Талант превыше внешности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ability Over Appearance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Если можешь взять на роль хорошего актёра, остальное неважно. »
— Кеннет Брана

У вас, наверное, есть любимая книга (и скорее всего, не одна). И, узнав о выходе экранизации одной из своих любимых книг, вы, как и всякий фанат, радостно мчитесь смотреть эту экранизацию. Вот смотрите, смотрите…
…и что это? Вы не узнаёте знакомых персонажей! Актёры, играющие этих лиц, внешне сходятся с их каноническими описаниями очень слабо — если вообще сходятся!
Хочется взвыть «ЗА ЧТО, агенты по кастингу?!» на весь кинозал! (Ну или на всю квартиру, если вы смотрите дома.) Хочется выть на луну и скрежетать зубами… Но вы поначалу сдерживаетесь из-за своего воспитания…
А через некоторое время просмотра закрадывается мысль: «А может, оно того и не стоит? Зачем понапрасну тратить силы? Ведь этот актер (эта актриса) может достойно показать характер своего(-ей) героя(-ини). А это ли не главное?»

В общем и целом, это — случаи блестящего неканона в плане подбора актёров. Многие актеры имеют талант и харизму на достаточном уровне, чтобы, несмотря на несоответствие (возможно, даже абсолютное) данному в каноне внешнему описанию, в точности уловить характер данного им персонажа и сыграть его настолько убедительно, что все претензии к их внешности отходят на второй план или вообще отпадают как таковые.

Важно: предпочтительно добавлять случаи, когда выбор актёра был положительно оценен не только отдельными зрителями, а большей частью аудитории (желательно ещё и одобрение критиков).

Родственные тропы: Blackface и Отбеливание — когда из-за расизма не верили, что небелые могут играть в театре, и потому все роли старались отдавать «талантливым белым актёрам»; а также Расовый лифт — про обратную ситуацию, когда (может, в угоду квотам на репрезентацию, может, действительно из-за способностей) роли белых отдают не-белым.

В режиме педаль в асфальт может получиться бафос и комедийный эффект, например, когда юную девочку играет и играет талантливо немолодой здоровенный жирный мужик.

Примеры[править]

Театр[править]

Тут примеров столько, что им можно посвятить даже не отдельную статью, а огромный фолиант с продолжениями. У театральных режиссёров такого выбора, как у киношных, нет. Актёров нужно подбирать, исходя из кадровых возможностей труппы, причём зачастую нужно выбирать ещё и по два исполнителя на одну роль (в отличие от единожды завершённых съёмок фильма, на сцене роль играется многократно, популярная постановка вообще может идти годами или десятилетиями по нескольку раз в день, параллельно с занятостью каждого актёра и в других спектаклях — а ведь любой может и заболеть, и в отпуск уйти, и банально в пробке застрять). Случаи приглашения варягов со стороны минимальны, поскольку сопряжены с объективными трудностями — попробуй организовать бесперебойные репетиции, когда человек занят в другом театре. Если речь идёт о небольшом городке, где театр всего один, возможность зазвать чужого актёра вообще исключена. Не забудем и о том, что над артистами, кто бы что ни говорил, возраст властен, не говоря уж о самом худшем.

