Красная сельдь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Red Herring. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если у меня должны быть компьютерные системы с терминалами общего доступа, карты моего комплекса, которые они будут показывать, будут содержать комнату с надписью «Главный пульт управления». Эта комната будет Камерой казней. Настоящий главный пульт управления будет обозначен как «Ёмкости для слива нечистот». »
— Правила злого властелина/Оригинал, правило 52

Красная сельдь — улика, ведущая в совершенно неверном направлении.

Название происходит от известной охотничьей метафоры английского публициста XIX века Уильяма Коббета: автор писал о том, как гончие псы, охотящиеся на зайцев, могут быть отвлечены от своего занятия запахом «красной» (особым образом солёной и затем копчёной) сельди, которую незадолго до того несли по следу зайца.

Хорошая улика всегда тесно связана с сюжетом истории. Например, известно, что убитый имел репутацию донжуана. У жены нет алиби. Тут всё ясно, убийца — жена.

Чуть позже мы наверняка обнаружим, что жена совершенно ни при чём — на самом деле в момент убийства она изменяла мужу. Просто решила, что детективу лучше об этом не говорить. А муж погиб потому, что был донжуаном, — его пристукнул ревнивый супруг любовницы.

Важно помнить, что красной сельдью будет считаться только намеренно подброшенная (автором или персонажем) улика, имеющая целью сбить читателя или героя-сыщика с правильного следа, а не случайный набор фактов, который кажется, будто на что-то указывает. Бывает, впрочем, что тот, на кого указывала «красная селёдка», в итоге всё равно окажется виноват, но по другим причинам — это троп он действительно злодей.

В видеоиграх жанра «квест» красной сельдью принято называть предметы инвентаря, не имеющие применения. Педаль в пол — Склад красных сельдей.

Примеры[править]

Литература[править]

