Жизнь насекомых

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Существуют также мультфильм «Тайная жизнь насекомых» (Drôles de petites bêtes, 2017, Франция-Люксембург) и научный труд французского энтомолога Жана Анри Фабра «Жизнь насекомых».

«Жизнь насекомых» — ранний (1993) роман Виктора Пелевина. Аллегорические, фантасмагорические и просто гротескные приключения приключаются с персонажами где-то в Крыму. Нет протагониста, а есть что-то около четырёх основных сюжетных линий (Сэм, Марина, Наташа, Дима) и некоторое количество побочных. Каждый персонаж дуалистичен, выступает в роли человека и насекомого, причём действия человека соответствуют стереотипному поведению животного… Американец-комар пьёт кровушку народную; скарабей-пролетарий всю жизнь толкает навозный шар, ни на минуту не забывая о том, что он (скарабей) священен, а его шар — не менее чем весь мир; муравьи самоотверженно и уныло тянут ежедневную лямку, изредка мечтая о красивой жизни; ночной мотылёк тянется к свету… И если кто-то прихлопнул комара или поймал муху на липкую ленту — это трагедия. Сюжетные линии причудливо переплетаются и происходят примерно в одно время (вплоть до того, что мать и дочь являются молодыми девушками одновременно).

Сюжет[править]

Глава 3[править]

Муравьиха Марина прилетает в Крым и собирается устроиться здесь надолго. Рядом ходят такие же крылатые муравьихи в такой же одежде и робко мечтают об увиденной в видеосалоне красивой французской жизни. Марина отгрызает крылья и роет нору.

Глава 6[править]

Вскоре через стену прогрызается рыжий Николай с баяном, военный из Магадана. Не тратя лишних слов, по-военному чётко Николай делает Марину своей женой. Первый же выход «в свет» (в магаданский театр) кончается тем, что Николай падает с лестницы, ломает ногу, и прочие военные тут же разбирают его на запчасти. Беременная марина с подаренной в качестве платья портьерой, бутылкой шампанского и замотанной в газетку ляжкой Николая навсегда возвращается в свою нору.

Глава 13[править]

Марина рожает два яйца. Личинка Наташа сжирает своего брата (иначе бы он сожрал её — во всяком случае, так говорит она). Марина старается воспитать Наташу не хуже, чем воспитали Марину. Наташа почему-то слишком заинтересована не муравьиным, а мушиным образом жизни. Для неё уверенность в завтрашнем дне — отнюдь не идеал. Наташа уходит из дома.

Глава 1[править]

Двое «наших» комаров Артур и Арнольд встречают американского комара Сэма, который проводит маркетинговые исследования на предмет перспективности развития туристической отрасли (иными словами, есть ли смысл лететь из Штатов, чтоб попить крови в Крыму). По несчастью, первый же объект исследования упился одеколоном, что соответствующим образом отразилось и на поведении американца, непривычного к столь высокому содержанию алкоголя в крови.

Глава 2[править]

В то же время где-то поблизости батя-скарабей наставляет сына-скарабея в необходимости постоянного сбора навоза, из которого состоит весь мир, чтобы не стать похожим на проходящего мимо алко-Сэма. Батю случайно давит каблуком Марина.

Глава 5[править]

Сэм, основательно проблевавшись, приходит в себя и знакомится с мухой Наташей (точнее, она настойчиво знакомится с Сэмом). Арнольд, как оказалось, тоже не удержался от дегустации одеколонового господина, заявляется в кафе, где заседают Артур, Сэм и Наташа, и устраивает мини-дебош с нравоучениями на тему «юным барышням следует работать на фабрике, а не знакомиться с иностранцами». Наташа расспрашивает Сэма о заграничной жизни, затем они совокупляются на безлюдном берегу.

Глава 8[править]

Артур и Арнольд вытаскивают третьего собрата Арчибальда, окопавшегося в донорском пункте, полетать попить живой кровушки. Отучившийся быть осторожным Арчибальд присасывается к Наташе, которая комара рефлекторно давит. Арнольд ловит листок со стихами, написанными Митей главой раньше.

Глава 9[править]

Травокуры художники обсуждают свои травокурские дела. Затем на них нападает измена, они бегут из дома, прячутся в каую-то трубу — оба конопляных клеща оказываются забиты в раскуриваемую папиросу с коноплёй.

Глава 10[править]

Наташа плачет и курит, это её первый косяк. Наташа везёт Сэма к себе домой, где за занавеской её мать Марина бесконечно перечитывает «Судьбу барабанщика» (точнее даже не саму «Судьбу…», а критическую заметку в газете). Сэм и Наташа совокуплются ещё раз, Сэм замечает шрам от ДДТ, потому как «нас всех, кто здесь живёт, убить хотят». Сэм обещает забрать Наташу в Америку.

Глава 15[править]

Арнольд и Сэм совещаются. Мальчик с навозным шаром подзывает Сэма: просили передать, что с Наташей плохо. Наташа прилипла к одной из развешенных в кафе лент липучки. Официантка срывает липучку с прилипшей мухой и вешает на её место свежую.

Глава 4[править]

Ночные мотыльки Митя и его духовный наставник Дима философствуют. Видимо, альтер-это автора, наблюдающего сюжет целиком.

Глава 7[править]

Митя и Дима продолают философствовать. Митю чуть не сожрала летучая мышь, но ведь летучая мышь — не более, чем порождение его сознания, не так ли?

Глава 11[править]

Митя приходит к ложному просветлению. Слышит стрёкот цикад.

Глава 12[править]

Личинка цикады Серёжа упорно прогрызает путь вперёд. В своём стремлении к приземлённому счастью становится тараканом. Значительно позже, поимев роскошную жизнь в Штатах, вспоминает, что он не таракан, а цикада, и прогрызает путь из грунта на поверхность.

Глава 14[править]

Митя ПРЕВОЗМОГАЕТ и возвращается туда, откуда начал.

Стенатропов[править]

Ваша очередь, мадамы и мусью.

  • Бесславные девяностые — во весь рост. И свобода предпринимательства, и свобода умереть. Однако магаданский муравейник по другому ведомству. Точнее, о тех, кто был запрограммирован на жизнь в совсем другом обществе, как позже напишет ПВО в «Чапаев и Пустота».
  • Бонус для гениев — начнём с эпиграфа про «согласное гуденье насекомых». Это стихотворение Иосифа Бродского «Письма римскому другу», его лирический герой слышит как «Понт шумит за чёрной изгородью пиний», Понт — это Чёрное море. Действие «Жизни насекомых» происходит в Крыму, тоже на берегах Чёрного моря.
  • Внутри больше, чем снаружи — персонажам удалось, подобно великому тибетскому поэту и йогину Миларепе, спрятался от дождя в пустом роге яка. С трагическими последствиями.
  • Стрекозы против муравьёв — конфликт между матерью-муравьихой и дочкой-мухой.
  • Упоротый — автор любит описывать cабж со знанием дела.
  • Я — это ты: не зря Дима и Митя — это в общем-то одно и то же имя. И, разумеется, твой труп — это тоже ты.
  • Отсылка — мультяшный клип Николая Баскова на песню «Зараза»: мир клипа населён людьми-насекомыми прямо в духе романа.