Откровение у холодильника/Российские фильмы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Откровение у холодильника». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»,
    • новелла «Напарник». В финале новеллы прямо назван точный возраст Феди (Федя же и назвал). Действие происходит никак не раньше 1963 (цитата из Хрущёва, а также татуировка у одного из алкашей «ХОЧУ НА ЛУНУ») и не позже 1965 года… Неужели Федя — фронтовик, на войне немного спятивший и с тех пор на гражданке десятилетиями пьянствующий и хулиганящий? Хорошо, что Шурик провёл «разъяснительную работу»! Но вдумайтесь: поведение исправившегося Феди («Я!.. Я!!») — это всё ещё поведение не совсем нормального человека, который всего лишь ударился в другую крайность: последовательно отлынивал от работы, а теперь абсурдно-самоотверженно вызывается на все подряд сложные миссии, и его не смущает, что другие пятнадцатисуточники дружно ржут над ним… Ему что, вспомнилось, как на войне перед строем выкликали добровольцев?
      • В то время примерно каждый мужчина соответствующего возраста — фронтовик, если только не инвалид детства или не ценный специалист. Федя явно не является ни тем, ни другим, так что вывод очевиден. Более того, в этой истории фронтовиками должны быть примерно все персонажи мужского пола (кроме Шурика и пары молодых стиляг из отсиживающих пятнадцать суток — по возрасту). Что характерно, с актерами это полностью верно: Смирнов, Басов и Пуговкин — ветераны войны.
      • В этой связи особенно интересно смотрится то, что Федя, когда нужно, демонстрирует исключительно прямо прикрученные руки — водит технику, строит и т. д.
      • Режиссёр-постановщик (и один из соавторов сценария) Леонид Иович Гайдай — фронтовик. И актёр Алексей Макарович Смирнов, сыгравший Федю — фронтовик, IRL на груди целый «иконостас». И обе сцены, в начале («Огласите весь список, пожалуйста!») и в конце («Я!.. Я!!») — основаны на реальных эпизодах из фронтовой биографии Гайдая.
      • С «Я!.. Я!!», к слову, всё просто: Федя согласен работать весь оставшийся срок где угодно — лишь бы подальше от Шурика. В финале, узнав, что на все 15 суток он направляется на стройку, Федя натурально падает в обморок.
      • Насчет возраста — Феде 41 год. Если (что не факт) действие происходит в 1965-м, значит, он мог и не быть фронтовиком (во время войны ему было 16-19 лет). Если на фронт и попал, то уже в 1944-45-м. Хотя, с другой стороны, записавшись в юном возрасте добровольцем… Крыша у таких едет во время боевых действий будь здоров. Аркадий Гайдар тому подтверждение.
        • Если принять, что в 65-м Феде 41 — тогда в 1941-м ему было как раз 16-17 лет… А если действие происходит на полтора-два года раньше, то Федя и родился чуть раньше. Кажется, догадка сходится по всем признакам.
          • Родившийся в 1924-м Булат Окуджава на фронте успел побывать (1942). Так что и Федя вполне мог.
      • И вспомните, как моментально залег под «очередями» перфоратора Шурика. Явно сказались военные годы.
    • «Наваждение» — похоже Профессор не просто раскусил «изобретение» Дуба — он следил за его изготовлением с момента первого его выхода в эфир. Заметьте: принесённый им приёмник-«глушилка» сразу же был настроен на нужную частоту и сразу после включения начал вещать, что «лопух не догадался». Судя по всему, «лопуху» было интересно, как Дубу удастся спрятать своё «изобретение».
      • Глушилку не требуется настраивать на частоту. Конечно, желательно, для большей эффективности — но если мощности хватает, можно «шарахнуть» генератором шума и по всему диапазону. Любительский приемник Дуба сразу же потерял несущую.
        • Вот с прослушкой профессору пришлось приложить минимальные усилия — но это тоже не составит проблем для опытного инженера (а раз преподаватель — профессор кафедры, значит он, как минимум, к.т.н), если лабораторные макеты на кафедре и приемопередатчик Дуба паялись по одной методичке. Которую этот же профессор мог и написать.
    • Собственно «Операция Ы» — а что ждёт бабульку-божий одуванчик после доставки троицы в милицию? Разбирательство почему оставила пост и оружие на какого-то постороннего, с, как минимум, последующим увольнением?
