Проблема противоположных оценок/Аниме и манга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Да просто аниме и манга. Кто-то считает ВСЁ аниме шедевральным и смотрит его взахлёб, кто-то, наоборот, считает, что ВСЁ аниме — это «про лоли, трусики и тентакли в трусиках лоли». Адекватные же люди понимают, что оценивать нужно каждое отдельное произведение, а не жанр формат в целом. И вообще, только ситхи всё возводят в абсолют!

Метапример для аниме в целом: ленивая анимация — мастера старой школы вроде Хайяо Миядзаке её чуть ли не презирают, ведь зритель смотрит видеоряд произведения, а не просто набор заставок. В то же время многие студии просто не могут себе позволить от неё отказаться, а потому могут даже произведение под это перекроить. Но ленивая анимация вроде изображённых со спины разговаривающих персонажей или вида на улицу из окна кафе, когда персонажи в нём сидят, или вида едущего поезда со стороны, когда персонаж в нём сидит и размышляет, или даже просто облака создают весьма характерную узнаваемую и запоминающуюся атмосферу, которая части публики очень даже по нраву. Когда же приходит момент рисовать те сцены, где одними «анимированными обоями» не обойтись, реальность снова подкладывает аниматорам свинью, потому сложно анимированные моменты приходится использовать многократно: то персонажи это в вещих снах видят, то потом оно с ними происходит (а может на самом деле и не происходит), то они потом это вспоминают — получается тоже довольно самобытно и местами даже впечатляюще, что опять таки части публики очень даже заходит. В итоге имеем арт-хаус, как вынужденную меру.

  • Neon Genesis Evangelion выжимает все педали, какие только можно.
  • Code Geass и Death Note: два безотказных генератора холиваров, основанных на обсуждении макиавеллистских принципов. Что Лелуш-Зеро, что Лайт-Кира — герои адово харизматичные и по-своему очаровательные, но кто же они: благородные (хоть и суровые) борцы за справедливость в порочном социодарвинистском мире, или же эгоистичные и бессердечные убийцы, во имя собственных идеалов готовые смести все на своем пути и совершающие глупость за глупостью?
    • О них же: подростково-закомплексованные пафосные драмы, попахивающие мэрисьюшнятиной, или же отличные, во всех смыслах яркие сериалы, затрагивающие нестареющие философско-социальные проблемы?
    • И еще — эталон интересного сюжета, игры разумов и многоходовых интриг — или вычурная чушь, не разваливающаяся только авторским произволом?
  • Guilty Crown — Code Geass с биооружием вместо магии, выехавший на прекрасной графике и музыке, или достойный сёнен, переходящий в триллер и драму, о дорогах, которые мы выбираем, и мере допустимого.
  • Rozen Maiden: добрая (пусть и мрачноватая) и милая сказочная комедия о ценности семьи и любви к близким, или же оправдательно-успокоительное развлекалово для закомплексованных избалованных социопатов и лентяев?
  • Elfen Lied: произведение с душой, которое раскрывает темы жестокости и доброты и заставит вас заплакать? Или трэш с кровью, сиськами (особенно в манге) и кишками? Также существует мнение, что со слезогонкой перестарались, и ближе к концу сериала звуки лейтмотива, намекающие, что зрителю пора снова всплакнуть, раздражают не меньше, чем закадровый смех после несмешных шуток в ситкомах.
  • Pandora Hearts: украденный и специально запутанный в лучших японских традициях классический кэролловский сюжет, или же смелая попытка дать аллегорическим персонажам старого британского математика новую жизнь?
  • Fullmetal Alchemist, а точнее, две его экранизации — 2003 и 2008 года выпуска. Что же они собой представляют? Точка зрения А: Алхимик-2003 — блестящий неканон, драматичная и изобилующая неожиданными сюжетными поворотами история с потрясающим музыкальным сопровождением; Алхимик-2008 — штампованный, ничем не примечательный сёнен. Точка зрения Б: Алхимик-2003 — наркоманский фанфик с некачественным графоном; Алхимик-2008 — запоминающаяся история с лихо закрученным сюжетом, ураганным экшеном и мощной философской составляющей. Впрочем, судя по как раз-таки высоким оценкам обеих экранизаций, среди фанатов преобладает точка зрения В: два абсолютно разных, но тем не менее, крайне эпичных аниме-сериала. И, пожалуй, она самая правильная, ибо обоих Алхимиков сняла одна и та же студия, а Алхимик-2003 первый получился неканоничным, потому что автор канона сама пожелала, чтобы Боунсы придумали свою версию истории братьев Элриков (на деле студия просто делала аниме быстрее, чем мангака рисовала мангу, вот та и дала им добро на импровизацию).
