Гладиатор (фильм): различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Гладиатор (фильм)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 38: Строка 38:
** Аналогичный ляп есть во второй части: в одной из сцен сенатор Фракс сидит, почитывает газету... Которых тогда ещё и в проекте быть не могло.
** Аналогичный ляп есть во второй части: в одной из сцен сенатор Фракс сидит, почитывает газету... Которых тогда ещё и в проекте быть не могло.
** В фильме вовсю показаны сёдла и стремена на лошадях, которые в реальности появятся лишь в Средневековье.  
** В фильме вовсю показаны сёдла и стремена на лошадях, которые в реальности появятся лишь в Средневековье.  
** Колизей стали называть Колизеем гораздо позже, во времена Рима он был известен не иначе, как ''Амфитеатр Флавиев''.
* [[Бафос]] — итак, представьте: главные герои сражаются за свою жизнь на гладиаторской арене под пафосную музыку... и тут нам резко показывают кривляющегося Коммода. При чём кажется, будто он кривляется именно под эту пафосную музыку.
* [[Бафос]] — итак, представьте: главные герои сражаются за свою жизнь на гладиаторской арене под пафосную музыку... и тут нам резко показывают кривляющегося Коммода. При чём кажется, будто он кривляется именно под эту пафосную музыку.
* [[Белая рубашка смерти]] — в финальном поединке Коммод надевает белые доспехи. Арену он уже не покинет..
* [[Белая рубашка смерти]] — в финальном поединке Коммод надевает белые доспехи. Арену он уже не покинет..
Строка 43: Строка 44:
* [[Великолепный мерзавец]] — в первой части в роли такового выступает Квинтус (впрочем, мерзавцем его назвать можно [[Злодей поневоле|с натяжкой]])
* [[Великолепный мерзавец]] — в первой части в роли такового выступает Квинтус (впрочем, мерзавцем его назвать можно [[Злодей поневоле|с натяжкой]])
** Макрин из второй части. По скромному мнению автора статьи (и ряда его знакомых) Макрин буквально вытянул на себе весь фильм.
** Макрин из второй части. По скромному мнению автора статьи (и ряда его знакомых) Макрин буквально вытянул на себе весь фильм.
* [[Добивать раненных]] — [[инверсия]]. Одолев Тигра, Максимус вопреки воле зрителей на Колизее отказывается добивать противника, бросая на землю уже занесённый топор.
* [[Добивать раненых]] — [[инверсия]]. Одолев Тигра, Максимус вопреки воле зрителей на Колизее отказывается добивать противника, бросая на землю уже занесённый топор.
* [[Другая смерть в адаптации]] — в реальности Марк Аврелий умер от чумы.
* [[Другая смерть в адаптации]] — в реальности Марк Аврелий умер от чумы.
** Сам Коммод умер не на арене, а в раздевалке, будучи насмерть задушенным гладиатором Нарциссом. Да и произошло это спустя 12 лет после начала правления.
** Сам Коммод умер не на арене, а в раздевалке, будучи насмерть задушенным гладиатором Нарциссом. Да и произошло это спустя 12 лет после начала правления.

Версия 15:11, 7 апреля 2025

Гладиатор
Гладиатор постер фильма.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША, Великобритания
Киностудия
РежиссёрРидли Скотт
Автор сценария
  • Джон Логан
  • Уильям Николсон
  • Дэвид Франзони
    Когда вышел2000
    Продолжительность
    • 155 мин (театральная версия)
    • 171 мин (режиссёрская версия)
    В главных ролях:
    Рассел КроуМаксимус Децим Меридий
    Хоакин ФениксКоммод
    Конни НильсенЛуцилла
    Ричард ХаррисМарк Аврелий
    Оливер РидПроксимо
    Джимон ХонсуДжуба

    «Гладиатор» — художественный псевдоисторический фильм Ридли Скотта, вышедший на экране 1 мая 2000 года. Сюжет повествует о римском военачальнике по имени Максимус Децим Меридий, надеющемся вернуться домой после многих лет, проведённых в походах. К несчастью, данным мечтам не суждено сбыться: коварный наследник престола Коммод убивает императора Марка Аврелия, после чего приказывает казнить полководца вместе с его семьёй. Волею судьбы Максимус выживает, но лишается всего и становится рабом-гладиатором. Теперь единственная цель в его жизни — поиск способа отомстить заклятому врагу.

