Кто-то там внизу меня любит: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 72: Строка 72:
== Примечания ==
== Примечания ==
1. https://darkermagazine.ru/page/roman-vozhkuvka-dazhe-temnaja-storona-kino-mozhet-okazatsja-zabavnoj-esli-na-nee-vzgljanut-inache?ysclid=m6m7fb1xf1776605085
1. https://darkermagazine.ru/page/roman-vozhkuvka-dazhe-temnaja-storona-kino-mozhet-okazatsja-zabavnoj-esli-na-nee-vzgljanut-inache?ysclid=m6m7fb1xf1776605085
{{Nav/Фильмы ужасов}}
{{Nav/Фильмы ужасов}}
[[Категория:Фильмы по алфавиту]]

Версия 22:13, 1 февраля 2025

Cannot-unsee.jpgГлаза б мои не видели!
В данной статье описываются произведения с шок-контентом, близкое ознакомление с которыми может вызвать потерю сна и аппетита, параноидальные состояния, нервный тик, утерю веры в человечество и/или желание вымыть мозг с мылом. Пожалуйста, будьте осторожнее! Беременным, детям и впечатлительным натурам следует проследовать на какую-нибудь другую страницу.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
Кто-то там внизу меня любит.jpg

В оригинале — «Někdo tam dole mě má rád». Чешский артхаус 2009-го года, за пределами родной страны малоизвестен. Снят режиссёром-дебютантом Романом Вожкувкой, не имеющим специального образования. До своего магнум опуса за бесплатно работал над освещением в других фильмах, и, по его собственным словам, написал несколько никем не принятых сценариев. И обсуждаемая кинокартина, и дальнейшие работы Вожкувки снимались в его же студии SCUMFILMS, снимать приходилось с мизерным бюджетом и непрофессиональными актёрами.

В среде любителей артхауса и чернухи считается одним из самых шокирующих и кровавых фильмов, хоть и не таким известным, как «Сербский фильм» и «Свадебная ваза». Это при том, что в двухчасовой картине самих кровавых псевдо-снафф-сцен всего четыре, а весь остальной хронометраж занимает трагическая история главного героя. Сам же создатель картины ужасы, кровь и расчленёнку самоцелью не считает. Хотя на агрегаторах фильм и числится, как ужасы, в первую очередь он снимался, как артхаусная философская притча, каковой и позиционируется.

Само название — пародия на изречение «Кто-то там наверху меня любит», только обращённая не к Богу (который «там, наверху»), а к Дьяволу (символизм вы уже поняли).

О чём это?

Условно сюжет можно разделить на две половины, из которых первая, до появления мистических сил, даже смотрится, как вполне обычная драма, снятая на уровне российских фильмов для домашнего просмотра из 90-х. Имеется религиозный мотив: начальные и финальные кадры акцентируют внимание на кресте с изображением Иисуса, размышления о Боге составляют важную часть философии ленты.

Дословный эпиграф картины: «Nepotṙebujeme Boha, abychom mohli konat dobro,.... ani Ḋẚbla, pokud chceme pẚchat zlo.....»

Почти половина хронометража

Ото — самый обычный невзрачный человек, у которого есть жена Магда и дочь Алиса. Проходят обычные будни, когда муж с женой болтают обо всяком, дочь в школу ходит. Ещё Ото верующий, посещает церковь, а также Библия и крест есть у него в квартире. В один вечер, когда Ото вышел в магазин, какой-то грабитель напал на него, схватил его бумажник и свалил. Самого мужика он несколько раз избивал трубой, чем довёл до инвалидного состояния.

С тех пор целых три года Ото не был способен ни двигаться, ни говорить. Всё, что может калека в инвалидной кресле — дрыхнуть перед телевизором, открывать или закрывать глаза, истекать слюной и беспомощно смотреть на всё происходящее. Жена спилась, изменяет мужу со случайными любовниками, при этом сами случайные люди удивляются при виде какого-то мужика в инвалидной коляске, тупящего в телевизор и ни на что не реагирующего. Один из любовников ссыт на раковину, издеваясь так над тем, кто всё равно ничего не скажет и не сможет сделать.

Дочь занята учёбой, сдать отца в пансионат не желает. И всё же Алиса после школы таки находит время ухаживать за отцом. Читает ему книги (как Стивена Кинга, так и Библию), кормит и просто сидит рядом.

Примечательно, что Ото даже на мимику не способен, так что вечной загадкой остаётся, что он думает обо всём происходящем, обо всех этих любовниках Магды, и о том, что ему читает Алиса.

Один из любовников Магды, какой-то кудрявый неряха, ссорится с ней, а потом случайно встречает по дороге и предлагает проехаться. От любовницы он получает грубый отказ. Ехал он вместе с двумя своими дружками, и решил заехать домой к этой женщине. Трое отморозков врываются в дом, чтобы связать Магду, а вместе с ней и её дочь. Они насилуют женщин, избивают их, наслаждаются их страданиями, а потом убивают. Ото всё это видел, но, по понятным причинам, ничего не мог сделать. Над беспомощным калекой подонки только смеются. Убивать свидетеля бесполезно: что он может сделать против, если ни руку поднять не может, ни слова сказать, ни даже застывшее выражение лица сменить?

