Сюжеты и архетипы, сформировавшиеся в эпоху Средневековья. Средневековье — понятие расплывчатое: времена, когда грамотность была низкой, а книги — редкостью, продолжались в разных частях мира по-разному. Но для удобства будем считать, что для Европы эта эпоха окончилась в XV веке, для России — в XVI. Хотя в общем-то продолжалась до XVII.
Особенностью средневекового мировоззрения была фрагментированность мира: все живут в каких-нибудь малых княжествах и немного знают о мире за пределами своего государства. Сюжеты средневековья — народный фольклор, в котором герои, уйдя из родной деревни, попадают в сказочные страны, рыцарские романы, в которых странствующие рыцари, отдаляясь далеко от дома, встречают великанов, волшебников и святые реликвии, сказания о дальних странах, где живут псоглавцы, золотые муравьи и благостные пресвитеры. Средневековье также характеризуется доминированием религии над светской философией, поэтому в средневековых сюжетах очень распространены религиозные темы. Реже встречаются реалистичные эпопеи о сражениях с маврами, сарацинами или половцами, и реалистичны они только в том смысле, что в них нет напрямую фантастических сюжетов: герои там пафосно-героичны, и то тут, то там попадается какая-нибудь сверхъестественная то ли метафора, то ли не метафора.
Другая особенность — сочетание христианского и языческого. Сюжеты из родной для сказителей кельтской, германской, славянской мифологий переосмысляются и поверхностно христианизируются. Хороший пример — история Сигурда\Зигфрида, для которой сохранились и языческая, и христианская версии: «Сага о Вёльсунгах» и «Песнь о Нибелунгах» соответственно. Можно почитать и то, и другое и сравнить. Боги превращаются в магических существ, предков, героев или колдунов, помогающих героям-христианам или напротив, вредящих им, но об их изначальной роли еще помнят.
Началось в 476 г. — с падения Западной Римской Империи, ознаменовавшего конец античности. Завершилось в 1439 г., когда был изобретён печатный станок. Следующая категория давности — Старше, чем пар.
Самые выдающиеся из средневековых литературных произведений[править]
Европа и Русь[править]
- «Беовульф».
- Скандинавские саги.
- «Гамлет» — да-да, не придуман Шекспиром, а сама история в оригинале про эпоху викингов, а датчанин Гамлет и все прочие — викинги. Мать Гамлета, кстати — дочь Рюрика (но не факт, что того самого).
- «Похищение быка из Куальнге» и другие циклы ирландских саг — на границе с соседним тропом
- Артурианский цикл.
- «Песнь о Роланде», «Нимская телега» и другие «шансон дю жест».
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» (1308-21).
- Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.).
- «Песнь о Нибелунгах».
- «Песнь о моем Сиде» и другие романсеро.
- Вольфрам фон Эшенбах, «Парцефаль».
- Кретьен де Труа, «Тристан и Изольда», «Рыцарь в телеге», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и другие романы.
- Франческо Петрарка, сонеты (после 1348 г.).
- Киевский цикл и другие былины, хотя многие сюжеты там, как и ирландские и германские саги, подчас проходят по другому тропу.
- «Слово о полку Игореве».
- «Задонщина».
- Афанасий Никитин, «Хожение за три моря».
Ближний Восток[править]
Дальний Восток[править]
Основы |
---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира
Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
---|
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Неважный важный персонаж |
---|
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
---|
Направления | Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
---|
Приёмы | Версия для бедных • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт)
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание
Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
---|
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
---|
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
---|
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?
Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном)
Прочее: Автор пишет для себя • Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
---|
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Локальный мем • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
---|
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Исмаил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
---|
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
---|
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
---|