Мумий Тролль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Мумий Тролль» — советская и российская рок-группа родом из Владивостока. В 1990-е произвела настоящий переворот в тогдашних представлениях на постсоветских пространствах о рок-музыке (да и поп-музыке тоже), очень повлияв на здешнюю музыкальную сцену в целом. Однако же, обо всём по порядку…

История[править]

«Кот кота (Вот и вся любовь)», 1997 год. Именно этот клип лучше всего отображает всю суть тогдашнего «Мумий Тролля»: бессвязный текст со время от времени выныривающими эротическими образами и гламур, гармонично сочетающийся с «фу, какая гадость!». А знаменитый «Утекай» тут тоже будет, но дальше по течению.

Итак, в далёком 1981 году обычный советский школьник Илья Лагутенко из Владивостока основал рок-группу, которая на тот момент называлась «Boney P». В течение следующих пары лет в группе менялись стиль, состав и названия, но в итоге за ней закрепилось имя «Муми Тролль». Группа пацанов возрастом по 14-15 лет записала первый альбом под названием «Новая луна апреля» и в родном «Владике» стала весьма популярна среди молодёжи. Чего уж там, «Муми Тролль» неоднократно упоминали в своих текстах другие владивостокские музыканты (в положительном ключе), да и в советской рок-энциклопедии ей было уделено внимание. Впрочем, спустя несколько лет Лагутенко отправился на три года служить на флот, а выпущенный по возвращении в 1990 году второй альбом, «Делай Ю-Ю», несмотря на заметное расширение штата музыкантов, не имел успеха — от группы ожидали повторения первого альбома, а не мрачных, провокативных и тогда малопонятных публике тем. В общем, группа немного ещё поиграла, тогда же переименовавшись в «Мумий Тролль», да и благополучно зачахла, а музыканты разбрелись кто куда. Лагутенко, в частности, отучился на китаеведа, а потом работал переводчиком в Лондоне.

Аж в середине девяностых Леонид Бурлаков (друг Ильи, написавший для «Муми Тролля» многие песни, а также немного игравший на бас-гитаре), убедил Лагутенко, было уж разочаровавшегося в идее снова заняться музыкой, попробовать воскресить «Мумий Тролль». Бурлаков занял место продюсера, из старого состава удалось заинтересовать возрождением группы гитариста Алика Краснова, остальной состав доукомплектовали сессионными музыкантами, и на личные сбережения Бурлакова (фактически рискнув на все деньги) группа записала альбом «Морская» с новыми и старыми песнями. После нескольких неудачных попыток в следующем году альбом удалось-таки «впихнуть» российским медиа, поначалу не желавшим брать такой непонятный материал, и… успех был невероятен, к тому же Лагутенко его быстро подкрепил (даже несколько поторопившись, о чём сам потом немного жалел), припечатав следующим альбомом, названным «Икра», уже с новым творчеством — повторно вынесшим мозг поклонникам.

Во своё второе пришествие «Мумик» произвёл самый настоящий переворот в российской музыке, этакий «эффект разорвавшейся бомбы». В стиле Лагутенко было эпатажным вообще всё! Тексты песен, часто малопонятные, а если и понятные, то с неожиданными метафорами и, местами, с явным провокативным сексуальным подтекстом. Довольно непривычный для тогдашней постсоветской сцены музыкальный стиль, который не могли отнести ни к року, ни к попсе, пока Лагутенко не примирил ломающих копья, сказав, что это такой новый стиль — «рокопопс». Вокал, заставляющий усомниться в видовой принадлежности вокалиста; его же мимика — жутковато-завораживающая улыбка и привычка примерно в такой же манере таращить глаза. Все эти ужимки и кривляния на сцене, необычная на то время причёска и манера одеваться. Да вплоть до уклончивого блуждания вокруг темы того, правда ли он той ориентации, какой кажется. В общем, мало кого возникновение такого чудища на российской рок-сцене оставило равнодушным — одни от «МТ» были восторге, у других же он вызвал сильную неприязнь.

В то время группа вообще агрессивно-отчаянно захватывала внимание публики, восхитительно-безумным выглядело всё, начиная от концертов и завершая планомерной раскруткой эфиров ротацией песен и клипов, а также бомбардировкой кассетных прилавков синглами. В итоге группа стала настолько популярна, что неожиданно даже для самого Лагутенко стремительно превратилась в мастодонтов русского рока. Пиком тогдашней популярности стал альбом «Точно ртуть алоэ», после которого группа закрепилась во звёздном статусе (к тому же, как раз данный альбом был сыгран уже «золотым составом», долгое время таковым и остававшимся). После него группа немного успокоилась и продолжила выпускать альбом за альбомом, время от времени экспериментируя с музыкой, делать саундтреки к разным фильмам (см. ниже), в том числе и участвуя в них в качестве камео. В 2001 году поучаствовала от РФ в «Евровидении», где заняла двенадцатое место с песней «Lady Alpine Blue» (переведённая на английский «Обещания»). В 2008 году «МТ» взял паузу в альбомной деятельности, хотя продолжил изощряться в плане концертов, в 2011 году побив рекорд РФ в номинации «концерт музыкальной группы, проведённый в двух географически самых крайних (Запад-Восток) городах России в один календарный день» (утром концерт был дан в родном Владивостоке, а вечером группа долетела до Калининграда и дала там ещё один концерт). Да чего уж там, они даже в кратере вулкана концерт в том же году отыграли!

