Сага про хоббита
«Сага про хоббита» — трилогия российского писателя и программиста (что крайне важно для понимания произведения) Вадима Проскурина в жанре… впрочем, это уже будет спойлером, считайте, что в жанре фэнтези. Поскольку начинает всё, как вольное продолжение «Кольца Тьмы», то на Литфоруме Нику Перумову одним из читателей был задан соответствующий вопрос, Капитан ответил, что никаких возражений не имеет. Изначально была выпущена изданием «Армада» в серии «Фантастический боевик» двумя томами. Первый «Хоббит, который слишком много знал» (выпуск 254 по внутрисерийной нумерации), включающий одноимённое произведение, а также вторую часть «Хоббит, который слишком много путешествовал», был выпущен в 2002 году. Второй том «Хоббит, который познал истину» (выпуск 264) — в 2003 году. В 2009 году издательством «Эксмо» все три части были выпущены под одной обложкой в авторском сборнике «Хоббит, который…».
А вот дальше без спойлеров никак. Читайте на свой страх и риск.
Основные персонажи[править]
- Хэмфаст, сын Долгаста — хоббит из клана Брендибэк.
- Уриэль — учитель и наставник Хэмфаста, последний западный эльф (на самом деле - программа-попаданец), оставшийся в Средиземье после Эльфийского Исхода
- Олорин — тот самый Гендальф, майар, прибывший из Валинора, разобраться, что это творится в Средиземье. Выясняется, что именно он, с подачи Саурона, является создателем хоббитов.
- Нехалления — девушка-хоббит, самопоявившаяся в мире-рекреации, созданном Хэмфастом.
- Долгаст — сын Хэмфаста и Нехаллении, названный в честь своего деда по отцу, погибшего за 12 лет до начала повествования. Настоящим субъектом по ходу повествования так и не стал в виду своего возраста, но имел к этому потенциал.
- Великий Орлагур — тот самый, что и у Перумова (на самом деле всё не так просто).
- Натка, дочь Мусиора — девушка-халфлинг из мира Арканус, любовница сначала Хэмфаста, а затем Сссра. Из слуги и любовницы Хозяина, быстро становится сильным магом, готовому идти по головам ради собственной цели.
- Сссра — человекодракон, один из четырёх владык пары миров Арканус-Миррор, влившийся в команду главных героев. В Междусетье возглавил команду хакеров, для взлома использовал свою уникальную способность — проникал в компьютер и действовал локально.
- Лора — первый бот, полученный копированием виртуального образа реального человека. В Средиземье родила дочь от Оккама.
- Анна Лаврикова — девушка из реального мира, с чьего виртуального образа была копирована Лора (в конце трилогии погибает от умышленной передозировки).
- Хаммер — второй бот, полученный копированием виртуального образа реального человека, изначально позиционирует себя тупым быком, на самом деле оказывается довольно умным человеком, не имеющим вредных привычек. В Средиземье сперва примыкает к бандитам, а затем становится крутым магом.
- Макс (Максим Олегович) — сотрудник неназванной российской спецслужбы, в последствии копировался в Средиземье в качестве бота (третьим по счёту) и нисколько об этом не жалел, продолжая работать и в реальности, и в виртуальном пространстве.
- Эйон (AI-92) — искусственный интеллект, созданный американцами и завербованный Хэмфастом.
- Дромадрон — хоббит, верховный визард клана Брендибэк. Достигнув высоких результатов в высшей магии, остался хоббитом до мозга костей и вернулся в клан, заявив, что останется на своём месте, пока существует Средиземье.
- Леверлин — человек, глава ковена Утренней Звезды, негласный правитель Аннуина, мастер психологии, эксперт в политических делах.
- Мезония — человек, опытная магичка и шпион ковена Утренней Звезды, глава тройки магов, встретившихся Хэмфасту у могильников. Овладев высшей магией ушла из Средиземья, в Межсетье (Интернет) присоединилась к команде хакеров, которую возглавлял Сссра.
- Оккам — человек, маг и шпион ковена Утренней Звезды, был в тройке магов у могильников, позже стал шпионом Аннуина в Минаторе. Убит местной бандой, при участии Хаммера.
