Кошмар в метро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sinister Subway. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино…
« Если Олтаржевский строит рай на земле, то что тогда строит Каганович под землёй? Преисподнюю! »
— Шутка про ВДНХ и метро, гулявшая по Москве тридцатых годов[1]

Люди издавна боялись подземелий: неслучайно царство мёртвых в мифах и легендах располагалось под землёй, а фантастические монстры и драконы обитали в пещерах или темницах замков. Поэтому неудивительно, что когда появился подземный транспорт, а именно метро, оно стало очень популярным сеттингом для произведений в жанре ужасов. Здесь в туннелях живут чудовища, на полузаброшенных станциях останавливаются поезда-призраки с пассажирами-мертвецами или демонами, а если свернуть не в тот переход, можно выйти на поверхность уже в параллельной реальности.

Более общий троп — Мистический транспорт.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Городские легенды про разных монстров, на любой вкус. Чаще всего про гигантских крыс. А диггеры могут рассказать и кое-что поинтереснее — не всегда кошмар, но нечто необычное.
  • Советские и российские городские легенды о поездах-призраках, увозящих людей или прямо в преисподнюю, или на заброшенные правительственные станции, где полно сокровищ. Если не жадничать, то можно уйти целым и богатым. По другим версиям, чистые душой смогут уйти с прибылью, а за стукачами и преступниками явятся, стуча коваными сапогами, призрачные НКВД-шники.
    • В частности Московская городская легенда про поезд-призрак с машинистом в форме старого образца, курсирующий по Кольцевой линии в позднее время и увозящий пассажиров неизвестно куда, после чего их больше никто никогда не увидит.
  • В японских городских легендах нередко встречаются вариации истории о последнем ночном поезде, в котором одной из пассажирок оказалась замаскированная под живую голодная призрачная женщина, которую ее спутник-человек удерживал из последних сил.
  • Крипипаста «Путевой обходчик», целиком и полностью состоящая из тотального незнания автором или авторами матчасти, но для непосвященных в специфику работы метро обывателей служащая неплохой страшилкой.
  • А также — шведская городская легенда про поезд-призрак «Silverpilen», на котором якобы можно уехать на заброшенную станцию «Kymlinge», которая считается «станцией мёртвых». Станция реально существует, но это всего лишь долгострой, подобно московской станции «Спартак».

Литература[править]