  • «Ревизор»:
    • Постановка Малого театра — Виталий Соломин, которому было уже за сорок, прекрасно справился с ролью юного Хлестакова. А вот пожилая и полная Ольга Хорькова как-то совсем не похожа на жену Городничего, женщину в самом соку.
    • Постановка МХАТа — Хлестакова сыграл Вячеслав Невинный (по гоголевскому описанию Хлестков тоненькой и худенький). Но тоже прекрасно справился, и даже обоснование получается — похож ведь на важную персону!
  • «Кабала святош», МХАТ имени Чехова. Иннокентий Смоктуновский блистал в роли Людовика XIV. Историческому Людовику на момент начала действия было 26 лет, к концу же 35, в то время, как артисту уже за шестьдесят. Кроме того, Смокнутновский на два года старше Олега Ефремова, который сыграл как раз Мольера (реально драматург был на 16 лет старше короля). Не говоря уж про то, что сам Ефремов ни разу не похож на маленького и нескладного Мольера.
  • МХАТовский же «Гамлет» образца нулевых. Михаил Трухин в заглавной роли. Да, тот весёлый опер Волков у нас принц датский. А его дядю Клавдия внезапно исполняет Константин Хабенский, который, в общем-то, на год младше Трухина, а на момент премьеры ему и вовсе было 24.
  • Телепостановка пьесы «Варшавская мелодия». По сюжету главным героям сначала 18, потом 28, и в конце 38 лет (на точный возраст указания нет, но между действиями проходит по 10 лет, а в первом действии возраст угадывается по контексту). Играют 44-летняя Юлия Борисова и и 42-летний Михаил Ульянов. В театральных версиях — сперва играли они же, в современных постановках актеры примерно того же возраста.
  • Первая постановка «Поминальной молитвы» театром им. Чехова в Кишинёве (вышла за несколько месяцев до ленкомовской версии, поэтому их часто сравнивают). Изначально с фактурой исполнителей главных ролей (Всеволод Гаврилов и Нелли Каменева) всё было идеально. Но после смерти Н.Каменевой роль Голды досталась маленькой Евгении Тодорашко, ну никак не похожей на мать пятерых детей. На качестве спектакля это никак не сказалось. А в наше время роль Тевье исполняет режиссёр спектакля Вячеслав Мадан — человек куда более высокого роста, чем его герой, а Голды — его супруга Марта Мадан, тоже высокая, но миниатюрного телосложения.
  • Опера как класс. Нужный тембр голоса превыше всего, попадание во внешность — скорее бонус. С иными ролями это вообще практически нереально — скажем, персонаж заявлен очень юного возраста, а партия напряжённая и драматичная, требующая зрелого голоса.

Кино[править]

Отечественное[править]

