Издалека сойдёт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Танк, правда, изображен нечётко, в облаке пыли, и вообще чувствуется, что художник с военной техникой не в ладах. Судя по очертаниям башни и ствола, на Африкана скорее всего наезжает самоходное орудие «фердинанд», что, конечно же, маловероятно… »
— Евгений Лукин «Алая аура протопарторга»
« Кинотеатр. Исторический фильм о Первой мировой. В окопах бравый капитан сообщает о налёте вражеских цеппелинов по мобильному телефону.
— Постойте-постойте, а какая у него модель? О! Это же «Самсунг-второй»! Не, ну не может такого быть! 1916 год, всё-таки.
— Почему не может? У «Самсунга» — и «четвёрка» уже древняя, с ней только лохи ходят.
»
— Анекдот[1]
Револьвер 1899 года в фильме про 1877

Приведённый диалог — конечно (пока) шутка. Однако в реальной жизни бывает, что для исторически правдивого в целом фильма не нашлось подходящих атрибутов: одежды, обуви, но в особенности — бытовых предметов материальной культуры (археологи назвали бы их артефактами, а люди искусства — реквизитом). Осознавая всю мерзость ситуации, режиссёр скрепя сердце разрешил использовать в кадре нечто, не вполне соответствующее историческому сеттингу. В театре — проблем нет. Публика редко ходит на спектакли с восьмикратными полевыми биноклями, оттого углядеть, что там за карманные часы у главзлодея, — трудновато. А вот в кино или телесериале камера в любой момент может совершить наезд. Если кино смотрят в домашнем кинотеатре, в распоряжении диванных экспертов имеются кнопочки «Стоп», «Назад» и «Вперёд по кадру». Что-что там у героя в кармане?

Под этот троп подпадают исключительно кино или телесериалы. Ясно, что в литературе следует писать правильно, а в мультипликации — правильно рисовать. Под троп также подходят случаи, когда наезд камеры на анахронизм вводится намеренно для комического эффекта. Лучший пример: кинотрилогия «Назад в будущее», особенно фильм III.

Неосознанное введение анахронизмов режиссёром — это другой троп: Не в ладах с историей.

Впрочем, большинство зрителей не разбираются в заклёпочных тонкостях, и для них все танки и револьверы на одно лицо.

Полная противоположность этого явления — Удивительное внимание к деталям.

Примеры[править]

Кино[править]

Общие моменты[править]

  • «Киношуши»[2], то есть самоходные объекты, изображающие в фильмах и сериалах бронетехнику. Варьируются от «возьмём современный танк, намалюем свастику такого размера, чтобы было видно с Луны, и назовём танк немецким» (встречается и в советских фильмах, и в российских, и в зарубежных — малый бюджет и лень режиссёров случаются везде) до самоходных макетов, к которым могут придраться только любители стендового моделирования, просмотревшие десятки снимков и негодующие «на „Тигре“ с бортовым номером 528 в июне 1944 года не могло быть правой фары, её ещё в марте сломал мехвод ефрейтор Ганс Шмульке, когда по пьяни въехал в курятник». Естественно, основная масса киношушей где-то посередине, например широко использовавшиеся в советских фильмах Т-44 «загримированные» под «Тигры» и PzKpfW IV имеют некоторое внешнее сходство с прототипами хотя больше, конечно, представляют собой «сферические немецкие танки в вакууме».
    • На самом деле советские Т-44, «загримированные» под «Тигры», достойны почтения. Такого почтения, что кадры из фильма «Освобождение: Огненная дуга» Озерова до сих пор вписываются среди документальных хроник. Из заметного без очень пристального разглядывания — только другая компоновка катков (которую, естественно, для съемок не переделать).
    • Отдельного упоминания достойны шушпанцеры из фильма «Приказ: огонь не открывать». В роли неких японских бронемашин были задействованы банальные советские МТ-ЛБ с башнями из бочек и пушками/пулеметами из палок. Получилось настолько топорно, что хоть сейчас в палату мер и весов.
    • Оспорить с ними пальму первенства могут бессмысленные и беспощадные уродцы из фильма «На безымянной высоте» — «советские танки» там представляют собой Т-72, которым крайне бездарно и халтурно обшили башни фанерой, пытаясь сделать похожими непонятно на что… Выглядит сие как кучка фекалий на гусеницах. И немецкие танки из тех же Т-72 получились не лучше.
    • Есть и варианты, когда делали старательно, но явно не хватило времени и/или бюджета. Использованный при съемках «Брестской крепости» и «Днепровского рубежа» самоходный макет PzKpfW III опознаётся только по ходовой части от БМП и немного неверным пропорциям, а в фильме «Белый тигр» заглавного персонажа «играл» обшитый фанерой ИС-2, но при этом использовались высочайшего качества статичные макеты подбитой техники. Впрочем, и упомянутый «Тигр» по замыслу киноделов должен был оказаться качественным ходовым макетом, но его не успели доделать из-за перфекционизма, потребовавшего отливки траков для аутентичного вида гусеницы.
    • Существует поверие, что киноделам было совершенно насрать на тонкости матчасти. В частности это касается западных киноделов. «Паттон», «Битва в Арденнах», «Большая красная единица»[3] — везде были вполне современные западные танки с нанесенными «балкенкройцами». И это вся маскировка. Серьезно. Аверсией на такое правило считается «Тигр» из «Героев Келли».
