Земноморье
« | В молчании — слово, А свет — лишь во тьме; И Жизнь после смерти Проносится быстро, Как ястреб, что мчится По сини небесной, Пустынной, бескрайней… |
» |
— «Создание Эа»[1] |

«Земноморье» — цикл фэнтезийных произведений американской писательницы Урсулы Ле Гуин, а также мир, в котором происходит их действие. В цикл входят пять романов, несколько отдельных рассказов и один их сборник. Они повествуют о мире меча и магии, где правит магия имен. Зная истинное имя предмета или существа на Истинной Речи можно повелевать им, а изменив это имя можно изменить природу его носителя. Большая часть сюжетов связана со становлением магической школы острова Рок, приключениями мага по имени Гед-Ястреб, а также равновесием магических сил в самом мире.
Произведения цикла[править]
По времени написания основные произведения расположены так:
- Трилогия Геда:
- «Волшебник Земоморья» («A Wizard of Earthsea»)
- «Гробницы Атуана» («The Tombs of Atuan»)
- «На последнем берегу» («The Farthest Shore»)
- Новая трилогия:
- «Техану» («Tehanu»)
- «Сказания Земноморья» («Tales from Earthsea»)
- «На иных ветрах («The Other Wind»)
Если же расположить все рассказы и романы в порядке внутренней хронологии, то список будет приблизительно таким:
- «Слово Освобождения»
- «Искатель»
- «Тёмная Роза и Диамант»
- «Правило имен»
- «Кости земли»
- «Волшебник Земноморья»
- «Гробницы Атуана»
- «На Верхних Болотах»
- «На последнем берегу»
- «Техану»
- «Стрекоза»
- «На иных ветрах»
- «Дочь Одрена»
- «Свет домашнего очага»
Мир Земноморья[править]
В незапамятные времена демиург Сегой произнес Слово Созидания и поднял из моря острова Земноморья. Он знал Истинные Имена всех вещей и творил мир по своему усмотрению. Древние Силы Земли, те, что были рождены прежде мира и лишены созидательной сути, были скованы Сегоем, усыплены, заперты в скалах, камнях и подземельях. О тех временах известно ныне лишь из песен и легенд. На островах нет ни единых богов, ни религий, хотя на разных островах чтут множество разных богов и придерживаются разных верований. Острова связывают легенды и песни — одни и те же — которые поют везде. Например, рассказ о великом волшебнике Эррет-Акбе. Тысячу лет назад он создал кольцо, на котором выгравировал девять великих рун. Но во время сражения на островах Каргад кольцо было сломано и одна его половина осталась в руке Интатина, жреца богов-близнецов, чьи потомки позднее объявили себя королями-богами Каргада. Вторую же половину Эррет-Акбе отдал одному из своих союзников, как видно, надеясь, что тому удастся заполучить первую часть кольца. Этого не произошло и в результате девятая руна, руна единства, была утрачена. С той поры ни один король не правил всеми островами Земноморья.
Земноморье — мир тысячи островов, лишённый материков. Хотя говорят, что крупных островов четырежды сорок, но это лишь крупные острова Архипелага, не считая Пределов, а ведь есть еще и бесчисленные безымянные островки. Земноморье в целом занимает площадь, сопоставимую с континентами Земли. Крупнейшие острова соответствуют по размерам крупнейшим земным, вроде Великобритании, но есть и небольшие, и совсем крошечные островки. Что лежит за окружающим острова океаном — неведомо никому, никто из пытавшихся пересечь их не вернулся. К востоку от основного архипелага лежит отдельная группа из четырёх больших островов Каргад: Карего-Ат, Атуан, Гур-ат-Гур и Атнини. Ими правят воинственные Короли-Боги, династия которых объединила острова в империю Каргад. На крайнем западе лежат необитаемые острова, некоторые из которых населены драконами. На северных островах климатом суровый, с нежарким летом и снежными зимами, но на самых южных намного теплее и снега нет вовсе.
Люди Земономорья странствуют на парусных кораблях и под вёслами. Среди них есть и купцы, и рыбаки, и путешественники, и пираты, вооружённые бронзовыми копьями и мечами. Самый большой остров, размером с Британские Острова, носит название Хавнор, и на нём расположен город Хавнор, бывший некогда резиденцией королей. На самой высокой башне города укреплён меч легендарного Эррет-Акбе, горящий в лучах солнца на восходе и закате. Жизнь большинства людей Земноморья так или иначе связана с морем. Если они не странствуют сами, то непременно покупают что-то с других островов или отправляют товары. Между крупными островами есть постоянное сообщение, но чтобы попасть на большинство небольших островов придётся долго ждать попутного корабля или обзавестись лодкой и умением править ей. Жизнь здесь суровая и простая.