  • В советском кино королём тропа считался Евгений Евстигнеев. А в театре он вообще продавил педаль в пол: Ефремов ставил 50-летнего лысого дядьку на роли 17-летних юношей, и ни разу не прогадал!
  • Сам Олег Ефремов тоже под троп попадает. В первую очередь на ум приходит «Айболит-66» — импозантный мужчина, которому нет ещё и сорока, вполне справляется с ролью пожилого заглавного героя. Примечательна сцена в Африке, когда доктор из-за жары раздевается до пояса: подкачанный торс резко контрастирует со стариковским гримом лица.
    • Впрочем, это как раз жизненно — открытое лицо испытывает гораздо большее влияние ветра, солнца, дождя и так далее, поэтому старится быстрее. Эта разница не так заметна для обычных людей, но если человек активно занимается спортом…
  • «Весёлые расплюевские дни» Эраста Гарина. В роли молодого (меж тридцатью и сорока) чиновника Тарелкина режиссёр с успехом снял 64-летнего себя.
    • Лицо Олега Ефремова вообще отдельная тема. В ранние годы он выглядел сильно старше своих лет, в поздние же сильно младше.
  • Гайдаевские «Двенадцать стульев». Арчил Гомиашвили, коренастый, не особенно высокий грузин в возрасте, смог сыграть Остапа Бендера — молодого высокого еврея, красавца едва ли не античного облика. Харизма и чудесная игра заставляют забыть о непохожести, даром что работать было адово сложно из-за маленького хронометража фильма.
    • Тут все же стоит уважить работу актера озвучания Юрия Саранцева — признанного мастера дубляжа.
  • «Война и мир» — невысокого Наполеона играл высокий Стржельчик. Это усложнило операторам работу, но справились они блестяще.
    • А Наташу Ростову с самого начала сыграла красавица и балерина Людмила Савельева, хотя в книге Наташа в юности была довольно невзрачной и похорошела только ближе к третьему тому.
  • «Семнадцать мгновений весны» — немного грузный, лысеватый и седой Леонид Броневой ничем не похож на реального Генриха Мюллера, но в сознании большинства советских людей образ шефа гестапо сформирован именно персонажем Броневого.
  • «Служебный роман» — Рязанов видел модницу-секретаршу Верочку длинноногой блондинкой. А утвердил в итоге Лию Ахеджакову, которая в прошлом его фильме как влитая вошла в образ «страшненькой подружки».
    • К слову, есть телеспектакль «Сослуживцы» по пьесе Рязанова, там Верочку как раз таки играет миловидная светловолосая Валентина Шендрикова. Т. е. получилась аверсия тропа.
  • «Дни Турбиных» В. Басова:
    • Сам Басов в роли поручика Мышлаевского. Кто читал книгу, помнит, что Булгаков описывал этого героя как обладателя почти идеально красивого лица. Назвать лицо Басова красивым — так же честно, как и отрицать, что Владимир Павлович был в роли великолепен!
    • Олег Басилашвили, никак не похожий на книжного Тальберга.
  • «Узник замка Иф» — а Виктор Авилов никак не похож на книжного графа.
    • Зато похож на человека, которого, цитируя графиню Г., «только что вытащили из могилы».
  • «Мастер и Маргарита» Ю. Кары — Александр Филиппенко (Коровьев) и уже немолодая Анастасия Вертинская в роли Маргариты. И пожилой Басилашвили, играющий вечномолодого Воланда.
  • «Десять негритят» — ни Алексей Жарков, ни Александр Кайдановский совершенно не похожи внешностью на книжных инспектора Блора и капитана Ломбарда. Но как же они играют! Диалоги между ними — это лучшее, что есть в фильме. Кому какое дело, что в романе Блор — могучий широкоплечий мужик с грубыми чертами лица, а Ломбард — дочерна загорелый, темноволосый усач. У Жаркова получился самый симпатичный и обаятельный Блор из всех его экранных воплощений, а уж западные Ломбарды нашему Ломбарду просто в пупок дышат. Особенно этот последний, который гномик. Хотя как раз он по внешности больше всех похож на оригинал.
  • «Обитаемый остров» — в книге Странник лысый как череп. В фильме — вполне волосатый персонаж в исполнении Алексея Серебрякова. Тем не менее, по характеру и харизме это настоящий Странник из книг Стругацких.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — бородатый и голубоглазый Дмитрий Чеботарёв в роли татарина Олега Волкова смотрелся очень убедительно несмотря на слабое сходство с комиксным прототипом.
  • «Трое в лодке, не считая собаки» — эффектный Александр Ширвиндт не слишком похож на джеромовского разгильдяя Гарриса, но атмосферу подчёркивает блестяще.
  • «Без солнца», экранизация знаменитой пьесы Горького «На дне».
    • Барону в драме 33 года. Исполняет его Иннокентий Смоктуновский, которому больше 60 лет. Но так еще убедительнее звучат его воспоминания о дворянском безбедном прошлом…
    • Анне 30 лет, а Елизавете Никищихиной — 46. Однако в начале XX века люди меньше жили и зачастую выглядели старше своих лет. Что уж говорить о полунищей больной женщине, угнетаемой мужем… Елизавета Сергеевна глубоко вошла в драматическую роль, доказав, что справляется не только с ролями эксцентричных дамочек.
  • «Легенда № 17» — хотя актёр Олег Меньшиков в свои 53 уже не так строен, как во времена «Покровских ворот», всё же в плане фигуры он совсем не похож на своего героя — Анатолий Тарасов был очень очень грузным мужчиной. Но сыграл Меньшиков Тарасова просто отлично.
  • «Антикиллер» — молодого беспредельщика Амбала играет Виктор Сухоруков, которому было уже хорошо за 40. Признайтесь честно, хоть кто-то обратил на это внимание?
    • Если честно, то да. Играет-то Сухоруков хорошо, но только не того персонажа (и это вина не актера, а режиссера или сценариста).

