Антропоморфная персонификация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Anthropomorphic Personification. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я — Энергия X. »
— Концовка Freedom Force vs the Third Reich
« Она одновременно и вселенская сила, и личность – и это таинство. »
— Филип Киндред Дик, «Всевышнее вторжение»

В мире магического реализма большей частью действуют те же законы, что и в привычном нам обыденном мире. Только вот мощные силы вселенского масштаба могут иметь свою личность, тело, внешний вид и характер — просто потому, что люди любят читать про людей и близких им существ.

Иногда эта персонификация черпает свою силу из веры, чувств, эмоций людей. А может быть и абсолютно независимой — всё-таки разрушение никуда не денется, если люди перестанут в него верить.

Важно не путать антропоморфные персонификации и мифические создания. Не все персонификации мифологичны, не каждое мифическое создание есть образ какой-то могущественной силы. Так, Смерть из «Плоского мира» воплощает концепцию смерти, но вот с мифологией никак не связан. Ждёт визирь, что его подберёт мифологичный Чёрный Небесный Дракон Огня, а приходит какой-то шкет-недоучка, заступивший на должность считай вчера (и да, строго говоря Смерть — это именно должность. Технически Смерть мог бы передать косу внучке, да она вряд ли согласится). Сундук, удачно прихлопнувший бога Тецуманской империи, сам стал новым тецуманским богом. Однако, каких-то концепций он не воплощает.

Также следует разделять различных муз и полубогов-аспектов. Разницу можно ощутить чисто на языковом уровне: если вы говорите, что существо и является концепцией — то это наш случай; если же существо — лишь покровитель чего-либо, то это уже не подходит.

Другой термин — хуманизация (хьюманизация). Схожий троп — Моэ-антропоморфизм.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В древнегреческой мифологии существовало множество низших божеств, олицетворявших какое-то явление: Эос — заря, Плутос — богатство, Атэ — безумие и т. п.
  • Библия — Всадники Апокалипсиса. Старше, чем феодализм.
    • Библия вместе с Преданием: Архангелы. Олицетворяют функции Бога: Гавриил — помощь людям, Михаил — воинственность, Рафаил — исцеление, Уриил — контроль над Небесами (физическими и духовными), Иеремиил — воскрешение мёртвых, Рагуил — справедливость и законность, Сариил — надзор над душами.
  • Однажды Тор побывал у Утгарда-Локи, и тот устроил ему несколько испытаний, среди которых еда на скорость с Логи, гонки наперегонки с Хуги, и борьба с Элли. Первый оказался персонификацией огня, второй — персонификацией мысли, третья — персонификацией старости.
  • Сотни сказок, где герой-трикстер встречает саму Смерть.
  • Концепция Grim Reaper’а — смерти с косой.
  • Сюда же можно отнести персонификации различных болезней: Чумы, Холеры, Оспы, Сестёр-Лихорадок[1], которым часто придавали облик женщин различной степени чудовищности. Коровью Смерть также иногда представляли в виде человека с руками-граблями, хотя чаще — в виде скелета коровы.
  • Сказка про Горе-Злосчастье, сидящее на закорках у героев.
  • Дмитрий Гайдук и Сказка про психонавтов («Как три психонавта в небе заблудились») — Страхи, среди которых встречаются столь колоритные, как Ломовой передоз, Винтовой отходняк и Толпа весёлых пидорасов.

Театр[править]

  • Рок-опера:
    • «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — Злая Смерть, наглый и циничный мужик-садист, понтливый, быдловатый, с истерическими чертами и буйного нрава (до поры сдерживаемого). В театре его иногда поёт тот же актёр, что и главаря калифорнийских бандитов, чья банда сыграла такую жуткую роль в жизни Хоакина и его друзей. В киноверсии Смерть божественно воплощён Александром Филиппенко (и спецдефекты тут не помеха, а скорее добавляют своеобразия); бандитского главаря там играет другой актёр.
      • В некоторых постановках эта Смерть демонстративно женского пола. Тогда перестаёт быть условным и становится буквальным знаменитый диалог: «Хоакин: Кто ты, потаскуха? Я тебя убью! Смерть: Не губи, красавец, молодость мою! Я не потаскуха. Я Смерть…»
    • Творчество театра «Тампль»: Смерть в одноимённой опере и Война в «Жанне». Обе партии пела Лора Бочарова.
    • «Белая ворона», тоже про Жанну д’Арк — Столетняя война.
  • Мюзиклы:
    • Французский «Ромео и Джульетта» — любимица публики Смерть в виде молчаливой женщины в белом. В отличие от шекспировского оригинала, тут она присутствует не незримо и забирает каждого героя собственноручно. В английской версии этот персонаж отсутствует (не сметь совать отсебятину в «наше всё»?), в русской её зачем-то играет мужчина (чтобы имитировать БРИТАНСКУЮ фольклорную традицию, в которой Смерть мужского пола?).
      • Дойлистский обоснуй про русскую версию: чтобы затащить на роль Николая Цискаридзе и с помощью его громкого имени привлечь интерес к постановке.
    • «Элизабет» — снова Смерть, причём в главной роли. Условно — мужского пола (по крайней мере, так предстаёт перед зрителем и главной героиней), фактически же может явиться человеку как в образе мужчины, так и женщины (за сыном ГГ, например, пришёл в образе его возлюбленной). В зависимости от версии постановки и степени мужественности исполняющего роль актёра преподносится то практически как андрогинное существо, то как агрессивный мачо.
    • «Приключения Рыжика» (Марк Розовский и Юрий Ряшенцев по повести Алексея Свирского) — здесь фигурирует не только Смерть, но и верный ее спутник — Голод.
    • «Багдадский вор» (Давид Тухманов и Юрий Энтин) — а здесь Смерти нет, зато есть Смерч, Цунами (жестокая, но симпатичная), Подземные Толчки (непростые мужики), а также драгоценные Рубин и Изумруд.
  • «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака — собственно, сами месяцы. Весенние — юные; летние — тоже молоды, но уже постарше; осенние — в расцвете сил/зрелые; зимние — глубокие старики.
  • «Синяя птица»: основное большинство персонажей — персонификации предметов, стихий, явлений…