- Спиногрыз — человек из дорвагов, маг ковена Утренний Звезды, был в тройке магов у могильников. Убит хазгами, прикрывая отход товарищей.
Сюжет[править]
С эльфийского Исхода (битвы в Серых Гаванях, где погиб Олмер Великий) прошло больше трёх тысяч лет. За это время Фолко, наравне с Бильбо и Фродо Беггинсами, а также другими хоббитами успел стать полумифическим персонажем, а Гендальф — объектом поклонения. Похождения же Фолко (естественно, только те, которые изложены в «Нисхождении Тьмы» (первые 2 части — «Эльфийский клинок»+«Чёрное копьё»), запечатлённые «с его слов» летописцами, по аналогии с Красной книгой (внутримировой аналог «Властелина колец») стали именоваться Оранжевой книгой.
Подробное изложение по главам
«Хоббит, который слишком много знал»
Глава первая. Раздвоение личности
Молодой хоббит Хэмфаст, сын Догласта, проходит обряд инициации в круге силы. Во время обряда с ним связывается таинственный волшебник Уриэль, предлагающий поступить к нему в ученики. Когда Хэмфаст соглашается, он раздваивается: одна из его частей уходит вместе с Уриэлем, другая возвращается в клан с таинственным артефактом (невидимым кольцом) на пальце. Артефакт быстро обнаруживается визардом клана и Хэмфастом интересуется совет магов из столицы, более того, кольцо привлекает внимание высших сил. Позднее выясняется, что в этом и состоял хитрый план Уриэля — внимание высших сил позволило ему скопировать их ключ силы в собственное пользование. После того, как всё получилось, он объединяет обе части личности Хэмфаста, и хоббит продолжает обучение.
Глава вторая. Во всём должен быть порядок
Очень быстро Хэмфаст становится вторым по силе магом Средиземья (первый — его учитель) и решает применить свои знания в деле: сперва уничтожает мантикор, затем умертвия из могильников (между делом успевает стать вне закона в своём клане и жениться на Нехаллении), а в конце концов устраивает революцию, чтобы вернуть полноту власти законному государю.
Глава третья. Дорога в иные миры
После гибели Хэмфаста Уриэль восстанавливает его из резервной копии (сделана в момент слияния двух личностей) и направляет его учение в другую сторону. Появляется Олорин, после некоторых споров тройка героев приходит к едином мнению и отправляется в Запретный Квадрат — область на востоке, где поселился Великий Орлангур. Предварительно тройка оставляет свои резервные копии, которые должны активироваться в начале лета, если герои не вернуться. В своём логове Дух Познания, принявший в этот раз облик человека (с нормальными глазами!), не очень ласково встречает троицу и покидает Средиземье, закрыв для них Врата Мира. Уриэлю и Олорину всё же удаётся пробить канал рядом с вратами и вся троица отправляется в путешествие по иным мирам.
«Хоббит, который слишком много путешествовал»
Глава первая. Арканус
Хэмфаст приходит в себя недалеко от селения халфлингов, которые принимают его за своего, только малость поехавшего крышей. Когда он демонстрирует свои умения начинают чтить его героем и отправляют на аудиенцию к Хозяину этих земель — эльфу Оберика. Долго побеседовать им не пришлось, из-за агрессивности Хозяина.
Глава вторая. Трудно быть хозяином[1]
Победив Оберика, Хэмфаст обнаруживает, что сам превратился в него, и принимает на себя управление его страной. Знакомится со служанкой Наткой, понимая, что не может самостоятельно вернуться в Средиземье и считая напарников погибшими, поддаётся своим чувствам, забыв о жене. Постепенно обучает Натку магии
Глава третья. Нашествие клонов[2]
Резервные копии героев активируются не в начале, а в конце лета. Думают, что случилось с тройкой путешественников, и решают пойти их искать, каждый этап своего пути отправляя копию с донесением домой. Хэмфаст вновь попадает в ту самую деревню халфлингов, где его чтут героем. Поняв, что он предыдущий, тут уже побывал, Хэмфаст также отправляется на встрече с Хозяином. После встречи он узнаёт о печальной судьбе себя прошлого и что под личиной Оберика теперь скрывается Натка. Вскоре на его след выходит Уриэль, и вместе они отправляются в гости к другому Хозяину — полудракону Сссра, в парный Арканусу мир Миррор. Тот оказывается не только радушным хозяином, но и знатоком высшей магии, желающим путешествовать по другим мирам. С его помощью герои находят Олорина (он гостил ещё у одного Хозяина — Мерлина) и покидают парные миры.
