Эпоха кровавых оргий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« С неба льёт кровавый дождь! Мой член встаёт! Мой член встаёт! »
—  «Спартак. Кровь и песок»

Квинтэссенция от канала Starz и группы Ария

Античность — время мудрецов и благородных героев? Как бы не так! В отличие от навозных веков, тут моются, но только для того, чтобы очистить кожу от запекшейся крови перед очередной оргией во дворце Калигулы. И да, в отличие от средних веков, тут есть водопровод, канализация, приличные дороги и неплохая медицина. Но от чумы и прочих болезней никто не застрахован.

Подобный сеттинг держится обычно на трёх китах: рабстве, разврате и кровавых развлечениях. Время действия — конечно же, Древний Рим, реже античная Греция, Ахеменидская Персия или их СФК. Все ходят или в длинных балахонах, или в сверкающих доспехах (но без штанов), или вообще голыми, не стесняясь, на аренах дерутся гладиаторы, богам приносят живые жертвы, а мятежных рабов и пророков распинают на крестах.

Основная фишка мира — общая обыденность самого извращённого зла: рабов продают как скот и пускают в расход тысячами, публичные казни предельно жестоки и превращены в развлечение, интриги и перевороты — привычное дело, практически всех интересует только собственная шкура, набитая амбициями и неуёмными желаниями. Даже если каждый и не показан злодеем, то он как минимум часть равнодушного большинства, которое лично никого не мучает, но судьбой рабов и жертв тиранов особо не интересуется, по праздникам с удовольствием посещая гладиаторские бои или бордели, набитые девушками из захваченных царств.

Причины возникновения штампа[править]

Во время Ренессанса в Европе вновь проснулся интерес к античному наследию. Многие образованные люди читали в подлинниках античных авторов, особенно философов и политиков. Древняя Греция, Рим и в меньшей степени Египет стали восприниматься как просвещенное время благородных мужей, которые занимались тем, что писали мудрые трактаты и воевали с варварами. Александр Великий, Цезарь, Цицерон были кумирами многих молодых дворян.

Тем более что заговоры, казни и ограничения свобод смутить деятелей Ренессанса не могли, этого и в их эпохе хватало. Затем литературу античную постепенно заменила литература более современная, а старые сюжеты начали деконструировать, делая акцент на негативных моментах. Свою и очень немаленькую роль сыграло развитие археологии. Пока об античности судили по хроникам, историческим запискам, классическим драмам и комедиям — легко было верить в блистательную эпоху философов и мудрецов. А вот когда исследователи докопались до непарадных документов, образ античности изрядно потускнел. Кроме того, изменилась сама историческая наука. В средние века история изучала все больше войны, перевороты и прочие вещи, важные для элит. Со временем появилась экономическая и социальная истории, изучающая ещё и жизнь рабов, колонов и простых горожан — а там жести было заметно больше… Наконец, свой вклад в становление штампа внесла позднехристианская литература[1], которая языческое прошлое воспринимала негативно, особенно учитывая факт, что этим прошлым вдохновлялись деятели Просвещения типа Вольтера и Руссо, которые церковь не жаловали. Педаль постепенно вжимали в пол, пока не появился этот самый, довольно далекий от действительности (как и любой однобокий образ), штамп.

Также на изменение образа Высокодуховной Философской Античности повлияли раскопки Помпей. Люди, привыкшие к мраморным статуям богов и героев внезапно увидели город, хорошо так наполненный фаллическими символами самого разного исполнения, фривольными мозаиками, и прочими свидетельствами того, что римляне были те ещё любители секса и не стеснялись этого. Учитывая изменившуюся мораль — находки шли по статье «грязь и разврат». И их было МНОГО.

Типичные штампы и явления[править]

Где встречается[править]

Театр[править]

  • «Театр Рима времён Нерона и Сенеки» Э. Радзинского. Вся суть в названии пьесы.