Литература[править]

«

Не знает вечность ни родства, ни племени, Чужда ей боль рождений и смертей. А у меньшой сестры её — у времени — Бесчисленное множество детей.

»
— С. Я. Маршак
  • Осип Мандельштам, «Неправда» — она шестипалая, живет в избе и угощает героя отваром из ребячьих пупков.
  • «Маска Красной смерти» Эдгара А. По — собственно, сама Красная смерть (т. е. смертельная болезнь вроде чумы), которую сперва приняли за ряженого.
  • Смерть «Плоского мира» — едва ли не кодификатор. Да, Смерть была в литературе и раньше, но именно Пратчетт сделал акцент на её (точнее, его) работе, характере, борьбе и мелких причудах.
    • Также Время. Которое у Пратчетта женского пола. Впоследствии новой персонификацией Времени стал её сын.
    • И Аудиторы Реальности, которых можно считать персонификацией порядка и бюрократии.
    • В «Благих предзнаменованиях» Пратчетта и Геймана — четыре Всадника (точнее, байкера) Апокалипсиса: Голод, Война, Смерть и Загрязнение. Мор ушёл в отставку, бормоча что-то о пенициллине и стерилизации…[2]
    • Помимо «Благих предзнаменовений», Всадники Апокалипсиса (точнее, Абокралипсиса) появляются у Пратчетта, например, в «Воре Времени». Плюсом присутствует пятый, всеми позабытый всадник — Каос (Хаос).
    • Отдельно — Смерть Крыс и Смерть Блох. Появились, когда Смерть был смещён с поста, и появились множество Смертей для каждого вида живых существ, кроме человека. Когда он восстановился в должности, то оставил Смерть Крыс (к которому успел привязаться) и Смерть Блох (за которого вступился Смерть Крыс) самостоятельными.
  • «Гарри Поттер» — опять же Смерть, которая дарит трём братьям одноимённые дары.
    • Строго говоря, это шоу внутри шоу: персонификацией она является только в сказке, а в самой вселенной соответствующие Дары были, вероятнее, созданы самими братьями.
    • Дементоры — персонификация отчаяния и бесконечной тоски.
  • «Кого за Смертью посылать» Михаила Успенского: как раз спасением Смерти главный герой и занимается. И после спасения встречает персонификацию Смерти, Жизни и Любви, три облика одной сущности.
  • «Дозоры» Сергея Лукьяненко: Сумрак имеет антропоморфную персонификацию.
    • Точнее, подравшиеся Тигр и Двуединый были восприняты Антоном Городецким как "два борющихся закона природы"
  • «Древнее китайское проклятье» Сергея Мусанифа: вся книга посвящена воплощению людской веры, и среди второстепенных злодеев фигурирует некто Красный — околобожественная сущность, семьдесят лет правившая Россией. Да-да, вы угадали. Набил морду Гермесу, между прочим.
  • Лия Гераскина, «В стране невыученных уроков» (и мультфильм по мотивам) — его величество Глагол Повелительного Наклонения, знаки препинания, а также Засуха (в мультфильме отсутствует).
  • Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса» — Тайфун, просто Тайфун.
    • Там же — Дождь.
  • «Досье Дрездена» — Мэб и Титания, королевы Зимы и Лета соответственно.
    • Их «начальницы» Мать Лето и Мать Зима — Жизнь и Смерть соответственно.
    • А также персонификация Предела Демона.
  • Роджер Желязны, «Создания света, создания тьмы…» — Железный Генерал, персонификация революций.
  • «Американские боги» Нила Геймана: большая часть показанных «новых» богов — скорее не боги в классическом понимании, а именно антропоморфные персонификации различных сфер деятельности: Медиа, Технологии и т. п. Из «старых» богов до этого качества практически скатилась Остара, став по сути лишь персонификацией Пасхи. А ведь когда-то её звали Иштар…
  • «Крылатая звезда» Ефима Чеповецкого — Мечта. А так же Зазнай, Лень и Неуч — персонификации зазнайства, лени и невежества.
  • Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» — в рамках легенды об Упланде, подслушанной Нильсом, рассказывается о том, как Упланд просил милостыню у других областей Швеции, получил от них кучу хлама (горы, леса, болота, вересковые пустоши и шхеры), но сумел ими грамотно распорядиться и стал богатым и процветающим краем.
  • Васильев «Звёзды над Шандаларом» — Весна в виде огромного неряшливого и грязного мужика в телогрейке.
«

— Но, — возразил я, — тогда ты должен выглядеть как молодая девушка, красивая и пригожая. — Кто это тебе сказал? — изумился Весна. — Чушь какая! Будешь тут красивым, по грязище всю жизнь чапая! (он так и сказал — чапая). Да и заставь попробуй девку всю жизнь по грязи чапать, тепло за собой тянуть!