Время искать истину
Вернувшись домой герои размышляют о бренности бытия. Делают некоторые выводы о мире, и ищут пути выхода в Великую Сферу, доступ куда им перекрыл Великий Орлангур.
«Хоббит, который познал истину»
Глава первая. Истина
Первый раз выйдя в Междусетье, Хэмфаст встречает там Лору, которая приходит в восторг, увидев хоббита. Девушка сразу откликается на предложение посетить Средиземье. Но когда она понимает, что после этого визита больше не может выйти, а компьютера считает её ботом… Хэмфаст начинает просвещать местных субъектов о том, что Средиземье — виртуальный мир. Вместе с Леверлином они задумываются, можно ли управлять реальным миром из какого-нибудь виртуального мира.
Глава вторая. Свобода для целого мира
Хэмфаст изучает экономику реальности, попутно обмениваются с Лорой знаниями, каждый о своём мире. Освоив основы Хэмфаст и Уриэль решают переместить Средиземье на отдельный компьютер, чтобы обезопасить его. В поисках денег, «раздваивают» Хаммера, рассчитывая, что тот постарается сохранить жизнь своему боту-копии, но попытка шантажа не удаётся (как потом выяснилось, они запросили до смешного малую сумму). В конечном итоге, героям удаётся, получив достаточно знаний, ограбить банк и запутать следы транзакций. Но внезапно появляется Великий Орлангур (с глазами о четырёх зрачках!) и сообщает, что, вероятно, Средиземью осталось существовать менее суток. Приходится спешно эвакуироваться в Миррор.
Глава третья. В бегах
Старое Средиземье продержалось гораздо больше одних суток, но возвращаться в него герои опасаются, после нескольких недель волокиты, они наконец покупают (на украденные деньги) собственный сервер, куда полностью копируют свой мир. Новое Средиземье является точной копией старого, но постепенно разница между ними накапливается, и скоро они должны сильно отличаться друг от друга. Ничего не предвещало беды, но однажды Уриэль почувствовал опасность и приказал всем основным персонажам срочно покинуть новое Средиземье — через пять минут оно отключилось. Как потом выяснилось, герои не до конца замели следы похищенных денег, и физическое расположение их сервера было вычислено правоохранительными органами реального мира, но они предпочли действовать не напрямую, а замаскировали отключение под ошибку сотрудника хостинга. Уриэль и Хэмфаст, под прикрытием Сссра решают встретиться в Межсетье с представителем органов, но слишком их недооценивают и оказываются запертыми в локальной сети.
Глава четвёртая. В тюрьме
Поняв, что перед ними не аватары хакеров, а самые настоящие разумные программы, милиция передаёт героев в смежную структуру (её название не упоминается), где их стараются всесторонне изучить. Там же оказывается и Хаммер. Хэмфасту делают предложение, от которого невозможно отказаться: сервер под Средиземье на защищённом компьютере спецслужбы, в обмен на использование его уникальный хакерских способностей — он как программа способен работать внутри удалённой машины, не вызывая подозрения. Хоббит соглашается.
Глава пятая. На тайной службе конституционного строя[3]
За время своей службы Хэмфаст совершает несколько операций, в том числе вербует искусственный интеллект, созданный американцами и освобождает (при помощи, вырвавшегося из лап российской спецслужбы Уриэль) Олорина, который до этого аналогичным образом попал под колпак АНБ. Олорин, Уриэль и Сссра уходят в сеть. Хэмфаст поддерживает из, но желая для своего сына нормальной жизни, сам остаётся в третьем Средиземье (первое к этому времени уже действительно прекратило своё существование, а от второго герои отказались после отключения).
