Музыкальный символ

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Awesome Music. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Постой, паровоз, не стучите колёса,

Кондуктор, нажми на тормоза!

Я к маменьке родной с последним приветом

Спешу показаться на глаза...

»
Угадайте фильм

У людей — как реальных, так и вымышленных — может быть так называемая «Наша песня», которая связана с каким-то значимым событием в их жизни (чаще всего со знакомством со второй половинкой). У музыкальных коллективов есть либо проблема «Знают именно за это» — когда из всего репертуара публика знает одну-единственную песню; либо присутствует эффект альфы. А что есть у таких художественных произведений, как фильмы, аниме, видеоигры? А у них есть музыкальные символы. Музыкальный символ — эта песня или саундтрек, который ассоциируется у зрителя конкретно с тем произведением, где эта песня/саундтрек была показана; либо с фэндомом, представитель которого и написал эту песню/саундтрек для любимой фантастической вселенной. Чаще всего музыкальными символами являются опенинги и эндинги, хотя очень часто встречаются исключения. А если фильм, аниме или игра и вовсе известна исключительно по своему музыкальному символу… Что же, значит, саундтрек был лучшей частью этого произведения.

Если мотив ассоциируется не с произведением, а со страной — это Географические напевы.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Приключения Незнайки и его друзей» — песенка «В траве сидел кузнечик» на слова Цветика (хоть и не все знают, что она именно здесь и появилась). В том или ином виде присутствует в большинстве адаптаций.
  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин» — конечно же, 9-я симфония Бетховена!
  • «Остров сокровищ» — «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо и бутылка рома! Пей, и дьявол тебя доведёт до конца, йо-хо-хо и бутылка рома!»

Театр[править]

  • Р. Леонкавалло, «Паяцы» — ария Канио («Vesti la giubba»). «Смейся, паяц, над разбитой любовью!»
  • Ж. Бизе, «Кармен» — «Тореадор, смелее в бой!»
  • Дж. Пуччини, «Тоска» — романс Каварадосси («E lucevan le stelle»)
    • Он же, «Турандот» — хитовую арию Калафа («Nessun dorma») знают даже те, кто не ни разу не слушал саму оперу.
  • В. Беллини, «Норма» — столь же хитовая и совершенно убойная по сложности исполнения каватина Нормы («Casta diva»).
  • Дж. Верди, «Риголетто» — «Сердце кра-са-вицы склонно к изме-е-не!»
    • Он же, «Травиата» — «Застольная песня» («Libiamo ne’ lieti calici»).
  • Дж. Россини, «Вильгельм Телль» — бодрый и адски прилипчивый галоп из увертюры, исполняемой на множестве концертов в качестве самостоятельного номера.
    • Он же, «Севильский цирюльник» — кавантина Фигаро («Largo al factotum»). «Фигаро здесь, Фигаро там!»
  • Мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера:
    • «Кошки» — ария Гризабеллы «Память» («Memory»). Опенинг уверенно держит второе место.
    • «Призрак Оперы» — «Phantom of the opera».
    • Его сиквел Love Never Dies — Beauty Underneath.
    • «Иисус Христос — суперзвезда» — тема «Superstar», которая появляется по ходу рок-оперы несколько раз (в увертюре, в сцене совета Синедриона, в одноимённой финальной арии Иуды).
  • «Эвита»: «Не плачь по мне, Аргентина». Вплоть до того, что многие только её отсюда и знают.
  • Мюзикл Notre-Dame de Paris — Belle.
  • Мюзикл «Romeo et Juliette» — а вот здесь в качестве символа обошлись «Les Rois du Monde», он же «Короли ночной Вероны».
  • «Принцесса цирка» — ария Мистера Икс.
  • «„Юнона“ и „Авось“» — «Я тебя никогда не забуду».
  • Павел Бородин, «Князь Игорь» — песня половецких пленниц «Улетай на крыльях ветра» уже давно существует как самостоятельный номер от имени русских девушек. В общем-то, только за неё и мем «Половецкие пляски» творчество Бородина и помнят.
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — ария Звезды: «Я твоя свобода, я твоя Звезда…»
  • «Трёхгрошовая опера» — «Moritat». Песня «Пиратка Дженни» не менее, а то и более известна, но давно живёт отдельной жизнью.
    • А у оперы тех же Бертольда Брехта и Курта Вайля «Расцвет и падение города Махагони» символом была бы «Alabama Song» (oh, show me the way to the next whiskey bar…), да вот беда — песня несравненно известнее, чем сама опера.
  • Hamilton — «My Shot», «Wait For It» или «Alexander Hamilton», в меньшей степени «Ten Duel Commandments», «Burn» и «Satisfied».
  • «Пер Гюнт» Генрика Ибсена — композиция «В пещере горного короля» Грига известна куда больше самой пьесы (которую приняли плохо) и давно живёт сама по себе.
    • Песня Сольвейг, пожалуй, ему не уступит, поскольку осталась в народе — а точнее, в классическом сопрановом репертуаре — в качестве самостоятельного номера.
  • «Отверженные» — «Do You Hear the People Sing?»
  • «Шахматы» — Бангкок, древний и почтенный, скоро станет волнительных событий ареной…
  • Джордж Гершвин, «Порги и Бесс» — легендарная колыбельная «Summertime»

