Всегда плохие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Always Chaotic Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Определённого человека или группу (всех членов до последнего) изображают всегда негодяями.

Этому человеку/народу/государству/классу/расе не повезло: во всех произведениях (хотя бы какого-то одного направления) они попадают во враги, нередко даже в полные чудовища. В чёрно-белых и чёрно-серых сеттингах они чёрные. Их никому не жалко, их убивают без счёта и не мучаясь совестью.

Антитроп — всегда хорошие. Как правило, присутствует в тех же самых произведениях. Частный пример про какого-то одного персонажа, выставляемого в чёрном свете по идеологическим соображениям — У нас он будет негодяем.

Примеры[править]

В общем[править]

  • В принципе, любой пример из статьи «Образ врага» подходит под этот троп.
  • Гитлер. Даже если рядовые нацисты (а то и партийные бонзы НСДАП!) могут быть показаны «с человеческим лицом», то Гитлер — неизменно маньяк, моральный урод и псих. А что, сам виноват.
    • Тем не менее в фильме «Бункер», повествующем о последних днях войны, проигравший всё Адольф подан так, что вызывает даже жалость.
    • Аверсия/инверсия:
      • Произведения нацистов и неонацистов.
      • Деконструкторские произведения, показывающие молодого Гитлера человеком, вполне способным вызвать сочувствие, и пытающиеся анализировать, как он дошёл до жизни такой и мог ли он пойти по другому пути.
      • Особенно у т. н. «гламурных фашистов» — добродушно-ироническое отношение к данному персонажу как к «дедушке Адольфу», порождённое, вероятно, не столько симпатией к реальному нацизму, сколько антипатией к топорной антифашистской пропаганде.
      • Во многих современных произведениях в жанре альтернативной истории (квасно-патриотическая фантастика о попаданцах в прошлое) Гитлер вообще может оказаться нашим союзником в борьбе с Истинным Злом — Черчиллем и гадящей англичанкой. Геноссе Товарищ Гитлер, именно так.
  • Ку-клукс-клановцы (были времена, когда их показывали в кино хорошими, но давно прошли).
  • Помещики и капиталисты в произведениях СССР.
    • Нэпманы в советской культуре. Симпатичные или хотя бы неоднозначные капиталисты бывают, даже белогвардейцы встречаются, но найдите хоть сколько-нибудь симпатичного нэпмана!
  • Соответственно, коммунисты в западных (и современных российских) произведениях. Любопытно, что в советском искусстве, напротив, был популярен образ иностранного товарища, который описывался вполне положительно, даже если коммунистом не был.
  • Сербы в западных произведениях о Югославских войнах. Зверствуют там только сербы и никто другой.
  • Демоны и любая нечистая сила в христианстве. И вообще кто против Бога/Богов, тот и плохой (и наоборот). А вот СФК очень любят с этим заигрывать.
  • Ось Зла в произведениях раннего фэнтези. Потом все как-то попривыкли к героическим оркам, страдающим вампирам, мятежным тёмным эльфам и кающимся демонам.
  • Стандартная инсектоидная раса в любой н/ф: Чужие, некроморфы, поглотители, etc. Деконструировано в «Игре Эндера», в Mass Effect и в StarCraft.
    • Что касается зергов, то их моральная ориентация полностью зависит от того, кто ими управляет: в частности, под контролем очищенной Керриган они стали куда более договороспособными. А вот Амун и созданные им гибриды — однозначно сабж.
  • Пиявки же! В любом произведении разумная пиявка почти наверняка является злодеем или хотя бы врединой.
  • Скорпионы появляются в произведениях чаще пиявок, но добрых или хотя бы нейтральных скорпионов ненамного больше.

Отдельные примеры[править]

