Лютиэн

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Выбор мой, Владыка, будет скор,
Сделан он и без сомненья верен.
Для чего мне вечный Валинор,
Если не со мною будет Берен?

Знаю — буду счастлива я с ним,
Стану жить я, сердце успокоив.
Даже день с бессмертием сравним,
Вечность в песнях — это путь героев.

»
— Скади, соло-мюзикл «Лэ о Лэйтиан»
Кодификатор на полотне Фабио Леоне

Итак, нашему романтическому герою не посчастливилось любить Луну или просто долгоживущее существо. Нет, его чувства совершенно взаимны, более того, пара даже счастлива. И это не пошлая эйфория с бабочками в животе, и уж подавно не созависимость и не вытягивание жил: влюблённые успели плечом к плечу пройти сквозь огонь, воду и регулируемые перекрёстки, победили не только злодея, но и проблемы с коммуникацией. Их чувство — это уже не яркий, но быстро сгорающий фейерверк, а мощно и ровно пылающий очаг, который вот-вот станет (если уже не стал) семейным.

Но это сейчас — а что потом? Пять, десять, ну пусть даже пятьдесят лет — а там один из возлюбленных будет вынужден страдать от неумолимо надвигающейся старости, а другой — ничуть не менее страдать, глядя на то, как любимый дряхлеет, болеет и перестаёт его узнавать. И это ещё милосердный случай, если им позволено будет быть вместе до конца — а то ведь кое-где такие отношения запрещены на административном, религиозном, а то и реальностном уровне. И одному из возлюбленных придётся другого оттолкнуть, чтобы спасти, иначе тому грозит беда. Или им обоим. Или всей вселенной…

«А вот вам ху… дожественно выполненная аверсия!» — свирепо и решительно (или тихо, но твёрдо) говорит «Луна». Раздирает в клочья своё бессмертие, комкает всемогущество, швыряет о землю и растирает каблуком. Нет бессмертия — нет проблемы! Нет всемогущества — нет геморроя! Я теперь тоже смертный, и под ваш закон мы не подпадаем, так что дайте нам спокойно состариться вместе и воссоединиться в смерти! А не то, — с совсем уж нехорошей ухмылочкой продолжает Лютиэн, — мы можем и напомнить, что бывает с теми силами, которые посмели встать на пути у истинной любви!

В общем, троп заключается в ситуации, когда бессмертие и/или сверхспособности мешают любви — и их обладатель делает выбор именно в пользу последней. Возможно, благодаря этому он откроет в себе ещё более могущественные силы взамен утраченных, возможно, нет — но в любом случае не пожалеет. Любовь, ради которой пришлось пожертвовать настолько значительной частью себя, определённо стоила того.

И почему-то всё ещё очень мало сюжетов о том, как от бессмертия ради любви не отказываются, а делятся оным с партнёром, либо ищут способы отключить у него старение. Или даже обоюдно стремятся измениться таким образом…

Отчасти надтроп — С чем не справишься ради любви. Смежный троп — Жена декабриста.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — собственно, давним предком Мефа был светлый страж Диомед, сложивший крылья ради того, чтобы быть с любимой женщиной. Фанаты долго ждали, что по его стопам пройдёт Дафна, но Буслаев всех надурил: выбился в стражи сам.
  • А. Коростелёва, «Цветы корицы, аромат сливы» — субверсия: Сюэли пытается отказаться от бессмертия, чтобы обрести счастье с Цзинцзин. Однако Ди, отправившийся вместе с ним к Небесному Императору, чтобы якобы тоже отказаться от бессмертия — просто за компанию, — так валял дурака на приёме, что Император отказал им обоим. Остыв, Сюэли понимает, что Ди спас его от опрометчивого шага, и скрепя сердце расстаётся с возлюбленной.
  • Генри Лайон Олди, «Мой дедушка — Истребитель» — жена Персея Андромеда, она же Медуза Горгона, которая осознанно выбрала участь смертной, но сохранила малую толику былой силы. Взошла вслед за мужем на его погребальный костёр, где так же, как и он, стала новым созвездием.
  • А. Больных, «Дорога» — Рюби прошла под радугой, отдав магическую силу и бессмертие, и стала человеком. Правда, непонятно, сделала она это ради Хани, или просто так.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — Креол, который ради жены и нерождённого сына отказался от поста Азаг-Тота, от демонических и даже магических сил. Причём отказался в своей характерной манере — с жертвами и разрушениями.
  • Элеконора Раткевич, «Ларе-и-таэ'» — инверсия: полюбив кого-нибудь из эльфов, человек получает вечную молодость, а ответная любовь одарит его вечной жизнью.