Зарубежное[править]

  • На роль инфильтратора Т-800 изначально пророчили Лэнса Хенриксена[1], который по внешности был идеален как рободиверсант, призванный внедряться в группы повстанцев и выживших людей и уничтожать их изнутри. Но Шварценеггер так отлично вписался в роль неудержимого и смертоносного киборга, что ему простили и мощную мускулистую фигуру, за версту выдающую «незаметного» инфильтратора в мире голодного постапокалипсиса, и невыразительный металлический голос с мощнейшим акцентом, мгновенно без всяких собак вызывающий вопрос у любого встречного «а не терминатор ли ты, соколик?».
    • T-800 разбил кулаком лобовое стекло, что некоторых даже не удивляет: мол, худенький Лэнс Хенриксен, который и должен был играть эту роль изначально, выглядел бы в этой сцене совсем иначе. Однако стоит понимать, что пробить стекло-триплекс голыми руками человек не может, даже с физической силой Шварценеггера. Поэтому подозрения Сары в участке в том, что Риз не просто псих, совсем небезосновательны.
  • Экранизация «Гарри Поттера»:
    • Северус Снейп в исполнении Алана Рикмана. Снейпу на момент первой книги тридцать один год, а Рикману на момент выхода первого фильма (2001) целых пятьдесят пять (р. 1946). А в последнем фильме расхождение в возрасте составило ровно тридцать лет (38 и 68 соответственно), и это если не считать флэшбека в год смерти Поттеров, когда Снейпу было двадцать один. Однако подавляющее большинство фанатов и зрителей дали положительную оценку его работе. А Роулинг была просто в восхищении.
    • Актёры для всего семейства Дурслей — по книге Петунья была блондинкой с очень длинной шеей, а Дадли куда более упитанным, чем получался на протяжении анталогии. Вернон же настолько гениален, что даже не хочется вспоминать, чем он не соответствует книжному оригиналу.
    • Имельда Стонтон в роли Долорес Амбридж. По книге Амбридж была похожа на жабу — однако в экранизации Имельду даже не стали пытаться «уродовать». Результат? Ещё более яркий контраст между её прилюдно хорошими манерами (приправленными приторно-милой внешностью) — и её подлой, злобной, безжалостной душонкой. Чуть ли не воплощение лицемерия.
    • Луна Лавгуд, если верить книге, особой красотой не отличалась. Зато Эванночка держится так, как будто у неё в самом деле под кроватью морщерогий кизляк прячется — вряд ли кто-то ещё бы так сыграл.
  • «Завтрак у Тиффани»: что Одри Хэпбёрн в роли Холли — вопиющий мискаст, считала даже сама Одри Хэпбёрн. Первоисточник предполагал типаж скорее Мэрилин Монро. Но ведь сработало, и как сработало!
  • Питер Устинов в роли Пуаро — до Дэвида Суше считался лучшим Пуаро, несмотря на то, что книжному описанию вообще не соответствует
  • «Джейн Эйр» же! Небольшая, но примечательная деталь: во всех экранизациях, кроме одной, Володька… в смысле, Рочестер сбрил усы. А в первой звуковой экранизации сама Джейн стала блондинкой и писаной красавицей.
  • Экранизация «Голодных игр». Дженнифер Лоуренс сама признала выбор себя любимой на главную роль чуть ли не главным просчётом фильма — именно что за несоответствие фигуры и комплекции. Впрочем, критики — равно как и большая часть зрителей, в том числе фанатов (в числе коих и искренне ваш ;)) — за ошибку это не сочли. Шутка ли — номинация на «Оскар» за чуть ли не первую большую роль в кино («Зимнюю кость») — это ли не доказательство таланта?
