Кино и немцы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
«

На поляне идет бой Немцы падают гурьбой Партизаны вилами их убивают Матом режиссёр орет Съемочный процесс идет Это про войну и танки фильм снимают…

»
— Красная Плесень
« Нет, правда! Фильм снимал не Геббельс? »
— BadComedian об одном из образчиков

(link)

Типовые типажи от Таганая.

(link)

По местам стоять — к погружению!

Чем меньше остаётся живых ветеранов, тем более раскручивается в России тема Великой Отечественной Войны. И снимается ОГРОМНОЕ количество фильмов и сериалов на эту тему. И всё бы ничего, да вот только количество не означает качество, так как получается по большому счёту кино и немцы.

Причины:

  1. Поколение нынешних режиссёров и сценаристов, в основной своей массе и так не блещущих творческой искрой, отделено от военного поколения во всех смыслах.
  2. То же касается и актёров.
  3. Отсюда незнание даже элементарной матчасти[1], неестественно гламурная внешность героев.
  4. Современная актёрская школа в России, увы, по сравнению с СССР деградировала.
  5. Идеологический раздрай в современном российском обществе. Монархисты, коммунисты, либералы — вместо того, чтобы просто и честно снимать про людей, сражающихся за Родину, за Честь, за Свободу, режиссёр старается угодить всем политическим силам. В итоге получается, как в басне про слона-пейзажиста — ералаш. Это в лучшем случае. В худшем ставку делают явно не на те силы, что победили в той войне.
  6. Собственно пропаганда. Даже тот, кто ненавидит Софью Власьевну во всех её проявлениях, не может не понимать, что достижения современной России по сравнению с СССР, деликатно выражаясь, весьма скромные. А для лояльности нации необходим в том числе и повод для гордости. Каковым и служит бесконечное напоминание о подвиге дедов. Но тут есть и обратная сторона: эдак народ ещё решит, что при всех тяготах деды жили в лучшем государстве, чем сейчас! А этого допустить никак нельзя. Так что срочно добавляем стреляющих в спину заградотрядовцев, нелюдей-энкавэдешников, командиров-алконавтов и прочих бабаек.[2]
  7. Да и молодёжь ведь любит, чтобы много бахало и взрывалось. И чтоб девчата-бойцы были смазливые и с большими сиськами. И любви побольше, пострастнее, а то нонешние барышни заскучать изволят-с.
  8. Попили́м-попили́м-попили́м бабло, попили́м-попили́м-попили́м бабло, попили́м бабло, попили́м бабло, попили́м-попили́м бабло![3] Естественно, не ту часть, которая выделена на спецэффекты. Экономить лучше на сценаристе и на дублях. Хотя, если деньги выделил Минкульт, можно и на спецэффектах сэкономить — искусство, финансируемое за казённый счёт, полностью самодостаточно и в такой мелочи, как зритель, может вообще не нуждаться.

В итоге выходит то, что выходит. Кино? Кино. Немцы? Немцы. Но к Великой Отечественной Войне подобная продукция имеет… весьма косвенное отношение.

Впрочем, истоки жанра прослеживаются еще в СССР. По некоторым сведениям, само выражение, давшее имя статье, возникло ещё в 40-х — 50-х годах, когда по горячим следам снимали приглаженные картины о умных и бравых красноармейцах, комсомольцах и пионерах, которые с лёгкостью обставляют тупых и трусливых фашистов, и если в собственно военное время такой подход мог быть оправдан необходимостью укреплять боевой дух бойцов через высмеиванье противника, то в мирное, да у тех, кто своими глазами видел, как оно было на самом деле, подобные картины вызывали в лучшем случае снисходительную усмешку[4]. А спустя годы уже к 40-летию победы наклепали довольно много низкобюджетных ходульных бездушных штампованных фильмов, где на историю плевали как хотели. Точнее, хороших фильмов наклепали тоже изрядно, а дальше сработал закон Старджона. На тех фильмах выросло поколение нынешних киноделов, с чем всех нас и поздравляем.

Характерные признаки[править]

«

Не то, чтобы в 1941—42 гг. на фронтах царил совсем полный хаос — будь это так, Гитлер бы победил, чего не произошло, но хаотичности было через край и всякое действие давалось с огромным трудом через перенапряжение всех сил. … Но и в увлекательном детективе «По законам военного времени», и в других фильмах эта хаотичность, как-то преодолеваемая только импровизацией и на пределе сил, совершенно отсутствует. Герои в идеально отутюженных мундирах с кубарями и шпалами в петлицах разъезжают на чёрном лимузине, и ни стирка и глажка военной формы, ни заправка автомобиля бензином не являются проблемой. Очевидно, прачечные и бензоколонки — в условиях рушащегося фронта — всё равно встречаются на каждом шагу. Условность детектива, повторимся, неизбежна, но тут уже гламурность всё-таки чрезмерна. Не то, чтобы все должны быть в дерьме, как завещал великий А. Ю. Герман, но какой-то намёк на невыносимо тяжкие обстоятельства должен же присутствовать — он был даже при советской цензуре.

»
— Максим Соколов. «Поосторожнее с гламуром»

(link)