Персонажи[править]
Встречающиеся или упоминающиеся хотя бы в нескольких романах персонажи:
- Гед или Ястреб — уроженец небольшой деревушки на острове Гонт. Прирождённый маг, великий путешественник и Повелитель Драконов (то есть, человек, до разговора с которым драконы в принципе снизойдут, а не просто плюнут на него… огнём).
- Огион Молчаливый или Айхал — немолодой, даже на начало первого романа, волшебник, уроженец и житель Гонта. Суровый и немногословный. Первый учитель и наставник Геда, о котором тот сказал, что наставников у него было много, но Учитель — лишь один. Долгие годы был неназванным главным волшебником Гонта и вёл там уединённую и скромную жизнь в горной хижине, в окружении небольшого сада и стада коз. Каждую осень он уходил в пешее странствие по острову, возвращаясь домой лишь к началу весны и ночуя на голой земле под деревьями.
- Ара или Тенар — великая жрица Тронного Храма Атуана. Хранительница храма, гробниц и лабиринта под храмовым комплексом. В финале повести «Гробницы Атуана» отрекается от Безымянных и звания жрицы и отплывает вместе с Гедом на Хавнор. В книге «Техану» становится женой Геда, тоже утратившего волшебные силы и отрекшегося от звания Верховного Мага.
- Аррен или Лебаннен — на момент событий «На последнем берегу» — юный сын и наследник правителя Энлада, одного из самых крупных и богатых островов, чей род был одной из ветвей рода королей Земноморья, из которого происходили легендарные герои, Махарион, Морред и Эррет-Акбе. После событий романа стал королем Земноморья.
- Калессин или Сегой — старейший и могущественнейший из драконов. Если у драконов вообще есть правители, то Калессина можно считать таковым.
- Терру или Техану — искалеченная другими бродягами девочка-бродяжка, подобранная Тенар и ставшая её приёмной дочерью. А еще она одновременно дракон и дочь (видимо духовная) Калессина.
- Стрекоза (Dragonfly) или Ириан — дочь последнего представителя когда-то невероятно богатого и могущественного рода владетелей местности Ирия на острове Уэй, к моменту событий, описанных в рассказе «Стрекоза», выродившегося и почти окончательно разорившегося. С детства мечтала стать волшебницей и учиться в школе острова Рок, но увы, двери школы для женщин закрыты. Вторая духовная дочь Калессина, также человек и дракон, на что и намекает её имя. По словам Калессина, Техану и Стрекоза — последние из тех, кто соединяет в себе природу дракона и человека, после них люди и драконы окончательно разделятся.
Сюжеты и тропы романов[править]
Волшебник Земноморья[править]
Дьюни, уроженец небольшого горного острова Гонт, с детства проявил магический талант, а когда ему едва исполнилось двенадцать сумел своей магией запугать и сбить с толку отряд завоевателей с островов Каргад. Тогда в деревню явился волшебник Огион Молчаливый. Он дал Дьюни его истинное имя — Гед и взял в ученики. Увы, мальчик был нетерпелив в освоении магической науки. Как-то раз в отсутствие учителя он сунул нос в одну из запретных для него книг и впервые увидел жуткую потустороннюю Тень, явившуюся из царства мёртвых. Лишь вмешательство вовремя вернувшегося Огиона спасло его, после чего учитель предложил Геду отправиться в школу острова Рок. Там Гед проявил недюжинный талант, но также гордость, вспыльчивость и всё ту же нетерпеливость, что стоило ему новой встречи с Тенью и шрамов как на лице, так и на душе. Закончив обучение и покинув остров Рок, он обнаружил, что Тень преследует его и мешает исполнять долг волшебника. Тогда Гед пустился в долгое странствие по морю и островам, в попытках сбежать от Тени или найти средство против неё.
- Школа волшебства — в неё уезжает учиться главный герой, там же, на поверку, происходит завязка сюжета.
- Один из преподавателей школы, который учит контролю над погодой, зовётся мастер Ветродуй.
- Магия — фэнтезийная наука — во всяком случае «мужская магия». Правда, судя по всему, чтобы закончить полный курс Школы острова Рок и стать действительно сильным магом, нужны немалые способности, которым обладают лишь единицы. Но слабеньких колдунов, иллюзионистов и заклинателей погоды, которые могут научить ученика нескольким несложным заклинаниям, полным-полно.