      • Статья 100 УК РСФСР «Недобросовестное отношение к охране государственного или общественного имущества». До двух лет. Или общественное порицание (с учётом возраста и поимки «троицы» гораздо вероятнее).
        • Для заведения дела показания против неё должен дать Шурик, а ему это делать незачем. К тому же именно бабка в конце повязала всю компанию, доставила в милицию и имеет возможность рассказать свою версию событий, в которой она героически победила трёх мужиков и спасла Шурика. Ещё и награду получит, а Шурику достанется вечная благодарность и гибкое отношение к квартплате.
        • А порядком разгромленного склада для разбирательства недостаточно? Тем более, что Завскладом, вполне вероятно, попытается списать недостачу на «хулиганов». Вот только все три хулигана сдадут его с потрохами (им зачтётся помощь следствию — что ярко демонстрирует «Кавказская пленница», чьё действие происходит ну от силы через год-два после «Операции Ы»!), и сидеть ему теперь долго… А может и не очень долго — до приведения приговора в исполнение, с теми, кто расхищал в больших масштабах, говорят, не церемонились.
          • Вот он и пойдет под суд. А бабушка что? Что-то скажет, немножко попутается в показаниях, что могут списать на пожилой возраст… Все с ней будет нормально.
      • А Шурик вообще мимокрокодил (в библиотеку, да! В три часа ночи! Нет, не идиот — пересматриваем «Наваждение», там показан график работы библиотеки — 03.00-15.00) и увидел, как кто-то хозяйничает на складе явно не с добрыми намерениями. Проявил, как истинный комсомолец, гражданскую позицию (в «Напарнике» видно, что это для него характерно), вступил в потасовку, утёрся первой попавшейся под руку ветошью с хлороформом…
  • «Джентльмены удачи». Василий Алибабаевич явно непрост, хотя бы потому, что занимает лучшее место в камере. Дело об ослиной моче явно сфабриковано, примерно как подбрасывание наркотиков влиятельному криминальному боссу, которого надо посадить хоть за что-то. И бунт против Сан Саныча тоже он организовал. И в конце… оказывается на свободе. Сын — и соратник — ОЧЕНЬ крупного этнического криминального авторитета?!
    • Почему тогда Вася Алибабаевич не стал отрицать причастность к моче: «То бензин, а то — дети»? Почему спустил «Доценту» все его «сосиски-редиски»? Где его наколки, наконец?! Даже если он не сидел еще, но имеет крупные (в том числе родственные) связи, почему не связался с покровителями сразу же после побега и вместо этого сам увязывается за шайкой? Да и милиция, зная, кто «зайцем» сбежал вместе с «Доцентом», приняла бы меры. Скорее нежелание авторов усложнять сюжет комедии.
  • Фильмы Рязанова:
    • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — а ведь Ипполит, похоже, занимает завидное положение в обществе. У него есть своя машина, а в СССР рядовому гражданину, даже располагавшему необходимой суммой, приходилось ждать своей очереди годами. И хорошая меховая шапка, и дорогие духи, которые он преподнёс Наде в подарок. И держится явно с чувством превосходства, как привыкший командовать. Наверняка начальник средней руки (да еще и внешторговец, с правом выезда за границу?).
      • Кстати, а что будет с «начальником средней руки», вышедшим в новогоднюю ночь на приличный мороз (Лукашин в сухой одежде танцевал от холода) в насквозь мокрой одежде и явно нетрезвым? (Слово Божие гласило, что ничего плохого с ним не будет, потому что Ипполит просто не успеет выйти на холод: его, мокрого, заприметят в подъезде те самые, подпоившие его соседи, — уже «хорошенькие-хорошенькие», — закричат «Куда же ты в таком виде, замёрзнешь! Ночуй у нас!», и снова затащат к себе в квартиру, где переоденут в сухое и дополнительно «обогреют». Там он и вырубится.)
