Изменившаяся мораль/Реконструкция

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Deliberate Values Dissonance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Это подстатья к статье «Изменившаяся мораль». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Если автор создаёт произведение про некий исторический период либо его СФК и подходит к описанию царивших там и тогда нравов с упором на реализм и историчность, — современная публика может немного удивиться, и не факт, что это удивление будет приятным. Поэтому не мешает объяснить, как же в том сеттинге дошли до жизни такой.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Андрей Валентинов, «Ория» — историческое фэнтези о праславянских народах. Действие происходит примерно в начале нашей эры[1], о гуманизме герои слыхом не слыхивали. Полностью вырезать мятежное племя? Принести человеческую жертву? Изнасиловать пленницу? Запросто!
  • Н. Перумов и С. Логинов, «Чёрная кровь». Первобытное фэнтези с элементами праславянства. Показана мораль индоарийских племён «старше колеса». Например, вполне нормально убийство любых представителей враждебного племени, даже беременных женщин. Или существует обряд «догнать понравившуюся девушку на празднике плодородия»[2]. При том, что среднестатистическая девушка бегает медленнее среднестатистического парня[3]. Но насильственным сватовством занимаются только нравственно незрелые юноши племени, протагонист Таши предстаёт сыном своего времени, но благородным. Что не мешает ему переспать с дочкой хозяина хижины на крайнем Севере (возлюбленная при этом не ревнует — возлюбленная его заставляет, традиция такая).
  • «Ведун». В девятой книге, «Медный страж», дружинники подарили Олегу невольницу кукольной внешности «лет тринадцати», взятую в военном походе муромского князя на тюрков, которая по «Русской Правде» — имущество, часть военной добычи. Судьба малолетку в разоренной вражеской столице ждала незавидная, поэтому Олег планировал продать ее вменяемому боярину или зажиточному купцу в большой город. Да вот беда, по пути назад он наталкивается в корчме на группу охотников-промысловиков, возвращающихся с удачной охоты. Эти охотники, заметив рабыню, предлагают Олегу щедро заплатить за право попользоваться рабыней одну ночь. Умом Середин понимает, что по законам местного времени охотники полностью правы, плата очень щедрая, а отказ будет расценен как личное оскорбление и принесёт одни проблемы… но воспитание человека ХХ века не даёт ему морального права согласиться. Собственно, так и происходит, спустя пару дней охотники нагоняют Олега на дороге и, бросив ему под ноги кошель с деньгами, планируют взять рабыню силой. Ведун даже не может использовать оружие для защиты себя и своего имущества, потому что лично Олегу никакого вреда причинять не хотят, а вред рабыне оплачен десятикратно; убийство же четырех свободных человек это преступление и уплата большой виры, на которую у Олега банально нет денег (что означает прямой путь в холопы). В итоге, Середин всё же убивает всех промысловиков, а на княжеском суде, используя смесь наглой лжи и исландской правды, сводит на нет все косвенные обвинения, после чего добивается суда поединком и побеждает.
  • Олег Дивов «Храбр». Пожилой (немного за 50) храбр Самсон Колыбанов после смерти очередной жены вместо того, чтобы взять себе новую, заказал по покойной большую службу, а затем надел рубище и пошел пешком по святым местам, молить о упокоении свой жены. По нынешнем меркам хранить верность умершей жене — вполне нормально. Но друзья-товарищи храбра только у виска крутят, дескать: «умом тронулся Колыбанович…». Это потом выясняется, что все это хитрый план и на самом деле Самсон переквалифицировался из рыцаря-дружинника в шпионы, в лучших традициях Легио Кустодес.
    • Аналогично с самим Ильёй Урманином. Ему хорошо за 50, но сохранился он просто замечательно. Добрыня намекает, что в таком возрасте жениться самое то. По нынешнем меркам — неравный брак в чистом виде. По тогдашним меркам — 50-55-летний рыцарь это весьма завидный жених. Здоровый(иначе бы не дожил до этих лет), богатый (бедняки в дружине не задерживаются — или богатеют или умирают), надежный (все склоки утряс, лишний раз в сечу не лезет — не по чину, князь уважает, враги — тоже). Сказка а не муж.
    • Здесь же история Дрочило, ремесленника, изготавливавшего «дрочащего» проволку, являющейся отсылкой к Никите Кожемяке. В ходе очередного набега печенегов тот чуть ли не голыми руками разорвал вражеского чемпиона. Получил баснословную награду и отказался от места в малой дружине, вернувшись к своему промыслу. По нашим временам, образец здравомыслия — разок рискнул и хватит. По мнению других храбров, дружинников князя, Дрочило — трус, смерд и дурак. Ему предложили место среди воинской аристократии, а он остался при своих.