  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»: архивариус подбрасывает отцу Фёдору красную сельдь, подсунув ему ордера не на тот гостиный гарнитур (охапку правильных ордеров только что унёс Остап Бендер). Погоня по ложному следу в конечном итоге доводит отца Фёдора до сумасшествия.
  • Агата Кристи, «Десять негритят» — в английском тексте считалки написано, что одного из негритят проглатывает красная сельдь. Этим негритёнком оказывается Армстронг, который доверился Уоргрейву и поверил его «красной сельди», что настоящий убийца — Ломбард. Очень изящно подсвечено в самом романе — прорезиненый занавес, из которого делают судейскую мантию, в которую облачён Уоргрейв в момент своей мнимой смерти, именно алого цвета. Красная сельдь, которая проглотит Армстронга. В сериале он смотрится ещё подозрительнее: незадолго до отравления Марстона тот ссорится с доктором.
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» — Хинкус: главный герой считает его невинной жертвой, которого кто-то пытается выдать за гангстера. Зигзаг: на самом деле он гангстер и есть, и Мозес, не понимающий психологию землян, абсолютно честно пытался предупредить детектива об этом.
    • Также фокусник Дю Барнстокр; гангстеры предполагали, что инопланетянин со сверхспособностями может избрать себе именно личину фокусника. На самом деле он ни при чём.
  • Один из детективов Дороти Сейерс так и называется: «Пять красных селёдок».
  • Рэймонд Чандлер, «Глубокий сон» — автор нечаянно вдавил педаль в пол: гибель водителя так и осталась нераскрытой, потому что… не имела отношения к делу и про неё даже сам автор забыл.
  • Энид Блайтон, «Пятеро тайноискателей и собака» — во второй книге цикла под названием «Тайна пропавшей кошки» злоумышленник подбрасывает на место преступления вещь своего подчинённого, чтобы подставить его. Юные герои, наткнувшись на эту «улику» раньше полицейского, убирают её… после чего решают накидать вместо неё своих «селёдок», чтобы преступник не успел придумать что-то новое. В дальнейших книгах они подкидывали тому же полицейскому «улики», уже чтобы его протроллить… пока не доигрались, и из-за их шуточек чуть не загремели в тюрьму невинные люди.
    • Однажды дошло до субверсии: полицейский нашёл настоящие улики, но решил, что это опять проделки детей, лично отнёс их героям, ещё и наорал.
  • Дэн Браун, «Код да Винчи» — сюжет строится так, чтобы читатель подумал, что главным заширмовым кукловодом является епископ Мануэль Арингароса. На самом деле его преосвященство здесь нужен исключительно для тропа. Здесь и подсветка, и билингвальный бонус: aringa rosa по-итальянски как раз и значит «красная сельдь».
  • «К оружию!» Пратчетта с первых же страниц демонстрирует Эдуарда Муэрто и то, как его достал сложившийся «безкоролевский» порядок вещей. Потом читателю показывают, как он тырит вундервафлю и совершает убийства. Особой интриги поначалу нет — ждём, пока Стража вычислит и накажет Эдика. Сюжет делает резкий поворот в середине, когда герои случайно напоролись на труп Эдуарда. Однако беспредел в городе продолжается: кто-то до сих пор бродит по улицам с ружием и отстреливает тех, кого считает угрозой.
    • Та же книга — в интересах репрезентации Витинари назначает в стражу двух представителей расменьшинств и девушку. Однако позже выясняется, что Ангва — вервольф. В следующих книгах весь Анк-морпорк знает, что в Страже есть вервольф, но считает, что это Шнобби.
    • «Патриот» — Леонардо Квирмский мимоходом, как это у него бывает, создаёт план некоего устройства для сноса гор (намекается, что это атомная бомба). Позже, когда между Анк-Морпорком и Клатчем начинается война из-за неожиданно всплывшего острова Лешп, Витинари отправляется в Клатч на изобретённой Леонардо подводной лодке, чтобы доставить тубус с чем-то, что должно будет прекратить войну. Это акт о капитуляции Анк-Морпорка и признании Лешпа клатчской территорией. Остров всплывает уже не первый раз, и как Витинари и Леонардо убедились по дороге, всё равно скоро затонет обратно, так что лучше избежать кровопролития, а Клатч всё равно в итоге останется с носом.
    • «Делай деньги» — старший кассир Бент скрывает какой-то скелет в шкафу, и делаются постоянные намеки, что он вампир. «Скелет» в шкафу — клоунский костюм. Он потомственный клоун, в юности сбежавший из цирка с табором странствующих счетоводов.
    • В целом отношение командора Ваймса к уликам: «Не слишком-то радуйтесь уликам, это очень коварная штука. Улики способны превращаться в привычку. К примеру, ты находишь на месте преступления деревянную ногу, шелковую балетную тапочку и перышко, и в голове мгновенно выстраивается элегантная теория об одноногом артисте балета и постановке „Куриного озера“.»
