Опасное ничтожество

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Нет человека настолько ничтожного, чтобы он не мог надеяться как-то наказать стоящего сколь угодно выше него »
— Сенека
« Самое опасное создание на свете — слабый трус в выигрышном положении. Я убеждён в этом »
— Змеёныш Цай, «Мессия очищает диск»
« — Как и в мире смертных, среди нерождённых существует иерархия, — ответил Гераддон. — К моему непреходящему сожалению, существо, сотворённое на демоническом мире тёмным принцем варпа, стоит выше выпестованного смертным.

— Даже столь могущественным смертным, как Эреб? — Эреб — обманутый щенок, — выплюнул Гераддон. — Он мнит себя помазанником, однако всё, что он сделал — открыл дверь.[1][2]

»
— «Дух Мщения», Грэм Макнилл

Этот персонаж, без сомнения, злодей. И с жестокостью и аморальностью у него полный порядок. Да только других качеств, которые обычно ожидаешь от опасного, но достойного врага героя, не наблюдается от слова «совсем».

У этого типа нет и грамма харизмы, способной привлечь к нему сторонников, нет ни храбрости, ни силы воли, ни решимости драться до конца. Особенной отмороженности (для которой тоже нужна доля отваги) тоже не наблюдается. Да и в искренней вере в какую-то великую идею, за которую он и сражался бы, пациент тоже, скорее всего, не замечен. Чаще всего и большим умом он не отличается. Вместо всех этих полезных для злодейской деятельности качеств у него имеется букет комплексов, зашкаливающая трусость, неуверенность и забитость, которые он, возможно, скрывает за напускной самоуверенностью и жестокостью. Оправдывает совершаемые подлости тем, что иначе бы ему не справиться с более сильными противниками. Но, как правило, все знают, что из себя представляет этот персонаж.

В итоге, присовокупив его подлый нрав к моральной слабости, получается личность, которую большинство людей назовёт не иначе как ничтожеством. Это означает, что он не представляет угрозы и этого хмыря можно раздавить одним пальцем?

Увы, но нет.

Хоть этот гад и ничтожество, но он чертовски опасное ничтожество, способное попортить жизнь героям, попить им много крови и изрядно проредить квинтет. Почему так? Возможно несколько вариантов:

  • Пусть с духовной силой у него и полный швах, но с физической Матушка-природа конкретно так переборщила, и он голыми руками кого угодно закопает.
  • Ему дали власть и возможности, используя которые, он может принести врагам много проблем. Союзникам тоже.
  • Прежде всего опасен как орудие главгада, которого наше ничтожество боится до икоты и по воле которого пойдёт на любое преступление.
    • Ну, или ему не повезло стать фанатичным сторонником какой-то личности, религии или идеи: будучи по своей природе никем и ничем, он компенсирует это своей беззаветной верой, внутреннюю пустоту заполняет догматами своей идеи (чем более людоедскими, тем лучше), а свои комплексы компенсирует через всяческие изуверства над собой и окружающими. В итоге мы имеем религиозного или безрелигиозного фанатика обыкновенного. И один-то такой может представлять опасность, а уж если их много — встречайте в лучшем случае толпу с вилами, в худшем — Аль-Каиду или Талибан.
  • Он — злодейское воплощение тропа Уныло, но практично: даже не умея делать ничего особенного, всё равно способен доставить проблем. В конце концов, чтобы застрелить человека из автомата, не нужно ни смелости, ни силы, ни даже умения стрелять метко.
  • Именно оттого, что он так ничтожен — нет никакой подлости или мерзости, на которую он не был бы способен. Даже у зла есть стандарты? У этого злодея нет никаких стандартов.
  • Фантастический вариант — у него опасные сверхспособности, причём иногда сабж может весьма умело с ними обращаться. Но при этом морально он убог; без этих сверхспособностей он был бы буквально «никем и ничем», учитывая, до чего он себя довёл своим «самоупрощением».
  • Банально и реалистично. Его очень долго шпыняли, и он спит и видит, как бы отомстить. И вот… у него просто появился шанс это сделать, когда герой или злодей бессильны ему ответить. Сюда идут все любители нагадить исподтишка и надавить спусковой крючок ружья подлеца с воплем «А вот и я!» в самый неожиданный и неподходящий момент.
  • На почве собственной несостоятельности он не просто приобрёл кучу комплексов — от злости и отчаяния он конкретно так подвинулся рассудком, и теперь ему не то что других, ему себя самого не жалко ничуточки. Ради достижения цели он готов на всё. Абсолютно на ВСЁ.

Троп с прикрученным фитильком — Синдром вахтёра: ничтожество, получившее не очень много власти, не то чтобы становится опасным, но способно попортить нервы. Если фитилёк прикручен с другой стороны — когда у злодея или козла есть своя крутость, смелость, какие-то идеи и т. п., но их на копейку, а грубой силы и власти, которые ему сами упали в руки, наполеоновских планов и простого самомнения — на рубль, а то и на целую сотню, то это будет соседний троп. Если ничтожество становится опасным в процессе — это троп Был никем, стал кошмаром.

Примеры[править]

Общее[править]