На других языках[править]

  • В некотором роде рассказ Рэя Брэдбери «Человек в воздухе». Император Юань приказывает уничтожить летательный аппарат и казнить изобретателя — при этом понимает, что казнил невиновного и наивного изобретателя. Еще приказывает молчать свидетелям полета (и хорошо, что не казнил заодно и их!). Но у императора есть мотивация — враги могут увидеть летательный аппарат, сделать таких же и напасть на Китай. Поэтому правитель считает, что поступил мудро, уничтожив устройство и его создателя, чтобы затормозить развитие плохой науки. Хотя, с точки зрения современного человека, лучше бы наделал таких аппаратов для своей армии — рано или поздно пригодились бы.
  • С. Лем, рассказ «Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел» из «Сказок роботов». Сами сказки стилизованы под средневековые сказки и легенды, посему и мораль робокоролей, киберфеодалов и электрыцарей средневековая. Сначала в клетке королю Болидару привозят бледнотика (то есть человека). Держат его как редкую обезьяну и относятся к нему также. Когда он сбегает с ключиком от разума принцессы, то за ним устраивают охоту достойные электрыцари. При этом подвиги каждого (почти каждого) из них в поисках бледнотика, если взглянуть на них более объективно выглядят как бандитские нападения и немотивированная агрессия в адрес различных царьков с совершенно нейтральных планет. А их героическая гибель — результат кармической справедливости. Да и сам Эрг с людьми воевал, опираясь на средневековые понятия. Но потом выяснилось, что он врал.
  • Роберт ван Гулик, цикл повестей о судье Ди. Неоднократно демонстрируются и подчеркиваются нравы того времени. Например, в одной из историй судья берет взятку, чтобы на эти деньги подкупить другого чиновника. Изнасилование жены является вполне законным поводом для развода. За вскрытие могилы можно запросто угодить на эшафот, причем даже будучи высокопоставленным чиновником. И прочее и прочее.
  • A Song of Ice and Fire.
    • И снова о сексе с малолетками. Хоть мир и вымышленный — в нём реконструирована[4] традиционная мораль Средневековья, когда «рано взрослели и рано вступали в брак». Девочка-подросток «достигла расцвета» ©, то есть у неё попросту начались менструации? А ну марш замуж, хотя бы и насильно — ради династического союза! И плевать, что такие союзы, как показывает практика, весьма редко кого-то спасают от последующей распри. И не моги, девочка, схитрить — чисто формально обозначить замужество, а с сексом подождать до своего повзросления. Это не прокатит. В Вестеросе этакий развесёлый закон и обычай: если у жениха вообще возможна эрекция — то брак непременно должен быть осуществлён на ложе, иначе он как бы «не считается» и может быть в любой момент расторгнут вышестоящими. Собственно к вопросу о замужестве Маргери Тирелл…
      • И кого в наши дни не покоробит вестеросский свадебный обряд «провожания», когда мужчины раздевают донага невесту, а женщины — жениха, и обоих относят на руках в спальню, выкрикивая похабные шуточки! А потом ещё и в дырочки подглядывают и громко комментируют процесс. (Очевидно, восходит к дикарским понятиям о «мистическом поощрении плодородия» с помощью демонстративной разнузданности; сравни со славянскими «радениями Яриле», кельтским Бельтайном и пр.) Недаром даже в сюжете книги некоторые персонажи — Робб Старк, Тирион Ланнистер, — вступая в брак, отказываются дозволить «провожание» (Нед Старк отменил провожание только в сериале).