    • «Служебный роман». На «вечеринке у Самохвалова» Новосельцев читает стихи, выдавая их за свои… и выпадает в нерастворимый осадок, когда героиня Фрейндлих указывает ему, что Новосельцев «творил под псевдонимом Пастернака». Если вспомнить, что у обоих героев студенческие годы («дело» Новосельцева заведено в 1961 году, а Калугина ещё моложе Новосельцева) приходятся на период травли Бориса Леонидовича и его смерть, то получается интересный поворот. В те времена в СССР очень мало было тех, кто Пастернака и читал, и при этом не только не осуждал, да ещё и наизусть заучивал. При этом такие люди сами себя считали вызовом обществу, неформалами. Каково же должно было быть Новосельцеву, когда «Мымра» таким образом намекнула, что тоже была неформалкой, как и он сам? Если в тот момент из-за душевного волнения он и не осознал глубины намёка, то позже — дома у холодильника — он наверняка грохнулся на табуретку, лихорадочно трясясь и вытирая пот. Несомненно, это осознание и послужило одной из пружин зарождения их любви.
      • Хотя с творчеством Пастернака Мымра могла познакомиться и более зрелом возрасте. Но и в этом случае Толя просто не мог не впечатлиться тем фактом, что Калугина не только относится к Пастернаку без малейшего осуждения, но и явно недовольна новосельцевским «самозванством насчёт авторства». «Мы с ней оба любим стихи одного и того же поэта…»
      • Никаким начальником отдела «легонькой промышленности» Анатолий Ефремович так и не станет. Когда Калугина уйдет в отпуск по уходу за мальчиком, на её место почти наверняка сядет Самохвалов (с приставкой и.о, а может и нет), который своего недруга ни дня терпеть не станет. Это если «Юрочке» позволит такое самоуправство министр (согласно Слову Божию — бывший любовник и несостоявшийся муж Калугиной, «уведённый» от неё той самой подругой, о которой она рассказывала).
        • Справедливости ради: Рязанов нигде ни разу не написал про именно такую роль министра в повествовании — просто говорил об этом устно, и сам же оговаривался, что не уверен в полезности такой сюжетной детали, но не уверен и в её пагубности.
    • «Гараж». Почему Якубов сразу не сказал председателю Сидорину о том, что он ветеран? Действительно ли он просто постеснялся? Ведь если бы его на самом деле исключили из кооператива, то он бы смог просто-напросто уничтожить Сидорина, донеся этот факт до вышестоящих инстанций, и место в кооперативе ему бы наверняка вернули. А так Сидорину удалось выскользнуть и хотя бы частично сохранить лицо.
      • Фильм вообще оставляет вопросов больше, чем ответов. Например, если исключали всех блатных, то есть тех, кто не относится к институту, то почему не исключили дочку профессора (да, отец — сотрудник института, но она — нет) и музыканта? Что ожидает ветеринара завтра, когда замдиректора выйдет на работу и вспомнит про то, как он переметнулся против неё? Само по себе исключение т. н. блатных несправедливо и не факт, что законно, тем более, что исходя из слов правления, они вошли в кооператива на начальном этапе, когда сотрудники института не особо горели желанием в него вступать. Что мешало исключить последних четырех членов, вступивших в кооператив? Сядет ли директор рынка в тюрьму за клевету, или сможет доказать факт взятки и сядет за взятку, или же все сделают вид, что ничего не слышали? Продолжит ли работу героиня Ахеджаковой после того концерта, который устроила всем членам кооператива?
        • Музыканта, полковника и дипломата принимали в кооператив решением общего собрания, директора рынка и сына Милосердова — решением Правления. Сидорин на эту тему сразу пояснил, что ввиду этого первых трех Правление отчислять не может. А за Сидорина можно не беспокоиться. Как он ответил Смирновскому, помните? «Вы крупный ученый с мировым именем, говорят, с мировым именем, вы член-корреспондент, в институте все зависят от вас…» Это, кстати, к тому, почему вопрос о гараже его дочки даже не вставал: конфронтация со столь значительным человеком никому не нужна. Даже у директора рынка нет мирового имени; ссора с директором рынка может принести мелкие бытовые неприятности, но не поставит крест на научной карьере. Однако Сидорин продолжает: «…все зависят от вас, кроме меня. Я всего-навсего ветеринар. Если вас даже академиком изберут, звери от этого болеть не перестанут, их надо лечить.» То есть он открыто, и при том в довольно хамской форме, в лицо Смирновскому заявляет, что на почве своего ветеринарства будет не по зубам даже академику. Именно Сидорин тут же первым, и опять же в лицо Смирновскому, озвучивает мысль, что два гаража на одну профессорскую семью это что-то как-то многовато — для сравнения, Аникеева осмелилась это произнести только под утро, когда всем уже стало всё равно. С чего бы это этот ветеринар такой, извините за выражение, борзый?