  • Клайв Баркер, «Полночный поезд с мясом» — глубоко под Нью-Йорком обитают чудовищные Отцы-Основатели, и кто-то должен кормить их, чтобы город процветал, а тот и этот свет были разделены. Кормят их пассажирами полночного поезда нью-йоркского метрополитена. Незадачливый фотограф, оказавшийся в этом поезде и выживший в схватке с Мясником, в «награду» становится новым немым поставщиком свежего мяса.
  • Юрий Нестеренко, «Нижний город» — ГГ сел на очень странный поезд в метро и уехал в жуткую альтернативную версию Нью-Йорка.
  • Вселенная «Метро 2033». Кодификатор на русскоязычном пространстве.
  • Г. Л. Олди «Восьмой круг подземки» — отдельный рассказ и часть романа «Дорога».
  • М. и С. Дяченко «Подземный ветер» — в метро властвует титульная сущность, враждебная Городу и обещающая его мистическим обитателям участь хуже смерти.
  • Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком» — педаль в земную кору. Про тяжёлую жизнь продавца книг в метро: тут вам и пассажиры-мертвецы, и электрические пауки, и слова, вытекающие из книг, и проходы в иные реальности. А может быть, это всё глюки сумасшедшего.
  • Александр Подольский, «Хозяин туннелей» — журналист с напарницей очень хотели написать статью о нищих калеках в метро… Как выяснилось, у этих калек есть свой Хозяин.
  • Лист Мёбиуса (Лента Мёбиуса) (англ. «A Subway Named Mobius» («A Subway Named Moebius»)) — научно-фантастический рассказ Армина Дейча. Впервые был опубликован в журнале «Astounding Science Fiction» в 1950 году. На русском языке был впервые опубликован в журнале «Наука и жизнь» в 1969 году (перевод Т. Шинкарь). В Бостонском метрополитене вследствие топологии новой линии пропадает поезд, выпавший в иное измерение. Неоднократно экранизирован.
  • Джон Гоуди, «Опасные пассажиры поезда 1-2-3» и три его экранизации — четверка террористов захватывает поезд метро.
  • Нил Гейман, «Никогде» (и экранизация) — в «нижней» версии Лондонской подземки есть и мистическая линия «Андервуд», и поезд-призрак, которым правит Герцог.
  • «Подземка» Харуки Мураками — документальный роман посвящённый теракту в токийском метро в 1995-м.
  • Крапивин, «Застава на Якорном поле» — не то, чтобы кошмар, но мистика в метро и выход куда-то не туда налицо. Плюс амбивалентная концовка с забегом Ёжики навстречу поезду.
  • Грэм Мастертон, «The children God forgot» — в самом лондонском метро живут люди-кроты, и полицейский Джерри не уверен, полностью ли эти бродяги ― люди. А под метро живет Черная Алисия вместе со своими малыми детками.
  • Марк Сэмюэлс, «Стражи» — «Полночный поезд с мясом» для бедных с лондонским метрополитеном вместо нью-йоркского и любопытным полицейским вместо фотографа. Концовка в духе «неизвестность пугает больше».
  • Алексей Толкачев, «Машинист» — фантасмагория про водящего детей по тоннелям метро плюшевого мишку, заканчивающаяся разрушением четвертой стены.

Сетевая[править]

  • Распространённая локация в крипипастах, — под неё на Мракопедии даже отведена отдельная категория.
    • В таких сюжетах туннели часто населяют фантастическими монстрами: к примеру, классическая история «старой школы» «Путевой обходчик» (кстати, хоть история и интересная, в комментариях настоящий работник метро подробно прошёлся по знанию её автором матчасти).
    • А бывает, что эти туннели вообще ведут туда, куда Макар телят не гонял. Так, в крипипасте «Наблюдатели» ГГ просто решил проследить за странным незнакомцем в метро и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами…
    • А еще есть крипипаста про одного парня, который ездил на метро домой вечером. И увидел напротив себя прекрасную девушку. Вот только он не знал, что именно его поезд метро живых людей не возит.

Кино[править]