В 2013 «Мумик» вернулся к написанию альбомов и время от времени выдаёт их по сей день, хотя в группе сов ременем начались разброд и шатания в виде ухода участников «золотого» состава. Концертную деятельность группа приостановила в марте 2022 года, сопроводив заявление об этом хэштегами «нет войне» и «дайте миру шанс».

Дискография[править]

Раннее[править]

«Новая луна апреля», клип 1986 года. Бисёнэн Лагутенко (даже ещё почти не мяукающий) и корявый видеоряд с невозбранным использованием фрагментов какого-то мультика.

Многие песни с этих альбомов были перезаписаны и вошли в альбом «Морская», сборник «Шамора», а также в те версии альбома «Икра», где были бонус-треки. Сами ранние записи официально не переиздавались, но были просто оцифрованы и выложены в Интернет. Качество сами представляете какое, особенно у «Ю-Ю», но кому-то может быть интересно послушать, как изначально звучали знакомые песни (местами даже текст отличается) и познакомиться с забытыми раритетами.

  • 1985 — «Новая луна апреля». Магнитоальбом, записанный школьниками, ставший хитом Владивостока и даже на ровном месте вызвавший недовольство цензуры (в песне «Новая луна апреля», которой не верит лирический герой, усмотрели критику… тогдашнего апрельского съезда ЦК КПСС). Примерно половина песен была перезаписана через много лет, но и остальные в интернете доступны. В тогдашней версии хотя бы понятно, что именно не позволяет сделать герою песни чей-то широкий зад в песне «Девочки эмансипэ» (сесть в трамвай), а то в переиздании на альбоме «Шамора» 1998 года Лагутенко в этой строчке начинает смеяться, и текст становится неразборчивым.
  • 1990 — «Делай Ю-Ю». Тоже магнитоальбом, записан по возвращении Ильи со службы на флоте. Во Владивостоке успеха не получил — для тогдашнего рока песни были недостаточно протестными, а публика, ожидавшая от «Муми Тролля» такого же незамысловатого творчества, как и пять лет назад, была шокирована чернухой про безглазого солдата, малопонятными попытками в философический угар, а также лезущей отовсюду околоэротической тематики то про полковника без штанов, то про старушку-лесбиянку. В любом случае, почти все песни были переизданы в 1998 году на той же «Шаморе» и в этот раз публике понравились.

Номерные альбомы[править]

Вот этой песней Лагутенко и растерзал тогдашние представления о рок- и поп-музыке, примерно так же беспощадно, как уничтожил прическу бедной модели.

  • 1997 — «Морская». Та самая «разорвавшаяся бомба». Часть песен написана в 90-е, другая — перезаписанные хиты времён из магнитоальбомов.
  • 1997 — «Икра», по сути продолжение взрыва альфы, только уже со свежими песнями, несколько старых хитов есть, но как бонус-треки.
  • 2000 — «Точно ртуть алоэ». Именно этот альбом был записан уже полностью «звёздным составом» (до того альбомы записывались с сессионщиками и, в некоторых песнях, с игравшим в группе в 80-е гитаристом Альбертом Красновым). Альбом был очень успешен, но нельзя не отметить, что именно тогда возник первый раскол фанатского сообщества — не всем пришлись по душе музыкальные эксперименты (да и лингвистические тоже — «словесная окрошка» тут местами зашкаливает, см. ниже), а также имидж Лагутенко, в те непуганные времена выглядевший вырвиглазно.
  • 2002 — «Меамуры». Довольно мягкий альбом по сравнению с предыдущими, состоящий из любовной лирики и вообще «девчачий», даже обложка у него розовая (вообще был и вариант с белой обложкой). Аранжировки стали богаче, а вокал Лагутенко — мягче, он скорее мурлыкает, чем мяукает. Поклонники опять раскололись — часть посчитала группу «опопсевшей».
  • 2004 — «Похитители книг». Саундтрек к одноимённому фильму. Фильм особо известным не стал, а альбом получился вполне себе неплохим. По настроению он в основном похож на предыдущий, но если воспринимать «Похитителей» как именно альбом, то он коротковат — песен с текстом тут всего восемь, остальное место занимают инструменталки и ремиксы. Мнения публики опять перетасовались, особенно с учётом того, что часть поклонников вообще не поняла, что это саундтрек к фильму.
  • 2005 — «Слияние и Поглощение». Возвращение к звучанию «Морской» и «Икры» на радость фанатам. Обласкан критиками, полюбился публике, хотя слабая раскрутка альбома в медиа не способствовала его популярности. Забавно, что при нумерации песен в альбоме после 8 идёт сразу 10 — что бы это значило, и не случайно ли получилось, вроде не объясняли.

Песня и клип времён «Восьмёрки». Мумик отрастил бороду не только в плане текстов и музыки, но и даже немножко физически.

  • 2007 — «Амба». Весьма минималистичный альбом, записанный чуть ли не в стиле «концерт в студии», и получившийся весьма себе классным (по мнению ряда критиков, лучшим в творчестве «МТ»).
  • 2008 — «8» (читается как «Восьмёрка»), двойной альбом. Выглядит как гранд-финал — после него группа решила не записывать новых альбомов и ограничиться концертной деятельностью. В принципе, не соврали — следующая запись, которую можно считать именно что альбомом, вышла аж через пять лет.
  • 2013 — «SOS матросу». Юбилейный альбом, выпущенный к тридцатилетию группы. Записан в ходе четырнадцатимесячного кругосветного путешествия на паруснике «Седов» — как на борту, так и в студиях всевозможных портовых городов. Слушабельно, по отдельности песни цепляют, но альбому заметно не хватает цельности, и создаётся впечатление, что он создан «для своих», которые знают, о чём песни (в одной из рецензий его очень удачно сравнили с чужим фотоальбомом без подписей к фотографиям), из-за чего переслушивать его целиком не всем было интересно. Многие заговорили о том, что «Мумику» стоило остановиться на «Восьмёрке». После этого альбома гитарист Юрий Цалер почему-то покинул группу.