  • Аналогичная история с Sailor Moon. В фэндоме не утихают срачи о том, что же лучше: сериал девяностых или же Crystal. Имеют место стандартные расхождения в мнениях касательно того, что же считать каноном (вариант «конечно же, Кристалл, он ведь строго по оригинальной манге!» не катит: русскоязычные фанаты выросли на аниме-экранизации 1990-х, а о существовании манги даже не подозревали, пока им интернет не провели). С обеих сторон сыплются обвинения в плохой рисовке: в сериале девяностых она «детская», в Crystal — «винксоподобная» (последнее обвинение усугубляется тем, что в первых сериях Crystal все персонажи были отрисованы, мягко говоря, криво). И наконец, Crystal считают слишком жёстким, а сериал девяностых — слишком мягким.
  • Legend of Galactic Heroes: «Война и мир» в космосе, социально-политическая фантастика vs космооперная клоунада со смешной «стратэгией» и не менее смешными политическими интригами.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — как минимум любопытная деконструкция «попаданчества» и типичного анимешного главгероя? Или штампованная фэнтезятина с медленно двигающимся сюжетом и протагонистом-идиотом?
    • Справедливости ради, идиотизм и «лоховатость» ГГ сильно утрированы (причём даже самим автором), и в основном сводится к тому, что он не осведомлен о местных обычаях и законах (чужого ему параллельного мира (!)) а также слабости и бесполезности на общем фоне (опять же он не учился с детства владеть оружием или магией, он по сути вчерашний школьник). А происходящий с ним трэш способен подкосить и взрослого, видавшего виды человека.
  • Onepunchman — эта франшиза действительно хорошая пародия на супергеройский жанр, или сама по себе и есть кусок супергеройщины, которую якобы пародирует?
  • Yuri!!! on Ice — Если по оценкам спортивной, визуальной и звуковой составляющей данного сериала российская публика ещё более-менее приходит к общему знаменателю (первое и второе — довольно средние, третье — вполне тру), то вот когда дело доходит до героев… Это таки приемлемо, что между героями творится натуральный сёнен-ай (не в смысле сёнен-айный фансервис, а в смысле — постепенное развитие романтических отношений, впрочем и фансервиса тоже хватает) или очень даже неприемлемо? Учитывая, что ответ на этот вопрос в принципе лежит в плоскости личного отношения к ЛГБТ (что для России тема ну очень непростая) стоит ли удивляться, что обсуждение этого вопроса к концу сериала переросло в натуральный джихад на уничтожение?
    • В иностранных фэндомах копья на эту тему тоже ломаются, но почти исключительно в плоскости уместности количества: одни считают, что вполне уместно, поскольку тут у нас сёнен-ай романтика, другие же считают, что неуместно, поскольку тут у нас спокон.
  • Берсерк — Начиная с тома двадцать третьего-двадцать четвёртого с явлением пришлось познакомиться и легенде сэйнена. Для одних новая команда Гаттса — «детсад» из сёнена, портящий атмосферу дарк-фэнтези, для других — интересные и глубокие персонажи, в окружении которых глубже раскрывается сам главгерой. Но с юмором и концентрацией штатных клоунов в последних томах Миура всё же переборщил, с этим согласно большинство.
    • Экранизации тоже становятся предметом споров. Если первую — 1997 года — многие (не все!) любят, то последняя вызвала раскол: так плохо, что уже хорошо или так плохо, что уже ужасно?
  • Sonic X — оценки критиков были не более чем средние, но фанаты франшизы в целом позитивно отозвались о сериале. Последний же сезон (который совсем отдалился от привычной концепции, став аниме о космических баталиях) смог разделить фанатский лагерь и их оценки от лучшего сезона, до, соответственно, худшего.
  • Darling in the FranXX — главный предмет споров 2018 года. Сторонники говорят о беспрецедентном раскрытии кучи персонажей, раскрытии их чувственности на фоне постапокалиптичного мира, трагическую историю Хиро и 02 и концовку, сравнимую с TTGL. Противники считают Darling in the FranXX нелогичной раскрученной пустышкой, содранной с Евангелиона и Гуррен-Лаганна, заправленной толстыми фрейдистскими намеками и мотивами вместе с совершенно необязательным «Домом-2» посреди постапокалиптичного мира и фирменными Trigger-овскими поворотами сюжета в стиле «Нам нужно в космос бить пришельцев и встретить 100-метровую 02! — Почему? — Потому что Trigger!».