  • «Киношушгеверы» — попытка загримировать одно огнестрельное оружие под другое, авторам фильма по каким-то причинам недоступное:
    • Загримированный под «Льюис» пулемёт ДП отметился во многих фильмах о Гражданской войне и событиях 1920—1930-х годов, в том числе в культовом «Белом солнце пустыни».
    • Гримировка пулемёта ПК под MG-34 путём установки на ствол перфорированного кожуха.
    • АКМ с американским подствольным гранатометом М-203 из «Рэмбо 3».
    • «Типа АКС», сделанный на базе MP40 из итальянского фильма «Сто дней в Палермо».
    • Стилизованный под «Томпсон» ППШ-41, замеченный в советско-польской криминальной комедии «Дежа Вю».
    • Венгерско-ГДРовско-финско-чешские автоматы, во множестве «поступавшие на вооружение» советских военных в американских боевиках. Сюда же можно отнести и брутальные ПП, по версии американских киношников очень любимые советскими офицерами в качестве табельного оружия.
    • Особенно «повезло» в этом плане StG-44. Его очень часто используют для того, чтобы сделать пародию на другой ствол:
      • Так, в «Мосфильме» сварганили «типа М16», из штурмгевера, переделанного под стрельбу холостыми патронами 7.62х25(от пистолета ТТ) и оснащённого рукояткой. Сей «шушпангевер» фигурировал в «Одиночном плавании», «Случае в квадрате 36-80» и многих других советских (и не только) фильмах-боевиках.
      • «Ленфильм» тоже отличился на данном поприще: на студии разработали пародию на M16A1 аналогичным способом, только оставив оригинальный приклад и добавив рукоять для переноски и «типа деревянное цевье». Такой ствол появлялся в фильмах «Остров погибших кораблей» и «Я служу на границе». Также явно он снялся с Томпсоном в скетче «Городка» «На Ближнем Востоке».
      • Оружейники «Беларусьфильма» умудрились соорудить т. н. «StG-44K»[4], который должен был косплеить некий пистолет-пулемет. Такой аппарат был замечен в «Стервятниках на дороге», «Гладиаторах по найму» и «Между жизнью и смертью».
  • «Киновундерлюфты» — в данном случае по причине неимения аутентичных за таковые пытаются выдать какие-то другие самолёты. Для самолёта, который при съемках должен подниматься в воздух, чаще всего дело ограничивается окраской: намалевали на Ан-2 свастику и вот вам немецкий транспортный самолёт, проделали то же самое со спортивным «Злином» — вот вам «Мессершмитт». Но бывают и честные попытки придать летательному аппарату некоторое внешнее сходство с реально существовавшим прототипом.
    • В фильме «Битва за Британию» в роли немецких «Мессершмиттов BF-109E» снимаются испанские BF-109 более поздней модификации и с английскими двигателями.
    • В «Тора! Тора! Тора!» летающие имитаторы японских истребителей и бомбардировщиков сделаны на базе учебно-тренировочных самолётов AT-6.
    • В советском «Нормандия-Неман» в качестве истребителей Яковлева снимаются созданные на их базе учебно-тренировочные Як-11, переделанные заменой остекления кабины в «одноместный» вариант.
    • В «В бой идут одни «старики»» — вместо «лавочек» снимаются учебно-тренировочные Як-18, благо внешне немного, но похожи.
      • Проблема в том, что в роли Ла-5 они были бы уместны, но вот персонажи в разговорах упоминают, что летают на Яках (Як-9, судя по времени), а вот на них «восемнадцатые» абсолютно не похожи хотя бы по причине воздушного охлаждения, придающего самолетам характерный тупоносый облик.
        • Спасибо Покрышкину, что предоставил от ДОСААФа хотя бы их. Сценарий Быкова категорически не нравился чиновникам из Госкино и ГлавПУРу как «негероический», и фильм удалось продавить только благодаря влиятельным фронтовикам типа Покрышкина и лично Брежнева, которым наоборот он очень понравился.
    • В «Истребителях» в первом сезоне сериала активно используются аппараты класса «русфанер», буксируемые по аэродрому на веревочках. Второй сезон радует весьма качественной компьютерной графикой.
    • «Ми-24», засветившиеся во множестве американских боевиков 19-х и даже дожившие до сериалов начала 2000-х. Впрочем, по сравнению с хтонической летающей НЁХ из «Красного скорпиона» получилось еще достаточно ничего…
  • В определённой мере сюда можно отнести автомобили, «приносимые в жертву» в каждом первом боевике. Если просматривать сцены столкновений и взрывов на замедленном воспроизведении, очень часто можно рассмотреть, что с кувыркающейся машины снято всё, что только можно, от трансмиссии до обивки салона. И что за рулём сидит в лучшем случае манекен, а чаще — вообще никого. Но если не замедлять, то нормально, сойдёт.
  • Любой фильм о Второй мировой, в которой американские авианосцы показаны с угловой палубой. Дело в том, что после войны, американские авианосцы были либо списаны на металлолом, либо переоборудованы угловой палубой.
    • Да не только американские — во время Второй мировой угловой полётной палубы не существовало в природе. Её придумали англичане уже в начале 50-х.
  • Ну и, конечно же, униформа. Тут, в общем-то кто во что горазд, но особенно отличились клюкворобы эпохи холодной войны.
  • Очень часто операторы палятся, делая крупные планы на оружие. В кадр попадают анахроничные детали, насадки для холостой стрельбы, пустые барабаны револьверов, неподвижные при стрельбе затворы, а особенно смешно, когда видно, что стреляет страйкбольное или травматическое оружие. А ведь при съемке издалека все сходит!