Трип-репорт Клип «Кажется». Если отвлечься от кислотно-псилоцибинового видеоряда, можно услышать, как звучит «Мумий Тролль» времён «Пиратских копий».

  • 2015 — «Пиратские копии». Выглядит как попытка вернуться к корням, даже обложка подражает обложке «Морской». Музыка стала очень электронной, с упором на синтезаторы более чем когда-либо, что понравилось не всем — но, по крайней мере, альбом выглядит цельным. Мнения разделились — кто-то говорит, что без Цалера тем более пора уже завершать карьеру, для кого-то «МТ» наоборот снова стал тортом, а кому и «SOS матросу» нормально зашёл. К подарочному изданию альбома прилагается второй диск[1], содержащий сборник песен различных молодых китайских, японских и южнокорейских групп, в том числе несколько каверов на МТ, и перевод «Утекай» на китайский в исполнении самого Лагутенко.
  • 2018 — «ВОСТОК Х СЕВЕРОЗАПАД»
  • 2020 — «Призраки завтра»
  • 2020 — «После зла»

Интересно, что некоторое время Лагутенко повадился выпускать альбомы в нумерологически красивые даты — «Слияние и поглощение» вышло 5 мая 2005, «Амба» — 7 июля 2007, а «Восьмёрка» — 8 августа 2008. В 2006, правда, почему-то ничего выпускать не стал.

Разное[править]

  • 1998 — «Шамора». По сути, двойной альбом, для которого было перезаписано большинство старых песен с магнитоальбомов (Лагутенко даже местами делал свой голос юношески-звонким, чуть-чуть ускоряя дорожку с вокалом). Автор считает «Шамору» не альбомом, а сборником, хотя чем не альбом, песни-то были записаны заново и местами переделаны (например, в оригинале текст песни «Инопланетный гость» был длиннее).
  • Синглы в стиле «заглавная песня + ворох ремиксов + би-сайд». Ковровое бомбометание синглами было особо агрессивным перед «Точно ртуть алоэ», особенно с учётом того, что не все из них дошли до провинций, а стоили столько же, сколько альбом — в общем, за редкими песнями местами гонялись, переписывая у счастливых обладателей или подкарауливая в радиоэфире, чтобы записать. В дальнейшем такого упора на синглы уже не делалось — хотя бы потому, что стал доступен интернет. Сингл «Иди, я буду» уже тянет на мини-альбом, а «Призраки завтра» при такой же структуре уже гордо обозначен, как альбом.
  • Из концертных альбомов очень примечателен «Необыкновенный концерт в Гостином дворе, 25.11.2000». Его интереснее смотреть, но слушать тоже неплохо.
  • 2010 — «Редкие земли». Тут как с «Шаморой», только наоборот — Лагутенко засчитал это в номерные альбомы, но на самом деле «альбом» представляет собой сборник би-сайдов и саундтреков, записанных ранее с разницей лет так в 13.
  • Сборники старых хитов из разных альбомов в переводе на английский — потоки синглов в 2001—2002 и 2009—2012 годах, альбомы «Vladivostok» (2012) и «Malibu Alibi» (2016). Подгонка под западного слушателя, в случае старых песен — осовременивание. Та же «Lucky Bride» на «Невесту?» мало где похожа в плане текста.
  • Неоднократно группа участвовала в написании саундтреков к различным фильмам, мультфильмам и сериалам. «Похитители книг» был засчитан как альбом, ну а кроме него были «Азазель» (старинный романс Вадима Козина «Смейся, смейся громче всех»), «Параграф 78» («Scorpio Rising» совместно с Бреттом Андерсоном), «Маргоша» (песня «Фантастика» из опенинга), адаптация «Кунг-фу панды» и «Моаны» (в этих мультфильмах Лагутенко также озвучил, соответственно, мастера Обезьяну и краба Таматоа), музыка к мультфильму «Незнайка и Баррабасс» и прочее.

Состав[править]