Типичные косяки российских фильмов о ВОВ (снова Таганай)
  • Большинство героев — красавцы и красавицы в гимнастёрках «от кутюр», с густыми и блестящими от дорогого шампуня волосами (часто явно крашеными). Или — лоснящиеся пухляши с брюшком и двойным подбородком, даже в концлагерях (!). Грязью и сырой землицей мажутся дозированно, так, чтобы только оттенить свою суровую красоту. Лица божественно-одухотворённые, что является заслугой не актёров, а гримёров. Даже в массовке редко можно встретить усталых запылённых мужичков с самокруткой в огрубелых пальцах, «обычных, в сущности, людей», как характеризовал их Михаил Ромм в фильме «Обыкновенный фашизм», а уж среди главных героев это вообще дефицит. В особо тяжёлых случаях девчата щеголяют ботоксными губёшками и силиконовыми сисечками.
  • Разговаривают эти небожители эдакой скороговоркой, бормоча себе под нос, на современный манер, а в критические моменты ПЕРЕХОДЯТ НА КРИК!!!
  • Любоффь!!! У современных кинематографистов вообще какой-то пунктик на любви — практически в каждой аннотации, будь она к драме или комедии, герою «предстоит обрести свою любовь». Так что и советские бойцы, в полном соответствии с заветами не появившегося ещё тогда поколения хиппи, предпочитают заниматься любовью, а не войной.
    • Первый и третий признаки пришли в российское кино прямиком из Голливуда, о чём писали ещё Ильф и Петров. После падения «железного занавеса» отечественные режиссёры начали активно заимствовать киноприёмы западных коллег — и понеслась!
  • Сталин! НКВД!! ГУЛАГ!!! Не, ну в принципе, и такое было, но тут просто педаль на другую сторону земного шара! И без какого-либо обоснуя вообще.
  • Войну выигрывают штрафники, уголовники и репрессированные. А если не они, то разведотряды (порой хотя бы частично состоящие из этих же категорий). Опять же, всё это существовало в реале, штрафбаты тема вообще интересная и экзотическая, однако их было на порядок меньше обычных частей — а судя по кино, армия состояла сплошь из штрафников и особистов. Да и разведотряды с диверсантами уже начинают надоедать…
  • «На войне атеистов нет». В принципе, на войне есть всякое, а интересную тему религии/веры/духовности на Великой Отечественной войне в СССР что придворные летописцы, что кинематографисты вообще не изучали/не поднимали, известно почему. Хотя есть и исключения (Бондарчук не испугался показать, экранизация Шолохова-таки!). Понятно, что такую тему сейчас поднимать можно и нужно, однако нередко это становится академической иллюстрацией к пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибёт», и ладно бы, если бы только себе. В результате, вера превращается в какую-то магию, сокрушающую цитадели, на героях вырастает непробиваемая сюжетная броня, в танке икону вешать не будет смысла, потому что командир и так уже с нимбом над головой, а неверующими остаются только злобные и трусливые особисты.
  • Синдром добрых немцев. Глядя на этих милых благородных людей, непонятно, как они могли с улыбками фотографироваться на фоне повешенных людей и жечь деревни вместе с жителями. Наверное, это Сталин чекистов послал, чтобы немцев подставить, а фотографии отфотошопил. Справедливости ради, зверствовали далеко не все солдаты Третьего рейха, но и тех, что вешали, сжигали и убивали, было вполне достаточно, чтобы оставить о себе соответствующую память.
    • Либо же наоборот: изображение немцев тупыми нацистами, голливудскими злодеями или безликими головорезами. В среде особо одарённой публики бытует мнение, что такими их, собственно, показывать и надо. Признак хорошего военного фильма — это то, что зверства в нём творят в принципе обычные люди, не так уж далёкие от нас с вами. Скажем, в «17 мгновениях весны» немцы показаны вполне себе «с человеческим лицом», что никак не противоречит идее «Нацизм — это зло».
      • Распространено заблуждение, что это в советском искусстве не допускалось изображение «хороших немцев». Это, разумеется, пиз… полная чушь. В советское время вполне себе спокойно выпустили фильм Марка Донского «Здравствуйте, дети!», где показана дружба двух мальчишек из СССР и Германии, у которых отцы погибли на фронте, но, так сказать, с разных сторон, и к обоим они приходят во сне; те же «Семнадцать мгновений весны» с вполне располагающим образом вермахтовского генерала и героическим самопожертвованием солдата Гельмута; роман Виталия Закруткина (фронтовика, между прочим) «Матерь человеческая» и его экранизацию, где героиня, у которой фашисты сожгли мужа и сына, пытается выходить немецкого мальчишку-солдата. (А попробуйте сейчас — героические бойцы диванного фронта, у которых, видимо, душенька болит за Отчизну больше, чем у советских людей, переживших фашизм в реале, затравят почище, чем злосчастного школьника из Уренгоя.) Но одно дело — показывать, что и среди врагов порою встречались более-менее нормальные люди, и совсем другое — что их там было гораздо больше, чем в командирском составе Кроваво-Красной Армии, и что они единственные сострадали рядовым советским бойцам, вооруженным одной трехлинейкой на троих/черенками от лопат и подгоняемым в спину шквальным огнём заградотрядов по приказу лично Сталина, который перед тем лично пересажал и расстрелял половину их близких и изнасиловал трупы[7].
    • Немцы, как положено, насилуют и расстреливают советских граждан, но даже они выглядят не такими уж злодеями на фоне красномордого гэбиста, который ненавидит фашистов исключительно потому, что расстреливать и насиловать советских граждан имеет право только он и только по личному приказу товарища Сталина.
  • Синдром добрых русских aka понять, простить, трусы спустить — ну как порядочному человеку не пожалеть бедных, голодных, оборванных немецких военнопленных! Они ведь самом-то неплохие ребята, это всё Гитлер проклятый виноват и в штаны им при наступлении советских войск насрал тоже он. Так что советские бабоньки, включая и тех, кто не дождался мужа с фронта, будут крутить с пленными оккупантами большую и чистую любовь и даже рожать от них детей. Потому что, во-первых, какая разница, лишь бы член стоял, а во-вторых, сострадание должно быть подкреплено делом… А потом придут красномордые гэбисты и всё опошлят.
  • Заградотряды неизменно сидят за спинами наступающих частей и стреляют прямо в своих атакующих (!) солдат[8]. Про то, что заградотряды действовали за много километров от линии фронта и в основном отлавливали (именно отлавливали и возвращали, расстрелянных практически не было) дезертиров, а также служили последней линией обороны, режиссёры и сценаристы не слышали. Это не говоря уж о том, что остановить бегущую дивизию огнём нескольких пулемётов можно разве что в Вархаммере книжках Дэйлов Браунов и Джонов Хэкеттов[9].
    • Прочитать приказ 66 227 и узнать, каковы были функции заградотрядов, и, особенно, из кого их комплектовали, и при чём здесь НКВД также слишком сложно.
  • Фашисты вооружены не хуже штурмовиков Империи, а то и лучше, судя по невероятно красивым и эффектным компьютерным взрывам. Удивительно, как наши бойцы вообще умудрялись выживать под таким огнём. Непонятно даже, зачем Гитлеру при такой огневой мощи понадобилось ядерное оружие? Благо хоть лазеров и боевых роботов на вооружении немцев нет. Шо, уже есть?! Впрочем, и от нас идёт столь же крутая ответка. Каждый эсэсовец, судя по грохоту сапог, весит не меньше хорошо откормленного ваховского орка. Когда эсэсовцы маршируют, под их ногами дрожит земля[10].
    • Это при большом бюджете. При маленьком они неуклюже топочут, как неумелые реконструкторы-любители. А взрывы так неубедительно-компьютерны, что непонятно, зачем нашим бойцам были танки, когда можно было спокойно пройти сквозь арт-огонь и выдать супостатам звиздюлей вручную.
    • И, напротив, советские солдаты частенько бывают вооружены, в лучшем случае, одной винтовкой с одним патроном для себя на десятерых, в худшем — поделками из спичек и желудей (а все пулемёты находятся у заградотрядов и стреляют исключительно по своим). Конечно, в воспоминаниях фронтовиков эпизоды нехватки оружия вполне описываются — когда речь идёт о попавших в окружение или отрезанных от снабжения во время отступления первых недель войны частях. Так-то армия, конечно, снабжалась исправно, ведь для фронта и победы вкалывали буквально все. Но режиссёры, пущей драмы ради, с удовольствием проецируют экстренные ситуации на всю войну, вооружая победителей черенками от лопат. Явление, скорее всего, нагло позаимствовано у американских коллег, которые ещё в 1990-е обратились к теме этой самой победы советских воинов вопреки отсутствию средств, причём многие американские кинематографисты реально хотели как лучше (и думали, что снимают правду), а потом очень огорчались, когда приглашённые на премьеру советские ветераны Сталинграда благодарили их добрыми матерными словами.
  • Пафос, нередко перетекающий в бафос.
  • ЭПИЧНАЯ музыка.
  • Экшн-понос.
  • Слооооооооооооооооооооооооооууууууууууууууумооооооооооооооооооооооооо (да, на экране это выглядит именно так). Применяется по поводу (для драматизЬму) и без (потому что современные «творцы» прутся от слоу-мо).
  • Глянцевая, красиво подсвеченная картинка.
    • Опять же, при большом бюджете. При маленьком — картинка сериальная.
  • Нововведение от Бондарчука — 3D. Уж конечно, без трёхмерного изображения кино про Великую Отечественную войну было неполноценным. Национальная трагедия — это ведь аттракцион. Надеемся, что следующим шагом кинотворцов не станет ремейк «Иди и смотри» в 5D с соответствующей инструкцией на билете: «Когда эсесовец на экране пустит из огнемёта струю, разорвите пакетик, выданный вам на входе, и вы почувствуете запах горящего человеческого мяса».
  • Не в ладах с военным делом. Немцы у гениальных творцов бомбят лагеря ГУЛАГа с невинно репрессированными комдивами, а в некоторых случаях даже посылают на их захват диверсионные группы. Зачем? Ну, все вокзалы, транспортные узлы, военные заводы, административные здания, линии связи и порты к первым неделям войны уже были уничтожены коммунистическими жидорептилоидами, так что можно сосредоточиться на главном ресурсе советской военной машины — уголовниках. Посреди чиста поля нацисты строят средневековые крепости, которые злой Сталин штурмует силами гражданского населения с черенками от лопат, а сражения происходят исключительно между отделениями или ротами, вокруг которых на сотни километров пустота.
  • Всё по секретным документам. Вот эта вакханалия выше заявляется и пиарится как почти что документальное кино, что только усиливает праведный гнев достаточно просвещённых зрителей. Причем помимо таблички «Все основано на реальных событиях» привешена и табличка «Все события и персонажи вымышлены, все совпадения случайны», для защиты от критиков и разозлённых зрителей, и авторы в нужные моменты показывают то одну, то другую табличку.
  • Победы не будет. События в фильме могут происходить максимум в 1943, лучше в начале. До победы как до турецкой пасхи, все успехи строго локальны, героическим превозмоганием и дорогой ценой и с мыслями, а стоило ли. Всякие там штурмы Берлина и вовсе иллюзия. Впрочем, и в советском кино после «Освобождения» — в целом тоже.