    • «Интересные времена» — Коэн-варвар собрал Орду таких же стариков-разбойников, разграбивших кучу храмов и победивших кучу чудовищ, и ведет ее на Гункунг, ведомый Планом единственного не-варвара в их Орде профессора Спасли. И читатели, и Ринсвинд полагают, что это будет обычный для них кровавый поход с массовыми убийствами и разграблением сокровищниц — а они без шума и пыли проникли в замок и усадили корму Коэна на императорский трон, ведь кто на троне — тот и правит.
      • Такой задумал Красную Армию лорд Хон — воспользовавшись мнимой угрозой, собрать силы империи в кулак и повести на Анк-Морпорк, чтобы наконец обрести достойного противника для игр. Но в итоге лишь спровоцировал подлинную революцию.
  • А. Бушков, «Возвращение Пираньи» — собственно говоря, вся операция «Кайман» и была на этом и построена! Основной целью было спасение дочки олигарха из лап наркоторговцев, а история с документами из упавшего в озеро самолёта была лишь прикрытием. Главные герои не верят этому до конца (хотя русский негр Франсуа их предупредил открытым текстом)… пока не находят похожий самолёт, перевозивший контрабандные опалы. Всё-таки составитель «оперативной легенды» хорошо знал реалии Санта-Кроче и (невольно) взял за основу настоящую историю.
  • «Личное дело Мергионы» — отец героини Брэд Пейджер натащил в камеру свитков и манускриптов о Двух Чашах — таинственном артефакте неслыханной мощи — и сбегает из лечебницы, чем провоцирует Мергиону и все мировые спецслужбы на поиск Двух Чаш и вызывает в итоге конфликт мирового масштаба. А на самом деле он пошел домой, к жене.
  • Day of the Jackal — предполагаемый Шакал Чарльз Коллтроп, исчезнувший в неизвестном направлении за несколько дней до начала всей «эпопеи», на самом деле, отдыхал в Шотландии и о том, что его разыскивают был не слухом ни духом.
  • Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица» — план-схема поиска клада общеизвестна, и никаких сокровищ в указанном месте нет. На сокровища указывает графский герб в уголке схемы…
  • Лемони Сникет, «Липовый лифт» — субверсия и заодно эдакий чёрноюморной литерал (приём комизма). На аукционе в одном из лотов должны быть проданы и вывезены Квегмайры. Бодлеры, знающие нужный номер лота, приобретают его… И оказывается, что всё это время Квегмайры были в другом лоте. В статуе, изображающей красную сельдь.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева:
    • бочка с нефтью, у которой перебиты номера. Специально вручена учёным для исследований, чтобы подставить их; позже из-за этой бочки подозреваемые арестовываются Рентгеном и оказываются в соседних камерах с Медведем.
    • уже сам Рентген разрешает приехать в Ухту адвокату подозреваемых из Москвы — чтоб те, кто будут следить за следствием, поломали над этим голову.
  • Павел Шестаков, «Через лабиринт»:
    • Укладников, убивший Стояновского, решает инсценировать собственное убийство, и для этого кладёт в топку свои очки вместе с трупом своей жертвы, подбрасывает в вагон поезда чемодан с окровавленной рубашкой и топориком с присохшими волосами, которые не имеют к убийству никакого отношения, и даёт телеграмму другому обитателю квартиры от имени убитого.
    • С дойлистской точки зрения красной сельдью являются намёки на виновность Кравчука, отвлекающие внимание читателя от настоящего убийцы (хотя с ватсонианской точки зрения — это случайное стечение обстоятельств, неверно истолкованное следователями (в основном Козельским)).
  • Он же, «Давняя история»: Курилов упоминает о том, что Мухин отмывал кровь, придя домой после убийства Татьяны. На самом деле Мухин нашёл Татьяну уже мёртвой, и испачкался кровью, пытаясь проверить, жива ли она.
  • «Сага о Форкосиганах»: Имеется мелкий, но жутко авторитетный адмирал Нейсмит, за которым следуют не менее жуткие головорезы? Выглядит крайне молодо, но отличается крайней хрупкостью костей и маленьким ростом? Да еще и разговаривает с густейшим бетанским акцентом? Всё ясно, это явно старый бетанский вояка, прошедший секретную операцию по омоложению. Какой ещё лейтенант с Барраяра, о чём вы вообще?
  • В. Джонстоун, один из романов про Юнца Моргана: главный герой Конрад, он же Юнец Морган, ищет своих похищенных детей близнецов и выходит в Сан-Фрранциско на бандита Сиднея Джека, который держит взаперти двоих детей-близнецов. К ужасу Конрада, это не его дети! Это дети Сиднея Джека, а взаперти они, потому что простудились и родители их не пускают поиграть в грязи. И Конрад с самого начала книги шел по ложному следу.