  • Илья Лагутенко, без которого группа «Мумий Тролль» немыслима. Вокал, гитара, клавиши, тексты, музыка, кривляния, ужимки и прыжки. Кроме участия в группе, также неоднократно снимался в кино (в основном в качестве камео, но однажды даже сыграл роль вампира с ножницами), а также, как было сказано выше, пару раз озвучивал мультфильмы.
  • В «золотой» состав, сформированный для концертного тура в 1997 и игравший аж по 2013 год, кроме Лагутенко, вошли следующие трое:
    • Юрий Цалер — гитара, клавишные, саксофон, контрабас, бэк-вокал, а также музыка ко многим песням. В группу пришёл по совету Ильи Кормильцева, которому в то время давал уроки игры на гитаре. Кроме основной работы в «МТ» поиграл в качестве сессионщика много у кого — в частности, нередко участвовал в студийных записях и концертах Земфиры. В 2013 году «ушёл из этой банды первым», покинув «Мумий Тролль» по неназываемым причинам.
    • Евгений Звидённый, он же Сдвиг — бас, клавишные, ксилофон и, если учитывать магнитоальбомные времена, аккордеон. Знаком с «МТ» ещё с записи второго магнитоальбома, в котором поиграл в нескольких песнях. Кроме «МТ», играл также в куда менее известной владивостокской группе «Туманный стон». Покинул «Мумий Тролль» в 2016.
    • Олег Пунгин — ударные, клавишные. Пришёл в группу как очередной сессионщик, да так и остался по момент написания данной статьи (начало 2023 года).
  • В нынешний (на 2023 год) состав, кроме Лагутенко и Пунгина, также входят гитарист Артём Крицын, басист Павел Вовк и клавишник Александр Холенко.
  • Нельзя не упомянуть самый первый «звёздный» основной состав, с которым группа выпустила первый магнитоальбом — кроме Лагутенко, в состав «Муми Тролля» входили гитарист Альберт Краснов и басист Владимир Луценко (барабаны заменяла драм-машина). Ещё одним участником был Леонид Бурлаков, но в основном как текстовик. При возрождении «Мумий Тролля» в 1996 году Лагутенко с Бурлаковым хотели видеть в составе группы именно Луценко и Краснова, но первого эта идея не заинтересовала, второго же уговорили, он поучаствовал в записи «Морской», но в итоге, выбирая между участием в группе и своей высокооплачиваемой работой на родине, выбрал работу. Песня «Голод» на стихи Бурлакова и музыку Краснова с Луценко вошла в альбом «Икра».
  • А ещё пресс-атташе группы некоторое время работал знаменитый журналист и историк русского рока Алекандр Кушнир. Различные факты о раннем «Муми(й) Тролле» для нашей статьи взяты как раз из книги Кушнира «Правда о Мумиях и Троллях».

Что тут есть[править]

Вокруг самой группы[править]

  • А что, пусть будет! — само название группы. В поисках названия кто-то из друзей Ильи вспомнил про книжку Туве Янссон и предложил назвать группу именно так, а Лагутенко понравилось. Забавно, что сам он с книгами про Муми-троллей что тогда, что через пятнадцать лет, был знаком примерно так же, как братья Самойловы с творчеством Агаты Кристи — даже не ознакомился, но группу в честь книги назвал.
  • Глупая рифма — бывает в случаях, когда рифма вообще есть. Нет смысла придираться к мелочам типа глагольных рифм, которыми страдают очень и очень многие вполне уважаемые звёзды русского (и не только русского) рока (и не только рока), но под троп всё равно подходит шедевральная рифма «нашли / нашли» из песни «Лунные девицы». Рифма «двенадцать / восемнадцать» в песне «Грильяж» тоже великолепна. Кроме того, Лагутенко в своё время нередко рифмовал слова с междометиями, продавив педаль в пол в песне «Вечерний чай», где срифмовано «легко» и «ко-ко-ко-ко».
  • Говорить словесной окрошкой — «Мумика» в первую очередь знают именно за это наравне с кошачьим вокалом. Вообще «бредовость» текстов Лагутенко преувеличена — у него хватает песен со вполне понятным символизмом, да и даже без символизма есть. К тому же, переполненные хаотичными метафорами тексты были и до того много у кого, от Летова до Васильева. Но отчаянная атака из радио и телевизора на уши «цивильных» слушателей, для которых самыми сложными текстовиками были Таня Буланова и «Сектор Газа», запомнилась и стала притчей во языцех. О многие песни «МТ» времён «Икры» и особенно «Точно ртуть алоэ» и правда можно было вывихнуть мозг, пытаясь понять хотя бы, есть ли там вообще какой-то смысл, или автор берёт слова откуда-то из наркотического угара.

«Когда ты уйдёшь» с Необыкновенного концерта — переведённая «Ne me quitte pas» Жака Бреля.

