Идейный продолжатель/Литература и театр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Собственно литература по отношению к устному творчеству. Театр же вырос из древнегреческих массовых ритуальных действ.

Театр[править]

  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — идейное продолжение «В ожидании Годо».
  • В рамках постановок от одних и тех же авторов: мюзикл «Моцарт!» Михаэля Кунце и Сильвестра Левая по отношению к вышедшему ранее «Элизабет» от них же. Одна и та же схема: берем биографию значимой для Австрии исторической личности, делаем акцент на конфликте с обществом, от души приправляем внутренними противоречиями. Тараканов в голове визуализируем мощным аллегорическим воплощением, реальным и осязаемым для протагониста, но аморфным для остальных. Если у Элизабет это была ходящая за ней по пятам Смерть во плоти молодого и импозантного мужчины, то у Моцарта — маленький мальчик, одновременно воплощение его дара и призрак детства, которого Вольфганга лишили.
  • А идейным продолжателем «Элизабет» уже от других авторов стал мюзикл «Рудольф», повествующий о жизни ее сына. Изначально созданный для венгерской сцены, мюзикл вызвал интерес и на родине «Элизабет» — Австрии, и позже был адаптирован для германоязычной публики и поставлен в Вене.

Литература[править]

  • «Задонщина» по отношению к «Слову о полку Игореве».
    • И само «Слово» по отношению к несохранившимся более древним преданиям о походах древнерусских князей. Старше, чем печать.
  • Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорблённые» — очень много (вплоть до девочки Нелли) переехало из «Лавки древностей» Диккенса.
  • Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея» — относительно «Наоборот» К. Ж. Гюисманса. Пасхалка в виде чтения и увлечения Дорианом этой «книгой о чудаке-парижанине» любезно предоставлена Уайльдом.
  • Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Берётся фольклорный герой, переносится на несколько веков в будущее, чтобы там бороться с несправедливостью трикстерскими методами. Не напоминает «Легенду об Уленшпигеле» Шарля де Костера?
  • А. Н. Толстой, «Аэлита» — относительно «Принцессы Марса» Эдгара Берроуза и «Красной Звезды» А. Богданова.
    • «Червь» Александра Лазаревича прямым текстом оммажит Богданову.
  • Вышеупомянутая «Принцесса Марса» по отношению к «Лейтенанту Гулливеру Джонсу» Э. Л. Арнольда.
  • Плеяда антиутопий, начавшаяся с создания романа «Мы» Евгения Замятина и продолженная Хаксли, Оруэллом, Брэдбери
  • Иосиф Бродский по отношению к Уистену Хью Одену.
  • Для многочисленных молодёжных антиутопий источником вдохновения послужили «Голодные игры».
  • Коты-Воители относительно Рэдволла, Обитателей Холмов и Хвосттрубой.
    • И Ночные Стражи относительно Рэдволла и Обитателей Холмов.
    • В свою очередь, «Хроники Стаи» — относительно самих Котов-Воителей (хотя они были написаны тем же авторским коллективом), FoxCraft относительно Котов-Воителей и Ночных Стражей; «Драконья Сага» относительно Котов-Воителей, но с примесью не-звериного фэнтези.
  • «Удушье» Чака Паланика продолжает мысли и идеи, высказанные в его же «Бойцовском клубе» и «Невидимках».
  • «Гарри Поттер» относительно «Самой плохой ведьмы», «Секрета платформы № 13» и «Властелина Колец».
  • Дмитрий Емец:
  • Вернор Виндж, «Болтунья»  — трибьют к «Звёздному зверю» Роберта Хайнлайна. Странная зверюшка оказывается иноземным прынцем.
  • Российский антиутопический роман «Владивосток-2000» (как раз и вдохновивший в своё время «мумий-троллей» на создание одноимённой песни) — фильм «Побег из Нью-Йорка».
    • А уж сам «Владивосток-2000», по слухам, впоследствии также неслабо повлиял и на «Метро 2033» Глуховского.
  • Константин Зарубин, «Моя прекрасная исландка» — несостоявшийся сиквел «Иглы» под рабочим названием «Цитадели смерти».
    • На «Цитадели смерти», кстати, тоже, по ходу, оказал определённое влияние «Побег из Нью-Йорка». А если внимательно приглянуться к врезкам психоделического видеоряда в «Игле», можно заметить, что показываемая на старом чёрно-белом телевизоре в ускоренном темпе, а затем и с обратной прокруткой сцена посадки вертолёта в чистом поле перед толпой размахивающих какими-то граблями, косами и мотыгами дикарей, которые тут же разбегаются при выходе из вертолёта солдат с автоматами, один в один взята прямиком из «Побега…»(конкретно — из эпизода, где охрана нью-йоркской тюрьмы строгого режима пытается вступить в переговоры с бандой Герцога и установить судьбу Змея) — уже возможное доказательство того, что сюжетно-сеттинговый концепт «Побега…» приглянулся Нугманову и Цою ещё во время работы над «Иглой».
  • Виктор Пелевин, «Омон Ра» — написанный ещё в советское время (а уже после появления в России Интернета ставший одним из первых в Рунете образцов одновременно и электронных книг, и сетевого фольклора, и копипасты) сборник психоделических рассказов «Полигон 1-4».
  • Роман «Портной из Панамы» Дж. Ле Карре сам автор называл идейным наследником «Нашего человека в Гаване» Грэма Грина.
  • Роджер Желязны, «Девять принцев Амбера» — сюжетно ну очень похожи на изданный пятью годами раньше роман Фармера «Создатель Вселенной». А вот дальше Амбер и Многоярусный Мир радикально расходятся.
  • «N.» и «Возрождение» Стивена Кинга по отношению к повести Артура Мейкена «Великий бог Пан».
  • «Мост в Терабитию» — «Хроники Нарнии», «Кондуит и Швамбрания» (от второго там, правда, гораздо больше).
    • Есть также предположение, что определённое влияние на повесть также оказали вышедшие за несколько лет до её написания ранние альбомы Scorpions, особенно такие песни, как Drifting Sun, Fly People Fly, Far Away, Fly to the Rainbow, Sun In My Hand. А отдельные сцены в повести будто повторяют последовательности части песен. Например, цепочка названий Life’s Like a River -> Living and Dying вызывает прямые ассоциации с картиной того, как погибла Лесли. А I’m Goin' Mad -> Leave Me -> In Search of the Piece of Mind -> Lonesome Crow выглядит будто череда того, что происходит в душе Джесса после получения известия о гибели девочки.
  • «Деволюция» Макса Брукса по отношению к его же «Мировой войне Z»: формат повествования тот же, но вместо зомби теперь йети.
  • Харуки Мураками по отношению к Курту Воннегуту.
  • Владимир Короткевич по отношению к сэру Артуру Конан Дойлу («Дикая охота короля Стаха» vs «Собаки Баскервилей»).
  • «ПЛиО» по отношению к «Проклятым королям» и серии «Память, скорбь и тёрн» Теда Уильмса.