    В 2024 году вышел сиквел фильма, действия которого разворачиваются спустя 16 лет.

    Тропы и штампы

    • GAR — таковым здесь показан Хаген.
    • Ай, молодца! — да, Марк Аврелий, давай мы выскажем своему сыну в лицо свои планы (которые сыну, очевидно, не понравятся) и не предпримем никаких мер предосторожности в виде охраны. Что же может пойти не так?
      • Луцилла, готовящая заговор против Коммода, почему-то забывает проинструктировать сына держать свой язык за зубами, прекрасно зная, что тот открыто симпатизирует опальному протагонисту. И... Браво, Луцилла! Теперь тиран знает, что за его спиной зреет заговор, и имеет в руках надёжный рычаг воздействия на тебя.
    • Анахронизм — среди бюстов в шатре Марка Аврелия стоит бюст Семптимия Севера, который правил гораздо позже описываемых событий.
      • Для привлечения зрителей на Колизей Коммод расклеивал бумажные листовки. Не иначе, как смотался на машине времени на несколько столетий вперёд: в Европе первая бумага появилась в XI-XII веках.
      • Аналогичный ляп есть во второй части: в одной из сцен сенатор Фракс сидит, почитывает газету... Которых тогда ещё и в проекте быть не могло.
      • В фильме вовсю показаны сёдла и стремена на лошадях, которые в реальности появятся лишь в Средневековье.
      • Колизей стали называть Колизеем гораздо позже, во времена Рима он был известен не иначе, как Амфитеатр Флавиев.
    • Бафос — итак, представьте: главные герои сражаются за свою жизнь на гладиаторской арене под пафосную музыку... и тут нам резко показывают кривляющегося Коммода. При чём кажется, будто он кривляется именно под эту пафосную музыку.
    • Белая рубашка смерти — в финальном поединке Коммод надевает белые доспехи. Арену он уже не покинет..
    • Большая страшная кошка — львице в школе Проксимо скармливают останки неудачливого гладиатора. Чуть позже, во время сражения Максимуса с гладиатором по прозвищу «Тигр из Галлии», на арену выпустили трёх настоящих тигров.
    • Великолепный мерзавец — в первой части в роли такового выступает Квинтус (впрочем, мерзавцем его назвать можно с натяжкой)
      • Макрин из второй части. По скромному мнению автора статьи (и ряда его знакомых) Макрин буквально вытянул на себе весь фильм.
    • Добивать раненыхинверсия. Одолев Тигра, Максимус вопреки воле зрителей на Колизее отказывается добивать противника, бросая на землю уже занесённый топор.
    • Другая смерть в адаптации — в реальности Марк Аврелий умер от чумы.
      • Сам Коммод умер не на арене, а в раздевалке, будучи насмерть задушенным гладиатором Нарциссом. Да и произошло это спустя 12 лет после начала правления.
    • Жизнь пишет сюжет — изначально планировалось, что Коммод заставит драться Проксимо и Максимуса друг с другом (что окончилось бы гибелью последнего). Однако из-за кончины Оливера Рида (актёра, сыгравшего Проксимо) от данной идеи пришлось отказаться.
    • Злодей по должности — Квинтус. Присягнув Коммоду, он стал его силовиком, руководя большинством карательных операций. Однако по мере действия ему становится всё труднее и труднее закрывать глаза на бесчинства императора.
      • Гладиаторы на арене. Все они дерутся с Максимусом насмерть, но против него ничего не имеют: это просто оппонент, каких было множество.
    • Злодейское глумление
    « Мне говорили, что твой сын визжал, как девчонка, когда они распинали его на кресте, а жена твоя выла, как шлюха, когда они ее бесчестили снова и снова и снова »
    — Коммод провоцирует Максимуса