»
  • Филип Жозе Фармер, «Плоть» — последний эпизод. Трио жриц Колумбии: дева, матрона и старуха символизируют юность, зрелость и смерть. А их беременная товарка летит к звёздам с доапокалиптическими астронавтами, дабы продлить вечный цикл жизни — так что Колумбия взяла своё, несмотря на весь скепсис астронавтов.
  • Генри Лайон Олди, Ахейский цикл — олимпийцы и титаны — это персонификации сил природы и явлений; Чёрный Баламут — индийские боги.
  • Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — педаль на другую сторону планеты. Весь восьмитомный цикл посвящён быту, нравам и свершениям персонификаций таких сил вселенной, как Смерти (Танатос), Времени (Хронос), Судьбы (Клото, Лахесис и Атропос, единые в трёх лицах), Войны (Марс) со своей командой (поскольку Смерть уже занята, а Марс должен быть главным, то четвёрка всадников Апокалипсиса в сеттинге представлена, помимо Мора и Голода, Завоеванием и Кровопролитием), Природы (Гея и её помощники — Гипнос и Эрот), Зла (каждая новая персонификация титулуется по-своему, нынешний называет себя Сатаной), Добра (Бог), Ночи (Нокс) и Мрака (Эреб). Первая половина цикла посвящена героической (и успешной) борьбе прочих воплощений с Сатаной (да, в сеттинге это принято писать с заглавной буквы), а вот во второй половине все как-то начинают понимать, что первоисточник проблем вселенной несколько глубже, чем козни Воплощения Зла…
  • «Эвенмер» Стоддарда — Хаос и Порядок. В первом томе старикашка-Хаос вызывает у главного героя понятные отвращение и испуг и он бросается за защитой к воплощающим Порядок Анне и Анине. Но и их природа отталкивает его. Вернувшись к Хаосу, он слышит:
«

— Но я-то знал — Хаос всегда всё знает наперёд, — что ты на неё не клюнешь. Людей тянет к вечным переменам. Порядок — миф, игрушечная кошка без когтей. Разве ты не понимаешь? Всё вернётся к неразберихе, всё станет, как было когда-то, когда правил я, безгранично, свободно — и никаких Хозяев в доме тогда не было. Разве не понимаешь? Картер понимал. Слова старика зачаровывали его разум, его глазам представали видения, ещё немного — и он утратит все свои чувства. Он видел бесконечный мрак и клубящийся космос, вспыхивающую и гибнущую материю звёзд, всю Вселенную, пустившуюся в лихорадочный танец, и Порядок в этом танце казался дилетантом, пытающимся впервые изобразить па вальса, будучи партнёром ловко кружащейся анархии. В бешеном вихре Картеру виделась красота, безграничный калейдоскоп беспорядка. Он в изумлении ахнул и отступил. Видение исчезло. — Всё это может стать твоим, — сказал Старикашка-Хаос. — У меня много имён и ликов, и ты можешь узнать и узреть все. Я могу сделать тебя Хозяином, я научу тебя Гимнам Экстаза. У Порядка такой власти нет. Она не в силах ступить дальше своих сундучков. Всё, всё на свете может стать твоим. Я кажусь тебе уродливым? Знай же, что все красоты мира таятся во мне, и все они могут тебе открыться в нежданный миг. Я — спонтанность, творчество, вдохновение, внезапное удовлетворение неведомых желаний.

»
— Самопредставление Хаоса.
    • Что же до второго тома, там Хаос преображается из старикашки в Зверя, а Порядок… Вы удивитесь:
«

Перед Краеугольным Камнем стояла Леди Порядок… В одеждах цвета слоновой кости, расшитых серебром, она была прекрасна и светла, словно богиня. — Ты пришла, — безмятежно проворковала она. — Теперь ты будешь служить мне. Лизбет захлестнуло волной могущественной силы — совершенной энергии Порядка, гармонией тиканья часов, чудом вращения планет… — Лизбет! — зазвучал вдруг голос в сознании девушки. — Не беги от меня. Я — Порядок и Покой, я — конец страданий. Останься со мной в Доме, и я сделаю тебя такой же, как я сама — неизменной, несравненной, совершенной. Мы покончим со смертью и печалями. Всё будет подвластно прекрасному плану. Ты увидишь, каково твоё могущество. Если ты покинешь Дом, ты погибнешь, а здесь ты никогда не познаешь смерти. Отдайся мне, и я подарю тебе всё, о чем ты мечтаешь.

»
— Аналогичная речь Порядка.
  • Ярослав Смеляков, «Хорошая девочка Лида» — рыжий пройдоха апрель.
  • Сетевой писатель Чак Тингл часто рисует в своих произведениях различные антропоморфные персонификации, например, социоэкономических последствий Брексита. Как правило, они трахают протагониста в задницу. Нет, это не шутка.
  • Автор правки в школьные годы сочиняла истории о Городе Физических Явлений, населённом, собственно, физическими явлениями, в частности, такими колоритными персонажами, как Конвекция, Диффузия и Адиабатный процесс.
    • А автор этой сочинял про английский (Но не записывал. Может, и к лучшему). Помогало понять некоторые правила.
  • Сергей Есенин, в половине его стихотворений (если не больше) встречается данный троп.

