Вишнёвый сад: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 16: Строка 16:
* '''Аня Раневская''' — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. [[Наивный идеалист|Наивная идеалистка]].
* '''Аня Раневская''' — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. [[Наивный идеалист|Наивная идеалистка]].
* '''Варя Раневская''' — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство. [[Единственный нормальный человек]].
* '''Варя Раневская''' — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство. [[Единственный нормальный человек]].
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' — [[промотавшийся аристократ|разорившийся дворянин]], отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами ([[спираль смерти|из-за чего регулярно берёт новые займы]]). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — [[вечный оптимист]], надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер.
* '''Борис Борисович Симеонов-Пищик''' — [[промотавшийся аристократ|разорившийся дворянин]], отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами ([[спираль смерти|из-за чего регулярно берёт новые займы]]). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — [[вечный оптимист]], надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер. Всё время говорит о своей дочке Дашеньке.
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят [[нет, не тот|Тридцать Три Несчастья]]. Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически [[выпендрёжник|пытается «произвести впечатление»]], бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
* '''Семён Пантелеевич Епиходов''' — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят «двадцать два несчастья». Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически [[выпендрёжник|пытается «произвести впечатление»]], бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
* '''Фирс''' — престарелый [[верный слуга|лакей]] Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
* '''Фирс''' — престарелый [[верный слуга|лакей]] Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
** [[Символическое имя]] — «Фирс» означает «преданный»
** [[Символическое имя]] — «Фирс» означает «преданный»
* '''Яша''' — молодой лакей. [[Козёл]], каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Яша''' — молодой лакей. [[Козёл]], каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
* '''Петя Трофимов''' — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
* '''Петя Трофимов''' — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
* '''Шарлотта''' — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.
* '''Шарлотта Ивановна''' старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.


== Что тут есть? ==
== Что тут есть? ==
Строка 30: Строка 30:
*** Судя по фразе перед этим, всё-таки к самому себе:
*** Судя по фразе перед этим, всё-таки к самому себе:
{{Q|Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!..|Действие четвёртое}}
{{Q|Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!..|Действие четвёртое}}
*** Умирает ли Фирс в конце или нет, мнения критиков расходятся. Скорее всего, [[пожимает Бог плечами|Чехов оставил это на усмотрение режиссёров]], которые также в своих постановках отвечают на этот вопрос по-разному.
Умирает ли Фирс в конце или нет, мнения критиков расходятся. Скорее всего, [[пожимает Бог плечами|Чехов оставил это на усмотрение режиссёров]], которые также в своих постановках отвечают на этот вопрос по-разному.
* [[Обречённая любовь]] — у Епиходова к Дуняше, у Вари и Лопахина друг к другу, у Ани к Пете Трофимову, который, по его словам, «выше любви».
* [[Откровение у холодильника]] — скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Откровение у холодильника]] — скорее всего, Трофимова отчисляли из-за его политических взглядов.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — упоминаемый в пьесе еврейский оркестр.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — упоминаемый в пьесе еврейский оркестр.
* [[Персонаж-призрак]] — Дашенька, дочь Симеонова-Пищика; также богач Дериганов, с которым Лопахин торговался на аукционе, любовник Раневской, который ждал её в Париже, и ярославская тётушка, приславшая Гаеву и Раневской 15 тысяч рублей.
* [[Потому что вы были добры ко мне]] — Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Потому что вы были добры ко мне]] — Лопахин, как может, помогает Раневской спасти имение. Потому что в юности она, важная барыня, была добра к нему, сыну разбогатевшего мужика-крестьянина.
* [[Раб Божий]] — Варя. Она настолько набожна, что ей бы и в самом деле в монастырь, куда она регулярно хочет. Там бы и работа для её рук нашлась, та, о которой она мечтает.
* [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] — Варя по ошибке (удар предназначался другому персонажу) сильно бьёт Лопахина палкой по голове. Героиня шутливо извиняется, и в дальнейшем никто об этом не вспоминает.
* [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] — Варя по ошибке (удар предназначался другому персонажу) сильно бьёт Лопахина палкой по голове. Героиня шутливо извиняется, и в дальнейшем никто об этом не вспоминает.
** Не троп. Не до сотрясения мозга же она его ударила, и сознания он не терял, просто было больно и «шишка, однако же, вскочит огромадная».
** Не троп. Не до сотрясения мозга же она его ударила, и сознания он не терял, просто было больно и «шишка, однако же, вскочит огромадная».

Текущая версия на 16:37, 18 мая 2025

«Вишнёвый сад» — пьеса в четырёх действиях за авторством Антона Павловича Чехова. Хотя пьеса изначально заявлена автором как комедия, смеяться здесь, по большому счёту, не над чем.

Известно, что Чехов писал эту пьесу при тяжелейшем обострении туберкулёза, что и является причиной слабой связности текста. Более того, это его последнее произведение; после написания и первых постановок Антон Павлович вскоре умер.

