Мост

Материал из Posmotreli
Bron/Broen
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мост
Заглавный герой сериала
Общая информация
Жанр
Страна производстваДания, Швеция
Канал премьерного показаSVT1, DR1
Когда выходил21 сентября 2011 г. — 18 февраля 2018 г.
Сезоны4
Всего серий38
Длина серии60 минуты
В главных ролях:
София ХелинСага Нурен
Ким БодниаМартин Руде
Туре ЛиндхардтХенрик Сабрё

Хенрика в кадре нет, потому что клип 2013 г., а третий сезон вышел только в 2015

Мост (швед. Bron, датск. Broen, поскольку сериал совместного производства, то и официальных названий у него два) — датско-шведский детективный сериал, выходивший в 2011—18 гг. на каналах SVT1 и DR1. Стал в 2010-е чуть ли не главным скандинавским сериалом — и уж по крайней мере, самым успешным, только официальных локализаций у него целых три (американо-мексиканская, франко-британская и российско-эстонская). А для феномена «скандинавского нуара» он примерно столь же значим в области ТВ, как и книги Ю Несбё о детективе Харри Холе и книги Стига Ларссона о Лисбет Саландер в области литературы.

Сюжет[править]

Первый сезон[править]

На Эресуннском мосту между Мальмё и Копенгагеном внезапно выключается освещение, а затем вновь включается — и ровно на границе Дании и Швеции обнаруживается труп женщины. За расследование берётся совместная группа датской и шведской полиции, а ответственными становятся сразу два детектива — Сага Нурен из Мальмё и Мартин Руде из Копенгагена. Очень скоро оказывается, что убийство является частью серии, начавшейся около года назад. С помощью убийств маньяк вроде бы намекает на несправедливости и проблемы шведского и датского обществ — от наркотиков до трений с интеграцией мигрантов. Но постепенно становится понятно, что мотивы преступника куда как менее благородны.

Второй сезон[править]

Спустя некоторое время после окончания предыдущего дела в одну из опор Эресуннского моста врезается судно без экипажа, но с больными особо опасными инфекциями на борту. Неизвестные террористы, вроде бы озабоченные проблемами окружающей среды, своими действиями ставят под угрозу проводящийся в Копенгагене международный саммит. Сага и Мартин снова вынуждены расследовать это дело вместе.

Третий сезон[править]

Неизвестный убивает вроде бы никак между собой не связанных людей, устраивая из каждой смерти жуткую инсталляцию в заброшенном месте. Сага Нурен снова подключается к расследованию — теперь в компании детектива Хенрика Сабрё. Постепенно ниточки начинают вести к одному человеку.

Четвёртый сезон[править]

Очередной неизвестный убивает людей одним из способов смертной казни, применяемых в мире. Сага и Хенрик вновь берутся за дело — чтобы выяснить, что итоговой целью являются не они.

Достоинства[править]

  • Сюжет. Интригующий, запутанный, многослойный, полный бу-эффектов и неожиданных поворотов. В сезоне от 8 до 10 серий, за это время сменится несколько подозреваемых, и как только зритель определяется с подозрениями в адрес одного или другого — сценаристы приготовят ход конем, раз за разом переворачивающий всю картину мира. Более-менее потенциального преступника можно вычислить не ранее предпоследней серии.
  • Реализм. Конечно, это не документальная работа о методах современной полиции, но нечто максимально приближенное к этому. Никакого перебора со спецэффектами, скучноватые, как в реальной жизни (пара ударов решает всё), драки. Преступники не прыгают толпами на полицейских с пистолетами, горящие люди действительно горят, а заложники ежеминутно рискуют жизнью. И да, здесь умереть может каждый: от молоденькой следовательницы до ценного свидетеля.
  • Кровищи/трупов/расчлененки ровно столько, чтобы пощекотать нервишки аудитории, не больше.
  • Интересная картина взаимодействия очень близких скандинавских народов: авангардных шведов и более приземленных датчан.
  • Грамотная политика в области всяческих расовых/сексуальных/прочих меньшинств. В сюжете сериала присутствуют арабы, азиаты, люди с психиатрическими болезнями, гомосексуалы, и прочее, и прочее. И все они показаны обычными живыми людьми, которые могут быть как абсолютно нормальными, так и иметь свои проблемы с полицией и друг с другом. А кое-кто может и ГлавГадом оказаться. С другой стороны, автора избегают назойливого педалирования модной темы, большинство этих персонажей находятся на втором плане сюжета и не отпугивают от просмотра консервативного широкого зрителя.
  • Не в ладах с географиейаверсия. Копенгаген и Мальмё показаны как царство утилитарности и практичности: серые и унылые города со скучными однотипными домами без единого намёка на уютную старую архитектуру. Однако это сделано намеренно ради атмосферы того самого скандинавского нуара, поэтому операторы и обходят исторические центры обоих город с блэкджеком, велосипедистами и ратушами.