Кино[править]

Основная статья: Музыкальный символ/Кино

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны» — «Мгновения» («Не думай о секундах свысока…»), вестимо.
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — инструментальную тему Владимира Дашкевича должны запомнить даже те, у кого на ушах оттопталось целое стадо слонов.
  • «Гостья из будущего» — разумеется, «Прекрасное далёко». При том, что песня звучит лишь в конце последней серии (в остальных сериях титры идут лишь под музыку).
    • Музыкальная тема используется не только в титрах — она же обыгрывается слегка изменённой во вступлении в каждую серию, и в мажорной аранжировке в некоторых сценах погони (перемежаясь «темой пиратов»).
  • «Меч»: для второго сезона — St1m, «Закон стаи».
  • «Бандитский Петербург» — три слова: «Город, которого нет» (Игорь Корнелюк). Тропнеймер для статьи про Петербург.
  • Конкурировавший с ним «Крот» не отстаёт — оркестровая бомбёжка из опенинга некоторым запомнилась больше, чем сам сериал.
  • Ещё один сериал о лихих 1990-ых, «Бригада», тоже имеет впивающуюся в мозг тему, пусть и не настолько символичную, как два предыдущих образца.
  • «Солдаты» — заглавная тема «Юность в сапогах», фактически, ставшая символом и современной военной службы вообще.
  • «Мастер и Маргарита» — «Бал у Сатаны».
  • Next. Следующий — песня «Не печалься, любимая» проходит красной линией через все три сезона.
  • «Триггер» — опенинг «Everytime» группы «Multiverse». В меньшей степени — их же «Shadow».
  • «Мачеха. Взрослые игры» — опенинг первого сезона «Сердце подскажет» от Натальи Винокуровой.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт» — песня Павла Кашина «На крыльях любви», которую он исполняет в одной из серий в дуэте с адвокатом Беликовой.
  • «Прокурорская проверка» — заглавная тема.
  • «Дыши со мной» — опенинг «Дыши» группы «Serebro». Хотя песня появилась за два года до сериала.
  • «Убойная сила» — «Прорвёмся, оперá» группы Любэ.
  • Ангел или демон — заглавная песня группы «Слот».
  • Дальнобойщики — «Тихий огонёк» (группа Високосный год).

Зарубежные сериалы[править]