  • Каверы.
    • Сам «Мумий» много чего чужого исполнял.
      • В новогодней программе «Старые песни о главном. Постскриптум» к новому 2000 году «Мумики» косплеили аж самих «The Beatles», исполнив песню «Twist and Shout», причём основную вокальную партию исполнял Цалер, а Лагутенко подмяукивал на фоне (попутно ухитрившись ввернуть в текст припев своей «С новым годом, крошка»). Ещё в какой-то из новогодних программ того же года прозвучал мумийтролльский взгляд на «Миллион алых роз».
      • «Восьмиклассница» и «Малыш» на «КИНОпробах» всё того же 2000 смотрелись, кхм, своеобразно, но стали одними из наиболее популярных песен в данном трибьюте (а о «Малыше» до того вообще мало кто и знал-то — песня сохранилась в домашних записях Марьяны Цой и до того официально не издавалась). А в трибьюте «Нау Бум» 2008 года ребята сыграли «Небо и трава».
      • Разное, по мелочи — от романсов Козина «Смейся, смейся громче всех» и «Если милой улыбки не стало» до уже многими перепетого хита конца шестидесятых «California Dreamin’» группы «The Mamas & the Papas» (переведённого как «Калифорния снится»).
    • Самого «Мумий Тролля» тоже каверили и продолжают каверить.
      • Иногда его песни исполняют друзья. К примеру, Земфира часто поёт на концертах «Дельфинов», а покойный Кузьма Скрябін записал украиноязычную версию «Моей певицы».
      • В 2011 вышел трибьют «Делай меня точно», где мумийтролльские хиты прозвучали в версиях начинающих исполнителей. Помнится, там поучаствовали в числе прочих «Pianoбой», «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки», «Обе две», «Сансара» и «Барто».
      • К альбому «Пиратские копии» прилагается бонусный диск с песнями различных восточноазиатских исполнителей. Среди прочего, тут есть и крайне милый кавер на песню «Дельфины» в исполнении корейской группы «Infinity of Sound» — на корейском, естественно, плюс строчка «Тонешь, тонешь, не потонешь, ты сломаешься однажды», старательно пропетая на русском. Хотя кроме этой строчки и упоминания дельфинов, текст ничего общего с оригиналом не имеет.
      • 2020 год — ещё один трибьют, «Карнавала нет. XX лет». Тут побывал кто угодно от опять «Сансары» до Монеточки и Ивана Дорна.
  • Игрофикация — в серии Heroes of Might and Magic со второй игры по четвёртую Илья Лагутенко регулярно становился героем фанатских карт, причём ядро его армии составляли, естественно, мумии и тролли. Противники — обычно другие звёзды российской эстрады (Земфира по понятным причинам может стать союзницей), прежде всего Егор Летов, который ненавидел творчество группы.
  • Красавица Икуку — не дивно с оглядкой на сказанное выше про окрошку.
    • Отчасти возникает из-за лагутенковского вычурного метафоризма, когда какое-нибудь слово выскакивает там, где его не ждут. «Разберись, где время» в «Забавах» (на самом деле «Лязги, визги, время»). Наслушавшись такого уже начинаешь ожидать подвоха там, где его нет и слышать «Ну а теперь умри» вместо «Ну а тебе — рубли» («Роза Люксембург»).
    • Из-за странно проставленных акцентов на словах в тексте — например, в строчке «…мне показалось, что ТЕ малыши ревут» явно слышатся какие-то ревущие демонши (песня «Парк»).
    • По хитрому замыслу автора — «И знаем, и нет» в «Сайонара диско» явно произнесено так нарочно.
    • А бывает даже просто из-за разницы в возрасте публики — песня «Бит-Бум» была написана давным-давно и ко времени, когда она стала популярна, молодняк не очень понимал фразу «и для Внешторга чек» и слышал там «и для смешной ваще» или что-нибудь подобное.
  • Приняли за гея — если точнее, Лагутенко умышленно постарался в начале второго пришествия, чтоб его принимали за бисексуала, хотя на такие вопросы специально отвечал уклончиво. Это были дремучие 90-е — тогда даже такие причёска, одежда и пантомимика выглядели подозрительно, но в то же время считаться представителем секс-меньшинства было «стильно, модно, молодёжно», так что Илья начал тему эксплуатировать и подогревать, в частности при помощи провокативных текстов, внешнего вида и поведения, вызывая ассоциации с тогдашними представлениями о стереотипных геях. Хитрый план заключался в том, что фанатки надеялись на что-то типа «не такой-то он и гей, это он просто меня не видел», ну а на то, что среди гопников при его упоминании плюются, его не волновало (кстати, гопники его тоже слушали ещё как, но тайком и стесняясь самих себя). С годами отношение к геям стало более спокойным, так что Лагутенко перестал ломать комедию и «совершил каминг-аут», сознавшись, что он никакой не гей и даже не бисексуал, а всего лишь скучный натурал. И попутно рассказал хохму из своей молодости, когда ему пришла «гениальная» идея откосить от армии, заявив в военкомате, будто он гомосексуалист (напомним, в 1987 году тост статья «За мужеложство» в УК ещё была), но тут же услышал от военкоматовских врачей столько интересного о себе, что быстро сознался в обмане и отправился в армию.
  • Сам себе надмозг — множество своих песен Лагутенко перевёл на английский с коварной целью покорения еще и западного рынка, и некоторые из них в переводе сами на себя не похожи. Вообще дело не в надмозге, а скорее в адаптации под западного слушателя или, может, переосмыслении песни самим автором — в общем, выше сказано в разделе с альбомами. Но при понимании текста радикальные отличия бросаются в ухо. Та же «Прощай, киска» настолько превратилась в «Sorry Tiger», что это аж подсвечено в аранжировке. Хотя есть и более близкие к оригиналу тексты типа «Vladivostok Vacation» (хотя забугорный «Круизёр» там превратился в советско-российскую «Lada»). Идеально точный перевод получился в песне «Kuaizuokai» — «Утекай» на китайском (благо, оригинал написан в виде белого стиха верлибра, так что подгонять под рифмы не понадобилось, только под ритм), а вот английский вариант, «Flow Away», тоже от оригинала местами отличается.
  • Синдром поиска глубинного смысла. Боже правый и Боже левый, чего только, помнится, не находили фанаты и особенно фанатки в лагутенковских песнях! Тем более в старых песнях, смысл которых был понятен жителям Владивостока 80-х или, скажем флотским собратьям автора. Например, фразу «на Луне заблеяла коза» из песни «Мальчик-солдат» можно трактовать как угодно, в том числе и как полный бред. Но «Луной» в месте, где служил Лагутенко, называли находившийся поблизости островок, откуда часто доносилось козье блеяние, вот и всё. Без сомнений, Лагутенко ещё в 1990 году отлично понимал, что никто кроме сослуживцев, не поймёт, о чём речь.
  • Странный грамматика — во времена «ТРА» словотворческие извращения заносили Мумика иногда в совершенно мозговыворачивающие словосочетания, не согласующиеся в плане рода или числа слов. Такое чувство, что автор чего-то накурился сделал опечатку или оговорку, а потом решал не исправлять. «И нервным улыбкам тошнит еще больше», «высохшими губы просят взять и порулить», «неприятными минуты раздавили босоножки» и прочее.
  • Труднодоступное произведение — бывало во времена, когда доступ к интернету ещё не находился в каждом утюге.
    • О би-сайдах с синглов времён конца 90-х и начала 00-х говорилось выше, как и о том, что в итоге все они были изданы в «Редких землях». Впрочем, и тогда оставались раритеты в виде каверов из новогодних концертов.
    • Забавно получилось с песней «Шамора»: в альбоме «Шамора» она отсутствует, да и вообще не могла там оказаться, потому что альбом посвящается старым песням, а сама песня, давшая ему название, была новой. Вышла она на сборнике всяких рок-хитов 1999 года, который ещё и не до всех городов дошёл. Но в радиоэфры песня поставлена была (помнится, в звонках на музыкальные радиостанции заказывали песню «Икра», надеясь, что если есть песня «Шамора», то и «Икра», по аналогии, существует).
    • Песня «Странники» была записана для одного из альбомов, но в итоге появилась лишь на одном из официальных сборников лучших песен.
    • Владивостокские магнитоальбомы, пока их не выложили в интернет. Песни второго альбома были перезаписаны все, а вот из первого забытыми оказались «Лыжи», «Ветер», «На другой стороне (Ещё пока…)», «Небесный человек» и «Ночь прекраснее дня». Понятно с явно неактуальной «На другой стороне», а вот по поводу довольно лиричного «Ветра» остаётся лишь грустно вздохнуть.
    • Самое труднодоступное же — альбом 1987 года «Сайонара», так и не изданный из-за качества записи. Кассета существует в единственном экземпляре и, возможно, валяется где-то на антресолях у Лагутенко, если ещё не размагнитилась. Точный список песен никто достоверно не помнит, хотя они исполнялись на концертах и почти все в итоге были перезаписаны: две спустя пару лет на «Делай Ю Ю», ещё пять — уже в 1998 на «Шаморе», одна — вовсе в 2005 на «Слиянии и поглощении», и как минимум одна, «Схема запрета», вообще осталась неизданной.
    • Фрейд был прав. В общем и целом: если вам кажется, что-то в текстах «Мумий Тролля» вам померещилось что-то этакое, то скорее всего вам не кажется и не померещилось. Педаль в пол в клипе «Медведица», о существовании которого многие и не подозревали, поскольку по телевизору это безобразие раньше полуночи не показывали.