« я больше не воспринимаю

людей как равных мне существ настолько суки превосходят они меня по всем статьям

»
— Пирожок с тропом
  • Гитлера любят изображать таким. Насколько это соответствует действительности, вопрос дискуссионный. Во всяком случае, Гитлер образца 1945 года, доведённый до ручки военными неудачами, прогрессирующей паранойей и просто предчувствием скорого конца — действительно ничтожество… но уже не очень опасное, разве что для ближайшего окружения (не забываем про паранойю).
    • Нисколько не пытаясь обелить Гитлера, заметим, что он был исключительным харизматиком, как минимум небесталанным политиком и имел два железных креста за личную отвагу в Первой мировой.
  • Значительная часть пропаганды, где задействован образ врага. Наш противник некомпетентен, труслив, наделён всеми мыслимыми и немыслимыми пороками, мелочно-жесток к беззащитным и робок перед силой? Но почему мы огребли от него раз-другой? Так это потому, что у него арсеналы круче/разведка работает/эффект внезапности сработал/тупо живой силы больше.
  • Частый образ волка в народных сказках. Тупой и трусливый, но в то же время злой и жестокий хищник. Медведь тоже может быть представлен в подобном ключе.
  • Крысам данный троп идет даже больше.
  • Гопники. Просто гопники.
  • Оборотни. Часто выводятся авторами, как сверхъестественный аналог гопников. Если оборотничеству в сеттинге можно научиться, или оно работает через магию или артефакты, то прибегнет к нему кто-нибудь зачмыренный по жизни, чтобы отомстить угнетателям. Если является врожденным свойством или передается с укусом, зараженный будет искать оправдания тому, что творит в животной форме, а в человеческой трусливо притворяться безобидным и стараться исподтишка устранять свидетелей. Плюс в животной форме оборотни, чаще всего, самые обычные тупые громилы, далеко не всегда наделенные хотя бы животной хитростью.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. Жвалевский, И. Мытько, «Здесь вам не причинят никакого вреда» — учительница с говорящим прозвищем Карга. Мерзкая и злобная старуха, видимо, выжившая на старости лет из ума, и одержимая мертвенной дисциплиной в классе. А для поддержания этой дисциплины — заключила договор с ночными кошмарами, которых «наводила» на тех детей, которые её не слушались. То, что дети могли заболеть, сойти с ума или даже погибнуть — её явно не волновало.
    • Кококлокль. Суетливый, трусоватый и истеричный мелкий кошмар с внешностью зубастого петуха и повадками малолетнего гопника. Это не отменяет того, что для детей, его основной добычи, опасность представляет и такая мелочь, и вдобавок, он «шестерит» на намного более опасного Зубастого Человека.
  • Кир Булычёв, «Город без памяти» — маленький и слабый даже по меркам племени пигмей Вери-Мери карабкался буквально по трупам, предал своё племя буднично и с сознанием собственной правоты, выбился в опасные и если не уважаемые, то во всяком случае влиятельные люди в средневековом обществе, будучи существом низшего сорта… словом, его низость просто поражает, кое-где сквозь пелену мелкого поганца даже проглядывает в нём великолепный мерзавец. Слился на сущей мелочи. Кармический Гудини: после возрождения современного общества на планете торгует дарами леса и клянётся, что ничего о прошлом не помнит. Не исключено, что врёт.
    • У Булычёва такие злодеи скорее норма, чем исключение. Диктатор Зовастр, преступник Бесф, вампир Полумракс (и другой вампир — Кусандра), Старец Горы Хасан ас-Саббах, работорговцы-Панченги, генералы из «Секрета Чёрного камня», королевское семейство из «Алисы и чудовища» — автором часто подсвечивается, что все они создания довольно жалкие и трусливые, разве что это прячут до того момента, когда жареным запахнет. Кто-то более умело, кто-то менее. В ту же копилку ржавый генерал — его амбиции и возможности в военном деле смешны, но представьте что случится, если эти ржавые болваны неожиданно нападут на безоружных гражданских?
  • «Многорукий бог Далайна» Логинова — сын наместника Хооргон-младший, с детства был тем ещё малолетним поганцем, с возрастом прокачал навык интриг и подлостей, но слабаком и трусом так и остался. Сгинул в собственном подземелье со всякими хищными гадами.
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — мэтр Шабли. Преподаватель в рыцарском училище, любимый учениками за вежливость и эрудицию. Астматик, тщедушен и физически слаб. С внешней стороны — классический пожилой добрый «ботаник». На деле же — исключительно завистливая и мелкая дрянь, ненавидящая и презирающая всех, кто ХОТЬ В ЧЕМ-ТО лучше или успешнее. Если бы не хлебнул скверны, то так и остался бы в глазах всех окружающих (кроме разгадавшей его Арлетты Савиняк) положительным персонажем. Но он наглотался и попытался оную Арлетту убить, уже не боясь того. что она в окружении полусотни солдат, а у него нет ничего, кроме палки.
  • «Рыцари сорока островов» Лукьяненко — с точки зрения главного героя, таковы инопланетяне-лотанцы: трусливые, бездушные, подлые и жалкие существа, только что с крутой техникой и оружием. Но у них просто предельно рациональная неземная психология, где нет понятия любви, предательства и верности.
  • Артём Каменистый, «Рай беспощадный» — Мишаня, малолетний подлец, педераст и садист, трогательно спевшийся с профессиональным диверсантом и крайне интересной личностью Люцифером на почве совместной любви к разврату, пыткам и казням. Не сказать, что совсем беззащитен, особенно для восьмилетки — носит нож и умеет им пользоваться. Но когда его ловят, ожидаемо ведёт себя крайне жалко. Умирает нехорошей и нелепой смертью: главгерой сказал «в яму» — Мишаню в яму и кинули, а то, что в яме оказался дикс — ну, бывает…
  • «Тина Хэдис» — Саймон Клисс. На вид, бледный, как моль, слизняк лет сорока. Характер подлый и склизкий скользкий. Не женат. «Что бы такого сделать плохого» — его жизненное кредо, которое он постоянно воплощает в жизнь с помощью полученных в «Перископе» солидных навыков рукопашного боя, точной стрельбы и умению сломать/взорвать что-угодно подручными средствами.
  • Первостепь — Высунутый Язык, отщепенец, в юности струсивший пройти посвящение (лабиринт пещер, в котором можно было погибнуть, заблудившись). Не признанный полноправными соплеменниками, ненавидел всех, пакостил по возможности, например, натравил волков на семью Чёрной Ивы. И когда умер, не смог уйти в загробный мир, стал нежитью и бродит по ночам, стараясь утащить кого-нибудь себе в могилу. Правда, нежить из него вышла такая же незадачливая, как и при жизни, так что ничего толком не получается. Хотя Режущего Бивня все-таки раз чуть не утащил, если бы того не спас персональный «демон-хранитель» в лице кое-чьей потусторонней души…
  • Хроники странного королевства — Артуро Сан-Барреда. Пытается выставить Кантора сволочью, который пользуется своими незаурядными боевыми навыками, чтобы безнаказанно его, Артуро, такого мирного, задирать. Впрочем его тут же ставит на место принц Элмар, заметив, что Кантор одинаково задирает всех кто ему не нравится, даже тех, кто заведомо сильнее, и что те кто злоупотребляет своей слабостью ничуть не лучше тех, кто злоупотребляет своей силой.
  • Владислав Крапивин, «Сказки о рыбаках и рыбках» — Патриотический Орден Народного Освобождения. По сути, это обыкновенная банда из трех штатных особистов и двух стукачей, после краха Ведомства нанявшие двух громил и вынужденные ютиться в старом спортзале в подвале. Но тем хуже попасть в их руки, окончательно отринувшие всякие законы ради мифического избавления от контактёров — теперь они спокойно пытают детей.
  • Н. К. Чуковский, «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев» — прислуживающий британской короне новозеландский вождь Сигюи. Уродливый и слабый карлик, но за ним стоит сила огромного племени и английские ружья, которыми его снабдили, чтобы он завоевал Новую Зеландию для Британской империи.
  • Б. Акунин, Смерть Ахиллеса — Миша Маленький. Как подметил сам Фандорин — крайняя жестокость есть признак крайней трусости, и был прав.

Зарубежная[править]