- Босс-ментор — чтобы поступить в школу острова Рок надо назвать Мастеру Привратнику своё истинное Имя. Поскольку зная его, можно составить заклинание против носителя, то обычно настоящие имена скрывают, доверяя только самым близким людям, а в быту используют прозвища. Чтобы сдать выпускной экзамен в этой школе, надо назвать Привратнику же его Имя. Теоретически Имя другого человека можно выбить силой или угадать с помощью мудрости, но ведь Мастер Привратник на порядки могущественнее и мудрее любого выпускника школы, пусть даже и самого усердного и талантливого! Он говорит своё Имя любому, кто вежливо спросит. Да, так просто. Суть экзамена — в том, чтобы напомнить молодому волшебнику, что, хоть он и крут, в Земноморье много сил, что куда круче его. Ну, и это действительно проверка мудрости, но иная: надо понимать, что Привратник, раз уж ты закончил обучение в школе, считает тебя своим и не ждёт, что ты будешь против него злоумышлять, а если всё-таки будешь — то он настолько могуч, что знание Имени тебе не особо поможет.
- Безликий персонаж — Тень, основной противник главного героя, своего лица не имеет.
- Я — это ты — Тень является тёмной половиной души главного героя.
- Победить миром — именно так Гед одерживает верх над Тенью: назвав её своим именем и осознав, как тёмную половину своей души, а затем слившись с ней.
Гробницы Атуана[править]
На острове Атуан, одном из островов империи Каргад, в мрачной горной долине на холме высятся девять исполинских погребальных камней, а у подножия холма стоят три храма — Храм Короля-Бога, Храм Богов-Близнецов и Тронный Храм, посвященный Безымянным, спящим в могилах. Когда умирает старшая жрица Тронного Храма, по всем островам ищут родившуюся в этот день девочку. Считается, что в ней жрица возрождается. Девочку забирают у родителей и после обряда она получает имя Ара, что означает «поглощённая». Жрица исполняет обряды, пророчествует для императора и хранит храм, а также лежащий глубоко под холмом жуткий лабиринт, наполненный ловушками и скопившимися за века сокровищами. Однажды в лабиринт проник один из подлых волшебников, еретиков с западных островов, в попытках похитить что-то из сокровищ. Долгом юной Ары было казнить святотатца, но рассказы пришельца, которого звали Гед, заинтересовали её и она заперла его в одной из комнат лабиринта, чтобы приходить туда и слушать его.
- Лабиринт — лежит под гробницами и храмами.
- Реинкарнация — считается, что это происходит с Арой, старшей жрицей Тронного Храма.
- На самом деле в тексте есть прозрачные намёки, что недобрые силы, спящие под холмом, постепенно поглощают душу отданной в жрицы девочки, взамен даруя кое-какие способности, чем и объясняется, что каждая новая Ара умела то же, что и предыдущая, хотя её не всегда этому учили.
- Заключённое зло — спящие в гробницах — Древние Силы Земли, которые Сегой при сотворении мира запер в подземелье. Они совершенно чужды и враждебны всему человеческому.
- Рушится царство кощеево — это произошло, когда Ара вспомнила своё настоящее имя, отреклась от службы Безымянным и помогла бежать Геду.
На последнем берегу[править]
Прошли десятилетия. Империя Каргад рухнула, а её прежде воинственные жители стали являться как торговцы и даже ученики острова Рок. Однако признанного всеми островами властителя так и не появилось. Принц Аррен, юный сын правителя Энлада, явился к Геду, Верховному Магу острова Рок, за советом и принёс тревожные вести. На западных островах Земноморья волшебство утратило силу, а все жители словно больны, их не волнует ни угасшее волшебство, ни плохой урожай. Позднее то же началось и на самом Энладе. Верховный маг, впрочем, не удивлён, ибо такие же вести начали приходить из Южного Предела и даже с островов самого Архипелага. После Совета Мастеров Гед решает, что засиделся в безопасных стенах Школы и вместе с Арреном пускается на поиски причины постигшей земноморье беды, которые приведут их на самые дальние острова Земноморья и даже дальше.
- Антиреклама наркотиков — по мере распространения упадка на островах распространяется и пристрастие к дурманящему зелью, хазии. Выглядят подпавшие под её действия неприглядно и судьба их печальна.