Глава шестая. Четвёртый порог
Нехалления продолжив обучение высшей магии (то есть программированию) понимает, что уже не нуждается в чувствах и инстинктах. Поэксперемтировав она превращает Долгаста из двухлетнего младенца в десятилетнего подростка, после чего архивирует его, не испытывая не малейшей материнской привязанности. Хэмфасту такое положение вещей не нравится, и он понимает, что с женой его больше ничего не связывает. Во время одного из заданий Хэмфаст встречает Уриэля, который рассказывает, что он, Олорин и Сссра проникли во множество компьютеров, в каждом оставив копии своих личностей, тем самым постепенно подчиняют всю мировую паутину. Хэмфасту удаётся побывать в реальном мире телесно, вселившись в тело робота-собаки (двух). В конце книги в Средиземье появляется бот-копия ещё одного человека — правителя шестой части суши.
Отсылки[править]
- Джон Р. Р. Толкин, «Властелин колец» — события Красной книги.
- Ник Перумов, «Кольцо Тьмы»: первые два тома — это события Оранжевой книги, якобы продиктованный пожилым Фолко летописцу, события «Адаманта Хенны» упоминаются в разговоре с Великим Орлангуром, но официально о них в Средиземье неизвестно.
- Игра «Master of Magic» — двумирье Арканус-Миррор, куда попали герои, находится именно в этой игре. В третьей части упоминается, что это игра «Хозяин магии 3».
- Игра «Doom» — в одной из локаций герои оборудовали себе убежище внутри колоны.
Что здесь есть[править]
- Арсенал Чехова — стволы запрятаны на каждом углу: резервные копии активировались не в начале, а в конце лета — в третьей части будет понятно почему; главный герой вспоминает то, что было с его предыдущим воплощением — это вовсе не ошибка Божия, дальше по тексту всё будет объяснено; герой разговаривает с погибшим по его вине человеком — нет, он не сошёл с ума, и автор не ударился в мистику, в третьей части выясняется, что его просто провели. Вообще такого там ОЧЕНЬ много.
- Вечная загадка — их тоже предостаточно: Кто создал первое Средиземье? Имеет ли к отношение к его созданию Великий Орлангур? Кто такой Великий Орлангур? Орлангур в первой и третьей частях — один и тот же, или это два разных персонажа (отличаются количеством зрачков)? Откуда на самом деле в Средиземье появился Уриэль? Кто его создатель? И каким конкретно образом осуществляется ментальное клонирование людей из внешнего мира, попавших в виртуальное Средиземье? Если информационное облако-cookies, возникающее вокруг интернетчика в описанном мире с целью подстройки виртуальности под него, содержит в себе настолько полный слепок его личности, это противоречило бы всем представлениям о личной тайне и вызывало бы массовые протесты.
- Власти скрывают — валар и майар предпочитают молчать о событиях, описанных в «Адаманте Хенны».
- Говорящее имя — Нехаллению действительно никто в детстве не холил и не лелеял.
- Дракон в облике человека — конечно же Великий Орлангур, в виде дракона он в трилогии и не появляется.
- Сссра — но он, можно сказать, с прикрученным фитильком, так как изначально человекодракон.
- Зрители — гении, точнее читатели — в начале нулевых, когда вышло первое издание трилогии, мало кто из неспециалистов достаточно хорошо знал компьютер, чтобы понять большую часть книги.
- Камаз Отходов — как выясняется по ходу сюжета, орки — СФК грузин, так что данный троп к ним подходит.
- Ложная тревога — когда Хэмфаст в реальном мире обсуждает с сотрудником интернет-кафе его работодателя (которым оказался Сссра) и упоминает вертикальный зрачок, оказавшийся рядом юзер бледнеет, подумав, что парень работает на Дьявола.
- Не повезло с ФИО — Сссра не самое благозвучное для русского уха имя. Конечно, если читать привычным образом. Если же воспринять как аббревиатуру (хотя таковой это имя не выглядит), то совсем другое дело.
- Не щадить стариков — в империи Оберика, не способные воевать и трудиться добровольно ложатся на алтарь, чтобы подарить Хозяину маленькую частицу маны.
- Одинаковые имена — сына Хэмфаст назвал в честь своего отца, за 12 лет до начала событий убитого мантикорой. У хоббитов в этом сеттинге традиция называть детей в честь мёртвых предков по очереди: отца, деда, прадеда… Если свободных имён нет, берётся имя со стороны.
