Кто-то там внизу меня любит
В оригинале — «Někdo tam dole mě má rád». Чешский артхаус 2009-го года, за пределами родной страны малоизвестен. Снят режиссёром-дебютантом Романом Вожкувкой, не имеющим специального образования. До своего магнум опуса за бесплатно работал над освещением в других фильмах, и, по его собственным словам, написал несколько никем не принятых сценариев. И обсуждаемая кинокартина, и дальнейшие работы Вожкувки снимались в его же студии SCUMFILMS, снимать приходилось с мизерным бюджетом и непрофессиональными актёрами[1].
В среде любителей артхауса и чернухи считается одним из самых шокирующих и кровавых фильмов, хоть и не таким известным, как «Сербский фильм» и «Свадебная ваза». Это при том, что в двухчасовой картине самих кровавых псевдо-снафф-сцен всего четыре, а весь остальной хронометраж занимает трагическая история главного героя. Сам же создатель картины ужасы, кровь и расчленёнку самоцелью не считает. Хотя на агрегаторах фильм и числится, как ужасы, в первую очередь он снимался, как артхаусная философская притча, каковой и позиционируется.
Само название — пародия на название другого фильма «Кто-то там наверху меня любит»[2], только фраза обращена не к Богу (который «там, наверху»), а к Дьяволу (символизм вы уже поняли).
О чём это?[править]
Условно сюжет можно разделить на две половины, из которых первая, до появления мистических сил, даже смотрится, как вполне обычная драма, снятая на уровне российских фильмов для домашнего просмотра из 90-х. Имеется религиозный мотив: начальные и финальные кадры акцентируют внимание на кресте с изображением Иисуса, размышления о Боге составляют важную часть философии ленты.
Дословный эпиграф картины: «Nepotṙebujeme Boha, abychom mohli konat dobro,.... ani Ḋẚbla, pokud chceme pẚchat zlo.....»
Почти половина хронометража[править]
Ото — самый обычный невзрачный человек, у которого есть жена Магда и дочь Алиса. Проходят обычные будни, когда муж с женой болтают обо всяком, дочь в школу ходит. Ещё Ото верующий, посещает церковь, а также Библия и крест есть у него в квартире. В один вечер, когда Ото вышел в магазин, какой-то грабитель напал на него, схватил его бумажник и свалил. Самого мужика он несколько раз избивал трубой, чем довёл до инвалидного состояния.
С тех пор целых три года Ото не был способен ни двигаться, ни говорить. Всё, что может калека в инвалидной кресле — дрыхнуть перед телевизором, открывать или закрывать глаза, истекать слюной и беспомощно смотреть на всё происходящее. Жена спилась, изменяет мужу со случайными любовниками, при этом сами случайные люди удивляются при виде какого-то мужика в инвалидной коляске, тупящего в телевизор и ни на что не реагирующего. Один из любовников ссыт на раковину, издеваясь так над тем, кто всё равно ничего не скажет и не сможет сделать.
Дочь занята учёбой, сдать отца в пансионат не желает. И всё же Алиса после школы таки находит время ухаживать за отцом. Читает ему книги (как Стивена Кинга, так и Библию), кормит и просто сидит рядом.
Примечательно, что Ото даже на мимику не способен, так что вечной загадкой остаётся, что он думает обо всём происходящем, обо всех этих любовниках Магды, и о том, что ему читает Алиса.
Один из любовников Магды, какой-то кудрявый неряха, ссорится с ней, а потом случайно встречает по дороге и предлагает проехаться. От любовницы он получает грубый отказ. Ехал он вместе с двумя своими дружками, и решил заехать домой к этой женщине. Трое отморозков врываются в дом, чтобы связать Магду, а вместе с ней и её дочь. Они насилуют женщин, избивают их, наслаждаются их страданиями, а потом убивают. Ото всё это видел, но, по понятным причинам, ничего не мог сделать. Над беспомощным калекой подонки только смеются. Убивать свидетеля бесполезно: что он может сделать против, если ни руку поднять не может, ни слова сказать, ни даже застывшее выражение лица сменить?