  • Гофман, «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — заглавный герой, которого фея наделила волшебной способностью. Пересекается с бедным злодеем.
  • Вальтер Скотт, «Пертская красавица» — Хенбейн Двайнинг. Наивному автору казалось, что он живописует инфернального злодеюгу (происходящего из низов и поэтому очень уязвлённого и мечтающего поотрываться). Однако «великий шотландский бард», как известно, не знал меры и выписал персонажа слишком жирными и назойливыми мазками, отчего на современный вкус получился чуть ли не опереточный злодей… но всё равно нешуточно опасный.
  • «Легенда об Уленшпигеле» — рыбник, конечно. Подлая душонка, которая ради доли конфискованного имущества сдаёт семью Уленшпигеля в лапы инквизиции (Клааса сожгли на костре, Уленшпигеля и Сооткин пытали). А ещё у рыбника есть хобби, уголовно-наказуемое.
  • Генрик Сенкевич, «Камо грядеши» — Хилон Хилонид. «Господи, я кусался, как ядовитый червь, но ведь я всю жизнь был бедняком, умирал с голоду, люди попирали меня, били, издевались надо мною». Впрочем, настолько ли тяжелой была его жизнь, в книге подробно не показано, а вот зло, что причинил он, хорошо видно. Однако же раскаялся и умер христианином, приняв мученическую смерть. Вопрос, насколько это смотрится правдоподобно, конечно. Может, дело, среди всего прочего, в том, что этот акт демонстративного раскаяния и гордое принятие мук были с его стороны ещё и актом своеобразного… позёрства?..
    • Там скорее последовательная духовная ломка персонажа. Какой бы сволочью и тварью не был Хилон, он не мог видеть, как мучительно убивают христиан. Как сам он подсвечивает в разговоре с августианами «Я же не думал, что их будут так мучить!» Следующим шагом было то, что его простил человек, которого он предал дважды, простил, в муках медленно умирая в огне. А дальше уже было дело техники. Гордыня сломана, ибо не принесла ничего, кроме ужаса и чувства вины. На том и сыграл апостол Павел. В случае с Хилоном скорее троп искупление равносильно смерти.
  • Джек Лондон
    • «Белый Клык» — повар форта Юкон, Красавчик Смит. Трусливый, жалкий и ничтожный, он, тем не менее, внушал обитателям форта и определенные опасения — «от такого злобного труса можно было получить и пулю в спину, и стакан кофе с отравой». А ещё он всё-таки хорошо готовил.
    • «Морской волк» — Томас Магридж, повар. Немало крови попортил протагонисту. В качестве эпизодического персонажа упомянут также в «Людях бездны».
  • Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», полная версия. Был когда-то в Кольморденском лесу старый уж с говорящим именем Беспомощный. И водились гусеницы бабочек-монашенок, тоже не опасные ни для кого, потому что их в большом количестве съедали птицы. Но вот лось Серошкурый нечаянно убил старую ужиху, жену Беспомощного, и тот придумал, как ему отомстить — подговорил лесных жителей не трогать гусениц, чтобы те расплодились по всему лесу и сожрали его, лишь бы заставить лося уйти в изгнание.
  • LotR:
    • Грима Змиеуст, конечно же.
    • Голлум. Полностью деградировавшая личность, одержимая «прелесccтью» — это ещё как страшно.
  • Умберто Эко, «Баудолино» — монах Зосима. Феерически низкий и нечистоплотный мелкий мошенник, тем не менее, обокрал и подставил героев, да ещё и в Константинополе стал не на шутку влиятельным. Ненадолго, впрочем.
  • «Гарри Поттер» — Питер Петтигрю. Его малодушие, трусость и низкое коварство так бросаются в глаза, что легко забывается, что он могучий тёмный маг (за раз убил магией кучу народу и свободно применяет Авада Кедавра), да он и сам похоже это не особо помнит или скорее боится напоминать, когда общается с коллегами-Пожирателями.
  • «Saga o wiedźminie»:
    • Риенс — за воровство погнали из академии магии Бан Ард, так что он не мог сделать обычную для исключенных оттуда карьеру юриста и пошёл сначала в шпионы Нильфгаарда, но даже там его сочли слишком уж ненадежным и продажным и хотели от греха подальше просто убить, но он сбежал в подручные Вильгефорца, где проявил себя во всей красе.
    • Сорель Дегерлунд — бездарный маг и мелкий пакостник был приставлен капитулом чародеев к архимагу Ортолану для выполнения двух задач: саботировать работу Ортолана и быть его любовником (Дегерлунд вполне гетеросексуален, но чего не сделаешь ради карьеры). Пытаясь выслужиться и подняться в глазах коллег пытался убедить их, что является знатоком призыва демонов (гоэтии) и ради этого убивал и калечил невинных селян, выдавая это за действия призванных им демонов.
  • ПЛиО:
    • Бравые Ребята. Поголовно армия воров и шлюх, и сами по себе посмешище. Но сумели оставить Джейме Ланнистера (а ведь это был один из лучших фехтовальщиков Вестероса) без руки, а Бриенну Тарт (тоже сильную воительницу) чуть не задрали медведями. Впрочем, среди них попадались и более-менее значительные типы (Квиберна точно ничтожеством не назвать).
    • Банда Горы. Сам Григор Клиган внушает страх многим, но вот его подчинённые (Чизвик, Щекотун и т. д.) сполна воплощают троп молодец против овец. Но сколько зла они причинили тем, кому не повезло оказаться в их власти (Арье повезло лишь чудом).
    • Амори Лорх, коллега Горы и ещё один каратель на службе Ланнистеров также подходит под троп.
    • Джоффри. Сам по себе ничего особенного не представлял, но был уверен, что высокое происхождение даёт ему право издеваться над окружающими (что он и делал). Был убит, как только разозлил действительно влиятельных людей.
    • Рамси Болтон. Книжный, во всяком случае — опасен был разве что за счёт высокого положения, подлости и отмороженной жестокости, а так — и как лорд пустое место, и как боец не особо выдающийся: может быть, только тесаком и рогатиной более-менее владеет. Даже его люди на самом деле служат его такому же жестокому, но более-менее адекватному отцу. Тем не менее, Теон был не ничтожеством, а Рамси чуть было не довёл его до совершенно животного состояния. Ибо Рамси — настоящий мастер пыток, изощрённый профессионал ломания личности.
  • «Досье Дрездена» — большинство начинающих чернокнижников в цикле именно такие. Не слишком талантливые и умные, но использующие очень опасные силы. Скажем главгад первой книги Виктор Селлз или чернокнижник, превратившийся в опасного призрака, чтобы отомстить протагонисту в третьей.
  • Э.Гамильтон, «Возвращение к звездам» — Ххарны, те самые завоеватели из Магеллановых облаков. Жалкие, подлые личности, одержимые захватом всего и считающие незавоеванные территории оскорблением. Потому что когда-то их самих презирали за слабость и трусость. Но сильнейшие телепаты, способные любому мозги вывернуть заживо. Покорили всю свою Галактику и дважды ходили на Млечный путь, оба раза пришлось глушить Разрушителем.
  • Дэвид Вебер, Хонор Харрингтон — изо всех отрицательных персонажей под троп подпадают только мантикорские испорченные аристократы. Прекрасными и очень яркими примерами могут послужить семейство Юнгов — мерзавцев и насильников, которых прочие аристократы терпят только из-за огромного архива компромата; барон Высокого Хребта Мишель Жанвье и его соратнички, которые озабочены только собственной властью, богатством и привилегиями, из-за чего, стоит им дорваться до власти, как они ухитряются насмерть разругаться с королевой и напрочь загубить все военные и политические достижения; а также Элвис Сантино — кореш Павла Юнга, который не только из-за собственной глупости погубил свою эскадру, но и напоследок постарался уничтожить карьеру Ярувальской, которая пыталась его вразумить.
    • Денвер Саммерваль — бретер, а по сути киллер. Провоцирует жертву на оскорбление и вызывает «в ответ» на дуэль — притом, что дуэль на раритетных пулевых пистолетах это «два дурака высадили куда-то туда по магазину, тем выпустили пар и разошлись». А Саммерваль стрелять умеет профессионально, и пользуется этим для убийств на законных основаниях.
    • Хевениты — подразделяются на наследных чиновников, давно потерявших связь с реальностью, и серую массу, которой ничего в жизни не интересно. После первой революции — на кровожадных маньяков у власти и госпезопасность, к которой каждый второй убийца, насильник и т. д., а также редких хороших офицеров плохой армии, вынужденные воевать во имя абстрактной чести за неправое дело под дулом комиссарского нагана. Причем про кровавых комиссаров всячески подчеркивается, что они Шариковы, вышедшие из низов и оставшиеся быдлом, несмотря на власть.
    • Масадцы и их пособники с Грейсона — ничего, кроме ретроградства, ученых на костер и женщин в паранджу они добиться не хотят. Вместе с тем, готовы на теракты с убийством детей (на Грейсоне величайшее западло) только чтобы подгадить Хонор, которая их, как бы то ни было, спасла от экстерминатуса.
  • Саймон Кларк, «Кровавая купель» — Курт с его бандой. Опасной эта шпана оказалась только из-за того, что смогла тайком захватить арсенал.
  • Поздний Том Клэнси и его последователи — президент России Валерий Валерьевич Володин. Толстая пародия на сами знаете кого. Ходит на отчеты к братве, которая над ним откровенно потешается, предлагая посадить еще пару девок за танцы в храме, чтобы запад с ним считался. Но одна (именно одна) подводная лодка, способная нанести ядерный удар по США у него есть, и даже ее командир «про-Володинский фанатик (zealot)», который выполнит приказ, даже если Володина кто-то убьет. А убивают его, к слову, чеченцы ножом на очередной сходке, потому что армия не смогла захватить Литву, а братва узнала, что Володин тайно выводит деньги за бугор.
  • Дэвид Эддингс, «Белгариад» — шпион, внедрившийся в общество олорнов под именем Брил, старательно отыгрывает сабж (а автор дурачит читателей, ожидавших очередную «продажную шкуру» по «Малому типовому набору…» Свиридова), но на поверку оказывается далеко не так прост и слаб. И вообще он дагаши (местный мраккультистский «ниндзя»), способный отыграть почти что угодно.
  • «Колесо Времени» — Падан Фейн.
  • Ч. Диккенс. «Жизнь Дэвида Копперфельда, рассказанная им самим» — Урия Хип! «Я прекрасно сознаю, что я человек совсем маленький и ничтожный по сравнению с другими… И моя мамаша — человек маленький, смиренный. Жилище у нас маленькое, убогое, мистер Копперфилд, но все же нам есть за что быть благодарными. И мой отец прежде занимал место маленькое». Ох, неспроста этот скромняга сразу не понравился Дэвиду…
  • Стивен Кинг — в количестве:
    • «Доктор Сон» — Истинный Узел: то, что этот кочевой табор маньяков-вампиров, питающихся жизненной силой владельцев Сияния, безусловно опасен — имеет большой опыт выслеживания и похищения людей, кое-какие опасные сверхспособности, да и с ресурсами у них всё в порядке — не отменяет того, что существа они довольно трусливые и жалкие, да и образ жизни у них соответствующий — медленная деградация, полуголодное существование вечно на грани закона и вполне осознаваемый постоянный когнитивный диссонанс: мол, мы можем править миром — но вынуждены влачить существование бродяг. Которое ещё и не сегодня-завтра закончится: пара всё меньше, а без него — только быстрая смерть в муках…
    • Преподобный Гарднер из «Талисмана». Он, конечно, жалкий трус, но опасен из-за своего хитроумия и абсолютной отмороженности, да и стрелок великолепный.
    • Бадди Репертон из «Кристины» — как и подобает мелкому гопнику, издевается над безобидным ботаном Арни Каннингеймом, пока не получает серьёзный отпор, и даже с дружками не рискнул мстить Арни, а отыгрывается на его машине. Зря.
    • «Оно» — Пеннивайз, когда его загоняют в угол, раскрывается как существо крайне трусливое. Хотя казалось бы — коварство и могущество неведомого чудовища, практически основавшего Дерри как свою личную кормушку, трудно себе даже вообразить, но оно пасует перед обычными детьми… которым просто хватает смелости его не бояться.
    • «Тёмная башня» — Мордред же! Если его отец (один из) хотя бы коварен и хитроумен, то это хнычущее, глупое, капризное и по-детски жестокое чудовище оказалось совершенно бесполезным, и даже вредным для Алого короля — особенно если учесть, с каким трудом и с какими хитрыми манипуляциями происходило его зачатие и появление на свет. Ну, а до возраста, когда Мордред мог бы стать действительно опасным, он попросту не дорос. Но даже так он ухитрился сожрать Рэндалла Флэгга и оставить ка-тет без Ыша.
    • «Бессонница» — Атропос производит примерно такое впечатление на главного героя: казалось бы, божество внезапной скоропостижной смерти… но при этом безумное, трусливое и необычайно мелочное и вульгарное для сущности такого масштаба. Да и что за бог, которого может избить и запугать простой старик? Впрочем, оказывается, что лысые маленькие доктора — не столько боги, сколько просто чиновники, исполнители своей роли, имеющие весьма ограниченные полномочия.
    • Да и сам Алый Король, при всём могуществе и коварстве — наглухо рассорившийся с кукушкой колдун-нежить, благодаря своему гениальному плану оказавшийся пленником Тёмной Башни, к которой так стремился, и теперь застрял буквально в шаге от цели не на одно десятилетие. Гениальный интриган, кукловод и манипулятор… но столкнувшись с проблемой вблизи (а он это любит — полезть поиграться с добычей лично) и получив отпор, заметно теряет присутствие духа. При этом наглухо неадекватен и мелочно-жесток. Да и вообще — будучи натуральным Тёмным Властелином межмирового масштаба, бессмертным чудовищем с властью над целыми армиями жутких существ, два раза подряд посрамляться обычными смертными с временно дарованной мистической силой… тянет на эпик фейл.
  • Книга Джунглей Редьярда Киплинга — шакал Табаки. Жители джунглей его презирали за нрав, но опасались, поскольку он был переносчиком бешенства (водобоязни). И шестерил на Шер-Хана, которого джунгли уже по-настоящему боялись.

