Не в ладах с историей/Зарубежные фильмы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Не в ладах с историей. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • «Онегин» (1999 г.): мы все помним, что Таня вышла за заслуженного (но не старого!) генерала, которого за боевые увечья ласкает двор. Однако поехавший к ней Онегин направляется… к зданию Русского музея! То есть вышла Танечка ни много ни мало за самого великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра и Николая! На самом деле члены императорской семьи могли вступать в брак только с разрешения государя, а он бы не разрешил своему брату жениться на дворяночке из провинции и без титула.
    • Ну, это скорее не история, а кривые декорации.
  • «300 спартанцев» Зака Снайдера — сделано нарочито с педалью в асфальт ради правила крутизны. К тому же не следует забывать, что все события переданы в исполнении ненадёжного рассказчика. И вообще это не исторический фильм, а экранизация комикса, намеренно клюквенного и основанного на фильме 1962 года, который тоже во многом (правда, не в таких убойных дозах) не в ладах с историей.
    • Эпизод с убийством персидских послов в Спарте — анахронизм: он имел место до Марафонской битвы, а не накануне вторжения Ксеркса в Элладу.
    • Бессмертных режиссёр сделал похожими на урук-хаев и вооружил катанами. А палачами у персов работают форменные восставшие из (з)ада с руками-лезвиями, а еще есть козлы-музыканты.
      • И да, шутка о восставших откуда слышится — тоже намёк на ляпсус, связанный с приписыванием персам половых извращений, которые в зороастризме считались худшими грехами, то ли позволившими Ариману породить дэвов, то ли омерзительными даже для него.
      • При этом спартанцы издевательски называют афинян «любителями мальчиков». А сами-то вы кто? «Боевые педерасты»™ были фишкой Спарты, а не Афин и уж тем более не гомофобной Персии!
        • Ну дык — гламурные любители нежных юных мальчиков. А не по-простому, как настоящие боевые педерасты, лучше нет влагалища, чем очко товарища.
          • Подавляющее большинство любителей мужской любви в Спарте были именно любителями мальчиков. Объясняется очень просто: по спартанским законам совершеннолетний боевой товарищ, которого ты жахнул в булки, имел право требовать от тебя тоже подставить задницу, а малолетка — нет. Потому-то гейские союзы там имели склонность распадаться по достижении младшим партнёром совершеннолетия.
      • Ксеркс своим видом выжимает педаль в пол, потому как реальный Ксеркс был обычным мужиком с длинной бородой и кудрявой шевелюрой, а снайдеровский больше всего напоминает лысого слаанешита с килограммами пирсинга на теле. Скажем так, представленный в фильме Леонид гораздо больше похож на персидского царя…
      • А еще Ксеркс именует себя богом. Не было в ту эпоху на Ближнем Востоке (исключая Египет) традиции обожествлять правителей!
        • В персидской культуре это не то, что не было традиции, это был вообще залёт на все ВДВ, отменяющий любые прежние заслуги и претензии на власть.
    • Участие в бою только 300 спартанцев считалось байкой даже среди самих древних греков. В реальности под Фермопилами со стороны Греции сражались как минимум около 4000 человек. Те самые 300 — это личная гвардия царя Леонида.
      • По легенде, спартанцы, в отличии от остальных греков отказались отступать, узнав о предательстве и боролись до последнего. С точки зрения истории кроме 300 спартанцев отступление прикрывало ещё несколько сотен людей.
      • Кстати, называлась она гиппеями (всадниками) и вовсе не просто так. Нет, в смысле сражались они пешими, просто были одними из немногих спартанцев, имевших лошадей. В фильме царь с товарищами мотаются к Фермопилам пешочком как будто рядовые спартиаты.
    • Предатель Эфиальт на самом деле был не спартанцем, а малийцем из Фессалии. И на Голлума он похож не был.
    • Гоплиты только в шлемах и набедренных повязках, носят плащи, а сражаются короткими копьями и махайрами? Знатоки античности массово фейспалмят: они-то в курсе, что:
      • Доспех гоплита включал в себя: наручи, поножи, почти полностью закрытый коринфский шлем, гипоторакс (нехилая такая анатомическая кираса) и наплечники, защищавшие руки от рубящих ударов.
        • Спартанцы носили кирасу и в более позднее время, когда от нее отказались армии других греков.
      • Копьё длинное, метра 3-3,5, и из-за веса метнуть его было крайне проблематично. Зато в плотном строю оно незаменимо.
      • Махайра aka копис (искривленный клинок с «ятаганной» заточкой, предок фальшиона и собственно ятагана) — оружие всадника. В пехоте вместо него использовался ксифос — прямой одноручный меч листовидной формы. Причем спартанские ксифосы были, по сути, кинжалами — над их длиной (не более полуметра) дружно смеялись все остальные греки.
        • Копис использовался и в пешем бою. Основным оружием всадника было укороченное копье.
    • Леонид погиб от меча примерно в середине битвы, и его тело несколько раз переходило из рук в руки? Не, не слышали: пусть его расстреляют из луков, причём самым последним и выпустив гораздо больше стрел, чем требовалось.
    • В одной из сцен сражений персидские воины забрасывали спартанцев горшками с «греческим огнём», не зная, что он был изобретён в раннесредневековой Византии.
      • Всё сложнее. На богатом нефтью Ближнем Востоке зажигательные смеси действительно применялись с глубокой древности, в том числе и персами («персидское земляное масло», naff, слово нефть появилось именно от него), а на Западе с ними знакомы преимущественно по знаменитым арабо-турецким «метателям нафты», вероятно сцена — анахронизм в попытке натянуть одни огнемётные войска на другие.
      • Есть упоминания греческого огня и в сочинениях по военному делу эпохи эллинизма.
      • Только этот «греческий огонь» почему-то взрывается в кадре. Кажется, по фильму порох изобрели на полторы тысячи лет раньше…
    • ИРЛ всё население Спарты, кроме девяти тысяч человек, было илотами (читай — рабами), а персы как зороастрийцы относились к рабству скорее негативно. В фильме получилась инверсия: спартанцы — свободный народ, а персы — главные рабовладельцы Древнего мира.