          • Обычный ветеринар по очевидным причинам умеет лечить в основном либо собак и кошек, либо коров, свиней и лошадей. Все прочее — громадная редкость. Поэтому ветеринар подобного института (или крупного зоопарка), который умеет управляться и с птицами, и с обезьянами, и с улитками — уникальнейший специалист, таких, как он, даже в крупном городе один-два человека, и заменить его (по крайней мере быстро) просто невозможно.
          • Ну или можно профантазировать о важности не по официальному чину и её причинах. От местного теневого дельца и до внештатного сотрудника КГБ
      • Из-за исключения ветерана испугалась как раз Анникеева. Сидорин же отнесся вполне спокойно. Видимо, действительно не он вносил кандидатуру Якубова. И все можно свалить на замдиректора.
      • Ёлки-моталки. А ведь по итогу всего этого тарарама на собрании — «коррумпированный и скользкий» председатель кооператива, тов. Сидорин (В. Гафт), вылетит из председателей со свистом! И эту должность, вероятнее всего, с одобрения народа займёт тов. Хвостов (А. Мягков) — тот, который почти весь фильм был с воспалительным параличом голосовых связок, а в финале «обрёл голос» и показал себя недурным и даже несколько суровым организатором.
    • «О бедном гусаре замолвите слово» — пополам с бонусом для гениев. Почему Мерзляев, которому, по идее, положено быть оплотом самодержавия, цитирует при общении с молодой девушкой не абы кого, а Александра Сергеевича Пушкина, автора строк про «обломки самовластья»? Не иначе, как хочет показать (или сделать вид), что и он является тайным поклонником погибшего невольника чести… Это равносильно тому, как если бы КГБшник начал цитировать Мандельштама.
      • Кстати, Эльдару Рязанову однажды повстречался КГБшник в немалом чине (который должен был вроде наказать знаменитого режиссёра, но в целом доброжелательно к нему отнёсся), и, к изумлению Эльдара Александровича, боец невидимого фронта оказался (как и сам Рязанов) знатоком, любителем и ценителем не только Ахматовой, но и Пастернака, Н. Гумилёва, Мандельштама и Цветаевой. Цербер, у которого дома были и зарубежные издания этих авторов, запрещённые к ввозу в СССР («кто что охраняет — тот то и имеет»), некоторое время с удовольствием обсуждал с Рязановым тонкости поэзии. Произошло это до съемок «О бедном гусаре…», так что Рязанов, составляя вместе с Гориным сценарий, мог просто вспомнить — и сделать отсылку.
      • Пушкин воспринимался как «Наше Всё» уже при жизни всеми вплоть до императора Николая I, соответственно, его цитирование было нормой для культурного человека (а Мерзляев все-таки таковым является). Понятно, цитировать можно было не все, но про обломки самовластья речь и не шла.
  • «Дом, который построил Свифт» — и Стелла, и Ванесса утверждают, что одна из них мертва. А Стелла даже признаёт, что мертвы обе. Так что, Ванесса сумасшедшая, раз считает себя той самой Ванессой, а Стелла обманывает?
    • Хотя, возможно, это и есть настоящие, но тогда это либо призраки, либо Реинкарнация.
      • Всё проще. И Стелла, и Ванесса, и, собственно, сам нынешний Свифт — актёры труппы, нанятой Свифтом прежним. Или, как вариант, медсёстры Ванесса и Эстер первоначально были приставлены с Свифту для лечения, а потом заразились лицедейством и стали отыгрывать роли по согласованию со Свифтом, точно так же, как впоследствии это стал делать доктор Симпсон.
    • Ещё один момент. Заглавный герой переживает флэшбэк, среди высказываний о нём был разговор мальчика и его матери: ребёнок заинтересовался книгой Свифта, а мать его отдёрнула. Неужели этот мальчик — доктор Ричард Симпсон и заинтересовали его приключения Гулливера? Учитывая, что в начале фильма этот герой является насквозь прожжённым реалистом, вполне возможно, что его так воспитали сухари-родители и у парнишки в голове возникли соответствующие постулаты.