Сетевая[править]

  • Worm — Толкач и подконтрольные ему «Барыги» из Броктон-Бей. Что до, что после обретения суперсил так и остаются мелкой криминальной шушерой. Однако, паралюди — это всё-таки паралюди. Кроме того, после нападения Левиафана Толкач таки смог подгрести под себя столько человеческого мусора и просто отчаявшихся людей, что, пусть и ненадолго, стал теневым «королём» города. И да, один из вариантов перевода его «кейповской» клички «Skidmark» — «Чиркаш», ага, тот самый, коричневый.

Кино[править]

  • «Смотри в оба!» — бандит «Фитиль» (так дразнили длинных мужчин) в исполнении В. Ильичёва. «Ты что делаешь, я плавать не умею!!!!».
  • В одном из старых фильмов о «Розовой пантере» сошедший с ума полицейский инспектор Дрейфус (Х. Лом) решил косить под суперзлодея — а получился из него именно сабж (да ещё и с больными зубами).
  • «Люди Икс»: в оригинальной трилогии — Пиро. Кроме дара управлять огнём (но не создавать его), самое жалкое существо: выпендрёжник и молодец против овец. Когда пытается заявлять Магнето, к которому перебежал, что «предан ему всей душой и сам бы убил Профессора», его жёстко (и публично) отчитывает даже Магнето.
    • А чего даже, они же старые кореша, а ныне озабочены скорее попытками все же доказать друг другу свою правоту.
    • Полковник Уильям Страйкер. Начинал подобно марвеловскому генералу Россу: жаждал контроля над сверхлюдьми. А убедившись, что этого не добиться, дошёл до идеи мутантского геноцида и даже попытался её осуществить. Всё обманом, всё исподтишка, не гнушаясь даже экспериментов над детьми с мутациями, включая собственного сына. Но стоит запахнуть жареным — без тени смущения бежит, бросая своих людей. Более того, как показано в новой временной линии, подняться против реальной суперугрозы в лице Эн Сабах Нура у него кишка тонка. Конец немного предсказуем.
    • «Первый класс» — Анхель («Ангел») Сальвадор. Кроме смазливого личика, недурной фигурки и болезненного самолюбия, не представляет из себя ровным счётом ничего. Однако её способности делают её действительно опасной.
  • «Жестокие игры 3» — Патрик Бэйлс. За счёт успешного отыгрыша данного тропа, добивается вхождения в компанию парочки великолепных мерзавцев из числа учеников элитного университета. Вот только его дальнейшие действия — втереться в доверие к девушке под видом «просто друга», получить доказательства её измены жениху и изнасиловать под угрозой разоблачения вместо хитрого обольщения — побуждают их изгнать его за слишком жестокую манеру игры. Кэссиди занимается с ним грубым сексом, после чего заявляет об изнасиловании (якобы он перед этим подсыпал ей снотворное), и одновременно убеждает жертву настоящего изнасилования тоже подать на него заявление.
  • «Антикиллер» — безумный «отморозок» Амбал сотоварищи как есть. Хотя Амбал как минимум явно не трус — и в перестрелке не робеет, и во время избиения лишь безумно смеётся, что твой Джокер[3]. Больше, кроме отмороженной смелости и кое-какой харизмы, ему похвастаться нечем, но всё-таки опасен он бесспорно (из-за напора, непредсказуемости и полной недоговороспособности), а вот ничтожеством его назвать можно с фитильком.
    • Актёр Виктор Иванович Сухоруков сделал себе имя на подобных персонажах. Навскидку вспоминаются ещё «Бакенбарды», «Жмурки» и дилогия «Брат». И (может быть, с фитильком и/или нюансами) роли Генриха Гиммлера в фильме «Рай» и Никиты Хрущёва в «Звезде эпохи» и «Фурцевой».
      • «Бакенбарды», наверное, не в тему. Там его персонаж всё-таки харизматичный антигерой, одинаково хорошо владеющий как словом, так и боевой тростью, не боящийся отправиться в логово к гопникам и, похоже, действительно верящий в свою идею. Но… опять-таки, при всём этом — тот ещё истерик и хныкалка. Вот такой он сложный, вот так это у него совмещается. Можно зачесть за еле заметный зигзаг (к тому же можно предположить, что без основанной этим человеком секты жизнь его была бы пустой-препустой, и он это осознаёт).
  • Увеболловская Bloodrayne — вампир-толстяк Леонид (М. Л. Эдей, известный как Meat Loaf).
  • «Субурбикон» — Гарднер Лодж. Нанял бандитов, чтобы под видом ограбления устранить жену-инвалидку и тем самым одновременно заполучить ее здоровую сестру-близняшку и страховую выплату за усопшую, чтобы зажить на Арубе — но совершенно не подумал, что тянуть с оплатой их «услуг» себе дороже, да и у других вопросы могут возникнуть. Забивает страхового агента кочергой — но тот и так был отравлен новоявленной женой Лоджа. В итоге только череда событий выручает его, убивая и бандитов, и свидетелей, кроме родного сына, но Лодж открыто угрожает убить и его, если он вздумает пикнуть кому-то о случившемся.
  • Дилогия «Супербобровы» — абсолютно все персонажи, обретшие суперспособности.
  • «Крик» — Практически вся франшиза об этом. Уж скольких бы человек не убил маньяк (или маньяки), какие бы хитрые планы не придумывал, а на деле под маской каждый раз оказывается очередная жалкая обиженка с непомерно раздутым эго.
  • «Джокер» 2019 года — Артур Флек собственной персоной. Тихопомешанный маленький человек, живущий в полунищенском состоянии на гроши с неблагодарной работы, превращается в буйнопомешанного после увольнения и становится сабжем.
  • «Джанго освобождённый» — Келвин Кэнди, если задуматься. Кичиться своей образованностью и франкофилией, но Дюма скорее всего банально не читал, французского языка не знает (что подмечается его адвокатом, который рекомендует гостям не говорить при нём на этом языке), а с образованием у него вообще пробелы по всем параметрам. Вся плантация со всем хозяйством, рабами и бандой рабовладельцев — досталась ему в наследство от его отца. Ну и кто перед нами? Алчный, порочный, сестроёбствующий, сибаритствующий и упивающееся собственной властью, полуграмотный садист и выродок. Да, с неплохой чуйкой, и неплохо разбирающейся в людях, как и любой хищник, но не более того. Да и справился бы он без Стивена, который фактически управлял всем его хозяйством, пока он челебякал свою сестру и напивался вдрызг наблюдая за смертельными боями? Едва ли.
    • Отдельный смак в том, что Шульц то как раз прекрасно понял, кто перед ним, а вот у Келвина мозгов и чувства такта не хватило. И разумеется когда последний, решил в очередной раз унизить своего гостя — разумеется у Шульца планка упала, терпеть оскорбление от вот этого вот.