      • И кстати, испытанием юного спартанца было прикончить под покровом ночи не кровожадного волка, а какого-нибудь невезучего раба…
    • Фокейская стена закрывала второй проход в Среднюю Грецию и находилась сбоку от греков? Да нифига, это всего лишь баррикада перед лагерем греков, находившаяся в самом ущелье.
  • Сиквел не отстаёт, выдавая ещё больше несуразиц: Артемисию, которая во время битвы при Саламине (которой фильм и посвящён) только и сделала, что приказала под шумок обстрелять несколько персидских кораблей и свалить, превратить в правую руку Ксеркса? Фемистокл убил из лука царя Дария? Вместо 16 кораблей спартанский флот привёл огромную армаду? Список можно спокойно продолжать, и поэтому сам фильм бывает достаточно плохо видно из-за постоянных фейспалмов.
    • К слову, стоит заметить, что Артемисия была как минимум приближённой Ксеркса (по крайней мере, в военных советах она участвовала и была единственной, кто выступил против сражения с греками в Саламинском проливе), а персидский корабль протаранила либо ненамеренно, либо (что более вероятно), чтобы сбить с толку командира афинской триеры, которая чуть не утопила корабль самой Артемисии. Что, конечно, не очень красиво, но «жить захочешь — не так раскорячишься».
  • Эпичный во всех смыслах этого слова фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Ошибок там на любой вкус и цвет… По некоторым источникам, аж 124 штуки. Вот некоторые:
    • Начнем с наиболее распространенных заблуждений о Риме вообще и гладиаторах в частности. Во-первых, не было тогда ни седла, ни стремян. Они появились только в Средневековье, да и то не сразу. А вообще, достаточно посмотреть на памятник Петру I, известный как Медный всадник — он сделан в подражание римлянам и сидит на коне как раз без седла и стремян.
      • Впрочем это — общая черта многих пеплумов и объясняется тем, что сейчас хрен найдёшь каскадёра, умеющего ездить верхом без седла. Да и когда все ездили без седла, так лихо, как со стременами, не ездили.
    • Во-вторых, ради всего римского пантеона, не путайте гладиаторов и венаторов! С хищными зверями на потеху публике как раз последние и сражались.
      • Ну и по поводу гладиаторов к авторам много вопросов: ретиарии, бойцы с сетями и трезубцами, не носили шлемов. К тому же нарушены все правила сражений на арене: почему протагонист сражается то с какими-то амазонками (тогда действовало правило: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, да и было воительниц-гладиатрис не так-то много) на колесницах, то еще с не пойми кем?
        • День на арене выглядел примерно так: с утра казни, потом венацио — бои со зверями, к полудню — выход на сцену пегниариев (потешных бойцов, сражающихся кнутами и палками), и лишь во второй половине дня начинались выступления гладиаторов. В фильме же тени от сражающихся гладиаторов почти отсутствуют. Значит, дело происходит в полдень. (Хотя это — откровенная мелочь)
    • В-третьих, очень много ляпов по вооружению: в одной из сцен появляются воины в каплевидных не то русских, не то скандинавских, не то турецких средневековых шлемах. Есть также и гладиатор, вооруженный моргенштерном (шипастой булавой на цепи) — полная ерунда: это оружие позднего Средневековья, для пробивания доспехов рыцарей. Да и рубящие удары мечом-гладиусом мощными не получатся, а вот колющие — вполне себе. На этом фоне чем-то невинным выглядит то, что легионеры держат щиты неправильно — вдоль, а не поперек.
      • Возможно настоящие гладиаторы и предпочитали рубящие удары — они зрелищней, да и задача у них была развлекать толпу, а не быстро поубивать друг дружку.
      • Рубящие удары гладиусом еще как получатся мощными. Гладиус имел широкий и тяжелый клинок, масса данного оружия колебалась от 700 до 900 граммов, иногда до килограмма. Кавалерийские и пехотные сабли 17-19 веков имели сопоставимую массу. Сомневающимся автор правки предлагает поинтересоваться ТТХ какого-нибудь средненького мачете, предназначенного как раз для рубки.
    • В-четвертых, император Коммод на себя не похож от слова совсем. Внешне гладиатор на троне напоминал созвучный его имени предмет мебели, а не того завсегдатая гей-клуба, которого нам предъявили, и при этом был натуральным блондином. На арену Коммод выходил, и весьма часто, слыл великолепным гладиатором, убивал на потеху публике людей и зверей (до бегемотов включительно. Тут двойственно — с одной стороны, быть венатором считались еще большим западлом, чем гладиатором, с другой — зверю-то не объяснишь, что это император, и сильно бить его не следует). Но погиб он вовсе не в бою, а был задушен в родном доме своим же собственным тренером по борьбе (тот был членом заговора против императора). И у власти Коммод находился 12 лет (хотя из фильма трудно понять, сколько лет протагонист был в рабстве). Заговор, в котором участвовала его родная сестра, действительно имел место — но был успешно разоблачен, а сестренку Коммод сначала сослал куда подальше, а потом, для верности, приказал прикончить.
      • Скажем слово и о Марке Аврелии: он умер от чумы. А не был убит Коммодом лично. Да и не было у Марка Аврелия других наследников, кроме Коммода. Последний был единственным кандидатом на престол аж с пятилетнего возраста.
        • Традиция усыновлять подходящего преемника и назначать его наследником характерна для династии Антонинов. Да и позднее императоры использовали этот приём. Уж очень хорошо запомнились всем примеры самодурства императоров, получивших власть по наследству — Нерона, Калигулы, Домициана. Так что версия о намерении Марка Аврелия сделать наследником успешного и популярного полководца не противоречит эпохе (в точности так стал императором Траян), хотя и не может быть подтверждена.
    • В-пятых, поговорим и о протагонисте. Воинское звание генерала появилось только в XVI веке во Франции. А история с его обращением в рабство — чистой воды вымысел сценариста, за взятие в рабство даже простого легионера работорговцев распинали на крестах с таким тщанием, что они даже с дезертирами связываться боялись.
      • Ладно, допустим, генералом протагониста обозвали, чтобы не разъяснять широкой общественности, кто такой легат. Но вот современное клише «я солдат, а не политик» в устах командующего легионом — это нонсенс, легионом мог командовать только человек, пошедший в курсус хонорум, как минимум военный трибун (в Риме вообще невозможно было сделать политическую карьеру без службы в армии. Мало кто в курсе, что тот же Цезарь пошел на военную службу исключительно с этой целью — и внезапно оказался гением именно в военной области!)