Частичный «эффект реквиема»: Земфира неоднократно исполняла «Медведицу» вместе с Лагутенко, но в альбоме женскую партию пела вовсе не она.

  • Эффект «Реквиема по мечте» — Лагутенко в своё второе пришествие задал моду на «мяукающий» вокал, так что подражателей хватало, и их иногда, не разбираясь, считали «Мумий Троллем».
    • Самый вопиющий случай — присутствие в сборнике лучших песен «Мумия» из очередной «Звездной серии» популярной тогда песни «Кисочка» группы «Наши» (более ничем и не известной). Вокал на Лагутенко тех времён не похож от слова «совсем», хотя немного напоминает времена магнитоальбомов, да и то не сильно.
    • Да и «Би-2», как раз тогда начавших мяукать из радио, часто путали с «Мумиком», но недолго — ребята и так быстро стали популярны, особенно благодаря фильму про доброго киллера.
    • Кстати, не все песни, где поёт Лагутенко, относятся к творчеству «МТ» — есть ещё проект «Горностай», виртуальная супергруппа, по сути представляющая собой сольник Лагутенко. «Когда в тебе проснётся совесть, сука?» — это именно «Горностай», а не «Мумий Тролль».

В клипах[править]

  • Без лица — персонажи клипа «Невеста?» изображены несколько схематично. Цалеру только глаза и брови нарисовали, Сдвигу — только рот, у Лагутенко есть глаза и рот, но нет носа… Те, кто видел этот клип маленьким, говорят, пугались — примерно как предыдущее покление пугал клип «Ногу свело!» про Хару Мамбуру.
  • Жуткая альтернативная реальность — второй клип на «Утекай». По ночным переулкам бегают какой-то нормальный с виду человек и вампир с красными глазами и окровавленным ртом — их показывают по отдельности, но зрителю всё очевидно: кровосос гоняется за очередной жертвой. Ко второму куплету выясняется, что это как раз человек преследует вампира, и злодей тут как раз человек, а вампир вообще безобиден. На помощь загнанному в угол вампиру прибывают полицейские — тоже с кровавыми ртами и красными глазами. В конце становится ясно, что в том мире вообще у всех нормальных людей такие рты и глаза.
  • Летающий автомобиль — в клипе «Без обмана» летает даже не автомобили, а… тракторы.
  • Лысая женщина — модель по имени Настя, беспощадно обритая лично Илюхой в клипе «Утекай» и потом участвовавшая уже лысой в клипах «Кот кота», «Не звезда» и «Карнавала нет».
  • Ожившая статуя — манекены из клипа «Без обмана». Впрочем, по ходу развития сюжета становится ясно, что на самом деле это не ожившие статуи, а как раз наоборот — в этом странном мире живые манекенщицы работают манекенами, цепенея от загадочного препарата в виде духов «Ртуть Алоэ № 10».
  • Пережил свою казнь — действие клипа «Моя певица» происходит во Франции конца XVIII или начала XIX века, и с Лагутенко собираются сделать именно то, чем те времена наиболее известны: отрубить голову гильотиной, по словам авторов, «за дело рокопопса». Да не тут-то было — один нож дважды отскочил от мумийтролльской шеи, второй вообще об неё разбился. Пришлось отпустить преступника восвояси.
  • Правило 63 — в клипе «Невеста?» мультяшный состав «Мумий Тролля» под конец клипа меняется на весёлых барышень. Наверное, это их «невесты?»
  • Скупая мужская слеза — даже не скупая слеза, а щедрые «три ручья» в клипе «Ранетка», где рыдают всем супермаркетом. В самой песне рыдают только яблоки, которые в клипе как раз ведут себя спокойно, как и подобает яблокам.
  • Тараканище — эти милые насекомые участвуют в клипе «Кот кота» в качестве POV, глядя на Лагутенко и лысую девушку откуда только возможно. Кроме того, камео таракана имеется в клипе «Карнавала нет», в котором вообще собрались персонажи всех предыдущих клипов.
  • Шрамы от цензуры.
    • От самоцензуры: клип «Не звезда» не пропустили на телевидение сами участники «Мумий Тролля». Чтобы понять, почему именно, достаточно увидеть фигурирующий в клипе белый порошок — тогда как раз не хватало ещё и такого подтверждения напрашивавшемуся объяснению упоротости мумиковских текстов.
    • Премьера клипа «Карнавала нет» изначально планировалась на первые минуты нового 2000 года, но тогда невовремя случился знаменитый самоотвод Ельцина. Представьте себе картину: президент признаётся в том, что он мухожук, рекомендует зрителям своего преемника, а следом появляется «Мумий Тролль» и утверждает, что карнавала не будет, и всё утонет в слезах… В общем, гендиректор ОРТ тоже представил себе, как такое будет выглядеть, потому велел премьеру перенести, причём аж на 16-е января.