  • Шреддер и Ко в «Черепашках-ниндзя».
    • Как минимум в комиксах от IDW, Шреддер достойный противник со сложной судьбой и назвать его абсолютным злом нельзя. Неожиданно играется чёрно-серая мораль. Клан Фут так вообще позже был возглавлен Сплинтером и братьями, и его бойцы реально умирали за Учителя. Караи, она же стандартный Дракон Шреддера, сюда же, к тому же получила сложную романтическую линию с Леонардо, незаконченную из-за закрытия серии.
      • Какого ещё закрытия? Серия продолжается.
  • Десептиконы, хотя есть исключения — Джетфайр, предавший десептиконов, Старскрим из «Армады», Импактор.
    • А в одной из вселенных это автоботы плохие, а десептиконы — хорошие.
  • Падшие Майяр и обитатели Арды, искажённые Морготом. Главная цель их существования — разрушение мира, и мировоззрение для этого создано подходящее. Впрочем, учитывая то, кем является их хозяин, это не удивительно.
  • Миры DnD — в процессе деконструкции тропа были выведены добрые тёмные эльфы, добрые драконы, добрые кобольды и гоблины, но вот несчастные дуэргары (глубинные дворфы) всегда и везде злые, хоть ты тресни. Вяло обосновано тем, что у них ну прямо очень тяжёлые жизненные условия.
  • Во многих советских исторических романах про древнюю Русь это скандинавы. Чаще всего их при этом называют варягами, но не всегда. В «Повестях древних лет» у Валентина Иванова варяги (в соответствии с данными источников) — славяне, варяг Горик (в других изданиях Рорик) — единственный нормальный человек среди отморозков-«нурманнов».
  • Норманны — это ещё что! Вот рыцари европейские — это да. Либо полные чудовища, либо ничтожества-посмешища. И они в своих латах даже двигаться нормально не могут!
  • А иезуиты! Они пользуются такой дурной славой, что их часто изображают в роли злодеев… даже в те времена, когда Ордена Иезуитов ещё не было в истории! Например, в романе Ирины Измайловой об Александре Невском, якобы они же, скооперировавшись с евреями, стравливают Русь и Орду, наводят на Русь рыцарей. Ну какие иезуиты во времена Александра Невского?!
  • Масоны и иллюминаты по популярности в качестве злодейской фракции не намного уступают вышеперечисленным.
  • В книгах о противостоянии русских княжеств с Золотой ордой плохими, завистливыми, корыстолюбивыми коллаборационистами всегда оказываются рязанцы, или хотя бы их князь Олег, не выступавший на стороне Дмитрия в Куликовской битве. Что, это произошло после того, как Дмитрий отказался подводить объединённое войско к Рязани, чтобы её обезопасить? Что, Рязань огребла бы первой, если б Олег повёл свои войска к Коломне? Что, против Дмитрия он тоже не выступил? Что, позднее два князя не только помирились, но и породнились? И вместе воевали против ордынцев? Не, не слышали, «новый Святополк» не может быть хорошим.
    • Исключение — в романе Ф. Ф. Шахмагонова «Ликуя и скорбя» Олег Иванович довольно достойная личность. И в романе Алексея Хлуденёва, посвящённом как раз Олегу, тот показан с уважением. И у Станислава Пономарёва в «Были о полях бранных» Олег назван «неустрашимым полководцем», первым встречающим врага (такое уж геополитическое положение было у его владений). И у Геннадия Левицкого в романе «Ягайло — князь литовский», Олег действует эпизодически, но зато как! Тайно действует против своих «союзников» Ягайло с Мамаем, он предупреждает Дмитрия Донского об их сговоре, сам явившись к нему, в одиночку и тайно. В последние десятилетия отношение к Олегу Рязанскому, как видно, пересмотрели.
      • Если уж вспоминать князей той эпохи, то осуждения скорее заслуживает Михаил Тверской. С Ордой он поддерживал отношения даже побольше, чем Олег, да и литовцев наводил не раз. Олег, в отличие от него, как раз действовал обычно своими силами, не искал за границей «точку опоры». А ещё можно вспомнить тестя Дмитрия Донского — нижегородского князя Дмитрия Константиновича, и его сыновей, которые помогли хану Тохтамышу обманом захватить Москву. На Куликовом поле никого из перечисленных также не было и близко. Куда там до них Олегу…
  • В большинстве исторических романов эталонной Империей зла изображается Персия. Будь то древние времена, в эпоху Греко-Персидских Войн, либо последующие, когда это государство стало исламским, — мало кто о нём скажет доброе слово. Даже если персы изображаются побеждёнными, скажем, во времена завоеваний Александра Македонского, — все равно надо подчеркнуть, что у них всё было ужасно: и лицо, и одежда, и мысли, так что ничего лучшего и не заслуживали. Если же встретится хоть одно произведение, где Персия будет показана с симпатией, остаётся лишь этому удивляться.
  • Католики в романах Барбары Картленд.
  • Джинны в серии фильмов «Исполнитель желаний».