Кино[править]

  • «Айболит-66» — не без пародийности: «Я Ветер, я Ветер, я грозным бываю…»
  • «Честное волшебное», Огонь (Махмуд Эсамбаев). Мутирует, проходя через несколько стадий, и если на первой (полностью послушен человеку) и последней (безжалостная стихия в страшной маске) он немой, то на промежуточных радует песнями о своём текущем характере: «Я ужасен, я опасен, обожжёшься только тронь, как прекрасен — красен — красен разгулявшийся огонь».
  • «Волшебник Изумрудного города» 1994 г. Антопоморфный Ураган — своеобразное самоцитирование сценариста Вадима Коростылёва, автора обоих предыдущих примеров.
  • «Мария, Мирабела» — фрейлины Лесной феи Зима, Весна, Лето и Осень.
  • «Алиса в Зазеркалье» 2016 г. — Время. Интересно, что некоторые его обязанности похожи на обязанности Смерти из «Плоского мира» — в частности, он хранит часы, отсчитывающие время живущих людей. Часы покойных прекращают свой отсчёт. Что вполне закономерно, так как оба персонажа базируются на близких и отождествляемых персонажах фольклорной и книжной английской традиции.
    • Персонаж, можно сказать, взят из канона: его упоминают во время Чаепития в книге «Алиса в Стране чудес».
  • «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча: нищенка («ведьма») с заднего двора закусочной — аллегорическое воплощение страхов и разочарований Дайаны Сэлвин в собственной жизни.
  • «Седьмая печать» Ингмара Бергмана — Смерть.
  • «Переход» с Аленом Делоном — тоже Смерть. Желает убить всех человеков.
  • «Последний киногерой» — и тут Смерть есть (причём та самая из «Седьмой печати», вытащенная из своего фильма). Этот вариант — законопослушный и нейтральный.
  • «Новые приключения Билла и Теда» — ну и здесь Смерть один из центральных персонажей.
  • «Большой переполох в маленьком Китае»: прислужники Ло Пэна — Ветер, Гром и Молния.
  • «Приключения Арслана»: прислужники ГлавГада, при помощи которых он держит народ в повиновении — Голод и Страх.
    • А герои ищут добрую волшебницу Совесть. Показан флэшбек, как за какой-то девушкой в белом платье гнались означенные выше монстры… А потом Кара-Шах (скорпион-оборотень) говорит, что спрятал в шкатулку Камень Справедливости. И хотя спрятать людскую совесть невозможно, без справедливости Совесть бессильна.
  • «Сказка странствий» — Чума, предстающая в облике то нищенки, то богатой путешественницы.
  • «Кеома», спагетти-вестерн с Франко Неро в главной роли — за героем следует Смерть в виде старухи, которая спасла его в детстве, когда было истреблено индейское племя, и теперь не хочет забирать его жизнь.
  • «Призрачная красота» с Уиллом Смитом: там на персонификации трех явлений — Любви, Смерти, Времени — построен весь сюжет и один из финальных твистов. Главный герой, страдая по погибшей дочери, пишет письма, но не живым людям, и не умершей дочери, как еще можно было подумать, а этим трем явлениям. Его друзья решают оригинально справиться с проблемой… Дальше рассказывать не буду, советую посмотреть.

Телесериалы[править]

  • «Андромеда» — аватарами женского пола обладают чёрная дыра (!), все звёзды и Дух Бездны. Трэнс Джемини, постоянный персонаж сериала, является персонификацией солнца Тарн-Ведры. Также есть аватары у космических крейсеров того же класса, что и «Андромеда» — связанные со своим «основным телом» андроиды.
  • «Флэш» — Барри Аллен, повторив эксперимент, который дал ему суперскорость, попал в другой мир, где общался с силой скорости, принимавшей облик его родных.
  • «Голова Германа» — сериал, задолго до «Головоломки» показавший, что творится у человека в голове. Интеллект, Страх, Сострадание и Желание воплощают разные стороны личности главного героя Германа. Желание, например, представлено шумным толстяком, а Интеллект — интеллигентом в очках.
  • «Красный карлик»: Уверенность — антропоморфное воплощение мутировавшей пневмонии.