Сюжет[править]

37-летняя помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается в родное имение из Парижа после пяти лет жизни за границей. У Раневской большие долги, из-за которых банк выставил всю её недвижимость на аукцион. Раневской предлагает помощь богатый купец Лопахин: он предлагает Раневской вырубить вишнёвый сад; тогда можно будет выдавать участки в аренду дачникам. Раневская и её брат, Леонид Гаев, отказываются: воспоминания о саде для них слишком дороги. Лопахин продолжает настаивать на своём проекте как на единственно верном пути.

Раневские продолжают вести праздный образ жизни и жить на широкую ногу. Тем не менее, проблема вскоре даёт о себе знать: на аукционе имение продаётся Лопахину, который теперь намеревается вырубить вишнёвый сад под корень и воплотить свой план в жизнь. Все уезжают: Раневская снова уезжает в Париж, Лопахин уезжает в Харьков по неотложным делам. В доме остаётся только старый лакей Фирс, прекрасно помнящий эпоху крепостного права (а его отмену он называет «несчастьем»).

И, пожалуй, очевидно, что Фирс вскорости умрёт, и сам прекрасно это понимает. Финальная сцена пьесы, в которой старик ложится «отдохнуть» — одна из самых трогательных (и философских?) в мировой драматургии.

Персонажи[править]

  • Ермолай Алексеевич Лопахин — богатый купец, выходец из простых мужиков. На протяжении всей пьесы пытается помочь Раневской спасти своё имение от продажи. В финале выкупает имение.
  • Любовь Андреевна Раневская — помещица, крупно задолжавшая банку. От всех предложений Лопахина по спасению имения отказывается: её не отпускает ностальгия по прошлому.
  • Леонид Андреевич Гаев — брат Любови Раневской. Так же, как и Раневская, Гаев живёт прошлым и не умеет решать проблемы. Видимо, немного не при своих (слишком много выпил шампанского в своей жизни?): время от времени вворачивает в речь термины из бильярда («Жёлтого в угол! Дуплет в середину!», и т. п.); также иногда совершенно не в тему произносит: «Кого?».
  • Аня Раневская — молодая девушка, дочь Любови Андреевной. Наивная идеалистка.
  • Варя Раневская — приёмная дочь Раневских, ведущая хозяйство. Единственный нормальный человек.
  • Борис Борисович Симеонов-Пищик — разорившийся дворянин, отчаянно ищущий возможность расплатиться с долгами (из-за чего регулярно берёт новые займы). Несмотря ни на что, Симеонов-Пищик — вечный оптимист, надеющийся на удачу. Любит танцы; на балу ведёт себя как самозваный танцмейстер. Всё время говорит о своей дочке Дашеньке.
  • Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик, «обиженный судьбой». Неуклюжий и неловкий, постоянно влипает во всевозможные передряги, и за это его дразнят «двадцать два несчастья». Но это не единственная и даже не главная причина, почему над ним смеются. Дело в том, что скромность — не для него, и с чувством меры у него тоже проблемы: он постоянно и трагикомически пытается «произвести впечатление», бравирует тем, что читал модных авторов, позёрствует (причём самому ему кажется, что это «романтично»).
  • Фирс — престарелый лакей Раневских, преданный им. Ему 87 лет.
  • Яша — молодой лакей. Козёл, каких надо поискать: груб, циничен и нагл.
  • Петя Трофимов — представитель интеллигенции. «Вечный студент» (не может окончить курс в институте; дважды был отчислен).
  • Шарлотта Ивановна — старая (в других постановках — всего лишь не юная) гувернантка Раневских. Фокусница и чревовещательница. Её прошлое — одна большая загадка: у неё нет паспорта, она не знает, сколько ей лет.

Что тут есть?[править]

  • Бесплодный мечтатель — Петя Трофимов, Леонид Гаев, да и вообще, практически все представители «старого мира». Классики школьной программы любили этот троп.
  • Знаменитая завершающая фраза — «Эх ты… недотёпа». Для Фирса также знаменитые последние слова.
    • При этом в комнате (да и во всём имении), кроме Фирса, никого нет. Каждый читатель/зритель пьесы по-своему сам для себя отвечает на вопрос, к кому же это обращается Фирс. К самому себе? К уехавшей барыне? К дворянству в целом? К простонародью в целом? К матушке-России? Или лично к нему, сидящему в зале зрителю?..
      • Судя по фразе перед этим, всё-таки к самому себе:
« Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!.. »
— Действие четвёртое

Умирает ли Фирс в конце или нет, мнения критиков расходятся. Скорее всего, Чехов оставил это на усмотрение режиссёров, которые также в своих постановках отвечают на этот вопрос по-разному.

«

Фирс: Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев: Перед каким несчастьем?
Фирс: Перед волей [т. е. отменой крепостного права в 1861 году].

»
— А. П. Чехов, «Вишнёвый сад»

Культурное влияние[править]