  • Главные темы из «Секретных материалов» (1993) и «Твин Пикса» (1990) опознаются мгновенно.
  • «Светлячок» (2002) — «Take my love, take my land, take me where I can not stand…»
  • «Сверхъестественное» (2005) — «Carry on my wayward son, there’ll be peace when you are done…»
  • «Игра престолов» (2011)
    • Опенинг («Сиськи и драконы навсегда» © Сыендук).
    • Ну, и песню про то, как еще молодой Тайвин Ланнистер выпилил два непокорных вассальных дома ака дождь в Кастамере нельзя забыть.
  • M.A.S.H — «Suicide is Painless».
  • «Шоу Бенни Хилла» — Yakety Sax, которую иногда называют просто по названию шоу, хотя написана она была раньше.
  • Музыкальную тему из Санта-Барбары многие узнают с первых нот.
    • Ну и конечно же «The hero of Canton! The man they call Jayne!»
  • «Могучие рейнджеры» — Go Go Power Rangers! — при том, что именно для трёхсезонки Mighty Morphin было написано много годных песен, знаменитым стал только опенинг. Его умудрились засунуть даже в фильм 2017 года, имеющий очень слабое отношение к оригинальным рейнджерам.
  • Kamen Rider — соответственно опенинг самого первого сезона, Let’s Go Rider Kick. Благодаря своей суровости и эпичности был перепет много раз (вот один из свежих примеров) и превратился в музыкальный символ токусацу вообще.
  • Среди японских току-фанатов таким же символом стала песня Kaze Yo Hikari Yo из опенинга Kaiketsu Lion Maru. Имеет несколько каверов и ремиксов, по совместительству работает музыкальным триппером (кто хоть раз слышал её — долго не выбросит из головы).
  • «Лентяево» — на место символа долгое время претендовали исполняемый Стефани эндинг «Bing-Bang» и «Do what you want, 'cos the pirate is free — you are a pirate!», но особенно символичной стала «ария» Робби и клонов «We are number one»[1]
  • «Терминатор: Хроники Сары Коннор» — Samson and Delilah в исполнении Ширли Мэнсон.
  • Музыкальная тема Питера Ганна. За пределами США известна куда более самого детектива: вот лично вы знаете про этот сериал и полнометражку? Хотя бы одну серию смотрели? С вероятностью 99 % нет. А вот эту мелодию практически гарантированно вспомните.
  • «Настоящий детектив» — заглавная тема первого сезона «Far From Any Road» от дуэта The Handsome Family.
  • «Клан Сопрано» — «Woke up This Morning».
  • «Бумажный дом» — «Bella ciao» в исполнении Берлина и Профессора. Даже в испанские чарты попала.
  • «Мост» — «Hollow Talk». Каждая серия вполне в духе скандинавского нуара, когда за секунды до закрывающих титров произошёл очередной вот это поворот, заканчивается меланхоличным напевом: «Goes back to the beginning, goes back to the beginning».
  • Broadchurch — невероятно грустные музыкальные темы от Олафюра Арнальдса, чьи названия сами по себе рассказывают собственную историю: «So Far», «So Close» и «Take My Leave of You».
  • Babylon-Berlin — «Zu Asche, zu Staube…» для всего сериала и «Воскресенье» для второго сезона. Для четвёртого — «Ein Tag wie Gold», что в тягучей версии Макса Раабе, что в задорно-танцевальной от Мерет Беккер.
  • The Witcher (Netflix) — «Ведьмаку заплатите чеканной монетой…»
  • «Мандалорец» — основная тема.
  • «Доктор Кто» — заглавная тема. Что самое интересное и удивительное — за все эти 56 лет, то есть, ещё с самой зари сериала в 1960-х, лейтмотив ни разу не менялся (а если и менялся, то не кардинально, оставаясь узнаваемым)! Менялась лишь аранжировка, которая, однако, сильно влияла на настроение: если у классических Докторов она была плавная, загадочная и «инопланетная», то у новых же — более энергичная и «агрессивная», настраивающая на эпическое приключение. А вот в случае с Тринадцатым (-ой) Доктором, то тут решили вернуться к истокам, вернув то самое «инопланетное» звучание.
  • «Дикий ангел» — Cambio dolor. Дошло до того, что песня прилепилась к Наталье Орейро намертво и стала уже её музыкальным символом.
  • «Пуаро Агаты Кристи» — знаменитая вступительная тема, погружающая в атмосферу Великобритании интербеллума.
  • «Ханна» — «Anti-Lullaby» Karen O.
  • Японское «Путешествие на Запад»/«Saiyuki» aka «Monkey» или «Monkey Magic» в англоязычных странах — одноимённый опенинг и эндинг «Gandhara» от группы Godiego.
  • Knight Rider же ж… Заглавная тема.
  • Эйфория — «All for Us» исполнителя Labrinth. Похожая ситуация на «Прекрасное далёко»: песня звучит только в конце 1 сезона. Педаль в пол, так как при выходе второго сезона все стали постить в инстаграмчике и тиктоке видео с этой песней, которой во втором сезоне нет.
  • Stranger Things — Kate Bush — Running That Hill.

Телевидение[править]

  • «Время, вперёд!» Свиридова в России уже много десятилетий означает, что пришло время новостей (официально-государственных). Другие новостные передачи стараются подобрать себе похожую мелодию.
  • Р. Штраус, «Так говорил Заратустра». «Уважаемые знатоки, начинаем очередную серию игр „Что? Где? Когда?“»
    • Удар гонга, раунд 1, волчок раскручивается. Г. Бондарев — «Дикая лошадь».
    • Дж. Ласт — «Ra-ta-ta». «Против вас играет Усама бен Ладен из Афганистана. Внимание, чёрный ящик».
    • К. Сен-Санс, «Пляска смерти» в аранжировке Ekseption. «Команда Александра Друзя выигрывает у телезрителей со счётом 6-5 и выходит в финал!»
    • Да и музыкальная фраза «Что наша жизнь? Игра!» вызывает в памяти сову едва ли не чаще, чем Германна.
  • The Ventures — Vibrations. У старшего поколения непременно пробуждает в памяти телепередачу «Международная панорама». «На этой неделе мир узнал, что есть на свете такие Мальвинские острова. И сразу после этого узнал, что правильно их называть Фолклендскими…»
  • «Мы начинаем КВН. Для чего? Для чего?» Кстати, это символ из второй части, изначально в передаче была другая песня, где название расшифровывали: «Мы начинаем вечер наш, весёлых и находчивых друзей».
  • Продолжая тему телеигр: всемирно известная музыка папы и сына Стрейченов для игры, название которой не будем показывать пальцем, а просто пропоём на сэмпле из этой мелодии по-английски — «Whooo — waaaants — too — bee — aaa — miil — lioo — naaaaaire?».
    • Проигрыш из «Поля чудес» тоже очень узнаваем.
  • Три знаковых зарубежных инструментальных мелодии советского телевидения:
    • Ariel Ramirez, «La peregrinación» — «В мире животных».
    • Patricia Carli, «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» — «Кинопанорама».
    • André Popp, «Manchester et Liverpool» — прогноз погоды после программы «Время».
  • Заставка «Криминальной России», передачи-символа лихих 90-х. «С первых аккордов любой россиянин начинает испуганно озираться в поисках братка с паяльником» (с).
  • Тема из «Деревни дураков». Чуть менее, но тоже меметична тема из «Крутого пике».
  • «Мальчишки и девчонки, а также их родители, веселые истории увидеть не хотите ли?» И там же субверсия: многие другие музыкальные темы, которые ассоциируются с киножурналом «Ералаш», изначально появились в саундтреке Алексея Рыбникова к фильму «Карантин».
  • «Пацанки» — «Сердце пацанки».
  • «Фабрика звёзд» — «Круто ты попал».
  • Мелодии из «Маски-шоу».