Отечественные фильмы[править]

«М16» снимавшаяся в фильмах «Случай в квадрате 36-80», «Пираты XX века» и других
  • «Лунная радуга» (1983). Великолепные костюмы и декорации, неплохие для своего времени спецэффекты, но притом в рубке космического корабля стоят компьютеры w:Электроника-60 и фрязинские мониторы w:15ИЭ-00-013. На одном экране виден «Тетрис». Автор оригинальной книги (более глубокой и совсем без тетриса) недаром предпочитает о фильме не говорить.
  • «Адмиралъ» — технически продвинутые зрители недоумевают, отчего нарисованные компьютерной графикой корабли не имеют ничего общего с реальными. Есть же фотографии, в конце концов!
    • При создании трёхмерных моделей использовали и фотографии, и чертежи. Только вот брали фотографии и чертежи не тех кораблей. Например Колчак лихо ведёт в бой миноносец типа «Сокол» времён Русско-японской войны[5] вместо вдвое более крупного эсминца «Сибирский стрелок».
  • В фильме «Турецкий гамбит» герои пользуются револьвером Webley MK.VI, который приняли на вооружение в 1899 г., то есть через 21 год после Русско-Турецкой войны. Никто бы и не заметил, если бы это же оружие не было стилизовано под букву «Г» в логотипе фильма.
    • Там же. Фандорин вооружен «Винчестером» образца 1894 года. Прокатило бы, не будь дважды(!) крупный план на затвор.
    • Там же. Гражданские костюмы корреспондентов по модам 1860—1910 годов. Ограбили костюмерную «Мосфильма», забрав всё, что было приличного?
    • У подполковника Казанзаки — медаль на ленте Св. Станислава (красная, с двойными белыми каемками). Это серебряная медаль «За усердие». Награждали ею гражданских, в основном крестьян и мелких чиновников. Доброволец-унтер мог иметь такую с «гражданки» — но как получил её профессиональный старший офицер?
  • Ну не везёт Фандорину в азартные игры кино! В фильме «Статский советник» засветились железнодорожные вагоны образца 1932 г. Оно и понятно: где найти подвижной состав из 1891-го? Однако там же в фильме за окном поезда мелькают столбы с трёхфазным проводом на стеклянных изоляторах из 2000-х. Могли бы и закрасить, тем более — ночь.
    • Грину непременно нужна квартира с телефоном. И непременно — аппарат начала XX века.
    • Карта Москвы в кабинете полковника Бурчинского — тоже начала XX века. Другой не нашлось — простительно. Однако, камера выхватывает район ещё не построенного к 1891 году Киевского вокзала — а это уже ляп.
  • «Мерседес уходит от погони» — ЯАЗ-200 худо-бедно справляется с ролью немецкого грузовика, да и трёхосный БТР-152 в роли полугусеничного бронетранспортёра вызывает понимание. Но один только автобус ЦАРЗ 38АС отключает подавление недоверия напрочь! А ведь есть ещё целая немецкая грузовая колонна, состоящая из ГАЗ-66, ЗиЛ-131 и Урал-375, слегка прикрытых ветками. При всём при этом — весь легковой автотранспорт подобрали вполне аутентичный. Дополнительным бонусом: «немцы» носят маскировочные накидки расцветки «Берёзка», которые использовались Советской армией и на момент съёмок фильма однозначно опознавались как «свои». Разгадка проста: в роли немецкой колонны снимались солдаты срочной службы.
  • «В небе „ночные ведьмы“» — режиссёром фильма была Евгения Жигуленко, одна из реальных «ночных ведьм», и фильм снят максимально достоверно. Тем не менее, недостаток реквизита можно заметить: например, ремни на героинях можно увидеть аж трёх разных поколений — аутентичный, времён ВОВ (но для рядового состава), и послевоенные, от комплектов формы 1956 и 1959 г. Некоторые персонажи носят погоны образца 1955 г., некоторые — похожие на настоящие, но отчего-то увеличенные вдвое. Ну, и оливковые пилотки с голубым кантом — это, конечно, анахронизм: должны быть тёмно-синие. Также в кадре мелькают анахроничные ТТ послевоенного выпуска (с мелкими насечками на затворе) и карабин СКС. На несколько секунд на экране появляются танки Т-44, переодетые в немецкие PzKpfw IV — пожалуй, даже слишком хорошо переодетые для столь малобюджетной картины. Разгадка проста: кадрами с ними поделились соседи по съёмочной площадке, а вообще они были сделаны для киноэпопеи «Освобождение» Озерова.
  • «Хардкор» — хотели сделать оружейное порно, а вышел цирк. Ещё можно понять шумовой пистолет-пулемёт Zoraki или газовый Smith&Wesson в роли боевого оружия, но показать крупным планом пневматический ТТ с огромным логотипом Gletcher?
  • «Случай в квадрате 36-80» — присутствуют американская подлодка проекта 671, американский противолодочник проекта 61, американский «Орион», в роли которого Ил-38 с настоящим негром в составе экипажа, Ту-142 с кокпитом от Ил-86, «М-16», упомянутая в шапке статьи, а ракеты, якобы выпускаемые подлодкой, как отчетливо видно в кадре, запускает малый ракетный корабль.
  • «Одиночное плавание» — БПК проекта 1134Б сбивает две выпущенные по нему ракеты ЗРК «Шторм», но в кадре с пуском явно виден нос БПК проекта 61, оснащенного ЗРК «Волна» (отчетливо видна носовая башня АК-726, которой не было на 1134Б, а также антенный пост РЛС «Ятаган» от ЗРК «Волна» на надстройке. Кроме того, тот же БПК выпускает по американской подлодке торпеды из двухтрубного аппарата — хотя на этих кораблях ТА пятитрубные. Ну и та самая «М-16», конечно же. Кроме нее, американские наемники вооружены G-3, «Бреном», Sa.23 и РПГ-2. А обстрелять круизный лайнер намереваются советской ракетой П-35 из пусковой установки СМ-70 берегового комплекса в Крыму.
  • «Вор» П.Чухрая — послевоенный поезд из гофрированных (да, послевоенные были, но с гладкими бортами, и не на второстепенных направлениях) вагонов ЦМВ, в котором встречаются Катя и Толян, ведет паровоз серии Л, да еще и с автосцепкой!
    • Переход на автосцепку проходил в 1935—1957 годах, Лебедянка пошла в массовую серию в 1946-м, так что в начале 50-х с натяжкой могло быть, да (забудем даже, что паровоз грузовой). А вот вагоны уже точно модели 60-х годов.
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» — начало 20-х, при этом пассажирский поезд ведёт грузовой паровоз СО (выпуск с 1934 г.), а вагоны оснащены автосцепкой СА-3 (начало внедрения — 1935 г.). Есть и другие ляпы, например, умиляют газовые советские трубы посреди села.
  • Любовь Машкова к паровозам можно только приветствовать, но «Край» продавливает колосники в недра шлакосборника. Если в роли фантастического «Фшм — Фишмана» снимается вполне себе довоенный «ФД-20», то факт установки на «Овечке» Игната регистрирующего скоростемера СЛ-2 Тбилисского механического завода, первые образцы которого выпущены только в 1949-ом году, вызывает обоснованное «Чё?». И да — вес этого прибора составляет 34 килограмма, в будке он привинчен к чугунной же плите четырьмя болтами М14. Чтобы трахнуть им по голове зловещего чекиста, понадобился бы гаечный ключ и около 10 минут сосредоточенного выкручивания. Хватило бы и регистратора Гаусгельтера. Он тоже не лёгкий.
  • «Гагарин» — «Королевскую семёрку» на стартовый стол вытаскивает сплотка из тепловозов ЧМЭ3т, да еще и в «ПИД-овской» красно-серой раскраске ОАО РЖД! ЧКД выпустила первый ЧМЭ3 для СССР сильно после полёта Юрия Алексеевича. Там наверняка трудились тепловозы, но скорее всего, в 1961-ом году это была либо уже специально изготовленная сплотка из четырёх ТЭ3 (прослужившая до начала 80-ых до полного износа), либо старички ТЭ2 — тоже в каком-то хитром исполнении.
  • М-м-м… гималайский медведь из «Кавказской пленницы»?
    • Обоснуй — ручной зверь сбежал из зверинца. На нем даже ошейник видно.
  • «Красный призрак» — явные ГАЗоны в роли «условных немецких грузовиков» в количестве двух штук (на одном из них на радиаторе написано OPEL, но это неправда: эта машина примерно похожа на собирательный образ всех других грузовиков Вермахта, но даже близко не похожа на Opel Blitz — который, вполне аутентичный, рядом с такой машиной и едет). Командирская машина «Хорьх-901 Тип 40» выглядит вполне оригинальной (разве что колёса явно не родные), но примерно с середины фильма её сменяет ну ооооочень условная реплика на базе ГАЗ-69.
  • «Мэри Поппинс, до свидания» — Пожарные приезжают на двух КамАЗах с британскими номерами тех времён. Вместо аутентичного для Британии такси Austin FX4 Мисс Эндрю приезжает на внешне отдалённо похожем на него «Мерседесе». А пианино привозит восточногерманский «мультикар».

