Земноморье

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Earthsea»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В молчании — слово,
А свет — лишь во тьме;
И Жизнь после смерти
Проносится быстро,
Как ястреб, что мчится
По сини небесной,
Пустынной, бескрайней…
»
— «Создание Эа»[1]
Карта Земноморья[2].

«Земноморье» — цикл фэнтезийных произведений американской писательницы Урсулы Ле Гуин, а также мир, в котором происходит их действие. В цикл входят пять романов, несколько отдельных рассказов и один их сборник. Они повествуют о мире меча и магии, где правит магия имен. Зная истинное имя предмета или существа на Истинной Речи можно повелевать им, а изменив это имя можно изменить природу его носителя. Большая часть сюжетов связана со становлением магической школы острова Рок, приключениями мага по имени Гед-Ястреб, а также равновесием магических сил в самом мире.

Произведения цикла[править]

По времени написания основные произведения расположены так:

  • Трилогия Геда:
    • «Волшебник Земоморья» («A Wizard of Earthsea»)
    • «Гробницы Атуана» («The Tombs of Atuan»)
    • «На последнем берегу» («The Farthest Shore»)
  • Новая трилогия:
    • «Техану» («Tehanu»)
    • «Сказания Земноморья» («Tales from Earthsea»)
    • «На иных ветрах («The Other Wind»)

Если же расположить все рассказы и романы в порядке внутренней хронологии, то список будет приблизительно таким:

  1. «Слово Освобождения»
  2. «Искатель»
  3. «Тёмная Роза и Диамант»
  4. «Правило имен»
  5. «Кости земли»
  6. «Волшебник Земноморья»
  7. «Гробницы Атуана»
  8. «На Верхних Болотах»
  9. «На последнем берегу»
  10. «Техану»
  11. «Стрекоза»
  12. «На иных ветрах»
  13. «Дочь Одрена»
  14. «Свет домашнего очага»

Мир Земноморья[править]

В незапамятные времена демиург Сегой произнес Слово Созидания и поднял из моря острова Земноморья. Он знал Истинные Имена всех вещей и творил мир по своему усмотрению. Древние Силы Земли, те, что были рождены прежде мира и лишены созидательной сути, были скованы Сегоем, усыплены, заперты в скалах, камнях и подземельях. О тех временах известно ныне лишь из песен и легенд. На островах нет ни единых богов, ни религий, хотя на разных островах чтут множество разных богов и придерживаются разных верований. Острова связывают легенды и песни — одни и те же — которые поют везде. Например, рассказ о великом волшебнике Эррет-Акбе. Тысячу лет назад он создал кольцо, на котором выгравировал девять великих рун. Но во время сражения на островах Каргад кольцо было сломано и одна его половина осталась в руке Интатина, жреца богов-близнецов, чьи потомки позднее объявили себя королями-богами Каргада. Вторую же половину Эррет-Акбе отдал одному из своих союзников, как видно, надеясь, что тому удастся заполучить первую часть кольца. Этого не произошло и в результате девятая руна, руна единства, была утрачена. С той поры ни один король не правил всеми островами Земноморья.

Земноморье — мир тысячи островов, лишённый материков. Хотя говорят, что крупных островов четырежды сорок, но это лишь крупные острова Архипелага, не считая Пределов, а ведь есть еще и бесчисленные безымянные островки. Земноморье в целом занимает площадь, сопоставимую с континентами Земли. Крупнейшие острова соответствуют по размерам крупнейшим земным, вроде Великобритании, но есть и небольшие, и совсем крошечные островки. Что лежит за окружающим острова океаном — неведомо никому, никто из пытавшихся пересечь их не вернулся. К востоку от основного архипелага лежит отдельная группа из четырёх больших островов Каргад: Карего-Ат, Атуан, Гур-ат-Гур и Атнини. Ими правят воинственные Короли-Боги, династия которых объединила острова в империю Каргад. На крайнем западе лежат необитаемые острова, некоторые из которых населены драконами. На северных островах климатом суровый, с нежарким летом и снежными зимами, но на самых южных намного теплее и снега нет вовсе.