В результате получается «Ни рыба, ни мясо»: если смотреть это как комедию — не смешно и не весело. Если как экшен — неинтересно, глупо и скучно. А если смотреть это как документалистику — в лучшем случае будете плеваться или хлопать глазами, пытаясь понять, это авторы так шутят, или вправду так думают/хотят сказать, что так все и было. В худшем же случае иначе как праведным гневом эмоции зрителя не назовешь.

Как ни странно, тропу весьма близки фильмы, снятые во время самой войны и в первые годы после неё. Снимались в них в основном необстрелянные красавцы, а излишний натурализм не приветствовался — им страна и так была сыта по горло, а в кино люди ходили отдохнуть и забыться. Однако там это и задумывалось, и воспринималось зрителями именно как намеренная идеализация, в отличие от более позднего творчества, претендующего на историческую достоверность.

Где встречается[править]

«А зори здесь тихие…» 1972 и 2015 гг. Кто из них больше похож на простого деревенского мужика, прошедшего войну?
« Бондарчук вообще победу превратил в поражение. Шведы из «Сабатона» уважительней спели «высоту 3234», чем Бондарчук снял. »
— С Баша
  • Начать стоит с фильма «А зори здесь тихие…» 2015 г. как эталонного примера. На фоне того, что обычно порождает российский кинематограф, это хотя бы технически приемлемо сделано, но при этом картина состоит из набора банальностей, красивостей и штампов пополам с даже по болливудским меркам смехотворным пафосом, не говоря уж о том, как вольно он относится к оригинальным книге и фильму[11]. По словам создателей, они хотели сделать героев книги более близкими и понятными для современной молодёжи, но получилось как всегда… Наилучшим образом оценил новое поделие Андрей Мартынов, сыгравший Федота Васкова в первом фильме: после недолгого просмотра загремел в реанимацию с тяжёлым сердечным приступом. И было от чего:
    • Старшина Васков. По книге — не шибко грамотный, но по-крестьянски мудрый мужичок, которого молодые девчата за глаза называют «стариком». Выглядит соответствующе, так и не скажешь, что ему всего 32. Тихий, замкнутый, страшно смущается, если ненароком видит девушек голыми, боится их шуточек и «неуставного»[12] поведения. В фильме 1972-го года полностью соответствует тексту, так и не скажешь сразу, что ветеран Финской войны, его крутость нам показывают постепенно. В фильме 2015-го — альфа-самец бравого вида, в самом начале бодро раздающий по мордасам пьяным солдатам. Модная стрижка, ухоженные усы, красив лицом и статен, начальству смотрит прямо в глаза и даже слегка дерзит (чего книжный Васков даже помыслить не мог!).
      • И это при том, что Андрею Мартынову из старой экранизации на момент съемок было 26 лет (!), а Петру Федорову из новой — как раз каноничные 32.
    • Зенитчицы. В книге красивой прямо названа только одна — Женя Комелькова, остальные девушки как девушки. В фильме 2015-го — гламурные барышни прямиком с обложек журналов, чью красоту маскируют гримом (не особо-то и стараясь), а фигуру не прячет даже форма.
    • Орки Нацистские диверсанты. Земля дрожит от мощности такой! Да под ПАФОСНУЮ музыку!
    • Зловещее НКВД в истории Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Куда ж без гэбни! Справедливости ради надо сказать, что в первоисточнике отец Лизы в диалоге с гостем оговаривается, называя коммунистов Они, на что получает закономерный вопрос: «А тебя, часом, не раскулачили?»[13]. А Галя «действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше».
    • Знаменитая сцена в бане. Казалось бы, что в оригинальном фильме, что в ремейке показывают голых девушек крупным планом, однако как по-разному расставлены акценты в этих фильмах! В советском фильме (и в книге) девушки с восхищением обсуждают невероятную красоту новенькой и сокрушаются, что такую фигуру приходится «в обмундирование паковать»: Ростоцкий, на минуточку, отстаивал эту сцену перед худсоветом не ради любителей фап-фап-фап, а для того, чтобы подчеркнуть женственную красоту девушек, которые должны детей рожать, а не гибнуть на полях сражений. В римейке же зенитчицы томно прохаживаются по бане, покачивая бёдрами, под идиотскую «типа посконно-русскую» музычку, а Женька и Галя с многозначительными улыбками смотрят друг дружке прямо в глаза и, кажется, вот-вот примутся постигать запретные прелести фемслэша. И потом, сиськи у некоторых какие-то подозрительные… СИЛИКОН?! В общем, «спасибо, подрочил».
    • Экшен и флэшбеки. Старшина вспоминает Зимнюю войну? Надо показать битву! Одна девушка вспоминает нападение немцев на погранзаставу? Покажем битву, и неважно, что по книге девушка в тот момент находилась в городе в десятке километров от границы! Другая девушка, еврейка, вспоминает семью? Нет, тут битву показать не получится, но пространный флэшбек с концлагерем всё равно будет (вернее, не флэшбек, а этакое маленькое лирическое отступление — после разговора Сони с Васковым о её семье следует сцена: «Соня не знала и не могла знать, что мама её в концлагере, а ни отца, ни сестры уже и в живых нет» (цитата не дословная, но смысл именно такой)[14]). И спецэффектов всё равно сделаем. К качеству экшена и спецэффектов придраться трудно, проблема лишь в уместности и чувстве меры (и вкуса).
    • Недержание музыки. Эпичной. Пафосной. Блокбастерной. Во всех сценах. Без исключения. Она не затыкается ни на минуту. Сравните с тем, как сдержанно и вдумчиво использует музыку Ростоцкий.
    • Геройский хэппи-энд. В книге автор прямо говорит, что победа далась очень дорогой ценой — все девушки погибли, а сам Васков потерял руку и (скорее всего) был комиссован. В фильме 2015-го Васков целый и невредимый принимает пополнение и снова готов воевать, будто и не было купания в болоте с пулевым ранением. Что нам хотел сказать режиссёр? Васков всех победит, только ещё девочек ему пришлите?