      • Робб поприключался в чужом замке с местной юной леди и, как честный человек, был обязан жениться. В наши дни подобное вызывает удивление[5], но в те времена не было противозачаточных[6], а женскую девственность старательно берегли. Кроме того, с точки зрения той морали, важно то, что она — леди, а не какая-то простолюдинка, лишив девственности которую, для дворянина приемлемо было бы с чистой совестью об этом позабыть.
      • Пример первобытных отношений полов — брачные обычаи Одичалых. Они простые: если ты стащил девчонку, и она после всего этого не перерезала тебе глотку, пока ты спишь — она твоя жена.
      • И у дотракийцев, естественно. От закреплённой веками позы «по-собачьи» до аналога Сати. В линии Дейенерис борьба с архаичной моралью открыто проговаривается на регулярной основе, включая две вышеуказанных традиции.
    • Поступок Пса, который ограбил крестьянина приютившего его на ночь, и совершенно не видел в этом ничего плохого — наглядный пример сословной морали.
      • В сериале — с прикрученным фитильком: увидев результат своего поступка, Пёс искренне раскаивается.
      • В видеоиграх игроки в половине случаев поступают также. Остальная половина еще и самого хозяина за лут и экспу прирежут. Оно казалось бы в видеоигре не то же самое, оно конечно несчитово, оно конечно к морали в реальной жизни не имеет отношения никакого… Но осадочек остается. Ведь отличие RL от игры по большому счету лишь в безнаказанности. Ни полиции, ни суда, ни тюрьмы, ни общественного порицания (а вот когда в игровой механие вводятся наказания в виде кармы, лишения квестов, плохой концовки, стражи и стрелы в колено…). Лишь этого нет у игрока в условиях игры. Мораль же, ежели речь об ней — имеется (либо не имеется) в голове игрока, а не в кремнии процессора и коде игры. Включение компьютера мозги автоматически не отключает и этику не ставит на паузу, как бы не хотелось обмануть себя в обратном. Вот и вопрос — сильно ли мы ушли моралью от Пса или это просто законы ужесточились, да полиция стала работать получше? Этика ли с гуманизмом нас держат или просто страх перед куда более неотвратимым наказанием?
        • С точки зрения манчкина: пиксели на экране и реальная жизнь — это разные вещи. Любой здравомыслящий это прекрасно понимает. Так что мораль реальной жизни к видеоиграм применять несколько некорректно. Для истинного манчкина это не какие-то персонажи, к которым можно как-либо относиться, а инструмент по прокачке подконтрольного юнита, и не более.
        • С точки зрения отыгрыша: нужно ВСЕГДА поступать в соответствии с Мировоззрением конкретного персонажа. И для какого-нибудь паладина поступок неприемлем. Хотя… всегда найдется куча оговорок[7].
  • С. Фридман, «Рождённые в завоеваниях». Противостояние двух космических сверх- (или даже гипер-) держав людей с других планет. Первая — научно-олигархическая империя Азеа. Вторая — республика Бракси. С империей все более-менее ясно — их мораль практически совпадает с привычной западной конца 1980-х. А вот республика Бракси — еще та «демократия». Жители планеты Бракси произошли от кочевников, и за тысячелетия их морально-этические установки почти не изменились. Все они гордые и воинственные. Процветает рабство, шовинизм. К нелюдям (в том числе и к разумным видам) браксаны относятся в лучшем случае как к забавным обезьянкам, которых можно держать дома, а при плохом настроении просто убить/замучить. При этом знати (которая стала отдельной расой) позволено все. Если простолюдин вдруг увидел недоумение на лице невозмутимого представителя элиты, то такого простолюдина надо убить (много узнал лишнего), а семье выдать пособие по потере кормильца (хорошо хоть не казнить за компанию), причем простолюдин с таким решением практически согласен. Отношение к женщинам — как к имуществу, даже если они из высшего сословия. А