    • В следующих частях новый режиссер Френсис Лоуренс тоже не особо заботился о соответствии внешности выбранных актеров книжным описаниям (например, по книге бледный, как смерть технарь Бити стал темнокожим Джеффри Райтом). Но он знал, на что способны приглашенные им люди, а разве это не важно?
  • «Золотой компас» — увидев игру светловолосой Николь Кидман в роли миссис Колтер (по описанию брюнетки), автор Филипп Пулман заявил, что ошибся и должен был сделать Колтер блондинкой и в книге.
  • Шон Коннери в роли Бонда — сам Флеминг оценил его игру и в последующих книгах дописал персонажу шотландские корни, хотя поначалу был не в восторге от выбора продюсеров
    • А вот Джордж Лэзенби наоборот считается худшим Бондом, хотя идеально соответствует книге и по словам продюсеров прекрасно справился с ролью. И дерётся тоже как бог (учился у самого Брюса Ли). Но и это далеко не всех прельстило.
      • Насколько я понимаю, на момент выхода большая часть негативных отзывов строилась исходя из прошлой карьеры актера, до этого, снимавшегося в легкомысленных рекламных роликах. Но по большому счету, Бонд Лэзенби наиболее близок к книжному Бонду за всю историю экранизаций.
  • Режиссёр Кеннет Брана — большой любитель такого подхода. Например, выбор чернокожего Идриса Эльбы на роль Хеймдаля в экранизации марвеловского «Тора». Или ещё один афроамериканец Дензел Вашингтон в роли дона Педро Арагонского в «Много шума из ничего» (и при этом Киану Ривз в роли его брата!).
  • Кингпин в фильме «Сорвиголова» сыгран чернокожим Майклом Кларком Дуганом, хотя в комиксах этот злодей белый. Но со своей ролью Майкл справился на отлично. Смотришь — и веришь, что это грозный босс мафии, а не притворяющийся им актёр. Кроме того, как и в первоисточнике, он настоящий громила и амбал — не в пример Кингпину из сериала, который хоть и выглядит серьёзно, но кличку «Амбал» уж точно не оправдывает.
    • Учитывая, как плох этот фильм во всем остальном, Кингпина можно назвать единственным светлым пятнышком.
  • «Властелин колец» и «Хоббит» Питера Джексона: Хьюго Уивинг в роли Элронда Полуэльфа? Хьюго «Агент Смит» Уивинг? Хьюго «Красный Череп» Уивинг? Чёрт, да!
    • Вообще, театральные актёры Британии и Австралии в Голливуде часто становятся заложниками первого амплуа. Возможно, как раз из-за того, что, не прекращая быть театральными актёрами, не испытывают типично-звёздного желания «сыграть кого-нибудь другого».
  • «Побег из Шоушенка». По книге Ред — рыжеволосый ирландец, но на его роль взяли чернокожего актёра Моргана Фримана. Который, впрочем, исполнил свою роль столь гениально, что заслужил не только номинацию на «Оскар», но и любовь зрителей. А погремуху «Рыжий» все равно оставили, и даже немного подсветили как прикол.
  • «Иисус Христос — суперзвезда» — в фильме 1973 г. Иуду сыграл темнокожий Карл Андерсон, а Иисуса — рыжевато-блондинистый Тед Нили. Оба прототипа, конечно, евреи и скорее всего выглядели как типичные жители Ближнего Востока.
    • Справедливости ради — Иисуса тоже почти никогда не изображают типичным семитом, но изображать его той же расы что и зритель стало допустимой жанровой условностью ещё в незапамятные времена. В постановке 2000 года он вообще блондин-златовласка, а неграми стали Магдалина, Пётр и Кайяфа.
  • Вы будете смеяться, но кениец Теллей Савалас Отиено («Маршал Финляндии») очень убедителен в роли маршала Маннергейма! Несмотря на это, диссонанс настолько вопиющий, что считается эталоном мискастинга.
  • Экранизации произведений Дэшила Хэммета: Хамфри Богарт в роли Сэма Спейда из «Мальтийского сокола», Уильям Пауэлл — Ник Чарльз, протагонист Худого человека, и Сэмюэль Л. Джексон в роли детектива из «Дома на Турецкой улице».