Мультфильмы[править]

  • Очень многие песни из советских мультфильмов.
  • Дисней. Если в мультфильме от Диснея есть песни (да, есть и такие, в которых песен вовсе нет), то как минимум одна станет музыкальным символом этого мультфильма. А может быть, и не одна… Перечислены только самые важные, эпичные, и ключевые.
    • Frozen — Let It Go, звучавшая после выхода фильма из каждого утюга.
    • Король-Лев — «Хакуна Матата», конечно же! А что, были вопросы?
      • Были. Его задал Джереми Айронс, начинается он словами Be Prepared!
      • И есть. Сумеете ли вы отыскать такого человека, который не сможет с первых же секунд опознать Circle of Life? Это при том, что текст этой песни, в отличие от «Хакуна Матата», не начинается со своего же названия.
      • А также не забываем про «Can you feel the love tonight», ведь именно эта песня в свое время выиграла Оскар!
    • The Hunchback of Notre Dame — Hellfire, крутая злодейская песня самого «лучшего» диснеевского злодея.
    • «Аладдин» — Friend like me, бодрый джазовый мотивчик, исполняемый самим Робином Уильямсом!
      • В мультсериале — композиция Arabian Nights.
    • «Красавица и Чудовище» — Beauty and the Beast.
    • «Покахонтас» — Colors of the Wind. Savages послабее, но тоже весьма знаковая.
    • «Принцесса и лягушка» — от обилия джаза просто глаза (точнее, уши) разбегаются, но самая запоминающаяся тема, это, пожалуй, злодейская песня Friends on the Other Side.
    • И заглавная тема «Суперсемейки», конечно же!
    • «Мулан» — I’ll make a man out of you же! Впрочем, Reflection тоже может претендовать на это звание.
    • «Русалочка» — Under the Sea. Или Part of that world.
    • Но все они (даже «Let it go»!) меркнут перед песней из одного недавнего мультмюзикла. «We don't talk about Bruno-no-no-no!». Недостаточно не упоминать Бруно, нужно уже НЕ УПОМИНАТЬ ПЕСНЮ О БРУНО!
  • «Кошмар перед Рождеством»:
    • Самая первая песня, This is Halloween, стала своеобразным народным шлягером, популярным во всех уголках мира. Как говорят на Ютубе, блогеров-профессионалов уже тошнит от её звучания в различных хэллоуинских обзорах.
    • Второе место (если не метит в первое) уверенно держит ария Бугимена Oogie-Boogie Song.
    • Конечно же What’s this?, ставшая культовой новогодней мелодией!
  • «Принцесса-лебедь» — «Far longer than forever», ставшая символом и основной темой франшизы вообще. А вообще это серия мультмюзиклов, поэтому на каждую часть наберётся примеров немало…
  • «История игрушек» — You’ve Got a Friend in Me.
  • «Принц Египта»:
    • Plagues прекрасно передаёт всю суть с великолепно поданным библейским эпиком и мрачностью.
    • When You Believe.
    • Вступительная Deliver Us в исполнении Офры Хазы.
  • «Шрек» — All Star. «Somebody once told me the world is gonna roll me…»
    • «Hallelujah» Руфуса Уэйнрайта — педаль в грёбаную чёрную дыру. Это не только символ первой части, но и САМАЯ исполняемая песня с САМЫМ большим количеством каверов.
    • «I need a hero!» – из второй части. Да даже Риккимартиновская «La Vida Loca» получила в этом фильме вторую жизнь.
  • «Transformers: The Movie» — песня Стена Буша «The Touch». «You got the touch. You got the power…»
    • Также «Till All Are One» от него же.
  • «Мадагаскар» — «I like to move it, move it…».
  • «Как приручить дракона» — «Test Drive».