со всякими простолюдинками, вольноотпущенницами и рабынями вообще не церемонятся. Для любовных утех любой знатный может выбрать женщину простого сословия, и она должна радоваться, что высшие существа обратили на нее внимание. Так оно там и происходит. Рабыня-поэтесса написала несколько стишков, которые не понравились хозяину — он ее казнил и забыл, и плевать, что та была очень талантлива. А за убийство представителя элиты положена смерть, даже если это сделал равный по статусу (о тех, кто ниже, и говорить нечего). Если убийца скрывается на планете и его не хотят (не могут) выдать, то транклюкируют всю планету. То есть республика Бракси — подобие кочевой империи с добавлением элементов морали древнего мира, но в космосе.
  • Как же тут не вспомнить «Дюну» Фрэнка Герберта! Иметь неограниченные запасы воды, поставляемые с других планет, и не пытаться хотя бы продавать за Пряность её страдающим от безводья коренным жителям, у которых даже плевок на пол считается величайшим уважением — такой позиции придерживаются[8] не только Харконнены, но и все остальные, даже Атрейдесы, даже сами жители, даже протагонист! А разгадка проста — из-за перенесённой в прошлом страшной войны (привет Вархаммеру!) общество было отброшено назад в развитии, докатившись до сословной морали. Сеттинг «Дюны» — это ПЛиО в космосе, что нам неоднократно показывается.
    • В книге нигде не упомянуто, что цена межзвёздной перевозки воды пренебрежимо мала. Зато упоминаются планы герцога («Рано или поздно вода здесь перестанет быть самым дорогим товаром») по улучшению жизни населения.
      • Пригнать ледяную комету на орбиту с имеющимися технологиями не так сложно. А снарядить флот танкеров-водовозов, при условии, что платить будут чистым спайсом, вопрос заинтересованности сильных этой вселенной. Тонкость в другом — а не повлияет ли доставка воды в промышленных масштабах на экологический баланс Арракиса и объёмы поставляемого спайса? Проверять явно никто не готов. (Герцог Атрейдес, может быть, и проверил бы с помощью главного эколога планеты Лиет-Кинеса, но не успел — Харконнены сардаукары помешали).
    • Барон Харконнен в этой книге — не просто негодяй, а квинтэссенция всех самых негативных проявлений, вызывающих полное отвращение, для американской морали 60-х: жирный, садист, гомосексуал, рабовладелец. К тому же носит русское имя — Владимир.
  • Джеймс Клейвел «Сегун». Наглядно демонстрирует нравы Японии времен Сенгоку. Самурай может убить любого простолюдина, просто если ему покажется, что тот не выказал ему достаточного уважения. Любой проступок самого может караться сепукку. Тюрьма — лишь место для нахождения перед казнью.
    • В еще большей степени «Рыцарь золотого веера» Кристофера Николь. Здесь наглядно демонстрируется религиозная истерия европейцев (после секса между супругами, обязательная молитва, об искуплении греха плоти) и нравы японцев, причем с объяснениями последних.
  • «Парфюмер».
  • Стюарт Слейд «Изо всех сил» в первых книгах нередко воссоздаются нравы европейцев и американцев начала сороковых XX века. Причем автор старается обходить такие острые углы, как расизм по отношению к черным или индийцам, но например отношение к женщинам, как не неполноценным членам общества наглядно демонстрируется на примере генерала Уильяма Донованна.
  • Уильям Кейт, «Когорта Проклятых». Уро, потомки звездных колонистов-немцев, являются СФК пруссаков, с большинством их заморочек. Любой спор между офицерами решается дуэлью, причем сами дуэли в целом допускаются и одобряются. Женщины — матроны и домохозяйки. И упаси боже от моды Содружества — только закрытые наряды, чтобы не миллиметра открытой кожи.

