Игры со штампами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Игры со штампами — наиболее распространенный способ оживить их и приложить к ним фантазию, так, чтобы произведение смотрелось не как конвейерная поделка, собранная на скорую руку из готовых деталей, а как нечто новое и цельное. Штамп, с которым тем или иным способом сыграли — уже не штамп в осудительном смысле слова, он при умелой игре обретает привлекательность и оригинальность.

Виды игр со штампами[править]

«
  • Интересна последовательная эволюция одного сюжета:
    • Вначале был канцелярский анекдот о титулярном советнике, потерявшем на охоте дорогущее и новёхонькое ружьё.
    • Из этого анекдота выросла «Шинель» Н. В. Гоголя;
    • Затем в пару к этой шинели возникли «Лапти» И. А. Бунина;
    • После чего примерно в том же качестве появляются два слона-эпизодчих (Буби и Фродо в «Синем городе на Садовой»), в исполнении мастера психоделического майндфака В. П. Крапивина;
    • И, замыкая круг, слонобоечка системы «Парди» от скандального псевдопоследователя ВПК, О. Н. Верещагина.
      • Причём сам рассказ «Ружьё» подаётся автором как своего рода попытка вернуть историческую справедливость на её исконное место: якобы Пушкин рассказал в своё время Гоголю именно эту историю (в качестве пресловутого «канцелярского анекдота», будто бы даже основанного на реальных событиях), а тот вывернул её наизнанку и сделал в итоге «Шинель».
»
— Неудобная басня

По смыслу[править]

  • Аверсия — самый простой вид игры. Штампа просто сознательно избегают: если это штамп, значит, это нечто некошерное, что лучше обходить стороной. Нет, наш Тёмный властелин не будет носить чёрное: это просто глупо. Ни персонаж, ни автор не считают, что это круто или готично, и никакой глубоко личной причины носить чёрное у властелина нет. Начальник Тёмного властелина тоже не приказывает ему этого, имея какие-то веские причины для такого решения.
  • Субверсия — игра на ожиданиях: поначалу аудитории подаются намёки на то, что штамп присутствует, но при более близком рассмотрении оказывается, что нет. К примеру, когда герой во второй главе впервые видит Тёмного властелина, он одет в чёрный плащ с капюшоном. Однако уже к третьей главе выясняется, что плащ небесно-голубой, просто дело было посреди горящего города и Властелин с ног до головы закоптился сажей.
    • Двойная субверсия — то же, но дважды. Сначала делается вид, что здесь простая субверсия, но потом внезапно оказывается, что штамп сыгран стандартно. К примеру, небесно-голубой плащ властелина из третьей главы оказывается запасным, а его основной плащ — чёрный.
  • Зигзаг — то же, но многоэтажно, с возможным добавлением аверсий, инверсий и прочих взаимоисключающих параграфов. К примеру, в каждом новом описании Тёмный властелин будет в новом плаще, из которых некоторые чёрные, некоторые кипенно-белые, некоторые голубые, а некоторые цвета хаки.
  • Инверсия — штамп намеренно, демонстративно выворачивается наизнанку. Например, плащ Тёмного властелина кипенно-белый, каждый день стирается с хлоркой, и Властелин ужасно нервничает от малейшего тёмного пятнышка.
  • Обоснование — штамп играется стандартно, но даётся объяснение, почему это не штамп, а логичный вывод из законов мира. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ с вышитым красным гербом своей империи, потому что у империи именно такие гербовые цвета. Были бы бело-оранжево-розовые с соплюшечкой — с гордостью носил бы такие.
  • Обоснуй — то же, но менее логично или слеплено наскоро. Или просто «на любителя»: по-своему логично, но кому-то такая логика близка, а кому-то не очень. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, чтобы устрашать своих врагов.
  • Деконструкция — штамп переосмысливается, логически анализируется, и описываются последствия, которые в более возвышенной и романтической литературе обычно не обсуждаются. Например, Тёмный властелин живёт в огненной пустыне, и ему там в его чёрном плаще ужасно жарко; но бедняжка терпит, потому что в халате и банных шарканцах его не будут уважать его Тёмные народы.
  • Реконструкция — продвинутый вариант обоснования, противоположный деконструкции. Неестественные и нелогичные элементы штампа убираются, под естественные и логичные подводятся обоснования, и в результате в описываемый объект хочется верить даже самому прожжённому скептику. Например, радикально-чёрный краситель для плаща — самый дорогой в этих землях и служит безусловным знаком статуса для любого местного жителя.
  • Пародия — штамп обстёбывается в полный рост, с искажением смысла. Например, Тёмный властелин вместо чёрного плаща носит чёрные панталоны.

По стилю[править]

  • Шутки ради — штамп играется стандартно, но демонстрируется его комический аспект (в отличие от пародии, смысл не искажается и штамп подается как есть, над ним просто посмеиваются). Например, нам демонстрируют, как Властелин в своём тёмном плаще ходит в магазин за покупками, и как от него шарахаются на улице прохожие, хотя он просто идёт с авоськами хлеба и молока.
  • Ради драмы — штамп играется серьёзно или наигранно-мелодраматично. Например, Тёмный властелин завоёвывает мир ради мечты погибшего отца и дал зарок не снимать траур по нему до достижения своей цели.
  • Ради ужаса — троп играется серьёзно и пугающе. Например, плащ Тёмного властелина — это чужеродное чудовище.
  • Педаль в пол — штамп раздувается до гротескных размеров, не обязательно с комическим подтекстом, может быть и вполне серьёзно, вплоть до кафкианского абсурда. Например, плащ настолько большой, что за властелином его несёт десять шлейфоносцев. Как пример — шлем Лорда Шлема из «Космобольцев».
  • С прикрученным фитильком — штамп играется, но не в таких масштабах, как обычно, не так ярко или заметно. Например, плащ у властелина тёмно-серый.

По реакции персонажей[править]

  • Жанровая слепота — самый простой вариант: персонажи просто игнорируют наличие штампа, иногда заодно игнорируют здравый смысл.
  • Подсветка — штамп играется стандартно, но кто-то из персонажей (или автор) отпускает по этому поводу комментарии. Например, Представитель Симпатичного Нацменьшинства отпускает шутки по поводу того, что чёрные плащи вышли из злой моды сто двадцать лет назад.
  • Опора на штамп — персонаж намеренно пользуется штампом, «вычитанным в романах», как руководством к действию. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, потому что знает, что все Тёмные Властелины Древних и Предначальных Эпох из легенд одевались именно так, и объясняет это.
  • Отрицание штампа — персонаж намеренно не пользуется штампом и объясняет это. «Я — и в чёрном плаще? Вы что, хотите, чтобы я подражал Чёрному Королю Бармалиона? Или Ужасу Восточного Запада из Караманора и Мараканора? Вы не забыли, что всех их разгромили в пух и прах?». Фактически это всё та же аверсия, но — устами и волей персонажа.
    • Жанровая ошибка — неудачная попытка блеснуть жанровой смекалкой приводит к нежелательным последствиям. Например персонаж опирался на стандартный штамп детективов о том, что убийца — садовник, и решил повигиллантствовать, а в деле оказалась замешана мистика, и теперь персонажам для борьбы со злыми духами срочно нежен отвар из очень редкого растения, которое на их везение есть в оранжерее, но отыскать его там мог только садовник, которого уже нет.
  • Пародийная деконструкция — в кульминационный момент появляется мама Тёмного властелина и награждает его подзатыльниками за то, что он испачкал до черноты плащ, который она только вчера отстирала.