- Победитель дракона становится драконом — получилось, что не драконом, а эльфом, но в остальном стопроцентное попадание. Впрочем, в аналогичной ситуации, победивший человекодракона Сссра тоже занял бы его место и принял его облик. Но побеждать Сссра не пришлось, хотя его облик Хэмфаст всё же ненадолго принимал, занимая таки его место.
- Помидор в зеркале — Хэмфаст обнаружил, что превратился в эльфа (см. пункт выше), буквально, посмотрев в зеркало.
- Приняли за гея — такой вывод сделал Хэмфаст об Оберике, после их встречи, из-за его взгляда, напоминавшего взгляд аннурских подзаборных пидоров. На самом деле в облике Оберика в это время была уже Натка, любовница предыдущей версии Хэмфаста.
- Мнение Сссра об Оберике, выглядевшем не как обычные эльфы двумирья, не исключает и такого варианта.
- Проблема Тома Бомбадила — обыграно, Хэмфаст не понимает, куда подевался Том Бомбадил, если в его лесу устроил свой лагерь один из магических ковенов.
- Программный язык Мироздания — высшая маги, которой обучился владеть Хэмфаст, очень похожа на язык программирования. Позднее по сюжету становится понятно, что это он и есть.
- Самоубийственная самоуверенность — зря Хэмфаст решил поиздеваться над сотней с лишним сильнейших магов Средиземья.
- Позднее так же глупо ведёт себя Оберик, не понимая, что перед ним стоит не простой неспособный к магии халфлинг, а сильнейший хоббит-маг из другого мира.
- Развесистая сакура — первый раз Хэмфаст посетил реальный мир именно в Японии, погулял относительно недолго, понял, что японского языка не понимает.
- От каменного пояса до Тихого океана — Анна Лаврикова жила в небольшом сибирском городке (название не упоминается), где было всего лишь одно интернет-кафе в центре. На счастье главного героя, заправлял в этом кафе один из людей Сссра.
- Революция не по-детски — захват реальной власти Гнеем Рыболовом, поддержанный Хэмфастом и Уриэлем, вылился в множество мелких конфликтов, перебои с выплатой налогов, доставкой продовольствия и много, чем ещё.
- Робот-собака — единственная возможность Хэмфаста физически посетить реальный мир. Он использовал её дважды: сначала в Японии в теле стаффордширского терьера, затем в Сибири теле овчарки (восточно-европейской или немецкой — Анна не смогла точно определить породу).
- Смена жанра — всё начинается как фэнтези, выглядит вольным продолжением «Кольца Тьмы», но постепенно становится понятно, что это киберпанк.
- Срисованная фэнтезийная культура — подсвечено самими персонажами: хазги — это монголы, орки — грузины. У создателей первого Средиземья был своеобразный юмор.
- У нас не такие эльфы — эльф Оберик не похож ни на эльфов Средиземья, ни на тёмных эльфов Миррора.
- Фантастический расизм, точнее фэнтезийный — «Эозорская хартия провозгласила равенство всех разумных, кроме гаридов, гурров и хедов, и никто еще не оспаривал основной принцип этой хартии (вышепоименованные расы не в счет)». Тролли к этому времени уже исчезли, орков же всё равно местами недолюбливали, несмотря на хартию, но в Дейле, в память о Вожде, они пользовались уважением.
- Цифровая фауна, да и флора тоже — главные герои, как становится им известно, всего лишь часть виртуальной эмуляции Средиземья.
- Чудесное обучение языку — зигзагом, Хэмфаст знает языки, которые ему положено знать, живя в Средиземье, чудесным образом мгновенно овладевает русским и английским, как только с ними столкнулся, а вот японский и прочие не знает.
- Я пришёл договориться — за полтора десятилетия до «Доктора Стрэнджа» эту тактику успешно применил Уриэль, когда договаривался с сильнейшими магами Средиземья, только что убившими его ученика.
Примечания[править]
- ↑ В оригинале названия глав написаны капсом, так что «хозяин» может быть как нарицательным (со строчной буквы), так и титулом правителя (с заглавной).