Люди Земономорья странствуют на парусных кораблях и под вёслами. Среди них есть и купцы, и рыбаки, и путешественники, и пираты, вооружённые бронзовыми копьями и мечами. Самый большой остров, размером с Британские Острова, носит название Хавнор, и на нём расположен город Хавнор, бывший некогда резиденцией королей. На самой высокой башне города укреплён меч легендарного Эррет-Акбе, горящий в лучах солнца на восходе и закате. Жизнь большинства людей Земноморья так или иначе связана с морем. Если они не странствуют сами, то непременно покупают что-то с других островов или отправляют товары. Между крупными островами есть постоянное сообщение, но чтобы попасть на большинство небольших островов придётся долго ждать попутного корабля или обзавестись лодкой и умением править ей. Жизнь здесь суровая и простая.

Персонажи[править]

Встречающиеся или упоминающиеся хотя бы в нескольких романах персонажи:

  • Гед или Ястреб — уроженец небольшой деревушки на острове Гонт. Прирождённый маг, великий путешественник и Повелитель Драконов (то есть, человек, до разговора с которым драконы в принципе снизойдут, а не просто плюнут на него… огнём).
  • Огион Молчаливый или Айхал — немолодой, даже на начало первого романа, волшебник, уроженец и житель Гонта. Суровый и немногословный. Первый учитель и наставник Геда, о котором тот сказал, что наставников у него было много, но Учитель — лишь один. Долгие годы был неназванным главным волшебником Гонта и вёл там уединённую и скромную жизнь в горной хижине, в окружении небольшого сада и стада коз. Каждую осень он уходил в пешее странствие по острову, возвращаясь домой лишь к началу весны и ночуя на голой земле под деревьями.
  • Ара или Тенар — великая жрица Тронного Храма Атуана. Хранительница храма, гробниц и лабиринта под храмовым комплексом. В финале повести «Гробницы Атуана» отрекается от Безымянных и звания жрицы и отплывает вместе с Гедом на Хавнор. В книге «Техану» становится женой Геда, тоже утратившего волшебные силы и отрекшегося от звания Верховного Мага.
  • Аррен или Лебаннен — на момент событий «На последнем берегу» — юный сын и наследник правителя Энлада, одного из самых крупных и богатых островов, чей род был одной из ветвей рода королей Земноморья, из которого происходили легендарные герои, Махарион, Морред и Эррет-Акбе. После событий романа стал королем Земноморья.
  • Калессин или Сегой — старейший и могущественнейший из драконов. Если у драконов вообще есть правители, то Калессина можно считать таковым.
  • Терру или Техану — искалеченная другими бродягами девочка-бродяжка, подобранная Тенар и ставшая её приёмной дочерью. А еще она одновременно дракон и дочь (видимо духовная) Калессина.
  • Стрекоза (Dragonfly) или Ириан — дочь последнего представителя когда-то невероятно богатого и могущественного рода владетелей местности Ирия на острове Уэй, к моменту событий, описанных в рассказе «Стрекоза», выродившегося и почти окончательно разорившегося. С детства мечтала стать волшебницей и учиться в школе острова Рок, но увы, двери школы для женщин закрыты. Вторая духовная дочь Калессина, также человек и дракон, на что и намекает её имя. По словам Калессина, Техану и Стрекоза — последние из тех, кто соединяет в себе природу дракона и человека, после них люди и драконы окончательно разделятся.