    • Искусный государь — таковым здесь показан Марк Аврелий.
    • Инцест — Коммод питает к Луцилле далеко не родственные чувства. В конечном счёте он даже заявляет о плане родить от неё наследника чистых кровей.
    • И часовню тоже он! — в реальной жизни Коммод не отметился ничем особым, кроме, разве что, развращённости (типичной для римских императоров) и частых выступлений на Колизее (если верить Википедии, чуть ли не 735 боёв). Однако Марка Аврелия он не убивал, да и в домогательствах к сестре Луцилле замечен не был.
    • Каин и Авель — с прикрученным фитильком: формально, Коммод и Максимус не кровные родственники, но воспитывались и росли как братья. Более того, сам Марк Аврелий относится к Максимусу как к собственному сыну.
    • Концентратор ненависти — Коммод. Даже в плане личных качеств Коммод лишён каких-либо привлекательных черт: подлый, высокомерный, самовлюблённый и гнусный человек.
    • Красный Барон — один из гладиаторов известен под прозвищем «Тигр из Галлии».
      • Прозвище главного героя «Испанец».
    • Крутая похвальба:
    « Меня зовут Максимус Децим Меридий. Командующий северными армиями, генерал легиона Феликс. Верный слуга истинного Императора Марка Аврелия. Отец убитого сына, муж убитой жены — и я отомщу за них, в этой жизни или следующей! »
    — Максимус раскрывает свою личность Коммоду
    • Медвежьи объятия — таким образом Коммод убивает Марка Аврелия. Руки он не держит, а просто прижимает его к груди и не даёт дышать. Однако Коммод силён, а Марк Аврелий — уже старик, так что сопротивления оказать не может
    • Направо кругом — ближе к финалу преторианцы во главе с Квинтусом отказываются прислуживать Коммоду: когда во время финального поединка Коммод лишается меча и просит у охраняющих его преторианцев меч, Квинтус приказывает солдатам сохранять оружие в ножнах.
    • Не в ладах с историей — фильм эпичен и в этом плане. По некоторым источникам, в фильме таковых аж 124 штуки.
    • Неожиданно жестокая смерть — хотя фильм в целом полон смертей разной степени жестокости, особенно выделяется участь семьи Максимуса: их распяли заживо и сожгли. А жену, если верить провокации Коммода, ещё и предварительно обесчестили.
    • Несовместимое с жизнью позёрство — Коммод решает убить Максимуса на арене вместо того, чтобы казнить как мятежника на законных основаниях. Довыпендривался.
    • Нулевой рейтинг — ближе к конце правления Коммода против него настроены буквально ВСЕ. В финале мощнейшая подсветка: когда Коммод умирает, то его тело оставляют с позором гнить на арене, тогда как тело убившего его гладиатора Максимуса хоронят с почётом.
    • Отец солдатам — Максимус. Будучи военачальником, вдохновлял легионеров на подвиги собственным примером. Став гладиатором, Максимус благодаря этим чертам характера завоевал доверие товарищей по несчастью.
    • Опасное ничтожество — Коммод. Некомпетентен ни как боец (умудрился проиграть Максимусу при идеальных для себя условиях)[1], ни как политик (в кратчайшие сроки своего правления умудрился настроить против себя весь Рим), однако опасен за счёт своей подлости и вероломства.
    • Песок в лицо — перед нападением на Максимуса Тигр Галльский пинком поднимает в его сторону облако из песка.
      • Нечто подобное во второй части проворачивает Луций во время боя с наездником на носороге.
    • Полиглот — один из гладиаторов на арене признаётся, что он вообще-то писец, знающий семь языков. Сразу возникает вопрос: какой гений додумался отправить на арену этого человека? Грамотный раб в те годы был, мягко говоря, удовольствием недешёвым, а уж знавший семь языков и подавно стоил целое состояние.