    • Главное даже не это — пара главных героев, где парень человек, а девушка вовсе даже и «чужая», процесс очеловечивания «чужой», вычурно придуманные роботы, борьба с тиранией людского правительства и пришельцами как источниками всего хаоса… это все было в Eureka 7 2005 года от студии Bones (там, правда, были роботы-серферы, а не роботы-антифеминисты).
      • Уважаемые, «Дарлинг» натаскал отовсюду, откуда мог — автор правки может сейчас начать перечислять. «Гуррен-Лаганн» вон тоже очень многое заимствовал из других тайтлов, но ему этого никто в вину не ставит — потому что он при этом всё равно вышел самобытным, чего не скажешь о «Дарлинге».
      • Во «Франксе» заявлено много оригинальных идей (от антиутопии в духе «Дивного Нового Мира», а не в более распространённых версиях вроде 1984 и т.п. до мехаона, который ближе к реалмехе, чем к супермехе), но вот реализовано всё это… мягко говоря, не очень.
  • Tokyo Ghoul — тот случай, когда все 3 сезона вызвали бурю эмоций. 1 сезон критиковали за ГГ-плаксу, что стало неактуальным с появлением новых кандидатов. Особенно это касается 2 сезона, в котором сценаристы пороли дикую отсебятину за гранью разумного (КАК можно было заставить ГГ перейти к ненавидимым им гулям из Древа Аогири?!), и 3 сезона, снятого уже по манге, но нашинкованной так, чтобы вместить максимум персонажей даже в ущерб их раскрытию. Понятно, что все 200+ глав не уместишь даже в 24 серии, но Pierrot сэкономила еще и на графике, чем загнала франшизу.
    • История о том, что невозможно всех косить под одну гребенку или попытка оправдать убийц-каннибалов, сделать фразу «такова моя природа» универсальной амнистией в моральном плане?
  • Maoyuu Maou Yuusha — не слишком удачная копия «Волчицы и пряностей» про сельское хозяйство вместо торговли или прекрасное произведение о том, как действительно обеспечить устойчивый мир и взаимопонимание, не рубя сплеча?
    • В отношении сериала сходятся на том, что в 12 серий аниматоры явно не уложились и отличились крайне рваной канвой повествования.
    • Зато с мангой дело совсем другое — аж 3 версии, в разных пропорциях описывающих экономику и отношения главных героев.
  • Punch Line — во многом виной стала необычная затянутость сериала. Почти половину (!) сериала из 12 серий мы с ГГ фактически занимаемся одним вуайеризмом, лишь наблюдая за тремя (спору нет, самобытными) героинями и по мелочи пытаясь воздействовать (ГГ дух и может лишь подталкивать предметы или ненадолго вселяться в чужое тело). Именно поэтому многие рецензенты и зрители бросили сериал, обозвав его крайне затянутым недослайсом с идиотскими допущениями типа «ГГ нельзя смотреть на трусики, а то в Землю жахнется метеорит». Сильные же духом обнаружили далее крепнущий на глазах сюжет, по сложности способный конкурировать с самим Steins;Gate (!), мощнейшее раскрытие тайн ВСЕХ героев, сочетание эпических сражений и напряженных разговоров, объяснение подоплеки событий с обоснованием всех казавшихся идиотскими допущений и душераздирающий конец.
  • Persona 5 — один из претендентов на самое спорное аниме-2018 наряду с Darling in the FranXX, пусть и во многом из-за наличия первоисточника в виде игры. Удалось ли за 26 серий раскрыть 150+ часов геймплея и сюжета — оценка зависит от наличия опыта игры в оригинал.
  • Pop Team Epic — педаль пробивает асфальт и летит к центру Вселенной, где оказывается педалью газа в машине Попуко и Пипими. Никто даже не сомневается, что это бриллиант чистой воды и образчик «японских странных аниме», но вопрос состоит в том, что это — гениальное творение получивших полную творческую свободу аниматоров, мастерски выстроенное на мемах человечества в самом широком смысле, или пик творческой бездарности, где скетчи могут длиться от полуминуты до всей серии и варьироваться от непонятных до дико затянутых? Равнодушных можно пересчитать по пальцам — либо человек настраивается на волну и радостно разжижает мозг до состояния желебанана, либо у человека вытекают глаза и далее аниме он смотреть отказывается в принципе.