Сюжеты и тропы романов[править]

Волшебник Земноморья[править]

Дьюни, уроженец небольшого горного острова Гонт, с детства проявил магический талант, а когда ему едва исполнилось двенадцать сумел своей магией запугать и сбить с толку отряд завоевателей с островов Каргад. Тогда в деревню явился волшебник Огион Молчаливый. Он дал Дьюни его истинное имя — Гед и взял в ученики. Увы, мальчик был нетерпелив в освоении магической науки. Как-то раз в отсутствие учителя он сунул нос в одну из запретных для него книг и впервые увидел жуткую потустороннюю Тень, явившуюся из царства мёртвых. Лишь вмешательство вовремя вернувшегося Огиона спасло его, после чего учитель предложил Геду отправиться в школу острова Рок. Там Гед проявил недюжинный талант, но также гордость, вспыльчивость и всё ту же нетерпеливость, что стоило ему новой встречи с Тенью и шрамов как на лице, так и на душе. Закончив обучение и покинув остров Рок, он обнаружил, что Тень преследует его и мешает исполнять долг волшебника. Тогда Гед пустился в долгое странствие по морю и островам, в попытках сбежать от Тени или найти средство против неё.

  • Школа волшебства — в неё уезжает учиться главный герой, там же, на поверку, происходит завязка сюжета.
  • Один из преподавателей школы, который учит контролю над погодой, зовётся мастер Ветродуй.
  • Магия — фэнтезийная наука — во всяком случае «мужская магия». Правда, судя по всему, чтобы закончить полный курс Школы острова Рок и стать действительно сильным магом, нужны немалые способности, которым обладают лишь единицы. Но слабеньких колдунов, иллюзионистов и заклинателей погоды, которые могут научить ученика нескольким несложным заклинаниям, полным-полно.
  • Босс-ментор — чтобы поступить в школу острова Рок надо назвать Мастеру Привратнику своё истинное Имя. Поскольку зная его, можно составить заклинание против носителя, то обычно настоящие имена скрывают, доверяя только самым близким людям, а в быту используют прозвища. Чтобы сдать выпускной экзамен в этой школе, надо назвать Привратнику же его Имя. Теоретически Имя другого человека можно выбить силой или угадать с помощью мудрости, но ведь Мастер Привратник на порядки могущественнее и мудрее любого выпускника школы, пусть даже и самого усердного и талантливого! Он говорит своё Имя любому, кто вежливо спросит. Да, так просто. Суть экзамена — в том, чтобы напомнить молодому волшебнику, что, хоть он и крут, в Земноморье много сил, что куда круче его. Ну, и это действительно проверка мудрости, но иная: надо понимать, что Привратник, раз уж ты закончил обучение в школе, считает тебя своим и не ждёт, что ты будешь против него злоумышлять, а если всё-таки будешь — то он настолько могуч, что знание Имени тебе не особо поможет.
  • Безликий персонаж — Тень, основной противник главного героя, своего лица не имеет.
  • Я — это ты — Тень является тёмной половиной души главного героя.
  • Победить миром — именно так Гед одерживает верх над Тенью: назвав её своим именем и осознав, как тёмную половину своей души, а затем слившись с ней.

Гробницы Атуана[править]

На острове Атуан, одном из островов империи Каргад, в мрачной горной долине на холме высятся девять исполинских погребальных камней, а у подножия холма стоят три храма — Храм Короля-Бога, Храм Богов-Близнецов и Тронный Храм, посвященный Безымянным, спящим в могилах. Когда умирает старшая жрица Тронного Храма, по всем островам ищут родившуюся в этот день девочку. Считается, что в ней жрица возрождается. Девочку забирают у родителей и после обряда она получает имя Ара, что означает «поглощённая». Жрица исполняет обряды, пророчествует для императора и хранит храм, а также лежащий глубоко под холмом жуткий лабиринт, наполненный ловушками и скопившимися за века сокровищами. Однажды в лабиринт проник один из подлых волшебников, еретиков с западных островов, в попытках похитить что-то из сокровищ. Долгом юной Ары было казнить святотатца, но рассказы пришельца, которого звали Гед, заинтересовали её и она заперла его в одной из комнат лабиринта, чтобы приходить туда и слушать его.

