Убийца — дворецкий

Материал из Posmotreli
Версия от 20:09, 15 января 2022; 109.252.84.71 (обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Butler Did It. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.


Убитый штамп, абсолютное большинство примеров которого — пародии, субверсии и деконструкции.

Или, скорее, вымышленный — его прямо почти никогда не играли.

Всё дело в том, что в детективах часто убийцей оказывается персонаж, не участвующий в событиях самого произведения, стоящий по большей части на заднем плане. Таким вполне может оказаться дворецкий, но он чаще просто имеет доступ к месту преступления и лишь знает, кто на самом деле убийца.

Стоит отметить, что в данном штампе есть и здравое зерно: на обслуживающий персонал действительно реже обращают внимание, и у слуги имеется много возможностей незаметно, под видом работы по хозяйству, спрятать труп/улики или подделать алиби. В частности, у дворецкого (а это самый старый и почтенный слуга, управляющий хозяйством) есть ключи от всех дверей в доме, и он же отвечает, к примеру, за то, чтобы часы были всегда заведены. А значит, для него не проблема подкрутить стрелки, чтобы свидетели запомнили нужное время, заверить сыщика, что комната была заперта, утащить тело в малозаметный сарай в парке и т. п.

Троп этот ведёт своё начало с 1928 года, когда ныне полностью забытый автор детективов С. С. ван Дайн написал эссе «Двадцать правил сочинения детективных историй», где в 11-м правиле заметил, что слуга не должен быть преступником, потому что подозревать «низких людей» естественно. Преступником должен быть человек, который поначалу не попадает под подозрение и кажется достойной, уважаемой личностью. Тут имеет место изменившаяся мораль. Со времён королевы Виктории и, по инерции, на протяжении несколько десятилетий, вышесказанное было аксиомой. Считалось, что развитые способности, добродетели и интеллект являются неотъемлемым свойством представителей высшего класса общества и передаются по наследству. Низкому классу, естественно, считались соответствующими злоба, вороватость и глупость. Это заблуждение сочеталось с научным расизмом: ни у одного белого европейца не было ни тени сомнения в превосходстве белой расы над всеми остальными (а собственной национальности над другими белыми) в вышеназванных способностях. Англичане откровенно топили педаль в дно Темзы, называя всех не-англичан «иностранцами» без уточнений, и считая буквально всех иностранцев необучаемыми варварами (не раз обстёбывалось Агатой Кристи, деконструкция этого явления — её любимый сюжетный ход).

Окончательно клише закрепилось, когда комический роман британского автора П. Г. Вудхауса «Что-то не так» (Something Fishy) вышел в США под названием «Во всём виноват дворецкий» (Butler Did It).