Вторая половина фильма

Во время того кошмарного дня Ото в своей голове молился Богу. Обращение к высшим силам — это всё, что он может. Правда, прибывает не Бог, а Дьявол, который представился именем Макс. Он извиняется за неожиданный визит, и что Ото мог недоумевать, что это за полноватый очкарик перед ним и откуда он знает его имя. Макс одним щучьим велением оживляет руку инвалида, а вот остальное тело предлагает оживить самому. Всего-то надо подписать некий контракт. Ото оживает полностью, встаёт с кресла, произносит первые слова за три года. И всё, чего он хочет — это мести за убитую семью.

Демон прибыл именно затем, чтобы исполнить это желание, но с делом он не торопится. Сначала надо посидеть, поболтать, предложить выпить. Символично, что глубоко верующий Ото сначала от выпивки отказывается, но Дьявол его уговаривает, и ставит стакан прямо на Библию. Такой тонкий намёк на отходе с праведной жизни.

Сами пытки происходят по одному. Искать подонка, что-то расследовать не требуется, каждый из троих уже в каком-то подвале, привязанный к трубе и готовый к пыткам. Инструментарий для истязаний состоит из обычных бытовых предметов: вилы, сверло, лопата, щипцы, плоскогубцы. Ото при виде человека, насиловавшего его жену и дочь, отыгрывается за свою трагедию. Вопреки совету Макса не снимать кляп, чтобы работать в тишине, Ото желает услышать крики. Задевшие жизненно важные органы вилы и лопата, вырванные зубы, отрезанные пальцы — под крики жертвы с кровью на лице мститель совершает своё первое в жизни убийство. После чего пришлось помыться.

Вторая месть происходит на следующий день. А перед делом можно снова поболтать за бутылками пива. И предложить сексуальные желания с материально воплощённой моделью из журнала удовлетворить, торопиться же некуда (и да, это уже сексуальный мотив сопровождает будущий садизм).

Вторая жертва мучается также же жестоко и брутально, как во время первых пыток, но Ото уже демонстрирует первые признаки сомнений в своих действиях. Он долго мешкается и не сразу решается убить. Но всё равно избивает пленника лопатой, так как всё ещё одержим местью.

Перед третьим подонком, перед завершением мести, торопиться всё ещё некуда, и перерыв на этот раз уже подольше. Теперь Макс и Ото отдыхают на природе, и рассуждают о человеческой жестокости и насилии. Начиная с того, что и ни в чём неповинные жертвы, и настоящие подонки перед мучительной смертью кричат одинаково. Каким бы человек ни был при жизни, он сам хочет жить. Очень в тему воспоминание из детства: как-то раз маленькому Ото приходилось давать ягнёнка на растерзание. Мальчику было жалко животное, он видел, как агнец молил лично его, единственного, кто его не мучал.

Что и ведёт к размышлению на тему человеческой жестокости. Вот тут вместо пересказа всей весьма продолжительной сцены философских разговоров (Макс, чтобы аргументировать свои мысли, даже проводит демонстрации жестоких сцен, таких, как насилие над женщиной в доме и сожжение заживо младенца в коляске) лучше рассказать о самой философии, собственно, о чём герои картины и рассуждали да спорили.

Мысль картины вынесена ещё в открывающем эпиграфе, и она антирелигиозна. Бог и вера — это лишь попытка найти себе внутреннего Отца и какую-то надежду на помощь извне. Но Бог ни на что не влияет, всё, что происходит в мире, творят сами люди. И когда человеку открыто вредят, или хамят, лучший ответ — постоять за себя, а не подставлять другую щёку. Во всём мире происходят убийства и жестокости, но где Бог, чтобы прийти на помощь молящимся?

***

На третий раз Ото не только открывает кляп, но и снимает третью жертву, того самого любовника, с которым спала Магда, с цепи. Именно с ним мститель дерётся лично, лишается глаза, бьёт, добивает лежачего... но не решается закончить начатое. Без одного глаза бывший инвалид сдаётся и возвращается домой. Заканчивает дело уже Макс.

Ото садится в инвалидную коляску и вновь становится тем калекой, каким он когда-то был. Снова с отсутствующим взглядом, только уже без одного глаза. Макс тоже возвращается, и ведёт своего друга прямо в открывшиеся Врата Ада.

Короткая сцена прямо перед титрами намекает на то, что все происходившие события были бредом умирающего инвалида, так и сидящего рядом с двумя женскими трупами. Хотя трактовать можно по-разному: возможно, мучения в Аду так и выглядят, как навсегда застывший день смерти жены и дочери.

Что из сюжета известно о потусторонних силах

Уже упомянутый бюджет, составляющий по достоверно известным данным 150 тысяч чешских крон, следует выделить отдельно, так как он... ну, очень заметен при просмотре. Качество изображения любительское, из-за чего первые сцены легко спутать с российским телефильмом нулевых, снималось всё в реальных квартирах и улицах города в отсутствие декораций, актёры непрофессиональные — это привычно. Но бюджет повлиял и на играющую важную роль в сюжете религиозно-мистическую и потустороннюю составляющую, которая выглядит так, как выглядит.