Литература[править]

  • Лью Уоллес, «Бен-Гур: история Христа» — тут и предательство, и казни, и рабство, включая гребцов на галерах, которых приковывают цепями, и в случае гибели корабля они обречены. Прохристианское произведение, где очевидно подчеркивается пропасть между старой языческой и новой христианской моралью.
  • Г. Сенкевич, «Камо грядеши» — классика жанра. Два ключевых слова: Нерон и христиане.
  • «Нерон» Экштейна. Нерон там, внезапно, несчастная непонятая няшечка, но зато все остальные — сволочи.
  • Дмитрий Мережковский «Юлиан Отступник» — тупое христианское быдло заканчивает уничтожать последнее светлое, что осталось от античности. Заглавный герой, впрочем, в своих попытках вернуть всё взад делает множество глупостей и переходит моральный горизонт.
  • Г. Р. Хаггард, «Падение Иерусалима» — та же эпоха, та же проблематика. Правда, там кроме Нерона еще и Домициан порезвился.
  • Артур Конан Дойл, «Маракотова бездна» — поздняя Атлантида, непосредственно перед катастрофой, представляла собой именно сабж.
  • Александр Беляев, «Последний человек из Атлантиды» — аналогично. Вообще, сам миф об Атлантиде к этому располагает: она и у Платона описана как тот ещё вертеп.
  • «Сага о Конане». Варварство с его понятиями о чести противопоставляется насквозь прогнившему цивилизованному миру, который в отдельных произведениях Саги бывает очень похож на троп. Плюс магия, колдуны покупают рабов, чтоб сделать из них монстров, или принести в жертву древним демонам за магические плюшки.
  • «Я, Клавдий» — историко-биографический роман английского писателя Роберта Грейвза. Уровень интриг и разврата пробивает асфальт, стремясь к земному ядру. При этом каждому читателю очевидно, что следующим императором будет Нерон, а значит, все станет только хуже…
  • «Орёл Девятого легиона» Розмэри Сатклиф. А так же продолжения «Серебряная ветка» и «Факелоносцы»
    • Правда, все перечисленное — с очень сильно прикрученным фитильком: действие происходит в Британии, поэтому основное внимание уделяется не кровавым римским нравам, а противостоянию завоевателей и коренного населения острова. В «Факелоносцах» эпоха римского владычества и вовсе кажется утраченным Золотым веком по сравнению с грядущим саксонским завоеванием.
  • «Песнь Льда и Пламени» — древняя Валирия, которая все встречные народы жгла драконами, порабощала и отправляла в рудники и на галеры, а управлялась патрицианскими семействами драконьих всадников, женившими братьев на сёстрах. И её главная соперница империя Старого Гиса, круто замешанная из Египта с его пирамидами, Ахеменидской Персии с её Безупречными Бессмертными и Карфагена, но воевавшая вполне римскими легионами. От неё, в свою очередь, в современности остался реликт — Залив Работорговцев, этакий заповедник кровавой античности с древними храмами, многовековой историей, а также рабством, гладиаторскими боями, насквозь гнилой аристократией и всевозможными извращениям типа коллекций уродов.
  • «Горианский цикл» Джона Нормана. Впрочем, по сравнению с реальной жизнью соответствующих эпох, горианская — изрядно «отфотошоплена». Медицина на Горе значительно лучше, чем современная земная, не говоря уж об античности. Санитария и строительное дело подчёркнуто развиты. Да и с жестокостью и подлостью всё довольно своеобразно. Подлость горианские мужчины проявляют исключительно к женщинам, в отношении друг друга — они благородные рыцари без страха и упрёка. С жестокостью же всё наоборот — друг друга они режут массово и на полном серьёзе (хотя и вполовину не так серьёзно, как реальные воины соответствующих эпох), но женщин убивают крайне редко, хотя часто грозятся это сделать.
  • Dragonlance. Пусть в формате «приглаженной помойки», но пара десятилетий перед Катаклизмом соответствуют тропу на все сто, а светлый град Истар пробивает педалью планетарную кору. Ну не кидаются по населенным городам астероидами ни за что, не кидаются… Впрочем, как раз это вопрос спорный, учитывая характер местных богов… Верхушка города, конечно, прогнила изрядно, но вряд ли все женщины и дети Истара, включая грудных младенцев, принимали участие в угнетении окружающих народов.
  • «Хэдхантер» Руслана Мельникова — а как насчёт России недалёкого будущего?
  • Prince of Nothing — древний Ксераш, даже в мрачно-развращенном мире Эарвы ставший притчей во языцех.
    • Инхорои и их «биороботы». По сути, «раса любовников» превратила в сабж всю свою жизнь. И, к сожалению, существование окружающих тоже.
    • СФК Византии, Нансурская империя, тоже радует оргиями и кровью, особенно правящая династия Икуреев.
  • «Неночь» Джея Кристоффа — эталон. Диктатор, заговоры, гладиаторские бои, разнузданные нравы, и ко всему этому примешана гильдия убийц и магия (подчас фактически кровавая).