  • Лабиринт — лежит под гробницами и храмами.
  • Реинкарнация — считается, что это происходит с Арой, старшей жрицей Тронного Храма.
    • На самом деле в тексте есть прозрачные намёки, что недобрые силы, спящие под холмом, постепенно поглощают душу отданной в жрицы девочки, взамен даруя кое-какие способности, чем и объясняется, что каждая новая Ара умела то же, что и предыдущая, хотя её не всегда этому учили.
  • Заключённое зло — спящие в гробницах — Древние Силы Земли, которые Сегой при сотворении мира запер в подземелье. Они совершенно чужды и враждебны всему человеческому.
  • Рушится царство кощеево — это произошло, когда Ара вспомнила своё настоящее имя, отреклась от службы Безымянным и помогла бежать Геду.

На последнем берегу[править]

Прошли десятилетия. Империя Каргад рухнула, а её прежде воинственные жители стали являться как торговцы и даже ученики острова Рок. Однако признанного всеми островами властителя так и не появилось. Принц Аррен, юный сын правителя Энлада, явился к Геду, Верховному Магу острова Рок, за советом и принёс тревожные вести. На западных островах Земноморья волшебство утратило силу, а все жители словно больны, их не волнует ни угасшее волшебство, ни плохой урожай. Позднее то же началось и на самом Энладе. Верховный маг, впрочем, не удивлён, ибо такие же вести начали приходить из Южного Предела и даже с островов самого Архипелага. После Совета Мастеров Гед решает, что засиделся в безопасных стенах Школы и вместе с Арреном пускается на поиски причины постигшей земноморье беды, которые приведут их на самые дальние острова Земноморья и даже дальше.

  • Антиреклама наркотиков — по мере распространения упадка на островах распространяется и пристрастие к дурманящему зелью, хазии. Выглядят подпавшие под её действия неприглядно и судьба их печальна.
  • Боже мой, что же я наделал! — похоже, именно так антагонист этого романа на самом деле воспринимает результаты своей деятельности… только и отказаться от неё не может.
  • На колени перед Фродо — по возвращению Геда и Аррена на остров Рок архимаг внезапно преклоняет колени перед юношей, исполнившим древнее пророчество и по праву ставшим Королём всея Земноморья.

Техану[править]

Гоха, вдова фермера, живет тихой жизнью в одной из деревушке острова Гонт. Когда-то давно её звали Ара и Белая Дама. Когда-то она была ученицей великого мага Огиона. Но она по доброй воле отказалась и от почестей в столице, и от магии, чтобы выбрать жизнь жены фермера в гонтийской глуши. Её дочь выросла, вышла замуж и поселилась в порту на побережье. Сын странствует по морям. Гоха взяла в дом девочку-сироту по имени Терру, которую искалечили несколько бродяг. Так и текла жизнь, пока однажды Огион не прислал весть о том, что его дни подходят к концу. Гоха и Терру прибыли вовремя, чтобы проводить старого мага в последний путь. А на следующий день с запада прилетел дракон, принеся человека, которого когда-то Ара знала под именем Гед. Но в бывшем Верховном Маге теперь не было ни капли магии, он не мог сотворить и самого простого заклятия. И взяв пастуший посох, бывший Верховный Маг отправился пасти коз на альпийские луга. И всем троим — Гохе, Терру и Геду предстояло заново найти своё место в мире.

  • Девственность — это сила — как вдруг выясняется в этой книге, волшебники дают обет безбрачия, в обмен на своё высокое волшебство. Правда рассказывает об этом деревенская колдунья, дама странноватая и не слишком приятная, а кроме того откровенно ревнующая к могуществу мужчин-волшебников. Но тем не менее.
  • Самоуверенный мерзавчик — Ловкач, возможный отец Терру, и придворный маг старого лорда Ре Альби, как выяснилось — последователь Коба-паука.
  • Темнее и острее — в отличие от предыдущих частей, тут вполне раскрывается тема бродящих по дорогам бандитов, социального неравенства, неблагодарных детей и много другого в том же роде.
  • Обыденность зла — в исполнении искалечивших Терру и убивших её мать бродяг.

