Сага про хоббита

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Сага про хоббита» — трилогия российского писателя и программиста (что крайне важно для понимания произведения) Вадима Проскурина в жанре… впрочем, это уже будет спойлером, считайте, что в жанре фэнтези. Поскольку начинает всё, как вольное продолжение «Кольца Тьмы», то на Литфоруме Нику Перумову одним из читателей был задан соответствующий вопрос, Капитан ответил, что никаких возражений не имеет. Изначально была выпущена изданием «Армада» в серии «Фантастический боевик» двумя томами. Первый «Хоббит, который слишком много знал» (выпуск 254 по внутрисерийной нумерации), включающий одноимённое произведение, а также вторую часть «Хоббит, который слишком много путешествовал», был выпущен в 2002 году. Второй том «Хоббит, который познал истину» (выпуск 264) — в 2003 году. В 2009 году издательством «Эксмо» все три части были выпущены под одной обложкой в авторском сборнике «Хоббит, который…».

Двухтомник от «Армады»

А вот дальше без спойлеров никак. Читайте на свой страх и риск.

Основные персонажи[править]

  • Хэмфаст, сын Долгастахоббит из клана Брендибэк.
  • Уриэль — учитель и наставник Хэмфаста, последний западный эльф (на самом деле - программа-попаданец), оставшийся в Средиземье после Эльфийского Исхода
  • Олорин — тот самый Гендальф, майар, прибывший из Валинора, разобраться, что это творится в Средиземье. Выясняется, что именно он, с подачи Саурона, является создателем хоббитов.
  • Нехалления — девушка-хоббит, самопоявившаяся в мире-рекреации, созданном Хэмфастом.
  • Долгаст — сын Хэмфаста и Нехаллении, названный в честь своего деда по отцу, погибшего за 12 лет до начала повествования. Настоящим субъектом по ходу повествования так и не стал в виду своего возраста, но имел к этому потенциал.
  • Великий Орлагуртот самый, что и у Перумова (на самом деле всё не так просто).
  • Натка, дочь Мусиора — девушка-халфлинг из мира Арканус, любовница сначала Хэмфаста, а затем Сссра. Из слуги и любовницы Хозяина, быстро становится сильным магом, готовому идти по головам ради собственной цели.
  • Сссрачеловекодракон, один из четырёх владык пары миров Арканус-Миррор, влившийся в команду главных героев. В Междусетье возглавил команду хакеров, для взлома использовал свою уникальную способность — проникал в компьютер и действовал локально.
  • Лора — первый бот, полученный копированием виртуального образа реального человека. В Средиземье родила дочь от Оккама.
  • Анна Лаврикова — девушка из реального мира, с чьего виртуального образа была копирована Лора (в конце трилогии погибает от умышленной передозировки).
  • Хаммер — второй бот, полученный копированием виртуального образа реального человека, изначально позиционирует себя тупым быком, на самом деле оказывается довольно умным человеком, не имеющим вредных привычек. В Средиземье сперва примыкает к бандитам, а затем становится крутым магом.
  • Макс (Максим Олегович) — сотрудник неназванной российской спецслужбы, в последствии копировался в Средиземье в качестве бота (третьим по счёту) и нисколько об этом не жалел, продолжая работать и в реальности, и в виртуальном пространстве.
  • Эйон (AI-92) — искусственный интеллект, созданный американцами и завербованный Хэмфастом.
  • Дромадрон — хоббит, верховный визард клана Брендибэк. Достигнув высоких результатов в высшей магии, остался хоббитом до мозга костей и вернулся в клан, заявив, что останется на своём месте, пока существует Средиземье.
  • Леверлин — человек, глава ковена Утренней Звезды, негласный правитель Аннуина, мастер психологии, эксперт в политических делах.
  • Мезония — человек, опытная магичка и шпион ковена Утренней Звезды, глава тройки магов, встретившихся Хэмфасту у могильников. Овладев высшей магией ушла из Средиземья, в Межсетье (Интернет) присоединилась к команде хакеров, которую возглавлял Сссра.
  • Оккам — человек, маг и шпион ковена Утренней Звезды, был в тройке магов у могильников, позже стал шпионом Аннуина в Минаторе. Убит местной бандой, при участии Хаммера.
  • Спиногрыз — человек из дорвагов, маг ковена Утренний Звезды, был в тройке магов у могильников. Убит хазгами, прикрывая отход товарищей.