  • Fairy Tail — титанические холивары. Для одних — милая и добрая история о дружбе и добре с достаточно динамичным ходом повествования, хорошими боевыми сценами, отличным саундтреком (аниме-версия) и разнообразием персонажей. Для других — лютый трэшак об унылой непобедимости канонических Сьюх, ванильной силе дружбы, и всё это приправлено тоннами фансервы. Третья точка зрения: начиналось всё очень хорошо, в битвах была тактика, персонажи действительно превозмогали, но в меру, злодеи были неоднозначными, ружья выстреливали к месту, небольшие нестыковки списывались на развитие сюжета, где «потом всё объяснят». А вот потом пошло уже опухание сиквелов ради хороших продаж, идеи у Машимы явно стали кончаться (в начале он планировал закончить на арке «Райской башни» — приблизительно сотая глава, а в итоге их вышло 545!), злодеи становились всё более «непобедимыми», рояли стали выдаваться буквально пачками, Сьюшность Нацу и Эрзы вышла даже за пределы фандома, манга катилась по наклонной. Произведение мог бы спасти переход к более тёмной подаче, где герои бы даже иногда помирали, но Машима продолжал упор на всепобеждающую «дружбомагию», параллельно увеличивая количество фансервиса. При этом было ощущение, что от своего эпического размаха автор уже устал. В результате последняя арка даже среди многих фанатов считается полным трэшем с обрубанием сюжетных линий, скомканными (или вообще заочными — а ведь фаны ждали некоторых годами!) боями, тотальными «сливами» всемогущих противников уровня божеств пачками роялей, в результате чего обещанный гранд-финал обернулся пшиком, Нацу вынес Зерефа с одного удара, Акнологию победили «силой дружбы», и даже никто не умер, несмотря на вроде как идущую полным ходом мировую войну с массированным использованием местных магов-ОМП
    • Есть среди фанатов распространённое мнение, что Машима взялся не за свой жанр. Оставив ярких, колоритных персонажей и многострадальный фансервис, можно было создать годный хентай легкую, сказочно-юмористическую историю про магов-дебоширов, которые ссорятся, мирятся, развлекаются и время от времени выходят из гильдии, чтобы прописать ваншот какому-нибудь карикатурному засранцу. Но мангаку понесло в Эпическое Фэнтези с невероятным накалом страстей и драмы! А какие могут быть драмы и сопереживания, когда каждый уважающий себя герой совершил по пять-шесть голливудских самопожертвований и не откинулся? Автор правки к концу манги люто возненавидел персов-целителей, которые везде поспевают и отгоняют от друзей настырную старуху с косой (с Орихиме в Bleach была такая же фигня), и подвывал, словно в задорновском монологе: «Да убейте вы их, наконец!» (уже не важно, кого).
    • Те же кто до или после «Хвоста Феи» познакомился с более ранней мангой Масимы «Ravemaster» нередко считают первое низкокачественной и излишне разрекламированной переделкой второго.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku и Mahou Shoujo Site: жалкие и неудачные пародии на Мадоку с картонными персонажами и неоправданной жестокостью? Или же захватывающие триллеры с интересным сюжетом и героями на любой вкус?
  • Qualidea Code: плохое аниме со скомканным сюжетом и неинтересными героями? Или же превосходная история с экшеном, саспенсом и вывихом мозга?
  • Полнометражка Puella Magi Madoka Magica the Movie Part III: The Rebellion Story. По мнению одних поклонников оригинального сериала, достойное продолжение и завершение истории о Хомуре и Мадоке. По мнению других — наплевательский сиквел, созданный ради рубки бабла.
  • Le Portrait de Petit Cossette — обрывочные высказывания на фоне статичных картинок или глубокое произведение о философской стороне романтики? С технической стороны чистейшая халтура, ибо сплошь то дождь на фоне неподвижной картинки, то повторы одной и той же экспрессионистской сцены, то спины, то мебель крупным планом. Даже фразы и те повторяются. С другой стороны протагонист одержим своим чувством и сам помимо мистического фужера вообще едва ли что-то вокруг себя замечает да и разговаривает с другими весьма неохотно. Видеоряд его настроению соответствует идеально, ибо вне своих видений он то отрешён от реальности, то раздражён. Уровень художественной ценности? Шедевр? Автор правки сам иначе как с обеих сторон одновременно на это смотреть не может.
  • Финал Атаки Титанов некоторые считают слитой концовкой, в основном же фандом отнёсся к нему вполне благосклонно.

Примечания[править]

  1. Реальная цитата, между прочим!
  2. Давайте скажем честно, что оценка «м**аки напополам с унылыми болванчиками» совершенно не указывает на непроработанность персонажей и их непохожесть на реальных живых людей. Ну а желание сопереживать персонажам — личный выбор каждого: можно считать персонажей буквально живыми и ни капли им не сочувствовать, а можно считать их толпой идиотов и тем не менее потом в кошмарах видеть. Тут тонкость в том, что персонажи нравятся и не нравятся членам фанатского сообщества по разным причинам. Авторы действительно постарались проработать не совсем здоровых на голову персонажей.