Сказания Земноморья[править]

Сборник рассказов и повестей о разных временах и событиях из истории Земноморья. «Искатель» повествует о тёмных веках Земноморья, когда падение королевской династии и упадок магических искусств, а также злоупотребление вредоносной магией, привели к тому, что Земноморье обратилось в лоскутное одеяло враждующих между собой анклавов, возглавляемых нередко пиратами и грабителями. Рассказ об основании Школы острова Рок, что стало началом конца этого мрачного времени. «Тёмная Роза и Диамант» — небольшой рассказ о поиске своего места в мире, действие которого происходит между основанием Школы, после утверждением традиций, знакомых по певрым книгам, но до действия основных романов. «Кости земли» — рассказывает историю об учителе Геда, Огионе Молчаливом, который как говорят, когда-то остановил землетрясение, грозившее стряхнуть весь Гонт в море. Но не всё так просто… «На верхних болотах» — история из жизни Геда в бытность его великим магом, об опасностях, подстерешаюших на пути изучения магии. «Стрекоза» — рассказ о том, как после отречения Геда от звания Верховного Мага и магии в школу острова Рок прибыла девушка, желающая изучать магические искусства, и впервые за многие века Мастер Привратник впустил женщину в школу в качестве ученицы. И о том, что из этого вышло.

На иных ветрах[править]

Последний из романов о Земноморье. Король Лебаннен все еще молод, хотя уже не первый десяток лет сидит на троне, правит мудро и справедливо, снискав любовь подданных, вот только всё никак не обзаведется супругой и наследниками. К тому же, Земноморье так и не обрело нового Верховного Мага. И тут с западных островов начинают приходит пугающие вести о драконах, которые принялись нападать на посевы и дома, сжигая всё своим огнем. К дому же Геда прибывает странный путник, бывший деревенский колдун-лататель, никогда не обучавшийся в Школе острова Рок. Но каждую ночь он видит мучительные сны о стране, над которой никогда не гаснут немигающие звёзды, где не растут трава или деревья, в руслах нет ни капли воды, а в окнах домов не видно света. Геду отлично известно, что это за страна, вот только обычно побывать там удаётся лишь действительно сильным магам, никак не деревенскому колдуну… В конце концов, у королевского престола собирается престранная компания: деревенский колдун, измученный снами о загробном мире, волшебник с острова Пальн, магическое искусство которого всегда было наособицу от учения острова Рок, Ара, бывшая Хранительница Кольца, а ныне супруга Геда, Стрекоза, девушка-дракон, историю которой можно прочитать в предыдущей книге и прибывшая из полураспавшейся империи Каргад принцесса. Всем им предстоит понять, как же разрешить проблемы Земноморья и восстановить нарушенный естественный ход вещей.

Тропы цикла[править]

Основные[править]

  • Мир тысячи островов — тянет на кодификатор.
  • Магия имени — само явление, конечно, куда старше, но в фентезийной литературе «Земноморье» — тоже едва ли не кодификатор и уж точно один из лучших примеров проработки.
  • Программный язык Мироздания — Истинная Речь, в которой каждый предмет или существо имеют своё единственное настоящее имя.
  • Статичный сеттинг — на протяжении как минимум тысячи лет быт и жизнь жителей островов не особенно изменились, те же доспехи, мечи и копья, тот же бронзовый век. С учётом, что это датировка по упоминающемуся в книгах персонажу, жившему за тысячу лет до событий оригинальной трилогии, можно предположить, что застой длится гораздо дольше, тем более, что встречаются и упоминания героев. живших две тысячи лет назад. Впрочем, реальный бронзовый век тоже длился не одну тысячу лет, а здесь технический прогресс сдерживает ещё и магия.
  • Исландская правдивость и безумная тролльская логика — ими славятся волшебники, которые прибегают к этим приёмам, когда не могут или не хотят говорить о чём-то прямо. Также великими мастерами этого искусства являются все драконы.

