Посмотри в глаза чудовищ

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Белогвардейцы монстров не боятся!

«Посмотри в глаза чудовищ» — эпическое произведение Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, выпущенное в 1997. Представляет собой фактически «манифест девяностых»: с одной стороны, это пародийная смесь всех бытовавших тогда оккультных и конспирологических теорий (своего рода отечественный ответ американской трилогии «Иллюминатус!»), а с другой стороны — достаточно серьёзное осмысление реалий 1990-х и мечтаний людей в ту эпоху (в том числе ностальгии по дореволюционной России и надежды на её идейное возрождение). Пожалуй, одной из важных находок авторов стали стихи Дмитрия Быкова, которые, взяв поэта в соавторы, издали в послесловии под заголовком «стихи из чёрной тетради». Стилизация под позднего Гумилёва вышла великолепной, прекрасно оттеняющей общий сюжет. Впоследствии в серии вышли ещё две книги: «Гиперборейская чума» и «Марш экклезиастов».

Сюжет[править]

Главным героем является поэт и офицер Николай Гумилёв, который по сюжету был не расстрелян, а выкуплен у ЧК неким оккультным орденом «Пятый Рим». Этот орден на протяжении веков служил опорой российской монархии: в его рядах состояли сподвижник Петра I Яков Брюс, сын Павла I Семён Великий, Михаил Скопин-Шуйский и др., продлевающие себе жизнь с помощью мистического препарата «Ксерион». Гумилёв сам становится агентом ордена и выполняет для него разные задания. Действие происходит в нескольких временах: в детстве Гумилёва в конце XIX века, в 1930-е, где он под чужим именем плывёт на круизном лайнере «Cat of Cheshire», в 1940-е, когда он сталкивается с нацистскими оккультистами, и, наконец, в 1990-е, когда он обзавёлся женой и ребёнком. Сквозной сюжет, на который и нанизаны отдельные эпизоды — это попытки Гумилёва спасти похищенную девочку, разобраться, что же происходит сейчас в оккультном и реальном мире, отчего потеряли память почти все члены ордена, кто такие рептилоиды и чего ему недоговаривали в то время, когда орден ещё был в полной силе. Естественно, с разоблачением тайн, срывом покровов, материализацией духов и раздачей слонов.

Что здесь есть[править]

  • Аллюзия — во все поля!
    • Название «Cat of Cheshire» — очевидная отсылка к «Алисе в Стране чудес».
    • В 1928 Гумилёв возвращается в Москву под именем иностранного профессора Фридриха-Марии фон Виланда; он хромает из-за ранения, полученного на предыдущей миссии, и потерял одну из маскировочных контактных линз, поэтому глаза у него разного цвета. В Москве он встречает самого Булгакова, их диалог переполнен аллюзиями к сцене на Патриарших, и намекается, что именно он вдохновил писателя на образ Воланда.
    • Одним из рассказчиков вставных историй является Йозеф Блазковиц, причём по его размышлениям можно понять, что тот самый.
    • Названия главам даны по цитатам (кто бы мог подумать) из Гумилева.
  • Антарктида — нацистскую базу в Новой Швабии главный герой помогает уничтожить лично. Весьма вовремя, там едва не созрело очередное вундерваффе, и, возможно, не одно.
  • Голливудское вуду — Барон Суббота — прозвище, данное на Карибах главе Анненербе Рудольфу Зеботтендорфу. Самому настоящему немецкому барону, без дураков.
  • Девственность — это сила — для выполнения задания ордена Пятого Рима нужно непременно быть девственником, притом молодым. Приходится Николаю Степановичу пройти процедуру омоложения и «оцеломудривания» и потом долгое время воздерживаться, притом, что искушения есть в наличии.
  • Король под холмом — Аттила спит под горой Геллерт в Будапеште. О его пробуждении никто не мечтает, кроме сил зла.
  • Ктулху с побитой мордой — беднягу убили наповал.
  • Моральная подстава — проходящие инициацию герои, в их числе — Николай Степанович, должны сохранять неподвижность. Но некоторым из них грозит гибель. Далее часть испытуемых остается недвижными, часть — в том числе Николай Степанович — бросаются на выручку. В итоге выясняется, что те, кто нарушили приказ ради помощи товарищам, считаются прошедшими испытание, а прочие его провалили.
  • Нацистский оккультизм — герою даже устраивают экскурсию по Аненербе. Весьма познавательную.
  • Опосредованная передача ругательств — «Валькирия разразилась длиннейшим проклятием, где поминались чёрт, собака, родители второго пилота, английские свиньи, католики, петухи и плохая погода. Я согласно покивал и добавил от себя очень приблизительную кальку малого шлюпочного загиба». Впечатление на немку произвести удалось.
  • Программный язык Мироздания — «Тетраграмматон состоит из куда более четырёх букв»
  • Развесёлые ромалэ — цыгане большие друзья героев и всегда готовы им помочь.
  • Россия, которую мы потеряли: по сути, центральная тема.
  • Советская магия — неоднократно упоминается красная магия и советский символ-пентаграмма. Плюс намёки, что Сталин был аватарой некоего тёмного бога. А оккультный орден «Пятый Рим», завербовавший Гумилёва, напротив, связан с оккультными традициями Российской Империи.
  • Средство Макропулоса — загадочное сверхъестественное вещество «ксерион», лечащее любые болезни, продлевающее жизнь и превращающее неблагородные металлы в золото. Получается в процессе разорения гнёзд рептилоидов, поработивших Землю — то есть «кровь дракона» в отношении философского камня тут отнюдь не метафора.
  • Творчество меняет реальность — стихотворная магия, которой владеет Гумилёв и другие поэты.
  • Умён, как человек — тибетский мастиф Гусар. Строение глаз не позволяет читать, строение пасти не позволяет говорить. Когда протагонист придумывает, как обойти эти ограничения, пёс оказывается не глупее главных героев, а здравомыслием кого-то и превосходит. Намекается, что такие собаки были выведены намеренно каким-то из тайных обществ.
  • Эстетика девяностых — один из самых ярких представителей сабжа.
  • Ясновидящий детектив — сам Гумилёв успешно играет роль такого детектива в бесславные девяностые, помогая найти пропавшую девочку, которую похитили очень странные крымские цыгане. А во второй части «Гиперборейская чума» протагонист — детектив-экстрасенс-саксофонист Крис (Кристофор Мартович) Вулич.