Сесть не в ту машину

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Harmful To Hitchhikers, Not My Driver. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ехал на выставку как-то Енот.

Выбрал автобус случайно не тот.

Долго он ехал – приехал куда?

Не разобраться, ну просто беда!

Начал Енот возвращаться назад,

Сел он в автобус опять наугад

И в незнакомое место попал,

Здесь по кварталам и паркам плутал.


Так он до выставки и не добрался,

По незнакомым маршрутам катался,

Только под вечер вернулся домой,

Бледный, измученный, еле живой.

»
— Галина Шалаева, «Правила поведения для воспитанных детей».
Кажется, она начинает что-то подозревать

Автостоп — очень опасный для жизни и здоровья способ путешествий, ведь никогда не поймёшь, чего ждать от доброго водилы, согласившегося вас подвезти. Как минимум, он может оказаться грабителем, обобрать вас до нитки и высадить в глуши. Ещё хуже, если он маньяк-убийца, ищущий жертву: тогда в лучшем случае вам придётся от него отбиваться в крайне экстремальных условиях, а в худшем вы доедете до пункта назначения… не в кондиции. Ну а если удача от вас совсем отвернётся, то странный водитель на странной машине завезёт вас в такие места, куда не только Макар телят не гонял, но и которых вообще нет ни на одной карте.

Всякого рода общественный транспорт (автобусы, такси, метро) тоже подпадает под троп.

И да, кстати: если вы сами водитель, не спешите подбирать первого встречного попутчика сомнительного вида.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Аргентинская городская легенда про такси смерти, которое останавливается около кладбища и чьи жертвы-пассажиры числятся пропавшими без вести.

Литература[править]

  • Г. Х. Андерсен, «Снежная королева» — Кай прицепил свои санки к большим саням, не зная, что в них ехала Снежная Королева.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике» — педаль в нейтронную звезду.
  • Эдуард Успенский, «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» — герой случайно забрёл в жутковатый незнакомый район Москвы, где ходили трамваи со странными номерами, и чуть не сел в старинный чёрный трамвай, похожий на катафалк. И очень повезло, что не сел: задним числом он понял, что номера трамваев — это даты рождения и смерти, а на том трамвае стоял год его рождения…
  • Стивен Кинг, «Верхом на пуле» — главному герою, собравшемуся автостопом к больной матери, хронически не везёт с этим. Сначала ему попался противный старикан на воняющем мочой драндулете, а потом — молодой парень, имя которого написано на надгробии на ближайшем кладбище.
  • Б. Акунин, «Ничего святого» — Зепп фон Теофельс подстраивает ловушку судебному стенографисту (вызванному к захваченному революционеру), подсовывая ему пролётку с фальшивым извозчиком (которого играет его подчинённый Тимо Грубер). Сам же Зепп проникает к революционеру под видом убитого стенографиста.
  • В. Камша, «Белая ель» — Аполка, спеша в столицу, села в повозку, которую везла пегая кобыла, а пассажиры числились погибшими или пропавшими без вести. До столицы она так и не доехала, зато спустя столетия ее именем ещё пугали местных жителей.
    • В основном цикле образ зловещей лошади получает развитие.
  • Егор Конёв, «Чёрная рука» — вполне реалистичный, но от того не менее неприятный вариант. Главный герой Артём, сбежавший из детдома, садится в машину к некоему Степану, который слушает шансон, и машина у него оклеена фотографиями голых девиц. Степан напивается прямо за рулём и впадает в неадекват, начинает путать Артёма с какой-то своей покойной Нюрой, в конце концов достаёт револьвер и кричит «Нюре», чтобы она убиралась на тот свет и перестала его домогать… Артём быстро выскакивает из машины и отделывается испугом.
  • Р. Л. Стайн:
    • Книга-игра «Добро пожаловать в музей мадам Злодье» — в одной сюжетной ветке героев предлагает подвезти водитель в роскошном чёрном лимузине. Если принять его предложение, окажется, что он монстр и приспешник главной злодейки.
    • Книга-игра «Оборотни Безумничьего Домика» — героев, спасающихся от оборотней, подбирает на шоссе приятная с виду женщина, которая сама оказывается одной из них.
  • Том Б. Стоун, «Взбесившийся автобус» — главный герой случайно сел на школьный автобус-призрак с пассажирами-нежитью, направляющийся прямо в пропасть. К счастью, ГГ не только спасся сам, но и спас, если можно так выразиться, водителя и пассажиров.
  • Юрий Нестеренко, «Нижний город» — главный герой в печали из-за косяков на работе сел не на тот поезд метро и уехал в жуткую альтернативную версию Нью-Йорка. Увы, ему повезло меньше, чем двум предыдущим примерам.
  • Роберт Блох, «Психо-2» — пополам со зловещий попутчик: сбежавший из психушки под видом монахини Норман Бейтс подобрал на шоссе паренька, которого собирался убить. Паренёк, в свою очередь, планировал ударить доверчивую «пингвиниху» по башке и приватизировать её тачку. В короткой схватке победила молодость.
  • Джек Ритчи, «Восьмой». По городу орудует рыжеволосый маньяк-убийца, убивший без особых на то причин 7 человек. Некий мужчина средних лет подбирает на трассе молодого рыжеволосого парня, который своими разговорами и поведением на что-то намекает… Паренёк просто косит под маньяка, пугая людей ради прикола. Настоящий маньяк — водитель, перекрасивший волосы для маскировки.
  • Дональд Рэй Поллок, «Дьявол всегда здесь» — Карл и Сэнди Хендерсон колесят по всей Америке и устраивают откровенные фотосессии со случайнымм попутчиками, а потом убивают их.
  • Артур Конан Дойл, «Последнее дело Холмса» — собираясь временно покинуть Великобританию, где за ним охотится организация профессора Мориарти. Холмс подробно инструктирует Ватсона, начиная с выхода из дома: «Попросите миссис Хадсон не брать ни первый, ни второй кэб.»