Кино[править]

  • «Бриллиантовая рука» — по законам комедии, Семён Семёнович Горбунков случайно дважды оказался красной сельдью:
    • В первый раз «аптекари» (стамбульские партнёры Шефа — авторитетного контрабандиста из СССР) вообразили, будто этот долговязый растяпа и есть курьер, который тайно повезёт товар. Потом, уже после того, как Горбункову организовали «начинку» и отправили его на теплоход, пришёл настоящий курьер… Неудобно получилось.
    • Во второй раз уже советские контрабандисты охотились за Горбунковым, пытаясь снять гипс с драгоценностями. Но стечение обстоятельств и 11 из 10 баллов удачи у «курьера» по шкале S.P.E.C.I.A.L. позволили ему избежать этого. После нескольких неудачных попыток у них под конец фильма получается-таки забрать гипс, но тут облом: «Ну их же в милицию уже сдали, ничего здесь нет», в небе вертушка, а уголовники ни с чем. Результат: контрабандисты схвачены, а Горбунков подпортил себе конечности после падения из багажника.
  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», собственно новелла «Операция „Ы“» — завскладом пытался списать собственные хищения на то, что склад «обокрали». Пополам с операция под фальшивым флагом.
  • Место встречи изменить нельзя же. — Груздев стал «красной сельдью» из-за подброшенного Фоксом пистолета на новую квартиру.
  • «Поезд страха» — фокусник служит подозреваемым в этом фильме.
  • «Турист»: персонаж Руфуса Сьюэлла (на самом деле безобидный посторонний, которого использует настоящий преступник) служит красной сельдью как для сыщиков, ведущих расследование, так и для зрителя, привыкшего к злодейскому амплуа актёра.
  • «Высокий блондин в чёрном ботинке»: начальник контрразведки выдаёт мирного скрипача Перрена за секретного агента, чтобы убрать своего заместителя-интригана.
  • Фильм «Такси», самый первый: банда грабителей совершает преступления на бросающихся в глаза «Мерседесах» ярко-красного цвета, а потом перекрашивает их в куда менее приметный серебристый, чтобы спокойно передвигаться по городу.
    • А приметные красные «Мерседесы» нужны только для одного: чтобы полиция бросилась за ними в погоню. Даже если бы полицейским удалось их поймать (один раз почти удалось) — в чемоданах, которые лежат в багажнике, нет ничего, кроме одежды. А украденные деньги лежат в укромном месте в самом банке и ждут уборщика, который их заберёт.
  • «Фантомас против Скотланд-Ярда» — все думают, что главгад улетает в ракете и радуются, когда ракету сбивают, а Фантомас преспокойно укатывает на велосипеде.
  • Триллер «Иллюзия полёта» — авторы специально взяли на одну из главных ролей Шона Бина, чтобы зритель ожидал, что его персонаж либо погибнет, либо окажется злодеем. На самом деле не будет ни того, ни другого.
  • «Крик». Вообще эти рыбы плавают тут косяками. В первом фильме сильные подозрения у незнакомого с франшизой зрителя вызывает отец Сидни: уехал в начале, да и пропал, к тому же звонки с угрозами поступают с его мобильного. Подозрительно выглядит и Дьюи, который постоянно куда-то исчезает, когда появляется убийца. Во втором маньяком кажется Коттон (у него поначалу и поведение какое-то маньяческое), к тому же, помня, как было дело в первом фильме, зритель подозревает нового парня Сидни. В третьем опасения вызывает Анджелина, также исчезающая во время появлений маньяка. Дело в том, что изначально авторы как раз её и хотели сделать сообщницей очередного маньяка, но передумали, и злодей третьего фильма — единственный маньяк франшизы, который действует в одиночку.
  • «Жандарм и жандарметки» — заключительная часть цикла про жандармов из Сен Тропе. Полковник говорит, что одна из стажерок — дочь президента одной африканской страны. Соответственно, похищения стажерок воспринимаются как охота неизвестных на важную особу. На самом же деле злоумышленников интересуют браслеты девушек, на которых выгравирован код доступа к секретной информации.
  • «Особо опасный преступник» — красной сельдью должно было выступить аж целое ЦРУ. Заговорщики назывались Данну именем расформированного еще в 70-х подразделения данной конторы и для пущей уверенности снабдили его визитной с номером зам главы ЦРУ, в надежде, что если Данна убьют, в его кармане она обнаружится, а если возьмут живым — он сам попросит по ней позвонить, добавив, что является сотрудником спецподразделения оной конторы. Вот только Данн выжил и сумел уйти…
  • «Мальчик, который рассказывал об оборотне» — кто окажется оборотнем в зловещем готическом особняке в местной Руритании посреди Убервальда? Уж не зловещая ли экономка, которую стоит всего лишь по имени назвать — мадам Варколак — и тут же слышится волчий вой? Нет, она не только не злая (как и оборотни в этом фильме), но и всего лишь простая смертная.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-Берлин» — в третьем сезоне красной сельдью являются как амулет Братства Сатурна, в котором состоит декадентствующий актёр Тристан Рот, так и огромный автоматический кинжал, который не выпускает из рук мафиози Вальтер Вайнтрауб. И оба подозреваются в убийстве певицы Бетти Винтер. Первый — ради своих сумасбродных утех, второй — с целью насолить своему давнему коллеге по бизнесу Эдгару Касабяну, отмывающему деньги через кинематограф. Убийство было совершено пропавшим из вида с первого сезона венгерским маньяком Шандором Гостони с целью личной мести, а спланировал всю операцию профессиональный криминалист Леопольд Ульрих с целью жестокого троллинга начальства.
  • «Гримм» — в одном эпизоде постоянно показывают мужика в инвалидной коляске и с кислородным баллоном, который никогда ничего не говорит. Его имя — Чарльз Херринг Линк по прозвищу «Красный». Английское слово «herring» — «сельдь». Естественно, он оказывается ни при чём, а финальный кадр эпизода — старик превращается в Существо, похожее на красную рыбу, и смеётся.
  • Распространённый приём опенингов «Доктора Хауса» — довольно часто если в них показывают кого-то с кашлем, тошнотой или жалобами на самочувствие, то под конец опенинга брякнется в припадке и попадёт в пациенты к Хаусу, скорее всего, НЕ этот персонаж.
  • «Агенты Щ. И. Т.», 5-й сезон — всё указывает на то, что Дейзи уничтожит Землю…
    • Она, по идее, это и делает в изначальной линии времени. Там другое ожидание, когда зритель не знает о Дейзи, царит уверенность, что Землю уничтожит Танос, чья атака фанатами ожидается именно на это время.
      • В финале сезона выяснилось, что Земле угрожала не Дейзи, а поглотивший ее (вместе с ее силой) Гравитон, на что слегка намекали по ходу.
  • «Вавилон-5», 1-й сезон — пару раз намекается, что Иванова может быть предателем — как, например, она спаслась за кадром от целой эскадрильи пиратских истребителей в эпизоде «Фанатики»?
  • Типичный пример — эпизод «Дорожное происшествие» из 11 сезона «Ментов». Водитель переехал пешехода на переходе (отвлёкся на ссору с женой), а потом скрылся с места ДТП и быстро починил помятую машину? Он невиновен — пешеход уже был мёртвым из-за побоев, а ещё на одежде оказались характерные следы фреона, указывающие на рефрижератор. Может, виноват водитель означенного рефрижератора? Он в своё время отсидел за мордобой, а потом попытался сбежать при попытке задержания. Но нет — просто бедолага действительно на днях подрался, правда в другом месте и в другое время (и, как оказалось, без серьёзных последствий для побитого). Зато после его показаний картинка сложилась полностью. Покойный был наркоторговцем «средней руки» и за попытку «крысятничества» был насмерть забит собственным «начальником». Ну а тело просто положили на удачно стоявший поблизости грузовик.
  • Во втором сезоне «Менталиста» Лисбон объясняет Ван Пельт смысл этого тропа применительно к работе КБР: «Красная сельдь — это, на что ты обращаешь внимание, несмотря на предостережения Джейна».