Сюжет[править]

С эльфийского Исхода (битвы в Серых Гаванях, где погиб Олмер Великий) прошло больше трёх тысяч лет. За это время Фолко, наравне с Бильбо и Фродо Беггинсами, а также другими хоббитами успел стать полумифическим персонажем, а Гендальф — объектом поклонения. Похождения же Фолко (естественно, только те, которые изложены в «Нисхождении Тьмы» (первые 2 части — «Эльфийский клинок»+«Чёрное копьё»), запечатлённые «с его слов» летописцами, по аналогии с Красной книгой (внутримировой аналог «Властелина колец») стали именоваться Оранжевой книгой.


Отсылки[править]

  • Джон Р. Р. Толкин, «Властелин колец» — события Красной книги.
  • Ник Перумов, «Кольцо Тьмы»: первые два тома — это события Оранжевой книги, якобы продиктованный пожилым Фолко летописцу, события «Адаманта Хенны» упоминаются в разговоре с Великим Орлангуром, но официально о них в Средиземье неизвестно.
  • Игра «Master of Magic» — двумирье Арканус-Миррор, куда попали герои, находится именно в этой игре. В третьей части упоминается, что это игра «Хозяин магии 3».
  • Игра «Doom» — в одной из локаций герои оборудовали себе убежище внутри колоны.

Что здесь есть[править]