Телесериалы[править]

  • В одной из серий «Агента национальной безопасности» — бандит-террорист-сектант, сыгранный А. Башировым. (Часто игравшим не шибко опасных ничтожеств — скажем, сумасшедший уголовник-лжекосмонавт в дилогии «Асса» и упоротый мелкий бандосик Спартак в «Игле».)
    • И ещё один красивый… точнее, мерзкий и этим-то как раз и красивый пример тропа в исполнении того же артиста — Компостеров (собирательный образ русского шовиниста/сектанта/злого юродивого) в «Доме под звёздным небом».
  • «Однажды в сказке» — Лилит Пейдж, дочь Малефисенты. Проблемный подросток невеликого ума и от рождения проклятая на несчастья, но способная превращаться в дракона…
  • Настоящий детектив — мужчина со шрамами. Ведет на редкость жалкую и отвратную жизнь, однако выйти на него главные герои не могли почти 20 лет, а одолеть в схватке ухитрились только вдвоем, с большим трудом и ценой тяжелых ранений.
  • «Настоящая кровь» — Дебби Пелт. Туповатая и агрессивная вервольфиха, чья патологическая ревнивость в итоге привела к трагедии. Да и основная масса хоть сколько-то важных для сюжета показанных вервольфов вообще.

Мультфильмы[править]

  • Синдром из «Суперсемейки» — его целеустремлённость, харизма и интеллект никак не меняют того, что это озлобленный и безжалостный мерзавец, угробивший кучу народа, не щадящий ни женщин, ни детей, да ещё и жалкий трус — когда ситуация пошла не по плану, вёл он себя отнюдь не героически, несмотря на все гаджеты, да и умер откровенно жалко — при попытке киднеппинга получил люлей от ребёнка-супергероя и попал в двигатель своего же самолёта из-за длинного «крутого» плаща.
  • Титан из «Мегамозга» — ещё один суперзлодей, бывший толстяк-репортёр, получивший сверхспособности от главного героя, которому требовался достойный противник. Увы, кандидатурой в герои Титан оказался не лучшей — и моральные качества подкачали, и интеллект как у табуретки, и вдобавок от суперсилы ему начисто сорвало крышу. Словом, вышел «действительно злодей — но совсе-е-ем не супер!».
  • «Робин Гуд» — принц Джон. Казалось бы, инфантильный, неумный, подлый и слабохарактерный злобный трус, который власть надолго явно не удержит. «Пустышка Джон», словом. Ан нет — и брата Ричарда с помощью верного канцлера отослал из Англии, и на турнире Робина без посторонней помощи распознал, и весь Ноттингем затиранил так, что до возвращения Ричарда ничего с ним поделать не могли. Трус трусом, глупец глупцом, а королевская власть — это королевская власть.
  • «Шрек» — лорд Фаркуад, хоть и является злобным карликом, стремящимся компенсировать свой рост всем, чем можно, однако безобидным его не назвать. Подданные его откровенно не любят, но боятся, ведь ему прислуживают толпа рыцарей и зловещего вида палач. Хоть он и не особо умён, но свои силы оценивает здраво, так что ему не нужно быть сильным или умелым, ведь по жизни он руководствуется принципом «Хочешь что-то сделать — пошли кого-нибудь вместо себя». В пытках, впрочем, участвует лично, наряду с палачом. Ещё и садюга! Тьфу. Недаром после смерти дьявол забрал этого типуса к себе в слуги (см. бонусную короткометражку)… но и в этом качестве Фаркуад ухитрился оскандалиться.
    • Принц Чарминг — тоже, вроде, не особо впечатляет, с учётом того, что во второй части за него всю работу выполняла его мамочка, Фея Крёстная. Сам по себе принц истеричен, трусоват, недалёк и патологически самовлюблён. Однако он также является искусным манипулятором, сплотившим вокруг себя сказочных злодеев и окрутившим Рапунцель (смазливая внешность в сочетании с харизмой и актёрскими способностями здорово облегчают ему работу), да и мечом мало-мальски владеть умеет. К тому же любит свою мать — это видно по тому, как он горевал о её смерти в 3 части и хотел отомстить героям за её смерть.
  • Гастон из «Красавицы и Чудовища». Тот случай, когда сильный, мужественный и вроде как внушающий уважение охотник, первый парень на деревне — именно что наш троп. Вначале кажется обычным самодовольным хамом (благородных кровей), но затем раскрывается с таких граней подлости и мерзопакостности, что лишь чуточку до полного чудовища не дотягивает. А что до смелости и крутизны… третировать прихвостня и сограждан, да избивать заведомо подавленное и не готовое сражаться Чудовище — это он со всей радостью. Но стоит бывшему принцу пустить в ход свою нечеловеческую силу — и вот «Сильный-как-Дракон» Гастон дёргается в его лапище, вися над пропастью с животным ужасом в глазах. Чудовище его пощадило. А зря

Мультсериалы[править]

  • «Табалуга» — Арктос. Он истеричный и злобный, но подданные искренне боятся его — ведь он может заморозить их за любую провинность.
  • «Чудеса на виражах» — Полковник Спигот. Мелкий (во всех смыслах), самоуверенный, туповатый и жестокий солдафон с сильными комплексами и нереализованными амбициями, по мелочи тиранит своих подчинённых… но это никак не отменяет того, что порой он представляет из себя очень серьёзную угрозу.
  • «Star vs. the Forces of Evil» — Людо. Абсолютно никчёмный комический злодейчик, нелепый уродец, не сильный ни телом, ни умом, ни чёрной магией, всецело полагающийся на свою армию чудовищ — тоже небольшую и довольно жалкую. Тем не менее — для простых людей и Людо вполне серьёзная угроза, да и впоследствии он слегка окрутел, поумнел… и подобрел.
  • Подозрительная Сова — Лемурзин. Феерический идиот, трус и нарцисс, при этом являющийся главарем крупного мафиозного клана. А ещё он убил Синичку
  • RWBY — на фоне остальных плохишей опасным ничтожеством можно назвать Жака Шни. Почему опасным? Глава самой богатой в мире корпорации ПКШ, с соответствующим влиянием, властью, а также амбициями и не чурающийся запачкать руки, к тому же являющийся всё-таки далеко не дураком, а талантливым бизнесменом с отсутствием моральных устоев. Именно из-за его власти Уотсу удалось провернуть все неприятности в Атласе, приведшие к катастрофе. Почему ничтожество? Потому что как боец он абсолютно никто, и стоит его застать с поличным в преступлениях, то есть лишая всей этой власти, как он только и может, что бурчать жалкие оправдания и сдаваться на милость победителям. Любой другой злодей, потеряв своих подчинённых и влияние, все ещё остаётся крайне опасным бойцом, с которым надо считаться (к примеру, Адам Таурус, потеряв Белый Клык, все ещё был достаточно силен, чтобы теснить в бою Блейк и Янг, и победили они только потому, что знали способности противника и кое-как смогли лишить его преимущества; а Синдер Фолл, даже потеряв расположение Салем и от того всех подчинённых, по прежнему является Девой Осени с Гримм рукой, один на один забороть которую могут вообще единицы).

