Бегство из антиутопии: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(В реальной жизни антиутопий (как и утопий) нет!)
 
(не показаны 23 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии, вполне может оказаться так, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].
{{noirl}}
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т. п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
 
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
==== Отечественная ====
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]].
 
==== Зарубежная ====
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}}
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
''Разрешены только общие примеры, без указания страны''
* Феномен политического беженства.
* Феномен политического беженства.
* Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники.
* Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.
 
== Примечания ==
{{Примечания}}


{{stub}}
{{stub}}
{{Nav/Антиутопия}}
{{Nav/Антиутопия}}

Текущая версия на 10:54, 23 июня 2024

Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.

Это более радикальная версия тропа Побег. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т. п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что новое общество ничем не лучше старого.

Где встречается[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Евгений Замятин, «Мы» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
  • Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.
  • Владислав Крапивин, «Гуси, гуси, га-га-га…» — аверсия. Корнелий Глас, приговорённый (на самом деле нет — это была слишком удачная шутка) к смертной казни за неправильный переход улицы,[1] рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
  • Юрий Нестеренко, «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
  • Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников Заоблачного Храма.

Зарубежная[править]

  • Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.
  • Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый зигзаг. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
  • Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит звездолёт, чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
  • Ларри Нивен, «Раммер»[2] — с прикрученным фитильком. Государство и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист послал их нахрен и решил выжать максимум из лоренц-фактора, отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».

Кино[править]

  • «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
  • «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с мисс-фансервис в исполнении молодой Дженни Эгаттер.

Реальная жизнь[править]

Разрешены только общие примеры, без указания страны

  • Феномен политического беженства.
  • Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.

Примечания[править]

  1. В местных законах любое правонарушение карается шансом на смертную казнь, вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).
  2. Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».