Персонажи[править]

  • Сага Нурен — детектив отдела убийств полиции Мальмё. Ледяная блондинка, страдающая синдромом Аспергера (хотя само название расстройства в сериале не звучит), а потому социальное взаимодействие с ней — то ещё веселье. Однако серьёзнейшая внимательность к деталям и способность отдавать работе кучу времени даже вне рабочих часов делают её невыносимым, но незаменимым гением. Из семьи, где мать болела делегированным синдромом Мюнхгаузена и постоянно травила её младшую сестру Йеннифер лекарствами, а отец то ли просто был слишком безволен, то ли не понимал, что это надо прекратить. В итоге стараниями Саги оба родителя отправились за решётку по ложному обвинению в сексуальных домогательствах. Увы, это не спасло Йеннифер от самоубийства. и Сага не перестаёт себя за это винить. Практически всегда носит одни и те же чёрные кожаные брюки и чёрный джемпер на молнии.
  • Мартин Руде — детектив полиции Копенгагена. Умный и опытный, но куда как более простой как валенок мужик, в целом легко находящий с людьми общий язык, а потому в процессе расследований играет роль скорее доброго полицейского. Пытался в первом сезоне наладить отношения с сыном, но того убил маньяк, у которого к Мартину были личные счёты. Это сильно отравило его жизнь, поспособствовало ссоре с Сагой и женой, и в итоге он убил уже сидящего в тюрьме бывшего коллегу и сам отправился после этого за решётку по заявлению Саги.
  • Хенрик Сабрё — детектив полиции Копенгагена, вышедший в третьем сезоне на замену Мартину. Тоже человек с мрачным прошлым — его жена и обе дочери пропали без вести, и он мало того, что продолжает их искать, так ещё и постоянно общается с их галлюцинациями. Одну из дочерей к концу четвертого сезона удаётся вызволить из лап похитителя. Жены же и второй дочери уже нет на свете. А ещё он влюбился в Сагу и пообещал её дождаться после финала четвёртого сезона, когда она наконец поймёт, чем хочет заниматься в жизни.
  • Ханс Петтерсен — начальник Саги в полиции Мальмё. Своего рода отцовская фигура для неё.
  • Лилиан Ларсен — начальница Мартина и Хенрика в полиции Копенгагена. Во втором сезоне затеяла семейную жизнь с Хансом. Увы, ненадолго… Сагу же стала дополнительно недолюбливать после истории с Мартином.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца!Алиса, жена Хенрика. Таскать дочек на сеансы с психотерапевтом, которому самому бы пролечиться от склонности к гиперопеке и который явно набивается в любовники, было не лучшей идеей…
  • Айрис и Боб — Сага Нурен и Хенрик Сабрё. Сага — подчёркнуто древнескандинавское и довольно редкое имя, в то время как Хенриков ходит чуть ли не пол-Дании.
  • А чё я такого сделал-то?! — Франк не видит ничего зазорного в том, что он сделал, потому что Хенрик, видите ли, был плохим мужем и не заслужил своих дочерей. Франк даже утверждает, что любил Анну, которая умерла от аппендицита по его вине, потому что если бы он повёз её в больницу, у него бы спросили документы на ребёнка.
    • Сага в том же четвёртом сезоне не отстаёт: забеременев от Хенрика, она сначала пытается с ним договориться, что оставит ребёнка ему, поскольку не желает быть матерью, но потом понимает, что будет ревновать, и делает аборт. А признание о том, что избавилась от ребёнка, сопровождает признанием в любви. Впрочем, учитывая её воспитание и особенности психики, чего-то подобного можно было ожидать.
  • Беда во время беременности — вся история Жаннет из 3-го сезона. Они со своим парнем Марком живут в каком-то закутке, на разборки с бандитами, которым бойфренд должен денег, выезжает именно она с огромным животом. Кстати, вынашивать ребёнка для Хольста Жанетт согласилась именно ради денег. Потом главный преступник убивает Марка и похищает Жаннет, и у неё начинаются схватки прямо во время похищения. Наконец, если и у неё и прорезались под конец какие-то сомнения, то ребёнка она всё равно больше не увидит.
  • Влюбиться в спасителя — аверсия. Фредди Хольст надеялся, что своим хорошим отношением и комфортом сможет купить любовь Жаннет, которая кажется ему чистой и невинной на фоне его жены Осы, с которой Фредди уже не связывают никакие тёплые чувства. Однако ни разница в возрасте, ни внешность не на стороне Фредди, и Жаннет упорно продолжает любить своего непутёвого Марка.