Зарубежные фильмы[править]

  • Камеронов «Титаник» (1997): Дэйвид Уорнер размахивает гражданским «Кольтом» образца 1911 года. К апрелю 1912 года, когда тонул знаменитый пароход, существовали лишь первые экземпляры этого пистолета. Консультанты рекомендовали Камерону «Кольты» 1902, 1904 и 1905 годов, которыми были вооружены офицеры «Титаника» в реале, но режиссёр выбрал «Оскара». Массивный серебристый пистолетище — куда киногеничнее. Будем считать, что у Уорнера старший брат работает в инженерном отделе «Кольта», а пистолет с серийным номером 000001 — доставлен курьерским пакетботом прямо перед выходом «Титаника» в роковое плавание.
    • Один эпизодический герой «Титаника» был замечен с электронными часами, другой — с контактными линзами.
    • Офицеры в шлюпках, водящие туда-сюда электрическими фонариками стиля конца века. В реальности у них в лучшем случае могли быть керосиновые.
    • Ну, во-первых, режиссёр знал о проблеме, но ему надо было как-то осветить сцену. Во-вторых, ручные электрофонари тогда существовали. Именно с 1906 г. производился, например, немецкий фонарик DAIMON.
  • Кофеварка «Мистер Кофе», которую держит в руках инженер NASA в фильме «Аполлон 13», поступила в продажу через 2 года после собственно полёта. Режиссёр о проблеме знал, но другого годного реквизита для эпизода найти не сумели.
    • Там же: логотип NASA на рукавах некоторых второстепенных персонажей и оборудовании ЦУП. Используется так называемый «червячок» — логотип агентства с 1975 по 1992 годы, а реально во время полёта была «тефтелька Модарелли» (по фамилии нарисовавшего лого инженера) образца 1959 года. Съёмочная группа решила не калечить музейное оборудование ради исторической достоверности фильма. У главных персонажей и на макетах — везде «тефтельки».
    • Там же: первая ступень «Сатурна-V» покрашена по цветовой схеме более поздних запусков. Секрет фокуса: в одном из «псевдо-документальных» кадров используется не компьютерная графика, а реальный «Сатурн-V», который так и не взлетел с «Аполлоном-18», а остался в хьюстонском центре в качестве музейного экспоната.
  • «Шерлок Холмс: Игра теней» Гая Ричи — Холмс испытывает прототип глушителя собственной конструкции на «Нагане» образца 1941 г. Будем считать, что помимо глушителя сыщик также изобрёл машину времени.
    • Гильзы полицейских дробовиков — пластиковые, которых не было в XIX в.
    • «Маузер К96», до появления которого, на момент действия фильма, еще пять лет. Более того — у в фильме показана модификация «М712», появившаяся в 1931-м.
    • Оставленная Мораном гильза — от патрона .223 Remington, который появился только в 1960-х.
  • «Артур и минипуты» — протагонисту подарили на день рождения игрушечную модель Ferrari 250 GTO. Сам автомобиль выпускается с 1962, хотя мерчендайз вполне могли запустить в продажу пораньше.
  • «Спасти рядового Райана»: в роли немецких Тигров (которых травят вонючими носками) — лишь слегка загримированные советские Т-34. Более того, один из американцев расстреливает мехвода из пистолета-пулемёта через смотровую щель. Спрашивается: а куда же делся триплекс?
  • «Провал во времени» — тут свое слово сказала реальная жизнь: сперва оружие и технику должны были предоставить Силы Самообороны Японии, но когда оказалось, что доблестные японские солдаты по сюжету пустятся во все тяжкие, включая самое настоящее пиратство, вояки послали киношников лесом и тем пришлось доставать реквизит самим. В результате можно увидеть устаревший пистолет-пулемет М3 или единственный в своем роде танк.
  • «Царь скорпионов» — белоснежные зубы у варваров и древнеегипетские силиконовые сиськи.
    • В современном Голливуде, это встречается в каждом первом фильме с древним/средневековым сеттингом и является художественной условностью.
  • «В осаде» — по сюжету террористы захватывают линкор «Миссури», но съёмки велись на «Алабаме», которая вообще относится к другому типу. Впрочем, если зритель не «заклёпочник», может и не отличить, корабли все-таки имеют одинаковую компоновку и расположение главного и вспомогательного калибра, и вообще довольно схожи. Это не «Айова» и «Аризона»
  • «Универсальный солдат 4» — АК замаскированный под М16
  • «Хантер-Киллер» — в кадрах с общими планами российского Северного флота фигурирует авианосец типа «Нимиц».
  • «Зов волка» — ПЗРК на французской подлодке изображает германский противотанковый гранатомет.
  • «Гражданин Икс» — Генерал Иванов, шеф КГБ Ростовской области, судя по форме — лётчик из министерства юстиции.
    • Да и вообще тот Мухосранск первых послевоенных лет, который пытаются выдать за Ростов-на-Дону 1980-х.
  • Последние фильмы франшизы «Снайпер» — в роли «Ремингтона 700» выступает то покрашенный из баллончика «Маузер 98», то японская «Хова».
    • «Снайпер 2» — в церкви Беккет берет в руки винтовку Мосина и называет ее «Маузер 7.92». Он, на тот момент, был конечно не молод, зрение могло подводить… но не до такой же степени, чтобы «Маузер» с трехлинейкой перепутать.
  • «Доктор Ноу» — в начале фильма Бонд получает Вальтер PPK, но вот профессора он почему-то поджидает с FN Browning m1910. Прокатило бы, если бы не крупный план на пистолет.
  • «Очень эпическое кино» — смеха ради. В сценах драки Аслан очень неуклюже заменяется на каскадёра-азиата. Сойдёт разве что совсем издалека.
  • «Перл-Харбор» — в кадрах разгрома американского флота во множестве присутствуют «массовкой» корабли 1970-х годов, а как японцы, так и американцы несколько раз взлетают с палубы авианосца с угровой палубой и паровой катапультой, видимо, типа «Нимиц»
  • «В Ад и обратно» — М41 «Уолкер Бульдог» в роли «Тигров».
    • Вообще-то в роли Т-IV. Куда сильнее коробит танк «Шерман», подменивший M10 «HellCat», в которой и геройствовал Оди. Тонкость в том, что M4 хоть и защищает пулеметчика только спереди, но дает полноценную защиту, даже от попадания снаряда. У Hellcat броня скорее отсутствует, чем присутствует. Впрочем, стрелять в большинстве случаев все равно придется из-за башни.
  • Индийский боевик «Час Х» — «Форд Мустанг», перед столкновением заменяется на «Дэу Нексия» с обрезанной крышей.
  • «Красный рассвет» — режиссер брехал, что товарищи из ЦРУ у него предметно интересовались, где взял настоящий Т-72. В реальности — ну не более чем более-менее на базе М-48. А также БМД-1 на базе трактора, Ми-24 на базе «Пумы» и многое другое.
    • Сюда же другой эпичный Ми-24 на базе Аэроспасьяль SA.330 «Пума» из Рэмбо 2 и 3. Самое смешное, что вертушка издалека действительно похожа на Ми-24… Точнее, Ми-24А, он же «Изделие 245». Предсерийная модификация, которая хоть и была поставлена в некоторые подразделения, но дальше границ СССР не летала. А первым «настоящим» Ми-24 стала модель «Б», она же «Изделие 241» уже с классической кабиной типа «тандем».
  • «Никто» — Хатч говорит, что у него был «Хеклер-Кох» 45-го калибра, и всё бы ничего, но во флэшбеке на боку пистолета ясно читается «9х19».
  • «Приключения на берегах Онтарио»(1968) и «Прерия»(1969) — немецко-французко-румынские экранизации Фенимора Купера. Здесь в роли мушкета Brown Bess, основного оружия британской армии и американских колонистов тех лет засветилась Vz.24 — чешская магазинная винтовка, с которой встретила Вторую Мировую половина стран Восточной Европы.
  • «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» — в конце фильма Инди угрожает взорвать ковчег, воспользовавшись гранатомётом, в котором легко узнаётся лениво замаскированный советский РПГ-2 (точнее, китайская копия). Возможно, что он должен был изображать немецкий «панцерфауст», но тут же получается и анахронизм, поскольку оружие такого типа появилось значительно позже тех лет, когда происходят события фильма.
  • «Амадей» — во время балетной сцены из «Свадьбы Фигаро» видны застёжки-«молнии».
  • «Огненный лис» — московское метро изображается венским, отсюда туалеты на станциях, станции английского типа (пилонная трехпролетная с коротким средним залом), коих в СССР была ровно одна — «Арсенальная» в Киеве, и левосторонним движением (в московском метрополитене имеется только на кроссплатформенных станциях, коими упомянутая в кадре «Павелецкая» не является.
  • «Над обрывом» — роли популярных в Китае 30-х годов «Бьюиков» играют небрежно слепленные новоделы[6]. А в конце вообще появляется «Мерседес 180» 50-х годов.

Телесериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны». Есть распространённая байка, что Штирлиц достал из кобуры от «парабеллума» пистолет Макарова и застрелил из него мерзкого Клауса. На самом деле это даже близко не похожий на ПМ пистолет FN Mod. 1910, который в Германии описываемого периода имел довольно широкое хождение и даже был принят на вооружение под наименованием Pistole 621(b). Убедитесь сами.
    • Но вообще, хватает там и реальных ляпов из-за нехватки бюджета — то в кадре промелькнёт ЗиЛ-130, то номер на автомобиле советский, то генерала Вольфа встретит УАЗик-«буханка», то Кэт уезжает из Берна в ГДРовском вагоне 60-х годов с надписью на русском «Тара 62 тонны».
  • Часы в кабинете майора Знаменского из первой части «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1972) постоянно стоят. Время в начале каждого допроса установлено правильно, но за 5-10 минут экранного времени стрелки не движутся. Есть версия, что звукооператорам не понравилось тиканье в кадре. В пятой серии часы бесследно со стены исчезли — даже гвоздика не осталось.
    • Там же в 10 серии заключённые в Бутырке играют в домино. Камера делает наезд сверху, и тут один из игроков кладёт дубль 4-4 к кости 5-3 и произносит «дубль». При повторном наезде камеры, другой подследственный в той же игре играет два дубля с двух концов: 5-5 и 4-4 (последняя кость магически перекочевала со стола ему в руку) и произносит: «а я — два дубля сразу». По одной из версий, для съёмок нашёлся лишь неполный комплект костей, и актёры вынужденно импровизировали. Есть и другой вариант: артисты на эпизодические роли подбирались в основном театральные, оттого «играли в домино», как в спектакле на сцене, не обращая внимания на камеру. Надо сказать, что без клавиши «пауза», которой на советских телевизорах того времени и быть не могло, разглядеть подмену непросто.
  • «Место встречи изменить нельзя». Шарапов приезжает на Лосиноостровскую на электричке ЭР2, которая появилась с 1964 года. Там же на станции видны вагоны-рефрижераторы, выпуск которых начался еще позже.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Собака Баскервилей»):
    • Один из предков сэра Генри на портрете носит орден Святого Владимира, вручаемый в Российской империи. Что ж, бывает. Достойные у него предки.
    • В серии «Кровавая надпись» Холмс стреляет в стену из бельгийского «Нагана», поставляемого в основном в Российскую Империю. Хотя мало ли где этот чудак мог раздобыть иностранный пистолет. А вот то, что с такими же пистолетами ходят британские полицейские, выглядит уже как минимум странно.
    • В той части первой серии, которая представляет собой экранизацию «Пёстрой ленты», снялись две змеи, не то что не ядовитые, но и вообще друг на друга не похожие. Змея, которая убила Ройлотта и ползала по его трупу — пёстрый песчаный удавчик: он смотрится эффектно и неядовит. Но эта змея очень боится высоты, поэтому никак не хотела нормально пропихиваться в дырку в стене. Так что в сцене в спальне Элен, где Холмс прогоняет змею тростью, снялся обыкновенный уж. Впрочем, в сцене ночной комнаты без кнопки «пауза» не видно, что удава подменили.
  • Также с портретами предков косяк в «Мушкетёрах» Жигунова. В замке Атоса на стене висит портрет… Генриетты Английской, написанный в 1660е (действие фильма происходит в 1628 году, Генриетта родилась в 1644 (хотя в Дюма-версии, возможно, в 1634)).
  • Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 года, это на четверть века позже событий романа. Но самое главное, он одет в цвета другого клана: красный, двойной зелёный, золотой — это Ройал Стюарт! Впрочем, издалека тартан Мак-Наббсов похож: двойной красный, тройной зелёный. Эx, не нужно было давать крупный план на шапочку!
  • «Застава Жилина» — пилотки на головах пограничников летом 1941 под троп прекрасно подходит. Не получилось что-то с фуражками, то ли бракованные привезли, то ли ещё что, выкрутились как могли (кто-то из съёмочной группы давал интервью об этом). Тем более, вряд ли кто-то заметил это несоответствие. А вот погоны у красноармейцев в 1942 — это чистой воды ляп, хоть бы последнюю цифирьку года изменили, сюжет-то позволял. После этой сцены некоторое время герой пребывает в отечественных застенках.
  • «Четыре танкиста и собака» — привет из предыдущего раздела. Немецкие солдаты в исполнении польской массовки бегают с АКМ, изображающими Штурмгевер. Имеются и другие проблемы с реквизитом, но они не настолько бросаются в глаза.
  • «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Телесериал пострадал и от некачественного сценария (Юлиан Семёнов написал всё за 16 дней), и от смен актёрского состава и режиссёров (последних было трое), и от одновременной (и разнонаправленной) цензуры Гостелерадио и КГБ. Бюджета катастрофически не хватало. При этом получилось если не шедеврально, то как минимум хорошо, и вся страна смотрела с удовольствием. Однако эмблема ЦРУ в кабинете Майкла Вэлша (актёр Борис Химичев) как будто нарисована юным дарованием на телевизионную «Выставку Буратино». Неверно всё: от шрифтов и пропорций баннеров до цвета, а у орла внезапно выросли конечности, которыми птичка держит щит.
