранизации адекватно отражено.
  • Grimm Fairy Tales, выпуск «Ученица чародея» — строгий до откровенной жестокости наставник Белинды в волшебных науках выглядит как стереотипнейший сказочный волшебник. Разве что цветастую мантию и вычурную шляпу надевает исключительно по особым случаям, а в быту и удаляясь по мирским делам предпочитает носить монашескую робу. Собственно, в комиксе в его мантии и шляпе покрасовалась как раз-таки Белинда, когда решила заколдовать ведра носить воду в баню самостоятельно.

Видеоигры[править]

  • Warcraft III — герои класса «архимаг» (кроме Джайны). Сухопарые деды, мечущие файерболы из посохов и призывающие бураны и водяных элементалей. Только шляпы не хватает.
  • Heroes of Might and Magic II и III — маги, архимаги и чародеи, а также многие герои соответствующих классов. А вот в IV—V частях эти бойцы из тропа выпали, ибо стали коротко стричь бороды (а боевой маг в пятёрке, по некоторым признакам, вообще женщина).
  • King's Bounty: Легенда о рыцаре и далее по серии — друиды и в меньшей степени архимаги.
  • Dungeon Siege: Kingdom of Ehb — волшебник Мерик одет в расшитую звездами синюю мантию и колпак, седобород и имеет именной посох, которым его можно будет экипировать только после существенной прокачки после освобождения из ледяной ловушки.
  • Серия Divinity — маг Зандалор. Все атрибуты на месте.
  • Dragon Age: Origins — первый чародей Ирвинг. В отличие от типичного представителя тропа, персонаж эпизодический и малозначимый, особенно при немагическом происхождении.

Настольные игры[править]

Реальная жизнь[править]

  • Джон Ди — знатный оккультист XVI века, каббалист, астролог, матемаг и исследователь енохианского языка. Судя по всему, уже тогда знал за троп и эксплуатировал его (просто загуглите портрет). Педаль в пол: его валлийская фамилия происходит от слова du — «чёрный», более чем подходящее прозвище для чародея.
  • Николай Рёрих — знатный оккультист XX века, масон, буддофил, международный шпион и на сдачу известный художник. Совершенно точно знал за троп и, возможно, нарочно косплеил предыдущего персонажа: сходство настолько поразительное, что впору вслед за самим Рёрихом заподозрить реинкарнацию.
  • Периодически сабж косплеят неоязыческие волхвы. Разве что вместо хламиды часто используют вышиванку в русском или украинском народном стиле, как на обрядах, так и в миру. А покойный Алексей Трехлебов даже и её не носил, зато лицом и особенно бородой походил на двух предыдущих просто как близнец.
  • В общем-то, любой православный епископ. Кандибобер в лице митры и посох ему положены по статусу, экзотические одежды, эволюционировавшие из византийских придворных, на богослужении надевают вообще все клирики, да и сами производимые ими действия кое-кто полагает шаманством.

Примечания[править]

  1. Оттуда разные подвиды магии унаследовали корень -mancy в своих названиях, означающий собственно гадание, то есть «некро-мансер» — это по смыслу не командующий легионами скелетов тёмный маг, а скорее сыщик-спирит, специализирующийся на допросе с пристрастием обитателей загробного мира.