Кино[править]

  • «Время ведьм». Главный герой смеётся над предрассудками[9] о ведьминых злодеяниях, притом что в мире фильма ведьмы — действительно страшные, опасные и зловредные. Хотя вообще-то атеисты[10] и скептики были во все времена, просто обычно их жарили на кострах рядом с ведьмами. Изменившаяся мораль
  • «Затоiчи» — обнаружив шулерство, заглавный герой не устраивает скандал, требуя вернуть деньги, а сразу пускает в ход меч, что у современного зрителя вызывает офигение. Однако для ронина, каковым является Затоiчи, это вполне нормальный поступок — право пустить в ход меч. Тем более, что в игорном доме заправляют опасные бандиты — якудза, которые не стали бы церемониться со стариком, требующим вернуть деньги, и в случае скандала могли бы его просто зарезать.
    • Другой момент, что Заточи — не ронин, по крайней мере его происхождение во всех источниках опускается. Он просто слепой странствующий костоправ. Плюс, носит он сикоми-дзуэ — меч в трости, который было разрешено носить не-самураям. Самураи даже в положении ронина могли носить полноразмерную катану. И да, только заикнись он о мухляже его тут же бы взяли в оборот и прирезали.
  • В некотором роде «Золотое путешествие Синдбада». Синдбад у крылатого чертёнка похищает, подстрелив его, необычный золотой предмет. Помощник предлагает выбросить кусок золота, иначе это грозит бедами. О том, насколько честно было подбивать летящего монстрика, никто не задумывается. Правда, выясняется, что этот чертёнок служит злому колдуну Коуре. Поэтому Синдбад хороший и ему все можно. С другой стороны, при расцвете рабовладельчества Синдбад не признает рабство (в какой-то степени в открытом море почти все равны) — в качестве гонорара взял рабыню и освободил её (и затем, надо полагать, женился на ней).
    • Добавим также, что чертенка могли не воспринимать как разумное существо. Что преступного в том, чтобы подстрелить почтового голубя? Правда — кто у нас разумный, а кто нет, кто равен, кто не равен человеку, тема отдельного изменения морали.
    • Тут всё проще, правоверный мусульманин не обязан испытывать какие-либо тёплые чувства к "детям Иблиса", то есть демонам, к тому же в фильме прямо показано что чертёнок-имп - существо черномагическое, при помощи колдовства созданное. Отсюда и отношение. Плюс тут ещё и элемент басни - матросы порицают капитана за этот поступок, дескть, альбатроса убить грех, а уж подстрелить демона, и отнять у него проклятое золото... Как оказалось, правы были матросы...
  • Чехословацкий «Барон Мюнхгаузен» (1961) — шуточный вариант. Тоник (космонавт, которого Мюнхгаузен принял за коренного селенита и решил познакомить с Землей) руководствуется моралью середины ХХ в. А вот барон рассуждает и действует согласно морали XVIII в., причем он находится еще и под впечатлением от рыцарских романов (что кое-где и подсвечивает). Для спасения венецианской принцессы Мюнхгаузен сам организует войну (а то и бандитские вылазки) против Турции и в одиночку бьет турецких солдат и офицеров. Изначальную идею Тоника просто незаметно выкрасть принцессу барон на корню отвергает. В принципе, в других ситуациях барон ведет себя как дворянин XVIII в. С другой стороны все действо — результат фантазии Мюнхгаузена и Тоника. Последний входит во вкус, придумывает сказку, а потом осуществляет космический полет (согласно сказке), взорвав крепость. Кстати до этого Мюнхгаузен и Тоник помогают генералу Эллемене победить врагов без жертв с обеих сторон. В той крепости, которая потом полетела на Луну. Но победа генералу не понравилась, т. к. он хотел победить в кровопролитной битве. А вот барону победа пришлась по душе — очень уж необычно и находчиво.
  • «Демон горы Оэ» (Япония, 1960 г.) Хоть для японцев мораль средневековой Страны Восходящего Солнца из фильма кажется местами «прилизанной» под мораль 1950х, но для европейцев выглядит как реконструкция «тогдашних» нравов. Феодал отправляет своего верного самурая на задание, чтобы овладеть его женой. Самурай, узнав это, приходит к выводу, что служил негодяю. Но т. к. его жена не покончила с собой после этого, считает ее еще хуже. Разочаровавшись в жизни, он ищет смерти. Так он становится предводителем «злых сил». Кстати, хоть по факту темные силы возглавляет демонесса, но тем не менее им нужен хотя бы номинальный глава-мужчина. И т.д.
  • «Врата Расёмон» — из-за глупости самурая изнасиловали его жену, но он на неё смотрит с презрением считая её виновной.
  • «Мир без конца» (World Without End, США 1956). Земляне будущего, куда попали четверо астронавтов 1950х годов, придерживаются морали, отличной от ХХ века. Местами их взгляды напоминают взгляды бетризованных людей. По крайней мере, считают себя слишком развитыми (но не хвастаются этим при каждом удобном случае) и постепенно смещаются в сторону машинного логичного мышления. Многие проявления храбрости (в том числе и «старорежимной») воспринимают как безумие. При этом женщины готовы восхищаться храбрецами, за что их негласно считают отсталыми. В целом, подобное мировоззрение у них сформировалось за 400—500 лет проживания в подземных городах, т. к. когда-то произошла атомная война. И порядки у них — этакий футуристический застой. А желание астронавтов им помочь воспринимают в штыки, несмотря на угрозу вымирания. С одной стороны в «светлом» будущем это кажется ненужным риском. С другой — видят в этом хитрый план по захвату власти людьми ХХ века, хотя таковым даже не пахнет.
  • «Машина времени» (2002) по мотивам Г. Уэллса. Мораль далекого будущего. У морлоков-«едоков» и элоев-жертв есть свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И кое-где они совпадают. С точки зрения морлоков-телепатов (один из них был в фильме) существующий порядок нельзя нарушать — это почти святотатство. Элои о своих съеденных товарищах не вспоминают, как будто их никогда и не было. А все сопротивление сводят к тому, чтобы убежать или спрятаться. Просто пришли к выводу, что сопротивляющегося съедают раньше.
  • Малоизвестный (но культовый в узких кругах фанатов казачества) фильм «Дикое поле» (1991) — о приключенцах русского фронтира в XVI в. Обыграно множество штампов и стереотипов, большинство имеют реальную почву.
«