  • «Человек в высоком замке» — жанр альтернативной истории разделенной между Германией и Японией Америки накладывал ограничения, но найти вменяемое объяснение переносу более поздних реалий в 1960-е крайне сложно. У немцев есть французский «Конкорд», автомобили бундесвера и современные вертолеты, их военные не раз одеваются то в униформу ННА ГДР, то в современный немецкий камуфляж. На этом фоне появление СВД в фильме еще не так уж странно: она хотя бы действительно использовалась в 1960-е. А вот японцы поражают тем, что ездят на советской военной технике из 1970-х: УАЗ-472, ГАЗ-69 и грузовиках Урал-4320, и используют на линкоре «Ямато» вертолет Ка-27. Причем объяснить все это технологическим прогрессом трудно, иначе непонятно, почему это не коснулось гражданских автомобилей и почему обе армии бегают в форме и с оружием времен 1940-х; автоматы мелькают только у почетных караулов. Окончательно убивает видеослежение по компьютерам местных гестаповцев и мелькающий по телевизору сериал 80-х.
  • А в 4-м сезоне во мгле на секунды мелькают нацисты на обычном советском Т-55 с тевтонскими крестами… Без комментариев.
  • В мини-сериале «Крах инженера Гарина» (1973) вагоны парижского метро в исполнении старых вагонов советского метрополитена из 1940-х. Интерьер покрасили в аутентичный светло-зелёный цвет, на двери заменили классическое «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ» на «SORTIE». Надо сказать, что более дешёвый реквизит сделан великолепно.
  • «Две судьбы». Некоторые эпизоды происходят в театре, где поёт героиня. В роли театра — музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. На дворе 1991—1993 год, а в фойе театра — фотографии спектаклей начала нулевых.
  • «Операция Мухаббат» — все чудеса современной косметологии во время Афганской войны. И это еще в дополнение к тотальному незнанию военного дела.
  • «Гардемарины, вперёд!» — в причёске Елизаветы Петровны диадема с вензелем Екатерины II (надо полагать, подлинная).
  • «Смерть шпионам» — на грани тропа Хорошо, но плохо. Телефоны — из 1950-х и 1960-х, у большинства отсутствуют необходимые детали, например кнопки контактов, на которые ложится трубка. «Ядерная установка» построена с применением ПВХ-гофры из XXI века и лабораторного оборудования 1980-х. Хорошо хоть, стойку «КАМАК» в лабораторию не притащили! Вопрос тут не в декорациях — сделано умело из того, что нашли, — а в отвратительной операторской работе. Не стоило давать непрерывные крупные планы на это оборудование.
  • «Частица вселенной» (2017). Телевизионщикам разрешили снимать в настоящем ЦУПе единственный раз, а этот видеоряд пришлось «размазать» по 7 сериям и примерно 90 дням «реального времени». Один и тот же кадр с белобрысым оператором за экраном компьютера повторяется в трёх сериях, одно и то же сообщение на общем экране, один и тот же виток орбиты МКС… — на все три месяца жизни героев. Впрочем сойдёт на уровне допустимой условности.
  • «Демон революции», aka «Меморандум Парвуса» (2017) по мнению создателей «основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева». Так вот у поручика Мезенцева на шее орден Святого Станислава 2-й степени. Всё бы ничего, но у профессионального военного, у вольнонаёмного за боевые заслуги, или даже у жандарма такой орден должен быть «с мечами». Отчего офицеру нацепили гражданский вариант? Это примерно то же самое, что нацепить Герою Советского Союза тонкую звёздочку Героя Соцтруда.
  • «Narcos» — в сериале мелькает оружие, не выпускавшееся в 1980—90-х годах.
  • «Аббатство Даунтон» — спальни леди Коры, Мэри и Эдит снимались в одной декорации. «К концу второго сезона на стенах этой комнаты было такое количество краски и обоев, что они казались раза в два толще. Проницательный зритель может обратить внимание на то, что вид из окна спален этих трёх дам абсолютно одинаковый», — рассказывал художник-постановщик Донал Вудс.
  • «Спецназ» — серия «Покушение». В роли Barrett M82 отечественная ОСВ-96 с похожим ДТК и замотанная в тряпки.
  • «Последний корабль» — в сценах на борту российского крейсера проекта 1144 («Киров» он же «Орлан») можно с удивлением заметить двухорудийные башни со 127-мм орудиями и даже кормовую башню с тремя 406-мм орудиями от линкора типа «Айова». Потому что снимали на борту линкора типа «Айова».
    • Там же russkiy spetsnaz не гнушается летать на американских вертолетах. В первой же серии!
  • «Обратная сторона Луны» — советские милиционеры вооружены пневматическими пистолетами MP-654K, с которых даже не потрудились стереть маркировки «Baikal». За ПМ они издалека большую часть времени успешно сходят, ибо показывают их именно что издалека и при плохом освещении. А вот кому пришло в голову показать этот пистолет крупным планом в заначке «вора в законе», заявив его как ТТ — большой вопрос. И это притом, что макет ТТ у реквизиторов точно был — в двух сериях он засветился. Кроме того, в бережно воссозданном советском антураже нет-нет, да промелькнут современные детали: например, евророзетки.
  • «Операция свобода» — M72LAW с приделанным металлическим коробом изображал из себя «Стингер». Это единственное, что запомнилось в этом сериале.
  • «Чернобыль» — тульскую шахту изображают из себя развалины какого-то украинского порта. Вроде бы даже случайно попало в кадр и Тульское море, но это не точно.
  • «Halt and catch fire» — в процессе считывания прошивки герои видят на экране осциллографа прыгающий вверх-вниз синус. Что-что, но синусоиду они могли бы наблюдать разве что от сетевых наводок. При том, что ранее камера заостряет внимание на то, что герои не поленились заземлиться, прежде чем лезть в потроха недешёвой на то время машины.
  • «SAS: Неизвестные герои» — в роли немецких грузовиков снимались никак не загримированные американские М35.