Мультфильмы[править]

(link)

День и Ночь
  • «История с единицей»: если так подумать, то Единица — воплощение детских страхов Барабанова. Она шантажирует его, что расскажет всем о том, как тот пытался стереть её в дневнике (а значит, в классе его предадут осуждению, родители отругают/разочаруются в нём и т. д.). А возможно, Единица — это вывернутый наизнанку образ самой учительницы (которая точно так же внушала мальчику мысль о «неисправимости»; такой себе педагог, а по нынешним меркам так вообще кошмарный).
  • «Головоломка»: Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх — персонифицированные эмоции, управляющие человеком. У них даже специальная панель управления есть.
  • «Сестрички-привычки» — Канителька, Неряшка и Капризулька.
  • «Ночь Рождения» — Ночь.
  • «9»: в оригинале девять кукол — это персонификации различных черт создавшего их Учёного. Например, 5 олицетворяет доброту, а 8 — прямолинейную грубую силу. В русской версии куклы олицетворяют собой 9 разных людей, включая Учёного.
  • «На порог мой села сказка» — Сказка в виде прекрасной волшебницы верхом на лошади. А также «псевдолавкрафтианские» Ветра Хаоса.
  • Короткометражка «День и Ночь».
  • «Здоровье начинается дома» — Болезнь в облике старика-колдуна, чем-то похожего на Ковекса из Big Muzzy.
  • «Ваше здоровье» — Здоровье главного героя. Сначала бодрый подтянутый парень, похожий на хозяина, потом, когда герой начал пить и курить — зелёное, измождённое, несчастное существо. Добивает бедолагу попытка самолечения.
  • «Ох и Ах» а также их соседи, Ой, Эй, Эх, Ай-яй-яй — персонификации эмоционального смысла этих междометий.
  • «Чернокожие» от Ральфа Бакши — Мисс Америка, персонификация США.

Мультсериалы[править]

  • «Атомный лес» — Природа. Обычно выглядит как зеленоволосая девушка в бикини, но может принимать любой облик.
  • Самые поздние серии «Вуди Вудпекера» — опять Природа, укоряющая Вуди за лень (а иногда и наказывающая). Выглядит как хорошенькая фея с крылышками и в розовом платье.
  • «Ужасные приключения Билли и Мэнди» — Смерть (Grim Reaper). Здесь он вынужден быть у Билли и Мэнди за друга (по факту — раба) и выполнять любые их прихоти.
  • «Время приключений» — Смерть и Жизнь, за которой он ухаживает.
  • «Команда спасателей Капитана Планеты» (или просто «Капитан Планета») — Gaia — в зависимости от перевода Гея либо Гайя — собственно, дух-воплощение планеты Земля.
  • Star vs. the Forces of Evil — Отец Время.
  • «Смурфики» — мать Природа и отец Время.
  • My Little Pony: Friendship is Magicедва ли антропоморфная, но персонификация забавного бреда и трикстерстваДискорд. Потому что когда он решил кардинально измениться, то чуть не самоуничтожился.
  • (link)

    «Страна троллей»
    «Страна троллей» — братья Гром и Молния. В настоящем облике выглядят как грозовая туча и что-то вроде шаровой молнии соответственно. Когда превращаются в людей, то Гром — рыжий бородач в фиолетовом плаще, а Молния носит «хвост» и одет в синих тонах.
  • «Масяня», выпуск 141 — повсюду преследующая главных героев Политика, толстая и зелёная.

Комиксы[править]

  • Fables богат на примеры:
    • Надежда.
    • Тьма.
    • Северный ветер (кажется лишним в списке, но это ветер всех миров), а также ещё три ветра.
    • Времена года. Зима даже родила ребёнка от Джека (который, кстати, трикстер).
    • Смерть в истории всё того же Джека.
  • The Sandman повествует о семье антропоморфных персонификаций: Судьба, Смерть, Сон, Сокрушение, Страдание, Страсть и Сумасшествие. Позже выясняется, что персонификации есть и у звёзд.
  • Вселенная Marvel — Вечность, Бесконечность, Смерть, Забвение и некоторые другие абстрактные сущности.
    • Не совсем антропоморфные и даже не совсем персонификации. Изначально, это — абстрактные явления, которые для проявления себя во Вселенной пользовались услугами живых фракталов, которые создавали им материальные манифестационные тела в обмен на кусок сущности (любого размера, но совершенно незначительный для абстракции). При этом абстракции универсальны и едины для всего Мультиверса, но тела разные. То есть, например, Вечности в каждой вселенной и Мульти-Вечность для всей мультивселенной — это одна абстракция, но М-тела разные. После реткона проявляются в так называемой абстрактной плоскости, где существуют только метафоры.
    • Всевышний здесь является персонификацией… комиксистов и порой появляется в комиксах с их внешностью.
      • Фанатская теория: Всевышний появляется в фильмах по комиксам как… Стэн Ли.
    • С прикрученным фитильком: Капитан Америка персонифицирует идеи американской мечты, демократии и борьбу за свободу. Его архивраг Красный Череп, в свою очередь, персонифицкация тоталитаризма во всех его проявлениях.
  • Вселенная DC: у смерти две антропоморфные персонификации. Злая — монстр Некрон, по совместительству глава Корпуса Чёрных Фонарей, и добрая — симпатичная и милая готесса Ди-Ди, она же Смерть из The Sandman.
    • Чёрный Флэш — аспект смерти для спидстеров.
    • Чёрный Гонщик — аспект смерти для богов.
    • Единый Бог, точнее четыре основных его аспекта — Рука (создавшая мир), Присутствие (во всех вещах), Источник (всего в мире) и Глас (аспект, который чаще всего проявляет себя в комиксах, разговаривая с персонажами) — персонификация авторов комикса. А Овервойд, бесконечное пустое белое пространство — одновременно персонификация акта творения (т. е. это белый лист, на которой автор создаёт историю) и ВНЕЗАПНО читателя, как первичного и верховного наблюдателя за творением.
    • У каждого цвета Эмоционального Спектра есть неантропоморфное воплощение, которые появились в тот момент, когда первое существо во вселенной что-то почувствовала.
      • По порядку — Мясник для красного цвета ярости[3], Офидиан[4] для оранжевого цвета жадности, Параллакс для жёлтого цвета страха, Ион для зелёного цвета воли, Атара для голубого цвета надежды, Прозелайт для синего цвета сострадания, Хищник для фиолетового цвета любви. Воплощения жизни и смерти стоят отдельно — Белая Сущность дала всему белый цвет жизни, а воплощение чёрного цвета смерти — Чёрная Рука, обычный в прошлом смертный с Земли.
    • Капитан Наци — в очередной раз вернувшись после того, как его, казалось бы, уничтожили окончательно, недобитый нацист в ответ на удивление противника заявил, что уже давно из суперсолдата превратился в воплощенную персонификацию национал-социализма и поэтому не может умереть, пока в мире есть хоть кто-нибудь, кто поддерживает эту идеологию.
  • «Nichtlustig»: тут тоже есть Смерть, у неё даже имеется пудель.