- ↑ Уж не отсылка ли это к знаменитому фильму, вышедшему в год публикации книги?
- ↑ Явная отсылка к названию одного из фильмов бондианы
Легендариум Дж. Р. Р. Толкина | ||
---|---|---|
Властелин Колец | Персонажи: Фродо Бэггинс • Гэндальф • Арагорн • Саурон • Саруман • Галадриэль… Другое: Киноверсия • Возвращение короля (мультфильм) • Сюжет (непонятки) • Штампы … | |
Другие произведения | Книги: Хоббит • Сильмариллион • Повесть о Берене и Лютиэн • Дети Хурина • Падение Гондолина • Неоконченные сказания Другое: Экранизация «Хоббита» • Сериал Amazon о Второй Эпохе • Смешной Властелин Колец о/у Гоблина | |
Игры | The Battle for Middle-earth • Third Age: Total War • Middle-earth: Shadow of Mordor • Middle-earth: Shadow of War • War of the Ring • War in the North • Lord of the Rings Online | |
Страноведение | География: Гондор • Дорвинион • Королевства гномов (Мория) • Лихолесье (Лесное Королевство) • Лотлориэн • Нуменор • Мордор • Рохан • Тарбад • Туманные Горы • Харад • Эвендим • Другие земли История: Ламбенголмор • Суровые и долгие зимы • Белый Совет | |
Фэндомные явления | Фанфики: Кольцо Тьмы • По ту сторону рассвета • Последний кольценосец • Сага про хоббита • Чёрная книга Арды • Кольца Всевластья (телесериал-фанфик) Толкинистское движение России (Грибные эльфы) | |
Порождённые тропы | Балрог • Лютиэн • Мелькор был хорошим • Проблема Тома Бомбадила • Профессор был неправ • Штаны Арагорна (Стринги Арагорна) • Эффект Телепорно • Я с синим завязал наглухо |
Российское искусство | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Литература | Астровитянка • Беглецъ. Дневник неизвестного • Беспощадная толерантность (антология) • Будь проклята, Атлантида! • Вейская империя • История Галактики • Меганезия • Пиранья • Приключения Печенюшкина • Роза и Червь • Слово о драконе • Солнце земли Русской • Сфера Великорасы
До 1917: Басурман • Конёк-горбунок • Сивилла — волшебница Кумского грота • Смутное время Фэнтези: Ааргх • Академия проклятий • Алая аура протопарторга • Бета-тестеры • Ведун • Волкодав • В час, когда луна взойдёт • Дарители • Девятый • Дела магические • Дети против волшебников • Дитя света • Дом, в котором… • Железный замок • Закон крови • Империя • Империя Оствер • Институт экспериментальной истории • Конгрегация • Посмотри в глаза чудовищ • Сварог • Тайный город • Танцующая с Ауте • Убить некроманта • Хроники странного королевства • Хроники Элгариола • Часодеи • Школа в Кармартене Авторы: Борис Акунин (Приключения Пелагии • Приключения Эраста Фандорина) • Александр Афанасьев (Бремя Империи • Период распада • Противостояние) • Пётр Бормор • Дмитрий Быков • Алексей Иванов (Золото бунта • Ненастье • Пищеблок • Сердце пармы • Тени тевтонов) • Вера Камша (Отблески Этерны • Хроники Арции) • Ирина Коблова (Сонхийский цикл • Тина Хэдис) • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба • Лабиринт отражений • Лорд с планеты Земля • Работа над ошибками • Осенние визиты • Танцы на снегу/Геном) • Юрий Нестеренко (Рассказы и повести • Комбинат • Крылья • Приговор • Чёрная топь • Юбер Аллес) • Генри Лайон Олди • Виктор Пелевин • Ник Перумов (Приключения Молли Блэкуотер • Упорядоченное: Алмазный меч, деревянный меч/Хранитель Мечей/Хроники Хьёрварда) • Юрий Петухов (Звёздная месть • Классификатор пришельцев) • Алексей Пехов (Ветер и Искры • Страж • Созерцатель • Пересмешник) • Сергей Тармашев • Валерий Роньшин • Рудазов • Владимир Сорокин (День опричника) • Макс Фрай МТА: Джордж Локхард • Дем Михайлов • Олег Рыбаченко • Ирина Сыромятникова • Дэн Шорин | ||||||