Телевидение[править]

  • Рубрика «Крутое пике» тележурнала «Каламбур». Согласно начитываемому перед каждой серией тексту, герои летят (точнее, падают) на пассажирском самолете «Бройлер-747» (камера при этом делает облет компьютерной модели «Боинга»). Однако сцены снимались в центре подготовки пилотов на тренажере, имеющем вид кабины Ту-154. В принципе, человек, не знакомый с внешним видом кабин, мог бы и не заметить разницы. Однако в последней серии Коммандор отдает приказ «Закрылки 45», а это уже выдает «тушку» с головой (у Боинга-747 закрылки дальше 33 градусов не выдвигаются).
    • Кроме того, в этой 3D-вставке самолет без иллюминаторов — грузовой, не иначе.
      • Грузовой, и перевозит только мисс Бурпл.
    • А впрочем, есть ли вообще смысл придираться к заклёпкам в настолько несерьёзном произведении?
    • Дык, «Бройлер» же, не «Боинг».
  • «Старые песни о главном-2». В одной из песен роль троллейбуса МТБ-82 сыграл автобус ЗИС-155. В целом они похожи как близнецы и ракурсы съёмки не позволяют заметить отсутствие рогов, но у автобуса пол-морды занимает ампирная решётка радиатора с эмблемой завода, а у троллейбуса на этом месте лишь маленький лючок вентиляции кабины со звёздочкой. При том, что в оригинале, к которому отсылает сцена в конце песни, вообще был МТБЭС, который ни на того, ни на другого ни капли не похож.

Видеоигры[править]

  • Казаки — в интро показывают горящую карту Европы, если приглядеться, то можно разглядеть на ней Киров. В XVII в. Так город назвали только в 1934 году, после убийства Сергея Мироновича Кирова. До 1781 года город был известен как Хлынов, позже — Вятка.
    • Да что там Киров... Там и Украина есть. В границах 2001 года. Как и другие границы, показанные на этой карте.
    • Кроме того, есть и ляпы на игровых картах. Но их хотя бы можно объяснить игровыми условностями. А вот то, почему во вступительном полике не взяли для видео карту XVII (но их мало) или XVIII века (а их - огромное количество), понять возможно, если вспомнить, что Григорович (руководитель разработчиков "Казаков") - не просто украинец, но ещё и явный нелюбитель России и любитель "обновлённой" истории Украины... а на любых картах XVII-XVIII веков Украина отсутствует вовсе (обозначена на турецких картах как часть Турции - впрочем, как и Польша, и Прибалтика, и пол-Австрии; на польских картах - как часть Польши; на российских - как часть России; на остальных картах - один из этих вариантов).
  • Empire: Total War. На старте кампании, в 1700 году, мы имеем: Санкт-Петербург (основан в 1703 году), Майкоп (основан в 1857 году), Тольятти (основан в 1737 году, назван так в 1964, Карл, году!). Отчасти это объясняется новым игровым движком, который более не позволяет изменять названия городов во время игры, хотя более ранние игры серии это позволяли (например, Константинополь автоматически становился Стамбулом, если его захватывала мусульманская страна).
  • Europa Universalis 3. Карта мира рисовалась с современной спутниковой карты, поэтому в игре, охватывающей период с 1399 по 1821 год, можно найти непонятные озерца на месте Куйбышевского и Рыбинского водохранилищ. Исправлено только в следующей игре серии, где всю карту переделали с нуля.
  • Mafia: The City of Lost Heaven — револьвер S&W Magnum 27 появился в 1935 году, а патроны .357 Magnum — в 1934. Что не мешает их использовать персонажам в начальных стадиях игры (в 1930-м). Возможный обоснуй — без такой ручной пушки было бы скучно.
    • Револьвер S&W Victory Model был переименован в S&W Model 10 только после Второй Мировой. Впрочем, и до неё он по-другому назывался. Да и серебристый дизайн явно не 1930-х годов.
      • Если уж говорить о серебристом дизайне — то и Colt m1911 подходит. Тут еще и внутри-мировой пример — на заставках он положенного ржавого-коричневого цвета.
    • Если зашла речь о названиях: коктейль Молотова получил свое название в Финляндии во время Зимней войны. Через 9 лет после событий миссии Вечеринка Молотова.
    • В принципе, это всё можно объяснить тем, что игра представляет собой «рассказ Томми», и даже не следователю, а тот посмертный, и Томми выражается в формулировках, актуальных на момент рассказа, а где-то возможно и вовсе напутал… Но можно же было и получше антураж проработать!
    • А вот уж что совсем сойдет только издалека — в 30х годах Томми мог съездить лишь в гонке «алко-возов» на овалах…
  • Rogue Warrior — в игре присутствует пулемет Печенег, несмотря на то, что действие происходит в середине восьмидесятых.
    • И не только — ПП «Кипарис», дробовик Hawk 97 и гранатомет ГМ-94 тоже прибыли «из будущего»
  • Call of Duty: Black Ops — тут отсыпано в полной мере. Тут вам и HK MP5K в миссии «Executive Order», действие которой происходит в 1963 г., а упомянутый ПП появился только в 1976 году, и отечественный ПП «Кипарис» во времена вьетнамской войны, хотя создаваться он начал только в 1972 году, а на вооружение официально принят аж в 1991. АКС-74У в той же вьетнамской войне хотя на вооружение в СССР принят только в 1979 году, и еще целая куча примеров из которых можно составить отдельную статью.
    • Особенно стоит отметить FAMAS и AUG, причем даже не в том виде, в котором они были приняты на вооружение в 1975 и 77 годах соответственно, а в спецназовских обвесах 2000-х годов. Да что там, почти все оружие в игре не соответствует эпохе (Ага в Black Ops 2 в миссии в Афганистане против тебя выкатывают та-дам танк «Мамонт» из понятно какой игры)
  • Sniper: Ghost Warrior — Mk. 12 выдаваемая за SR-25.
  • BloodRayne — куча анахронизмов вроде STG-44 и MP-40 в 1937-м.
    • Возможной обоснуй: Г. Г. Г. как раз занимается тестированием прототипов до принятия их основной армией.
      • Обоснуй не работает так как, например, FG-42 был разработан по итогам десанта на Крит, G43 — по итогам применения G41 (W), а она после положительной оценки трофейных СВТ, а до STG-44 по игре еще шесть лет.
    • Югрен Вульф. Просто Югрен Вульф.
  • «NFS — Porsche Unleashed» — трассы Монте-Карло. Участок, который они делят с Формулой-1, конечно, издалека похож, но если присмотреться: там где IRL расположенные каменные стены (а не сменные рельсы), их нет (Mirabeau), а там где есть — там их нет (Massenet, Lowe’s). Но главное — в «повороте вокруг пальмы» нет никакой пальмы!
  • Метро-2. Итак, следим за руками. События игры происходят в 1952 году. Пистолет Макарова принят на вооружение в 1951 году… но при этом вооружены ими абсолютно все мелкие сошки — от патрульных милиционеров до засевших в канализации урок. При этом старенькие ТТ (те самые, которые лучше дюздо и карате) куда-то чудесным образом испарились. Похоже, работнички, выполняющие «пятилетку за три года» — просто лохи педальные по сравнению с ИжМашевцами, которые за год так завалили Москву ПМами, что более старые «стволы» там и за оружие-то не считают.
    • Пополам с «не в ладах с бюрократией» — дело не в наличии самих «стволов», а в их количестве не в тех руках. Если наличие принятого на вооружение всё в том же 1951 году АПСа у редких гебешников вопросов не вызывает — ибо под них и делалось, то наличие ПМов у ВОХРы, которую и по наши дни вооружают по принципу «чем не жалко» — в основном, запасами с (поза)прошлой войны (в частности и в наши дни таковые могут быть вооружены ТТ, СКС и прочей классикой) — уже прикол.