Веб-комиксы[править]

(link)

CountryBalls
  • «Countryballs» — страны в виде говорящих шаров, покрашенных в цвет их флага, с нарочито коряво нарисованными глазами и иногда ртом. Иногда — области стран, народы и т. п.
    • «Scandinavia and the World» — те же кантриболы, но в виде человечков.
    • Кстати, идею Кантриболлов часто переносят со стран на какие-нибудь другие объединения. Например, есть аналогичные комиксы о планетах Солнечной системы. А SCPшники в подобной форме описывают непростые взаимоотношения между связанными организациями вселенной Фонда [1].
  • «Некромантийя» — Саурон, бессмертное антропоморфное воплощение человеческой глупости.
  • «Секс, Насилие, Рок-Н-Ролл» — аллегорические клоны, искусственные антропоморфные персонификации различных понятий, включая троицу, вынесенную в название, и собственно «аллегорию».

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon: Мудрец, он же Дух Смерти.
  • Hetalia: все главные герои — персонификации одноимённых стран.
  • Black Butler: шинигами, конечно! И Гробовщик иже с ними.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica: Закон Цикла, уничтожающий волшебниц, прежде чем они превратятся в ведьм (Мадока, благодаря своему желанию ставшая персонификацией этого самого закона).
  • Х. Хасэгава «Мир компьютеров в вопросах и ответах». Очень много таких, от программы-мамы (мамаша с малышом-компьютером) до всевозможных процессов, происходящих в компьютере. Через раз с прикрученным фитильком — человечки показывают аналоги процессов из области, которая не связана с компьютерами (посещение бара, управление вкладом в «старорежимном» банке, строительство домика из кубиков и пр.), или показано, как маленькие человечки физически управляют механическими элементами компьютера (очень ярко в главе про принтеры). Есть даже два маленьких гоблина в колпачках, которые устраивают помехи в сети!
  • «Чайка с гробом»/Hitsugi no Chaika: автор при выборе имён и создании образов персонажей явно вдохновлялся автопромом.
    • Разве это не просто фирменная фишка у Сакаки Ичиро? В Scrapped Princess он использовал в именах оружейную тематику (ЧеЗет, Касулл, Штайр) без особой связи.
  • Ore no Ie ga Maryoku Spot datta Ken — Sundeiru dake de Sekai Saikyou — 60-летний дом ГГ имеет свою прокси в виде милой девушки Сакуры, которой еще дед его прочищал дымоход и засаживал в чердак и подвал (серьезно, прокачать свой дом тут можно, только буквально, кхм, поимев проблем его). А в новом мире она на голом месте с помощью особой домовой магии мутит ему электричество и водопровод — жаль, ГГ Интернет не додумался попросить.
  • Upotte!! — персонификации оружия.

Видеоигры[править]