Примеры

Фольклор

Литература

  • Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы» (1878-80) — здесь троп появился ещё до возникновения штампа и с прикрученным фитильком. Убийца, Смердяков, был слугой, но не дворецким (накрывал на стол, чинил одежду, убирал в доме).
  • Герберт Джордж Дженкинс, «Странное дело мистера Чалонера» (1921). Убийца здесь — дворецкий, причём детектив написан и издан до опубликования эссе ван Дайна, так что о деконструкциях и пародиях речи нет — троп сыгран прямо.
  • В 1930 популярная сочинительница детективов Мэри Райнхарт aka «американская Агата Кристи» нарушила правило ван Дайна — в романе «Дверь» убийцей был именно дворецкий. «Дверь» отлично продавалась — но и часто высмеивалась за это нарушение. В результате «убийца — дворецкий» стал популярным пародийным штампом.
    • В конце 1940-х годов Райнхарт чуть не застрелил её повар. Он обиделся из-за того, что писательница не назначила его дворецким, о чем он всегда мечтал, а пригласила нового дворецкого со стороны. К счастью, пистолет заклинило, и другие слуги скрутили повара до приезда полиции.
  • Агата Кристи любит играть с этим тропом,
    • В рассказе «Убийство итальянского аристократа» (1923) хозяина прикончил камердинер.
    • В романе «Убийство Роджера Экройда» (1926) Паркер, дворецкий заглавной жертвы, с самого начала стал одним из основных подозреваемых, но затем выяснилось, что убийства он все-таки не совершал. Сейчас это выглядит как намеренная субверсия тропа.
    • «Тайна "Голубого поезда"» (1928) — убийцей оказался секретарь отца жертвы, даже не ехавший в поезде, а помогала ему служанка убитой, якобы сошедшая с поезда задолго до убийства. На самом деле они были бандитами, специализирующимися на кражах драгоценных камней, и заранее устроились на работу за несколько месяцев до этого, чтобы похитить ценный рубин.
    • «Смерть Лорда Эджвера» (1933) — с фитильком. Дворецкий лорда Эджвера Элтон выглядит и ведёт себя довольно подозрительно, а через некоторое время после убийства бесследно исчезает. Поэтому полиция считает, что вероятно он и есть убийца, пустившийся в бега. На самом деле Элтон не имеет к убийству никакого отношения, а виновен, скорее всего, в банальной краже хозяйских денег.
    • «Убийство в "Восточном экспрессе"» (1933) — в убийстве мистера Рэтчетта виновен проводник поезда Пьер Мишель, служащий в железнодорожной компании уже более 15 лет... а также личный секретарь убитого Гектор Маккуин... и его же лакей Эдуард Мастермэн. ...и ещё 10 пассажиров. Секретарь и лакей заблаговременно нанялись на работу к жертве. И Маккуин подстроил так, чтобы Рэтчетт поехал именно на том поезде и в том вагоне, где работает Мишель.
    • «Трагедия в трёх актах» (1934) — дворецкий Эллис отравил Бартоломью Стренджа во время званного ужина. Вот только на самом деле этого Эллиса никогда не существовала, а его роль сыграл сэр Чарльз Картрайт, знаменитый актёр и близкий друг жертвы.
    • «Смерть в облаках» (1935) — детективы, расследующие убийство, совершённое на борту летящего самолёта, несколько раз проговаривают, что хотя вероятность того, что преступник один из стюардов, крайне мала, их всё равно нельзя исключать из списка подозреваемых. И стюарды действительно не виновны. Однако отыгрыш тропа всё равно имеет место. Убийство совершил один из пассажиров, который при помощи белого пиджака замаскировался под стюарда и стал таким образом «невидимкой» для всех остальных.
    • «Убийство в Месопотамии» (1936) — внутримировой пример и, по всей видимости, лёгкий стёб над явлением. В увлекательном детективном романе «Смерть в лечебнице», который читает главная героиня, убийцей оказалась рыжеволосая горничная. «Вот уж никак не ожидала!»
    • «Жёлтые ирисы» (1937) — когда в варьете ненадолго выключили свет для исполнения музыкального номера, убийца прикинулся в темноте официантом и подмешал яд в бокал жертвы.
    • «Свидание со смертью» (1937) — подсветка. Углядев в рассуждениях Пуаро возможный намёк на то, что убийцей мог быть один из слуг-бедуинов, полковник Карбери говорит, что такой вариант будет для него как какое-то надувательство. Полковник волновался зря, убийца не был слугой-бедуином, а лишь замаскировался под такового по принципу «издалека сойдёт».
    • «Рождество Эркюля Пуаро» (1938) — одним из основных подозреваемых был Хорбюри, личный лакей жертвы с очень вороватыми повадками. Но хотя у него и правда обнаружилось криминальное прошлое, убийство совершил не он. И старый дворецкий Трессильян тоже ни при чём.Убийца — фигура ещё более незаметная, чем дворецкий. Это Сагден — полицейский инспектор, расследующий дело (и по совместительству внебрачный сын жертвы).
    • «Десять негритят» (1939): двое из убийц, собранных на Негритянском острове, — супружеская пара, нанятая как дворецкий и кухарка.
  • Дарья Донцова, «13 несчастий Геракла» — экономка Лариса. Семья Кузьминского не опознала в ней несчастную девочку Лисочку, а та нанялась в дом, чтобы отомстить за разрушенное детство.
  • Альберто Марини, «Пока ты спал» — Киллиан консьерж, а не дворецкий, но педаль в пол выжимает от всей души. Потому что маньяк, в буквальном смысле слова.
  • Гилберт Честертон, «Невидимка» — тут убийца почтальон. «Почему-то никто никогда не замечает почтальонов, — задумчиво произнёс он. — А ведь их обуревают те же страсти, что и всех остальных людей, а кроме того, они носят почту в просторных мешках, где легко поместится труп карлика».
    • Своеобразно отыграно в рассказе «Странные шаги», где вор прикинулся одновременно лакеем и джентльменом, чтобы шнырять по зданию. Лакеев не смущает очередной праздношатающийся богач, а богачей — торопящийся по делам слуга.
  • Фрэнк Герберт, «Дюна» — именно Октавия Батлер (дословно Октавия Дворецкая!) устроила Батлерианский Джихад, убив все разумные машины!
  • Эд Макбейн, «Топор». Убийца, жестоко зарубивший топором скромного привратника, это другой привратник, сосед жертвы, который мстил за потерю бизнеса по продаже дров. И он возник только в последней главе?!
  • Джонатан Л Ховард. «Йоханнес Кабал, детектив» — тут даже не называется, кто конкретно совершил убийство. Да это и не важно, ибо в преступлении был замешан весь экипаж воздушного лайнера, включая капитана, а также часть пассажиров. Именно поэтому «неуловимый убийца» запросто проникал сквозь любые двери и не попадался на глаза никому из команды, а все обыски либо не давали результатов, либо указывали на ни в чём не повинных людей.