        • Проще сказать, что командир легиона — это обязательно политик. Возможно, еще и опытный военный (если повезет), но вот это уже не обязательно.
      • Как и легионерская татуха. Будь главный герой выслужившимся центурионом пилуса первой когорты (примипилом), то наличие солдатской татуировки еще можно было как-то оправдать, но главный герой — патриций, и в солдатах отродясь не ходил.
      • Как и вообще казнь по беспределу популярного военачальника в расположении подконтрольного легиона. Коммод после этого имел слишком высокие шансы обнаружить Gladius в Podex-е (в фильме вообще наблюдается осовременивание концепции военного любого ранга как «слуги государства», что для древнего Рима некорректно)
    • Сюда же отказ Максимуса становиться императором, для римского легата просто немыслимый. А тебя еще и действующий император уговаривает, как гимназистку. Ты что, сомневаешься в том, что он видит в тебе достойного преемника?
      • Тут стоит пояснить, что император - это исходно просто главнокомандующий, прочие ништяки к этому статусу стали прилагаться только постепенно (а формально и не прилагались). Так что это отказ не от чего-то странного и необычного, а просто от естественного повышения в звании/должности.
    • В-шестых, почему все атрибуты власти синего цвета? Цвет римского императора — пурпурный.
    • В-седьмых, ни в какие ворота не лезет команда «Огонь!», которую отдают лучникам (правда, только в вырезанной из фильма сцене, но тем не менее). Тогда же не было огнестрельного оружия… К тому же римляне предпочитали лукам дротики и пращи.
      • Впрочем, стрельба велась зажигательными стрелами, но при этом становится непонятно, зачем надо было использовать их против пехоты.
        • Команда «Огонь!» действительно использовалась для стрельбы зажигательными стрелами, но после этой команды не стреляли, а пробегал человек с факелом, чтобы эти стрелы зажечь.
    • В-восьмых, в самом начале фильма появляется немецкая овчарка. Порода существует с XIX века.
      • Собаки, похожие на современные породы, изображены чуть ли не на наскальной живописи, так что наличие в те времена собаки похожей на немецкую овчарку вполне можно представить.
    • В-девятых, почему все бюсты и статуи белые, если во времена своего создания были расписными и облупились только в последующие века?
      • К слову, в один из моментов можно увидеть бюст Луция Септимия Севера, который пришёл к власти уже после Коммода, причём между годами их правления удобно втиснулся Пертинакс.
      • А в другом — статую Домоксена, появившуюся через 16 веков после событий фильма.
    • Распять жену и ребенка римского гражданина Максимуса не рискнул бы даже такой отморозок, как Коммод — этот вид казни использовался исключительно для рабов и приравненных к ним жителям колоний!
      • Это отлично иллюстрирует судьба апостолов Петра и Павла, казненных во время гонений на христиан. Павел был чиновником, римским гражданином, поэтому и отделался сравнительно легко — был обезглавлен, а Петра распяли. Петр-то был простым рыбаком, а не гражданином…
      • Впрочем, Марк Опеллий Макрин своих легионеров распинал. Правда, было это уже в 218 году нашей эры, и проправил он исключительно недолго.
    • В фильме они почему-то показаны скорее повешенными, при распятии ноги не болтаются свободно при отсутствии любого подобия основания креста.
    • И самая термоядерная ошибка: Рим превратился из республики в империю, а не наоборот, как показали в фильме.
      • К тому же это ошибка в ошибке: Империумом назывались территории Рима за территорией Италии. А сам древний Рим считался республикой вне зависимости от полноты власти императора.
      • Так и само противопоставление республики и империи это такая интерпретация с высоты лет. Сам римлянин в таких координатах не мыслил.
  • Раз уж речь зашла о пеплумах… «Бен Гур», что 1959, что 2016 — ГГ попадает на галеры из состава флота, участвующего в сражении с македонцами/греками. Какими еще греками, если Греция уже три века как под Римом?
    • И да, в античности не было такой формы наказания, как ссылка на галеры. Гребцы были свободными людьми, хотя такая служба и считалась менее почетной, чем гоплитом/легионером. Причем в фильме ненароком показано, почему — на «нас сейчас протаранят!» гребцы должны были не судорожно пытаться освободиться, а под «наддай, робяты!» попытаться вывести корабль из-под удара или переплести весла, сформировав дополнительный защитный «экран» вдоль борта (а в случае абордажа — участвовать как в абордаже, так и в защите корабля посредством хозяйственных топоров, благо «морпехов» в доспехах на тогдашних кораблях не любили, ибо лишний вес). В Риме рабов могли мобилизовывать на галеры в случае особой надобности, но только или за вольную или за неплохо оплачиваемое место гребца.[1]. Каторжников (кстати, само слово происходит от типа галеры «катэргон» aka кадырга) на галерах начали использовать только в XVI—XVII вв., когда они выродились во вспомогательные каботажные суда, причем цепи и все такое — только для иноверцев.
  • «Битва Титанов»: в греческой армии среди всяких Солонов и Эвсебиев затесался простой древнеримский путешественник во времени по имени Драко.
  • «Враг у ворот»: в самом начале фильма анимированная карта показывает, как Гитлер захватывал Европу. Беда в том, что Европа дана в границах 1990-х годов.
    • В этом фильме вообще столько клюквы, нелепостей и откровенной ерунды, что впору выделять в особый случай. А как могло быть иначе, если автор сценария, маститый историк Энтони Бивор, прямо заявил, что история про Василия Зайцева — чистая пропаганда!
      • Кстати, о пропаганде. В фильме Зайцев — единственный советский военнослужащий, который хотя бы раз убил в кадре немца. Все остальные бои — немцы с танками, пулеметами, самолетами тупо расстреливают беспорядочно бегающее советское мясо. И вот, Зайцев убивает Кенига… И бах, оказалось, что советская армия победила. Хотя показанный в фильме советский сброд ну никак не мог победить немцев, даже трупами завалить не могли.
    • Еще о пропаганде: в фильме подчеркивается, что Данилов впервые, в сентябре 1942, предложил не только устраивать массовые расстрелы, но и вдохновлять примерами героизма. Серьезно, все присутствующие политработники и Хрущев смотрят на него, как на китайского императора с ночным горшком на голове.