Немка в лондонском метро
  • «Куотермасс и колодец» (1967) — с прикрученным фитильком: именно во время раскопок при строительстве новой линии лондонского метро был обнаружен космический корабль марсиан, но именно кошмар начался уже потом на поверхности.
  • «Линия смерти» (1972) — британский фильм с Дональдом Плезенсом и Кристофером Ли, о зловещих обитателях старейшего в мире лондонского метрополитена. Rаннибалы-вырожденцы, потомки замурованных под землей при обвале строившейся линии еще в девятнадцатом веке рабочих, скрываются в заброшенных тоннелях и питаются припозднившимися пассажирами.
  • «Лестница Иакова» (1990) — одна из самых жутких сцен в фильме происходит именно в метро.
  • «Мутанты» («Мимикрия») (1997) — свою колонию вымахавшие за три года до человеческих размеров и эволюционировавшие в сторону маскировки под людей искусственно выведенные «иуды» — насекомые-гибриды на основе тараканов и богомолов — обустроили свою колонию в метро, заселив тоннели и заброшенные станции. Во второй части единственный выживший самец-иуда тоже выходит именно из метро.
  • «Люди в чёрном 2» (2002). Показано с юмором, но всё же шастающий по туннелям гигантский червяк с несколькими рядами зубов во рту и нервным характером — это стрёмно.
  • «Они» (2002) — заглавные они успевают покошмарить главную героиню и в метро.
  • «Тьма» (2002) — ближе к концу фильма, когда связанные с Тьмой силы начинают проявлять себя все более явно, в метро объявляются три зловещие сверхъестественные старушенции в темных очках и переходят к активным действиям.
  • «Крип» (2004) — в лондонском метро орудует выходец из какой-то не то заброшенной больницы, не то заброшенной же подпольной научной лаборатории, а немецкая студентка пытается не стать его очередной жертвой.
  • «Поезд-призрак» (2006) — заглавный поезд-призрак катается по тоннелям токийского метро, в котором обитают и другие охочие до живых душ призраки.
  • «Путевой обходчик» (2007) — не обошли тему метро-ужасов и российские кинематографисты. Грабители банка с двумя заложницами бегают от скрипящего по стенам киркой и вырывающего глаза Путевого Обходчика по заброшенным тоннелям метро. В финальном твисте кошмарный маньяк оказывается всего лишь дегенератом.
  • «Конец пути» (2007) — припозднившихся пассажиров метро убивают сразу и религиозные фанатики, и демоны с горящими глазами, которые еще и вылупляются из тел павших.
  • «Полуночный экспресс» (2008) — экранизация рассказа Баркера.
  • «Поезд дальше не идет» (2008) — эдакий «Поворот не туда» в метро. Последний ночной поезд метро, на котором ехали в бар четверо парней и две девушки, встал на заброшенной еще в семидесятых станции, а когда пассажиры решили выбраться по туннелям, то столкнулись с обитающими в них очень негостеприимными бродягами.
  • «Пауки 3D» (2012) — в этом фильме гигантские пауки начали свое смертоносное шествие с тоннелей Нью-Йоркского метро.
  • «Метро» (2012) — тоннель московского метрополитена затапливает водой из Москва-реки, пассажиры, пытаясь эвакуироваться из застрявшего на путях поезда, тонут, гибнут от электрошока, а двое чуть не убивают друг друга в конфликте.
  • «Диггеры» (2016) — обитающий в технических тоннелях под Москвой жуткий рептилоид поднял свое хулиганство на новый уровень, напав на поезд метро.
  • «Отряд самоубийц» (2016) — Инкубус злодействовал сначала в метро.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» — эпизод 8 сезона «Медуза». В бостонском метро произошло несколько странных смертей, и делом занялись агенты Доггетт и Скалли. Причем проблемой становится не только зло под землей, но и местные власти, которым приспичило запустить поезда, не дожидаясь возвращения на поверхность следственной бригады, в составе которой и оказался Доггетт, а воевать с бюрократами придется Скалли.

Мультфильмы[править]

  • «Двенадцать подвигов Астерикса» — пародия на троп. Пещера Зверя (в которой должны выжить главные герои — это одно из предписанных им испытаний) напичкана примерами тропа «бафос ночного кошмара»… А на полдороге неожиданно оказывается, что данное подземелье первого века до Рождества Христова каким-то образом соединено с парижским метро 1970-х годов от Р. Х., где герои чуть не угодили под поезд (ни Астерикс, ни Обеликс, конечно, не могут определить, что это за хрень такая — но им пофиг).
    • Причём весь этот полнометражный мультфильм — не часть канона, а наполовину забубённая сказочка барда Какофоникса, наполовину же пьяные сны галлов, этой сказочки наслушавшихся. Так что Госинни в данном случае мог глумиться ва-аще как хотел, в том числе и таким способом — франшизе об Астериксе, рассмотренной в целом, это нисколько не вредило.

