Кошмар в метро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sinister Subway. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино…
« Если Олтаржевский строит рай на земле, то что тогда строит Каганович под землёй? Преисподнюю! »
— Шутка про ВДНХ и метро, гулявшая по Москве тридцатых годов[1]

Люди издавна боялись подземелий: неслучайно царство мёртвых в мифах и легендах располагалось под землёй, а фантастические монстры и драконы обитали в пещерах или темницах замков. Поэтому неудивительно, что когда появился подземный транспорт, а именно метро, оно стало очень популярным сеттингом для произведений в жанре ужасов. Здесь в туннелях живут чудовища, на полузаброшенных станциях останавливаются поезда-призраки с пассажирами-мертвецами или демонами, а если свернуть не в тот переход, можно выйти на поверхность уже в параллельной реальности.

Более общий троп — Мистический транспорт.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Городские легенды про разных монстров, на любой вкус. Чаще всего про гигантских крыс. А диггеры могут рассказать и кое-что поинтереснее — не всегда кошмар, но нечто необычное.
  • Советские и российские городские легенды о поездах-призраках, увозящих людей или прямо в преисподнюю, или на заброшенные правительственные станции, где полно сокровищ. Если не жадничать, то можно уйти целым и богатым. По другим версиям, чистые душой смогут уйти с прибылью, а за стукачами и преступниками явятся, стуча коваными сапогами, призрачные НКВД-шники.
    • В частности Московская городская легенда про поезд-призрак с машинистом в форме старого образца, курсирующий по Кольцевой линии в позднее время и увозящий пассажиров неизвестно куда, после чего их больше никто никогда не увидит.
  • В японских городских легендах нередко встречаются вариации истории о последнем ночном поезде, в котором одной из пассажирок оказалась замаскированная под живую голодная призрачная женщина, которую ее спутник-человек удерживал из последних сил.
  • Крипипаста «Путевой обходчик», целиком и полностью состоящая из тотального незнания автором или авторами матчасти, но для непосвященных в специфику работы метро обывателей служащая неплохой страшилкой.
  • А также — шведская городская легенда про поезд-призрак «Silverpilen», на котором якобы можно уехать на заброшенную станцию «Kymlinge», которая считается «станцией мёртвых». Станция реально существует, но это всего лишь долгострой, подобно московской станции «Спартак».

Литература[править]

  • Клайв Баркер, «Полночный поезд с мясом».
  • Юрий Нестеренко, «Нижний город» — ГГ сел на очень странный поезд в метро и уехал в жуткую альтернативную версию Нью-Йорка.
  • Вселенная «Метро 2033». Кодификатор на русскоязычном пространстве.
  • Г. Л. Олди «Восьмой круг подземки» — отдельный рассказ и часть романа «Дорога».
  • М. и С. Дяченко «Подземный ветер» — в метро властвует титульная сущность, враждебная Городу и обещающая его мистическим обитателям участь хуже смерти.
  • Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком» — педаль в земную кору. Про тяжёлую жизнь продавца книг в метро: тут вам и пассажиры-мертвецы, и электрические пауки, и слова, вытекающие из книг, и проходы в иные реальности. А может быть, это всё глюки сумасшедшего.
  • Александр Подольский, «Хозяин туннелей» — журналист с напарницей очень хотели написать статью о нищих калеках в метро… Как выяснилось, у этих калек есть свой Хозяин.
  • Лист Мёбиуса (Лента Мёбиуса) (англ. «A Subway Named Mobius» («A Subway Named Moebius»)) — научно-фантастический рассказ Армина Дейча. Впервые был опубликован в журнале «Astounding Science Fiction» в 1950 году. На русском языке был впервые опубликован в журнале «Наука и жизнь» в 1969 году (перевод Т. Шинкарь). В Бостонском метрополитене вследствие топологии новой линии пропадает поезд, выпавший в иное измерение. Неоднократно экранизирован.
  • Джон Гоуди, «Опасные пассажиры поезда 1-2-3» и три его экранизации — четверка террористов захватывает поезд метро.
  • Нил Гейман, «Никогде» (и экранизация) — в «нижней» версии Лондонской подземки есть и мистическая линия «Андервуд», и поезд-призрак, которым правит Герцог.
  • «Подземка» Харуки Мураками — документальный роман посвящённый теракту в токийском метро в 1995-м.
  • Крапивин, «Застава на Якорном поле» — не то, чтобы кошмар, но мистика в метро и выход куда-то не туда налицо. Плюс амбивалентная концовка с забегом Ёжики навстречу поезду.
  • Грэм Мастертон, «The children God forgot» — в самом лондонском метро живут люди-кроты, и полицейский Джерри не уверен, полностью ли эти бродяги ― люди. А под метро живет Черная Алисия вместе со своими малыми детками.