(link)

«Сталинград» — гламурная война
  • «Сталинград» Фёдора Бондарчука — каноничный пример. Это не про оборону Сталинграда, это про оборону одной девушки от немецких орд («Они сражались за Катю» © Евгений Б.). Судя по эпичности, на захват девушки были отправлены лучшие дивизии, чем на захват Москвы. Но девушкам нравится, не в последнюю очередь, наверное, потому, что приятно отождествлять себя с героиней, вокруг спасения которой крутится весь сюжет фильма с названием, на минуточку, «Сталинград». Они и оставляют наивысшие оценки на киносайтах. К тому же это был первый российский фильм (тем более, о войне), снятый в формате IMAX 3D, что лишь подчёркивало его «аттракционную» сущность. Тем не менее, судя по сборам, фильм зрителю понравился, что заставляет вспомнить о проблеме противоположных оценок.
    • Стоит отметить, что в реальности штурм отдельного дома («дома комиссаров», заводоуправления и гостиницы при заводе «Баррикады») свежим, специально выдернутым из резерва инженерным батальоном[15] при поддержке танков имел место. И защитники этого дома действительно в последний момент вызвали огонь на себя. Но в фильме и оборона дома, и штурм, и вызов огня на себя показаны отвратительно.
  • «Утомлённые солнцем-2» Никиты Михалкова. Перед выходом фильма режиссёр говорил о колоссальной работе в архивах и т. д., но в итоге на экране появились парусные танки и прочие странные вещи. Кто победил фашистов? Заключённые с черенками от лопат, комарики и паучки, посланные Господом Богом. И, конечно, лично комдив Котов в исполнении лично Никиты Сергеевича. Да и могла ли победить кого-то армия, состоящая из пролетарского сброда и дегенератов под командованием истеричных алкоголиков, которую поддерживали в тылу простые советские граждане, прудящие в штаны (буквально!) от ужаса перед репрессиями?
  • «Служу Советскому Союзу!» 2012 года. Адский трэш даже по меркам отечественного кинематографа. Героический отряд зэков отбивает атаку на советский лагерь ГУЛАГа. Зачем немцам вообще захватывать лагерь? Ну хочется им! Но кровавая гэбня из чистого злодейства расстреливает зэков по личному приказу Берии. На этом фоне воры, дерущиеся как профессиональные солдаты, и анальное изнасилование политического уголовниками не выглядят чем-то вопиющим.
  • Сериал «Штрафбат». Всё по канону. Невинно репрессированный офицер командует страшными снаружи, но добрыми внутри зэками, чью жизнь сломала советская власть, а в спины им целят заградотряды НКВД, которые расстреливают людей просто по фану. Православный священник с пулемётом прилагается. И всё бы ничего, но в штрафбатах зэков, хоть виновных, хоть невинных, не было вообще — их создавали для проштрафившихся офицеров среднего командного звена. Вызвав массу исторических публикаций-разборов, сериал стал настоящим примером того, как не следует снимать про ВОВ.
  • «В июне 41-го» (2003[16]) — жутчайшая клюква со злобными антисемитами-НКВДшниками, тупыми красноармейцами и самоходками «Акация», загримированными (точнее — незагримированными) под немецкие танки. Что особенно печально — режиссёр тот же, что и у фильма «В августе 44-го…»
  • «Поп» Владимира Хотиненко о Псковской православной миссии, занимавшейся возрождением церковной жизни на оккупированных фашистами территориях. Разумеется, явление это было весьма страшным, неоднозначным, не в последнюю очередь из-за жестоких гонений на религию — после такого верующих, пошедших на сделку с оккупантами, в принципе можно понять, хотя и ни в коем случае не оправдать. Однако фильм снимался под контролем и на средства Московского патриархата, так что в итоге получилась пасторальная картинка с благовоспитанными вооружёнными бюргерами, даже убивающими с неохотой, и звероподобными красными, прирождёнными головорезами.
    • Строго говоря, это — то, как Хотиненко, скорее всего, хотел бы видеть своё творение. Что же до реальности, то вышло всё несколько иначе. «Человечность» нацистов сыграла, как всегда, против них же: убивают они всё так же повально. Об убийствах якобы сожалеет местный гауляйтер, без каких-либо зазрений совести соорудивший концлагерь и организовавший отряд полицаев — тех ещё козлов, не воспринимающих уважительно даже главного героя. У партизан, в свою очередь, есть вполне обоснованные мотивы для мести: фашисты для них — выродки, разрушившие их жизнь. К примеру, местный клуб, с которым у многих связаны лучшие воспоминания юности, был разорён и превращён в церковь, у одного из главных героев, воюющего в отряде, фрицы и вовсе убили любимую девушку, причём под поистине белогвардейские вздохи о красоте русской природы и отсталости народа. Попы же все — сплошь прагматичные скоты и пособники, из них по-настоящему положительным выглядит только главный герой, отец Александр. Причём в фильме ещё их облагородили: в реальности руководитель Псковской православной миссии просто бежал за границу, едва запахло жареным. Единственный момент, когда, кхм, «истинная мысль» картины всплывает, происходит в конце, когда дети очень трогательно просят НКВДшника выпустить попа из-под стражи, на что он, довольно терпеливо послушав их, внезапно ловит злодейский мяч и разгоняет их, ладно, не матом. То есть, в сущности, из панегирика РПЦ получилось «На тебе!» ей же.
      • Так ведь всё то, что описано в абзаце выше, в фильме показано напрямую. А откуда там взялись «благовоспитанные бюргеры», большая загадка. Немецкий офицер — типичный псевдомилый злодей. Двойственная позиция церковного начальства в те годы и сотрудничество некоторых иерархов с оккупантами не драпируется, командир партизанского отряда высказывает отцу Александру это прямым текстом и даже называет их имена. И да, и священник и режиссер прекрасно понимают, что у этого героя были все причины для того, чтобы озлобиться. Всё уважение немцев к чужой вере — ловкий ход, полицаи — просто сволота, а сцены казней и глумления над красным флагом сняты так, что не вызывают ничего, кроме ненависти к оккупантам. На чьей стороне в этой войне были, по мнению создателей фильма, правда и Бог, очевидно с первых минут. А то что Хотиненко-де хотел снять одно, а получилось совсем другое… Ну и чем, скажите, это мнение принципиально отличается от концепции «победы вопреки»?
  • Фильм «Сволочи». Эталонный пример сабжа. ОКАЗЫВАЕТСЯ, в СССР беспризорников утилизировали, делая из них бойцов-камикадзе. Вскоре после премьеры историки без особого труда вывели авторов фильма на чистую воду, а те начали выставлять виновными друг друга. Интересно, что в дальнейшем в детективном сериале «Кулагин» вышла серия про писателя, деятельность которого была крайне похожа на сценариста «Сволочей».
    • Тут вообще всё интересно. У фильма две исторические основы, и горе-сценарист их додумался совместить, впихнув невпи… Ну все поняли. С одной стороны, показана реальная школа диверсантов в Казахстане. Несовершеннолетних из тамошних курсантов известно аж два — классика, приписали лишний год в военкомате. А то, что показано в фильме — сугубо немецкая практика. Вот у них школа диверсантов для советских беспризорных на оккупированной территории была. Там даже слабоумных (!!!) детей использовать научились, причём как бы не самая у этой конторы успешная диверсия вышла с помощью бедняжек. Приписывать грязнющее, но малоизвестное преступление нацистов и их коллаборационистов советской стороне — это уровень, Геббельс аж в аду слезу умиления пустил.