Вторая половина фильма[править]
Во время того кошмарного дня Ото в своей голове молился Богу. Обращение к высшим силам — это всё, что он может. Правда, прибывает не Бог, а Дьявол, который представился именем Макс. Он извиняется за неожиданный визит, и что Ото мог недоумевать, что это за полноватый очкарик перед ним и откуда он знает его имя. Макс одним щучьим велением оживляет руку инвалида, а вот остальное тело предлагает оживить самому. Всего-то надо подписать некий контракт. Ото оживает полностью, встаёт с кресла, произносит первые слова за три года. И всё, чего он хочет — это мести за убитую семью.
Демон прибыл именно затем, чтобы исполнить это желание, но с делом он не торопится. Сначала надо посидеть, поболтать, предложить выпить. Символично, что глубоко верующий Ото сначала от выпивки отказывается, но Дьявол его уговаривает, и ставит стакан прямо на Библию. Такой тонкий намёк на отходе с праведной жизни.
Сами пытки происходят по одному. Искать подонка, что-то расследовать не требуется, каждый из троих уже в каком-то подвале, привязанный к трубе и готовый к пыткам. Инструментарий для истязаний состоит из обычных бытовых предметов: вилы, сверло, лопата, щипцы, плоскогубцы. Ото при виде человека, насиловавшего его жену и дочь, отыгрывается за свою трагедию. Вопреки совету Макса не снимать кляп, чтобы работать в тишине, Ото желает услышать крики. Задевшие жизненно важные органы вилы и лопата, вырванные зубы, отрезанные пальцы — под крики жертвы с кровью на лице мститель совершает своё первое в жизни убийство. После чего пришлось помыться.
Вторая месть происходит на следующий день. А перед делом можно снова поболтать за бутылками пива. И предложить сексуальные желания с материально воплощённой моделью из журнала удовлетворить, торопиться же некуда (и да, это уже сексуальный мотив сопровождает будущий садизм).
Вторая жертва мучается также же жестоко и брутально, как во время первых пыток, но Ото уже демонстрирует первые признаки сомнений в своих действиях. Он долго мешкается и не сразу решается убить. Но всё равно избивает пленника лопатой, так как всё ещё одержим местью.
Перед третьим подонком, перед завершением мести, торопиться всё ещё некуда, и перерыв на этот раз уже подольше. Теперь Макс и Ото отдыхают на природе, и рассуждают о человеческой жестокости и насилии. Начиная с того, что и ни в чём неповинные жертвы, и настоящие подонки перед мучительной смертью кричат одинаково. Каким бы человек ни был при жизни, он сам хочет жить. Очень в тему воспоминание из детства: как-то раз маленькому Ото приходилось давать ягнёнка на растерзание. Мальчику было жалко животное, он видел, как агнец молил лично его, единственного, кто его не мучал.
Что и ведёт к размышлению на тему человеческой жестокости. Вот тут вместо пересказа всей весьма продолжительной сцены философских разговоров (Макс, чтобы аргументировать свои мысли, даже проводит демонстрации жестоких сцен, таких, как насилие над женщиной в доме и сожжение заживо младенца в коляске) лучше рассказать о самой философии, собственно, о чём герои картины и рассуждали да спорили.
Мысль картины вынесена ещё в открывающем эпиграфе, и она антирелигиозна. Бог и вера — это лишь попытка найти себе внутреннего Отца и какую-то надежду на помощь извне. Но Бог ни на что не влияет, всё, что происходит в мире, творят сами люди. И когда человеку открыто вредят, или хамят, лучший ответ — постоять за себя, а не подставлять другую щёку. Во всём мире происходят убийства и жестокости, но где Бог, чтобы прийти на помощь молящимся?