  • «Москва слезам не верит» — слесарь Георгий по каким-то своим причинам не может допустить, чтобы его женщина была по социальному статусу выше него самого. Но давайте пересмотрим отрывок, где Гоша идет к Кате в гости. Гоша, тебя ничего не насторожило? Ни то, что приглашают тебя в гости не в коммуналку, а в отдельную квартиру? Ни то, что квартира эта не в какой-нибудь унылой хрущобе, а в престижной кирпичной многоэтажке с улучшенной планировкой? Ни то, что входная группа в подъезд этого дома со стеклянной дверью (в семидесятые-то! Да даже 40 лет спустя светопрозрачная подъездная дверь это, как минимум, претензия на какую-никакую небыдловость)? Ни то, что у подъезда припаркована черная «Волга» и «Мерседес»? «Мерседес», Карл! Георгий! Ты ж вроде не дурак, чтобы верить, что фабричная швея может иметь отдельную квартиру в престижном доме, рядом с которым аж иномарки паркуются. Ой, Георгий…
  • «Кин-дза-дза» — в паре инопланетян чатланин, т.е. «господин» Уэф (Леонов) ведет себя вульгарно и хамовато, а пацак, т.е. «слуга» Би (Яковлев) несколько аристократичен и срываясь отвешивает Уэфу щелбаны. На самом деле все логично - Уэф и Би родом с «пацакской» планеты Хануд, а на «чатланском» Плюке застряли потому что Хануд транклюкирован. Т.е. изначально это Уэф слуга Би, а не наоборот. До автора правки этот нюанс их взаимоотношений дошел только после второго или третьего просмотра.
  • «Маленькая Вера». Небритый Серёжа спрашивает «Где моя бритва?» — и вдруг на Веру накатывает приступ неудержимого хохота, просто ржачная истерика какая-то. Что она нашла смешного?.. А что если отец Веры так неоднократно спрашивал у матери Веры? Тогда Вера в этот момент подумала что-то, похожее по смыслу на «Вот она, преемственность!» (только, разумеется, не таким книжным словом).
    • Так именно что и спрашивал. Ранее в фильме есть момент, где отец у матери спрашивал, где же его бритва.
  • «Особенности национальной рыбалки». Концовка: «Горючее кончается, лейте водку в баки, иначе не уйдем». Подводная лодка под водой ходит на электричестве. Так что хитрый капитан попросту развёл гражданских, подсунув им горловину, ведущую в какую-то пустую ёмкость, куда они вылили всю спасенную водку!
    • Возможно, по замыслу авторов фильма — просто правило прикольности. Но это не отменяет изящной догадки: ведь, как ни крути, субмарины под водой всё же не ходят на спирту.
    • Если подлодка оборудована шноркелем, то и под водой может идти на двигателе внутреннего сгорания. Другой вопрос, что залить водку в качестве горючего для дизельного двигателя — это значит в течение ближайшей пары минут угробить дизельный двигатель. Не паровоз, чай, чтобы работать на всём, что горит.
      • Ну это же секретная подлодка. И двигатель у неё наверняка секретный. Чего вы придираетесь, мазуты жидкие под солидолом?
    • Вообще-то в американском фильме «Убрать перископ» был похожий момент, когда дизельной подлодке надо было уйти от атомной. Старый бортмеханик добавил в солярку весь имеющийся на борту алкоголь, утверждая при этом, что это добавит несколько узлов скорости. Так что речь (в первом фильме) скорее была не о замене соляры водкой, а о попытке поднять октановое число.
      • Всё же не октановое, а цетановое, если речь идёт не о бензине, а о солярке. И не факт, что этанол улучшает этот показатель.
      • В «Убрать перископ» подлодка уже двигалась в НАДводном режиме и работала за счет дизелей.
      • Афаир, в фильме специально подсвечивается, что лодка настолько крутая, что «ходит на всём, что горит», шли они буквально у поверхности, а для дизелей число не октановое, а цетановое, и его увеличение ничего великого не даст.
      • При этом атомная подлодка с какого-то бодуна всплыла на поверхность, а значит, существенно замедлилась. Ведь это только дизельные подлодки времён Второй мировой ходят быстрее на поверхности. Современные «огурчики» — как раз наоборот.
