Завтрак у Тиффани

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Завтрак у Тиффани

англ. Breakfast at Tiffany's

Постер фильма
Общая информация
ЖанрТрагикомедия
Страна производстваCШA
КиностудияParamount Pictures
РежиссёрБлейк Эдвардс
Автор сценарияДжордж Аксельрод
Когда вышел1961
Продолжительность110 минут
В главных ролях:
Одри ХепбёрнХолли
Джордж ПеппардПол
Патриция НилЭмили
Микки РуниЮниоши
Алан РидСалли
Бадди ЭбсенДок

«Завтрак у Тиффани» (англ. Breakfast at Tiffany's) - американский трагикомедийный фильм режиссёра Блейка Эдвардса, выпущенный компанией Paramount Pictures в 1961 году. Основой для сюжета послужила одноимённая книга Трумена Капоте. Главный герой ― писатель в творческом кризисе, переехавший в новую квартиру. Его соседкой оказывается эксцентричная молодая девушка Холли, мечтающая найти место в жизни. У них сразу случается близкая дружба, в итоге меняющая обоих.

Это очень смелый фильм для своего времени, особенно на фоне тогдашнего американского консерватизма. Главный герой даже близко не является примером для подражания, Тиффани витает в облаках и вообще слабо осознаёт реальность, их окружают бандиты и подлецы. Нередки примеры, когда люди не могут нормально воспринять картину с настолько отталкивающими главными героями, хотя в нынешнюю эпоху интернета и моды на поголовный инфантилизм она стала как никогда актуальна.

В списке наград у фильма два Оскара и ряд других, разной степени престижности. Почти все достались поистине шедевральной песне Moon River, исполненной Одри Хёпберн.

Также спустя годы разгорелся скандал из-за расизма создателей. Причиной послужил мистер Юниоши, сосед Холли и Пола. Он собрал в себе все возможные стереотипы о японцах, да ещё и сыгран был белым актёром. Видимо современный зритель не понимает, что за каких-то 20 лет до выхода фильма Америка воевала с Японией и среди съёмочной группы были ветераны, а также что сами японцы нормально оценили этого персонажа и в театральных постановках его играли японские актёры. Повесточка сама себя не продвинет.

Сюжет[править]

Недавно переехавший писатель Пол знакомится с соседкой по имени Холли. Это красивая и очень общительная девушка, но при этом она инфантильная и витающая в облаках. У неё странные философские рассуждения в жизни, необычная связь с котом и мечта стать содержанкой у миллиардера. Центром её необычной жизненной философии является флагманский магазин Tiffany, это модное заведение ― единственное место, где она чувствует себя спокойно. Мечта девушки ― найти себе место в этом мире, чтобы ей стало также спокойно на душе, как и в любимом бутике.

Пол тоже не самый простой человек. Это писатель в творческом кризисе, не издававшийся много лет и живущий за счет богатой любовницы. С одной стороны, его всё устраивало в жизни, но с другой, ему тоже есть о чём поразмыслить.

Знакомство Пола с Холли началось как дружба, она знала про его женщину, он знал про её стремление захомутать богача. Со временем же они оба начнут копаться в своих жизнях и понимать, что многое им стоит менять и что они на самом деле очень нужны друг другу.

Действующие лица[править]