***
На третий раз Ото не только открывает кляп, но и снимает третью жертву, того самого любовника, с которым спала Магда, с цепи. Именно с ним мститель дерётся лично, лишается глаза, бьёт, добивает лежачего... но не решается закончить начатое. Без одного глаза бывший инвалид сдаётся и возвращается домой. Заканчивает дело уже Макс.
Ото садится в инвалидную коляску и вновь становится тем калекой, каким он когда-то был. Снова с отсутствующим взглядом, только уже без одного глаза. Макс тоже возвращается, и ведёт своего друга прямо в открывшиеся Врата Ада.
Короткая сцена прямо перед титрами намекает на то, что все происходившие события были бредом умирающего инвалида, так и сидящего рядом с двумя женскими трупами. Хотя трактовать можно по-разному: возможно, мучения в Аду так и выглядят, как навсегда застывший день смерти жены и дочери.
Что из сюжета известно о потусторонних силах[править]
Уже упомянутый бюджет, составляющий по достоверно известным данным 150 тысяч чешских крон, следует выделить отдельно, так как он... ну, очень заметен при просмотре. Качество изображения любительское, из-за чего первые сцены легко спутать с российским телефильмом нулевых, снималось всё в реальных квартирах и улицах города в отсутствие декораций, актёры непрофессиональные — это привычно. Но бюджет повлиял и на играющую важную роль в сюжете религиозно-мистическую и потустороннюю составляющую, которая выглядит так, как выглядит.
Неясно, является ли показанный в фильме Макс самим Дьяволом, либо же одним из высокопоставленных демонов (хотя канва сюжета вроде как намекает на первое). Он явился в человеческом облике, настоящего мы не видели. Показан этот чёрт, как самый настоящий чудотворец, он способен: являться из ниоткуда; принимать человеческий облик; возвращать паралитикам способность двигаться, как полностью, так и частично; телепортировать человека куда угодно; телепортироваться вместе с кем угодно в места, где происходят какие-то события, только и он сам, и человек вместе с ним, становятся ни на что повлиять не способными призраками; посылать в сознание события из прошлого и их альтернативные версии; материально воплощать образы из воспоминаний; и давать контракты, исполняющие желания.
Не совсем понятно, является ли подвал, где Ото пытал людей, реальным местом на Земле, или это где-то в потустороннем мире. Также, как и с природными пейзажами. Хотя одна улица определённо реальная земная локация. Во время демонстраций ужасов путешествовали ли персонажи по реально происходящим прямо сейчас событиям, или это проекции событий прошлого, а то и вовсе симуляции вымышленных ситуаций?
При всех чудесных способностях по неизвестным причинам взаимодействие демонов с людьми ограничено кем-то регламентированными правилами. Нужен специальный контракт, чтобы исполнять желания, и подписывать человек его должен собственной кровью. Неизвестно, как с другими желаниями, но месть в случае, если объектами мести становятся несколько человек, должна происходить не сразу. По одному обидчику за день, с перерывами между моментами мести. А ещё в случае мести в виде пыток Макс советует закрывать кляп, чтобы «работать в тишине» — но этот момент является не строгим правилом, а лишь его рекомендацией. Ото спокойно открывал кляп, чтобы услышать крики — и в принципе, Макс оценил, хоть и затыкал уши. Так что всемогущими демоны в этом мире не являются, их ограничивают какие-то законы. Макс так и подсвечивает: «таковы правила», и эти правила точно не он писал.
Ад, Чистилище и Рай ни разу не показаны, только однажды мелькают врата в Преисподнюю. Об ангелах, других демонах, здесь неизвестно вообще ничего.