    • Зайцев у нас на момент начала событий неграмотный, это подчеркивается, крестьянин, которого привозят на фронт, как зэка (в запертом снаружи вагоне), даже не давая оружия (про то, что в советской армии одному дают винтовку без патронов, другому патроны без винтовки говорить вообще не будем). Василий Зайцев, если что, служил с 1937 года на Тихоокеанском флоте, и попал в действующую армию после пяти рапортов о переводе сразу младшим лейтенантом! Имел семь классов образования, специальность арматурщика, служил на флоте с 1937 года, кстати, сначала писарем, потом начфином (ради чего дополнительно окончил бухгалтерские курсы). Неграмотный бухгалтер — это еще куда ни шло, что там считать, и на пальцах можно, но вот неграмотный писарь — это уже интересно…
    • Такие мелочи, что Зайцев, прежде чем стал снайпером, месяц воевал, и в снайперы его предложили за 32 фрага из обычной винтовки, в том числе выстрел с 800 метров без оптики, упоминать вообще не будем.
    • Отец главной героини, советский еврей, хочет сбежать на историческую родину и копит деньги, чтобы купить там землю… Стоп. Советский еврей, желает выехать в британскую колонию и копит деньги… Какие, фунты в обменнике берет? Или золото, чтобы за бранзулетку румынскую границу перейти?
      • А вот типичная претензия в обзорах на Шыдевр — малолетний разведчик Сашка, который как-то умудрялся лазить через фронт. На самом деле такой был.
  • «Храброе сердце» — авторы крупно не в ладах с историей:
    • Уоллес не носил килт, потому что килтов тогда вообще не носили. А были длинные рубахи-лейне и клетчатые пледы. Только Уоллес и их не носил, поскольку был мелким рыцарем из Лоуленда, сиречь, этнически по сути тем же англичанином, а вовсе не горцем-гэлом.
    • Да и лицо синей краской он не мазал. Этим занимались пикты за несколько столетий до него.
    • Французская принцесса появилась в Англии только через пять лет после казни Уоллеса. Никакой роман между ними не был возможен.
    • Эдуард Долговязый не убивал любовников своего сына. При папе Эдуард-младший вообще не баловал, вернее, попытался, но Эдуард I быстро узрел опасность и друга-любовника отослал куда подальше. К тому же, стоит добавить, что всё слухи о гомосексуальности Эдуарда II были высказаны, по сути его убийцами — женой Изабеллой и её любовником Роджером Мортимером, что стало одним из обоснований убийства Эдуарда, ведь в то время содомия была смертным грехом. И даже если у Эдуарда II и были гомосексуальные или бисексуальные наклонности, ибо он король и может себе позволить практически всё что угодно, это не помешало ему зачать со своей женой четверых детей. В фильме же он показан тщедушным, слащавым геем, которого буквально воротит от вида своей жены.
    • И да, Эдуард Долговязый не был язычником, как утверждает Мэл Гибсон, и даже участвовал в крестовом походе.
    • И да, прозвище «Храброе Сердце» носил не Вильям Уоллес, а Роберт Брюс. Справедливости ради в фильме его название не используется как прозвище вообще.
    • Вообще говорят, что в этом фильме от реальности осталась только война Англии с Шотландией, имена героев и места нескольких битв.
  • «Апокалипто» того же Мэла Гибсона — не в ладах с хронологией индейских цивилизаций Центральной Америки. Гибсона, отличающегося интересными взглядами на христианство, даже заподозрили в использовании внезапно приплывающих в финале испанцев в качестве метафоры гнева Божьего, обрушающегося на загнивающих по многочисленным (и со всем беспощадностью показанным в фильме) причинам язычников. Снял бы про ацтеков — хотя бы вопросов к исторической точности было бы меньше. Подробности тут, основные ляпы следующие:
    • Главный герой майя почему-то чистый охотник-собиратель, ни разу не видевший ферм и городов, когда исторически этот народ жил компактно (города располагались друг от друга на небольшом расстоянии) и вплотную занимался сельским хозяйством.
    • Когда он чудом сбегает из большого города, где его хотели принести в жертву, то натыкается на ближайшем пляже на… испанских конкистадоров, которых от эпохи расцвета майя, когда их поселения были такими же большими и развитыми, как в фильме, отделяют столетия[2].
    • При этом майя совершают жертвоприношения чисто по ацтекскому образцу, вырезая сердца у десятков пленников на каменном жертвеннике с помощью обсидианового ножа, и верховному, можно сказать, элитному богу Кукулькану предлагают не знатных юношей, а каких-то немытых дикарей. На самом деле майя были гораздо менее кровожадны, чем ацтеки: жертвоприношением считалось и ритуальное кровопускание, и в целом их «фишкой» было сбрасывание людей в подземные колодцы (в честь одного из главных богов Ча’ака, покровителя дождя). Правитель во всех этих вещах играл ключевую роль, а не сидел в сторонке, как в фильме.
    • Вот только сам Гибсон никогда не утверждал, что его фильм документально достоверен. А члены его режиссерской команды подтверждали, что намеренно шли на искажения фактов ради большей зрелищности и простоты восприятия. Например, вышеуказанное смешение эпохи расцвета майя с эпохой упадка сделано намеренно. Просто потому, что создателям очень хотелось показать красивые пирамидки.
  • Франшиза «Рэмбо»: некоторые детали указывает на то, что действие этих фильмов происходит в параллельном мире, где история шла другим путём:
    • «Рэмбо III». В нашем мире танки Т-72 в афганской войне не участвовали. И такого странного красного флага с белой кляксой на советской военной базе быть не могло. И форма кармалевцев была не такой.
    • «Рэмбо 4» (John Rambo). События, показанные в Бирме — не из нашей истории. В «нашей» Бирме такого не было. И, кстати, бомбы Tallboy в Азии не применялись.
  • «Кейт и Лео»: Леопольд демонстрирует свою образованность, рассказывая об опере Пуччини «Богема» и поправляя ошибки другого, несведущего персонажа. На самом деле он никак не мог слышать эту оперу, потому что явился из 1876 года, а опера была написана на 20 лет позже. В итальянском дубляже фильма «Богему» в этой сцене заменили на «Травиату» — что куда более правдоподобно, так как премьера «Травиаты» состоялась в 1853.