  • Холли Голатайтли (Одри Хепбёрн) ― милая, легкомысленная инфантильная девушка, мечтающая найти себе богатого мужчину. Мы сегодня называем таких содержанками и эскортницами, но вроде как у неё всё прилично, просто ходит на платные свидания. Очень открытый в общении человек с кучей тараканов. Она старается не покупать мебель, не даёт имя коту, боится привязанности и мечтает устроить себе жизнь, в которой будет такое же душевное спокойствие, как и в её любимом магазине Tiffany & Co.
  • Пол Варжак (Джордж Пеппард) ― главный герой. Писатель, переехавший в квартиру над Холли, живущий на деньги богатой любовницы. Да, он тоже содержанка, только мужского пола и вроде как успешный в жизни, хотя это под вопросом: громких книг не писал уже давно. Он тоже легкомысленный инфантил, но на фоне Холли всё же выглядит образцом адекватности.
  • кот Холли ― самый адекватный и положительный персонаж фильма, а роль в сюжете играет едва ли не меньшую, чем Пол.
  • Док Голайтли (Бадди Эбсен) ― муж Холли, бегающий по Нью-Йорку в поисках сбежавшей красавицы в надежде вернуть её. Неудачно пытается сделать это через Пола.
  • Фред ― закадровый персонаж. Брат Холли, на момент действий фильма служащий в армии. Она так его любит, что называет Пола его именем и мечтает жить вместе с ним на ранчо. К концу фильма погиб.
  • мистер Юниоши (Микки Руни) ― комичный персонаж ― конфлитный сосед Холли, постоянно ищущий поводы поругаться с ней и вызвать полицию. При этом явно неровно к ней дышит.
  • Эмили Фейлесон (Патриция Нил) ― любовница Пола. Снимает ему квартиру и иногда приезжает, чтобы он отрабатывал деньги. При этом привязана к нему и хорошенько унижает, когда тот решает расстаться.
  • Расти Троулер (Стэнли Адамс) ― миллиардер, один из самых богатых людей Америки. Холли планировала выйти за него замуж из-за денег. Не получилось.
  • Хосе де Сильва Перейра (Хосе Луис де Вильялонга) ― ещё одна потенциальная жертва Холли, на этот раз ― богач из Бразилии и кандидат в президенты. В отличие от Расти, более благосклонен к Холли и возможно ей даже удасться его захомутать. Или нет.
  • Салли Томато (Алан Рид) ― дон итальянской мафии в тюрьме. Он платит Холли за свидания раз в неделю (просто за беседы) и пользуется её глуопстью, чтобы передавать на волю зашифрованные сообщения. В конце она пожалеет об этой связи.

Тропы и штампы[править]

Сюжетные[править]

  • ГЭС ― дважды у Холли. Когда узнаёт о смерти Фреда и когда слышит речь Пола в финальной сцене.
  • Единственный, кому я доверяю ― Фред для Холли. Связано с подробностями её замужества за Доком. Он действительно был единственным нормальным человеком в её жизни, пока не появился Пол.
  • Как брат и сестра ― Пол и Холли. Даже подчёркивается, что она предпочитает называть его именем своего настоящего брата, служащего в армии. Но в конце всё таки платоническая любовь переходит в обычную.
  • Не называй меня по имени! - Холли не любит, когда её называют по настоящему имени (Лиламея. А из-за оторванности от реальности она ещё и Пола предпочитает звать Фредом.
  • Пнуть собаку, точнее кота ― поступок Холли в самом конце фильма, как знак того, что она разрывает связь с прошлым. И скорое возвращение как знак исправления.
  • Полезный идиот ― Холли для Салли. Девушка рада заработать денег за простые разговоры с одиноким заключённым, не понимая, что через неё мафиози передаёт послания на большую землю.
  • Получился мерзавец ― Док, муж Холли, выглядит добрым человеком, искренне желающим добра жене. Только вот проблема в том, что он женился на 13-летней девочке и готовил её к роли домохозяйки, приучая ухаживать за тремя детьми от первого брака. Её ровесниками (!), а то и старше. Неудивительно, что у неё развился страх любой привязанности.
  • Почему ты отстой ― финальная речь Пола в самом финале.
  • Поцелуй и затемнениефинал фильма.
  • Роман мая с декабрёмХолли вышла замуж в 13 лет за взрослого мужчину. Под взрослым имеется в виду не 30-40 лет, а действительно седой вдовец с тремя детьми. Но вроде как всё было невинно.
  • Спать голышом ― привычка Холли. В те времена это было очень вызывающе.
  • Эффект рыжей кошкиХолли Голайтли выбросила своего рыжего кота на улицу, а потом раскаялась, нашла его и стала гладить, плача. Кот просил хозяйку, прижался к ней и стал тереться о неё. Холли успокоилась и пошла к Полу. Герои целуются. Хэппи энд.

Персонажи[править]

  • Добродушный выпивоха ― Пол и Холли, особенно Холли. За фильм они поглощают впечатляющее количество алкоголя, причём крепкого, в основном виски.
  • Житель страны эльфов ― Холли.
  • Кошка по имени Нэко ― кота Холли зовут Кот. Но это не из-за отстутствия оригинальности и героини, она из-за своих тараканов не хочет давать ему имя.
  • Мисс Фансервис ― Холли. Довольно часто появляется в кадре полуголой или в халате.
  • Обнять и плакать — Холли после смерти брата. На короткое время она натурально сходит с ума и даже полностью лишённому эмпатии человеку станет её жаль.
  • Персонаж-призрак ― Фред, брат Холли. Служит в армии и ни разу не появляется в кадре, но влияет на сюжет.