  • Влюблённый преследователь — Анника из 3-го сезона. Ходит на все презентации книг Клаэса и навязывается к нему в гости, даже когда он явно не намерен её видеть. Клаэс в итоге вынужден всё это позволять, поскольку она, будучи сотрудницей похоронного бюро, принимала тело отца Клаэса и заметила на нём признаки насильственной смерти: Клаэс из жалости перед мучительно угасающим от болезни стариком придушил его подушкой. Один-единственный отказ — и Анника сдаст его полиции.
  • Гранд-финал — в последней серии четвёртого сезона Сага выбрасывает свой полицейский значок в море с того самого Эресуннского моста, так что на «Сага Нурен, полиция Мальмё» фанаты больше могут не рассчитывать.
  • Добрый полицейский, злой полицейский — Мартин и Сага.
  • Добрый секс, злой сексзигзаги, зигзаги. Для Саги секс — сугубо механическое действо, а хронический бабник и изменщик Мартин — попросту любит всех женщин. С другой стороны, действия Саги безобидны для окружающих, а вот кобелизм Мартина в итоге стоил жизни нескольким близким ему людям, особенно старшему сыну.
  • Грустная биография стандартного детектива — Сага, конечно, платиновый эталон, но и у Мартина, и у Хенрика есть свои грустные детали биографии.
  • Заочная любовь — сын Мартина Руде Август изливает все свои горести ранее не особо ему близкой бывшей однокласснице в чате и крайне рад, когда наконец-то получается договориться о свидании. Однако происходит жесточайшая субверсия: натолкнувшись на девушку в городе за несколько часов до назначенной встречи, Август узнаёт, что она от него ничего не слышала последние несколько лет, и вскоре юношу похищает маньяк, который хочет отомстить Мартину за старую обиду и всё это время переписывался с Августом от лица той самой одноклассницы.
  • Замена золотой рыбки — Софи для Франка заменяет жену Хенрика Алису, и в достаточно жутком контексте. Очередная женщина в беде, которой он берётся помочь, чтобы быстро начать требовать от неё любви в благодарность и попытаться убить при неповиновении.
  • Здравствуй, папа — маньяк Эмиль Ларссон в третьем сезоне, слово в слово. Собственно, отец и был его финальной целью.
  • Злодей, косящий под жертву — в третьем сезоне убийцей оказался… Эмиль, молодой сотрудник музея, которого полицейские подобрали жестоко израненным после нападения этого самого убийцы.
  • Кнопка берсерка — если вы не психотерапевт, то говорить с Сагой о её детстве лучше не надо. Мартин пробовал, и ничем хорошим это не кончилось.
  • Красная сельдь — девочки-бродяжки из четвёртого сезона, которым Хенрик покровительствует из-за тоски по родным.
  • Ласковое и неловкое прозвище одновременно — Хенрик прозывает Сагу «Википедия».
  • Ложная инвалидность — с натяжкой присутствует в четвёртом сезоне у одного из преступников: Кевин, получивший в детстве травму позвоночника, на самом деле очень даже может вставать из инвалидного кресла и ходить.
  • Мазохистское танго — влюбившись в Сагу, Хенрик поневоле в него ввязался.
  • Навозная пресса — Даниэль Фербе, довольно гнусный журналист из первого сезона, который, однако, очень скоро пережил свою полезность.
  • Неизвестность пугает больше — мы так и не узнаем, кто тот главный экотеррорист второго сезона, в темноте лишь угадывается силуэт мужчины, который пристрелит исполнительницу и наверняка отправится готовить новый злодейский план.
  • Ненамеренное коверкание имён — шведке Саге не даётся фамилия датчанина Мартина. Она обычно не особо старается, но, стоит заметить, датское произношение — вещь на самом деле страшная.
    • Проблемы у неё с датскими именами в целом: когда к расследованию во втором сезоне присоединяется копенгагенская коллега Мартина Пернилле, Сага упорно называет её Пернилла на шведский манер, хотя, казалось бы, спотыкаться не на чем. Не переучивается даже во время финального разговора с Пернилле перед смертью последней.
  • Не очень благонамеренный экстремистЙенс, главный антагонист первого сезона и бывший коллега Мартина. Все убийства с целью вскрыть социальные проблемы Швеции и Дании на самом деле служат единственной цели — подобраться к Мартину, к которому у него личные счёты.
  • Оральная фиксация — Сага иной раз может побаловаться снюсом.
  • Офелия — Астрид, похищенная дочь Хенрика. Имеет бездонный гардероб, где каждый наряд соответствует определённой роли, которую она отыгрывает в соответствии с очень подробными записями из своих дневников. Всех её персонажей объединяет одно: их когда-то предали родители. Позднее ей диагностируют диссоциативное расстройство личности.