- Боже мой, что же я наделал! — похоже, именно так антагонист этого романа на самом деле воспринимает результаты своей деятельности… только и отказаться от неё не может.
- На колени перед Фродо — по возвращению Геда и Аррена на остров Рок архимаг внезапно преклоняет колени перед юношей, исполнившим древнее пророчество и по праву ставшим Королём всея Земноморья.
Техану[править]
Гоха, вдова фермера, живет тихой жизнью в одной из деревушке острова Гонт. Когда-то давно её звали Ара и Белая Дама. Когда-то она была ученицей великого мага Огиона. Но она по доброй воле отказалась и от почестей в столице, и от магии, чтобы выбрать жизнь жены фермера в гонтийской глуши. Её дочь выросла, вышла замуж и поселилась в порту на побережье. Сын странствует по морям. Гоха взяла в дом девочку-сироту по имени Терру, которую искалечили несколько бродяг. Так и текла жизнь, пока однажды Огион не прислал весть о том, что его дни подходят к концу. Гоха и Терру прибыли вовремя, чтобы проводить старого мага в последний путь. А на следующий день с запада прилетел дракон, принеся человека, которого когда-то Ара знала под именем Гед. Но в бывшем Верховном Маге теперь не было ни капли магии, он не мог сотворить и самого простого заклятия. И взяв пастуший посох, бывший Верховный Маг отправился пасти коз на альпийские луга. И всем троим — Гохе, Терру и Геду предстояло заново найти своё место в мире.
- Девственность — это сила — как вдруг выясняется в этой книге, волшебники дают обет безбрачия, в обмен на своё высокое волшебство. Правда рассказывает об этом деревенская колдунья, дама странноватая и не слишком приятная, а кроме того откровенно ревнующая к могуществу мужчин-волшебников. Но тем не менее.
- Самоуверенный мерзавчик — Ловкач, возможный отец Терру, и придворный маг старого лорда Ре Альби, как выяснилось — последователь Коба-паука.
- Темнее и острее — в отличие от предыдущих частей, тут вполне раскрывается тема бродящих по дорогам бандитов, социального неравенства, неблагодарных детей и много другого в том же роде.
- Обыденность зла — в исполнении искалечивших Терру и убивших её мать бродяг.
Сказания Земноморья[править]
Сборник рассказов и повестей о разных временах и событиях из истории Земноморья. «Искатель» повествует о тёмных веках Земноморья, когда падение королевской династии и упадок магических искусств, а также злоупотребление вредоносной магией, привели к тому, что Земноморье обратилось в лоскутное одеяло враждующих между собой анклавов, возглавляемых нередко пиратами и грабителями. Рассказ об основании Школы острова Рок, что стало началом конца этого мрачного времени. «Тёмная Роза и Диамант» — небольшой рассказ о поиске своего места в мире, действие которого происходит между основанием Школы, после утверждением традиций, знакомых по певрым книгам, но до действия основных романов. «Кости земли» — рассказывает историю об учителе Геда, Огионе Молчаливом, который как говорят, когда-то остановил землетрясение, грозившее стряхнуть весь Гонт в море. Но не всё так просто… «На верхних болотах» — история из жизни Геда в бытность его великим магом, об опасностях, подстерешаюших на пути изучения магии. «Стрекоза» — рассказ о том, как после отречения Геда от звания Верховного Мага и магии в школу острова Рок прибыла девушка, желающая изучать магические искусства, и впервые за многие века Мастер Привратник впустил женщину в школу в качестве ученицы. И о том, что из этого вышло.
На иных ветрах[править]
Последний из романов о Земноморье. Король Лебаннен все еще молод, хотя уже не первый десяток лет сидит на троне, правит мудро и справедливо, снискав любовь подданных, вот только всё никак не обзаведется супругой и наследниками. К тому же, Земноморье так и не обрело нового Верховного Мага. И тут с западных островов начинают приходит пугающие вести о драконах, которые принялись нападать на посевы и дома, сжигая всё своим огнем. К дому же Геда прибывает странный путник, бывший деревенский колдун-лататель, никогда не обучавшийся в Школе острова Рок. Но каждую ночь он видит мучительные сны о стране, над которой никогда не гаснут немигающие звёзды, где не растут трава или деревья, в руслах нет ни капли воды, а в окнах домов не видно света. Геду отлично известно, что это за страна, вот только обычно побывать там удаётся лишь действительно сильным магам, никак не деревенскому колдуну… В конце концов, у королевского престола собирается престранная компания: деревенский колдун, измученный снами о загробном мире, волшебник с острова Пальн, магическое искусство которого всегда было наособицу от учения острова Рок, Ара, бывшая Хранительница Кольца, а ныне супруга Геда, Стрекоза, девушка-дракон, историю которой можно прочитать в предыдущей книге и прибывшая из полураспавшейся империи Каргад принцесса. Всем им предстоит понять, как же разрешить проблемы Земноморья и восстановить нарушенный естественный ход вещей.
