Мория

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Arda/Moria»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мория (синд. «Чёрная Пропасть», Чёрная Яма») или же Кхазад-дум была самой грандиозной и самой известной цитаделью гномов. Она лежала в центральной части Туманных Гор, высеченная в скалах гор.

История[править]

Основание[править]

​ Она был основана в очень древние времена Дурином Бессмертным, который проснулся на горе Гундабад в Туманных Горах. Он увидел долину Азанулбизар под горами и посмотрел в мерцающее озеро, увидев в нём корону звезд, отражённую в его водах. Он назвал это озеро Хелед-зарам (кхузд. Kheled-zâram — «Стеклянное Озеро»), и оно оставалось почитаемым местом среди гномов всех Домов и после него, и Камень Дурина был воздвигнут на месте этого события. Там, в пещерах выше, Дурин и его гномы начали углубление и строительство Великих Ворот Кхазад-дума и Первого Зала, ведущего к мосту через пропасть. Оттуда началось расширение, как до уровней выше, так и до глубин ниже, а также шахт, распространяющихся из населённых районов самого города.

Первая Эпоха[править]

​ Таким образом, Дурин стал королём Дурином I из Кхазад-дума и правил им в течение многих лет, пока его не назвали Дурином Бессмертным, пока он не умер во время Первой Эпохи. Впоследствии других правителей Кхазад-дума иногда называли именем Дурин, поскольку они считались его реинкарнациями, которые, как считали гномы, снова стали жить среди его народа. Шли века, потомки Дурина восседали на троне Кхазад-дума и в их пещерном городе, который был величайшим из всех их цитаделей и прославился даже на далеком западе: эльфы Белерианда услышали о нём от гномов Синих Гор на их границах. Кхазад-дум не играл никакой роли в войнах Белерианда и фактически получил отсрочку от атак орков в течение Первой Эпохи, когда Морготу требовались все его силы в других местах. Длиннобороды поддерживали связь со всеми остальными шестью Родами гномов, и после того, как люди впервые прибыли в Рованион, Кхазад-дум начал торговать с ними, обменивая товары и услуги своих кузнецов и строителей на продукты питания, что принесло огромную пользу обоим народам.

Дурин Бессмертный умер до конца Первой Эпохи и был похоронен в гробнице Кхазад-дума.

Вторая Эпоха[править]

​ С 40 года Второй Эпохи, после того, как Белерианд был разрушен Войной Гнева, большинство гномов Ногрода и Белегоста начали массово покидать свои разрушенные города, направляясь в Кхазад-дум. Город был обогащён не только численностью, но и навыками кузнечного дела и каменной кладки гномов из западных городов. Все эти факторы предопределили ренессанс Кхазад-дума.

Примерно в это же время Кхазад-дум находился в союзе с людьми из долин Андуина, где люди обиенивали продовольствие на оружие и драгоценные предметы гномов. Это сотрудничество продолжалось до правления Дурина IV.

Нолдор в 750 году основали собственную страну у западных ворот Кхазад-дума. Между эльфами Эрегиона и гномами Мории возникла невиданная до тех пор дружба.

К тому времени Кхазад-дум расширился настолько, что полностью пересек Горы с востока на запад, заканчиваясь западными скалистыми утёсами у их подножия, Стены Мории. Нарви с правителем Эрегиона, Келебримбором, построил волшебные западные ворота Мории. Келебримбор подарил королю Дурину III одно из Семи Колец.

Однако дружба Кхазад-дума и Эрегиона внезапно закончилась в 1697 году. Саурон захватил страну эльфов, и, несмотря на все усилия гномов, чтобы помочь им, ему удалось уничтожить Эрегион и изгнать выживших. Дурин послал огромную армию гномов, чтобы защитить Врата Дурина, но когда эльфы потерпели поражение, его воины отступили, а ворота в город были закрыты, изолировав королевство от внешнего мира.

В это же время орки захватили горы и начали войну с гномами, захватив гору Гундабад.

В конце Второй Эпохи гномы участвовали в Войне Последнего Союза на стороне эльфов и людей. После окончания войны, гномы вернулись в свою страну и возобновили свою изоляцию от внешнего мира.

Третья Эпоха[править]

​ За это время Кхазад-дум ещё больше расширил свои сокровища. Большая часть его огромного богатства была основана на митриле, который был найден в его шахтах, и по прошествии веков гномы всё глубже и глубже добывали драгоценный металл. В 1980 году они продвинулись слишком глубоко и вызвали безымянный ужас из глубин под городом. Чудовище произвело ужасное разрушение и стало именоваться Роком Дурина. В следующем году сын Дурина, Наин I, также пропал, и гномы покинули свой древний дом.

После многих веков один из самых богатых городов Средиземья, Кхазад-дум, стоял тёмным и пустым, став обителью угрозы, которую освободили гномы. В то время ему было присвоено новое имя — Мория, Чёрная Яма.