    • Полное чудовище — Коммод. Убил собственного отца после того, как понял, что тот откажется передавать ему власть. Приказал казнить не только Максимуса, но и всю его семью (хотя та была не в чём не виновата). Он также развратил Рим кровавыми играми, от которых его отец старался отказаться. Он даже готов шантажировать сестру Луциллу смертью племянника, если та откажется стать его любовницей. Даже во время боя с Максимусом Коммод не гнушался жульничать.
      • Во второй части в роли ПЧ раскрывается Макрин, чьи действия по итогу едва не довели Рим до гражданской войны.
    • Плохой хороший конец — тирании Коммода пришёл конец, однако это стоило жизни многих хороших людей (и протагониста в том числе). Но, с другой стороны Максимус изначально не надеялся выжить после мести Коммоду, так что его смерть и воссоединение с семьёй в финале — вполне логичный финал
    • Почему ты отстой — во время сражения в формате «шестеро на одного» Максимус наглядно демонстрирует зрителям своё отношение к кровавому спорту: вместо ожидаемого зрелища хладнокровно кладёт всех шестерых соперников менее, чем за минуту, после чего швыряет свой меч в ложе для знати и риторически вопрошает у зрителей, развлеклись ли они. Зрители, тем не менее, послания не уловили и принялись скандировать прозвище Испанец.
    • Пощадить в адаптации — в реальности после провала заговора Луциллу сослали Капри (где та и умерла). В фильме же Луцилла переживает своего брата.
    • Природа отдохнула — Марк Аврелий был деятельным правителем, сумевшим привести Римскую империю к процветанию. Но над Коммодом, похоже, природа и не старалась: Рим по итогу оказался разорён вследствие его мудрой и грамотной политики, а у самого императора рейтинг в народе был уже даже не нулевой, а отрицательный.
    • Ремейк — «Гладиатор» во многом повторяет фильм «Падение Римской Империи» 1964 года.
    • Самоуверенный мерзавчик — и снова Коммод. Аморальный и самовлюблённый тиран, не гнушающийся никаких подлостей ради достижения целей. Когда же наступает какая-то неудача, Коммод раскрывается как трус и истерик.
      • Во второй части себя в этой роли раскрывают императоры-близнецы Гета и Каракалла.
    • Сиротинушка — Коммод душит собственного отца, чтобы стать императором
    • Судмедэксперт в возмущении — ни военные, ни сановники не заметили странных следов на теле покойного Марка Аврелия, и возмутился лишь заглавный герой.
    • Убийство дипломата — варвары убивают римского дипломата, что приводит к началу сражения.
    • Убили друг другафинальный поединок. Коммод перед сражением наносит Максимусу смертельный удар, в расчёте на лёгкий бой. К несчастью для Коммода, Максимусу рана не помешала сперва обезоружить, а затем и перерезать горло заклятому врагу.
    • Форсированный метод Станиславского — вопль Коммода про милосердие был импровизацией Феникса, а испуг Луциллы — это вполне настоящая реакция Нильсен.
    • Честь прежде разума — после воцарения Коммода Максимус демонстрирует новоиспечённому императору враждебность, отказываясь пожать руку. Ну и молодец, Максимус.
    • Эпоха кровавых оргий — если главный герой тут без особых недостатков, то вокруг цветут и пахнут рабство, интриги и кровавые бойни на аренах.
    • Японский белый — стремящийся походить на великих императоров Коммод носит белые доспехи.

    Примечания

    1. Что, мягко говоря было не так — реальный Коммод был вполне компетентным бойцом.