Тропы цикла[править]
Основные[править]
- Мир тысячи островов — тянет на кодификатор.
- Магия имени — само явление, конечно, куда старше, но в фентезийной литературе «Земноморье» — тоже едва ли не кодификатор и уж точно один из лучших примеров проработки.
- Программный язык Мироздания — Истинная Речь, в которой каждый предмет или существо имеют своё единственное настоящее имя.
- Статичный сеттинг — на протяжении как минимум тысячи лет быт и жизнь жителей островов не особенно изменились, те же доспехи, мечи и копья, тот же бронзовый век. С учётом, что это датировка по упоминающемуся в книгах персонажу, жившему за тысячу лет до событий оригинальной трилогии, можно предположить, что застой длится гораздо дольше, тем более, что встречаются и упоминания героев. живших две тысячи лет назад. Впрочем, реальный бронзовый век тоже длился не одну тысячу лет, а здесь технический прогресс сдерживает ещё и магия.
- Исландская правдивость и безумная тролльская логика — ими славятся волшебники, которые прибегают к этим приёмам, когда не могут или не хотят говорить о чём-то прямо. Также великими мастерами этого искусства являются все драконы.
Прочие[править]
- Дракон — драконы Земноморься разумны и живут невероятно долго, но к людям не особо добры. Впрочем, и не злы. Скорей, они — как силы природы, могут быть злы или добры, но в целом равнодушны. Хотя некоторые драконы находят людей забавными. Истинная Речь, язык магии, которую люди учат с великим трудом, для драконов — родной язык, потому и магия для них не искусство или ремесло, а родная стихия. Драконы также мастера уловок и хитрых умолчаний. Хотя на Истинной Речи невозможно солгать, драконы искусно вводят собеседника заблуждение.
- Вообще-то, драконы как раз могут и прямо лгать на Истинной Речи, так как они её, собственно и придумали. А вот люди - да, те на Истинной Речи лгать не могут.
- Дракон в облике человека:
- Как выясняется в рассказах, как минимум некоторые драконы могут приобретать человеческий облик и даже жить в нём годами.
- А кроме того, изредка среди людей все еще рождаются те, кто соединяет в себе природу дракона и человека.
- Дракон похож на кошку — глаза и движения драконов часто сравниваются с кошачьими, а голос разозлённого дракона — с шипением громадного кота.
- Конъюнктурный пересмотр — первая трилогия и рассказы носили характер притч, повествуя о мире Земноморья и философских вопросах. Магия в них была прерогативой мужчин: запрет на обучение магии женщин прямо не упоминается, но нет и ни одного упоминания женщин-волшебниц или учениц школы. Встречаются лишь деревенские ведьмы и колдуньи, которые могут владеть несколькими заговорами, но высшие магические искусства им недоступны. В новой трилогии внезапно оказывается, что школа острова Рок была основана женщинами, изгнанными оттуда впоследствии после конфликта с магами-мужчинами и повествование во многом связано с этим. Далеко не все поклонники оригинальной саги оценили такой поворот, полагая что автор, к концу воьсмидесятых проникшаяся идеями феминизма третьей волны, поступила в духе тропа[3].
- Маги живут долго — аверсия. Маги у Ле Гуин именно такие, каким им и положено быть в фентезийном каноне — мудрые, загадочные, многое знающие и могущие, водящие дела с драконами и загадочными силами. Однако никаких указаний на особое долголетие магов так и не появляется. Скорей всего, их срок жизни не превышает срок жизни обычного человека, крепкого здоровьем и ведущего здоровый образ жизни. Выглядят они тоже на свой возраст, с учётом вышесказанного.
- Магический посох — знак полноправного волшебника, прошедшего полное обучение в школе острова Рок и инструмент его ремесла.
- Маска приросла к лицу — это происходит с волшебниками, слишком часто прибегающими к заклятиям превращения. Раз за разорм принимая форму зверя или птицы, можно и в самом деле стать им, забыв о своём настоящем «я».