Мультсериалы[править]

  • «Инспектор Гаджет» — заглавная тема «Go, Gadget, go!».
  • Долгий путь проделал музыкальный символ мультсериала «Рик и Морти». Сперва это была так называемая «Тема Злого Морти», потом — написанный Риком для галактического конкурса талантов трек «Давай швифтанемся», а третий сезон снова сделал «Тему Злого Морти» популярной у фанатов.
  • Примерно та же ситуация — со «Вселенной Стивена». Самым первым музыкальным символом стала песня «Stronger Than You», исполняемая в конце первого сезона (опенинг не сменялся и стал полноценным музыкальным триппером); потом — грустный джазовый мотивчик от Жемчуг («It’s Over, Isn’t It?»); а сейчас все фанаты этого проекта без ума от песни «What’s The Use of Feeling (Blue)?». «Here Comes a Thought» в исполнении всё той же Гранат тоже довольно узнаваема.
    • Ну и да, опенинг. «We… Are the Crystal… GEMS!».
      • А потом «We-we-we-we a-a-a-are in the future…».
    • «What’s The Use of Feeling (Blue)?» цепляет вполне обоснованно — обстановка звучания (резкий скачок вверх градуса серьёзности и расширение лора), первая, а если без полнометражки, то единственная злодейская песня, причём не обычная самопохвальба, а трагический крик души 15-метровой воительницы. Ну и, собственно, голос настоящей дивы Бродвея [1]
  • My little Pony — заставка сериала, которую в качестве музыкального символа сократили до первых двух строк. «My little pony, my little pony, a-a-a-a-ah».
    • Одно время у брони-блогеров была популярна песня «Raise this Barn», показанная в третьем сезоне. Под эту песню делали обзоры, выдвигали свои теории… Так она и обрела свою популярность.
    • Если спросить у фэндома, какие фанские песни ассоциируются с самим сериалом лучше всего, то вам без раздумий ответят — «Lullaby for a Princess», «Discord» и «The Moon Rises».
    • А если вы нарветесь на гримдарка, то ответом будет «Rainbow Factory».
  • «Черепашки-ниндзя» (1987) — хором, три-четыре: «Мы не жалкие букашки…».
  • RWBY — опенинг первого сезона. This will be the day we’ve waited for!
    • Даже разбуженный в три часа ночи, истинный фанат напоёт (или хотя бы прочтёт текст) «Red like Roses».
    • Эндинг третьего сезона, «Divide»: после творящегося на экране, эту песню можно назвать символом того, чем сериал стал.
  • И сейчас должен быть дооолгий список диснеевских мультсериалов: Arabian Night, Chip&Dale, Darkwing Duck — список композиций можно продолжать бесконечно.
    • Но не лидируют ли в этом списке «Утки! У-у-у!» из «Утиных историй»? Кстати, более ранний вариант вариант перевода «Сказки! У-у-у!», но, по мнению автора правки — не то, с «утками» не сравнится.
  • «Приключения капитана Врунгеля» — «Мы бандито, гангстерито, мы кастето-пистолето. О, йес!».
    • «Но всё-таки — бывает!», которая звучит в начале и в конце каждой серии, и несколько раз в самом сериале. На пластинке — более полная версия.
  • Заглавная тема South Park достаточно известна, но с пердёжно-матерной песенкой Терренса и Филиппа ей не тягаться.
    • «Blame Canada» и «La Resistance» могли бы поспорить.
  • Композицию Тамаша Деака «Vizisi» трудно ассоциировать с чем-либо, кроме «Ну, погоди!».
  • Wunschpunsch — вступительная тема.
  • Британский мультсериал Thomas the Tank Engine, уже успевший стать мемом, в первую очередь известен своим первым опенингом.
  • «Фиксики» — «А кто такие фиксики — / большой-большой секрет!»
  • Неофициальным символом всей франшизы Человека-паука стала тема мультсериала шестидесятых.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — знаменитое «Чи-чи-чи-чи-чип и Дейл» узнаваемо во все времена на всех языках.
  • КТООООООООООООО…. Кто проживает на дне океана? Спанч Боб Сквэр Пэнтс! Запомнилась в основном старая версия: с переводом имени нарушается ритм. Между прочим, популярная в Российской армии строевая речевка.
  • ENA — несмотря на то, что Browser History была использована только в тестовой анимации с Эной, обычно именно её подразумевают под ENA OST или или ENA Theme.
    • Также серия часто ассоциируется с ремиксом «I’m allergic to people», который состоит из цитат главной героини, наложенных на музыку. Правда, можно ли назвать это музыкой — спорный вопрос.
  • «Чёрный плащ» — ну как же без бафосного опенинга «только свистни — он по яйцам появится».
  • Arcane — опенинг «Enemy».
  • «Смешарики» — вступительная тема: «Барарудай-лабуди-бадудай…». Впрочем, с ней вполне могут конкурировать песни «От винта» и «Баламут и обормот».
    • Спин-офф «Пин-код» — также вступительная тема: «Пин-код, пин-код…».