  • Арсенал Чеховастволы запрятаны на каждом углу: резервные копии активировались не в начале, а в конце лета — в третьей части будет понятно почему; главный герой вспоминает то, что было с его предыдущим воплощением — это вовсе не ошибка Божия, дальше по тексту всё будет объяснено; герой разговаривает с погибшим по его вине человеком — нет, он не сошёл с ума, и автор не ударился в мистику, в третьей части выясняется, что его просто провели. Вообще такого там ОЧЕНЬ много.
  • Вечная загадка — их тоже предостаточно: Кто создал первое Средиземье? Имеет ли к отношение к его созданию Великий Орлангур? Кто такой Великий Орлангур? Орлангур в первой и третьей частях — один и тот же, или это два разных персонажа (отличаются количеством зрачков)? Откуда на самом деле в Средиземье появился Уриэль? Кто его создатель? И каким конкретно образом осуществляется ментальное клонирование людей из внешнего мира, попавших в виртуальное Средиземье? Если информационное облако-cookies, возникающее вокруг интернетчика в описанном мире с целью подстройки виртуальности под него, содержит в себе настолько полный слепок его личности, это противоречило бы всем представлениям о личной тайне и вызывало бы массовые протесты.
  • Власти скрывают — валар и майар предпочитают молчать о событиях, описанных в «Адаманте Хенны».
  • Говорящее имя — Нехаллению действительно никто в детстве не холил и не лелеял.
  • Дракон в облике человека — конечно же Великий Орлангур, в виде дракона он в трилогии и не появляется.
  • Зрители — гении, точнее читатели — в начале нулевых, когда вышло первое издание трилогии, мало кто из неспециалистов достаточно хорошо знал компьютер, чтобы понять большую часть книги.
  • Камаз Отходов — как выясняется по ходу сюжета, орки — СФК грузин, так что данный троп к ним подходит.
  • Ложная тревога — когда Хэмфаст в реальном мире обсуждает с сотрудником интернет-кафе его работодателя (которым оказался Сссра) и упоминает вертикальный зрачок, оказавшийся рядом юзер бледнеет, подумав, что парень работает на Дьявола.
  • Не повезло с ФИО — Сссра не самое благозвучное для русского уха имя. Конечно, если читать привычным образом. Если же воспринять как аббревиатуру (хотя таковой это имя не выглядит), то совсем другое дело.
  • Не щадить стариков — в империи Оберика, не способные воевать и трудиться добровольно ложатся на алтарь, чтобы подарить Хозяину маленькую частицу маны.
  • Одинаковые имена — сына Хэмфаст назвал в честь своего отца, за 12 лет до начала событий убитого мантикорой. У хоббитов в этом сеттинге традиция называть детей в честь мёртвых предков по очереди: отца, деда, прадеда… Если свободных имён нет, берётся имя со стороны.
  • Победитель дракона становится драконом — получилось, что не драконом, а эльфом, но в остальном стопроцентное попадание. Впрочем, в аналогичной ситуации, победивший человекодракона Сссра тоже занял бы его место и принял его облик. Но побеждать Сссра не пришлось, хотя его облик Хэмфаст всё же ненадолго принимал, занимая таки его место.
  • Помидор в зеркале — Хэмфаст обнаружил, что превратился в эльфа (см. пункт выше), буквально, посмотрев в зеркало.
  • Приняли за гея — такой вывод сделал Хэмфаст об Оберике, после их встречи, из-за его взгляда, напоминавшего взгляд аннурских подзаборных пидоров. На самом деле в облике Оберика в это время была уже Натка, любовница предыдущей версии Хэмфаста.
    • Мнение Сссра об Оберике, выглядевшем не как обычные эльфы двумирья, не исключает и такого варианта.
  • Проблема Тома Бомбадила — обыграно, Хэмфаст не понимает, куда подевался Том Бомбадил, если в его лесу устроил свой лагерь один из магических ковенов.
  • Программный язык Мироздания — высшая маги, которой обучился владеть Хэмфаст, очень похожа на язык программирования. Позднее по сюжету становится понятно, что это он и есть.
  • Самоубийственная самоуверенность — зря Хэмфаст решил поиздеваться над сотней с лишним сильнейших магов Средиземья.
    • Позднее так же глупо ведёт себя Оберик, не понимая, что перед ним стоит не простой неспособный к магии халфлинг, а сильнейший хоббит-маг из другого мира.
  • Развесистая сакура — первый раз Хэмфаст посетил реальный мир именно в Японии, погулял относительно недолго, понял, что японского языка не понимает.
    • От каменного пояса до Тихого океана — Анна Лаврикова жила в небольшом сибирском городке (название не упоминается), где было всего лишь одно интернет-кафе в центре. На счастье главного героя, заправлял в этом кафе один из людей Сссра.
  • Революция не по-детски — захват реальной власти Гнеем Рыболовом, поддержанный Хэмфастом и Уриэлем, вылился в множество мелких конфликтов, перебои с выплатой налогов, доставкой продовольствия и много, чем ещё.
  • Робот-собака — единственная возможность Хэмфаста физически посетить реальный мир. Он использовал её дважды: сначала в Японии в теле стаффордширского терьера, затем в Сибири теле овчарки (восточно-европейской или немецкой — Анна не смогла точно определить породу).
  • Смена жанра — всё начинается как фэнтези, выглядит вольным продолжением «Кольца Тьмы», но постепенно становится понятно, что это киберпанк.
  • Срисованная фэнтезийная культура — подсвечено самими персонажами: хазги — это монголы, орки — грузины. У создателей первого Средиземья был своеобразный юмор.
  • У нас не такие эльфы — эльф Оберик не похож ни на эльфов Средиземья, ни на тёмных эльфов Миррора.
  • Фантастический расизм, точнее фэнтезийный — «Эозорская хартия провозгласила равенство всех разумных, кроме гаридов, гурров и хедов, и никто еще не оспаривал основной принцип этой хартии (вышепоименованные расы не в счет)». Тролли к этому времени уже исчезли, орков же всё равно местами недолюбливали, несмотря на хартию, но в Дейле, в память о Вожде, они пользовались уважением.
  • Цифровая фауна, да и флора тоже — главные герои, как становится им известно, всего лишь часть виртуальной эмуляции Средиземья.
  • Чудесное обучение языкузигзагом, Хэмфаст знает языки, которые ему положено знать, живя в Средиземье, чудесным образом мгновенно овладевает русским и английским, как только с ними столкнулся, а вот японский и прочие не знает.
  • Я пришёл договориться — за полтора десятилетия до «Доктора Стрэнджа» эту тактику успешно применил Уриэль, когда договаривался с сильнейшими магами Средиземья, только что убившими его ученика.

Примечания[править]

  1. В оригинале названия глав написаны капсом, так что «хозяин» может быть как нарицательным (со строчной буквы), так и титулом правителя (с заглавной).
  2. Уж не отсылка ли это к знаменитому фильму, вышедшему в год публикации книги?
  3. Явная отсылка к названию одного из фильмов бондианы