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • One Piece — Спандам. Тот редкий случай, когда такой персонаж де-юре (де-факто это Роб Луччи) является главгадом целой сюжетной арки. И благодаря подчинённому ему отряду суперсолдат-ассасинов и возможности вызвать Бастер Колл, уничтожающий целые острова, он доставил команде Мугивар проблем.
    • Тэнрюбито. Сами по себе ничего не представляют и являются воплощением загнивающей аристократии в режиме педаль в ядро. Вот только их типичный досуг представляет собой эксплуатацию рабов и совершенно фееричный беспредел вроде изъятия принцессы для своих утех. А справедливое возмущение будет стоить уничтожения целого королевства. Более-менее приличными людьми там оказалось семейство Донкихот, причём для главы семьи и его жены это оказалось несовместимым с жизнью.
    • Команда Гекко Мории — весьма неприятные ребята: экипаж — толпа зомби, ещё там есть циничный эгоист-вивисектор Хогбак, отморозок и извращенец Абсалом… ну разве что имеется сравнительно нормальная Перона. Да ещё у самого Мории проглядывают черты трагического злодея и даже лёгкие нотки великолепия — если не забыть, что он, при всей харизме и хитроумии, в сущности, не особо-то сильное, ленивое и разочарованное в жизни чмо, которое непонятно как терпят в рядах Шичибукай. Терпели до недавних пор — после Маринфорда решили устранить, но тот сбежал и вроде как присоединился к Чёрной Бороде.
    • Но ладно Мория и его ребята, у них хоть какая-то харизма есть, да и друг за друга они горой. Но Багги, который клоун клоуном-то? Единственное, чем он может похвастать, это умение лихо врать, крутая взрывчатка и полезный Дьявольский плод, благодаря которому он неуязвим для мечников. И ведь пришёл к успеху — нынче он Шичибукай и глава весьма опасной банды, которая его боготворит…
    • Совершенно омерзительный злобный идиот король Вапол, который даже после утраты королевства смог не только не погибнуть, но и пробиться… вернее, всплыть в высший свет, потому как не тонет такое.
    • Пират Карибу, совершенно отбитый псих, но при этом довольно труслив. Считал себя неуязвимым из-за плода-логии, но Пекомс продемонстрировал ему обратное. Тем не менее, трупов пиратов и дозорных на нём очень много.
    • Винсмок Джадж ужас как пафосен и по идее крут. У него клёвое генно-модифицированное потомство, передовые технологии и собственное кочующее королевство Джерма. Стоп, кочующее? Да-да! Этих мощных, важных и продвинутых ребят погнали ссанными тряпками из родного Норт Блю, так что теперь они скитаются на кораблях по Гранд Лайну, как последние кварианцы, наёмничают и мечтают о династическом браке с дочерью Линлин, чтобы возвыситься снова. Сам Джадж настолько «силён», что не может отпинать Санджи без грязных уловок, и стойкостью характера тоже не отличается — заливается слезами на глазах у множества свидетелей, когда команда Мамочки собирается грохнуть его вместе со всей семьёй.
    • Ещё один персонаж, которому, наряду с Джаджем, форумные теоретики напророчили «адмирал-левел» — нынешний сёгун страны Вано. Но если бы они угадали, Орочи Курозуми не попал бы в эту статью. Товарищ напоминает гибрид Вапола и Спандама, который в первую очередь любит пить, жрать, куртизанок обнимать… ну и оружием приторговывать. Чего Орочи не любит, так это сторонников прошлой власти и своё собственное голодающее население, уехавшее далеко за черту бедности. Правитель из него отвратительный, боец — никакой (девчонку нормально сожрать не может, хотя получил мифический зоан!), зато хитрожопость и нездоровую наглость развил до высокого уровня. Впрочем, особой крутизны ему не надо: за сёгуна всегда впряжется йонко Кайдо, обосновавшийся в Вано. Да и легендарная мощь самураев оказалась так же преувеличена, как сила рыболюдей, трепещущих перед Ходи, или великанов, которых Большая Мамочка застращала в раннем детстве.
    • Раньше таким был Хельмеппо. Потом исправился.
  • Клинок, рассекающий демонов — Хантенгу. Впервые увидев Четвёртую Высшую Луну, герои даже не сразу поняли, что этот хныкающий старик является они. Из Высших Лун он единственный, кто именно что до икоты боится главгада, не стесняется это демонстрировать и буквально пресмыкается перед ним. Будучи демоном-людоедом сожравшим сотни человек, Хантенгу уверен, что слабых обижать нельзя (имея в ввиду, разумеется, себя) и вдобавок имеет серьёзные проблемы с психикой. При всём этом он очень опасный противник. Зигзаг, поскольку сражается он, разделяясь на демонов базовых эмоций, которых ничтожествами никак не назвать. А настоящее тело (воплощающее его страх) отсиживается в стороне, обливаясь слезами.
  • Берсерк — Вьяльд. Яркий пример того, чем может стать представитель тропа. Жил себе один такой долго и скучно, пока не пришла пора умирать. Под рукой у старикана очень некстати оказался бехелит, и Вьяльд ничтоже сумняшеся пожертвовал семьёй, чтобы получить новое тело и оттянуться за годы скуки: грабил, насиловал, пытал и убивал исключительно ради удовольствия, и делал это без страха только потому, что знал — его развлечения санкционированы властями земными и небесными, а смертному человеку он всё равно не по зубам. А потом — сначала Гаттс, потом другой, более сильный апостол — вот тут-то и показалось истинное личико нашего «крутого отморозка»…
  • Black Lagoon — Чака. Тупой, ничего не представляющий из себя гопник, собравший вокруг себя банду таких же. Предал свой клан и собирался передать Юкио Балалайке. Был порублен на куски во время разборки в боулинге.
  • Dr. Stone — Магма. По сравнению с Цукасой и его армией, этот самоуверенный, самовлюбленный, грубый и неотесанный громила кажется плевым и проходным противником для команды Сэнку. Но, оказалось, что котелок-то у него варит неплохо, а подлость и приспособленчество не раз вставляет клинья в хитрые планы героев. Субверсия, так как после поражения исправился. Да и третьим по силе бойцом в деревне был и остается.
  • Jisatsutou Мори Кодзи — да большая часть злодеев те ещё чмошники. Так и не названный по имени главарь вымогателей (впрочем, прожил недолго), уголовник Савада с его прихлебателями (сам Савада, как выяснилось, был мелким пушером и патологическим трусом, распространявшим о себе пугающие слухи и изо всех сил старавшимся казаться брутальным и опасным) и Кай, который из-за глубоких психических проблем начал доводить людей до суицида, а потом и серийными убийствами занялся. Тем не менее, как минимум два последних натворили дел, а уж когда объединились…
    • Holyland от того же Мори Кодзи — Йоши, вожак местной шпаны оказывается жестоким и подлым трусом, а недостаток силы и боевых умений компенсирует коварством и кое-какими навыками с ножом-бабочкой — недостаточными, впрочем, против Айзавы. Тем не менее, проблем подкинул, чужими руками чуть было даже не покалечив Айзаву.
      • Яги. Обычный туповатый уличный гопник, слывший крутым только среди слабаков. Оказался достаточно упёртым для многократных попыток отомстить за унижение… и даже для неудачной попытки похищения девушки Камиширо.