  • «Пираты Карибского моря» — те, кто борется с пиратством. Серьёзно, именно они здесь всегда показываются как злодеи, а не пираты, которые грабят, обманывают, предают и вообще не пример для подражания.
    • Ну… Норингтон злодеем не был, хотя антагонистом является.
    • Губернатор Суонн, представься ему вновь такая возможность, с удовольствием вздёрнул бы КАПИТАНА Джека Воробья вместе со всей командой на виселице. Однако, вреда приносит куда меньше, чем Норрингтон (тот, по крайней мере, успел сильно осложнить Джеку и Уиллу квест с сердцем Дэви Джонса).
  • Fables — русские.
  • Серия Command & Conquer: Red Alert — псионик Юрий. В аддоне ко второй части Yuri’s revenge в кампании можно играть за Альянс и СССР, а вот за Юрия нельзя, он — абсолютное зло. На самом деле можно, причём даже без читов и прочих ухищрений. У Юрия всего лишь нет собственной кампании, а вот играть за него на случайной карте — всегда пожалуйста.
  • Вся линия игр «Древние свитки» — вот кто угодно может быть хорошим, но некроманты никогда!
    • На самом деле это обыгрывается в Морровинде. Некромантия-то всегда плохая, а вот ритуальные посмертные практики данмеров плохими не считаются, это культурные обычаи и проверенные веками традиции. То, что неподготовленный человек одно от другого не отличит, ибо в итоге и там, и там получаются бродячие скелеты и прочие зомби — дело десятое…
    • В Cкайриме от этого, наконец, отошли — некромантия такая же магия, как и любая другая.
    • Тёмное братство — фракция-антагонист одной из игровых фракций в Morrowind, играбельная в других играх серии. Во всех является беспросветно тёмной, без каких-либо положительных качеств. Состоит обычно из двинутых маньяков и просто беспринципных личностей.
      • Хотя по «генеральной линии партии» — умеренные мраккультисты, с вполне житейской позицией «все у Ситиса будем, а те, за кого заплачено, будут у него немного раньше».
    • Все дреморы являются злыми, жестокими существами. Хотя бывают случаи, когда они временно договариваются со смертными, они делают это чисто из прагматизма.
  • Некроманты и криганцы в старом сеттинге Might and Magic. Особенно криганцы.
    • Впрочем, в четвёртой части появляется вполне вменяемый некромант Голдот Полумёртвый. Он же смог договориться с криганином Сурейзом.
      • На самом деле, ещё в Might and Magic V был некромант Сандро с довольно мирной политикой… Правда на момент игры он сошёл с ума…
  • Серия игр Langrisser — Бёзер — местный князь тьмы и аватар тёмного бога Хаоса на земле. Учитывая это и то, как именно Бёзер рождается на свет (если очень упрощённо: Хаос берёт наиболее испорченную душу и запихивает её в тело подготовленного человека, с полной заменой его души), неудивительно, что этот персонаж хоть сколько-нибудь положительным не может быть по определению.
  • Волки в большинстве сказок о животных.
  • Анклав, ребята. Просто Анклав, который так или иначе противодействует игроку в той игре, где встречается как государственная система. Неважно где, неважно как, но Анклав — зло. Точка.
    • Его юго-западный собрат, Легион Цезаря — авторитарный режим с крайним сексистко-традиционалистическим уклоном, разрешенной работорговлей и империалистическими амбициями. Да и в мире Нью-Вегаса представлен соответствующе, как слухами, так и реальными фактами. Однако здесь субверсия и прикрученный фитилек одновременно: Легион имеет свою правду (до которой еще предстоит добраться Курьеру), и, как следствие, свою фанбазу, потому что действительно может предложить что-то стоящее — особенно на фоне диких рейдерских банд всех мастей и калибров… пусть и не для всех.
      • Да просто в «Нью-Вегасе» в принципе не завезли хороших выборов. Либо коррумпированные олигархами бюрократы, либо крайне правые работорговцы, либо дед в автоклаве с автократией, либо вообще вчерашний почтальон с ожидаемым результатом — упустил все полимеры.
  • Mass Effect — батариане. Космические тупые нацисты-работорговцы, ненавидимые и презираемые едва ли не всеми персонажами, кроме откровенных маргиналов или бандитов.
  • Отдельно во вселенной Marvel — оскверненные симбиоты. Кровожадны, высокомерны и хотят сеять хаос и смерть по всей вселенной, служа своему создателю. Единственное известное исключение, рожденное среди них, — это симбиот Веном, который, несмотря на развитие тех же качеств, что и они, благодаря своему опыту на Земле позже, прежде чем его вылечили, искренне хочет помочь своим хозяевам, а не убивать их, что делает его изгоем. внутри его добро. Кналл, с другой стороны, ненавидит это различие и считает, что Клинтар действительно испорчены такими понятиями Света, как любовь.