  • «Первый после Бога», эпичный фильм про героя-подводника Маринеско. Тот факт, что фильм с реальными событиями будет иметь мало общего, подсветили сразу, поменяв главному герою фамилию, биографию и звание, но серьёзных вопросов, даже не связанных с этим, всё равно осталось много:
    • Зачем главного героя сделали капитан-лейтенантом, если штатная должность командира «эски» — капитан третьего ранга? Чтобы побольше звёздочек на погоне было? Или просто звание показалось режиссёру более звучным? И, кстати, почему товарища майора НКВД за весь фильм ни разу не назвали товарищем майором НКВД, а только товарищем майором? Это два разных звания, первый соответствует общевойсковому полковнику, и мог бы обоснованно обидеться. И, кстати, откуда вообще взялся майор НКВД, если всей контрразведкой на флоте заведовал капитан НКВД?
      • В принципе ситуация, когда командир корабля имеет звание меньше, чем «штатное», была вполне распространенной, но к концу войны постепенно сошла на нет. В 1941—1942 годах это было бы совершенно естественно, в 1944… не очень вероятно, но возможно. Во всяком случае, это не настолько уж грубый ляп.
    • Почему подводная лодка при входе в базу о потоплениях оповещает на британский манер сиреной, если советские подводники делали это холостыми выстрелами?
    • Если одна лодка базировалась в Ханко, а вторая — в Хельсинки (это по прямой 120 километров, а по дороге, да с поправкой на не окончательно замирённое местное население…), где конкретно встречались их офицеры с целью совместно нажраться и поиграть в карты на тонны немецкого флота?
    • Какого чёрта в прикрытии конвоя участвует «Мессер», который ещё и по радио болтает с командиром конвоя? В какой альтернативной вселенной германские авиация и флот помирились настолько, что истребители, которых остро не хватает для ПВО Рейха, участвуют в конвойных операциях[17]? Кто из них под кого прогнулся, что у них наконец-то появились общие радиочастоты? Какого немецкого командира нужно отправить под трибунал за отправку на боевую операцию одиночного самолёта? Стараниями какого инженера «Мессеру» хватает топлива не только долететь от аэродрома до конвоя и обратно, но и долго кружить над ним? И наконец, кому нужно подарить учебник истории, чтобы заменить несчастный истребитель нормальным противолодочным гидросамолетом «Арадо» или «Блом унд Фосс»?
    • Откуда у корабля-цели крейсерские обводы и силуэты трёх двухорудийных башен (единственное, откуда это можно было почерпнуть — собственные отчёты Маринеско, в которых транспорт «Генерал Штойбен» был обозначен как «линейный крейсер типа Эмден», вот только «Эмден» был лёгким крейсером, и вооружён был восемью орудиями ГК в одноорудийных башнях)? И где немцы наэкономили шесть эсминцев охранения[18], если в реальности их было два, причём один из них — довооружённый торпедолов?
    • Как побитая, как сидорова коза, и сочащаяся соляркой изо всех дыр лодка смогла незамеченной пронырнуть под таким конвоем?
    • Что за «последний и решительный артиллерийский бой» между подводной лодкой-подранком (отсек с дизелями сначала сгорел, потом был затоплен) и вышеупомянутым великолепием, усиленным уже парой «Мессеров»? И как конкретно он мог закончиться выживанием лодки?
    • Наконец, как после всего этого, с выгоревшим и затопленным отсеком дизелей, лодка смогла самостоятельно дошлёпать до базы?
  • Мини-сериал «Снайперы: любовь под прицелом» — эпичный представитель тропа, прямо с заставки, в которой советская девушка-снайпер и её немецкий коллега, увидев друг друга, бросают винтовки и прыгают друг другу в объятия[19]. Помимо великолепного сюжета имеются фееричные диалоги, историческая достоверность и отличная постановка.
  • «Истребители» (чуть больше первая часть, чем вторая). О степени профессионализма создателей лучше всего свидетельствуют ранние репортажи в которых фильм про летчиков-истребителей назывался «Штурмовики». Изнасилование лётчиц политруком, фанерные самолёты и кровавое НКВД прилагается. Правильнее всех высказался замкомэска в одной из финальных серий — показательно расстрелять перед строем контуженного (!) лётчика-офицера с довоенным (!!) опытом и наградами (!!!), да ещё накануне боевого вылета в решающем наступлении?! — «Молодцы, подняли эскадрилье настроение перед вылетом!»
    • А вот то, что героини стесняется родная мать и считает, что теперь придётся от такого позора, как дочь-офицер, сваливать в другой город — вполне достоверно. К женщинам-военным отношение было сложное, сама ситуация, в которой женщина была вынуждена жить и работать с мужчинами, многими моралистами тех лет воспринималась как непристойная (все мы понимаем, чем женщины в армии занимаются).
  • «Ржев» — все вышеописанные клише соблюдены и здесь. Создатели обещали снять «правдивый фильм» о «засекреченной битве» (хотя все исторические сведения есть в открытом доступе). Фильм снят по повести В. Кондратьева «Искупить кровью», в которой пострадавшие от кровавого советского режима граждане сражаются вопреки тупым НКВДшникам. Тем не менее, нужно отдать авторам должное — они хотя бы попытались снизить общий градус клюквы и антисоветчины, который был в оригинале, однако, получилось это достаточно топорно, например, никаких «добрых немцев» в фильме вы не найдете (персонажа, который верил в «добрых немцев» ждало жестокое разочарование), а кровожадному упырю-гэбисту, который хочет-всех-расстрелять попытались сделать более убедительную мотивацию. Тем не менее, в фильме присутствуют такие вещи как полевые священники, бомбардировка немецкими листовками, за которые расстреливают, тупой и истеричный политрук, куча религиозной символики, аллюзии на политическую ситуацию и прочее. Ну а пафоса в фильме попросту тонны, начиная с названия — в центре сюжета бои возле одной деревни под названием Овсянниково, однако для пафоса и аллюзии на известное стихотворение фильм назвали «Ржев».
  • «Калашников» — естественно, без стереотипного алкаша-НКВДшника фильм обойтись не мог. Более того, данный индивид готов был расстрелять оружейника (!), везущего, вместе с оным НКВДшником, на конкурс образец пистолета-пулемёта, только на основании того, что у оружейника брат сидел в тюрьме (!!!).
    • Туда же холёного и упитанного блокадника Судаева[20], который каждое появление либо пьян, либо сводит разговор к выпивке — при том, что в жизни у него была тяжелейшая язва желудка, и спиртное он употреблять не мог в принципе.
    • Несмотря на все заявления авторов фильма, что он снят по мемуарам Калашникова, никаких совпадений не обнаружено. Это не утрирование и не преувеличение: история от начала и до конца выдумана сценаристами (сохранены только топонимы и имена реальных людей, от которых осталась только оболочка). Совершенно непонятно, зачем так было делать: у Михаила Тимофеевича история значительно глубже и интереснее.
  • «На Париж!» — тут дело даже не в том, что это комедия про советских солдат, самовольно рванувших в парижский бордель по случаю Победы (солдаты — нормальные мужики, как-никак), тут дело в том, как вульгарно и пошло это показано и сыграно. К этому добавлен традиционный злобный НКВДшник, который хочет расстрелять героев, но в итоге таки милует, в лучших традициях современной пропаганды облиты дерьмом герои Сопротивления, а за момент, где герой получает медаль «За взятие Берлина», подарив генералу отжатый у немцев автомобиль (притом, что ставший прототипом Александр Милюков получил ранение при взятии Берлина!), режиссёра и актёра следует окунуть головой в очко.
    • Особенно с учётом того, что в начале «Утомлённых солнцем-2» Михалков окунул Сталина головой в торт.