Ну и да. Дьявол, который выглядит, как самый обычный тучный очкарик в рубашке, представляется человеческим именем Макс, и даже пиво он покупает в магазине, а не создаёт силой мысли. Протягивает контракт, выглядящий, как обычная бумага А4 с напечатанным на Microsoft Word текстом. Телепортируются герои в самые обыденные места, такие, как сырой подвал, природные холмы, какой-то заброшенный завод и обычная улица. Вот настолько здесь кустарное изображение мистики.
Тропы[править]
- А ты не староват для школьника? Алиса ещё учится в школе (именно в школе, а не в колледже или университете), то есть это ещё подросток. Но играет её актриса явно старше школьного возраста.
- Бафос, скорее всего, непреднамеренный. Макс для кого-то может быть комичным: какой-то забавный мужичок, похожий на хипстера-айтишника, на второй день пыток слушает в наушниках рок-музыку, чтобы не слышать крики.
- Изнасилование — худшее из зол. Сцена изнасилования Магды и Али достаточно натуралистичная и кровавая, от того зрелище не для слабонервных.
- Кровь в качестве чернил и краски. Да, контракт подписывается кровью, и да, обязательно собственной.
- Обыденность зла. Инвалидом Ото сделал самый обычный уличный грабитель. До трагедии Ото видит обыденную ситуацию — измену со случайными любовниками. Трое отморозков выглядят как самые обычные люди, и по сути это и есть самые обычные насильники. Всё реальное и обычное для реального мира, и совершается обычными же людьми. Подсвечено эпиграфом в начале ленты.
- Получилось страшно пополам с Шоковая терапия. Пусть фильм и позиционируется, как артхаус, философская притча, но ужасы показаны порой страшнее, чем в любом другом номинальном ужастике. Пытки и издевательства над убийцами жены и дочери происходят в каком-то сыром подвале, в темноте, жертва прикована цепями, над беспомощным пленником остаётся только издеваться. Реалистично воссозданные травмы только добавляют тошнотворный эффект. Небольшой перерыв на философские беседы лишь ненадолго отвлекает от череды пыток и убийств, перед самым страшным — ещё одной, последней кровавой пыткой. И добровольном возвращении в инвалидное кресло, с пустым правым глазом. Ото остаётся только снова возвращаться в безвольное положение овоща, в тёмной комнате с двумя трупами.
- Сделка с дьяволом. Стандартный вариант, клишированность которого Макс даже подсвечивает. Вот контракт, подпиши кровью, и твои желания исполнятся. И конечно же дьявол искушает простого человека согрешить.
- Псевдо-снафф. Сцены пыток сняты в очень похожей на псевдо-снафф манере, хотя, понятное дело, по-настоящему никого не убивали[3].
- Невзрачный злодей. Обычный полноватый бородатый очкарик в белой рубашке и джинсах, похожий на стереотипного ботана-программиста, предлагающий выпить купленного в магазине пива за кухонным разговором — это и есть местный Дьявол.
- Не такая уж фоновая музыка, пополам с Металл — это круто! и Диссонирующий саундтрек. В баре, где пьёт и курит Магда, играет тяжёлая музыка, такую же слушает Макс во время пыток[4]. Во втором случае малость контрастирует на фоне кровавого возмездия. Потому при монтажном переходе на лицо Ото музыка переключается на более подходящий эмбиент, чтобы подчеркнуть самоощущение каждого из находящихся в этом подвале.
- Но я должен кричать. Ото полностью парализован, при этом речевая функция не работает. Самостоятельно ничего сделать не может, поэтому ему нужен уход. Мимика также парализована.
- Увесистая басня пополам с Философский угар. Достаточно долгие беседы между Максом и Ото лучше просто послушать самому. Многие темы на самом деле даже актуальны для наших дней.
Примечания[править]
- ↑ Интервью с режиссёром
- ↑ Биографический фильм 1956-го года о Рокки Грациано.
- ↑ Все увечия и ранения правдоподобно воссозданы при помощи простого, но реалистичного грима.
- ↑ Играет песня рок-группы Liveevil «Exorcise you»