Прочие[править]

  • Дракон — драконы Земноморься разумны и живут невероятно долго, но к людям не особо добры. Впрочем, и не злы. Скорей, они — как силы природы, могут быть злы или добры, но в целом равнодушны. Хотя некоторые драконы находят людей забавными. Истинная Речь, язык магии, которую люди учат с великим трудом, для драконов — родной язык, потому и магия для них не искусство или ремесло, а родная стихия. Драконы также мастера уловок и хитрых умолчаний. Хотя на Истинной Речи невозможно солгать, драконы искусно вводят собеседника заблуждение.
    • Вообще-то, драконы как раз могут и прямо лгать на Истинной Речи, так как они её, собственно и придумали. А вот люди - да, те на Истинной Речи лгать не могут.
  • Дракон в облике человека:
    • Как выясняется в рассказах, как минимум некоторые драконы могут приобретать человеческий облик и даже жить в нём годами.
    • А кроме того, изредка среди людей все еще рождаются те, кто соединяет в себе природу дракона и человека.
  • Дракон похож на кошку — глаза и движения драконов часто сравниваются с кошачьими, а голос разозлённого дракона — с шипением громадного кота.
  • Конъюнктурный пересмотр — первая трилогия и рассказы носили характер притч, повествуя о мире Земноморья и философских вопросах. Магия в них была прерогативой мужчин: запрет на обучение магии женщин прямо не упоминается, но нет и ни одного упоминания женщин-волшебниц или учениц школы. Встречаются лишь деревенские ведьмы и колдуньи, которые могут владеть несколькими заговорами, но высшие магические искусства им недоступны. В новой трилогии внезапно оказывается, что школа острова Рок была основана женщинами, изгнанными оттуда впоследствии после конфликта с магами-мужчинами и повествование во многом связано с этим. Далеко не все поклонники оригинальной саги оценили такой поворот, полагая что автор, к концу воьсмидесятых проникшаяся идеями феминизма третьей волны, поступила в духе тропа[3].
  • Маги живут долгоаверсия. Маги у Ле Гуин именно такие, каким им и положено быть в фентезийном каноне — мудрые, загадочные, многое знающие и могущие, водящие дела с драконами и загадочными силами. Однако никаких указаний на особое долголетие магов так и не появляется. Скорей всего, их срок жизни не превышает срок жизни обычного человека, крепкого здоровьем и ведущего здоровый образ жизни. Выглядят они тоже на свой возраст, с учётом вышесказанного.
  • Магический посох — знак полноправного волшебника, прошедшего полное обучение в школе острова Рок и инструмент его ремесла.
  • Маска приросла к лицу — это происходит с волшебниками, слишком часто прибегающими к заклятиям превращения. Раз за разорм принимая форму зверя или птицы, можно и в самом деле стать им, забыв о своём настоящем «я».
    • Такое случилось с самим Гедом. Спасло то, что его учитель, давший ему имя, разглядел в птице истинную сущность Геда и вернул ему истинный облик. В своё сознание Гед приходил несколько дней.
  • Темнее и острее — в основной трилогии тёмные стороны жизни общества Земноморья почти не упоминаются. Социальное неравенство, рабство и работорговля, нищета деревенских жителей, пиратские налёты, преступность — редкие исключения, чаще связанные с нарушением естественного порядка вещей. В новой трилогии всем перечисленным вопросам уделено существенно больше внимания.
  • Реткон опять же, в новой трилогии:
    • Магия сама по себе является вовсе не средоточием мудрости, а шулерски освоенным людьми запретным искусством, которого их предки клялись не касаться, заключая договор с драконами. Впрочем, в финале последнего романа говорится, что за прошедшие тысячелетия многое поменялось, магия стала естественной частью культуры людей и драконы не настаивают на дотошном соблюдении этой части договора.
    • Выясняется, что Коб-паук из «На последнем берегу» был скорее прав, потому что загробный мир-шеол — на самом деле следствие неудачной попытки древних магов создать искусственный загробный мир. Но как только заклятье было произнесено, в огороженном раю пересохли реки, угасло солнце и он принял известный из первой трилогии вид.
    • Обряд наречения Истинного Имени, который в оригинальном цикле является вторым рождением и обязательной традицией, на самом деле призван после смерти отправить душу в местный неуютный загробный мир. Что переворачивает с ног на голову все оценки и приоритеты оригинального цикла.
    • Древние Силы Земли — вовсе не враждебные чужеродные чудовища, а силы самой Матери-Земли, в силу женской сущности не понятые и оболганные большинством магов-мужчин. Как в это укладываются события первых двух книг, где мудростью и минимальным дружелюбием от Древних Сил, мягко говоря, и не пахло? Неизвестно.
  • Рунная магия — известно восемь магических рун, символизирующих некоторые архетипические качества, такие, как начало и конец, и наделённые магической силой. Девятая руна, руна единства, была утрачена. И восстановлена после событий «Гробницы Атуана».
  • Фанатская кнопка берсерка — так как всё-таки правильно, Ара, как в переводе И. Тогоевой, или Арха? В оригинале Arha, но есть нюансы (см. страницу тропа).
  • Шеол — так выглядит здешний загробный мир, как серая земля без растений или воды под вечным ночным небом, где тени умерших, даже возлюбленных и близких друзей, безразличны друг к другу. В последнем романе оказывается, что не всё так просто и такое состояние загробного мира — не естественный порядок вещей.
  • Эффект Телепорно — красильшика с острова Лорбанери из повести «На последнем берегу» в оригинале звали Sopli. В переводе он стал Попли.