Чудовище, балрог Моргота, как позже стало известно, скрывалось в одиночестве в Мории почти пятьсот лет. После этого старый город Кхазад-дум снова стал заселяться, но уже не гномами. Орки с севера начали входить в заброшенный город, чтобы совершать набеги на его сокровища и занимали его. Они также начали поклоняться Балрогу как своему божеству. Вскоре после этого Саурон направил туда своих слуг, и Мория начала заполняться орками и троллями из Мордора. Хотя численность орков после битвы при Нандухирионе в 2799 году значительно уменьшилась, Балрог не был побеждён, а Кхазад-дум оставался местом тьмы.

В какой-то момент между 2845 и 2950 годами волшебник Гэндальф вошёл в город в поисках короля Трайна II, который исчез во время путешествия в Эребор.

Поход Балина[править]

​ В 2989 году Длиннобороды предприняли попытку вернуть себе свой древний дом. Экспедицию возглавлял Балин, который сопровождал Бильбо Бэггинса в походе на Эребор. Он привел туда колонию гномов из Одинокой Горы. Сначала колония была успешной — гномы убили значительное количество орков, захватили многие восточные залы и обнаружили множество потерянных сокровищ, таких как топор Дурина. Однако они были побеждены и истреблены орками в 2994 году.

Возможно, в какой-то момент после этого, Арагорн вошёл в Морию с какой-то неизвестной целью.

Братство Кольца в Мории[править]

​ Когда Фродо Бэггинс отправился из Ривенделла с Братством, они сначала планировали пройти через Проход Краснорога. Когда они остановились под сильным снегопадом на горе Карадрас, их преследовали волки и орки, и они вынуждены были отступить в Морию, чтобы уйти под горы. Там они нашли Книгу Мазарбул и узнали о судьбе экспедиции Балина. Затем на них напало множество троллей и орков, и они обнаружили, что Роком Дурина был балрог Моргота. Гэндальф сражался с Балрогом на узком мосту и сумел уничтожить участок моста, чтобы Балрог упал. Когда он упал, Балрог зацепил ногу Гэндальфа своим бичом и потянул его за собой. Остальным членам Братства удалось покинуть Морию и добраться до Лориэна.

Гэндальф и балрог пережили падение и вели ожесточённую битву от глубин Мории до гор наверху, разрушив вершину легендарной Бесконечной Лестницы и часть окружающей горной вершины. Гэндальф бросил балрога на склон горы и погиб сам от ран, но его история ещё не закончилась.

Несмотря на гибель балрога, Мория осталась обителью лиходейских тварей, которые вскоре напали на эльфов Лотлориэна.

Восстановление королевства при Дурине VII[править]

​ Хотя сведений об этом мало, повторный захват Кхазад-дума Дурином VII, похоже, произошел в Четвёртую Эпоху. Он стал королём народа Дурина и окончательно освободил древний дом своих предков. Спустя много лет после Войны за Кольцо гномы Дурина вернули себе своё наследство, и молоты снова застучали в их огромных залах под Туманными Горами.

Залы и Чертоги Мории[править]

​ Кхазад-дум представлял собой огромное множество палат, проходов, шахт, залов, магазинов и ям. В общем, области были либо классифицированы как шахты или город. Шахты были рабочими участками Кхазад-дума, в то время как город был областью для жизни.

Городские районы Кхазад-дума были сгруппированы преимущественно на востоке; это были самые старые части королевства, и они имели доступ к Великим Воротам. Они были структурированы в семь уровней и семь глубин. Уровни простирались над воротами, в то время как глубины находились глубже в горе и ниже уровня Восточных Ворот. Возможно, что Первый Уровень (на котором были установлены Великие Ворота) и Первый Глубокий были тесно переплетены.

Восточная часть городских пространств также была углублена таким образом, чтобы иметь лёгкие шахты для освещения их комнат. Одним из примеров этого является Чертог Мазарбул, расположенный на восточной окраине Седьмого Уровня.

Шахты Кхазад-дума были переплетены с городскими пространствами, но также простирались на запад к Вратам Дурина. Шахты проходили глубже и дальше, чем любые другие туннели в Кхазад-думе, и вполне возможно, что большая часть нижних глубин была отдана под добычу, хотя это только предположение.

Определенное изменение между шахтами и городом можно увидеть, когда Братство проходит через Морию — есть заметная разница между ранними проходами и камерами и теми городскими структурами, которые освещал Гэндальф.

Далеко под Морией есть пропасти, пространства и туннели, не известные даже гномам, но известные балрогу. В них живут некие неизвестные существа, внушавшие ужас даже Гэндальфу.

Имена[править]

  • Khazad-dûm — «Цитадель Гномов» на кхуздуле.​
  • Casarrondo — «Цитадель Гномов» на квэнья.​
  • Hadhodrond — «Цитадель Гномов» на синдарине.​
  • Phurunargian — «Цитадель Гномов» на вестроне.​
  • Dwarrowdelf — «Цитадель Гномов» на англосаксонском.​