Это был социальный эксперимент

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Эксперимент есть Эксперимент »
— Пословица в Городе

В произведении происходит что-то странное. Персонажи заперты в доме, который невозможно покинуть из-за какого-то силового поля. У них отсутствует память далее, чем на неделю — и все уверены, что конец света наступит через три дня. Всем управляет Командор, которого никто не видел, но он есть где-то в своём запертом кабинете. Никогда не кончается вечер. Набегают одинаковые обезьяны. Когда протагонист вламывается к Командору, тот превращается в чёрный дым, чихает и исчезает, а новым начальником становится сам герой. При этом в самом кабинете нет ничего, кроме книг по мирмекологии. Наступает следующий день…

Ну вот, вам, наверно, интересно, как автор объяснит все странности сеттинга, которые накрутил? Кто собрал героев, почему у них нет памяти, зачем огорожен дом и откуда появляются обезьяны? Печально, но ответа не будет. Автор разводит всеми руками и говорит: это был просто социальный эксперимент. Он о взаимодействии людей в стрессовой ситуации, а всё остальное… да просто декорация, никакого смысла в которой и нет. У исследователя был доступ на десять дней к камерам виртуальной реальности, отлично срендеренная модель обезьяны (которую очень хотелось хоть куда-то приткнуть), и друг-мирмеколог, готовый сыграть роль Командора в счёт одолженной со студенчества поллитры. Вы тут голову ломали над тем, почему всё происходит именно так, а не иначе? Забудьте, учёный просто выключает машину со всеми её загадками, раздаёт деньги испытуемым и обещает опубликовать результаты месяца через два. И никакого смысла. Конец.

Как проиллюстрировано выше, этот троп — о ситуации, когда странности сеттинга объясняются тем, что это чей-то социальный эксперимент. Таким образом можно объяснить всё, что угодно (в конце концов, в почти любом сюжете участвуют люди, и обычно они взаимодействуют друг с другом), но чаще всего это — плохой вариант вотэтоповорота, который только создаёт видимость обоснуя, а на самом деле открывает кучу сюжетных дыр. Откуда у экспериментатора ресурсы на это? Как происходящее на экране помогает ему получить результат? Где контрольная группа и прочие атрибуты настоящего эксперимента? Почему нельзя было изучать то же самое, но в более простых, дешевых и контролируемых условиях?

При этом учёные в 99 % случаев не слышали об этичности исследований, а в 95 % случаев о социальных исследованиях ничего не знает и автор, что и позволяет ему объяснять «экспериментом» всё, что угодно. Особо мозголомно получается, если экспериментатор может влиять на сознание жертв. И совсем клинический случай, если экспериментируют инопланетяне — тут можно игнорировать не только каноны науки и законы физики, но и логику самих исследователей: они инопланетяне ж!

Как ни странно, троп тем реалистичней, чем более явно подан. В лучших случаях о сути происходящего известно заранее, и «эксперимент» — всего лишь повод поставить героя в немного необычную ситуацию, а не задним числом объяснить все творящиеся странности.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот.
«

На дискотеке очень стеснительный парень, отважившись, подходит к хорошенькой девушке и тихо предлагает ей потанцевать. На что девушка как заорет: — Нет, я не буду с тобой спать, кретин! Парень чуть со стыда не провалился. Через десять минут девушка подходит и говорит, что учится на психологическом факультете и ей была интересна его реакция. На что парень как заорет: — Что? 200 долларов за один минет?!

»

Литература[править]