  • «Легенда Зорро»: действие разворачивается в 1850, однако в фильме уже присутствуют Конфедерация, которая появится только в 1861, Первая трансконтинентальная железная дорога (1869) и Пинкертонское агентство (появится в середине 1850-х). Ну и калифорнийский референдумо том, стоит ли им становится штатом, которого не было на самом деле. А в финале в Калифорнию приезжает президент Линкольн, чтобы приветствовать новый штат, вот только настоящий Линкольн никогда в Калифорнии не был.
    • Пинкертонское агентство как раз появилось в 1850.
  • «Конец света»: священник объясняет главным героям, что Число Зверя Иоанн Богослов увидел во сне, а во сне цифры бывают перевернуты — то есть это не 666, а 999, то есть 1999 год. На момент написания «Апокалипсиса», вообще-то, не было ни арабских цифр в их нынешнем виде ни вообще десятично-позиционной системы счисления. Поэтому 666 могло означать только число, стоявшее между 665 и 667, и записывалось оно не как не три шестерки — а, допустим, римскими цифрами было бы DCLXVI (на наши деньги 500(+)100(+)50(+)10(+)5(+)1; 999 было бы CMXCIX — (1000—100)+(100-10)+(10-1)), а по гречески ΧΞϚ. (Другой вариант — оно вообще 616)
  • «Тринадцатый воин»:
    • Серьезная заявка на первое место в номинации «самый отдаленный анахронизм». В одном кадре можно наблюдать элементы защитного снаряжения, отстоявшие друг от друга более чем на 1000 (!) лет: гладиаторский шлем примерно I века и позднесредневековый полный доспех (сам по себе марсианский, но отдаленно напоминающий миланские латы середины XV века).
    • Начисто выбритые викинги это даже не анахронизм, а тотальное «не ладах с историей». Для скандинава тех времен «безбородый» — оскорбление, которое смывалось кровью.
    • Герои сражаются с племенами венделов — пожирателями трупов, считающими себя медведями. Название напоминает «венедов» — так скандинавы называли славян. Но смуглые каннибалы с матриархатом более похожи на африканцев, а подобных культов в районе обитания норманнов не существовало (статуэтка «матери» так и вовсе намекает на кроманьонцев!).
      • Автор «слышал звон, да не знает, где он»: ИРЛ Вендел — деревушка в Швеции, возле которой археологи раскопали кучу захоронений VI—VIII вв., в результате чего в истории Швеции этот период (предшествующий «эпохе викингов»!) именуется «вендельским».
    • Издевательский «список источников» в конце книги (включающий «Некрономикон» А. Аль-Хазреда и т. п.) явно показывает, что автор не советует воспринимать книгу слишком серьезно.
  • «Следопыт»: викинги облачены в чёрные пластинчатые доспехи и травят жертв ротвейлерами (выведенными в середине XVIII века). Рогатые шлемы а-ля хаоситы из Вархаммера — в комплекте. Также стоит отметить внешность — для страхолюдности они чернявые, что весьма странно для сынов Севера. И это уже не говоря о том, что никакого геноцида викинги американским индейцам не устраивали.
  • «Распутин» (1996). Сам по себе фильм отличный, с хорошими актерами. Есть там и два очень известных киноволшебника — Иэн МакКеллен в роли Николая II и Алан Рикман, изображающий Распутина. Но не обошлось без ошибок:
    • В 1916 году город на Неве называется Санкт-Петербург. Петроград? Не, не слышали.
    • Петр Столыпин узнает об убийстве Франца-Фердинанда. Не иначе как восстал из гроба: Столыпин был убит в 1911 году. Но почему-то в фильме это событие происходит как и в реальности — во время театрального представления.
    • Про Февральскую революцию, которая и свергла самодержавие, авторы фильма тоже не слышали.
    • Распутин был убит в конце декабря. Его тело сбросили в реку — так и было. Но почему река не замерзла?
      • Для Петербурга в конце декабря это не то чтобы норма, но достаточно часто случающееся событие даже в те времена. Сейчас же в новогоднюю ночь зачастую температура выше нуля.
    • Сцена, где у Алексея в храме начался приступ гемофилии: священнослужители служили молебен. Если внимательно прислушаться, то можно услышать что они поминают патриарха Алексия (хотя патриаршества в Российской империи не было) и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (такого митрополита в Санкт-Петербурге не было при Николае II, но зато, вместе с патриархом Алексием был в 1995 году, когда и снимался фильм).
  • «Первый мститель» — действие кинофильма происходит во время Второй Мировой Войны, но нам показывают американские войска, состоящие из солдат разной расовой принадлежности. В действительности до 1950-х годов в армии США действовала расовая сегрегация: белые и «цветные» служили в разных подразделениях.
    • Там же: в военкомате ГГ читает газету с заголовком «Нацисты отбили Житомир». У кого, если на дворе 1942?
  • «Трансформеры» — не совсем история, скорее фактика, но… «Вы помните, как NASA в 2003 потеряла марсоход „Бигль-2“?» спрашивает глава «сектора 7» у министра обороны. «Бигль-2» действительно потеряли, но не NASA, a ESA — миссия была европейской — и марсоходом он не был — «бигль» был стационарным зондом. Когда показывают супер-секретную запись с «бигля», зонд предстаёт марсоходом-ровером, типа тех, что уже NASA отправили к Марсу в том же году и ни один из которых не потеряли.
  • «Пираты Карибского моря»:
    • «Пираты Карибского моря. На краю света». Действие фильма происходит в начале XVIII века, однако герои прибывают в Сингапур, являющийся большим портовым городом, полным пиратов. Однако, во-первых, название «Сингапур» появилось лишь в XIX веке, во-вторых, в XVIII веке будущий Сингапур (носивший тогда название Тумасик) был крохотной рыбацкой деревушкой, куда не заходили корабли и где никакими пиратами и не пахло.
      • Ещё, часть действия происходит в Порт-Ройале. Согласно многим источникам, действие разворачивается где-то в XVIII веке, однако Порт-Ройал был уничтожен землетрясением в 1692-м.
      • Любимые зелёные яблоки Барбоссы были выведены в Австралии в середине XIX века…
      • Кстати, Австралию еще не открыли. Что она делает на карте Беккета?