Аниме[править]

Основная статья: Музыкальный символ/Аниме

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

Визуальные романы[править]

Интернет[править]

  • Там ТА-да да ДАМммм! Тема «Ностальгирующего критика», созданная в подражание группе Queen.
    • Еще раньше — «Nostalgia Critic Anthem» от «Sad Panda».
  • «Он в прошлое возьмёт вас с собой, чтоб поиграть в какой-то отстой…» Тема AVGN.
  • Never gonna give you up… да вас только что Рик-ролльнули!
  • 009 Sound System — Dreamscape и — музыкальный символ англоязычного YouTube нулевых, так как присутствовала в каждом первом видео. Школьникам, загружавшим видео с копирайченной музыкой, предлагалось заменить её на свободную, и они выбирали ту, которую в списке была выше всего.
    • А ещё в каждом первом видео присутствовали Drowning Pool — Bodies и популярные песни Linkin Park. И не забываем Evanescence — Bring Me To Life!
  • «Почему я идиот?» Пушного сегодня известна чуть ли не исключительно как «Песня из роликов Доктора Дью».
    • До идиота звучали «Давайте делать всё не так» и «Гамма-самец» Скалы Фрэглов, а также «Bright Red Ligts» Комы Свенссона.
  • Артур Кутахов («Уголок Акра») с 2020 года использует саундтреки к четвёртой части Краша Бандикута, а конкретно – тему Энтропи.
  • Тысячи и тысячи роликов от малолетних «дарований» по играм, вроде Roblox и Minecraft невозможно представить без трека Hello автора OMFG.

Прочее[править]

  • Интерактивный аудиосериал «Внутренние Тени» — «В далёком-далёком краю за стеной…» Степнячья колыбельная, случайно ставшая гимном повстанцев.

Эстрада и цирк[править]

Многие эстрадные (особенно т. н. «оригинальных жанров») и цирковые артисты стараются подобрать к своему образу и узнаваемую запоминающуюся мелодию. Может звучать в начале или после исполнения номера.

  • В.Данилин номер «Ширма» (реж. М.Харитонов) — музыка из «12 стульев» М.Захарова.
  • Р.и Е.Циталашвили в 1980-х инструментальная аранжировка «Я шагаю по Москве», позднее «Последний отсчет» «Европы» (но только для полетов).
  • Братья Сафроновы на рубеже веков «О, фортуна»
  • Передача «Магик шоу». Несколько мелодий «The Art of Noise» плюс основная тема Владимир Быстряков «Танцы на крыше» в инструментальной аранжировке. Время от времени добавлялись другие. В первую очередь в исполнении П.Мориа, Дж. Ласта и Р.Коннифа.
  • Руди Коби любил использовать до середины 1990-х «Peter Gunn» в разных аранжировках.

Реальная жизнь[править]

Музыкальный символ может быть не только у произведения, но и вообще у чего угодно. Очевидно, что специально для этого написан любой гимн государства или другой организации. Потом, достаточно известная музыка, посвящённая достаточно важному историческому событию — тоже его символ. Даже эпоху в целом может передать узнаваемая классическая музыка родом оттуда. Наконец, некоторые музыкальные символы из произведений могут выйти за их пределы и стать скорее символом штампа или явления, с которым связаны там.

История[править]