Кино[править]

  • Экранизации «Бен-Гура», все три.
  • «Калигула» Тинто Брасса — кровавые оргии как они есть. При том, что большую часть, собственно, оргий вмонтировали уже при постпродакшене, без ведома режиссёра (который этому очень возмущался).
  • «Гладиатор» — главный герой тут без особых недостатков, просто хороший солдат и командир, а вот вокруг… Рабство, бойни на арене и полное чудовище на императорском троне.
  • 300 — противостояние брутальных рыцарей крови и орко-персов, желающих поработить весь мир. В качестве бонуса щепотка интриг в самой Спарте, в которой есть группка предателей, готовых продаться персам. Спартанцы мега-кроваво-брутальны[2](сбрасывают послов в ямы, сражаются в одних трусах, устраивают своим детям опасные испытания), а персы просто нечто нечеловеческое.
  • «Голодные игры» — постапокалиптический косплей эпохи кровавых оргий. Рабство, гедонизм, эксплуатация провинций и кровавое зрелище в виде этих самых Голодных Игр. И злой президент (де-факто император), по части съехавшей крыши способный составить достойную конкуренцию кадру из предыстории того самого (не к ночи трижды помянутого) сериала.
    • Причём всё это, строго говоря. притянуто за уши: технологии Капитолия настолько крутые, что они способны сотворить из воздуха сложные организмы, и могли бы без проблем построить на месте каждого дистрикта процветающий город, где каждому — по потребностям, что автоматически решило бы любые проблемы, связанные с недовольством населения. Но поступить так капитолийцы то ли не могут, то ли не хотят, то ли по какой-то причине не смеют.

Телесериалы[править]

  • «Рим». От того же канала, что и «Игра престолов» (кто бы сомневался?). Бандитские коллегии тоже в наличии.
  • «Спартак. Кровь и песок» — название скорее стоит поменять на «Кровь, секс и голые бабы», тогда это полностью будет отражать происходящее на экране каждую серию. По сравнению с этим «Игра престолов» — почти детский мультик.

Мультфильмы[править]

  • Советский сатирический мультфильм «Машинка времени» — через Рим высмеиваются современные реалии, разница только в том, что на тамошнем аналоге футбола убивают, и судью отправляют на мыло буквально. А вот проигравших гладиаторов почему-то только ссылают в Грецию…
  • Мультэкранизации комиксов об Астериксе и Обеликсе. С сильно прикрученным фитильком, поскольку все-таки для детишек (вернее, для всей семьи).

Мультсериалы[править]

  • Sonic Underground — местный аналог Древнего Рима под управлением волка-императора Слитиуса. На гладиаторской арене — кентавро-минотавр. А охраняют имперскую власть роботы-легионеры.

Комиксы[править]

  • Исходные «300» Фрэнка Миллера.
  • Комикс Мило Манары по мотивам «Золотого осла» Апулея. И сам Апулей-то чтиво не детское, но Манара умудрился продавить педаль свозь все культурные слои до римской мостовой.
  • Marvel — «Планета Халк».
  • Комиксы об Астериксе и его друге Обеликсе — пародийно-бафосные и, несмотря на постоянный фарсовый мордобой (с магическим обоснованием), на редкость добрые. Но временами заезжают в троп (скорее всё-таки в пародию на него), когда живописуют римские оргии или эти постоянные Цезаревы приговоры: «Бросить львам! Распять! Обмазать мёдом и затравить стаей мух и пчёл!».