Неясно, является ли показанный в фильме Макс самим Дьяволом, либо же одним из высокопоставленных демонов (хотя канва сюжета вроде как намекает на первое). Он явился в человеческом облике, настоящего мы не видели. Показан этот чёрт, как самый настоящий чудотворец, он способен: являться из ниоткуда; принимать человеческий облик; возвращать паралитикам способность двигаться, как полностью, так и частично; телепортировать человека куда угодно; телепортироваться вместе с кем угодно в места, где происходят какие-то события, только и он сам, и человек вместе с ним, становятся ни на что повлиять не способными призраками; посылать в сознание события из прошлого и их альтернативные версии; материально воплощать образы из воспоминаний; и давать контракты, исполняющие желания.

Не совсем понятно, является ли подвал, где Ото пытал людей, реальным местом на Земле, или это где-то в потустороннем мире. Также, как и с природными пейзажами. Хотя одна улица определённо реальная земная локация. Во время демонстраций ужасов путешествовали ли персонажи по реально происходящим прямо сейчас событиям, или это проекции событий прошлого, а то и вовсе симуляции вымышленных ситуаций?

При всех чудесных способностях по неизвестным причинам взаимодействие демонов с людьми ограничено кем-то регламентированными правилами. Нужен специальный контракт, чтобы исполнять желания, и подписывать человек его должен собственной кровью. Неизвестно, как с другими желаниями, но месть в случае, если объектами мести становятся несколько человек, должна происходить не сразу. По одному обидчику за день, с перерывами между моментами мести. А ещё в случае мести в виде пыток Макс советует закрывать кляп, чтобы «работать в тишине» — но этот момент является не строгим правилом, а лишь его рекомендацией. Ото спокойно открывал кляп, чтобы услышать крики — и в принципе, Макс оценил, хоть и затыкал уши. Так что всемогущими демоны в этом мире не являются, их ограничивают какие-то законы. Макс так и подсвечивает: «таковы правила», и эти правила точно не он писал.

Ад, Чистилище и Рай ни разу не показаны, только однажды мелькают врата в Преисподнюю. Об ангелах, других демонах, здесь неизвестно вообще ничего.

Ну и да. Дьявол, который выглядит, как самый обычный тучный очкарик в рубашке, представляется человеческим именем Макс, и даже пиво он покупает в магазине, а не создаёт силой мысли. Протягивает контракт, выглядящий, как обычная бумага А4 с напечатанным на Microsoft Word текстом. Телепортируются герои в самые обыденные места, такие, как сырой подвал, природные холмы, какой-то заброшенный завод и обычная улица. Вот настолько здесь кустарное изображение мистики.

Тропы

  • Бафос, скорее всего, непреднамеренный. Макс для кого-то может быть комичным: какой-то забавный мужичок, похожий на хипстера-айтишника, на второй день пыток слушает в наушниках рок-музыку, чтобы не слышать крики. Пока Ото мстит, вспоминает трагический день, Макс слушает какой-то металл.
  • Обыденность зла. Инвалидом Ото сделал самый обычный уличный грабитель. До трагедии Ото видит обыденную ситуацию — измену со случайными любовниками. Трое отморозков выглядят как самые обычные люди, и по сути это самые обычные насильники. Всё реальное и обычное для реального мира.
  • Получилось страшно пополам с Шоковая терапия. Пусть фильм и позиционируется, как артхаус, философская притча, но ужасы показаны порой страшнее, чем в любом другом ужастике. Пытки и издевательства над убийцами жены и дочери происходят в каком-то сыром подвале, в темноте, жертва прикована цепями, над беспомощным пленником остаётся только издеваться. Реалистично воссозданные травмы только добавляют тошнотворный эффект. Небольшой перерыв на философские беседы лишь ненадолго отвлекает от череды пыток и убийств, перед самым страшным — ещё одной, последней кровавой пыткой. И добровольном возвращении в инвалидное кресло, с пустым правым глазом. Ото остаётся только снова возвращаться в безвольное положение овоща, в тёмной комнате с двумя трупами.
  • Невзрачный злодей. Обычный полноватый бородатый очкарик в белой рубашке и джинсах, похожий на стереотипного ботана-программиста, предлагающий выпить купленного в магазине пива за кухонным разговором — это и есть местный Дьявол.
  • Не совсем фоновая музыка, пополам с Металл — это круто! и Диссонирующий саундтрек. В баре, где пьёт и курит Магда, играет тяжёлая музыка, такую же слушает Макс во время пыток. Во втором случае малость контрастирует на фоне кровавого возмездия. Потому при монтажном переходе на лицо Ото музыка переключается на более подходящий эмбиент, чтобы подчеркнуть самоощущение каждого из находящихся в этом подвале.
  • Увесистая басня пополам с Философский угар.

Примечания

1. https://darkermagazine.ru/page/roman-vozhkuvka-dazhe-temnaja-storona-kino-mozhet-okazatsja-zabavnoj-esli-na-nee-vzgljanut-inache?ysclid=m6m7fb1xf1776605085