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк», 20 сезон: школьники думают, что некий SkankHunt42 — это Эрик Картман. Но создатели сами открывают настоящую личность тролля — Джеральд Брофловски.
  • «Новые приключения Человека-паука»: во время сражения с Человеком-пауком Зелёный Гоблин получил травму ноги, прихрамывая, сел на глайдер и полетел к дому Нормана Осборна, которого герой и подозревал. Но в доме, вместо Нормана Человек-паук обнаружил его сына Гарри в костюме Зелёного Гоблина, его нога была повреждена. А Норман Осборн ходил как обычно и не хромал. Но в заключительном эпизоде выяснилось, что Зелёный Гоблин это всё-таки Норман Осборн — он притворялся, что хромает. Когда он вернулся домой, то обнаружил там Гарри, лежащего в отключке. Недолго думая, Норман переодел его в костюм злодея, а потом травмировал ему ногу.
  • «Tom & Jerry: Kids Show» — эпизод «Мальтийский пудель» (пародирующий нуар) «Кажется, следствие зашло в тупик…» — Машина стоит в тупике, а с неба идёт дождь из сабжа… Чтобы решить проблему, герои решают посмотреть сценарий
  • Gravity Falls — забавный козёл с немного страшноватыми глазами, которого специально нарисовали для этой цели. Но у него есть имя!
  • RWBY — и герои, и злодеи прекрасно знают, что в клане бандитов, под предводительством Рейвен, есть Дева Весны, пропавшая несколько лет назад. Кто же это, если не Вернал — молодая девушка с выдающимися способностями, чьё имя переводиться как «весенняя»? Сама Рейвен, которая просто убила ту самую сбежавшую Деву…
  • «Харли Квинн» — тут у нас деревья в парке ожили и нападают на людей, а неподалёку ошивается группа злодеев, среди которых — экотеррористка, способная управлять растениями…
  • «Щенок по кличке Скуби-Ду» — пародия на троп: преследующего юную Скуби-команду хулигана зовут Ред Херринг (буквально «красная сельдь»), причём Фред периодически и обвиняет его в том, что он и прячется под личиной монстра.

Видеоигры[править]