Антураж и стилистика[править]

  • Маленькое чёрное платье ― знаменитое платье Одри Хепбёрн из фильма, в нём она нарисована почти на всех постерах и материалах по фильму.
  • Одинокая Звезда ― Тиффани родилась и выросла в техасской глуши в семейке каких-то опустившихся упырей. }}Потом её подобрал местный ветеринар и обвенчался (ещё с несовершеннолетней!)}}. Неудивительно, что она при первом случае со всем своим удовольствием дёрнула в Нью-Йорк
  • Очистительный дождь ― в момент переосмысления своих жизненных ценностей в конце фильма герои оказываются под красивым ливнем.
  • Старше, чем выглядит ― Холли в оригинале 19 лет и нигде не указано, что в экранизации её возраст увеличили. Актрисе на момент съёмок был 31 год.

Повествование[править]

  • Бонус для пересматривающих:
    • в фильме есть объяснение, откуда безработная девушка умудряется снимать квартиру в Нью-Йорке и ходить по модным магазинам. Если кратко: она оставляет себе деньги, которые ей дают на платные туалеты во время свиданий. С каждого свидания остаётся по 50 долларов, что даёт в пересчёте на современные деньги около 10-15 тысяч, в два раза выше средней американской зарплаты.
    • Холли всегда открывает дверь не вынимая затычек из ушей. Такая шутка для внимательных.

Интересные факты и мета[править]

  • Блестящий неканон ― Трумен Капоте, автор оригинальной книги, раскритиковал фильм за смягчение истории и превращение мрачной драмы в мелодраму.
  • Другая смерть в адаптацииФред в оригинале гибнет на фронте во Второй мировой войне, а в экранизации в обычной автокатастрофе. Всё потому что время действия перенесено в шестидесятые.
  • Затмить адаптацией ― серьёзно, вы что-нибудь слышали об оригинальном романе? Его название ассоциируется только с Одри Хепбёрн. А ведь в оригинале героиня была блондинкой с неоднозначной ориентацией и сама история раскрывала намного более мрачные темы.
  • Изменившаяся мораль — долгие годы после выхода считался просто очень качественным романтическим фильмом, но сейчас его всё больше вспоминают в связи с карикатурным изображением соседа-японца Холли мистера Юниоси, который постоянно жалуется на шумные вечеринки и грозится настучать в полицию, говорит со смищным аксэнтом и постоянно щурит свои глаза-щёлочки. Вдобавок его ещё и сыграл белый актёр. Однако в то время такой комедийный элемент никого не смущал.
  • Музыкальный символ ― великолепная песня «Moon River» в исполнении Одри Хепбёрн. Актриса получила за неё оскар.
  • Не в ладах с диалектами — по сюжету Хосе из Бразилии, но своё имя он произносит по испански. На двух языках имя звучит по разному. Играющий персонажа актёр родом именно из Испании и носители языка легко различат произношение.
  • Откровеннее и сексуальнее ― фильм по сравнению со многими картинами своего времени. Есть неприличные намёки, визит на стриптиз (но без показа всего интересного), а вторая встреча героев происходит при интересных обстоятельствах ― Пол сидит голый, прикрытый одеялом, а Холли влезает ему в квартиру в одном халате. И они так спать легли, просто спать.
  • Пола мог сыграть Стив Маккуин, а роль Холли предлагали Мэрилин Монро, но они отказались из-за нежелания портить репутацию играя фактически проституток.
  • Светлее и мягче — в оригинальной книге Холли была намного менее неоднозначным персонажем и заканчивала очень плохо. В фильме сделали счастливый конец, «обелили» героиню и отдали роль миловидной Одри Хепбёрн.
  • Талант превыше внешности: что Одри Хэпбёрн в роли Холли — вопиющий мискаст, считала даже сама Одри Хэпбёрн. Первоисточник предполагал типаж скорее Мэрилин Монро. Но ведь сработало, и как сработало!
  • Что за фигня, автор? ― кому пришла в голову роль расширить роль Юниоши и при этом превращать его в карикатуру на японцев, словно сошедшую с плакатов времен войны. Свои пять копеек вносит и сыгравший его Микки Руни, который и близко не азиат.
  • Я не Зельда!главную героиню этой классической голливудской комедии зовут Холли Голайтли. «Тиффани» — это не имя её подруги и не название ресторана. «Тиффани» — это ювелирная фирма, названная по фамилии её основателя. Фильм начинается с того, что героиня завтракает, глядя при этом в ювелирную витрину «Тиффани». Любование витринами Тиффани для героини — это вообще целая жизненная философия (в ходе фильма она её объясняет).

См. Также[править]