Сетевая[править]

  • Распространённая локация в крипипастах, — под неё на Мракопедии даже отведена отдельная категория.
    • В таких сюжетах туннели часто населяют фантастическими монстрами: к примеру, классическая история «старой школы» «Путевой обходчик» (кстати, хоть история и интересная, в комментариях настоящий работник метро подробно прошёлся по знанию её автором матчасти).
    • А бывает, что эти туннели вообще ведут туда, куда Макар телят не гонял. Так, в крипипасте «Наблюдатели» ГГ просто решил проследить за странным незнакомцем в метро и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами…
    • А еще есть крипипаста про одного парня, который ездил на метро домой вечером. И увидел напротив себя прекрасную девушку. Вот только он не знал, что именно его поезд метро живых людей не возит.

Кино[править]

  • «Лестница Иакова»: одна из самых жутких сцен в фильме происходит именно в метро.
  • «Полуночный экспресс» — экранизация рассказа Баркера.
  • «Поезд дальше не идёт» — эдакий «Поворот не туда» в метро, тоже с каннибалами.
  • «Мутанты» («Мимикрия») — свою колонию вымахавшие за три года до человеческих размеров и эволюционировавшие в сторону маскировки под людей искусственно выведенные «иуды» — насекомые-гибриды на основе тараканов и богомолов — обустроили свою колонию в метро, заселив тоннели и заброшенные станции. Во второй части единственный выживший самец-иуда тоже выходит именно из метро.
  • «Крип» — в лондонском метро орудует выходец из какой-то не то заброшенной больницы, не то заброшенной же подпольной научной лаборатории, а немецкая студентка пытается не стать его очередной жертвой.
  • «Конец пути» — припозднившихся пассажиров метро убивают сразу и религиозные фанатики, и демоны с горящими глазами, которые еще и вылупляются из тел павших.
  • «Поезд дальше не идет» — последний ночной поезд метро, на котором ехали в бар четверо парней и две девушки, встал на заброшенной еще в семидесятых станции, а когда пассажиры решили выбраться по туннелям, то столкнулись с обитающими в них очень негостеприимными бродягами.
  • «Линия смерти» (1972) — в лондонском метро обитают каннибалы-вырожденцы, потомки замурованных под землей при обвале строившейся линии еще в девятнадцатом веке рабочих, питающиеся припозднившимися пассажирами.
  • «Пауки 3D» — в этом фильме гигантские пауки начали свое смертоносное шествие с тоннелей Нью-Йоркского метро.
  • «Метро» (2012) — тоннель московского метрополитена затапливает водой из Москва-реки, пассажиры, пытаясь эвакуироваться из застрявшего на путях поезда, тонут, гибнут от электрошока, а двое чуть не убивают друг друга в конфликте.
  • «Куотермасс и колодец» — с прикрученным фитильком: именно во время раскопок при строительстве новой линии лондонского метро был обнаружен космический корабль марсиан, но именно кошмар начался уже потом на поверхности.
  • «Диггеры» (2016) — обитающий в технических тоннелях под Москвой жуткий рептилоид поднял свое хулиганство на новый уровень, напав на поезд метро.
  • «Путевой обходчик» (2007) — грабители банка с двумя заложницами бегают от скрипящего по стенам киркой и вырывающего глаза Путевого Обходчика по заброшенным тоннелям метро.
  • «Они» (2002) — заглавные они успевают покошмарить главную героиню и в метро.
  • «Тьма» (2002) — ближе к концу фильма, когда связанные с Тьмой силы начинают проявлять себя все более явно, в метро объявляются три зловещие сверхъестественные старушенции в темных очках и переходят к активным действиям.
  • «Поезд-призрак» (2006) — заглавный поезд-призрак катается по тоннелям токийского метро, в котором обитают и другие охочие до живых душ призраки.
  • «Отряд самоубийц» — Инкубус злодействовал сначала в метро.
  • «Путевой обходчик» — не обошли тему метро-ужасов и российские кинематографисты. Маньяк-дегенерат истребляет забредших в тоннель грабителей банка и их заложников.
  • «Линия смерти» — британский фильм с Дональдом Плезенсом и Кристофером Ли, о зловещих обитателях старейшего в мире лондонского метрополитена.
  • «Крип» — в лондонском метро орудует выходец из какой-то не то заброшенной больницы, не то заброшенной же подпольной научной лаборатории, а немецкая студентка пытается не стать его очередной жертвой.
  • «Люди в чёрном 2». Показано с юмором, но всё же шастающий по туннелям гигантский червяк с несколькими рядами зубов во рту и нервным характером — это стрёмно.
  • «Конец пути» — припозднившихся пассажиров метро убивают сразу и религиозные фанатики, и демоны с горящими глазами, которые еще и вылупляются из тел павших.
  • «Пауки 3D» — в этом фильме гигантские пауки начали свое смертоносное шествие с тоннелей Нью-Йоркского метро.