    • «Пираты Карибского моря. На странных берегах» — пират Чёрная Борода (он же Эдвард Тич) погиб за девять лет до восшествия на престол английского короля Георга II. В фильме король и пират живут в одно время.
      • Звучит глупо, но фильм приводит обоснуй: «Я тут слышал, Вас обезглавили… Но ваше тело трижды обплыло вокруг корабля и Вы снова поднялись на борт…»
    • Пятая часть пиратской саги, «Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки». Джека Воробья хотят казнить на гильотине, подчеркивают французское происхождение машины для казней. Но гильотина во Франции появилась только в 1791 году.
      • Впрочем, были известны аналогичные устройства для обезглавливания — шотландские или итальянские. Но они назывались иначе («шотландской девой», если интересно) и выглядели чуть по-другому (косое лезвие предложил Людовик XVI — в буквальном смысле на свою голову).
  • «Пёрл-Харбор» (2001) — перед налетом на, собственно, Перл-Харбор, японские летчики повязывают на лоб повязку с восходящим солнцем. Так, вообще-то, поступали только камикадзе… То же касается и ритуальной чашки сакэ. А появились камикадзе только в 1944.
    • В кадрах несколько раз мелькает авианосец с угловой палубой и паровыми катапультами, а в кадрах разгрома американского флота фигурируют линкор «Миссури» и эсминцы типа «Спрюэнс» 1970-х годов.
    • Дичайшими выглядят кадры в которых японцы расстреливают мирных жителей прямо на улицах Гонолулу. Всё ж таки настолько нагло врать (в реальности во время налёта погибло 68 гражданских — большая часть из которых просто оказалась на военных объектах в то утро, в самом городе погибших было менее десятка, да те были случайными жертвами — ранено было 35 человек. Что и не удивительно — японцам как бы было чем заняться) — это уже перебор.
    • В конце фильма герои участвуют в рейде Дулиттла, уходят в Китай, где совершают аварийную посадку, после чего возвращаются в США, куда доставляют и тело Денни (как, если между Китаем и США сплошные японцы, а в самом Китае черт знает что творится?). В реальности, единственный уцелевший самолет сел на советском Дальнем Востоке (в фильме прямо сказано, что СССР американцев послал и запасных аэродромов не дал), после чего летчики были интернированы (так как СССР тогда с Японией не воевал) и отправлены в Среднюю Азию, откуда «сбежали» в Иран, и вернулись в США более чем через год после вылета.
    • Рей отправляется в Британию добровольцем, но Дэни уверен, что его туда послали. Второго быть не может, так как США в войне еще не участвовали. В случае же первого, совершенно неясно, как он оказался в Перл-Харборе на правах боевого летчика. Дело в том, что он должен был уволиться из вооруженных сил и ехать в Британию сам по себе. После того, как его сбили, его подобрали рыбаки. Если же его отправили в Британию, он должен был продолжать воевать. Если же сразу в США — то прибыл он туда как простой гражданский.
    • Рей заявляет, что Р-40 медленнее «Зеро», но более маневренный. В реальности ровно наоборот, и, к тому же, откуда он такой специалист по японским машинам? Четких разведсводок по технике потенциального противника американцы тогда не имели, а он сам воевал только с немцами.
      • В американской популярной военной мысли, превосходство самолета в скорости — признак дурной силы, при которой ума не надо, а маневренность — это либо воевать умением (о своих), либо на что-то надеяться нелепыми пируэтами (о противнике)
    • Эвелин забеременела перед налетом, в декабре 1941, а в апреле 1942 щеголяет все той же осиной талией. Забыли наложить живот, или забыли, что прошло пять месяцев — неясно.
      • Кроме того, офицер проводит ее в помещения связистов, где дает команду выдавать себя за машинистку, подразумевается, что все идет по плану. Вот только рейд Дулиттла начался на 10 часов раньше, чем планировалось из-за обнаружения авианосца японцами.
  • «Робин Гуд» Ридли Скотта — ближе к концу фильма король Иоанн подписывает Великую Хартию… после чего сразу же её демонстративно сжигает. Реальный Иоанн Безземельный действительно не хотел выполнять её положения, но он нажаловался на своих баронов Папе, а не сжигал документы.
  • «Честная куртизанка» — ляпов много, хороших и разных. Но все перекрывает концовка. Инквизитор, пораженный количеством заступников главной героини, передает право судить ее Венеции. И это подается как их победа. Что не так? А то, что исторически «передать дело светскому суду» — это было МАКСИМАЛЬНОЕ наказание, которое мог вынести инквизитор. Да! Прав вынести смертный приговор Инквизиция никогда не имела; в худшем случае она объявляла, что подсудимый больше не честный христианин, и передавала дело светскому суду, — который уже выносил смертный приговор. Но если заступники героини могли обеспечить ей оправдание на этом суде, то что вообще страшного в суде Инквизиции?
    • Исторический прототип героини тоже подвергалась суду Инквизиции, — но была вполне однозначно оправдана благодаря СОБСТВЕННОМУ мастерству юриста и оратора (в фильме она вместо этого троллит суд), помощи Доминико Веньера (в фильме он пассивный наблюдатель, и более того, один из немногих, кто НЕ встал в ее защиту) и, барабанная дробь, хорошему отношению инквизитора (в фильме он только требует от нее признать себя виновной, и вообще, все решил еще до процесса). И да, на тот момент у нее было шестеро детей.
      • Самое странное: заложенным в фильм идеям исторический вариант соответствует куда лучше! Серьезно: весь фильм героиня твердит, что самое ценное для женщины — это образование. Подчеркивается, что ее превосходство над благообразными дамами не столько в красоте, сколько в любви к чтению. Исторически она это и продемонстрировала, защитив себя на суде. А что демонстрирует героиня фильма? Неважно, насколько ты образована, главное вовремя дать кардиналу?
  • «Дюнкерк».
    • Англичане в реальности вплоть до 2-3 июня участвовали в обороне Дюнкерка, а не стояли в унылых очередях на эвакуацию.
    • В эвакуации принимали участие в равной мере английские и французские корабли, так что ни о какой эвакуации исключительно англичан речь не шла (примерно половина из захваченных в плен в районе Дюнкеркского плацдарма французов в реальности была окружена в Лилле, без возможности отойти к порту).