Мультсериалы[править]

  • «Человек-Паук» (1994), серии «Ночь Ящера» и «Плита Времени» — доктор Коннорс, превратившись в Ящера, успел навести шороху не только в канализации, но в нью-йоркском метрополитене.
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Унесенные крыльями» (8 серия). Гаргульи, они же крылатые гоблины, боятся солнечного света, а потому днём прячутся в метро. В основном они спят, прицепившись к потолку, подобно летучим мышам, но сон у них очень чуткий. И здесь же они откладывают яйца, из которых уже к следующей ночью вылупляются новые гобло-гаргульи. По завершении своей первой ночи в городе (а может быть и в жизни, ибо эти существа были выведены в лаборатории злобным нацистским учёным фот Рихтером специально для уничтожения главной героини) они так торопились скрыться от губительных солнечных лучей, что пролетели насквозь через идущий по тоннелю поезд, сильно напугав машиниста и пассажиров.
  • «Новые приключения Человека-паука» (2008), серия «Естественный отбор» — превратившись в Ящера, доктор Коннорс, в ходе схватки с Человеком-Пауком, устроил погром и напугал немало пассажиров нью-йоркского метро. С некоторыми другими злодеями Человек-Паук тоже устраивал поединки в тоннелях метро, но там уже масштаб был поменьше.

Видеоигры[править]

  • Condemned: Criminal Origins — Станции и коммуникации метро населены не очень дружелюбными бездомными. Бонусные очки за то, что растягивается сразу на три уровня.
  • Silent Hill 3 — целый уровень. Идёт после первого (торгового центра).
  • Silent Hill 4: The Room — метро — первый из альтернативных миров, в которые попадает Генри, и место гибели Синтии Веласкез.
  • Batman: Arkham City — Бэтмену не раз не раз придётся спуститься в старое метро, чтобы разобраться с засевшими там бандитами. Да и Чудо-город тоже под землёй расположен.
  • Metro 2033 — действие происходит в Московском метрополитене практически все время игры.
  • Manhunt — один из уровней первой части приводит протагониста в городскую подземку, где ему предстоит спасаться от подкупленных главгадом продажных полицейских
  • Underworld Office — Чарли насылала кошмары на людей, спящих в поезде метро. Да и сам офис находится на заброшенной станции метро.
  • «Метро-2» (The Stalin Subway) — хотя мистики в игре нет, а Метро-2 — собственно военный объект, в отдельных проходах можно наткнуться на агрессивных овчарок, а также бездомных и беглых зеков с ножами и даже пистолетами. Также иногда встречаются трупы зарезанных ими милиционеров.
  • Max Payne — Кошмар здесь более менее реалистичный (Нападение бандитов на станцию чтобы с помощью неё попасть в хранилище Банка) но не менее пугающий. А ещё, выполнив определённые действия, здесь можно нарваться на крыс, вооружённых огнестрельным оружием и не боящихся применять его против Макса.
  • Alan Wake 2 — в ходе странствий по вывернутому наизнанку Тьмой Нью-Йорку придется и пройтись по туннелям Метро.
  • Party Hard — Действие финального уровня происходит на станции метро где Фан-Клуб главного героя-маньяка устроил вечеринку в его честь.

Реальная жизнь[править]

  • Реальные террористические акты, например, в 2004 году между «Павелецкой» и «Автозаводской», и прочие катастрофы.
  • Зариновый теракт секты «Аум Синрикё» в токийском метро (причем в результате обыска зданий секты обнаружилось достаточно соответствующих реагентов для производства зарина, достаточного для убийства нескольких миллионов человек[2] а также культуры сибирской язвы и геморрагической лихорадки Эбола, так что это было лишь начало).

Примечания[править]

  1. А между тем, в начале 1900-х трамвайное лобби срывало проекты метрополитена в том числе через пожертвования церкви, которая заявляла, что нефиг человеку под землей делать
  2. Впрочем, для химического оружия всегда был характерен парадокс между возможностью убить литром 100 000 человек и тем, как сделать так, чтобы эти 100 000 человек реально получили смертельную дозу, так что если найденный запас содержал достаточное для «нескольких миллионов» количество зарина, это не означало, что они эти несколько миллионов реально могли убить