- Такое случилось с самим Гедом. Спасло то, что его учитель, давший ему имя, разглядел в птице истинную сущность Геда и вернул ему истинный облик. В своё сознание Гед приходил несколько дней.
- Темнее и острее — в основной трилогии тёмные стороны жизни общества Земноморья почти не упоминаются. Социальное неравенство, рабство и работорговля, нищета деревенских жителей, пиратские налёты, преступность — редкие исключения, чаще связанные с нарушением естественного порядка вещей. В новой трилогии всем перечисленным вопросам уделено существенно больше внимания.
- Реткон опять же, в новой трилогии:
- Магия сама по себе является вовсе не средоточием мудрости, а шулерски освоенным людьми запретным искусством, которого их предки клялись не касаться, заключая договор с драконами. Впрочем, в финале последнего романа говорится, что за прошедшие тысячелетия многое поменялось, магия стала естественной частью культуры людей и драконы не настаивают на дотошном соблюдении этой части договора.
- Выясняется, что Коб-паук из «На последнем берегу» был скорее прав, потому что загробный мир-шеол — на самом деле следствие неудачной попытки древних магов создать искусственный загробный мир. Но как только заклятье было произнесено, в огороженном раю пересохли реки, угасло солнце и он принял известный из первой трилогии вид.
- Обряд наречения Истинного Имени, который в оригинальном цикле является вторым рождением и обязательной традицией, на самом деле призван после смерти отправить душу в местный неуютный загробный мир. Что переворачивает с ног на голову все оценки и приоритеты оригинального цикла.
- Древние Силы Земли — вовсе не враждебные чужеродные чудовища, а силы самой Матери-Земли, в силу женской сущности не понятые и оболганные большинством магов-мужчин. Как в это укладываются события первых двух книг, где мудростью и минимальным дружелюбием от Древних Сил, мягко говоря, и не пахло? Неизвестно.
- Рунная магия — известно восемь магических рун, символизирующих некоторые архетипические качества, такие, как начало и конец, и наделённые магической силой. Девятая руна, руна единства, была утрачена. И восстановлена после событий «Гробницы Атуана».
- Фанатская кнопка берсерка — так как всё-таки правильно, Ара, как в переводе И. Тогоевой, или Арха? В оригинале Arha, но есть нюансы (см. страницу тропа).
- Шеол — так выглядит здешний загробный мир, как серая земля без растений или воды под вечным ночным небом, где тени умерших, даже возлюбленных и близких друзей, безразличны друг к другу. В последнем романе оказывается, что не всё так просто и такое состояние загробного мира — не естественный порядок вещей.
- Эффект Телепорно — красильшика с острова Лорбанери из повести «На последнем берегу» в оригинале звали Sopli. В переводе он стал Попли.
Адаптации[править]
- Мини-сериал Legend of Earthsea 2004 г. по первым двум книгам. В создании активно участвовало кастинг-агентство «WTF?» и стоит ли удивляться, что получился вопиющий неканон, по мнению как зрителей, так и критиков? И в целом впечатление сериал оставляет скорее неприятное. Автор книг сериал тоже изругала, правда, уже за отбеливание — у неё большинство жителей архипелага выведены очень смуглыми, как коренные жители южноамериканского высокогорья или индийцы. В книгах упоминаются и белокожие жители северных островов, и не менее светлокожие жители Каргада, как, впрочем, и чернокожие выходцы с южных островов? Ну, это же совсем другое дело! Вдобавок сериал переполнен фэнтезийными киношными штампами, а основное внимание, вместо философских притч оригинала, сосредоточено на войне между Империей Каргад и Архипелагом.
- Фильмы студии Ghibli — Сказания Земноморья (2006). Первый мультфильм Горо Миядзаки, сына Хаяо. Вольная экранизация фэнтезийных книг Урсулы Ле Гуин, где вопиющий неканон сосуществует с прекрасной графикой. Что Ле Гуин, что Хаяо так и не смогли оценить фильм ни однозначно плохо, ни однозначно хорошо.
Примечания[править]
- ↑ Здесь и далее все цитаты из книг даны в переводе И.А. Тогоевой
- ↑ Взята с сайта автора: https://www.ursulakleguin.com/
- ↑ Автор, надо сказать, это отрицает, утверждая, что черновой замысел новых книг у неё возник ещё при написании трилогии Геда. Однако она же и заявляет, что до конца восьмидесятых она не видела, как именно вписать эти замыслы в историю Земноморья и о чём в итоге должно рассказываться в новых книгах.