Деконструкция[править]

« Мы терпеть не можем кошек, Мы терпеть не можем кошек

От хвоста и до ушей! Кот не может быть хорошим, Кот не может быть хорошим С точки зрения мышей!

»
— Белый Митя и Серый Мотя убеждают себя, что всё делают правильно.
  • Ребята из BioWare смеются над этим тропом, потому что в их играх нередко попадаются те, кто ломает устои о злых расах и занятиях.
    • Baldur's Gate во все поля.
      • Первая, кто приходит на ум, это тёмная эльфийка Викония Де’Вир. Она довольно злобная и жестокая, но вовсе не такое чудовище, как большинство её сородичей.
      • Во второй части игры протагонист может встретиться с огром-магом Мадульфом и его друзьями — огром, гноллом, минотавром и орком. Когда-то они служили наёмниками в армии зла, где грабили и убивали ради наживы. Но когда дело дошло до убийств невинных людей, Мадульф и его друзья дружно дезертировали. Более того, ГГ может помочь Мадульфу и компании стать стражей в маленьком городке, на окраине которого они ошиваются.
      • Обычно рыболюди сахуагины изображаются как злые и жестокие существа, но вторая часть игры ломает это представление и о них. Там протагонист сотоварищи могут встретиться с честными и по-своему благородными сахуагинами.
      • В том же городе сахуагинов можно встретиться с необычным бехолдером. В отличие от большинства своих собратьев, это очень душевное и дружелюбное создание. Его поведение объясняется тем, что он принадлежит к подрасе бехолдеров с законопослушно-нейтральным мировоззрением.
      • Дроу-офицер Солофейн — тайный последователь доброй богини Эйлистри.
    • В Neverwinter Nights тоже есть несколько примеров.
      • Аддон Shadows of Undrentide. Кобольды — это подлые и хитрые создания, которые пакостят приключенцам? Ну в большинстве случаев, так оно и есть, но в этой игре вы можете познакомиться с Диикином — добрым и дружелюбным кобольдом-бардом.
      • Аддон Hordes of Underdark. Здесь протагонист встречает Натирру — героическую тёмную эльфийку. Тёмная эльфийка-оракул и её последователи тоже добрые.
        • Вообще-то она по мировоззрению злая, как того требует класс «ассасин», и даже успела стать «лучшей ученицей» в своём выпуске. Однако оракул и её последователи действительно добрые.
        • А другие дроу, обитающие в городе, который защищает главный герой, самые обыкновенные злыдни, которые сражаются на стороне оракула просто потому, что у их матери-матроны возникли какие-то личные разногласия с повелительницей дроу.
    • Dragon Age
      • Dragon Age: Origins. Просто помните, что это тёмное фэнтези!
        • Оборотни вовсе не тёмные сущности, которые заражают всех подряд. Это люди, мстящие проклявшему их магу и защищающие Дух Леса.
        • Предатель, развязавший гражданскую войну и уничтоживший древний орден в своих землях, руководствовался вовсе не властными амбициями.
        • Да даже среди кромешно-чёрных порождений тьмы есть тёмно-серый Архитектор.
      • Dragon Age: Inquisition: маг-некромант Дориан — безоговорочно хороший, благородный и честный парень. Дядя ещё одной героини, Кассандры — тоже маг-некромант. Вообще все некроманты — просто маги определённой специализации, ничего плохого в их профессии нет. Да сам протагонист, если он маг по профессии, может стать некромантом.
      • Зигзагом с магами крови. В принципе магия крови, если не переходить определённую черту — это просто ещё один вид магии, специализирующийся на массовом поражении крови врагов, усилении основных способностей и телепатии. Но магия крови, как следует из названия, требует крови, и маги, перешедшие черту, приносят людей в жертву, чтобы забрать их жизненную силу. В игре можно встретить как положительных малефикаров (Мерриль, сам ГГ, если он маг, добрый и использует магию крови), так и поехавших отморозков, которых, надо сказать, куда больше. Есть ещё Йован, но с ним всё настолько сложно, что сам Фен’Харел ногу сломит. Характерно, что однозначно положительные персонажи магию крови всегда осуждают: вышеупомянутые некроманты считают её «раком» магической профессии, Хоук в «Инквизиции» всячески её ругает, а единственный персонаж «Инквизиции», кто не считает магию крови чем-то плохим, оказывается главгадом и эльфийским богом-трикстером.