  • Для Первой мировой войны таким символом стоит считать британскую песню «It’s a long way to Tipperary».
    • С российской стороны — «Марш сибирского полка», на основе которого наклепали «Партизанскую» и «Марш Дроздовцев», а также романс «Когда мы были на войне».
    • С немецкой — «Lore, Lore», «Die Grenzwacht hielt im Osten», «Wo alle Straßen enden», «Freirkorps Voran».
    • Из современного — Сабатоновская «Price of a Mile» стала символом Битвы при Пашендейле, и это при том, что именно это сражение той войны является наиболее «любимым» у различных музыкантов (от классиков вроде Iron Maiden и Iced Earth до современников God Dethorned и 1914).
    • Сюда же можно и кавер Тапка на их «Attack of the Dead Man». При том, что тему осады Осовца и «Атаки Мертвецов» в российском культурном поле пытались раскручивать многократно и до этого, если один скажет «Осовец», по крайней мере, тысячи подхватят «Смерть, трупы, яд – в атаку шёл мёртвый отряд».
  • К Гражданской войне пытались прикрутить «Рабочую Марсельезу» и «Интернационал», но ассоциируется с ней всё равно в первую очередь «Яблочко».
    • А также «Красная армия всех сильней», «Смело мы в бой пойдём»[2] и «Наш паровоз вперёд летит» — это если вспоминать только песни того времени, а не более поздние, вроде «Орлёнка», «Каховки», «Песни о Щорсе» или «Лизаветы».
    • С «белой» стороны ― «Марш Дроздовцев», «Кудеяр», «Алексеевский марш», да и вообще, у каждого варлорда был собственный музыкальный символ. А вот под закат появилась «Уходили мы из Крыма».
    • С «зелёной» стороны ― «Анархия-мама сынов своих любит», Ультралевый марш («Кто сорвать захочет знамя цвета ночи…») и «Марш анархистов» («Споёмте же, братья…»).
    • Со стороны отделившихся националов ― сложно, ибо для каждый страны этот символ свой… но наиболее узнаваема белофинские «Vapaussoturin Valloituslaulu» («Песнь Освободителей», филк на более раннюю «Kauan on Kärsitty») и «Maantie on kova kävellä», и польская «Ciężkie czasy legionera», правда, более ассоциирующаяся с советско-польской войной.
      • «Ciężkie czasy legionera» — это всё-таки Первая Мировая, армия Галлера («Утром дрючат нас по-шведски, а с полудня — по-немецки…»). А вот советско-польская — это «Jak szło wojsko raz ulicą» с той же музыкальной основой.
  • Кстати, «Марсельеза» — это же Великая Французская Революция.
  • Для Великой Отечественной войны признанные символы — «Катюша», «Священная война»
    • Для праздника Победы таковым, в дополнение, является «День Победы», написанная аж 30 лет спустя — и ставшая неотъемлемым символом праздника после того, как её, «слишком легкомысленную», забраковал худсовет, а народ полюбил.
  • Для самой же Второй мировой войны однозначным символом можно считать «Лили Марлен», причём что у немцев (которые создали просто бесчисленное количество вариаций, чуть ли не для каждой дивизии), что у союзников (солдаты которых полтора года распевали её на немецком, ничуть этого не смущаясь, пока не был сделан перевод на английский).
    • Для Ваффен-СС — «Teufelslied», как и многие основанные на народной песне. Имеет, кстати, французские и эстонские версии.
  • «Принимай нас, Суоми-красавица!», «Raatentie», «Veteraanin Iltahuuto» и, конечно же, «Njet, Molotoff!» для Зимней войны. Их активно исполняет фолк-коллектив Korsuorkesteri.
    • Белофинские песни Гражданской войны тоже были в чести. Например, «Полька Сяккиярви», которой финны глушили советский радиосигнал, хоть и народная, получила популярность именно в те годы.
  • Для разномастных «Лесных братьев», которых ликвидировали на территории СССР после войны, музыкальных песен пруд пруди, но с первых нот узнаваемы эстонские «Metsavendade laul» и «Metsavenna elu lõbus» и латышская «Bunkurs 13». Кому интересно — фолк-группа Unsakad.
  • Символ гражданской войны в Югославии — песня REMOVE KEBAB SERBIA STRONG «Бог је Србин». Из менее МЕМНОГО — все песни Роки Вуловича, типа «Panteri». А для противоположных сторон — «Bosanska Artiljerija» и хорватская «Bojna Čavoglave».
  • Для менее известных военных событий и явлений часто музыкальным символом может являться написанная же про это песня группы Sabaton.
    • Например, из недавнего — легендарная контратака русских войск под крепостью Осовец получившая название «Атака Мертвецов» не может не ассоциироваться с одноименной песней. «Osowiec then and again…» — см. выше.
    • Во многом, т. н. «Польские Фермопилы», где поляки обороняли крепость Визну со значительным численным перевесом в сторону немцев, знают именно благодаря тому самому «Baptised in fire, forty to one…» группы. Что признают и официальные лица Польши, наградившими от лица Министерства обороны музыкантов за данную песню памятным офицерским оружием.
  • «Время, вперёд» — индустриализация и советская сверхнаука.
  • Война во Вьетнаме — «Fortunate Son» от Creedence Clearwater.
  • Грынджолы, «Разом нас багато» — символ помаранчевого майдана 2004 года. А так же «политические коломийки» Мельниковича.
  • «Вставай, Донбасс!» для АТО и СВО.
  • И наконец… вы ждали этой строки? Так возьмите её! Неофициальный музыкальный символ 2020-го года.
  • С подачи блоггера «Туземный совет трудящихся» таковым стала песня группы Кино «Невесёлая песня» для обеих Чеченских войн.

Гимны[править]

  • Футбол — гимн FIFA (или Лиги Чемпионов УЕФА), а в России ещё и Футбольный марш Матвея Блантера. Также с футболом стала ассоциироваться «Wavin' flag» когда Кока-кола прикрутила её к ЧМ-2010.
  • Хоккей — «Трус не играет в хоккей».
  • Государственные гимны ассоциируются исключительно со страной, которой этот гимн принадлежит (как исключение — «Песня немцев» писалась как национальный гимн германского народа как такового: от эльзасцев до трансильванских саксов и «Гей, славяне», написанная для всех славянских народов, но гимном ставшая только в Югославии).
    • Современный российский гимн, например, исполненный без слов может в равной степени быть понятым как символ современной России, так и уже не существующего Советского Союза. Но это тоже символично — музыка теперь претендует на гимн нации, а не государства, и подчёркивает, что страна не возникла 30 лет назад из ниоткуда. Мало какая другая мелодия могла бы сработать как столь узнаваемый символ — разве что «Славься же, славься» или «Широка страна моя родная».
  • Средневековый «Гаудеамус» — символ студенчества.