  • Папы-геи, мамы-лесбиянки — 3-й сезон начинается с убийства Хелле Анкер, открывшей со своей женой гендерно-нейтральный детский сад; свою дочь они тоже воспитывали в соответствующем духе. Что удивительно, ситуация подаётся в целом нейтрально, учитывая, что сериал сделан в прогрессивных Дании и Швеции: травившая Анкер в Интернете консервативная блогерша — не тупое чудовище, а само убийство в итоге вообще не связано с ЛГБТ-активизмом жертвы.
  • Печальная фортепианная мелодия — звучащая в каждой серии Hollow Talk от Choir of Young Beleivers.
  • Подростковая любовь — Кристоффер и Астрид в 4-м сезоне.
  • Половой гигант и Супруг-рецидивист — Мартин. Судя по всему, до такой степени, что ношению презерватива предпочитает сразу вазэктомию. Семеро детей от трёх разных жён — это вам не шутки!
  • Предпочитает винтажные машины — Сага Нурен водит Porsche 911 S 1977 г., который ей некогда проспорил одногруппник по полицейской академии.
  • Прерванное самоубийство — в конце третьего сезона Хенрику удаётся отговорить Сагу от того, чтобы дать себя переехать поездом, признавшись ей в том, что он её любит — и в том, что без неё пропавших близких вряд ли найдёт.
  • Профессиональный риск ментора — не успели зрители по-хорошему прочувствовать менторскую теплоту в отношениях между Сагой и Хансом, как в третьем сезоне его находит свой маньяк…
  • Резать правду-матку — Сага Нурен. Со временем напарникам удаётся убедить её в пользе лжи во спасение, и ближе к финалу упоминается, что врать у неё получается всё лучше.
  • Реклама наркотиков — Хенрик. Вроде бы наркотики — это плохо, но при этом Хенрик умудряется одновременно пить снотворные, чтобы по ночам его не беспокоили его воображаемые друзья, и психостимуляторы, чтобы не засыпать днём, и при этом это никак не влияет на его профессиональные качества, даже наоборот — пару раз по сюжету он ловит конкретные инсайты после приёма таблеток.
  • Роман с Дуней Кулаковой — Сага не отчаивается после неудачных свиданий. Во втором сезоне ей приходит в голову помастурбировать с утра пораньше рядом со своим спящим бойфрендом, ведь она недавно вычитала, что секс перед завтраком очень нравится мужчинам. Проснувшийся бойфренд вежливо напоминает, что у них сейчас, вообще-то, через стенку гостит его мама… В общем, синдром Аспергера временами серьёзно осложняет Саге жизнь.
    • В том же сезоне один из преступников передёргивает на видео с камер наблюдения, которые он аккуратно расставил в доме сестры, включая ванную и спальню.
  • С глаз долой — с фоток вон — разбирая вещи покойной матери, Сага с болью в сердце обнаружила, что мать вырезала её со всех семейных фотографий.
  • Скверная мамочка — Мари-Луиз Нурен, мать Саги. Мало того, что обкалывала собственную дочь лекарствами ради самоутверждения, так ещё и освободившись из тюрьмы, покончила с собой так, чтобы в её смерти заподозрили Сагу.
  • Стереотипное имя — главгад первого сезона фактически Иван Иванов на датский манер, то бишь, Йенс Хансен. В качестве псевдонима он взял себе гораздо более броское аллитеративное имя Себастьян Санструд.
  • Тряпка для швабры — Хенрик достаточно эмоциональный и мягкий человек, которому важно говорить о своих чувствах. С Сагой это дохлый номер.
  • Убийства в театральном стиле — маньяк Эмиль Ларссон из 3-го сезона, мстивший своим старым обидчикам: бывшей владелице клиники, где он был зачат в пробирке и обречён на несчастную жизнь, символически вырезал сердце, вернувшего его в жестокую приёмную семью мужчину распял и отрезал ему кисть руки, педофилу-учителю вырвал причинное место. В качестве финального аккорда планировал повесить одновременно с собой отца, который бы в этот момент держал на руках своего другого новорождённого сына, — младенец выпал бы у него из рук и разбился.
  • Фальшивая беременность — в третьем сезоне жена известного богатея Фредди Хольста из соображений имиджа носит накладной живот, когда на самом деле ребёнка для них вынашивает девчонка из маргинального квартала.
  • Я всё понял — в заключительном 4-м сезоне качество детективной интриги несколько просело, в результате чего первые серий так пять зрителя кидают между несколькими слабо связанными линиями, потом Хенрик закидывается таблеточками и изрекает на очередном совещании, что всех этих людей объединяет какой-то Томми, с которым тут же показывают флэшбек. В предыдущих сезонах авторам удавалось гораздо органичнее наводить мосты между персонажами, не прибегая к топорным озарениям.