      • Субверсия с кунари. Стэн и Железный Бык — отличные ребята, пускай и со странностями. У Аришока тоже был свой кодекс чести и, по-своему, он был неплохим челов…косситом. Но то, чему они служат — тоталитарная идеология, требующая отказа от собственной личности и любого права выбора, практикующая промывку мозгов и порабощение магов с пытками, унижениями и надеванием настоящих ошейников. К счастью, Быка можно заставить одуматься.
    • Mass Effect — геты, которые отнюдь не злые роботы, которые хотят убить всех человеков просто потому что, и рахни, которые отнюдь не стая космической саранчи, хотя по всем формальным признакам таковой являются.
  • Planescape: Torment. Падшая Грейс — суккуб с золотым сердцем. Да ещё и с высокой моралью.
  • Веб-комикс «Гоблины: Жизнь их глазами» деконструирует этот троп по полной.
    • Обычно гоблины изображаются как злобные существа, но здесь они жертвы агрессии «добрых» рас. А главные герои — добрые и смелые создания, среди них даже есть паладин.
    • Согласно сеттингу Dungeons & Dragons, змеелюди юан-ти — это коварные и жестокие твари, но женщина юан-ти Кин — положительная во всех смыслах героиня. Да и само название её клана Шёлковочешуих или относится к говорящим, или к субверсии говорящих.
    • Орк Бисквит. Спас Умрёт-Мучительно и Спасёт-Лису за его освобождение, хотя помогли ему они по сути случайно (о чём он вполне мог догадаться, с его-то мудростью).
  • «Луна над Бездной» Илья Гутмана. Древние а-ля Ктулху и их порождения не всегда плохие. Ктулхуманоиды в общем — те же самые люди, бывают как плохие, так и хорошие. И некоторые из них желают мира с сухопутными расами.
  • Серия игр «Devil May Cry»: Спарда, отец главного героя, отверг демонов и перешёл на сторону людей.
  • Final Fantasy IX: добрые крысолюды-бурмецианцы.
  • «Приключения Конана-варвара»: отец циркачки Жасмин — благородный змеечеловек Астивус.
  • Might and Magic: на континенте Джадам живут героические минотавры и тролли.
  • Royal Quest: Katauri Interactive тоже не прочь посмеяться над этим тропом. Есть здесь и милейшая чернокнижница-некромантка Баста, и героический рыцарь смерти генерал Максимус, и разумные хлюбаты, и адекватные орки с гоблинами, и горячо верующий зомби-мельник.
    • Орки здесь вообще, собственно говоря, союзники Элении.
    • Чернокнижники и Тёмные рыцари не есть зло.
  • Аллоды: демоны, в сингловых играх и большую часть сюжета ММОРПГ бывшие однозначным злом и чудовищами, постепенно раскрываются как злодеи поневоле, а после гибели своего создателя Сарна становятся вполне мирной расой.
  • Трилогия Бартимеуса — духи, они же демоны. У духов-демонов нет как таковой цели в жизни, им тем более не с руки причинять кому-то боль, если их никто не трогает и не отзывает из своего измерения. Не факт, что они в принципе понимают, что такое добро и зло в том числе для них. Насилие они учиняют прежде всего из желания освободиться от магических оков людей, чтобы их оставляли в покое впредь, ну или просто по прямому приказу хозяина.
  • Dragon Ball — стоит ли говорить об отношении Замазу/Гоку Блэка к смертным? А о том, насколько он не прав?
  • Pathfinder: Kingmaker — тролли и кобольды не без оснований заявлены, как злые народы. Однако же во второй главе, после того, как Тартук возглавил кобольдов, они начинают делать первые шаги в сторону цивилизованности. Причём можно поспособствовать становлению их государственности, и что характерно: ни те, ни другие не дадут поводов об этом пожалеть, став вполне нормальными соседями.
    • Гоблины — это однозначно злые существа. Однако Нок-Нок внезапно раскрывает их с несколько иной и более приятной стороны: он верен, по-своему отважен и сообразителен, и довольно-таки обаятелен (ну насколько может быть обаятелен гоблин).