  • «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга (2008) — та же история, что и с примером выше, только на 10 лет раньше: полбеды, что это попытка устроить комедию в антураже Штирлица, — но Вайсберг и этого не может сделать без тонн пошлятины, абсурда в плохом смысле и надругательства не только над историей, но и над здравым смыслом.
  • «Снайпер: офицер СМЕРШ» — понятно из названия, какой треш ждет зрителя, ибо снайперских групп у СМЕРШа не было (да и не нужны они контрразведке при их задачах). Плюсом ко всему, главного героя солдаты зовут «особистом», хотя он выполняет работу снайпера, но никак не особиста или политрука.
  • «Блокадный дневник» — богемно-фестивальное поделие (как в этих случаях водится — о самих себе и для самих себя) «по мотивам» произведений Берггольц. Рассказывает историк Баир Иринчеев.
  • «Т-34» — кривоватый ремейк советского фильма «Жаворонок». Конкретно в этом случае решение сделать ремейк, возможно, правильное: уж больно все современные фильмы о войне страдают от кризиса идей и непонимания сценаристом своих героев. А тут — казалось бы, беспроигрышный вариант: взяли хорошо забытый старый фильм (и, что греха таить, не венец советской кинематографии) и попытались по-новому подать. Герои обзавелись предысторией, появился харизматичный антагонист. Вот только в процессе все равно изгадились и получилось, как всегда:
    • Слооооуууумооооооо… Тут его слишком много. Безумно много! Более того, им дополнительно подсвечивается что несколько раз героев спас только промах немцев.
    • Плакатная, блокбастерная картинка и явный закос под геймплей WoT. Причём этого геймерского фансервиса тут куда больше, чем в снятых непосредственно на деньги фанатов WarThunder «28 панфиловцах».
    • Любовная линия. Совершенно идиотская и ненужная.
    • Немецкий концлагерь показан каким-то пионерлагерем. Как вариант — из-за возрастного рейтинга. При всей своей военной теме фильм позиционировался как для семейного просмотра (рейтинг 12+), и показ настоящего концлагеря вписать в столь низкий рейтинг не было возможно.
    • Не замечено большинством критиков: эпизод с посещением пивной в городке при адаптации стал идиотским и просто ненужным. В оригинале действие происходит в начале войны, и Пётр убеждён в несокрушимости немецкой армии — Иван его отправляет за пивом одного и без оружия, чтобы тот своими глазами увидел вблизи, что немцы тоже умеют бояться. В ремейке действие происходит в 1944 году, никто из команды не сомневается, что немцы умеют дрожать от страха (Хотя… мехвод в плену с 1941го года. Когда попали в плен верующий-заряжающий и наводчик — мы не в курсе, равно как и видели ли они «умеющих делать хэндэ-хох» немцев) — поэтому эпизод вышел о том, как советские танкисты… простите, что делают? Занимаются мародёрством? С шутками и прибаутками? WTF?
      • А вы сравните сцену из «Жаворонка», где Пётр на ватных ногах идёт за пивом, и из «Т-34», где лихие молодцы не зная страха отбирают винтовку у немца. Для кого из них боящийся немец — нечто доселе невиданное и даже немыслимое? («В оригинале действие происходит в начале войны»(с) Как минимум 1942, если не 1943 год : в оригинале герои фильма сбегают на танке с башней-«гайкой», а таких в начале войны еще не было, они только в 1942 году появились на фронте)
    • Концовка разительно отличается от оригинальной. Понятно, что финал «Жаворонка» большинство современных зрителей сочло бы неприемлемым, но это, чёрт возьми, фильм о войне, а не новогодний блокбастер.
      • Нужно понимать, что отечественного зрителя НАСТОЛЬКО перекормили героическим самопожертвованием — это была одна из основных установок ГлавПУРа ещё в советские времена — что у современного зрителя либо в принципе не возникает (и не может возникнуть) идеи о том, что русские могут просто победить, а не героически ПРЕВОЗМОГАТЬ, погибнув в полном составе, либо при виде очередного «в общем, все умерли» никакого катарсиса не происходит, а возникает только глухое раздражение. Вышеупомянутое «чёрт возьми» — это, кстати, как раз первый случай.
    • И снова добрые немцы. Казалось бы: антагонист — достойный противник и злодей со стандартами (причём злодейство показано в кадре), однако на общем фоне других нацистов он выгодно выделяется в лучшую сторону. Он там один такой. А в «Жаворонке» — скорее наоборот. Финальная сцена оригинала: все немцы проникаются благородством главного героя и с осуждением смотрят на того единственного, кто решил в него стрелять. Символично, конечно, но… Только вот недобрые немцы в ремейке несколько лет тратили продукты на смутьяна, принципиально не выполняющего приказы и с семью попытками побега. Да и Ягер больно уж панибратски относится к тому, кто убил его мехвода и оставил ему шрам на лице. Тут явно накосячили сценаристы: хотели показать несгибаемость главного героя, а вышла совершенная глупость: дескать, немцы с ним сюсюкаются. Кстати, в фильме «Жаворонок» у немцев были совсем другие цели. (Испытание новых орудий и снарядов на подвижной мишени, потому и требовался полный экипаж, чтобы оценить повреждения у трупов).
    • С заклёпками в фильме вроде бы нормально… да не очень. С одной стороны, авторы молодцы — вся боевая техника исторически абсолютно достоверна: восстановили танк времён Великой Отечественной войны и нанесли камуфляж «зимний лес», использовавшийся зимой 1941 г. С другой — о традиции присвоения танкам личных имён они явно не в курсе, иначе б не малевали на башне танка в прологе большими буквами «БЕСПОЩАДНЫЙ». Такую надпись ещё надо заслужить: личные имена присваивали либо машинам, построенным на народные деньги, либо особо отличившимся в бою — отдельным приказом командира. Нанести имя самовольно — ну, примерно как повесить на грудь фальшивую медаль Героя Советского Союза: засмеют. (Ну, вообще-то, мы же не знаем, через что прошел экипаж Т-34 до того как им дали нового командира — Колю Ивушкина. И не знаем куда делся прежний командир.) За всю войну именных танков было всего около сотни, и быть зачисленным в экипаж такого было большой честью. IRL имя «Беспощадный» носил танк КВ-1, построенный на деньги поэтов и художников — лауреатов Сталинской премии.
    • При сравнительно неплохой работе с реквизитом эта часть начисто губится отсутствием внимания к мелким деталям. Сцена порки Ивушкина отсутствующей плетью (можно было бы предположить избиение коротким стеком, но до и после в той же сцене у коменданта нормальный хлыст), чисто умытые лица всех узников концлагеря (особенно девушки), усы и борода у тех же узников (силой сценария героев нельзя не только расстрелять, но даже насильно побрить?), отвратительная работа гримёра (человек, раненый в лицо, не должен выглядеть будто его побрызгали акварелью или мазнули гуашью) и далее, далее, далее…
      • А, собственно, зачем немцам брить заключённых? Болезни (которые разносят вши и блохи — именно ради их истребления новобранцев и з/к и бреют) среди спецконтингента их особо не волнуют.
      • Претензия не к бородам и усам как таковым, а к тому, что они выглядят чисто и аккуратно, как будто в концлагере открыли барбершоп.
    • И да, ОПЯТЬ самый честный и порядочный персонаж фильма — верующий. А самый морально неустойчивый и трусливый (вплоть до отказа бежать из лагеря смертников) — белорус. В оригинальном «Жаворонке» главный герой был показан как Мессия (причём без привязки к конфессиям и религии вообще). Создатели ремейка так не умеют: у них в танке целый Христос сидит.