Тропы вокруг сериала[править]

  • Асоциал для фанатов — Сага Нурен, которая способна в гостях сказать, что ужин ей не понравился; будучи полицейской, признаёт правильность высказываний главгада первого сезона; может написать рапорт на совершившего ошибку коллегу; на вопрос напарника о наличии у неё шведских крон отвечает положительно, но одалживает только после прямой просьбы… Постепенно учится социальному взаимодействию с помощью Мартина.
  • Буревестник фанатского сообщества — Хенрик. Для одних он персонаж с довольно подробно прописанным характером и предысторией, ничуть не менее интересный зрителям, чем Мартин. Для других — спешно выставленная на замену бледная моль с уклоном в Мэрисьюшность, который и профессионал одного уровня с Сагой, и психолог похлеще обаяшки Мартина, и слезливая история из прошлого прилагается. Кроме того, в обоих сезонах детективные озарения к нему пришли после того, как он просто закинулся таблетками.
  • Идиотский сюжет — грешит русско-эстонская адаптация. Заглавный герой скандинавского сериала, w:Эресуннский мост — монументальное строение, с 4-километровой тоннельной частью и двумя железнодорожными путями, общая длина которого — 16 км, а отключение света на нем — ЧП регионального масштаба. w:Нарвский мост Дружбы длиной менее 200 м, и при возможной аварии легко и непринужденно освещается простыми фарами ближнего света. Каким образом преступнику все же удалось подбросить тело посередине?
  • Любовный рак сюжета — несколько грешит вся любовная линия Саги и Хенрика в 4 сезоне. Сага, железная леди с психиатрическими трудностями, начинает вести себя по канонам худших российских мелодрам. Несмотря на это, сезон получился самым коротким — 8 серий вместо привычных 10
  • Шрамы навсегда — исполнительница роли Саги, красавица София Хелин, в 24 года упала с велосипеда и серьезно повредила себе верхнюю губу. Огромный удар для начинающей актрисы, рассчитывавшей на роли романтических героинь. Во всех последующих фильмах шрамы скрывались толстым слоем тональника и грамотным освещением, а вот для образа боевитой следовательницы они пришлись как нельзя кстати.