  • Константин Соловьёв, «Принцесса и семь цвергов» — альв с самого начала знал, где принцесса, и мог её забрать (что и сделал в конце), но вместо этого отправил героев скитаться по горам. На многочисленные «Зачем?» от своих же работников сначала отмалчивается, после — ссылается на изучение человечества. Впрочем, с его возможностями — мог и просто ради фана всё это устроить.
  • Братья Стругацкие:
    • «Волны гасят ветер» — людены/Странники ставят опыты на людях, разделяя их на космофилов и космофобов, ксенофилов и ксенофобов…
    • «Град обреченный» (см. эпиграф) — происходящее очень напоминает ситуацию, описанную в теле статьи. Особенно обезьяны. Правда, люди соглашаются на эксперимент добровольно, но яснее сеттинг от этого не становится.
      • Прочитайте «Шиворот навыворот» Филипа Жозе Фармера — и всё станет ясно.
  • Грэм Грин, «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой» — играется в открытую. Богатый магнат ставит эксперименты над людьми, пытаясь выяснить, насколько далеко они могут пойти ради денег.
  • Кир Булычёв, «Кладезь мудрости» — шутки ради. Протагонист получает дар непосредственно загружать любую текстовую информацию прямо в мозг потому, что некие галактические силы решили таким образом проверить, готово человечество к дару или нет. И, разумеется, результат даже близко ничего не показывает.
  • Джеймс Дэшнер, «Бегущий в лабиринте» — корпорация «Порок» строит гигантские лабиринты и выводит гриверов, а после заставляет подростков со стёртой память выбираться из лабиринта… чтобы выяснить, почему некоторые подростки иммунны к зомби-вирусу.
  • Сергей Лукьяненко, «Рыцари Сорока Островов» — весь мир Сорока Островов является огромным исследовательским полигоном инопланетян, которые хотят на примере воюющих между собой детей понять человеческие чувства и эмоции, а также составить психологические портреты людей, которые, повзрослев, имеют немалый шанс стать выдающимися личностями.
  • Тоже Лукьяненко, дилогия «Работа над ошибками»: большинство миров являются социальным экспериментом Аркана, который отстаёт от них во времени на тридцать пять лет. На нашей Земле экспериментируют с демократической системой правления, поэтому называется она Демос.
  • Марина и Сергей Дяченко, повесть «Судья». За голову главгероя назначена огромная награда. Устраивается реалити-шоу на тему, найдётся ли в стране гражданин, который согласится его не убивать, имея для этого идеальную возможность.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Луч» — все происходящие с обитателями межзвездного корабля «Луч» события и озарения так или иначе инспирированы героями. А те, в свою очередь, заперты на месяц в некоем особняке в карманном измерении под присмотром некой сверхъестественной сущности.
  • Фредерик Пол, «Туннель под миром» — отработка рекламных технологий. «— Каким это должно быть потрясением для вас — понять, что вы живете в городе, построенном на столе!».
  • Юрий Дружков, «Кто по тебе плачет» — зигзаг. Для команды выживальщиков была построена база в тайге. Но самолет, в котором летела команда, упал за несколько километров до места назначения. Где-то через полгода на базе обнаружились люди, но это оказались совершенно случайные мужчина и женщина, которые просто летели тем же рейсом, выжили при крушении, сами нашли базу и робинзонили там как могли, думая, что их уже никогда не найдут.
  • В «Спасителе Короны», вбоквелле саге о Свароге именно этим занимался злой канцлер Мар-Кифай, оказавшийся некоей демонической сущностью. Конечным итогом (были и другие варианты, но их Сварог тоже похерил) должно было как минимум трехсотлетнее дикаторское правление обезумевшей (а также парализованной и изуродованной) волшебницы, но не срослось.
  • Стивен Кинг, «Лангольеры» — аверсия тропа. В самом начале один из пассажиров авиалайнера, с борта котрого загадочным образом исчез экипаж и большая часть пассажиров, предполагает, что происходящее — именно такой эксперимент.
  • «Командировочка» Юлия Буркина. Почти с самого начала не скрывается, что это — социальный эксперимент. А вот в чём именно он заключался — рассказали после того, как эксперимент едва не соравлся. В конце персонаж подозревает, что результаты эксперимента Зонову не просто понравились — он поставит свой метод на поток. Не стоило жалеть бедного Зонова.
  • С.Лем «Звездные дневники Ийона Тихого». 11-е путешествие. Государство императора Калькулятора. Не то эксперимент, не то проверка на готовность погибнуть ради идеи.
  • Влад Вегашин, «Чёрный Меч». Антиутопическая империя Христеса на поверку оказывается социальным экспериментом драконов по построению утопии, а сам бог-император — искусственно созданным демоном.

Кино[править]

  • Divergent — это всё социальный эксперимент. Ну вы понимаете, тут так генетически чистую особь выводят.
  • «I Am Mother» — Большинство событий, включая жизнь Женщины, Мама подстроила, чтобы проверить Дочь. Суть такой проверки — понять, достойна ли она жизни на земле.
  • «Бегущий в лабиринте» — ещё круче, чем в книге. Оказывается, можно было обойтись виртуальной реальностью, но города-лабиринты всё равно построили.
  • «Философы: Урок выживания» — реалистичный, хотя и не научный, вариант тропа. Профессор и студенты играют в психологическую игру, причём профессор играет неправильно, пытаясь навязать группе своё мнение.
  • «Куб» и его продолжения — чёрт его знает, чего там было, но скорее всего именно сабж.
    • Вроде ж более-менее уверенно утверждается «они все там в виде наказания»?
    • В «Кубе-0» это не «более-менее», а достоверно утверждается.
      • Социальный эксперимент на заключенных же.
  • «Das Experiment» — по мотивам Стэнфордского тюремного эксперимента. Также два американских ремейка 2010 и 2015 годов.
  • «Эксперимент „Офис“».
  • «Волна» и «Эксперимент 2: Волна» по мотивам эксперимента «Третья волна».
  • Шоу Трумена
    • Скорее с фитильком, ибо это был всё-таки не эксперимент, конечной цели у происходящего всё же не было.
  • «Сказки старого волшебника» — сказочный вариант. Вся история со спящей красавицей — это «эксперимент» «злой колдуньи», которая хочет доказать «доброй фее» и волшебнику-сказочнику свою точку зрения.

