Пеплум
Пеплум — жанр исторического кино, посвящённый древнему миру (античности, библейским временам и т.п.). От просто исторического кино фильмы этого жанра отличает использование античных сюжетов, а также грандиозные масштабы происходящего. На пользу последнего критерия работают панорамные съёмки, внушительные батальные сцены, и невероятное количество массовки в некоторых кадрах. Также некоторые выделяют большую продолжительность фильма как одну из свойств пеплума. Хотя это скорее следствие обширности затронутой темы.
История жанра и её особенности[править]
Специалисты относят пеплум к так называемому эксплуатационному кино, одному из подвидов фильмов категории Б. Однако, несмотря на слегка негативную окраску данного термина, фильмы этого жанра нельзя назвать бессмысленными (хотя сам жанр очень долгое время находился в жутком кризисе, потому что съёмки пеплума требуют огромных денег — из-за особенностей, изложенных выше). В определённый момент они перестали окупаться. Следовательно, снимать их стало невыгодно.
Первыми фильмами этого жанра стали «Колосс Родосский» Серджио Леоне, а до него «Египтянин» и «Бен Гур». Однако уже через несколько лет публика охладела к таким фильмам. «Клеопатра» 63-го года продавалась довольно-таки вяло, даром что собрала четыре «Оскара». Последним классическим пеплумом принято считать фильм 1964 года «Падение Римской империи» режиссёра Энтони Мэнна с Софи Лорен и Омаром Шарифом.
Однако в 2000 году выходит фильм «Гладиатор», оказавшйеся феноменально успешным. Он вернул интерес публики к этой теме. Самым известным из новых фильмов жанра стали «300» — экранизация одноименного комикса Фрэнка Миллера, посвященного подвигу царя Леонида и трехсот спартанцев.
Особенностью старых пеплумов была частая зашкаливающая, порой до приторной тошноты, религиозность (штамп высмеян в «Астериксе»). В новых пеплумах этот момент нередко подвергнут деконструкции.
Фильмы[править]
Классические[править]
- Египтянин (1954)
- Бен-Гур (1959)
- Есть мнение, что не стоило Т. Бекмамбетову в 2016 году браться за её ремейк… Роберт Дауни-младший сказал: «Новая версия — фильм, снятый непонятно зачем».
- Не в ладах с матчастью — галерных рабов в античности не было. В отличии от классических галер, античные гребные суда вытаскивали на ночь берег силами гребцов, и ночевали на берегу, что невозможно проделать с галерными рабами.
- Ирод Великий (1959)
- Последние дни Помпеи (1959)
- Спартак (1960)
- Колосс Родосский (1961)
- 300 спартанцев (1962)
- Клеопатра (1963)
- Падение Римской империи (1964)
- Даки (1966)
- И их сиквел «Колонна» (1968).
Современные[править]
- Гладиатор (2000)
- Римская империя. Август (2003)
- Король Артур (2004) — у Артура было два прототипа из числа римлян, чьи деяния собрались в этот образ: Луций Арторий Каст живший при Коммоде (привет фильму Гладиатор!) и воевавший с варварами защищая Андрианов вал, и Аэций по прозвищу «Арту», что значит на кельтском «медведь», живший в эпоху падения Рима и оказавший сопротивление вторгнувшися саксам. В фильме взяли имя от первого и взяли события жизни второго.
- Спартак (2004)
- Страсти Христовы (2004)
- Троя (2004)
- Александр (2004)
- 300 спартанцев (2007)
- Последний легион (2007)
- Агора (2009)
- Центурион (2010)
- Конфуций (2010)
- Орёл IX легиона (2011)
- Ной (2014) — фактически не пеплум, а постапокалипсис по мотивам библейского сюжета.
- Помпеи (2014)
- Да здравствует Цезарь! (2016) братьев Коэнов — комедия о съёмке классического пеплума 1950-х.