Адаптации[править]

  • Мини-сериал Legend of Earthsea 2004 г. по первым двум книгам. В создании активно участвовало кастинг-агентство «WTF?» и стоит ли удивляться, что получился вопиющий неканон, по мнению как зрителей, так и критиков? И в целом впечатление сериал оставляет скорее неприятное. Автор книг сериал тоже изругала, правда, уже за отбеливание — у неё большинство жителей архипелага выведены очень смуглыми, как коренные жители южноамериканского высокогорья или индийцы. В книгах упоминаются и белокожие жители северных островов, и не менее светлокожие жители Каргада, как, впрочем, и чернокожие выходцы с южных островов? Ну, это же совсем другое дело! Вдобавок сериал переполнен фэнтезийными киношными штампами, а основное внимание, вместо философских притч оригинала, сосредоточено на войне между Империей Каргад и Архипелагом.
  • Фильмы студии Ghibli — Сказания Земноморья (2006). Первый мультфильм Горо Миядзаки, сына Хаяо. Вольная экранизация фэнтезийных книг Урсулы Ле Гуин, где вопиющий неканон сосуществует с прекрасной графикой. Что Ле Гуин, что Хаяо так и не смогли оценить фильм ни однозначно плохо, ни однозначно хорошо.

Примечания[править]

  1. Здесь и далее все цитаты из книг даны в переводе И.А. Тогоевой
  2. Взята с сайта автора: https://www.ursulakleguin.com/
  3. Автор, надо сказать, это отрицает, утверждая, что черновой замысел новых книг у неё возник ещё при написании трилогии Геда. Однако она же и заявляет, что до конца восьмидесятых она не видела, как именно вписать эти замыслы в историю Земноморья и о чём в итоге должно рассказываться в новых книгах.