Василий Тёркин

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

»
— из пролога

«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского (иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение), повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.

Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения[1], предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.

Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты[2] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).

Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.

Основной цикл

Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в прозе. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.

Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина.

Тропы и штампы

«

Не расскажешь, не опишешь,
Что за жизнь, когда в бою
За чужим огнем расслышишь
Артиллерию свою.
Воздух круто завивая,
С недалёкой огневой
Ахнет, ахнет полковая,
Запоёт над головой.
А с позиций отдалённых,
Сразу будто бы не в лад,
Ухнет вдруг дивизионной
Доброй матушки снаряд.

»
«

И лихой, нещадной стужи
Не бранили, как ни зла:
Лишь бы немцу было хуже,
О себе ли речь там шла!
И желал наш добрый парень:
Пусть помёрзнет немец-барин,
Немец-барин не привык,
Русский стерпит — он мужик.

»
  • Дружба между поколениями — Тёркин сразу находит взаимопонимание с престарелой супружеской парой, у которой остановился на постой. Особенно со стариком, который, судя по всему, воевал ещё в царской армии — что называется, рыбак рыбака увидел издалека.
  • Дружественный огонь — «Тула, Тула, что ж ты, Тула! Тут же свой боец живой!». Артиллерия отработала по деревне, из которой Тёркин из-за ранения не успел убраться. Впрочем, все закончилось хорошо.
  • Импровизированное оружие — пленённый Тёркиным фашист отбивался каской. Это он зря подставился: Василий оглушил его незаряженной гранатой по кумполу.
  • Непристойно — значит смешно — Тёркин не стесняется и такого. И чтобы хохмочки вроде этой:
«

Сам стоит с воронкой рядом
И у хлопцев на виду,
Обратясь к тому снаряду[3],
Справил малую нужду.

»
 — не превратились в похабень уровня «Гитлер капута», требовалось воистину быть Твардовским.
  • Нет, не тот — в 1882 году Пётр Боборыкин написал «Василий Тёркин» о деревенском жителе, которому удалось выбиться в люди. Однако никакой связи между тем Василием Тёркиным и героем данной статьи нет.
  • Отказаться от награды:
«

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

»
— Дали ли эту медаль — не раскрывается, а вот орден Тёркин потом выслужил новый.
«

На войне, как на привале,
Отдыхали про запас,
Жили, Тёркина читали
На досуге. Вдруг — приказ…

»
«

Низкогрудый, плоскодонный,
Отягчённый сам собой,
С пушкой, в душу наведённой,
Страшен танк, идущий в бой.

»

Тёркин на том свете

Спин-офф, писавшийся уже во время оттепели и оказавшийся таким хлёстким памфлетом против советского тоталитаризма вообще и Сталина лично[4], что это оказалось чересчур даже для творцов самой оттепели. После первой читки в 1954 году (в присутствии лично Хрущёва!) поэму осудили, заклеймили и не позволяли издать добрых девять лет.

Начинается всё с того, что погибший на войне Тёркин осознаёт себя на том свете. Последний представляет собой унылый совок стоградусной крепости: новопреставленного долго и нудно мурыжат по инстанциям загробной канцелярии и перебрасывают из отдела в отдел, отказываясь хоть как-то подтвердить его статус, не говоря уже о том, чтобы разместить его самого. По случайности Тёркин находит себе «Вергилия» — старого фронтового товарища, погибшего ещё раньше, и тот устраивает ему экскурсию по загробью. В котором, помимо вышеупомянутой канцелярии, ничего другого нету — и в самом деле, какой производительный труд может быть после смерти? А вот руководители, учётчики и проверяющие и на том свете чувствуют себя вольготно. Но вся эта удушливая бюрократия — это только «наш», «социалистический» тот свет — а ведь есть ещё и «их», «капиталистический», по обмолвкам — в традиционно-дантовском виде. Некоторым покойникам с «нашего» того света доводится даже заглянуть в трубу, демонстрирующую «их» тот свет и позлорадствовать удостовериться, что загнивающий Запад загнивает не только в буквальном, мертвецком, но и в фигурально-пропагандистском смысле (сколько правды эта труба показывает — вопрос, оставленный без ответа).

В конце концов Тёркин ухитряется сбежать с того света на подножке поезда-психопомпа, идущего в мир живых за новой партией пассажиров, приходит в себя на операционном столе, и из финала явствует, что всё происхождящее было мидквелом к «Солдату и Смерти». В целом итог тянет на плохой хороший конец: да, Тёркин ещё повоюет и, зная его, скорее всего доживёт до Победы и вернётся домой. Но вот каково ему будет потом, в стране, в которую сатира Твардовского, собственно, и метила, столь похожей на уже виденный им тот свет — где отвоевавшему герою некуда приткнуться, а чинуши-номенклатурщики, словно раковая опухоль, давят любые проявления жизни? Тёркин, и автор вслед за ним, конечно, смотрит в будущее с оптимизмом — но этот оптимизм, выражаясь по-толкинистски, больше смахивает на estel[5], нежели на amdir[6].

Тропы и штампы

«

За картиною картина —
Хлопцы дальше держат путь:
Что-то вслух бубнит мужчина,
Стоя в ящике по грудь.
В некий текст глаза упрятал,
Не поднимет от листа…
Надпись: «Пламенный оратор» —
И мочалка изо рта.

»
«

Отвернувшись от болвана
С гордой истовостью лиц,
Обсудить проект романа
Члены некие сошлись.
Этим членам всё известно,
Что в романе быть должно
И чему какое место
Наперёд отведено.
Изложив свои намётки,
Утверждают по томам.
Нет — чтоб сразу выпить водки,
Закусить — и по домам.

»

Культурное влияние

Примечания

  1. В спин-оффе Тёркин погибает на войне (к счастью, не окончательно), будучи «тридцати неполных лет» — стало быть, самое позднее зимой 1945 года ему было 29.
  2. К этому факту в основном корпусе стихов имеется отсылка: «Я и сам понять умею, Я вторую, брат, войну…»
  3. Который только что упал и заставил бойцов прятаться, но не разорвался.
  4. Который, даром что на момент событий поэмы ещё жив живее всех живых, уже управляет на том свете Особым Отделом — собственно, отделом загробной канцелярии, отвечающим за покойников, заморенных в лагерях на этом свете.
  5. Надежду вопреки объективным обстоятельствам, иррационального, даже религиозного характера.
  6. Надежду, основанную на рациональном расчёте.