Кино

  • «Улика»/«Разгадка», разумеется, с бесподобным Тимом Кёрри в роли дворецкого, Вадсворта.
  • «Особняк с привидениями» (The Haunted Mansion, 2003 г., Disney) — пародийный отыгрыш тропа. Что характерно, хозяин особняка не подозревал дворецкого, поскольку считал, что это было бы слишком банально и очевидно.
  • «Госфорд-Парк» — Роберт Олтман мастерски обыграл штамп.

Телесериалы

  • «Кости» — играется прямо в эпизоде «Янки в Великобритании»: дворецкий сознаётся в убийстве, говоря, что сделал это с целью защитить репутацию семьи, и семья обещает предоставить ему лучшего адвоката.
  • «Смерть в раю» — играется прямее некуда уже во второй серии, когда Ричард Пул расследует смерть невесты, в первую брачную ночь застреленной из ружья на балконе высококлассного отеля. Убийца оказывается местным дворецким, который по ошибке принял её за Маргарет, одну из горничных. Поняв свой промах, он и Маргарет всё-таки убил, доведя задуманное преступление до конца.
  • «Касл» — в одной из серий, когда приходит время раскрыть личность преступника, Касл просит слова: «Пожалуйста! Пожалуйста! Я всегда мечтал это сказать: Убийца — садовник!»
  • «Нюхач» — встречается неоднократно.
    • В одной серии отыгрывается дважды — воровкой и убийцей оказывается горничная, а до этого с аналогичными целями в квартире появился уголовник под видом электрика. При этом и тот, и другой выведены с самого начала главными подозреваемыми.
    • Субверсия в серии во втором сезоне, где фигурирует искалеченная перенесённым инсультом тёща. Она постоянно фигурирует на заднем плане, и зритель может догадываться, что инвалидом она только прикидывается. На самом деле это действительно так, правда, к убийству она абсолютно непричастна, но может являться ценным свидетелем.
    • В финале второго сезона серийный убийца беспрепятственно проникал в дома жертв под видом курьера.