Мультфильмы[править]

  • «Двенадцать подвигов Астерикса» — пародия на троп. Пещера Зверя (в которой должны выжить главные герои — это одно из предписанных им испытаний) напичкана примерами тропа «бафос ночного кошмара»… А на полдороге неожиданно оказывается, что данное подземелье первого века до Рождества Христова каким-то образом соединено с парижским метро 1970-х годов от Р. Х., где герои чуть не угодили под поезд (ни Астерикс, ни Обеликс, конечно, не могут определить, что это за хрень такая — но им пофиг).
    • Причём весь этот полнометражный мультфильм — не часть канона, а наполовину забубённая сказочка барда Какофоникса, наполовину же пьяные сны галлов, этой сказочки наслушавшихся. Так что Госинни в данном случае мог глумиться ва-аще как хотел, в том числе и таким способом — франшизе об Астериксе, рассмотренной в целом, это нисколько не вредило.

Видеоигры[править]

  • Condemned: Criminal Origins - едва ли не кодификатор. Станции и коммуникации метро населены не очень дружелюбными бездомными. Бонусные очки за то, что растягивается сразу на три уровня.
  • Silent Hill 3 — целый уровень. Идёт после первого (торгового центра).
  • Silent Hill 4: The Room — метро — первый из альтернативных миров, в которые попадает Генри, и место гибели Синтии Веласкез.
  • Batman: Arkham City — Бэтмену не раз не раз придётся спуститься в старое метро, чтобы разобраться с засевшими там бандитами. Да и Чудо-город тоже под землёй расположен.
  • Metro 2033 — действие происходит в Московском метрополитене практически все время игры.
  • Manhunt - один из уровней первой части приводит протагониста в городскую подземку, где ему предстоит спасаться от подкупленных главгадом продажных полицейских
  • Underworld office Чарли насылала кошмары на людей, спящих в поезде метро. Да и сам офис находится на заброшенной станции метро.
  • "Метро-2" (The Stalin Subway) - хотя мистики в игре нет, а Метро-2 - собственно военный объект, в отдельных проходах можно наткнуться на агрессивных овчарок, а также бездомных и беглых зеков с ножами и даже пистолетами. Также иногда встречаются трупы зарезанных ими милиционеров.

Реальная жизнь[править]

  • Реальные террористические акты, например, в 2004 году между «Павелецкой» и «Автозаводской», и прочие катастрофы.
  • Зариновый теракт секты «Аум Синрикё» в токийском метро (причем в результате обыска зданий секты обнаружилось достаточно соответствующих реагентов для производства зарина, достаточного для убийства нескольких миллионов человек а также культуры сибиской язвы и геморрагической лихорадки Эбола, так что это было лишь начало).

Примечания[править]

  1. А между тем, в начале 1900-х трамвайное лобби срывало проекты метрополитена в том числе через пожертвования церкви, которая заявляла, что нефиг человеку под землей делать