    • Отзывать участвующие в эвакуации эсминцы и заменять их мобилизованными маломерными судами, яхтами и траулерами британское руководство не собиралось[3].
    • Как следствие, основную массу войск вывезли не мобилизованные плавсредства, а эсминцы и крупные транспорты, «тюлькин флот» только снимал народ с берега и доставлял на находящиеся в море корабли.
      • Кстати, мобилизация плавучей мелочи не была вызвана потребностями эвакуации — подобные кораблики предполагалось использовать как разведчики, тральщики или охотники за подлодками.
    • Сама эвакуация показана в духе «черт с ней, с Францией, бери шинель, пошли домой», хотя на самом деле британские войска присутствовали во Франции до самого последнего момента — в июне 1940 была проведена еще одна эвакуационная операция, в ходе которой с материка эвакуировались еще чуть ли не 150 тысяч англичан и 50 тысяч присоединившихся к ним французов.
    • Что забыла шотландская дивизия в Дюнкерке? Она-то как раз в окружение не попала и была разгромлена позже, когда немцы закончили с окруженцами и рванули на Париж.
    • Претензии к картинке — чистый город, чистые пляжи, чистое море… Вообще Дюнкерк сначала неслабо разбомбили, разнеся к чертовой бабушке порт, затем долго обстреливали, на пляжах скопилась куча барахла, брошенного при эвакуации, а в море было полно затонувших на мелководье кораблей и судов. И куча трупов, разумеется.
    • Ну и технический ляп — о какой нехватке топлива у «Спитфайра» может идти речь, если до Англии 90 км, а боевой радиус — то есть дистанция, на которую самолет может безопасно удалятся от аэродрома (не считая запаса топлива для боя) — 680, а дальность полета вообще — 1500? Сколько же он там круги наматывал?
  • «Меч Короля Артура» — фэнтези, начинённое псевдоисторической клюквой по самые помидоры. Многое можно было бы списать на сказочную условность, вот только с мифологией фильм ещё больше не в ладах.
    • Термоядерная каша из артуровских имён и названий, включая как легендарные, так и исторические. В частности, Вортигерн (реальный король) вдруг оказывается младшим (!) братом Утера, хотя в реальности правил существенно раньше него (если Утер вообще существовал). Для знающего историю и легенды это звучит примерно как «Бисмарк — младший брат Гитлера».
    • Лондон (Лондиниум) как столица Британии уже в те времена. Вообще-то Вортигерн был из Корнуолла, а на месте будущего Лондона тогда жили саксонские наёмники, которых он сдуру пригласил.
    • Одежда на персонажах в лучшем случае из высокого Средневековья, а по большей части просто современная стилизация, вроде пуховика и байкерских штанов.
    • Артур, согласно легендам, правил в V—VI вв, однако Экскалибур показан как типичный «бастард» XIII—XV вв. При том, что более аутентичные одноручные мечи показаны, в частности, у викингов.
    • Викинги появятся в Англии не ранее конца VIII в.
    • Что уж говорить про негров-рыцарей и боевых слонов!
  • «Робин Гуд: Начало» — весёлая клюква. Уже в трейлере в средневековой Англии видны негры, казино и современная одежда.. А чего стоят ближневосточные эпизоды с крестоносцами-спецназовцами и талибскими… то есть сарацинскими пулемётчиками!
    • Тем не менее, если Ричи хотя бы пытался «фактурить», то здешние авторы вообще не парились и средневековые дворяне щеголяют в современных дизайнерских пиджаках и куртках.
  • «Время Ведьм».
    • Для начала в фильме заявлен XIV век, когда крестовые походы на Восток уже давно закончились. Но сразу после указания даты нам показывают орду крестоносцев в пустыне.
    • При этом крестоносцы идут через пустыню пешком и в полном вооружении. Обоза у них нет. Как они не умерли от перегрева и усталости не ясно. Сарацины тоже пешие.
      • Идут при этом не колонной, а просто неорганизованной толпой, как какие-нибудь орки. И в атаку кидаются также.
    • Строй в бою никто держать не пытается, битва представляет собой беспорядочную беготню с мечом в поисках нового противника.
    • Щиты почти полностью отсутствуют.
    • Все крестоносцы облачены в налатники тамплиеров либо тевтонцев, своих гербов никто не имеет.
      • И это при том, что тамплиеры к началу фильма уже не существовали как орден.
    • Что за диковинные шлемы носят главные герои смогут ответить разве что гоблины, у которых они их одолжили.
    • Война идет и ночью тоже. Ночной бой отличается от дневного тем, что крестоносцы берут в левую руку факел.
    • В какой-то момент бой идет под сильным снегопадом. Нет теоретически в Святой Земле может выпасть снег, но не в таких же количествах. Или это был уже поход в Прибалтику?
    • Ведет поход не король или группа знатных сеньоров, а какой-то полоумный проповедник, который постоянно призывает убивать неверных.
      • Он же неоднократно обзывает сарацин еретиками, хотя так можно назвать только представителей собственной религии.
    • Да и вообще, все показанные в фильме битвы в реальности места не имели.
  • «Царь скорпионов 2: Восхождение воина» — не, оно понятное дело фентези, но не мог аккадский царь Саргон быть генералом у Хаммурапи (который жил намного позже и был не аккадцем, а вавилонцем).
    • Может быть тезки. Сказка все-таки, фентезя.
  • «Две королевы» — в реальности Мария (Стюарт) и Елизавета I не встречались в живую ни разу, а их общение сводилось исключительно к переписке. Ну и про её двор, наполовину состоящий из афробританцев и азиатов — совершенно отдельная песня.
  • «Мисима. Жизнь в четырёх главах» — уже в первых кадрах теснятся стремительные домкраты, явно рассчитанные на европейских зрителей. Нелепо-старомодная, располневшая настолько, что с трудом ходит, бабушка с изрядно поехавшей крышей из «Исповеди маски» превратилась в совсем ещё не старую барыню. Интерьеры в её особняке явно европейские. Внук одет тоже на европейский манер вместо традиционного детского кимоно. И бабушка обращается к нему по имени… из его литературного псевдонима, который внук придумает себе только в 16 лет. Дальше ляпов становится ещё больше.
