Сюрреалистическое путешествие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

С древних времён сюжеты о путешествиях и путешественниках переплетаются с мистикой, когда путешествие в другой город, страну или на другой континент воспринимается как метафора странствий души между мирами. Сюда относятся и паломничества в Сантьяго де Компостела, и крестовые походы, и понятие «инициатического путешествия» в эзотерике, и, наконец, существовавшие во все времена легенды о неизведанных странах, где живут крокозябры, баргмаглоты, брандашмыги, некузявые бутявки и люди с собачьими головами. Будучи перенесёнными на современную (или относительно современную) почву, эти сюжеты породили такой троп как сюрреалистическое путешествие (и, собственно, по этой же причине наркотические «приходы» называют «трипами»).

Как правило, сюжет начинается с того, что герой выезжает из родного города/села/страны, где всё привычно и нормально, и по пути встречает всё более странных персонажей и попадает во всё более странные ситуации. Очень часто в таких сюжетах бывают намёки на мистику, но, как правило, дело ограничивается именно намёками (разузнать подробности герою не удаётся или он благоразумно избегает такой возможности, решив, что меньше знаешь — целее будешь). В большинстве случаев (хотя и не всегда) в конце сюжета герой благополучно возвращается в свой обыденный мир, но внутренне изменившимся, понявшим для себя что-то новое и осознавшим, что «there are more things».

Родственные тропы — Ночная прогулка со злоключениями, Поворот не туда, Визит в племя чудаков.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Умберто Эко, «Баудолино» — пока герои путешествуют по Западной Европе и Византии, сюжет представляет собой более-менее реалистичный плутовской роман. Но как только они попадают в Абхазию и Среднюю Азию (земли, про которые у средневековых европейцев ходили мифы и легенды), им встречаются фантастические существа: единороги, мантикоры, василиски, блохи величиной с жабу и др. Впрочем, главный герой тот ещё ненадёжный рассказчик.
  • Евгений Долматович, «Королева» — во время поездки в Феодосию на героя просто сыплются странные события и персонажи: вначале в купе поезда ему встречаются загадочные попутчики, парень с девушкой, которые, по слухам, карточные боги в человеческом обличье. Потом ему сдаёт комнату странная женщина, которая в обмен на комнату просит, чтобы он рассказал ей завораживающую историю (про эту женщину тоже намекается, что она призрак). Потом на пляже он встречает наркомана, который, похоже, проиграл в карты свою душу, ночью они идут по городу, слышат в темноте странные звуки и голоса, и наконец приходят в полузаброшенный «Театр Дамы Червей», где выступает уродливая Королева (женщина с какой-то генетической болезнью) и сидят люди декадентского вида, которые, возможно, и не люди… Что характерно, вся паранормальщина подаётся намёками, и ничего принципиально необъяснимого за весь рассказ так и не случилось.
  • «Москва-Петушки» же!
  • Андрей Саломатов «Девушка в белом с огромной собакой» — блуждания двух алкашей заканчиваются отнюдь не в реалистическом ключе.
  • Евгений Прошкин «Зима-0001» — в обычной поездке протагониста на работу-с работы в пустом вагоне электрички ему начинает встречаться какой-то странный старик…
  • Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона», «Драконы Вавилона» и «Мать железного дракона».
    • Первая из книг - однозначно Приключения в Комаляндии, что выясняется на последних страницах и объясняет всю ту несуразицу, которая начинается примерно с середины романа.
  • Алексей Атеев «Девятая жизнь нечисти» — главгерой последней новеллы отправляется в лес по грибы да по ягодицы на охоту, а приходится познакомиться с разными видами нечисти. К счастью для главгероя, нечисть заинтересована в уничтожении христиан, а нехристь-комсомолец пусть ещё поживёт.
  • Адам Нэвил «На всех линиях лондонского метро» — аверсия. Что происходит? Война? Эвакуация? Эпидемия? Зомби-апокалипсис? Нет, просто клерк опаздывает на работу… Причём это известно с самого начала, но подземка и окружающие рассказчика подаются так, что об этом забываешь и начинаешь гадать, что же за невыразимый ужас происходит наверху.

Кино[править]

  • «Трасса 60» — заехав на эту самую Трассу 60, герой встречает множество странностей, в том числе девушку, занимающуюся сексом с каждым встречным, мужчину с поясом шахида, угрожающего взорвать его, когда кто-то лжёт, город наркоманов, город юристов, скрывающегося от правосудия убийцу на автомобиле, музей поддельного искусства (где под видом подделок выставляют настоящие картины старых мастеров), и девушку, ставшую любовью его жизни.
  • «Приглашение в путешествие» Питера дель Монте — герой везёт тело своей умершей сестры (и по совместительству любовницы) через всю Францию и встречает множество странных людей, у каждого из которых своя история.
  • «Верхом на пуле» — поздно ночью накануне Хэллоуина герой едет автостопом, чтобы навестить больную мать. В пути ему встречается неприятный старик на воняющем мочой драндулете, который разговаривает со своей умершей женой, неизвестные вооружённые люди на грузовике, злая собака, а в качестве вишенки на торте — живой мертвец, к которому он сел попутчиком.
  • «Парад планет» — После окончания военных сборов главные герои предпринимают путешествие, попадая в разные очень странные места...