— А бабы у тебя никогда не было? — Почто не было? Были, ежели в походе добуду. А нет — терпим… — А тех, что добывал, бросал? — Резали. На то мы и казаки — нам с бабами не возиться. Солнышко пригреет, весна — и уже в поход! И тут уж баба ни к чему. Резали… — Зачем резать-то? — (с искренним изумлением) Чтоб она какому-нибудь ордынцу досталась?!

»
— объяснение реалий невразумительному новичку

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — помимо примеров из ПЛиО, есть момент, когда Теон признаётся Сансе о том, что убил не её братьев, а мальчиков-простолюдинов. Та мгновенно «оттаивает», будто ничего и не было. Налицо типично средневековое отношение к простонародью — и это у «добрых» Старков-то! При том в начале 6-го сезона Санса опасается, что Джон Сноу-то может и не простить горе-братца именно из-за тех мальчишек. Он как бастард к сословной морали не склонен, из иерархии вышел добровольно и вообще, идеалист 100 уровня.
    • Тут, однако, с прикрученным фитильком. Всё-таки речь идёт о родных братьях Сансы, за судьбу которых она в любом случае переживает больше, чем за каких-то незнакомых ей мальчишек.
    • К тому же не стоит забывать, что и по книгам, и в сериале Санса в своей семье изначально — паршивая овца, как раз больше всех склонная к сословной морали, что ещё более подчёркивается контрастом с младшей сестрой Арьей, которая «умела подружиться со всеми». И если в первоисточнике она, подрастая, умнеет, то в сериале происходит с точностью до наоборот.
  • «Рим»:
    • Центурион Луций Ворен, в первой же серии представленный нам как человек твёрдых принципов и поборник римских добродетелей, мечтает после отставки заняться работорговлей, продавая рабов из Галлии в Риме, и потому вкладывает всё заработанное в рабов, которые затем… помирают от болезни. В общем, разбились мечты о выгодной работорговле. При этом центурион отказывается работать выбивальщиком долгов (наняли его как «телохранителя», а оказалось…).
    • Друг Ворена Тит Пуллон, узнав, что его возлюбленная Ирина (бывшая рабыня, которой он даровал вольную) хочет выйти за другого, просто взял и размозжил ему голову. Ну а что? Подумаешь — раба (вольноотпущенника ???) убил, не человека же! Ворен был этим возмущён, но не потому, что раба убили, а потому что осквернили дом пролитой кровью, да ещё не спросив разрешения у хозяина — крайнее неуважение.
    • Сама Ирина очень легко забыла про прежнего любимого и в итоге вышла замуж за Тита.
    • Рабов с полной непосредственностью бьют в кадре за малейшие провинности, а у них самих совершенно не возникает мысль продолжать жить, если господин или госпожа надумает покончить с собой.
    • Заботливую мамочку Атию беспокоит, что Октавиан слишком много сидит за учёбой и всё ещё девственник, поэтому она щедрой рукой отсыпает ему денег на первый поход в лупанарий — приличный лупанарий!
    • Во время штурма дома разъярённым плебсом люди внутри очень спокойно и по-деловому обсуждают, кто кого убьёт, чтобы не достаться врагам на поругание.
    • Сам факт, что голоса избирателей просто и скучно покупаются оптом и в розницу. И это — совершенно законно.
  • «Сын отца народов» — дочь Сталина, и педофил который её на 20 лет старше, но полез знакомиться к 16 летней девушке, что по закону тогда не считалось педофилией, потому он был арестован не как педофил, а как… «английский шпион»

Манга и аниме[править]