  • «Тайский вояж Степаныча» — главгерой предотвращает кражу с завода и владельцем завода премируется «семейным туром на одного человека» в Таиланд (два тура из трёх под недоуменным, но молчаливым взглядом милицейского начальника изымает директор завода). Воры утром первого января выносят с завода… ящик поллитровок «Фанты», под ногами стоит ящик минералки, в загружаемой машине мельком видны такие же ящики с минералкой в один слой. И что, предотвращение такого «крупного» хищения премируется тремя путёвками (хоть и горящими, хоть и на второе января, хоть и в Паттайю)? Или может это только повод навесить на неудачливых воришек все недостачи за, скажем, предыдущий год?
    • Тому, кто прочёл литературный первоисточник, ничего пояснять не нужно. Склад на заводе был из тех, где пожар случается аккурат накануне ревизии.
  • «День выборов» — внутримировой пример. Герои с подачи Цаплина половину фильма пытаются угадать вопрос из кроссворда про хвойное дерево на «П» из трех букв. «П» там возникло из фамилии Пушкина, а он подтверждается стихотворением про няню. И только в самом конце, когда осоловевший кандидат уходит читать избирателям «Ты жива еще, моя старушка», Лешу осеняет: «Ель. Хвойное дерево на «П» — ель. А поэт — Есенин. И не «К няне» — «Письмо к матери». Какая фигня, какая фигня, Господи!».
  • «Телеграмма», 1971 год. Сценарий вообще насыщен ненавязчивыми подтекстами (к которым Ролан Быков щедро добавил режиссёрских, так что вышел некоторый перебор), но самый сильный среди них тот, что перед нами один из немногих советских фильмов о проблеме послевоенного ПТСР. Добро бы Катя только дочери ничего не рассказывала о своём героическом прошлом в партизанско-диверсионной бригаде — но она с самой войны ни разу не была ни у своего командира, которому, вероятно, спасла жизнь и который с некоторых пор прикован к постели, ни у соседей по старому адресу, да и с фронтовой подругой видятся явно не часто, а та впервые у неё в квартире, хотя и знает адрес. При этом все находятся в Москве в пределах посещения всех локаций за полдня (и это по незнакомым адресам и вперемежку с распутыванием квеста). Но к некоторым страницам биографии не хочется возвращаться даже спустя четверть века…
    • При этом память об Антоне среди супругов Пятипал, похоже, чтится и не является скользкой или табуированной темой, так что дочку явно в честь него назвали Тошей (Антониной) уже спустя двенадцать лет после войны.
    • А то, что Тошиного дедушку, друга Маяковского, играет Михаил Яншин, жена которого, Вероника Полонская, была любовницей Маяковского и фактически свидетельницей его самоубийства, в те годы, пожалуй, бонус для тех, кто в теме.
  • «Один в поле воин» — простоватый толстяк-журналист в начале фильма рассказывает много всяких неправдоподобных баек в госпитале, главный герой ему, ясное дело, не верит, верят ли медсёстры и санитарки — ещё вопрос. Но последняя серия намекает, что корреспондент «Фронтовой правды» не сильно заврался, во всяком случае, её события стали его очередной байкой. К тому же он отлично владеет немецким, метким выстрелом спас главного героя, да и за статьёй в прифронтовую полосу кого попало не пошлют.
  • «Чтобы выжить» — Джафар показан как умный и жестокий бывший КГБшник, ставший наркодельцом, но так ли это? Как говорил герой Меньшова: «Сейчас непонятно, то ли человек бандит, то ли он исполняет свой интернациональный долг». Так и Джафар вполне может оказаться не «бывшим», а действующим разведчиком, посаженным для контроля за целым регионом (представьте сколько информации проходит через такого человека), а весь конфликт с главными героями — всего лишь цепь случайностей.
  • «Приключения Электроника». Электроник ночует в магазине игрушек, прикинувшись манекеном школьника в витрине. Майя приходит к нему и пытается достучаться сквозь стекло, на что прохожий сердито отчитывает её, мол, магазин ещё закрыт. Майя пишет мелом на асфальте, что Сыроежкину нужна помощь, Электроник видит эту надпись, выбегает из магазина, и они вместе несутся к школе. Ладно, отпирать любые запертые двери Электроник, как мы видели, умел. Но получается, он сбежал, оставив магазин без продавцов открытым настежь? Ай, молодца!