Не гимны[править]

Явления[править]

  • Разные товары и организации обычно ассоциируются с рекламой, которую делают специально для пиара этих самых товаров и организаций. Бонус, если реклама ещё и упоротая. И ещё бонус, если долго не выходит из головы!
    • Частный пример — Song 2, a.k.a Tuborg song.
  • Чрезвычайно узнаваемое Intro Disney Club в России намертво прилипло к образу компании Дисней в целом.
  • Снуп Догг, «Smoke Weed Everyday» — символ конопли.
  • «You Can Leave Your Hat On» — музыкальный символ стриптиза вообще. Статья на TV Tropes так и называется. Стала известной благодаря фильму «Девять с половиной недель». Нет, изначально её исполнял не Джо Кокер.
    • Соперничает с ней за эту роль «Stop» Сэм Браун. Применительно к мужскому стриптизу — «Only You» The Platters.
  • «Трололололо-лололо-лололо-лололо-лололо». Ничего не подозревающий Эдуард Хиль спустя полвека стал музыкальным символом троллинга.
  • «Воланд» из экранизаци «Мастера и Маргариты» — это голливудский сатанизм, мраккультисты и вообще зловеще-пафосное песнопение по умолчанию.
  • Конец света вообще и апокалиптическое порно в частности любят пускать под католическое песнопение «Dies Irae» в вариантах от Моцарта или Верди.
    • Ошибочно с чем-то таким ассоциируется последний куплет «O, Fortuna» Карла Орфа, хотя этот гимн на самом деле про всемогущество случая.
  • Также с подачи фильма «V for Vendetta» чтобы что-то эпично взорвать могут использовать финал «Увертюры 1812» Чайковского. Тот самый, где стреляют пушки, и именно из-за них. При этом с самой Отечественной войной увертюра так сразу не связывается.
  • Происходит что-то таинственное? Врубай «В пещере горного короля» Грига.
  • Песенку «Diggy Diggy Hole», изначально посвящённую Minecraft, назвали «гимном Dwarf Fortress». А теперь она просачивается в Total War Warhammer и Deep Rock Galactic, так что это уже скорее символ именно таких гномов вообще.
  • Аналогично «BFG Division» из Doom 2016 превратилась в символ ураганной резни и подходит в любой другой мясной шутер.
  • Падам-падам-пам! Фьють! Пум. Музыкальный способ сказать «Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия». И его западный аналог «Directed by Robert B. Weide», тоже с характерной музыкой.
  • А Roundabout — Yes благодаря ЖоЖе (см. профильную подстатью) стал музыкальным синонимом «за секунду до…». Характерная стрелочка с надписью «to be continued» прилагается.
  • «Хава нагила» благодаря стереотипам мутировала в символ хитрости и жадности вообще.
  • Тренировки, спортивные в первую очередь — «Gonna Fly Now» и «Eye Of The Tiger». Благодаря серии фильмов про одного боксёра.
    • Push it to the Limit — тоже музыка для тренировочного монтажа, хотя многие её лучше помнят по монтажу преступной деятельности из «Лица со шрамом».
  • Пираты вообще — «He’s a Pirate» из «Пиратов Карбиского моря».
  • Военная авиация, делающая свои дела с пафосом — разумеется «Полёт валькирий» Вагнера. Тут кодификатор — «Апокалипсис сегодня».
  • Музыка, ассоциирующаяся у всех с цирком вообще и клоунами в частности, называется, внезапно, «Выход гладиаторов» и задумывалась как военный марш.

События[править]

  • Рождество — Jingle Bells (и в меньшей степени We wish you a merry Christmas и Deck the Halls). Новый год в России — «В лесу родилась ёлочка». На Украине на оба вышеупомянутых праздника одна песня-символ — «Щедрик»
    • Мало кто знает, что у «Jingle Bells» есть русская версия (легко гуглится по запросу «Бубенцы, бубенцы, бубенцы звенят»). В классе автора правки танцевали под неё вальс на каждом новогоднем утреннике.
      • Ещё меньше людей знает, что песне больше полутора веков и она вовсе не про Рождество, а про самые обыкновенные сани.
        • Ещё меньшее количество оставшихся способно почуять подвох в предыдущей правке. Вальс танцуется исключительно на размер 3/4, на то он и вальс. Станцевать вальс под Jingle Bells не получится
  • День рождения — «Happy Birthday to You» (кстати, эта песня до сих пор закопирайчена!).
  • Спортивная победа — We Are the Champions и «Chariots of fire».
  • Заставки телепрограмм, конечно же, ассоциируются с их содержанием. Например, вышеупомянутое «Время, вперёд» до сих пор звучит в отечественных новостях, а также своя тема была у прогноза погоды.

Примечания[править]

  1. С этой песней связан ещё один довольно печальный факт — именно эта песня стала основой для флэшмоба по сбору денег на помощь Стефану Стефанссону — актёру, исполняющему роль Робби, по борьбе с раком. Так что это в какой-то степени стало символом персонажа и актёра вообще, с которым он покинул нас.
  2. Ещё одна из амбивалентных песен той войны, ибо в оригинале в бой шли за Русь Святую ещё в ПМВ, а в Гражданскую, помимо Власти Советов — за Украину.