В песнях[править]

  • Билингвальный бонус.
    • «Сайонара Диско» — такой бонус не помешает, хотя бы чтоб понимать, что вторая часть песни на итальянском (а не на японском, как некоторые думают). «Ti amo, tu mi ami, sono tutte stronzate, sono solo cazzate, voglio te…» Там же, кстати, фигурирует название «Хайшеньвэй», и это не имя какого-то писателя, как можно подумать по именам, идущим перед ним, а китайское название Владивостока.
    • «В думах о девушке из города центрального подчинения КНР» вообще полнится развесистой мэйхуа. Возможно, во Владивостоке строчка «может шагуа, а может мудpец» понятнее, но явно не для среднестатистического слушателя. Просьба к знатокам китайского пояснить, что говорят под конец песни, а то кроме и так понятного финального «спасибо, до свиданья» перевода текста нигде нет.
    • И, кстати, энергичные завывания некой Чиу Чжен-хуэй в песне «Тише» что-нибудь значат, или это просто глоссолалии?
    • В обратную сторону — песня «Polar Bear», представляющая собой перевод «Медведиці» на английский. Припев оставлен на русском, без знания которого не понятно, что речь идёт не просто о медведях, а о созвездиях.
  • Брак по расчету — строчка про «все твои деньги» из песни «Невеста?» вызывает подозрение, что песня про альфонса. Обложка альбома «Слияние и Поглощение» более красноречива — жених и невеста на заднем плане закрывают лица квадратными табличками, и если у него на табличке красуется символ «❤», то у неё — символ «$».
  • Бытовая магия — герой песни «Вечерний чай» внезапно обрёл суперспособности. Телепортация используется для мгновенного переноса домой «с периферии глухой», телекинез — для передвигания столов, а телепатия — для общения в случае отключения телефона.
  • Вампирская тематика очевидна в песне «Голод». При желании, кстати, можно и тут Фрейда найти, но скорее всего нет — Бурлаков сочинил текст ещё в таком возрасте, когда вряд ли умел в такие метафоры.
  • Война — это кошмар — «Мальчик-солдат», потерявший глаза. В то время, когда возникла, выглядела той ещё чернухой.
  • Да пошёл ты! — в песне «Мамы дочерей» каждый куплет начинается со строчки «Иди ты… с миром», что забавно. А в песне «Пьяная струна» уже прямее: «Иди на, идёт все на!»
  • Загнивающий Запад — как ни удивительно, есть такая песня в первом альбоме, «На другой стороне (Ещё пока…)». В текст явно ушло всё из прочитанных до обеда советских газет — смотрите сами. Кстати, в интернете почему-то возникла путаница, и под названием «На другой стороне» можно встретить текст песни «Ты крест» («крестами» тогда во Владике называли быдловато-мажорных позёров, носивших в числе прочего и «крестики» здоровенных габаритов).
  • Зимой достаточно шарфа — герой песни «Кассетный мальчик» утверждает, что наушники ему заменят шапку в холода. Глядя на изотермы января во Владивостоке как-то сомнительно, что правда заменят.
  • Изнасилование и месть — по тексту не особо заметно, но знаменитый «Владивосток-2000» как раз об этом. Если точнее, воспета владивостокская городская легенда времён 90-х — по ней у какого-то местного жителя бандиты изнасиловали жену и она наложила на себя руки, после чего вдовец купил на чёрном рынке гранату и подорвал себя рядом с машиной обидчиков. В общем, все умерли, типичная городская легенда такого типа. Было ли такое на самом деле, неизвестно.
  • Инопланетяне — очень любимая ранним Лагутенко тема. Летящий издалека «Инопланетный гость», «Лунные девицы»-стенолазки, зеленокожий любитель ракушек с обложки сингла «С Новым годом, крошка» и прочее.
  • Капитан Очевидность — герой песни «Масло» утверждает, что «если б не выжил, то, значит, точно бы умер». Хм, даже и не поспоришь…
  • Колыбельная песня — сборник «Мумикам от тролликов» 2012 года. Простенькие переделки мумиёвских хитов в спокойные и убаюкивающие минусовки. Без текстов, естественно, а то там присутствуют и такие «детские» шедевры, как «Так надо», «Моя певица» и «Забавы».
  • Летающая тарелка — собственно, песня «Летающая тарелка», хотя текст, похоже, фиг пойми о чём, но вряд ли про НЛО. А вот Инопланетный Гость в первом варианте текста песни про него летит издалека именно на «тарелке». Если внимательно смотреть клип «Невеста?», такой летательный объект тоже можно заметить.
  • Неизвестность пугает больше — иногда мрачные образы вкупе с запутанным текстом выглядят действительно пугающе. Песня «Ранетка» и вовсе овеяна легендами типа таких, которыми обзавелись «Girl» или «Я хочу быть с тобой». Нет, это песня не о погибшей девушке Лагутенко, а просто мрачноватая песня.