Телесериалы[править]

  • «Скорая помощь» — в одной из серий в приемное отделение доставили крепко побитого мужчину, который потребовал, чтобы полицию не вызывали, и в процессе оказания ему медицинской помощи начал откровенно провоцировать медицинский персонал. В процессе, правда, не выдержал и начал вслух анализировать реакции врачей и медсестер, после чего признался, что он — психолог и изучает человеческий гнев, для чего и ходит по городу, провоцируя всех подряд. В конце серии, уже готовясь к выписке, был отправлен в нокаут пациентом-негром в процессе очередной провокации.

Видеоигры[править]

  • Оригинальная Might & Magic же. Зачем искусственно поддерживать средневековый застой на кораблях поколений? Это эксперимент Древних! Интересно, в чем заключается гипотеза…
    • Скорее всего, так они потребляют гораздо меньше ресурсов. В результате — не размножаются чрезмерно.
  • Stellaris — на газовом гиганте можно найти станцию, где проводился социальный эксперимент. Подопытные перебили друг друга.
  • Fallout. Давайте построим гигантское убежище, но поселим там одного мужчину и кучу женщин. А в соседнем — наоборот. А рядом — ещё сотни подобных убежищ. Ради науки! Справедливости ради, в "Библии Fallout" упомянуто немало убежищ, в которых эксперименты, хотя и были не слишком нравственны, выглядели хоть немного логично. Плюс упоминалось, что помимо огромной сети экспериментальных убежищ было едва ли не больше и самых обыкновенных, в которых такой ерундой не занимались. Но тут и игра в духе фантастики начала второй половины двадцатого века, и разработчикам требовалось просто создать побольше тематических подземелий с монстрами, что особенно проявилось в играх от Bethesda, и Крис Авеллон впоследствии так и сказал — не ожидайте от Анклава рационализма.
  • Starbound — глитчи это результат заброшенного социального эксперимента.
  • Portal. Когда экспериментирует сумасшедший ИИ — это будет почище «онижепришельцы!».
    • Не совсем сумасшедший — лишь слишком точно выполняет программу, заложенную в него (точнее, «неё») людьми (ч.т.д.: «Глэдос» — слабый ИИ, а не сильный ИИ).

Интернет[править]

  • Анонимусы с имиджборд, набежавшие с целью троллинга на Mail.ru и массово ставившие фотографиям её пользователей единицы, оправдывали себя тем, что это был социальный эксперимент и что адекватный человек не будет смешивать оценку фотографии с оценкой личности. Но явно, что они заранее осознавали последствия своих действий — ведь тролль в первую очередь делает всё ради лулзов. Кроме того, не надо много времени проводить в подобных соцсетях, чтобы знать, что там оценка фотографий имеет совсем иную функцию — выразить симпатию, а по причине личной антипатии массово понижают рейтинг абсолютно везде, где есть система оценивания чего бы то ни было. Так что фиговое оправдание.

Реальная жизнь[править]

  • Одно время популярные пранки над ничего не подозревающими прохожими. Ладно, если просто не смешно, но иной раз шутка могла серьёзно обидеть, выставить человека на всю Сеть в неудобном свете или даже нанести вред. Обстёбано ютубером Filthy Frank, мол, фраза: «Это просто пранк, бро!» даёт карт-бланш творить вообще любую дичь.
  • В 2017 году официальный твиттер инфлюенсера timmythick внезапно заявил, что «timmythick» — социологический эксперимент Гарвардского университета. Гарвард и сам Тимми всё отрицают. По версии Тимми, аккаунт угнал его менеджер, который был нехорошим человеком. Но есть не менее правдоподобная версия, что Тимми — просто тролль.
  • Девид Майерс исследовал поведение подписчиков ММО игры City of Heroes с 2006 по 2009 год. Если кратко: он играл по правилам, в то время как остальные игроки уже давно играли по понятиям. В итоге Майерс словил множественный хейт от примерно 150 тысяч человек, за каждым его движением следили, бомбёжке на форумах не было конца, а потом у него даже появились подражатели. Но зато как много он собрал материала для исследований.
    • Его цитата по этому поводу:
« Заставить всех себя ненавидеть, чтобы провести социальный эксперимент – изощрённейший способ исследования. »
— Девид Майерс
  • Ян Богост пошёл чуть дальше и создал «Cow Clicker» специально чтобы продемонстрировать злонамеренный дизайн жанра Idle game и игр для социальных сетей вообще. Коровокликалка предлагала кликать раз в шесть часов без какого-либо эффекта кроме набора очков и ачивок. Довольно быстро набрала десятки тысяч игроков несмотря даже на намеренный отказ от рекламы и стала обрастать фичами в качестве пародии на другие игровые тренды своего времени (это был 2010), вплоть до доната. Собственно, готовность широкой публики платить за такую фигню и требовалось доказать.