(link)

Примирение в рамках объективных интересов государства от создателя «МЕНТОЗАВРОВ»!
  • «Зоя» — фильм о разведчице Зое Космодемьянской, которую в фильме обоссали по полной программе (причём буквально, там есть такой эпизод!) — начиная с того, что Зоя в представлении авторов кина получилась больше похожей на современную хипстершу с каре (разве что татух на лице не хватает для комплекта), чем на свой реальный прототип, и заканчивая мотивацией — киношная Зоя сражается не за Страну Советов и даже не за абстрактную «Родину» в соответствии с трендами, а «ради того, чтобы братик в институт поступил, мама спички не считала, трамвайчик до Стрешнево ездил, булочки ржаной из печки». Приписываемая ей предсмертная фраза «это счастье — умереть за свой народ» здесь звучит до первого боевого задания как наивный пафос и подвергается деконструкции. Другие современные клише также на месте: Сталин, лично инструктирующий Зою (на дворе 41-й год, земля под ногами горит, промышленность в Сибирь эвакуируют, у Сталина что, других дел нет?), добрый фриц, который сочувствует Зое, в отличие от жителей, чьи дома были сожжены, музыкальное недержание, изнасилование Зои немцами (которое не факт, что было на самом деле, неужто больные фантазии режиссёра???), притянутые за уши религиозные аллюзии, использование домыслов и свидетельств современников под видом «исторических фактов», как, например, то, что Зоя ушла на фронт мстить за погибшего парня, о самом существовании которого нет никаких сведений (возможно, киноделы заимствовали эту мотивацию из фильма «А зори здесь тихие»), сама Зоя, которая показана чуть ли не неудачницей (включая вышеупомянутый эпизод с мочеиспусканием) и прочий трэш.
  • «Колхоз Интертейнмент» — пародия одновременно и на «Кино и немцы», и на «Перестроечное кино». Председателю колхоза-миллионера поступает приказ Партии: организовать какое-нибудь высококультурное мероприятие. Решено снимать художественный фильм. Конечно же, правайну. Самодеятельные артисты входят в раж, и от колхоза остаётся… мало чего.
  • «Девятаев» — фактически тот же «Т-34», но гораздо, гораздо хуже. Теперь про самолётики, целиком отрисованные «ГайдзиноУлитками», с гламурной мордашкой мажора-Прилучного, концентрированной упоротой антисоветчиной и натуральным оправданием коллаборационизма. Реальный подвиг Михаила Девятаева (обстоятельства которого известны хотя бы из его книг) перевран практически полностью, поэтому к душевным страданиям зрителей от творящегося на экране добавляется и лютейшая пытка увеболлом. Единственный плюс — довольно душевное исполнение Тиллем Линдеманном песни «Любимый город». Правда, всё равно, обычный пиар-ход.
    • Итак, чего же в фильме нет: ни слова о детстве и юности Девятаева, его проблемах в школе, желании стать лётчиком, учёбе на капитана речного флота, авиакружке, о первых боях, ранении, переводе в санитарную авиацию, встречу с боевым товарищем, воюющим в дивизии Покрышкина, переводе в эту дивизию, вступление в партию, повреждение ноги при прыжке с парашютом (в фильме он устраивает бодрые забеги по ВПП), скармливание правдоподобной «дезы» немецким службистам, изощрённые зверства нацистов, про друзей-узников, которые помогали друг другу и всеми доступными силами саботировали работу, про подпольные партячейки, про всеобщее и личное его, Девятаева, презрение к предателям, про подозрения в стукачестве, про встречу в послевоенное время с теми людьми, которые в немецком плену помогали, поддерживали и участвовали в планировании побега (многие из них выжили и стали уважаемыми людьми) и почётную работу капитаном на «Метеоре». Ну, это же неважно всё. Вместо этого показали другое…
    • А что, собственно, показали: друга-предателя (полностью вымышленный персонаж), который добровольно перешёл на сторону немцев и у которого руки по локоть в крови (причём не только за кадром) и с которым Михаил трогательно обнимается и отказывается выдавать СМЕРШевцам. Которого непременно надо понять и простить — ошибся человек, ничего страшного, с кем не бывает. Ну, ещё про презрение от советских граждан, про 12 лет под угрозой расстрела — и запоздалое признание… Кто-то назовёт это хэппи-эндом — но он такой только по меркам фильма; нет, ребята, настоящий хэппи-энд — у самого Девятаева.
    • Так чем же хуже? — спросите вы. Тем, что в «Т-34» показывались заведомо вымышленные персонажи, и события не претендовали на реализм. В этом фильме идея о прощении коллаборантов прямо вкладывается в уста широко известного и уважаемого в народе героя (который в своих книгах высказывал прямо противоположное, и не заметить этого господин Бекмамбетов просто не мог). То есть зрителю намеренно скармливается беспардонная ложь под соусом «да так всё и было, отвечаю!».

(link)

Танцы с фашистами
  • Российско-британский фильм «По этапу» — о том, что предназначение женщины не ненавидеть, а «любить, рожать»… В общем, как в «Иди и смотри» Климова. С тем лишь ма-а-аленьким отличием, что по мнению плодовитой сценаристки Натальи Портновой любить и рожать можно и от пленных немцев. Ачотакова.
  • «Мария. Спасти Москву» — один из самых неизвестных шЫдевров в карьере Бэда: герои должны доставить икону, обнести её вокруг Москвы, и тогда, по пророчеству старицы Матроны, столица СССР устоит. На примере этого мракобеснейшего, прости Господи, фильма Бэд подробно объясняет, насколько низко пала отечественная идеология: к победе якобы привели русскость и Православная Вера, а не сталинская система, которая в реальности за эпоху первых пятилеток едва успела выстроить промышленность и приготовиться к Великой Отечественной.