  • Текстовый квест «Planetfall», выпущенный компанией Infocom в 1983 году. Игра отличалась большим количеством красных селёдок, что было совершенно невиданно для текстовых квестов тех времён. Там был запертый вертолёт, ключ от которого нельзя отыскать, была тёмная комната, но в игре не было фонаря, была комната с радиацией, но в игре не было костюма радиационной защиты. Там было огромное количество бесполезных предметов, которые можно было взять в инвентарь — несколько штук были у игрока с самого начала игры. Всё это вызвало крайне неоднозначную реакцию в среде игроков.
  • The Addams Family (NES). Загадочная запертая дверь в вестибюле Аддамс-Мэнор добавлена в игру нарочно, чтобы игроки поломали голову, пошарили всюду, поискали способ её открыть — и так и не нашли.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: Вампирский патриарх в Анкарском саркофаге? Размечтались…
  • Runaway — один из примеров красной сельди в квестах: самое начало игры. Брайану нужно разбудить Джину, но та накачана лекарствами и проснётся, только если на неё плеснуть воды. Рядом с ней стоит расколотый стакан, а в раковине можно набрать туда воды. Но бесполезно — вода всегда вытекает из дырявого стакана прежде, чем Брайан успевает её донести до Джины. На самом деле Брайану нужно активировать пожарную сигнализацию, из которой и польётся вода. Сломанный стакан и есть та самая красная сельдь, положенная в игру разработчиками.
  • ГЭГ: Отвязное приключение — в компьютере зловещей маркизы-мраккультистки де ля Бурбон можно найти ссылку на «EvilNet» (видимо, свой Интернет для злодеев и мраккультистов). Но зайти туда не получится: компьютер затребует «Insert key diskette», а добыть такую дискету в игре невозможно.
  • Space Quest В IV-ой части — танковый снаряд, который можно извлечь из подбитого танка. В изначальном сюжете планировался, чтобы разобраться с дроидом-убийцей на локации, но в итоге стал бесполезной (и опасной!) безделушкой, однако дающей дополнительные очки при правильном применении. Дважды.
    • Space Quest V — единственная игра в линейке, где игрок, привыкнув в предыдущих четырёх играх добывать и тратить игровую валюту (буказоиды/бабкинги и т. п.), в кои то веки имеет их полный карман (капитанское жалованье, полагаю) — и ни разу не пользуется. Просто негде.
  • В жанре квеста и сам приём, и выражение «красная селёдка» — это давняя традиция и потому они множество раз пародировались:
    • The Secret of Monkey Island шутит над этим тропом: тролль на мосту требует рыбу, которая отвлекает внимание, но на самом деле бесполезна. Ему нужно принести красную сельдь.
    • В Mean Streets, первой игре сериала о Тексе Мерфи, один из подозреваемых во время визита детектива обедает красной селёдкой. (Стоит ли говорить, что преступление совершил не он.)
    • «Шизариум»: на одном из уровней есть пациент психбольницы, танцующий с рыбой, на другом — здание с изображением красной сельди, на третьем — драгоценность в виде красной рыбы. В последних двух случаях подчёркивается, что главный герой верил в важность этого места/предмета и был сильно разочарован. Из интервью авторов известно, что эти предметы действительно добавлены по просьбам продюсеров, дабы немного затянуть игру.
    • Пародия в Tale of Hero. В запертом помещении на каменной панели с трубками нарисована красная рыбка, чему удивляется главный герой. На самом деле, разумеется, панель не нужна, а вылезать придётся другим способом, через окно.
    • Goblins (первая часть). На локациях есть даже несколько классических красных селёдок, которые не только не помогают пройти квест, но и приводят к тратам жизненной энергии. В последующих квестах полоски жизней нет и эффект в значительной мере нивелируется. Самая известная — резиновая маска в подземелье колдуна. Ещё парочка — книжки на локации с монахом и, собственно тухлая селёдка(!), которую сторожит горбун на локации с великаном.
    • Beyond a Steel Sky. Резиновая красная рыбка на столе у Пальцастого Джимми. Попробуйте отбиться ею от его тесака. Что, не вышло? Кто бы мог подумать...
  • «Мор (Утопия)» — при прохождении за Бакалавра вам нужно в первый же день выяснить, кто убил Симона Каина. Есть три зацепки. Во-первых, мясник, который сбежал из Термитника и прячется у Оспины. Во-вторых, какой-то окровавленный деятель искал приюта у Анны Ангел. В-третьих, местные детишки затеяли какую-то непонятную игру с опасными препаратами. На самом деле все три линии являются красной сельдью, а Симон умер от заражения песчаной чумой. Правда, расследование каждой из этих линий даст вам дополнительную награду, но, если увлечётесь и не найдёте истинную причину смерти Симона, до следующего утра сами не доживёте.
  • «Кто убил Джонни Рока?», PC Windows-версия. Когда игру редактировали для переиздания — её упростили, и получилось, что бумажка с цифрой, которую в самом начале обнаруживают в мёртвой руке Джонни Рока — эталонная «красная сельдь». От того, какая это будет цифра, в этой версии игры ничто не меняется (даже если это, допустим, сумма, которую Джонни задолжал убийце). Значение имеют только четыре цифры кода от сейфа, а их узнать можно (и то не сразу), только собрав по улике на всех четырёх допросах.
    • Но на игровом автомате эта цифра — не красная сельдь, а элемент, необходимый для прохождения. Перед тем, как в финале помочь полиции арестовать истинного виновника убийства, нужно правильно указать цифру, изображение которой сжимал в кулаке Джонни, иначе протагониста нашпигуют свинцом.
      • Интересно, какой из двух вариантов использован в версиях игры для DOS, 3DO и Sega CD? Не проверено.
    • И кстати. Сразу после улики на экране может появиться одно из четырёх: нумерованные банки, едущие по конвейеру; автомобильный номер; колесо рулетки; нумерованные бильярдные шары. Так вот, цифры на этих предметах — однозначно красная сельдь. На них не нужно обращать внимание. Эти предметы — только тематические подсказки, куда лучше направиться в следующий раз (поскольку в игре свобода передвижения): на фабрику, в гараж, в казино или в бильярдную соответственно.