  • Серия The Sims: Смерть — это вполне себе дружелюбный персонаж, которая просто делает свою работу. А также может поужинать с вашими симами или поиграть в видеоигры.
  • BioShock Infinite: на пропагандистских плакатах можно часто видеть персонификацию Колумбии в виде женщины, отвергающей не-англосаксов, больных детей и других «врагов».
  • Disciples: в первой части, играя за нежить, можно призвать реальную смерть с косой. Во второй части это существо переименовали в Танатоса (то есть бога Смерти), а Смерть (на этот раз с серпами) — одна из веток развития магов.
  • Мод «Альтернатива» для S.T.A.L.K.E.R.: Зона не без помощи игрока персонифицируется в женщину. Под это подводится целая философия о женской сущности Зоны и её отношениях со сталкерами на принципе баланса любви и ненависти. Кстати, единственная хорошая концовка — влюбиться в другую девушку и улететь с ней из Зоны.
  • Freedom Force vs the Third Reich: в конце игры совершившая гамбит Танатоса Алхимэсса оказывается неизвестно где, в компании существа, называющего себя Энергией X.
  • The Suffering: монстры — антропоморфная персонификация пыток и казней. Например, швыряющийся шприцами с ядовитой дрянью уродец олицетворяет смертельную инъекцию, а сгорбившийся под тяжестью груды огнестрельного оружия солдат с повязкой на глазах — расстрел.
  • Touhou: каждая фея появляется на свет из определённого аспекта природы и неразрывно связана с ним. К примеру, Лили Уайт — воплощение весны.
  • Theme hospital: случайную смерть символизирует вполне антропоморфное туловище в балахоне и с косой.
  • Вселенная The Elder Scrolls. Как обычно, вывих мозга. Например, персонификация времени, он же бог-дракон времени — это Акатош, Алкош, Ауриэль, Аури-Эль, Ака-Туск, Бормах, Алдуин и многие другие сущности в разных культурах и мифологиях. Все они являются как бы одной и одновременно разными сущностями, которые могут даже строить друг другу козни. А Тош-Рака — вообще просветлённый акавирец ка по’тун. Все боги-драконы — это осознавшая себя душа сущности аурбиса (т. е. мироздания) Ануиэля (он же Всесоздатель скаалов и Акел редгардов), которая видоизменялась и осознавала себя по разному в разных культурах, следуя принципу Мифопеи. Ануиэль и другие его имена-сущности — это, в свою очередь, осознавшая себя душа Ану, абсолютного первородного порядка. Кроме всего этого, Акатош — это ещё и планета-план бытия, на которой он живёт и которая является его же телом.
  • В лоре Mortal Kombat есть не только бог Райден (Гром, Громовник), но и две его служанки-телохранительницы-любовницы — низкоранговые богини Wynd, она же Kaze (Ветер) и Rayne, она же Ame (Дождь). В комиксах они появляются лично.
    • Позже появляется бог Фудзин (опять-таки Ветер). И полубог Rain (навороченный бастард одного из настоящих богов), понторез, тщетно косящий под антропоморфную персонификацию водной стихии, но и магии воздуха не чуждый, с его-то призываемыми с небес молниями.
  • Peace, Death! — в этой игре начальницей протагониста выступает та самая Смерть, а сам протагонист — тоже Смерть, но помельче. Война, Чума и Голод также присутствуют.
  • Линейка «Darksiders» — а вот тут аверсия. Всадники Апокалипсиса: Раздор, Ярость, Война и Смерть, бесспорно, представляют из себя невероятно могучих существ, с силой коих вынуждены, скрипя зубами, считаться даже Рай и Ад, но персонификациями данных явлений всё же не являются. Но вот Абсолом — такой же, как первые четверо, нефилим, долгое время считавшийся мёртвым (а точнее, как и все прочие нефилимы, убитым), персонификацией вездесущей Порчи так-таки стал (а если точнее, он-то её и породил), едва не устроил вселенной кранты и остановить его смогла… вернее, смог, только, собственно, Смерть.
  • Серия Silent Hillс прикрученным фитильком: далеко не все монстры в играх серии являются антропоморфными, но все они служат персонификациями страхов, подавленных желаний и прочих негативных эмоций персонажей.
  • Pokémon — не антропоморфными, однако персонификациями являются некоторые легендарные покемоны. Диалга (время), Палкия (пространство), Зирнис (жизнь и созидание), Ивелтал (смерть и разрушение), Солгалео (Солнце), Лунала (луна), Некрозма (свет и тьма).
  • Mortal kombat:местные боги:Рейден-гром, Фуджин- ветер и Шиннок-смерть.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: трагическая история Авенджера (он же зороастрийский бог зла Ариман), из которого ещё при жизни намеренно сделали персонификацию Всего Зла Мира, — потому что если всё Зло представляет один человек, то остальные как бы и ни в чём не виноваты. После смерти же его образ исказила вера людей, и он действительно стал персонификацией Всего Зла Мира.
    • Там же собственную личность имеет… Мир. Причём не одну, а сразу две: Гея представляет стремление мира к самосохранению, а Алайя — его любовь к человечеству.
  • Monster Girl Quest — богиня Илиас и Тёмная Богиня как персонификации Света и Тьмы. А также Четыре Духа как персонификации четырёх стихий.
  • Her Tears Were My Light — все персонажи являются живыми воплощениями разных аспектов Вселенной, а именно Пространства, Времени и Пустоты.

Настольные игры[править]

Музыка[править]