Кино[править]

  • Регулярное явление в порнографии.
  • Экранизация «Верхом на пуле» — аналогично первоисточнику, только здесь ГГ проделывает часть пути пешком, и к автомобильным злоключениям добавляются ещё и пешие.
  • «Игра» Дэвида Финчера — герой, преследуемый агентами загадочной организации «CRS», садится в такси. Таксист оказывается одним из агентов той самой «CRS», и направляет машину с героем прямо в воду. В конце выясняется, что все события фильма были розыгрышем: под водой дежурили водолазы, и если бы герой сам не выбрался, его бы спасли.
  • «Бриллиантовая рука» — Семён Семёныч думал, что сел в машину к милиционеру в штатском, а это был контрабандист. Но поскольку комедия, всё закончилось хорошо. (Правда, тут не автостоп, а государственное такси).
    • До этого была аверсия: так или иначе, но среди многочисленных людей, возивших Семена Семеныча на такси, таксистов не было ни одного.
  • «Провал во времени» (1997) — главная героиня не просто садится в машину к убийце-психопату, но и вынуждена делать это снова и снова, так как единственным спасением для неё является использование машины времени.
  • «Жажда страсти» Андрея Харитонова — второстепенная героиня (горничная), убегая от жутких людей в чёрном, похожих на вампиров, садится в чёрную машину, где водитель оказывается… одним из этих самых людей. Потом ту же самую ошибку допускают и главные герои (правда, для них это закончилось лучше).
  • Обстебано в пародийном ужастике, не помню названия. К маньяку, убивающему попутчиков, садится маньяк, убивающий водителей. Кончилось «хэппи-эндом»: после попытки убить друг друга маньяки договорились сотрудничать.
  • «Подвезите меня» Ларри Коэна из серии «Мастера ужасов». Тут тоже два серийных убийцы: один зловещий попутчик, другой — герой данного тропа.
    • В финале их подбирает машина «Скорой помощи», водитель и санитар которой тоже оказываются маньяками и расправляются с обоими.
  • Итальянский «Ночной попутчик» 1989 года. Там как раз не попутчик, а водитель, который подбирает юных девушек на дороге и зверски убивает.
  • «Полицейская академия 7: Миссия в Москве»: шутки ради. Директор Лассард вместо машины для почетных гостей случайно сел в машину, на которой из аэропорта на кладбище ехали родственники какого-то свежепреставившегося старика. В итоге весь оставшийся фильм он провел, знакомясь с какой-то русской семьей. Закончилось все хорошо: фильм-то добрый.
  • «Полный облом» — в финале Джози, серийная отравительница, садится в машину к миловидному пожилому мужчине, в пикапе которого лежит свежий труп. Финал остается открытым.
  • «Все мужики сво…» — Жан с Соней из-за аварии поезда вынуждены ловить попутку. Водитель предупреждает, что ему нужно только на минутку заехать к деревенскому родственнику (непьющему!). В результате водитель напился в дрова, а главные герои чуть не застряли в этой самой деревне. Причём Жан прогнозировал именно такое развитие событий, но это только усугубило положение: других попуток всё равно не было, Соня рассердилась, а водитель не на шутку обиделся.
  • Корейский фильм «Я видел Дьявола» — Маньяк, сбегая от главного героя ночью, выбегает на трассу и останавливает позднее такси, в котором общительный водитель везёт молчаливого пассажира на заднем сиденье…
  • «Ничего себе поездочка 2» — конец фильма показывает, как автостопщица садится в грузовик к дальнобольщику-маньяку по кличке Ржавый Гвоздь, который пережил падения с обрыва.
  • «Таинственная река» — двое незнакомцев завели Дэйва в машину и отвезли к себе домой.