    • Электроник умеет и закрывать двери обратно, так что всё в порядке.
    • Уметь-то умеет, а знает ли, что вне часов работы учреждения общественного пользования по умолчанию должны быть закрыты? Судя элементарно прошедшему у стамповцев трюку «хочу попасть в музей, но не дают» позже по фильму — скорее нет.
  • «Отроки во Вселенной» — считается (автор правки, впрочем, не уверена, что это канон), что перегорание роботов-исполнителей от задачки про А и Б связано с их выдающейся тупостью. Но адекватно спроектированная система — даже не обладающая искуственным интеллектом — в этой ситуации ответила бы «запрос некорректен» или «ответ не найден». Неадекватно спроектированная выдала бы stack overflow, в крайнем случая BSoD, но никак не перегорела бы с концами. Тут уж одно из двух: либо Ахиллесова пята (хотя, если подумать, это уже Ахиллесова фигня какая-то: вряд-ли местным так уж не свойственны такие загадки, если они поддаются переводу на местный язык) заложена намеренно, но никто до главных героев не сумел ею воспользоваться, либо они просто вот настолько отвратно сделаны (нет алгоритма прерывания). Во втором случае… В общем-то, вполне понятно, почему кончилось все так плохо.
    • Именно так. Были бы местные жители хорошими программистами, не было бы у них проблем, от которых их понадобилось спасать.
    • Или же герои по счастливой случайности угадали заложенный в роботов пароль для самоуничтожения.
      • Вы только учитывайте, что снималось это в 70-е, когда компьютеры были большими и не всем известными. Да и не инженер-программист этот сценарий писал…
    • Не забываем про «Осталась ваша буква И». Либо «пароль поменяли», а «уязвимость пропатчили» (кто?). Либо же те компьютеры были (все вместе) само-обучающейся само-эволюционирующей системой, просто это показано не так прямо, как в «Страж-Птица» и «Сталь разящая».
      • Или у роботов-вершителей был логический модуль, что позволило им сразу разгадать загадку про А и Б. А у роботов-исполнителей его не было, вот они и сгорали, загрузив свои мозги вычислениями.
    • И вообще, роботы как-то по-человечески тормоззят от детской загадки. В меру разумения, совершенно точно ответили бы «осталось NULL» — и детского фильма не было бы.
  • «Королевство кривых зеркал». Помните такое — по улицам радостно бегают дирижёр со свитой пажей, которые весело распевают «Ква-ква-ква»? Это что ж получается — при живом короле наиглавнейший министр Абаж взял аж такую власть, что всё формально подчиняется именно ему?! Ну, с другой стороны, при таком-то короле — неудивительно. Нушрок, судя по тому, как он себя ведёт, как говорит, как смотрит и даже как одевается, является сугубо военной косточкой, заведует, опять же, делами военными, а потому, в силу воспитания и мышления — переиграть хитрого интригана Абажа на его поле не может, а потому и злится, и решается на открытый переворот — а что, армия его поддержит. О чём он непрозрачно намекает королю Йагупопу во время аудиенции тет-а-тет и заодно напоминает ему, что бывает с королями, которые не дружат с военными, чем пугает Йагупопа до икоты и фактически выбивает себе положение диктатора. — «Угу…» — «Что „угу“?» — «Всё! Всё — угу!». Проведавший об этом Абаж не на шутку пугается сам (ещё бы, стоит Нушроку покрепче взять в руки вожжи — и угадайте, чья голова полетит первой?) и немедленно заключает союз с дочерью Нушрока Анидаг, которая отца, мягко говоря, не любит… Хотя знаете, возможно, этому место в необузданных догадках.
  • «Не покидай...» — когда Атаман начинает петь, он передает поводья коня не одному из сообщников, а солдату из эскорта. Уж не было ли у разбойников своего человека в свите?
  • «Господин оформитель»: Платон убеждён, что встреченная им копия его давней знакомой — это ожившая и сбежавшая кукла, которую он сделал. Вот только похожие люди в жизни встречаются и без всякой мистики, а кукуха у оформителя явно не на месте (наркомания, одержимость, беготня за монашками). И что это за мумия в мастерской, с которой он проделывает странные манипуляции, похожие на удушение? А ведь похоже, что оригинал они и убили-с!