  • Splinter Cell: Chaos Theory, миссия в японской купальне. По ходу действия Сэм узнаёт, что Дуглас Шетланд встречается с представителями криминальной группировки «Красный нисин». Если допросить работника купальни в одном из коридоров, то окажется, что «нисин» означает «селёдка». И Шетланд прибыл в купальню для встречи совершенно с другими людьми.
  • Return of the Obra Dinn — серьёзно, причина смерти «удар копытом»?
    • На судне таки была корова. Недолго, правда…
  • Mage's Initiation — становится вполне очевидно, а потом неопровержимо доказано уликами, что главгад в маске — Варнер. На самом деле это верховный маг огня Пайраз, и улики были просто подделаны или подброшены.
  • The Council — расследуя смерть одного из ключевых персонажей, находим улики к двоим подозреваемым. Улики подброшены Мортимером, а главный герой обеспечивает ему алиби, обвиняя другого персонажа.
  • The Legend of Kyrandia: в первой части ближе к концу игры можно набрать в замке (и еще в лесу у Занции) кучу интересных предметов. Увы, но большинство из них столь же бесполезны, сколь и интересны — к примеру, тот же радужный камень из пенька. Камень хотели добавить в сюжет, да вот не успели придумать, куда его пристроить. А один из замковых предметов так и называется — Piscata Rosea.
    • Во второй части при работе с Машиной радуг, можно набрать в инвентарь еще больше полезных и бесполезных предметов — вернулся и радужный камень, который теперь нужен для открытия сразу двух секретов. Вопрос спорный — всё же их можно употреблять на зелья для машины, в том числе и составляя наугад те, которые не указаны в учебнике Занции. А вот упаковка от глаза Тритона — классическая красная селёдка. Зелье Транса в игре приготовить невозможно, как бы ни хотелось. Тот факт, что страница с рецептом зелья, упаковка от глаза и апельсиновая кожура валяются в приморском городе, просто позволяет (даже не Занции, а игроку) понять, почему именно шериф, продавец и капитан ни на что не реагируют.
  • Heavy Rain — игра почти до конца намекает, что Убийца Оригами — это Итан или Блэйк, но это не один из них.
  • Над этим моментом славно поиздевались в IWD2 — в самом начале игры можно найти дохлого кота. А уж гораздо позже, при его наличии в инвентаре, в разговоре с одним НПЦ сказать — вот у меня есть дохлый кот, не надо ли? НПЦ будет поражён, и выскажет целую речь про мудаков, которые хрен знает зачем таскают в своём мешке дохлых котов.
  • Memoria — загадка Фахи в начале игры, которая кажется мегаофигенно важной, так и не будет разгадана, и вообще дело не в ней.
  • Maniac Mansion — есть несколько таких пазлов: например, в бензопиле нет горючего, и найти его нельзя; точно так же нельзя починить лестницу в библиотеке и подняться наверх.
  • «Падал прошлогодний снег» — на одном из уровней нужно найти маленький и большой аккумулятор, чтобы починить корабль. Большой успешно нашли и вставили на место, а с маленьким играет девочка, которая отдаст его только в обмен на надувную утку. Но при попытке выловить утку ГГ сразу же перебрасывает на следующий уровень; больше к кораблю и девочке сюжет не возвращается.
  • «Rip van Bubsy» — педаль в земную кору: вся игра состоит из них, ибо это деконструкция жанра квест как такового. Главный герой, рыжий рысь по имени Бабси, должен выяснить, почему он постоянно засыпает на десять лет; ему даются задания (например, попасть в закрытый клуб и принести туда газету), имитирующие квестовые пазлы, но в принципе невыполнимые. Более того, игра ограничена по времени, и что бы ни делал игрок, Бабси всё равно состарится и умрёт.
  • No one lives forever — комната с двигающимися лазерами. Первую действительно можно пройти. Но вторую нет (там есть секретный лаз вниз).
  • «Три богатыря» — нужно открыть дверь в курган, рядом на столбиках кнопки со значками. Решение — Илья Муромец поднимает дверь руками.
  • Undertale — ближе к началу скелет Папирус в амплуа «злодей-недотёпа» даёт герою несколько испытаний, которые решаются либо небольшой хитростью, либо их вообще решать не надо. В том числе пазл с разноцветными квадратиками с запутанными правилами. Позже, в борьбе с роботом-шоуменом Меттатоном вам всё же придётся пройти это испытание с квадратиками… будто бы… На самом деле вам дадут слишком мало времени, чтобы пройти его, и проскочите так.
    • Тем не менее успеть пройти головоломку Меттатона можно. Получите дополнительную строчку в диалоге.
  • «Ядерный титбит» — для чего нужны лифчик и тройной фаллоимитатор?
  • «Серп и Молот» — применение презерватива. Новик, автор игры, эпично затроллил игроков заявлением, что если его правильно использовать, у Лиз в финале не родится сын. Вот только сделать это невозможно!
  • Hatred: нет, код доступа в финале подобрать можно (666, если кому надо), но на концовку это абсолютно не повлияет.
  • «Leisure Suit Larry 7» — чтобы войти в комнаты отдыха экипажа, нужно пройти по коридору к массивной двери с кучей биометрических детекторов, в то время как в Ларри целятся добрая сотня автоматических пулемётов, гранатомётов и рогаток. Как пройти всю эту головоломку? А никак. Дверь не заперта. Надо только выбрать опцию введения текста и самому написать: «толкнуть», так как игра не предоставляет этого выбора.
  • «Bad Dream Coma» — чтобы убрать злую собаку с дороги, можно положить мясо в капкан и попрощаться с хорошей концовкой. Можно попытаться просто дать мясо собаке, но она откажется… в первый и второй раз. На третий согласится и уйдёт.
  • «Railroad Tycoon 2»: с прикрученным фитильком. Иногда такое случается из-за того, что многие объекты на карте генерятся случайным образом. Таким образом можно, например, получить карту с тремя электростанциями, работающими на угле, но без единой угольной шахты. Или есть несколько текстильных фабрик, но нет ни одного хлопкового поля и не одной фермы, где можно получить шерсть.
    • Аналогично было и в более раннем Transport Tycoon Deluxe, где можно было получить бумажный комбинат без леса (потому что карта недостаточно снежная) или кучу пищевых фабрик без ферм (потому что карта, напротив, слишком снежная).
      • Значит надо зарабатывать деньги на другом и основывать новые предприятия, это разрешается.