  • Они не геи — одного только тогдашнего манерно-тролльского имиджа Лагутенко хватало, чтобы песню «Забавы» понимали не иначе как песню о трагичной гейской любви, хотя там ничего такого не сказано. Согласно объяснениям самого автора, песня о бандитских 90-х и обыгырвает фразу «не стреляйте в пианиста» — по словам Лагутенко, заставшего начало той эпохи, работая в ресторанно-гостиничном бизнесе Владивостока, в случае чего сначала принимались палить во всех подряд, а потом уже понимали, что, скажем, музыканту досталось зря.
  • Очень длинная песня — в среднем длительность песен «Мумий Тролля» составляет минуты так четыре. Но «Колыма» в «SOS матросу» длится 7 минут и 20 секунд, а следующем альбоме этот рекорд беспощадно побили девятиминутные «Медленные танцы».
  • Первый контакт — песня «Инопланетный гость» вся об этом. Кстати, в первой версии песни упоминалось также, что благодаря знакомству с инопланетянами «не будет больше магазинов, и пить никто не будет»… очень хочется надеяться, что не потому что будет больше некому.
  • Перейти на КРИК — вообще затруднительно перечислить все случаи, когда Лагутенко переходит с обычного мява на мартовский. Запомнилась вот песня «Иди, я буду» со строчкой «Свет? свет-свет-свет-свет-светСВЕЕЕТ!!!» (ну а что, песня написана для фильма, где Илья играл вампира, которого как раз и убили при помощи света). Забавно смотрится также «Страху нет», где фронтмен «командует» подпевающему девичьему хору: «Громкость максимальная!», после чего хор переходит со скандирования припева именно что на крик.
  • Песня про море — вообще у Лагутенко часто, упоминается море, корабли, моряки, морская фауна и тому подобное, в прямом или метафорическом смысле (а чаще сам морской чёрт не разберёт, в каком именно). Морской тематики в виде разрозненных образов полна, например, песня «Морская болезнь», где упомянуто что угодно — волны, мачты, компа́сы, матросы, русалки и, собственно, морская болезнь, а как всё это сложится в цельную картину (и не затаился ли и здесь дедушка Фрейд), зависит от восприятия отдельно взятым слушателем. Из более внятного — например, «Смог» о море и родимом флоте (вплоть до упоминания суеверного «со свеч не прикуривать»).
  • Песня про хотение — песня «Метель», герой которой хочет чего-то невозможного. Чего именно — по тексту поди пойми, но хочет очень настойчиво.
  • Прощай, Алиса — «Когда ты была». Как сейчас живёт адресатка песни, не говорится — всё внимание посвящено воспоминаниям о её бушевавшем некогда отрочестве. Причём даже известно, насколько девочка стала старше: фраза «я и бабочки в идиотской рамочке» явно отсылает к обложке альбома «Меамуры» 2002 года, а песня «Когда ты была» издана в 2007 в альбоме «Амба».
  • Рэпер в кустах — от души обстёбано в песне «Медведица», а в том концертом видео с Зефиркой прямым текстом подсвечено. «Рэп» представляет собой хмыканья, бла бла бла (в альбомной версии как раз эти междометия явно слышатся) и пьяные варняканья.
  • Скрипучие сердца и сапоги одетые — одетый халат в «Девочках эмансипэ»
  • Скрытая реклама — «Кассетный мальчик» спешит не к подруге Соне и не подруге-соне, а к подруге с «Sony». Особенно хорошо слышно в первой версии песни.
  • Смесь французского с нижегородским — в песне «Проспали» имеется строчка «Come on, блин, bien ça va!» и, чуть дальше, «Когда весь world is mine».
  • Смищной аксэнт — Лагутенко любит петь песни на языке страны, в которой выступает.
    • «Девочка» на украинском переведена хорошо, спета душевно, а акцент получился забавным (говорят, больше похоже на белорусский[2].
    • Песня «Контрабанды» на белорусском получилась лучше, хотя высказывание (похвальное) о том, что Мумик поёт по-белоруски, «как на космолингве», видимо, тоже намекает на «аксэнт».
    • Кроме того, «Девочку» они ещё и на латышском поют, но тут познания автора статьи не позволяют оценить.
    • Что же касается песен на русском, то не правда ли, фраза «девушька ушла, девушьки нету» в песне «Шамаманы» звучит как-то странно? Англоговорящая и не знающая русского бэк-вокалистка Али Маас спела фразу по шпаргалке.
  • Снег означает смерть — сыплющий в начале песни «Моя певица» «снег неслучайный» задаёт соответствующее настроение, благо минорная музыка ему содействует. И правда, к припеву певица уже «умирает назавтра».

Примечания[править]

  1. Если точнее, он в упаковке как раз первый, а сам альбом был спрятан под вторым дном.
  2. У Ильи как раз белорусские корни, оттуда и фамилия на «-ко». Хотя многие считают, будто он украинского происхождения, да и сама фамилия изначально украинская.