      • С некоторым фитильком Рю, миксфайтер и помощник наркоторговца Кинга. Крутой боец, но, потерпев поражение от Камиширо, скурвился окончательно и принял деятельное участие в плане с похищением.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Стили Дэн. Пока Джотаро не мог причинить ему вред, вёл себя нагло и самоуверенно. Как только главные герои обезвредили его стенд, начал ползать перед ними на коленях и просить пощады, откладывая кирпичи.
    • Хол Хорс выходит на сцену очень пафосно… и сматывается, сверкая пятками, как только теряет преимущество. Сам признаётся, что в паре с другим сильным стенд-юзером ему работается гораздо комфортнее. Туда же — его партнёр Джей Гейл. Изнасиловал сестру Полнареффа и насмехался над ним из-за этого. Поняв, что проиграл, попытался сдристнуть с поля боя (неудачно). А в OVA перед смертью ещё и молил о пощаде.
    • Алесси пошёл ещё (!!!) дальше. Хол Хорс и Джей Гейл по крайней мере не омолаживают противника до беспомощного состояния, прежде чем приступить к убийству. Более того, Алесси огребает даже от детей! Почему же тогда он опасное ничтожество? Ну… его стенд и убить может, и сам Алесси горазд пускать в дело топор.
    • В Морио отличились играющий на чувстве вины жулик Кобаяши, озлобленный «кукловод» Хазамада и Миямото — трус, который при этом пользуется чужими страхами. Юя Фунгами тоже с такого начинал, высасывая из жертв соки с безопасного расстояния, но впоследствии исправился и сделал поворот направо.
    • Секко же! Полубезумный компаньон и прихвостень Чоколатты, притворяющийся перед ним совершенным безумцем (даже когда тот не видит). Совершенно беспринципный и мерзкий тип, причём владеет одной из самых сильных способностей в пятой главе.
    • Гэсс удивительным образом сочетает уменьшающую способность Формаджио и болезненную привязанность к жертвам а-ля Чокколата. Обожает развлекаться со своими «игрушками», проявляя нездоровую изобретательность. Впервые столкнувшись с чужим стендом и получив достойный отпор, мигом признала, что её место — под шконкой.
    • Маккуин — слабохарактерный нытик с протекающим чердаком и со склонностью к самоубийству. Винит окружающий мир в чёрствости, а сам — махровый эгоист и лицемер. Был бы безобидным, если б Whitesnake не «имплантировал» ему стенд, специально заточенный под то, чтобы взять в ад компанию.
    • Оджиро, поставив перед собой цель, пойдёт ради неё на любую низость. В прямом бою он не то что слаб, а попросту бессилен, поэтому расставляет ловушки и загоняет в них добычу с садистским удовольствием.
  • Hokuto no Ken — Джаги (или Яги). Моральный урод, недоучка, по меркам героев и солидных злодеев этой франшизы — сопля жидкая, а не боец, да ещё и обладатель эго размером с Антарес. Но хитрый и подлый, а главное — целеустремлённый. Фактически всё плохое, что произошло лично с Кенширо, произошло благодаря и по инициативе Джаги. С возможностями всё тоже не так просто: свою относительную слабость Джаги не признаёт, но осознаёт и к бою подходит креативно. И опять-таки, это на фоне Кенширо он сопля жидкая, а разорвать обычного человека голыми руками для него раз плюнуть.
    • Джакоу. Не боец от слова «вообще», а таких трусов ещё поискать нужно — этот тиранчик заставляет рабов крутить турбины, чтобы у него во дворце всегда горел свет, а то он темноты боится. Но подлость у него пропорциональна трусости, и он ничтоже сумняшеся шантажирует действительно крутого бойца Фалько, а уже на нём (и на громилах, которые и рады покомандовать да «поразвлечься») держится очень немаленькая армия.
  • Восхождение героя щита — Малти Мелромарк же! Тупая, лицемерная, самоуверенная и трусливая лгунья, готовая предать даже своих родственников ради получения желаемого. При этом хорошая манипуляторша, сумевшая нагадить Наофуми похлеще коровы, да и магию огня и ветра умеет хорошо использовать.
  • Akira — Тэцуо Сима. Что получится, если закомплексованный мальчишка из неблагополучной (мягко говоря) среды подцепит паранормальщину в виде ОЧЕНЬ мощных и ОЧЕНЬ неуправляемых псионических способностей? Ничего хорошего.
  • Monogatari Series — именно так Кайки описывает богиню Сэнгоку Надэко. Она и до перерождения была инфантильной дурочкой, а после и вовсе ударилась в детство… окончательно поехав крышей на фоне безответной (и выдуманной) любви к Арараги и вызванной тем ревности. При этом потенциально способна уничтожить весь город.
  • Стальной алхимик — Энви, или Зависть. Казалось бы, жалкая душонка, минимум мозгов, да ещё и букет комплексов в придачу. Но вместе с тем, способность принимать любую внешность (как человека, так и животного) делают из Энви первоклассного шпиона. В настоящей форме он и вовсе представляет собой нечто огромное и динозавроподобное. Добавьте к этому патологическую жестокость и отмороженность — и получаем идеального кандидата для самой грязной работы, которую Энви ой как любит. И всё же в большинстве своих появлений горе-гомункул только и делает, что садится в лужу, да бомбит из-за этого, так что опасность тут явно уступает ничтожности. В общем, эдакая Малти Мелромарк в штанах (наверное) и без склонности втыкать нож в спину всем и каждому.
  • Btooom! — поп-певец Йошиока. Благодаря харизме, смазливой мордашке и вокальным талантам окрутил множество девушек, причём нередко вёл себя с ними не по-джентльменски. На острове проявил себя, как психопат, подлец и феерическая мразь: его издевательства над главными героями — это уже что-то из области Это ж надо было додуматься! По хорошему, не представлял бы никакой опасности, не попади в его руки пистолет-пулемёт MP-5. Умер нелепо, жалко и страшно.
  • Sword Art Online — Нобуюки Суго. Трус, козёл, извращенец, лицемер и беспринципный отморозок, боец из которого, как из навоза пуля. Увы и ах, получил в свои руки аккаунт администратора и все связанные с ним привилегии, такие как до нечестного высокие статы, сверхмощное оружие и сильную магию. Лишившись аккаунта, не смог противопоставить главному герою ровным счётом ничего, даже с Экскалибуром. Получив эпических люлей в виртуале, попытался порешить Кирито в реальном мире и был побеждён. Для не смотревших: взрослый мужчина лет тридцати был вырублен шестнадцатилетним парнем, который три года провёл в виртуале и телосложением сильно напоминает дистрофика.
  • Приручение возлюбленной — бывший парень главной героини, изначально показан как слабовольный тюфяк, но затем превратился для семейки наёмника и спецагента в нешуточную угрозу.
  • Жена по контракту — Цзянь Хуей Инь, сводная сестра одного из главных героев. Кто бы мог подумать что эта вздорная девка сначала решится на отравление главной героини, а затем три года будет успешно скрываться от служб безопасности трёх крупных концернов, которые имели очень веские причины её найти.
  • Железная леди — дочка одного из галактических тиранов педаль по ту сторону Галактики. Из просто вздорной девки стала живым супероружием и угрозой вселенского масштаба которую забороли с превеликим трудом.