  • Law & Order: Legacies почти полностью состоит из выбора пунктов диалога с разными персонажами. Иногда, при выборе некоторых тем, выясняется, что они отвлечённые, и напарник главного персонажа предлагает не уходить от основной нити и вернуться к расследованию, после чего появляется надпись «Вы нашли красную сельдь!» Это учитывается в игровой статистике, но на итоговый счёт не влияет.
  • Yes Your Grace — по делу об отравлении короля Талиса можно найти 3 улики, указывающие на 3 лордов. Ни один из них на самом деле не виновен, но убийца — судья, и приговорить кого-то надо.
  • Grand Theft Auto San Andreas — во второй миссии Джиззи нужно спасти запертого в движущемся фургоне Майка Торено, местоположение которого СиДжей и Ти-Боун опеределяют по тому, что Майк слышит вокруг. Таким образом они дважды идут по ложному следу — вначале, услышав про чаек и звуки тяжёлого оборудования, едут на стройку в Дохерти, затем, услышав о большой оживлённости и масовых погрузках, едут в грузовой порт, и лишь затем, услышав о расстрелянной охране на въезде, а также звуках взлетающих самолётов, устремляются в аэропорт.
  • Don’t Escape — первая часть. Корешок. Даже не бесполезный, а вредный предмет. Если его добавить в зелье, то он только ослабит его действие, так что герою-оборотню будет сложнее впасть в отключку. В дальнейших играх серии уже наблюдается склад красных сельдей.
  • Runescape — в ходе одного из квестов персонаж должен продемонстрировать свою находчивость, выбравшись из запертого дома с помощью подручных предметов. Среди всякого барахла — натурально, красная селёдка. Её нужно поджарить, чтобы получить красную краску, а сама рыбка останется игроку и её можно будет съесть.
  • Cultist Simulator — внутриигровому сыщику можно такие сельди раскидывать вёдрами и даже целыми вагонами если прятать в картинах дурную славу в картинах при существующих предварительных уликах. Картины создают мистику, сыщик хватает её и минуту рассматривает, а тем временем реальные доказательства надёжно спрятаны и ждут момента когда улики протухнут.
  • Silent Hill 3 — Печать Метатрона, наводку на хранителя которой Винсент дал Хизер перед ее поездкой в Сайлент Хилл. В финале печать в руках Хизер оказывается абсолютно бесполезна. В той же игре можно найти и духи, которые можно экипировать, но невозможно использовать, и никакого эффекта они не дают.
    • Да нет. Дают. На них монстры сильнее агрятся. Нужно для извращенцев, мазохистов и желающих пройти на плохую концовку.
  • The Stanley Parable — в эпизоде со включившейся системой самоуничтожения игра подсовывает игроку множество кнопок, которые можно нажать в разных сочетаниях, коды на стенке, которые можно ввести (причём некоторые из кодов неплохо спрятаны), и достаточно времени, чтобы попробовать разные способы отключить самоуничтожение. Нет, его невозможно отключить. Кому сказано, не-воз-мож-но!
  • Саботаж: Кулак Империи — в одном из сундуков «Гнойного рака» можно найти ключи от «Военной равенны». Но толку от них нет — вызвать автомобиль не удаётся, выбросить или продать тоже нельзя. Благо на то они и ключи, что ничего не весят.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa: Trigger Happy Havoc — собственно сабж имеется во всех делах:
    • В первом — само место преступления — комната Макото — из-за чего последний сразу же становится главным подозреваемым. Причём иронично, что красной сельдью это стало в результате действий самой жертвы.
    • Во втором — инсценировка, которую устроил Бьякуя, из-за чего первой подозреваемой стала Геноцид Сё.
    • В третьем — предсмертные слова Хифуми, который назвал убийцу настоящим именем, которого остальные попросту не знали (видимо, удар по голове частично восстановил утраченные воспоминания Хифуми о времени до Игры), а под раздачу, в результате, едва не попал Ясухиро.
    • В четвёртом — инсценировка, которую устроила Аой, из-за чего все не сразу поняли, что произошло не убийство, а самоубийство.
    • В пятом — подставой были вообще ВСЕ улики.
  • Kara no Shoujo — подозрительно дружелюбный доктор Кутики Фумия сразу же вызывает подозрения у наиболее внимательных игроков: во-первых, он демонстративно крутится где-то на заднем плане, стараясь быть незаметным; во-вторых, имеет навыки хирурга (самое то для маньяка, который разделывает девушек в городе); и в третьих, он постоянно носит перчатки, не показывая кисти рук (возможно, скрывает царапины или порезы, полученные от жертв!). На самом деле он, конечно же, никак не связан с преступлениями, которые расследует главный герой. А перчатки носит из-за травмы руки, которая поставила крест на его карьере хирурга много лет назад.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — мобильная оперативная группа Гамма-5 («Ложный след») специализируется на пресечении распространения сведений об аномальных событиях или явлений путём создания ложных следов и формирования у свидетелей деятельности Фонда поддельных воспоминаний при помощи амнезиаков и гипноза. Символом отряда является… да, да, она, родимая, красная сельдь!
  • Крипипаста «Фаза ходячего трупа» — тут отвлекающим манёвром служит контакт с плохо выглядящим больным, заставляющий думать, что это история про зомби. А вот название рассказа, наоборот, подсказка для гениев. Так называют период мнимого благополучия при радиационном облучении во время острой лучевой болезни.

Реальная жизнь[править]

  • Реальная головоломка «Игра 15» от Лойда с призом в миллион долларов оказалась в принципе не решаемой.
  • В ассортименте находятся на местах преступления, когда кого-то хотят подставить. Неважно, кто.
  • Классика жанра: на не самом видном месте (но там, где все равно нетрудно найти) офиса главбуха или директра лежит папка с подписью «помойки», чемодан с этикеткой «черный нал» и в том же роде. Ее содержимое позволяет выписать штрафов на 100к, но не более. А чемодан самотыков, тянущий на 5-10 лет тюрьмы, спрятан гораздо, ГОРАЗДО надежнее.
  • Похожим способом студентам советуют поступать на защитах. Оставить в своем устном докладе пару очевидных брешей, чтобы потом ответить на ожидаемые вопросы по ним. Не оставляя комиссии времени на поиск настоящей бреши в докладе.