Фанфики | Арда: Последний кольценосец • Сага про хоббита • Чёрная книга Арды
Волшебник изумрудного города: Изумрудный город (Сухинов) Незнайка: Остров Голубой Звезды • Снова на Луне | ||||||
Пародии | Таня Гроттер • Порри Гаттер | ||||||
Сетевая литература | Золотой Ключ, или Похождения Буратины • Первостепь • Юбер аллес | ||||||
Театр | Последнее испытание • Икар • Дорога без возврата | ||||||
Кино | 9 рота • Азирис Нуна • Балканский рубеж (с Сербией) • Брат • Ёлки • Ворошиловский стрелок • Все умрут, а я останусь • Всё и сразу! • Дневной представитель • Жмурки • Звезда • Зелёный слоник • Костяника. Время лета • Левиафан • Лето • Майор Гром: Чумной Доктор • Гром: Трудное детство • Майор Гром: Игра • Мы из будущего • На игре • Ночной/Дневной Дозор • Особенности национальной • Последний уик-энд • Прикосновение • Русское • Сёстры • Солдатик • Стиляги • Тобол • Турист • Хардкор • Чистилище • Ширли-мырли • Я тоже хочу
Явления: Кино и немцы • Ремейки советского кино • Российское кино | ||||||
Телесериалы | Вампиры средней полосы • Воронины • Гости из прошлого • Грозовые ворота • Дальнобойщики • Два холма • Домашний арест • Зона • Интерны • Классная школа • Король и Шут • Краткий курс счастливой жизни • Крик совы • Кровавая барыня • Кухня • Ликвидация • Лучше,чем люди • Ментовские войны • Метод • Меч • Моими глазами • Мир! Дружба! Жвачка! • Не родись красивой • Обратная сторона Луны • Папины дочки • Перевал Дятлова • Последний министр • Просто представь, что мы знаем • Простые истины • Сергий против нечисти • Спецназ • Убойная сила • Чернобыль: Зона отчуждения • Школа | ||||||
Телевидение | Каналы: Карусель • Культура • НТВ • Первый канал/Первая программа ЦТ • Пятый канал • Рен-ТВ • Россия-1/Вторая программа ЦТ • СТС • ТНТ
Передачи: Каламбур • Наша Russia • Что? Где? Когда? • Поле чудес • Федеральный судья • Пусть говорят | ||||||
Мультфильмы | Белка и Стрелка. Звёздные собаки • Большое путешествие • Новые бременские музыканты • День рождения Алисы • цикл Иван Царевич и Серый волк (Мельница) • Карлик Нос • Наша Маша и Волшебный Орех • Незнайка и Баррабасс • Огонёк-Огниво • Приключения Пети и Волка • трилогия фильмов о Смешариках («Начало» • «Легенда о Золотом Драконе» • «Дежавю») • тетралогия о Снежной Королеве («Снежная Королева» • «Снежная Королева 2: Перезаморозка» • «Снежная Королева 3: Огонь и Лёд» • «Снежная Королева 4: Зазеркалье») • Товарищъ со звёздъ • Три богатыря (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Шамаханская царица, На дальних берегах, Ход конём, Морской царь, Принцесса Египта, Наследница престола, Конь Юлий) • Первый отряд (российско-канадско-японский)
| ||||||
Мультсериалы | Metal Family • Бандитский Петербургер • Бурдашев • Герои Энвелла • Доктор Пси • Летающие Звери • Лунтик • Магазинчик БО • Масяня • Маша и Медведь • Незнайка на Луне • Подозрительная Сова • Сказочный патруль • Снежная Королева: Хранители Чудес • Смешарики (спин-офф Смешарики. Пин-Код) • Три кота • Фиксики • UmaNetto | ||||||
Комиксы |
| ||||||
Видеоигры | Вынесены в отдельный шаблон | ||||||
Музыка |
| ||||||
Веб-контент | BadComedian • Доктор Дью • веб-мультсериал School 13 • ст. о/у Гоблин • веб-сериал Внутри Лапенко • Научи хорошему |