  • «Переступи черту» — Хоакин Феникс, что ни говори, очень неочевидный выбор на роль певца Джонни Кэша. Феникс — ниже среднего роста, интересной внешности, с характерным шрамом на лице, испано-еврейско-пуэрториканского происхождения, а Кэш был высоким, довольно некрасивым южанином из арканзасской глубинки. В итоге фанаты Кэша в основном остались довольны, рядовые зрители — тем более, а Киноакадемия номинировала актёра на «Оскар». Кроме всего прочего, Феникс научился петь почти неотличимо от настоящего Джонни Кэша.
  • Higurashi no Naku Koro ni и сиквел Higurashi no Naku Koro ni: Chikai — сыгравшей Рену Рюгу, в каноне голубоглазую девочку с рыжими волосами, Айри Мацуяме сохранили стандартную японскую внешность и оставили длинные волосы вместо каре на удлинение (такая уж фишка фильма: отказались авторы от анимешных причёсок и вычурных костюмов в угоду реализму). Но какая у Айри харизма и КАК убедительно она отыгрывает «тёмную» сторону Рены!
  • Драйв — в книге Айрин описана как латиноамериканка слегка за 30. Но на эту роль пригласили 25-летнюю англичанку Кэри Маллиган — и не прогадали: попадание в роль просто идеальное.
    • Тут, конечно, имеется субверсия: именно благодаря своей внешности и возрасту Кэри наполнила историю своего персонажа новыми, совершенно неожиданными красками. В книге у Айрин не было и быть не могло ни смешанного брака, ни утаивания возраста от мужа (в фильме на момент знакомства с ним она была несовершеннолетней). Неканон, конечно, но великолепный.
  • «Секреты Лос-Анджелеса» — на роль худощавой дылды и в каждой дырке затычки Сида Хадженса не только взяли мелкого колобка Дэнни ДеВито — и при всей внешней несхожести он настолько убедительно отыграл колобка-проныру, что другого трудно представить.
  • «Темная башня» — 200 % негр Идрис Эльба в роли Роланда Дискейна, списанного с героев Клинта Иствуда. Причем фильм стоит смотреть только из-за него.
    • Еще из-за Макконахи.
    • Да и в «Торе» в роле Хеймдалла, «белейшего из асов» он вполне себе суровый страж радужного моста.
  • Кристиан Бэйл в роли Бэтмена в трилогии Нолана. По комиксам Брюс — это шкаф с антресолью и квадратным подбородком справедливости. Во всех экранизациях это игнорится с разной степенью успеха. Лучше всего получилось у Бэйла.
  • Когда вышла дилогия экранизаций «Джека Ричера», фанаты книг Ли Чайлда об этом герое начали ругаться: «На чорта вы взяли на роль высоченного, почти двухметрового Ричера — коротышку Тома Круза?!». И сам автор романов возразил в духе тропа. Мол, Круз — настоящий Ричер по духу, играет Ричера просто божественно, а рост неважен, в параллельных мирах внешность одного и того же человека может крупно отличаться…
    • А вот в сериале Ричера играет амбал Алан Ричсон почти двухметрового роста
  • «Люди Икс» — Росомаха из комиксов выглядит как низкорослый (1.62), коренастый мужик средних лет с грубыми чертами лица. И кого же позвали на эту роль? Хью Джекмана — высокого (1.88), стройного, утончённого красавчика, выглядящего моложе своих лет. Тем не менее, сейчас уже сложно представить в роли Росомахи кого-либо другого.
  • «Король говорит» — крупный и массивный Колин Фёрт не похож на реального Георга VI от слова «совсем», но играет при этом… ну, как Колин Фёрт. По иронии судьбы, сыгравший Эдуарда VIII (и идеально попавший во внешность) мелкий живчик Гай Пирс напоминает реального Берти куда больше — братья в реальной жизни были очень похожи друг на друга.