Видеоигры[править]

  • God of War. Без комментариев.
  • Fallout: New Vegas: Легион Цезаря — внезапно аверсия: любые психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и многие лекарства) на подконтрольных ему территориях под строгим запретом; подковерные интриги не распространены (даже когда опухоль мозга погрузила Цезаря в кому, никому в Легионе не пришла в голову мысль сместить его, а вместо этого вся верхушка занялась поиском способа вылечить лидера, поскольку все прекрасно понимают, что весь Легион на Цезаре и держится); рабством на постапокалиптических пустошах никого не удивить, а в Легионе даже такой статус уже даёт определенные, пусть и очень ограниченные, гражданские права. Но в пропаганде НКР Легион Цезаря выставляется именно что постапокалиптическим косплеем эпохи кровавых оргий: рабство, гладиаторские бои, массовые бойни и однополые отношения среди суровых легионеров в броне из кастрюль и собачьих шкурок. И все равно находятся и те, кто, мало что зная о Легионе не из пропаганды, видят его меньшим злом по сравнению с анархией и племенами вроде Чертей.
  • Dragon Age: Империя Тевинтер — к рабству тут добавляется магия крови и чародейские эксперименты над рабами. Также показано противостояние языческой и единобожной морали.
  • Overlord 2: по сюжету Тёмному Властелину приходится столкнуться с злобной и развращённой «псевдоримской» империей, истребляющей или порабощающей магических созданий. Гладиаторская арена в комплекте. Римская она только по внешней атрибутике. Возраст у неё никак не имперский: она от силы на десяток лет старше младшего Повелителя.
  • Clive Barker's Jericho: уровень «Древний Рим». «Здесь пахнет дерьмом и смертью» — всё, что нужно знать.
  • Shadow of Rome для PS2.
  • Вселенная The Elder Scrolls — Сиродиил в эпоху айлейдов. Только местами и только по свидетельствам участников освободительной войны рабов-людей, случившейся по внутренней игровой хронологии за пару тысяч лет до кризиса Обливиона. Были ли у них оргии или не были, неизвестно. Зато достоверно известно, что у айлейдов были высокие технологии, которые не смогли догнать люди до самого Скайрима. А ещё что они жили в королевствах, которые грызлись между собой.
    • Зачем эльфу-долгожителю человеческий раб? Он же может в любой момент призвать за нормальную плату на неопределённо долгий срок младшего неразумного даэдра, тогда они свободно ходили по Нирну. Более того, они так и делали. Лор внятного объяснения не даёт.
      • Фанатский обоснуй: приятно чувствовать себя высшим существом, аж почти до оргазма клёво и сладко! Пусть рядом постоянно болтается низший… да, да, и мух отгоняет! А я заодно сэкономлю ману — не стану изобретать магическую мухоотгонялку.
      • Фанатский обоснуй номер два: а стоит ли так уж безоговорочно верить имперским источникам? Историю пишут победители, знаете ли.
        • Особенно учитывая, что данное утверждение отлично демонстрируется на примере изображения восстания Алессии как такового; официальная история долгое время изображала его как героическое восстание местных людей-рабов против нации эльфов-угнетателей. Ко времени игр действующей стала картина крайне зверской (с обеих сторон) войны между эльфийской оппозицией, восставшими рабами и весьма упоротым «киборгом»-полубогом с одной стороны и разрозненными королевствами эльфов-даэдропоклонников с другой — и она явно больше соответствует действительности.

Музыка[править]

  • Ария — «Колизей». «Боги прокляли спятивший Рим».
  • Ex Deo — все творчество группы посвящено Древнему Риму, поэтому хватает и крови, и оргий. Оные явления присутствуют и в клипах.
  • Turisas — Venetoi-Prasinoi. Это, правда, уже про Византию, зато буйство болельщиков и кровавый спорт описаны во всей красе.

Примечания[править]

  1. В более ранние периоды христианская литература особых претензий к античности не имела. Автор жития Александра Невского сравнивал князя с языческим императором Веспасианом, не испытывая никакого дискомфорта.
  2. Педаль в пол в «Рассвете Империи» (фильме-сиквеле): Фемистокл заявляет, что после гибели спартанцев в армии Греции сражаются лишь скульпторы да землепашцы. Но что-то они слишком брутальны и накачаны для своих специальностей. Хотя чтобы взрезать землю плугом и мрамор резцом, тоже нужна сила.