  • С прикрученным фитильком, но «Матрица» — не сядь Нео в машину к Тринити, не было бы и двух таблеток.
  • «Один дома-2» — бродя вечером по криминальному району Нью-Йорка, юный Кевин повстречал пугающего вида бомжей и проституток и от страха залез в первое попавшееся такси. Однако таксист тоже оказался довольно жутким типом и заявил, что «и здесь [в машине] ничуть не лучше». Кевин предпочёл от греха подальше убежать.
  • «По ту сторону страха» (1975) — банда грабителей отправила машину в аэропорт, чтобы забрать взломщика для операции, но по ошибке в неё садится простой риэлтор и узнаёт планы банды
  • Комедийный слэшер «Порочное удовольствие»
    • Субверсия в открывающей сцене. Девушка садится в машину к дядечке весьма подозрительной наружности. Дядечка блокирует двери, предвкушающе улыбается и... получает удар ножом. Маньяком оказался не он, а пассажирка. На самом деле зигзаг. Позже выясняется, что он таки действительно был маньяком. А она — охотница на серийных убийц.
    • Репортёр из журнала, посвящённого ужастикам, берущий интервью у знаменитого режиссёра слэшеров, критикует типичные образы маньяков, которые тот использует в своих фильмах (Медлительные амбалы в масках, в стиле Джейсона Вурхиcа). И в ответ на брошенное режиссёром: «Критикуешь — предлагай» выдвигает идею, что самые идеальные убийцы — это водители такси: они точно знают, где живёт жертва и при этом никак с ней не связаны, а их самих обычно не замечают и не запоминают их лиц.
    • Позже, тот же репортёр случайно попадает на тайный сеанс групповой терапии для серийных убийц и, чтобы не стать их жертвой, пытается сойти за своего, выдавая себя за как раз такого вот маньяка-таксиста.
    • В финале выясняется, что задумка главгероя настолько понравилась режиссёру, что тот украл её и действительно снял слэшер про таксиста-убийцу.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — 28 сезон, 11 серия. Гомер отказывается садиться в машину к Змею, потому что тонированные фургоны выглядят подозрительно. И тут же садится в нетонированный чёрный фургон к незнакомцу, и его даже не смущает, что сзади уже сидит связанный и заткнутый мужчина в латексном костюме.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure: в восьмой части Ясухо как-то занесло в машину к гопоте. Впрочем, ей простительно: под действием иллюзий Цуруги у неё совсем шарики за ролики заехали.
  • Killing Bites начинается с того, что Хитоми, главная героиня, садится в машину с весёлыми гопниками, а ведёт машину Номото, второй главный герой. Хитоми убивает всех остальных в машине, кроме него.
  • Kill la Kill — Рюко и Мако случайно поймали в качестве автостопа машину которую вёл Гамагори Ира… хотя он как раз и не угрожал девушкам, так как за пределами школы ученики должны поддерживать друг-друга. А вот Авто-страйкбольный клуб представлял реальную опасность (подсвечено Рюко фразей-сабжем), но Гамагори их защитил!
  • Ushiro no Shoumen Kamui-san — играется с пародийной инверсией: девушка-дух горной дороги, провоцирующая подобравших ее водителей на потерю управления и аварию, садится в очередную машину. Вот только откуда в ней столь ужасный запах? Многочисленные отпечатки рук на стекле? Почему водитель стоит и рассказывает о духах горной дороги? Почему двери заблокированы, а сама машина опутана волосами?! Девушка пугается почти до смерти — ведь это машина главных героев, профессиональных экзорцистов, и она уже их шестая жертва за сегодня…