Мультфильмы

  • Пародийный мультфильм Текса Эйвери «Кто кого убил?» — применено постмодернистски: в качестве подозреваемых в убийстве перед сыщиком выстраивается весь штат прислуги, состоящий при особняке. Дворецкий, горничная и шофёр, все как один со скрытными и злодейскими рожами. На грозный вопрос «КТО УБИЙЦА?!» они хором издевательски отвечают «А ты попробуй выясни!». Но нет, никто из них не убивал — в финальном кадре это выясняется со всей отчётливостью.
  • «Убийство лорда Уотербрука» — доктора Ватсона от выдвижения данной версии не остановило даже то, что дворецкий и сам был убит:
«

— Он мог выстрелить лорду в висок, а потом забежать вперед и встать под пулю. — Но… зачем??? — Чтобы обеспечить себе алиби!

»
— Умные версии от доктора Ватсона

Мультсериалы

  • «Angry Birds Toons» (2013-16), серия «The Butler did it/Это сделал дворецкий», смеха ради. Король свиней смотрел детективный фильм, но плёнка сгорела, и пришлось подданным играть роли персонажей этого фильма. Сам король играл роль детектива и в ней тупил по-жуткому. Казалось бы, что проще — «окровавленная» кувалда в руках у убийцы (как всегда — дворецкого), «кровавая дорожка» из варенья ведёт от жертвы до дворецкого. Но король не догадался даже тогда, когда барон поставил в зале кучу стрелок, указывавших на убийцу. Дворецкий, услышав стук в двери, отдал кувалду королю и побежал открывать их, а король, посмотрев на орудие убийства в своих руках, решил, что он и есть убийца, и сдался полисмену. Настоящему.

Видеоигры

  • Серия «Hitman» — Субверсия. Сорок Седьмой часто совершает убийства, маскируясь под низкоранговый обслуживающий персонал. Кого он только не изображал — садовников, поваров, официантов, почтальонов, уборщиков… В «Hitman: Contracts» и первом сезоне «HITMAN™» можно переодеться в дворецкого и самолично отыграть троп. Кроме того в той же миссии «Hitman: Contracts» можно подстроить, чтобы настоящий дворецкий стал убийцей и (пусть и неумышленно) подал хозяину яд.
  • The Deed — протагонист убивает свою сестру ради наследства. Однако, можно обставить всё так, чтобы виновным признали дворецкого Джорджа или горничную Софию. А если улики, указывающие на дворецкого, будут малочисленными и косвенными, то следователь отметит, что не рассматривает версию о его виновности всерьёз — это было бы слишком банально.

Музыка

Рейнхардт Мей — «Der Morder ist immer der Gartner». Пародия: всю песню в припеве поется, что убийца всегда садовник, которого все никак не могут разоблачить все известные сыщики мировой литературы, в том числе Холмс и Мегрэ, однако в последнем куплете и припеве убийцей внезапно оказывается дворецкий, который убивает главного подозреваемого.

Реальная жизнь

  • В 1975 году в Великобритании мошенник и вор Арчибальд Холл устроился работать дворецким к леди Маргарет Хадсон, чтобы впоследствии обокрасть её. В это время бывший сокамерник по имени Дэвид Райт узнал его и потребовал денег, угрожая выдать. Холл, недолго думая, прикончил шантажиста метким выстрелом в затылок и похоронил в лесу. После этого преступника уже невозможно было остановить — он устраивался дворецким в разные богатые дома, после чего убивал своих работодателей и всех, кто мог помешать осуществлению его планов. Лишь в 1978 году полицейские поймали Арчибальда Холла и выбили из него признания в убийствах, заставив показать места, где он захоронил останки своих многочисленных жертв. Его признали виновным в суде Лондона и Эдинбурга, приговорив к пожизненному заключению. Арчибальд Холл дожил до 78 лет и умер в тюрьме от инсульта 16 сентября 2002 года.