Видеоигры[править]

  • Downtown Nekketsu Monogatari (и англоязычная версия — River City Ransom; и пародийная инди-экранизация последней — River City Rumble) — Ямада, который в англоязычной локализации Слик. Ему лет 18-19. Самоуверенный мерзавчик, истерик, завистник, тиранчик, яндэрэ мужского пола (в фильме у него это не настолько запущено), закомплексованный маньяк и позёр. Имеет некоторое понятие о работе с людьми и о психологических манипуляциях (и о подчиняющей псионике), а больше не может ни-че-го. Он отнюдь не из «правильных блатных пацанов», скорее порчу́шка; власть (не верховную, а «труба пониже») в криминальной группировке он захватил не сам — ему ее просто «вручили» нахаляву некие загадочные наставники; и они же вкачали в него некую «злую силу»(тм), а после его поражения (то есть в сюжетах последующих игр саги) обучали и злой магии, только она ему всё равно нифига не помогала. Ничтожен настолько, что выглядит тюнибё, хотя им не является. Рукопашный боец из него почти никакой; в фильме же он ещё и дрищ, хоть во всех итерациях и недурён собою, а в фильме к тому же высокоросл. В экранизации вообще вдавили педаль из Ривер-Сити сквозь полпланеты в Синдзюку, сделав Слика еще и подлым трусом, и домашним тираном (любителем колотить женщин), и садистом, и молодцом против овец, и королём тропа «Злодейский упадок», и сексуально озабоченным пошляком (озабоченным он был и в японском первоисточнике, но в особой пошлости Ямада-кун не замечен). Ну а циничным деятелем, для которого люди — мусор, а их жизни — грязная вода (слил и забыл), он является во всех своих воплощениях. Хорошо хоть, что по его милости в играх так никто и не погиб (а в фильме погибли только три из десятка его ближайших приспешников, когда пытались выполнить приказ). И это не потому, что Слик слабо старался: обречь на смерть он намеревался не менее чем троих честных, безвинных людей, в том числе одну девушку. Ещё и попытка жертвоприношения?!
    • И вдобавок кармический Гудини! В финале фильма Райан сулит ему тюрячку и то, как в ней поступают со смазливыми хилыми юнцами, и это, казалось бы, вполне реалистичный прогноз, по совокупности содеянного… но в тюрьму Ямада / Слик не попал ни в одной из итераций: кто-то отмазал.
    • И вишенка на торте: в фильме есть намёк, что Слик обожает образы комиксовых криминальных авторитетов и хочет быть как они.
  • Overlord — Мелвин Толстопуз, бывший герой, сделавшийся тираном и олицетворяющий собою грех чревоугодия.
  • Dragon Age — маги, которым недостаёт ума или силы воли, чтобы справиться со своим даром, могут наломать немало дров, поэтому храмовники их и усмиряют (магический аналог лоботомии — исчезают способности, но вместе с ними эмоции и социальная полноценность). Также некоторые маги, не выдержав давления со стороны храмовников, осознанно используют магию во зло.
    • В общем-то маги используют свои способности не «во зло» — в игре прямо показано, что большая часть «злых магов» уже не совсем люди. Педаль в пол топит Андерс во второй игре. Но — с точки зрения всего человечества, если бы оно было в курсе — уж не на «добро» же!
    • Примерно половина (если не больше) показанных в игре храмовников (абсолютно бесполезны против кого бы то ни было, кроме лоялистов или маленьких детей, хотя последнее не точно). В Инквизиции педаль в пол топит Самсон.
  • Флауи из Undertale ведёт себя как испорченный и жестокий ребёнок, играющий в компьютерную игру. А что многие живые существа в ней гибнут по-настоящему, и все по его вине — так это даже интереснее. Несмотря на способность к ресету, силой он особой не обладает, и ни королеве, ни королю в открытом бою толком ничего противопоставить не может. Когда на Геноциде он обнаруживает, что «развлекавший» его игрок, того и гляди, отправит к праотцам его самого — начинает довольно жалобно молить о пощаде, и даже тщетно пытается выслужиться, добив и без того смертельно раненого короля Подземелья. М-да… отсутствие души не способствует высоким моральным качествам.
  • Saints Row 2:
  • Star Wars: The Old Republic — Дарт Жоррид явно недостает силы воли, острого ума и харизмы, которая в избытке имелась у ее отца, а ее поведение больше напоминает маленького испорченного ребенка. Безуспешно она пытается справляться со своими обязанностями и завоевать уважение среди членов Темного Совета, получив высокий чин по наследству. Впрочем, со назначенной ролью Жоррид справилась на отлично — сама того не ведая, девушка стала полезным инструментом для главгада, вставляя палки в колеса Имперской Разведке и отвлекая внимание советником. Да и как адепт Темной Стороны она весьма умела, благо отец считается чуть ли не самым сильным ситхом своей эпохи.
    • Надзиратель Харкун, конечно же.
  • Jagged Alliance: Rage! — Эллиот, ничтожеством был, ничтожеством и остался, но дай ему островок, где развернуться и он устроит там ад, удовлетворяя все свои комплексы.
  • Fallout 2 — Кага, бывший кандидат в Избранные. Изгнан из деревни за убийство и стра-а-ашно обиделся. Но стычки с ним попортят много кровушки, потому что он, хоть и подлый трус и сваливает после нескольких ранений, всё же умелый боец с огромным запасом здоровья. Из оригинальной игры вырезан, но моды его возвращают.
    • Fallout 3 — то, что Станислав Брон гениальный учёный, вовсе не отменяет, что он больной ублюдок и садист, любящий издеваться над людьми в покорной ему электронной симуляции. И такая мелочная жестокость уже вызывала бы вопросы, как и любовь принимать облик маленькой девочки… но он ещё и проигрывает, мягко говоря, без достоинства. Участь его символична и поучительна: навеки оставлен один в собственной симуляции.
      • Рейдеры в принципе — это сборище бандитов-каннибалов-наркоманов-насильников угрозу может представлять только для мирных путников и маленьких поселений.
      • Командир Когтей Джабско. То, что он трус и хвастун, не отменяет того, что это вооружённый до зубов матёрый вояка, у которого в распоряжении целая армия наёмников.
    • Fallout: New Vegas — очаровательные в своём безумии и нелепости учёные Большой Горы могли бы казаться даже милыми злодеями типа GLADOS, да вот только они проводили жуткие эксперименты над людьми, и планируют продолжить, выбравшись из лаборатории и разделавшись с Мёбиусом. И возможности для этого у них есть.
      • Белоногие как фракция в целом: толпа кровожадных дикарей, наложивших лапы на современное оружие… при этом не умеют ни выживать в дикой природе, ни вести хозяйство. Мечтают влиться в ряды Легиона, где можно будет жить за счёт рабского труда и грабежей. Сражаются, в принципе, неплохо, хорошо вооружены, их вождь Соль-на-раны кровожадный мясник и свирепый воин… тем не менее, когда мы добираемся до конца, мы видим, что несколько Белоногих и сам Соль-на-Раны стоят на коленях перед одним Джошуа Грэхэмом с пистолетом. Да и Мёртвые Лошади и Скорбящие, будучи не особо воинственны и скверно вооружены, довольно легко разносят их лагерь.
  • Mortal Kombat — фиолетовый ниндзя-полубог Рэйн. Самовлюблённый и ЧСВ-шный до невозможности, и бежит, едва запахнет жареным. Только это не отменяет того что лиловая тварь — ниндзя с сверхспособностями…
  • Mass Effect — Батарианская Гегемония, как государство, и батариане в целом, как раса. Строят из себя великих галактических завоевателей, хотя их военные силы ничего существенного из себя не представляют, поэтому вынуждены прибегать к терроризму в самых мерзких его проявлениях, а попутно еще и не брезгуют откровенным криминалом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — в истории Империи Человечества такое бывало неоднократно:
    • Самый показательный пример — Гог Вандир, устроивший Эру Отступничества. Этот завзятый интриган и параноик сначала пролез в Верховные Лорды Терры, а потом подчинил себе и Экклезиархию. Остановили его только силой множества орденов Астартес, пошедших на штурм Святой Терры (особенно отличились Чёрные Храмовники), и беспрецендентным вмешательством Адептус Кустодес, допустивших Алисию Доминику (главу телохранителей Вандира и будущую создательницу Адепта Сороритас) к самому Повелителю Человечества.
    • Кардинал Ксафан на почве религиозного фанатизма и паранойи устроил восстание на Враксе — но в итоге оказался марионеткой в руках дьякона Мамона и его «куратора» из Альфа-Легиона в лице Аркоса Вероломного. А когда осада затянулась и отступники призвали Жуфора Колосажателя, тот быстро лишил кардинала даже номинальной власти. Закончил мятежный кардинал совсем плохо по приказу Жуфора превращён в безмозглое Отродье Нургла и добит Серыми Рыцарями.
    • Ну и, конечно же, всевозможные беглые несанкционированные псайкеры, не способные управлять своим даром и потому — потенциальные проводники энергии Хаоса в реальный мир.
      • Подобные личности (да и просто неудачники без псайкерского дара) нередко вступают в культы Хаоса в надежде, что Тёмные боги помогут им поднять уровень крутизны. Их ждёт жестокое разочарование: расположение богов Хаоса заслужить непросто, а слабакам уготована роль пушечного мяса или жертв для ритуалов.
    • Гретчины слабы и трусливы, но, став пилотами банок-убийц, становятся опасны, в том числе и для шпынявших их орков.
      • Впрочем, если верить Памятке гвардейца, они все равно остаются трусливыми гретчинами даже в банках, и пускаются на утек, получим хоть сколь-нибудь организованное сопротивление.
        • «Верить Памятке гвардейца»? Той самой, которая выставляет орков чуть ли не дистрофиками? Достоверный источник, охотно верим.
          • Строго говоря, если брать за «объективное мерило» правила настолки, то немного правды есть и в том, и в другом. Обычные гретчины обладают показателем морали (в правилах назывется лидерством) в четыре единицы, то есть при потере одного гретчина из толпы в три десятка рыл с шансом (6+1-4)/6, то есть 1/2 они начнут разбегаться — сперва один, а потом с шансом около 1/3 и все остальные. Кстати таким же показателем морали в четыре единицы обладают гвардейцы-новобранцы. Отряд полноценных имперских гвардейцев включает сержанта с показателем морали в семь единиц, потому при потере одного гвардейца сумма броска кубика и количества потерь в принципе не превысит показатель морали отряда, а значит гвардейцы в такой ситуации по умолчанию не испугаются. Вот только в случае потери сержанта гвардейцам придётся пользоваться своим базовым показателем морали в шесть единиц — и ровно такой же показатель морали у пилотов банок-убийц, а значит от одной потери с шансом (6+1-6)/6, то есть 1/6 они начнут разбегаться. Что тут сказать? Да, полноценно укомплектованный взвод гвардейцев действительно немного храбрее закованных в жестянки гретчинов — НЕМНОГО. А если ещё добавить к этому тот факт, что бронированный гретчин живучестью покруче огрина будет… В общем тут нужно ОЧЕНЬ организованное сопротивление.
            • Как несложно заметить, из формулы следует, что при величине потерь не менее величины лидерства провал проверки морали неминуем — на этот случай в правила вписано уточнение, что шанс испугаться не может быть выше 5/6: при выпадении на кубике единицы проверка считается пройденной по умолчанию.
    • Мутанты тоже довольно жалкие создания? Хе-хе, но только не Бледная толпа, настоящая мутантская повстанческая армия, ставшая серьёзной угрозой масштабов сектора Каликсиды.
    • Там же в Каликсиде, существует апокалиптический и нигилистский культ Пилигримов Хайты, использующий самых отчаявшихся и лишившихся веры людей как топливом для разжигания восставший. Причем Лжепророки секты, хотя искусно владеют силами Варпа, сами скорее атеисты-диссиденты, поскольку рассматривают богов Хаоса как временных попутчиков в своей цели уничтожать все и вся.
  • Warhammer Fantasy Battles — судьба Вилича. Родившись уродливым карликом со слабенькими магическим способностями, презираемый всем племенем за слабость, третируемый даже силачом-братом, Вилич обратился к Тзинчу, и Тзинч откликнулся на его мольбу. Так и родился чудовищный колдун-химера Вилич Проклятый, перебивший всё своё племя, превративший брата в покорную часть собственного тела (буквально) и теперь ведущий целую армию Хаоса против Империи. Что характерно, он так и остался мелким трусливым уродцем — просто это чертовски хитрый мелкий уродец с огромными магическими способностями, приросший к плечу могучего воина…

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — Большинство скульпторов реальности. Получив свою силу, фактически сходят с ума. Вместо того, чтобы научится аккуратно и разумно ею пользоваться, они перестают как-то контролировать свои желания. Кончается плохо и для окружающих, и для самих скульпторов. Особенно выделился среди них «Демонический Скульптор» Ск-РМТО-3389, который, желая устроить филиал ада на земле, начал штамповать тупых и злобных монстров… и даже в разрушении не преуспел дальше уничтожения нескольких кварталов вокруг себя.

Примечания[править]

  1. Тем не менее, не в последнюю очередь стараниями Эреба вселенная Warhammer 40,000 скатилась в такой мрак.
  2. Есть мнение, что Гераддону доверять не стоит, ибо демоны всегда лгут.
  3. Что характерно — в оригинальной книге он таким не был. После пыток, которым его подверг командир СОБРа Литвинов, по словам самого Литвинова «ноги мне был готов лизать, и сдавать всех подряд».