Зарубежная[править]

  • Джон Рональд Руэл Толкин, история Берена и Лютиэн во всех существующих вариациях — тропнеймер и кодификатор. Собственно, эльфийка Лютиэн Тинувиэль ради того, чтобы остаться с человеком Береном, прожила жизнь как смертная и стала первой из эльфов, кто не воплотился в чертогах Мандоса, а именно умер.
    • Две эпохи спустя её далёкая правнучка Арвен Ундомиэль повторила её поступок: как и все потомки Элронда, она имела возможность выбирать.
    • Третий пример любви человека и эльфийки у Профессора — зигзаг. Идриль не стала смертной ради Туора… во всяком случае, не заявила об этом официально. Когда они уплыли в одной лодочке на Запад, стали говорить, что Валар сделали Туора эльфом. Но это не более чем легенда. Нет точных данных, что они вообще доплыли. Возможно, Идриль воссоединилась в смерти с Туором в море.
      • В некоторых черновиках они спят на одном из островов поблизости от Валинора, и проспят так до конца света.
  • Бен Ааронович, цикл книг о Питере Гранте — редкая инверсия, когда Луна делит бессмертие с возлюбленным. Оксли, бог одноимённой реки, взял в жёны смертную, и они живут вместе уже не первый век. Ситуация, судя по всему, нечастая: когда несколько книг спустя леди Тайберн жалуется Питеру, что переживёт не только мужа, но и своих детей, она не только капает герою на мозги, чтобы отвадить от романа со своей сестрой Беверли Брук, но и явно вполне искренне переживает это обстоятельство. Герой, позднее вспомнив пример четы Оксли, раздумывает: леди Тай чего-то не знает/не учитывает, или тут всё далеко не так просто?
  • В какой-то мере подпадает «Русалочка» Андерсена. Русалки живут 300 лет, но героиня просит сделать ее человеком даже ради гипотетической возможности быть рядом с принцем.

Фанфики[править]

  • Не самый редкий сюжет в фанфиках по DCAU — после событий «Бэтмена будущего» Чудо-женщина покупает Брюсу Уэйну вторую молодость и возможность прожить жизнь с ней ценой своего бессмертия.

Телесериалы[править]

  • «Ангел» (1999) — зигзагом. В одной из серий Ангел, вкусив крови демона Мора, становится человеком. Сначала он рад — ведь теперь он может быть с Баффи. Но какое-то время спустя он понимает, что в качестве простого смертного не может так эффективно бороться со злом, как будучи вампиром. И… возвращает себе вампирскую сущность. Что как бы многое нам говорит о его любви к Баффи.
  • «Волшебники из Вэйверли Плэйс» — маг Джеральд отказался от магических сил, чтобы жениться на обычной женщине Терезе. Но вот их дети унаследовали сверхъестественные способности.

Кино[править]

  • «Кровь и шоколад» — субверсия: оказаться от оборотнической природы Вивьен не могла и инициировать возлюбленного тоже не стала, но предпочла жизнь простой смертной девушки с ним вечной охоте со своими сородичами под полной Луной.

Мультфильмы[править]

  • Советский «Янтарный замок» — бессмертная владычица морская Юрате отказывается от бессмертия ради любимого и уходит с ним на землю. Где её тут же убивают молнией с неба.
  • «Кубо: Легенда о самурае» — дочь Лунного Короля полюбила самурая Ханзо, и ради него отказалась от своего божественного статуса. К несчастью для героини, её отец и сёстры это так не оставили — сначала они перебили весь клан Ханзо, а потом Лунный Король вырвал глаз собственному внуку Кубо, дабы тот мог обрести божественность. Да и сёстры потом долго выслеживали и Кубо, и его маму.
  • Диснеевский «Геркулес» — главный герой отказывается от полученного потом и кровью статуса бога и жизни на Олимпе ради Мегары.

Мультсериалы[править]

  • Steven Universe — Роза Кварц, «мама» главного героя. Педаль знатно выжата: бессмертное существо с прорвой сверхъестественных способностей ради любимого земного мужчины не просто выбрала участь смертной, но и фактически умерла (осознанно и целенаправленно) в процессе «рождения» сына.
    • Субверсия — «Роза Кварц», а на деле — Розовый Алмаз, одна из властителей цивилизации драгоценных камней, инсценировала свою смерть, спрятавшись в свой камень (на животе Стивена).

Музыка[править]

  • Истории Лютиэн и в меньшей степени Арвен, разумеется, нашли множество музыкальных воплощений.
  • Аэлла, «Крылья валькирии» — заглавная героиня, полюбив смертного, отказывается забирать его жизнь и вообще дальше быть валькирией.
  • КняZz, «Ангел и демон» — мужской вариант с переходом в обоюдный, потому что двум столь разным сверхъестественным существам, чтобы быть вместе, явно нужно обоим отказаться от своей природы.