Веб-сериалы[править]

  • School 13 — серия Автостопщики, субверсия. Главные герои попадают в машину к жутко выглядящим гопникам, которые пьют пиво за рулём и слушают громкую музыку. Парень был категорически против, но девушка тут же согласилась сесть в машину потому, что их долго никто не подбирал. Всю дорогу они переживали, но, тем не менее, гопники оказались вполне нормальными людьми и даже предупредили главных героев, что «Будьте аккуратнее, на дороге стало много фраерков».

Видеоигры[править]

  • Grand Theft Auto: London 1969 — сев не в ту тачку, ГГ оказывается в шкуре Джеймса Бонда или Остина Пауэрса.

Музыка[править]

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

  • Полная инверсия. Автор правки, автостопщик, оставивший у себя за плечами 30 тысяч километров и исколесивший всю Россию от Калининграда до Владивостока, и даже покатавшийся по Европе, смело заверяет тебя, читатель — реальность не так опасна, как о ней можно было бы подумать, прочитав эту статью. Конечно, некоторые инциденты всё-таки случались, и троп имеет место быть и в реальности, но, во-первых, из 100 % случаев автору помогал выйти простой электрошокер, всегда лежащий наготове в кармане, а во-вторых, за 8 лет автостопа и минимум тысячу попутных машин, такое с автором происходило всего три раза[1]. Так что, путешествуйте смело!
    • Уточнение с объективной точки зрения здравого смысла. Автор уточнения ни в коем случае не сомневается в истинности слов автостопщика, изложившего выше свои взгляды на своё хобби, но смеет отметить несколько деталей в данном рассказе. Рассказчик — взрослый мужчина, с его слов, следящий за своей физической формой и, надо думать, не выглядящий последним задохликом; также в активе — средство самозащиты и избирательность в попутчиках. Однако, несмотря на это, даже он успел подвергнуться трём нападениям. Конечно, хорошо, что он вышел из них победителем, но всё-таки — если даже при приведённых здесь условиях некоторые нехорошие люди всё равно не гнушаются криминалом, то чего же тогда ожидать в случае, если на месте крепкого мужчины окажется слабая девушка?..
    • Тот, кто сел в машину к маньяку и был им убит, о своём опыте не расскажет.
    • О благополучном опыте большинство автостопщиков тоже особо не рассказывают, поскольку он — обыденность. Как поездка на метро.
    • Три нападения из тысячи всё-таки случились. А чтобы сыграть в ящик, может хватить и одного.
  • А теперь — мнение «слабой девушки», по совместительству клубного спортивного автостопщика с 17-летним стажем и с тремя сотнями тысяч километров наезда. Не так страшен черт, как его малюют. Самая реальная опасность в автостопе — это авария, а вовсе не нехорошие дяди. Что до последних, то их везде встретить можно. Если хочется путешествовать автостопом, то почему бы и нет? И электрошокер с собой брать не обязательно. Головной мозг в рабочем состоянии его успешно заменяет. А еще умение ездить. Которому учат в автостопных клубах.
  • И всё-таки минутка ОБЖ: многие серийные убийцы порой подбирали будущих жертв на дороге. Самый известный пример — Тед Банди, который предлагал женщинам подвезти их (на тот свет) на своей машине. Обаятельнейший человек с небывалой харизмой, никоим образом на отталкивающего маргинала не похож!

Примечания[править]

  1. Здесь, правда, стоит оговориться о том, что автор правки также соблюдает и элементарные меры предосторожности, навеиваемые здравым смыслом — не садится в авто к компании сомнительных личностей и/или нетрезвому водителю и следит за своей физической формой.