  • Mo Dao Zu Shi — отношение Цзинь Гуаншаня к своим бастардам читателю кажется отвратительным. Однако сеттинг явно основан на средневековом Китае, в котором мужчина и тем более правитель вовсе не был обязан как-то заботиться о последствиях своих интрижек.
    • Автору правки, хоть тресни, не понятно поведение матери Цинь Су. Ладно бы она сама пошла в постель Гуаньшаня, это была бы супружеская измена, за которую и сейчас можно отхватить проблем. Но скрывать изнасилование… В итоге это привело к случайному инцесту, повлёкшему беды. При этом сами персонажи в действиях женщины ничего странного не разглядели.
      • Даже сейчас изнасилование очень многими воспринимается как несмываемый позор, а в истории — условное средневековье.
    • В существенном ряде случаев заклинатели с презрением и пренебрежением относились к Вэй Усяню (в том числе, даже Цзян Чэн) и Цзинь Гуанъяо просто потому что они сын слуги и проститутки соответственно. Сословная мораль как есть. Из этой же оперы сцена во время совета кланов после первого инцидента на тропе Цюнци, где Ло Цинъян, попытавшуюся вступиться за Вэй Усяня, просто-напросто подняли на смех, причём главным мотивом тут было именно то, что она девушка.
      • Ещё ярче пример с главой семьи Бай из экстры «Железный крюк», который отправляясь в Башню Кои с просьбой о помощи не был уверен даже в том, что его согласятся хотя бы выслушать. И это при том, что он вообще-то являлся вполне респектабельным и богатым человеком. Но всего-лишь купцом, не обладающим ни титулом, ни влиянием, что и объясняет столь пренебрежительное к нему отношение со стороны местной аристократии. Впрочем, ему ещё повезло, что он попался на глаза юному главе Ордена, который данным предрассудком страдал в несколько меньшей степени.
    • Тот факт, что за убийство малолетнего сына Цзинь Гуанъяо вырезал целый клан вплоть до стариков и детей, никого особо не смущал. Позднее окажется, что сына заказал сам Гуанъяо, чтобы скрыть факт инцеста (случайного). А клан был вырезан за то, что его глава повздорил с Гуанъяо по вопросу смотровых башен (по всей видимости таким образом Гуанъяо рассчитывал убить сразу двух зайцев: избавиться от сына и одновременно заткнуть всех недовольных, ибо после случившегося спорить с ним по этому вопросу стало как-то неловко). В наше время подобное бы однозначно прошло по категории неадекватное возмездие.
    • Не так ярко, и относится скорее не ко времени, сколько к региону. Более мягкое отношение Цзян Фэнмяня к его воспитаннику, нежели к своим детям, порицается как и женой обозначенного выше внутри самого произведения, так и русскоязычными и западными фанатами. Почему сказано западными? Да потому что для азиатского сообщества такое отношение к детям именно что нормально: к родным детям китайские родители относятся чаще всего строже, чем к чужим/усыновленным/взятым на воспитание.
  • «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея» того же автора. Практически с подсветкой: у богатого старика любовница — девочка-подросток. ГГ-попаданцу противно, но он вынужден не подавать вида.
  • «Мой очаровательный лакей», пополам с сословная мораль и Кармический Гудини: тетку главной героини, знатную герцогиню (настолько знатную что её первенец пятый в линии престолонаследования, и сама правительница государства, местный вариант королевы Виктории, не считает зазорным брак между её сыном и своей дочерью), которая приложила руку к убийству своего деверя и брата и покушалась на жизнь племянницы, в итоге всего-навсего сослали на отдалённый остров в монастырь.
    • В той же манге главная героиня мечтает попасть в университет и жалеет что женщинам в ВУЗЕ учиться нельзя (в мире манги середина ХІХ века).
  • «Принцесса-сорванец и принц-засранец» — для главной героини не зазорно отжать бордель, и затем отдать его под управление своей невесте (место действия маньхуа Китай четырнадцатого века, и тогда содержать бордель (тем более для элиты) не было чем то зазорным)
  • «Свет и тень» — сначала главную героиню служанку (на самом деле принцессу) отдают замуж за кондотьера по приказу короля чтобы спасти старшую дочь рода, а в арке «Золотой Век» бароны свое восстание против королевской власти объясняют неблагородным происхождением наследника трона (сын кондотьера получившего герцогский титул на поле боя и бастарда) плюс в местной СФК Норвегии Северный Эрон действует дикий обычай первой ночи когда жених насилует невесту в присутствии друзей и родственников.
  • «Onihei» — наглядно демонстрирует нравы и обычаи эпохи Эдо. Выгнать из дома вдову бывшего главы, отказавшуюся стать наложницей его наследника? Самурай воспринимает предложение жениться на дочери богатого купца как оскорбление? И все в таком духе.
  • «Moriarty the Patriot» — на грани со смердяковщиной. Вседозволенность богатых аристократов и тотальное унижение для любых простолюдинов. Есть имя и деньги — можешь откупиться от любой кары.
  • «Маршал, твоя жена снова сбежала» — во все поля, на дворе 50 годы в Китае так что подляны (для главных героев без проблем подставить невинную девушку ради своих целей), подставы в порядке вещей.