  • Эдуард Хиль, «Зима». Зима живёт в лесной избушке и активно занимается хозяйством.
  • «Разговор со счастьем» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Автор правки очень долго была уверена, что «счастьем» герой зовёт свою возлюбленную, и в упор не видела первого смысла песни.
  • Часто упоминается человекообразная Смерть.
    • Например, «Ария» — «Там высоко…» В песне главный герой просто встречает свою Смерть, а в клипе она к нему приходит в образе маленькой девочки (причём одновременно является дочерью Жизни).
    • Король из песни «Генрих и Смерть» группы «Король и шут» ухитрился поиграть с Костлявой в шахматы.
    • А главный герой сплиновской «Она была так прекрасна» вообще попытался флиртовать со Смертью в облике красавицы, но был отшит.
    • «Наутилус Помпилиус» — «Иван Человеков»: «он увидел, как из люка таращится смерть, / и понял, что завтра умрёт». Также есть Смерть в очень старой и забытой песне «Свидание».
  • «Как, скажи, тебя зовут… И она ответила: — Победа!»
  • Владимир Высоцкий:
    • «Две судьбы» (Жил я славно в первой трети…) — поистине лавкрафтианские образы.
    • «Баллада о Правде и Лжи». На Правду даже протокол составляют.
    • «Я несла свою беду по весеннему по льду…» (кроме самой Беды, там ещё Молва, Слухи и Кривотолки).
  • Александр Розенбаум, «Вальс-бостон» — «На ковре из жёлтых листьев в платьице простом / из подаренного ветром креп-де-шина / танцевала в подворотне осень вальс-бостон».
    • Его же «Три сестры» — «Жили-были три сестрицы: Зависть, Подлость и Бездарность — друг без друга не могли ни есть, ни спать…»
  • Льюис Льяк — «Cançó d’amor a la llibertat»: «Свобода, дама в цепях, которая ждёт нас».
  • Ayreon — «The Human Equation»: помимо персонажей-людей (Я, Жена, Лучший Друг, Отец) сразу семь персонификаций эмоций: Страх, Разум, Любовь, Страсть, Гордость, Боль и Гнев.
  • «Браво», «Король „Оранжевое лето“» — «Король „Оранжевое лето“, / голубоглазый мальчуган!».
  • «Порнофильмы», «Русский Христос» — собственно, сам образ Христа, как аллегория на современную Россию.
  • Екатерина Семёнова, «Июнь Июльевич Август» — лето в образе волшебника из детства.
  • Песни на стихи Михаила Пляцковского
    • Александр Калягин, «Если добрый ты». Песенка Кота Леопольда. «Дождик босиком по земле прошёл, клёны по плечам хлопал».
    • Валентина Толкунова, "Сказки гуляют по свету".
    • ВИА «Лейся песня», «Рыжая метелица». «Ради нас надела осень лучший свой наряд/Пляшет разудалая, заводная, шалая».
    • Клавдия Шульженко, «О чём шептал мне старый сад».

Прочее[править]

  • Аллегорические живопись и скульптура, бывшие популярными вплоть до XIX века. Что угодно могло иметь антропоморфную персонификацию: свобода, химия, философия, Англия, электричество. Желательно — в виде красивой женщины, частично или совсем обнажённой.
  • Картина «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа. Полураздетая девушка с флагом республиканской Франции в руке — персонификация свободы.
  • «Правосудие и божественное возмездие, преследующие преступление» Пьера-Поля Прюдона. В роли Возмездия — богиня Немезида, в роде Правосудия — Фемида (только зрячая и похожая на ангела), в роли Преступления — Каин, убивший Авеля и удирающий с места преступления, пардон за каламбур.
  • Родина-мать в Советском Союзе. Сама большая скульптура — в Волгограде (52 м).
  • Дядя Сэм — высокий и худощавый седой джентльмен с козлиной бородкой, во фраке и цилиндре цветов американского флага. Несколько менее известна Америка — типичная красавица в звёздно-полосатом платье.
  • Джон Буль — коренастый невысокий мужчина с красным лицом и рыжими бакенбардами, одетый в сюртук и котелок. Олицетворяет английский народ.
  • Французская карикатура «Раздел Китая великими державами» изображает Францию в виде женщины, носящей фригийский колпак с кокардой цветов национального флага.
    • Это Марианна - символ Франции. И в отличие от вышеперечисленных, гораздо больше почитаемая - во Франции её скульптура устанавливается во всех учреждениях органов власти. Её изображение присутствует на гос. печати Франции. Так-же, до введения евро, её изображение размещалось на французских деньгах.
  • «Памятник детям — жертвам пороков взрослых» в Москве. Невежество изображено как антропоморфный осёл во фраке, а Пьянство — как тучный человек с чашей в руке, верхом на бочке со спиртным[5].
  • Персонификации на древнеримских монетах.
  • Французскому филиалу Фонда SCP достался аж целый генератор подобных аллегорий, который способен вызвать неведомо откуда антропоморфную персонификацию чего угодно, от Итальянской кухни до Скуки (перевод на русский доступен здесь).

(link)

Закон подлости
  • Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма (впрочем, у самого автора Манифеста нет ни слова о его антропоморфности, да и не персонификация он, а скорее воплощение страхов всех властей)!
  • Крепкий алкогольный напиток абсент — «Зелёная фея».
  • Как бы выглядели страны мира, если бы были женщинами: Россия большая, Лихтенштейн маленький, Беларусь сидит на картофельной диете, ЮАР солит еду из двух океанов, Англия любит историю, Грузия — гостей, Япония — мультики, Ирландия — свободу и виски…
  • ОС-тан. Работы с имиджборд были довольно разнообразны: корпоративная ОС — заучка, расходует много памяти — толстая и с тарелкой… Взято на вооружение компаниями-разработчиками и стало несколько более уныло.
  • Жанр фанфикшена «Персонификация».

Примечания[править]

  1. Лихорадками в народе в старину называли что угодно, от гриппа до сифилиса.
  2. Есть мнение, что это просто был глупый Мор. Автору правки попадался комикс, в котором этот всадник апокалипсиса успешно геноцидит современное человечество… посредством компьютерных вирусов.
  3. Более не существует, Атроцитус пытался пробудить новую сущность.
  4. Он же Змей-искуситель.
  5. Впрочем, многие считают, что из-за этого полёта фантазии памятник получился скорее не детям, а собственно порокам. Или не «получился», а изначально хотелось сделать скульптурную босхиану — но на Босха денег не дадут, а вот на кричащее название с модной детозащитной темой дали.