Музыка[править]

Интернет-проекты[править]

  • На иллюстрации к статье о знаменитом SCP-682 изображено что-то сгнившее и зубастое. Подпись к фотографии утверждает, что это Неуязвимая Рептилия, восстанавливающася после погружения в кислоту. Но на фото на самом деле вообще не рептилия — это останки доисторической косатки.
  • Феномен «дешёвого косплея» (lowcost cosplay), когда из изоленты и подручных средств сооружают пародийный «костюм», похожий на исходный только под определённым углом или издали. Но при этих условиях действительно похожий!

Прочее[править]

  • Авторы известного псевдодокументального видео о вскрытии инопланетянина (вышло в 1995, повествует о событиях, якобы имевших место в 1947), конечно, налажали много в чём и особенно повеселили зрителей-патологоанатомов, но в отношении реквизита уж точно не думали, что кто-то будет уточнять возраст предметов с точностью до года. Ан нет: дотошные зрители обратили внимание и на телефонный кабель, и на предупреждающие знаки на стенах, которые в 1947 выглядели бы не так.
  • В прямом смысле слова троп играется инженерными войсками: слепить фанерный танк и покрыть его фольгой, начертить аэродром и воткнуть типа-вышку, растянуть маскировочную сеть… Издалека всё это сойдет за настоящее, потому что бомбардировщики низко не летают, а спутники не имеют надлежащего разрешения. А в это время в разведке противника сидят изрядно подросшие и прокачавшие скилл диванные эксперты типа вышеописанных, сверяют разведданные и с лупой пытаются разгадать, то ли эти орки за день отгрохали новый аэродром, то ли это подстава, а эти танки — они настоящие? вроде вчера были здесь, минутку, у них башня другой формы! а что там за подлесок появился, которого вчера на фото не было? Так что, как видите, и в реальной жизни троп прекрасно играется.
    • А иногда и не совсем играется — см. «…бомба тоже была деревянной».
    • Пантелеев «Главный инженер» — «Лейтенант Фридрих Буш, лётчик германской разведывательной авиации, и новодеревенский школьник Лёша Михайлов в один и тот же день получили награды: лейтенант Буш — железный крест, а Лёша Михайлов — медаль „За оборону Ленинграда“. Как сказано было в приказе германского командования, лётчик Буш представлялся к награде „за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских“. А Лёша Михайлов получил свою медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей…»
  • Туча ситуаций, когда на поздравительных постерах к 23 февраля/9 мая, ветеранов и военнослужащих поздравляют солдаты Вермахта, СС, КПМ США. А так же, Флот Её Величества, в компании авианосца «Нимиц». Причина, помимо вопиющей безграмотности верстальщиков-фрилансеров, которые клепают подобные постеры по сотне в неделю, лень и жадность принимающих чиновников, пожадничавших работу на более серьёзных фирм, с доступом к банкам высококачественных изображений, а также банальное отсутствие в открытом доступе аутентичных советских фото. Ну не снимали красноармейцы свой быт по чем зря. А если и не снимали, то их родня не имеет привычки оцифровывать архивы и продавать их скопом через EBay. А лезть на платные сервисы фотографий — большинство заказов не окупает даже стоимости регистрации там.
  • Китайские копии известных брендовых мотоциклов. Безлунной ночью со ста метров даже специалист не отличит их от оригинала.
  • OPFOR (подразделения выполняющие роль вражеских войск на учениях) маскируют технику под наиболее распространенную вражескую. Получается по разному .
  • В эту же копилку — пример на фото справа.
    Кто найдёт на фотографии ещё один троп — молодец.
  • Хитроумные рукодельники руководствуясь этим самым тропом клепают из советских «ФЭДов» и «Зорких» подделки под немецкий фотоаппарат Leica, лицензионными копиями которой эти самые ФЭДы с Зоркими являются. Издалека действительно похоже, но стоит взять эту самую «Лейку» в руки… Педаль в пол давят «военные» и «флотские» позолоченные «Лейки» с дарственными надписями да свастиками во всю крышку дальномера (прототипы которых в Германии если и были, то с абсолютно другой гравировкой и известны буквально поштучно).

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Компания Samsung была основана только под конец интербеллума, так что её продукция в окопах Первой Мировой — очевидный анахронизм. А вот какой-нибудь FF-16 (Feld Fernsprecher 1916) или его британский (в зависимости от того, кто перед нами на экране) аналог на его месте мог бы быть вполне уместен. Да, по тем временам это был дикий хай-тек, потому как местами в ходу ещё была полевая голубиная почта (запряжённые лошадьми телеги-голубятни с ограниченным запасом голубей для каждого получателя), но он существовал и даже эксплуатировался.
  2. От слова «шушпанцер». Кащениты стебались над неким Шушпановым, называя его «шушпанчиком». Слова «шушпанцер» и «шушпангевéр» перестали быть стёбом и стали обозначать необычные образцы бронетехники и стрелкового оружия.
  3. Big Red One — прозвище 1-й пехотной дивизии армии США. One — лишь указание на предмет того, что большое и красное, так что просто «Большая Красная» (сказать просто Big Red в английском неправильно, так как два прилагательных без существительного, которое они обозначают
  4. Это приблизительная современная реплика, версия от «Беларусьфильма» выглядит чуть иначе. ЧСХ, вполне работоспособна.
  5. Вероятно, xотели показать героические боевые действия главгероя на Дальнем Востоке, где Колчак служил на крейсере 1 ранга «Аскольд», минном заградителе «Амур» и эсминце «Сердитый»; вот последний как раз типа «Сокол». Далее, как водится: сценарий переписан, а бюджет на специалистов по компьютерной графике уже потрачен. Вот и пришлось идти супротив немцев на чём попало.
  6. особо примечателен переделанный из внедорожника «шуш» за которым злолей геался за Вань Ву, причем для нее реплику изготовили вполне приличную