Телесериалы[править]

  • Отечественные сериалы «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Историческая Екатерина Медичи была полнотелой и полнолицей — а тут она слегка похожа на свой портрет, но предстала очень исхудавшей, поскольку её играет Екатерина «Вот и славно, трам-пам-пам» Васильева. Но зато как она её играет! Живёт в роли. Просто веришь.
    • Это соответствует сохранившемуся портрету Екатерины, но далеко не всем описаниям современников. Для рода Медичи вообще была характерна стройность в юности со способностью быстро набирать и терять вес в зрелости. Её младшая родственница Мария Медичи вообще вдавливает педаль в земную кору своим примером — к сорока годам она стала настолько толста, что не втискивалась в трон, а спустя всего пять лет имела талию в 23 дюйма! В дальнейшем опять растолстела.
      • Справедливости ради, 23 дюйма — это размер талии в корсете (кстати, изобретение оного некоторые приписывают именно Екатерине Медичи). Как помним по «Унесённым ветром», Скарлетт, дико гордящаяся своей талией (16 дюймов!) в 16 лет, страшно горюет, когда к 25, после трёх детей, она «толстеет» аж до 20! Опять-таки… в корсете. Кстати, сохранились и более молодые портреты Екатерины. Если им верить, в лучшие годы она была не просто стройной, а прямо-таки худощавой.
    • Там же: в роли молодого «Меченого» Анри де Гиза — зрелый Борис Клюев. И на портрет этого Анри он похож чуть более чем никак. Но он до того харизматичен, что прокатило.
  • «Мастер и Маргарита» В. Бортко — Олег Басилашвили и Кирилл Лавров. А также маленький-сухонький Валерий Золотухин в роли краснолицего обжоры Босого. Ну, и Александр Адабашьян, может, и походил бы издалека на книжного Берлиоза, если бы не роскошная шевелюра и усы.
    • Весьма, весьма, весьма спорно. Большинство зрителей, включая автора правки, сошлись на том, что Басилашвили на Князя Тьмы ну никак не тянет. Вот этот хлыщеватого вида типчик — Сатана, за которым каждый пойдёт, которому каждый поверит и который реально мог бы души у людей покупать? у которого харизма должна из ушей лезть, женщины терять контроль в его присутствии, а мужчины хотеть быть на него похожим? Да ладно вам… А уж восьмидесятилетний Лавров-Пилат, опасающийся «погубить карьеру»[2] и вообще вынужденный отыгрывать роль мужика лет сорока-пятидесяти, вызывает в некоторых чувство жалости.
    • Касательно Басилашвили — как раз подходит в троп, особенно когда перестаёт валять дурака перед публикой, возвращаясь в медленному и взвешенному тембру голоса. А вот в Лавров и вправду слишком стар для роли Пилата. В ней хорошо смотрелся Ульянов, из незавершенной экранизации Кары.
  • «Место встречи изменить нельзя»: Глеб Жеглов в романе братьев Вайнеров — молодой человек лет 25-27, высок, широк в плечах, подвижен, имеет смуглую кожу и черные до синевы волосы. Но образ, созданный Володей Высоцким на экране… это просто без комментариев!
  • «Охотники за бриллиантами» — кого бы взять на роль цыганского барона? Русоволосого и голубоглазого Евгения Миронова. С прикрученным фитильком: грим весьма удачен. Да и помесь великолепного мерзавца с пустоголовым франтом неплохая получилась.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — старшего (разница в 7 лет) брата Шерлока Холмса играет всё тот же Борис Клюев, который младше Ливанова на 9 лет. И, в отличие от Майкрофта, без намека на грузную дородность, упомянутую в рассказах.
  • «Гостья из будущего»: хрупкая брюнетка Наташа Гусева в жизни чуть ли не противоположность высокой и спортивной блондинке Алисе Селезнёвой, способной забороть мальчишку. Но образ получился настолько яркий, что с тех пор даже Евгений Мигунов на иллюстрациях начал придавать уже книжной Алисе сходство в лице с актрисой. Кроме того, стоит посмотреть фотопробы других претенденток: выбор у Арсенова был небогатый, на фоне серых соперниц Гусева просто сияла.
  • «Пустая корона: Война Роз» — чернокожая Софи Оконэдо в роли Маргариты Анжуйской? О да!
  • «Семнадцать мгновений весны» — Мюллер в исполнении Броневого.