  • «Охотники на ведьм» — Гензель и Гретель живут в средневековом Аугсбурге, который в фильме показан захолустной деревней. На самом деле Аугсбург был процветающим городом чуть ли не со времён Римской империи.
  • Люди икс. Первый класс — в фильме показан вид на Красную площадь со одного из этажей ГУМа, далее зритель увидит стеклянную дверь здания на которой очень чётко просматривается двухглавый орёл. Но на самом деле там нет даже самих стеклянных дверей.
    • По самой Красной площади ползет беспорядочная масса техники, предположим, что это парад. Именно в этой сцене принято решение о развертывании ракет на Кубе, то есть это начало июня 1962 (предложение было впервые выдвинуто 20 мая 1962). Но парады при СССР проводились 7 ноября и, до 1968 года, 1 мая.
    • Советские корабли представляют собой авторскую фантазию с беспорядочной мешаниной характерных элементов конструкции и вооружений периода от конца 60-х до конца 1980-х. Так флагманский «Александр Невский», кстати, названием реальный крейсер проекта 68, корпусом и общим обликом похож на БПК проекта 1134А (1969), оснащен РЛС «Восход» (1962), ЗРК «Шторм» (1967), ПЛУР «Метель» (1973), артиллерийскими установками АК-130 (1983), АК-725 (1967), пусковыми установками ЗРК «Кинжал» без станции наведения (1989)
  • «Кредо убийцы» (экранизация Assassin's Creed) — в Испании в 1492 году произошло два исторических события: взятие Гранады и экспедиция Колумба. И оба этих события в фильме отражены. Только создатели забыли посмотреть, какого числа была сдана Гранада. А произошло это 2 января. И исходя из надписи в начале фильма («1492 год»), выходит, что все события этой сюжетной линии происходят чуть более чем за пару суток — а шустрые эти Их Католические Величества, и капитуляцию Гранады у эмира успели принять, и сгонять в ещё какой-то неназванный город посмотреть на аутодафе с сожжением ассасинов. Ну да ладно, теоретически это ещё возможно, хоть и трудно, а вот что делает эту байку точно невозможной — так это то, что январь всё-таки зимний месяц даже в тёплой Испании. Снег в Испании, конечно, выпадает не каждый год (кроме гор), но вот пот в три ручья с актёров зимой течь точно не должен (ибо снимали в Испании летом и стояло +36).
    • До кучи ещё и Торквемада представлен каким-то властелином страны, стоящим выше королей, и капитуляцию гранадского эмира тоже он принимает. Криптоистория криптоисторией, но ведь сдача Гранады — широко известное событие, и в искусстве не раз отражено, уж тут-то можно было не позориться отсебятиной?
      • Псевдоисторичности в этом фильме навалом. Например, ассасины, почему-то обитают в Испании (Хотя это — фантастическое допущение франщизы). Эмир Гранады, названный, кстати, султаном, почему-то разговаривает с подданными на испанском. Даже гелендвагены в 1986 году показаны с бамперами и дисками, которых у них в 80-х не было.
  • «Призрак Оперы» (2004) — в первоисточнике события происходят в 1880-е годы. Голливуд, однако, зачем-то поменял время действия, и теперь всё происходит с июля по октябрь 1870 г. Почему бы и нет? Что, тогда была какая-то франко-прусская война? Еще и какая-то Сентябрьская революция? Нет, не слышали. Париж — это опера, искусство, театр!
  • «Агора» — нет прямых свидетельств того, что чтобы подстрекателем убийства Гипатии был патриарх Кирилл, хотя некоторые историки и предполагают его виновность. Наоборот, он ему ужасался. А в 391 христиане убили не учёных, а жрецов, у которых хранились книги, оставшиеся после сожжения библиотеки (и то не факт, что именно из библиотеки).
    • Более того, книги отдельно — жрецы отдельно. В 391 г. н. э. волнения александрийских язычников, протестующих против закрытия языческого храма (по одним источникам — Митреума, по другим — храма Диониса) перешли в столкновения с христианами. Язычники оказались в меньшинстве и отступили в Серапеум (храм Сераписа). В храме были принесены человеческие жертвы (по версии христианских авторов — пленных, захваченных во время уличных столкновений, по версии языческих авторов — легально купленных рабов). Блокирующие Серапеум христиане не выдержали и пошли на приступ, храм запылал вместе со всем, что было в нем… Тот факт, что в Серапеуме была своя библиотека, оставался глубоко безразличен, как осаждаемым, так и осаждающим.
  • «71: В огне» или «Необстрелянные» — ситуация очень похожая на нашу «9 роту»: режиссёр решил нагнать драматургии и ради этого угробил всех студентов, оборонявших школу. В реальности южнокорейская рота хотя и понесла тяжелейшие потери (из 71 человека в живых осталось 23), но не полегла целиком.
  • «Чёрный рыцарь» — в реальности, никакого короля Лео и королевы не существовало. В ту эпоху, Англией правил Эдуард III. Так что скорее всего это действительно был сон.
  • «Чёрный клановец» — в реальности, Рон Сталворт, внедрившийся в Ку-клукс-клан под прикрытием, не спасал активистов, боровшихся за права чернокожих, меняя бомбу так, чтобы взорвались сами члены клана. Ну и расистов из полиции после операции, как в фильме, никто не увольнял. Кроме того, об участии Сталфорта в операции ФБР, против самих чёрных активистов, Спайк Ли предпочёл умолчать.
  • «Женщина король» — в реальности Дагомея не боролась с рабством. Наоборот — работорговля составляла основную статью дохода государства и воительницы Агоджи в набегах на соседей принимали непосредственное участие. Еще более того — именно белые прикрыли всю малину с работорговлей (а когда белые перекрыли малину с работорговлей, действительно встал вопрос о производстве пальмового масла — после чего начались набеги за рабами не для их продажи, а для работы на его производстве), и именно этим была обусловлена Первая Французско-Дагомейская война.

Примечания[править]

  1. Что показательно: после навмахий (гладиаторских сражений на кораблях) в ряде случаев выживших участников отпускали на свободу.
  2. Именно поэтому майя такие загадочные.
  3. Точнее, в процессе эвакуации возникали идеи отозвать наиболее современные корабли типов «G/H/I», но в итоге командование осознало, что эсминцы времен первой мировой тем более с авиацией не справятся и вернуло современные корабли.