Василий Тёркин: различия между версиями
(не показаны 4 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Как бы ни была горька.|из пролога}} | Как бы ни была горька.|из пролога}} | ||
'''«Василий Тёркин. Книга про бойца»''' — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского | '''«Василий Тёркин. Книга про бойца»''' — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на [[Вторая мировая война|Великой Отечественной войне]] глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне [[Точку ставит смерть|случается]]. Заслуженная и [[проверено временем|проверенная временем]] [[классика школьной программы]]: такую [[художественная правда|художественную правду]] мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант. | ||
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения<ref>В спин-оффе Тёркин погибает на войне (к счастью, [[ад его не удержит|не окончательно]]), будучи «тридцати неполных лет» — стало быть, самое позднее зимой 1945 года ему было 29.</ref>, предположительно беспартийный. [[Неприметной незапоминающейся внешности]], характер — [[русский богатырь|русский]], [[хороший парень|сердечный]], [[вечный оптимист|неунывающий]]. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на [[:w:Карельский фронт|Карельском фронте]], впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на [[:w:Борки|список населённых пунктов под таким именем]] в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства. | Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения<ref>В спин-оффе Тёркин погибает на войне (к счастью, [[ад его не удержит|не окончательно]]), будучи «тридцати неполных лет» — стало быть, самое позднее зимой 1945 года ему было 29.</ref>, предположительно беспартийный. [[Неприметной незапоминающейся внешности]], характер — [[русский богатырь|русский]], [[хороший парень|сердечный]], [[вечный оптимист|неунывающий]]. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на [[:w:Карельский фронт|Карельском фронте]], впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на [[:w:Борки|список населённых пунктов под таким именем]] в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
== Основной цикл == | == Основной цикл == | ||
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в | Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, [[снайпер|сбивает]] немецкий самолёт из [[винтовки — это круто|трёхлинейной винтовки]] бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть [[посиделки со Смертью|и имела с ним довольно продолжительную дискуссию]]. Впрочем, Тёркина вовремя спасли. | ||
Характерная черта «Тёркина», [[переосмыслить с возрастом|которую при изучении его в школе не замечаешь]] — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. | Характерная черта «Тёркина», [[переосмыслить с возрастом|которую при изучении его в школе не замечаешь]] — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «[[солдат]]», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным». | ||
=== Тропы и штампы === | === Тропы и штампы === | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
Русский стерпит — он мужик.|}} | Русский стерпит — он мужик.|}} | ||
* [[Дружба между поколениями]] — Тёркин сразу находит взаимопонимание с престарелой супружеской парой, у которой остановился на постой. Особенно со стариком, который, судя по всему, воевал ещё в царской армии — что называется, рыбак рыбака увидел издалека. | * [[Дружба между поколениями]] — Тёркин сразу находит взаимопонимание с престарелой супружеской парой, у которой остановился на постой. Особенно со стариком, который, судя по всему, воевал ещё в царской армии — что называется, рыбак рыбака увидел издалека. | ||
* [[Дружественный огонь]] — «Тула, Тула, что ж ты, Тула! Тут же свой боец живой!». Артиллерия отработала по деревне, из которой Тёркин из-за ранения не успел убраться. Впрочем, все закончилось хорошо. | |||
* [[Справочник автора/Вторая мировая война/Зимняя война|Зимняя война]]: | |||
{{q|pre=1|Переправа, переправа! | |||
Берег левый, берег правый, | |||
Снег шершавый, кромка льда… | |||
Кому память, кому слава, | |||
Кому темная вода, - | |||
Ни приметы, ни следа.|}} | |||
* [[Импровизированное оружие]] — пленённый Тёркиным фашист отбивался [[головной убор как оружие|каской]]. Это он [[голова — уязвимое место|зря подставился]]: Василий оглушил его незаряженной гранатой по кумполу. | * [[Импровизированное оружие]] — пленённый Тёркиным фашист отбивался [[головной убор как оружие|каской]]. Это он [[голова — уязвимое место|зря подставился]]: Василий оглушил его незаряженной гранатой по кумполу. | ||
* [[Непристойно — значит смешно]] — Тёркин не стесняется и такого. И чтобы хохмочки вроде этой: | * [[Непристойно — значит смешно]] — Тёркин не стесняется и такого. И чтобы хохмочки вроде этой: |
Текущая версия на 03:01, 10 мая 2025
« | А всего иного пуще |
» |
— из пролога |
«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского, повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение, ибо все понимали, что на войне случается. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1916 года рождения[1], предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.
Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты[2] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).
Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.
Основной цикл[править]
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в стихах. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.
Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина. А ещё именно стараниями Твардовского в советском речевом узусе было реабилитировано слово «солдат», которое до этого к красноармейцам не применяли, считая «контрреволюционным».
Тропы и штампы[править]
« | Не расскажешь, не опишешь, |
» |
- Генерал Мороз советским солдатам тоже помощник:
« | И лихой, нещадной стужи |
» |
- Дружба между поколениями — Тёркин сразу находит взаимопонимание с престарелой супружеской парой, у которой остановился на постой. Особенно со стариком, который, судя по всему, воевал ещё в царской армии — что называется, рыбак рыбака увидел издалека.
- Дружественный огонь — «Тула, Тула, что ж ты, Тула! Тут же свой боец живой!». Артиллерия отработала по деревне, из которой Тёркин из-за ранения не успел убраться. Впрочем, все закончилось хорошо.
- Зимняя война:
« | Переправа, переправа! |
» |
- Импровизированное оружие — пленённый Тёркиным фашист отбивался каской. Это он зря подставился: Василий оглушил его незаряженной гранатой по кумполу.
- Непристойно — значит смешно — Тёркин не стесняется и такого. И чтобы хохмочки вроде этой:
« | Сам стоит с воронкой рядом |
» |
- — не превратились в похабень уровня «Гитлер капута», требовалось воистину быть Твардовским.
- Нет, не тот — в 1882 году Пётр Боборыкин написал «Василий Тёркин» о деревенском жителе, которому удалось выбиться в люди. Однако никакой связи между тем Василием Тёркиным и героем данной статьи нет.
- Отказаться от награды:
« | Нет, ребята, я не гордый. |
» |
— Дали ли эту медаль — не раскрывается, а вот орден Тёркин потом выслужил новый. |
- Прочитать о себе книгу — одной обмолвкой, а есть:
« | На войне, как на привале, |
» |
« | Низкогрудый, плоскодонный, |
» |
Тёркин на том свете[править]
Спин-офф, писавшийся уже во время оттепели и оказавшийся таким хлёстким памфлетом против советского тоталитаризма вообще и Сталина лично[4], что это оказалось чересчур даже для творцов самой оттепели. После первой читки в 1954 году (в присутствии лично Хрущёва!) поэму осудили, заклеймили и не позволяли издать добрых девять лет.
Начинается всё с того, что погибший на войне Тёркин осознаёт себя на том свете. Последний представляет собой унылый совок стоградусной крепости: новопреставленного долго и нудно мурыжат по инстанциям загробной канцелярии и перебрасывают из отдела в отдел, отказываясь хоть как-то подтвердить его статус, не говоря уже о том, чтобы разместить его самого. По случайности Тёркин находит себе «Вергилия» — старого фронтового товарища, погибшего ещё раньше, и тот устраивает ему экскурсию по загробью. В котором, помимо вышеупомянутой канцелярии, ничего другого нету — и в самом деле, какой производительный труд может быть после смерти? А вот руководители, учётчики и проверяющие и на том свете чувствуют себя вольготно. Но вся эта удушливая бюрократия — это только «наш», «социалистический» тот свет — а ведь есть ещё и «их», «капиталистический», по обмолвкам — в традиционно-дантовском виде. Некоторым покойникам с «нашего» того света доводится даже заглянуть в трубу, демонстрирующую «их» тот свет и позлорадствовать удостовериться, что загнивающий Запад загнивает не только в буквальном, мертвецком, но и в фигурально-пропагандистском смысле (сколько правды эта труба показывает — вопрос, оставленный без ответа).