    • Карл Вольф в исполнении Василия Ланавого получился слишком худым. Причем это мнение самого прототипа. Впрочем сам Юлиан Семенов выдал Вольфу бронебойный ответ: «Вас запомнят именно таким». В результате бывший нацист передал актеру бутылку коньяка.
  • «The Tudors» — выбор атлетичного красавца-брюнета Джонатана Рис-Майерса на роль рыжего, крупного, а затем и толстого Генриха VIII вызывал массу вопросов к ответственным за кастинг. Да, поначалу у Генриха была красивое тело, которое он профукал. Но типажи-то у них абсолютно разные! А в результате — всеобщее признание и номинация на «Золотой Глобус», который он и мог бы получить, но против Дона Дрейпера из «Безумцев» у него тогда не было шансов.
  • «Приключения королевского стрелка Шарпа» — изначально Шарп описывался в книгах как высокий сероглазый брюнет, а Шон Бин, как ни крути, зеленоглазый светлый шатен. Однако сыграл настолько блестяще, что сам Бернард Корнуэлл в последующих романах скорректировал внешность героя в соответствии с образом Бина, наплевав даже на возникающий при этом разрыв канвы.
  • Wiedźmin_(Telewizja_Polska) — Збигнев Замаховский в роли Лютика.
  • «Игра престолов» — таких здесь много:
    • В пилотной серии роль Дэйнерис исполнила Тамзин Мерчант, которую сам Джордж Мартин считал идеальным внешним попаданием. Однако, после провального пилота создатели расстроили Мартина, позвав вместо талантливой любительницы профессиональную артистку Эмилию Кларк. Что касается Тамзин, она позднее поблагодарила создателей: роль ей не заходила, зато зашла другая, в Тюдорах.
    • Два слова: Чарльз Дэнс. Нимало не походя на лысого шкафообразного Тайвина из книг, знаменитую подавляющую ауру и буквально гипнотизирующий взгляд отыгрывает так, что через экран чувствуется. И это не говоря обо всём остальном…
    • Альфи Аллен в роли Теона Грейджоя. Книжному описанию не соответствует ни разу, однако всю сложную эволюцию персонажа отыграл без сучка без задоринки, а к концу сюжета, когда успели выпилить немало героев, сыгранных по-настоящему маститыми актёрами, начинаешь понимать, что из молодого поколения он чуть ли не самый талантливый. Начали даже шутить, что «раньше у Лили Аллен был брат, который где-то там снимается, а теперь у Альфи Аллена есть сестра, которая вроде поёт».
    • Милтос Еролиму сыгравший Сирио Фореля. Полноватый и патлатый фехтовальщик, вместо тощего и лысого. Но как он играет! Даже сам Мартин одобрил.
    • Обратная ситуация с Иваном Реоном (Рамси Болтон). В книге Рамси — громила, склонный к полноте и красотой в целом не отличается. Иван — поджарый красавец с короткой стрижкой. Добавьте к этому целый бак безумной клевости и неплохие показатели по боевым искусствам и вы получите великолепного мерзавца, которому отдали свои сердца тысячи девушек.
  • «Тёмные начала» — у Лиры в книгах русые локоны, и ей примерно 11-12 лет, однако создатели взяли на роль пятнадцатилетнюю наполовину испанку Дафни Кин с гладкими тёмными волосами, которая после «Логана» заслужила массу похвалы и всеобщее признание.
  • Дорамы, среди действующих лиц которых есть европейцы, порой демонстрируют этот троп, а порой — нечто противоположное.
  • Untamed — Ван Ибо в роли Лань Чжаня. Как минимум, в глаза бросается то, что он и Лю Ханькуань, играющий Лань Сиченя, его старшего брата, совершенно непохожи (хотя в романе подчёркивается, что они очень похожи внешне, а Лань Сичень отличается улыбчивостью на фоне брата). Однако — большинство зрителей остались в восторге от игры актёра, который умудряется органично ходить 95% экранного времени с выражением "бревна, познавшего дзен". При этом, если внимательно смотреть, можно попробовать различать эмоции героя по небольшому движению мимических мышц.

Примечания[править]

  1. Кэмерон потом в качестве компенсации всё-таки снял Хенриксена в роли андроида Бишопа из «Чужих». * Не только. В первом Терме Хенриксен играет полицейского еще. Этот актер до определенного момента был талисманом Кэма.
  2. какая к Орку карьера, дедушка, ты ж саму фразу про карьеру не смог на одном дыхании выговорить, тебе уже не о карьере, а о встрече с богами думать пора.