Видеоигры[править]

  • Mafia II — Вито и Джо, а также многие другие, относятся к представителям других рас и наций… ну так, как к ним бы относились с середине XX-го века.

Визуальные романы[править]

  • Cartagra — твоя слепая дочь с психическими расстройствами, вероятно, уже несколько лет как живёт на улице и попала в лапы сектантов? Ну так сама, дура, виновата, нечего было из дома сбегать! Раз она своим побегом опозорила отца, то для семьи она всё равно что мертва. Дико для современного человека, но для Кэйитиро Кодзуки, выросшего в рамках традиционной японской морали, где Честь превыше всего, и просто козла — нормально. Также ни одна социальная служба не приходит в бордель изымать оттуда тринадцатилетних проституток, которые очень даже пользуются популярностью у клиентов: времена тяжёлые, послевоенные, так что все крутятся в меру своих сил. На дворе бесславные для Японии 1950-е, более либеральным ценностям ещё понадобится время, чтобы закрепиться.

Примечания[править]

  1. Упоминание креста как символа единого римского бога с эпитетом «Вознесенный» — это однозначно позже Фессалоникийского эдикта 380 года.
  2. В повести Обручева «Земля Санникова» в племени онкилонов сватаются так же, но у девушки есть фора: она бежит в набедренной повязке, а юноша в полном вооружении. Поэтому, если девушка не хочет идти к нему в жёны, у неё есть большие шансы убежать.
  3. Тестостерон увеличивает как силу, так и скорость, телосложение с более узким тазом более энергоэффективно для быстрого бега, при большем росте длиннее ноги и шире шаг.
  4. С оговорками. У «хороших» персонажей, вроде Тириона, мораль практически современная. Можно, конечно, предположить, что у Тириона от избытка классической валирийской литературы в голове произошло индивидуальное Возрождение...
  5. Хотя не всегда и не везде. В регионах с ещё живой традиционной моралью, например, на американском Юге, и сейчас встречается т. н. shotgun wedding. В современном обществе остался жалкий рудимент этой традиции — «брак по залёту», когда просто лишить девицу девственности как бы можно, но если она после этого забеременеет, надо жениться. Правда, дело тут не в позоре, а в том, что без моральной, материальной и физической поддержки близкого человека трудно растить ребёнка. И если уж заделал чадо — будь добр, неси свою долю ответственности за родную кровинушку.
  6. Впрочем, во вселенной книги были: лунный чай, отвар, который надо принимать, если не хочется залетететь.
  7. Начиная от понятия «трофей» до конкретного кодекса конкретного бога. Какой-нибудь Тир или Торм с их упорядоченно-положительным занудством за подобное вздрючат. А вот какой-нибудь Кореллон Ларетиан, сконцентрированный на выживании и благе эльфов, не будет сильно кипешевать из-за того, что ты вытащил из гномьего дома все, что гвоздями не приколочено, в особенности древний эльфийский лук, который прадед хозяина честно купил у мастера. Все ради блага эльфийского народа.
  8. А вернее — просто не задумываются, что так вообще можно.
  9. Поскольку действие фильма происходит в XIV веке, то здесь протагонист как раз рассуждает как добрый католик. В его время официальная позиция церкви по этому вопросу (закреплённая, в частности, в каноне Episcopi) была именно такова: так называемое колдовство - всего лишь деревенские суеверия, верить в него, а тем более преследовать за него нельзя. Это только в 1484 году папа Иннокентий VIII санкционировал охоту на ведьм.
  10. К которым герой относиться не может — у них каждый сельский житель имеет возможность наблюдать, как невинная овечка восстаёт из мертвых, отращивает когти и поедает живых.