В конце концов Тёркин ухитряется сбежать с того света на подножке поезда-психопомпа, идущего в мир живых за новой партией пассажиров, приходит в себя на операционном столе, и из финала явствует, что всё происхождящее было мидквелом к «Солдату и Смерти». В целом итог тянет на плохой хороший конец: да, Тёркин ещё повоюет и, зная его, скорее всего доживёт до Победы и вернётся домой. Но вот каково ему будет потом, в стране, в которую сатира Твардовского, собственно, и метила, столь похожей на уже виденный им тот свет — где отвоевавшему герою некуда приткнуться, а чинуши-номенклатурщики, словно раковая опухоль, давят любые проявления жизни? Тёркин, и автор вслед за ним, конечно, смотрит в будущее с оптимизмом — но этот оптимизм, выражаясь по-толкинистски, больше смахивает на estel[5], нежели на amdir[6].
Тропы и штампы[править]
- Бафос, всепоглощающий и всепроникающий. На идейно крепких речекряках-госпропагандистах Твардовский оттоптался, как слон на посудной лавке:
« | За картиною картина — |
» |
« | Отвернувшись от болвана |
» |
Культурное влияние[править]
- Алекс Розен, «Василий Тёркинд в Израиле» — постканонический фанфик о том, как ветеран Тёркин в бесславные девяностые уехал вместе с внучкой и её мужем в Землю Обетованную и там прижился. Хотя Россию, несмотря на всё в ней происходящее, вспоминает с теплотой и тоской.
Примечания[править]
- ↑ В спин-оффе Тёркин погибает на войне (к счастью, не окончательно), будучи «тридцати неполных лет» — стало быть, самое позднее зимой 1945 года ему было 29.
- ↑ К этому факту в основном корпусе стихов имеется отсылка: «Я и сам понять умею, Я вторую, брат, войну…»
- ↑ Который только что упал и заставил бойцов прятаться, но не разорвался.
- ↑ Который, даром что на момент событий поэмы ещё
живживее всех живых, уже управляет на том свете Особым Отделом — собственно, отделом загробной канцелярии, отвечающим за покойников, заморенных в лагерях на этом свете. - ↑ Надежду вопреки объективным обстоятельствам, иррационального, даже религиозного характера.
- ↑ Надежду, основанную на рациональном расчёте.
Классика школьной программы | |
---|---|
Денис Фонвизин | Недоросль |
Александр Грибоедов | Горе от ума |
Александр Пушкин | Евгений Онегин • Капитанская дочка • Повести Белкина • Руслан и Людмила • Сказки |
Михаил Лермонтов | Бородино • Герой нашего времени |
Иван Гончаров | Обломов |
Николай Гоголь | Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души |
Иван Тургенев | Записки охотника • Отцы и дети |
Александр Островский | Бесприданница • Гроза |
Николай Некрасов | Кому на Руси жить хорошо |
Фёдор Достоевский | Белые ночи • Братья Карамазовы • Идиот • Преступление и наказание |
Михаил Салтыков-Щедрин | Господа Головлёвы • История одного города |
Лев Толстой | Анна Каренина • Война и мир |
Антон Чехов | Каштанка • Вишнёвый сад • Человек в футляре |
Максим Горький | Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне |
Евгений Замятин | Мы |
Михаил Шолохов | Тихий Дон • Поднятая целина |
Михаил Булгаков | Собачье сердце • Мастер и Маргарита |
Андрей Платонов | Котлован |
Александр Твардовский | Василий Тёркин |
Александр Солженицын | Матрёнин двор • Один день Ивана Денисовича |