Где НЕ встречается[править]

  • «Звезда» Николая Лебедева — экранизация повести Эммануила Казакевича и ремейк одноимённого советского фильма. Тот случай, когда российский фильм во многом даже выигрывает у советского.
  • И ещё одна экранизация того же Казакевича — «Дорога на Берлин» режиссёра Сергея Попова, по мотивам повести «Двое в степи». Вообще, у автора правки сложилось ощущение, что качественная советская военная проза, взятая за основу сценария — одно из немногих средств избежать тропа. Хотя и не гарантия, да.
  • «Брестская крепость» Александра Котта. Хороший, годный, крепко сделанный фильм в лучших традициях старого кино.
    • Тем не менее, раскрыта тема комиссаров, именующих Германию «союзником»[21], а майора Гаврилова объявляют отправленным в лагеря, что технически является правдой, так как майор в конце войны некоторое время руководил лагерем для японских военнопленных. Единственная «репрессия», которой он подвергся, — его не восстановили в партии автоматически, а предложили вновь вступать на общих основаниях. За потерю партбилета, а не за плен.
  • «Я — русский солдат» 1995 года по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Но — это ещё девяностые. Ещё не до конца умерла советская школа. Самому Борису Васильеву фильм, правда, не понравился — но только из-за того, что события повести, по его мнению, трудно было вместить в одну серию. А на две не хватило денег. Девяностые…
  • «В августе сорок четвёртого». Да, автор оригинальной повести Владимир Богомолов был недоволен экранизацией (даже снял своё имя из титров!), но будем честны: во-первых, Богомолов — ещё тот перфекционист; во-вторых — переснимать кучу эпизодов всё равно бы никто не стал (бюджет у картины 2000 года был явно не резиновый — не те времена стояли); в-третьих, не стоит забывать про разность книжного и киношного языка: повесть примерно на 50 % состояла из оперативных документов, а половина оставшейся половины — из размышлений персонажей, передать которые средствами кинематографа попросту невозможно.
    • Однако первая версия фильма действительно попадала под троп (если верить воспоминаниям съёмочной группы).
  • «Франц + Полина» Михаила Сегала, экранизация повести Алеся Адамовича «Немой». От экшн-поноса спасает то, что в центре сюжета — не боевые действия, а история непростой любви белорусской девушки и молодого немецкого солдата. Гламура и чистеньких гимнастёрок тоже не завезли — несчастные ребята пытаются кое-как выжить и сохранить жизнь Францу, шарятся по лесам в грязи, голодают, страдают и бегают от патрулей. И хэппи-энда, даже такого условного, как в повести, тоже не ждите.
  • «Мы из будущего». Недостатки есть, но чисто условные. Кто хочет подробностей — идите по ссылке.
  • ВНЕЗАПНО, «Первый отряд». Несмотря на всю присутствующую в сюжете мистику, смотрится бодрее и реалистичнее(!), чем большинство современных фильмов о Великой Отечественной войне. Красноармейцы в кои-то веки показаны не трусами, сражающимися лишь потому, что им в спину стреляет заградотряд, а героями, стоящими насмерть за свою Родину. Самих заградотрядов, кстати, тоже не замечено, более того — советские спецслужбы здесь представлены исключительно положительными персонажами. Нет расстрелов, нет штрафбатов, ни разу не упоминаются сталинские репрессии. На фоне продолжающей выходить чернухи, попадающей под данный и соседний тропы, становится крайне обидно, что создателям этого мультфильма в своё время удалось реализовать лишь ничтожно малую часть своих замыслов.
  • «Подольские курсанты» — такое чувство, что создатели очень внимательно читали эту статью и сделали всё наоборот. Ни злобных чекистов, ни побед вопреки, ни добрых немцев. Даже вездесущего слоу-мо не завезли, и Мадянов не бухой и не истерит! Любовная линия имеется, но она смотрится органично и не перетягивает на себя акцент от основного сюжета. Зато прекрасно раскрыта тема ужасов войны и самоотверженного героизма; прекрасно показан настоящий отец солдатам, героический политрук, поднимающий бойцов в атаку (явно срисованный с Алексея Ерёменко), работа разведчиков и диверсантов. Бои воссозданы максимально достоверно; с заклёпками имеются некоторые вполне простительные неточности, но сценаристы и реквизиторы вспомнили что-то, о чём в военных фильмах вспоминают редко — например, что среди последних резервов артиллерийского училища были орудия времён ПМВ. И это неудивительно: историческим консультантом выступил Олег Комиссар, создатель и руководитель поискового отряда «Ильинский патруль». Из проблем: крайне неудачный рваный монтаж из-за желания впихнуть невпихуемое во временной формат кинотеатралки, из-за чего теряется целостность повествования (исправлено в сериальной версии). Также стоит отметить довольно нетипичную для современного кино операторскую работу, однако едва ли это стоит считать недостатком — всяко лучше традиционного «глянца». Объективно фильм есть за что критиковать, но вот за принадлежность к тропу — едва ли.
  • «Сестрёнка» Александра Галибина, очень добрый и трогательный фильм по мотивам повести башкирского писателя и поэта Мустая Карима «Радость нашего дома». Сами немцы присутствуют только в качестве военопленных, один из которых, несмотря на дружелюбие, получил от ребятишек камнем по schnobel. Ещё бы, у многих отцы не вернулись с фронта.
  • «Рядовой Чээрин» по повести фронтовика Тимофея Сметанина — фильм про снайпера-якута, снятый в Якутии. Несмотря на откровенную малобюджетность и непрофессионализм актёров (большинство из них — простые энтузиасты без опыта актёрской работы), фильм вышел убедительным и смотрится гораздо круче своего бюджета (который проявляется главным образом в нехватке исторически достоверного реквизита — но у немцев, к примеру, настоящий MG-42, а не ПКМ с перфорированным цилиндрическим кожухом на стволе, выдающий себя за MG-34). Сюжет несколько наивен, но с неплохими арками характеров у второстепенных персонажей (сам Чээрин свою тоже имеет, но он крут прямо с завязки — поэтому его арка не впечатляет) и не содержит ровно ни одного признака предмета статьи. Отдельно хочется похвалить оператора: ставить кадры так, чтобы якутские пейзажи были похожи на среднюю полосу России — это надо уметь! На полновесный шедевр фильм всё же не тянет, но на общем фоне — внушает определенную надежду на светлое будущее российского военного кино. Но, максимум — регионального. Потому что у маршала Михалкова свои дети есть.
  • «Солдатик».
  • Внезапно, «Красный Призрак». Казалось бы — «В июне 41-го», пожатый в духе «типа я Тарантино» (с примесью Леоне) для зумеров, однако и юмор внезапно вполне уместный, и патриотизм живой, без хероически ПРЕВОЗМОГАЮЩИХ лощёных красноармейцев и ботоксно-силиконовых комсомолок, да и традиция истерна у нас богатая.
  • «Крик тишины» Владимира Потапова.
  • Телефильм/минисериал «Три дня лейтенанта Кравцова» (2011). Молодой офицер, только что из учебки, прибывает на фронт и знакомится с реальными улосвиями войны попутно стараясь стать настоящим командиром для своих новых подчиненных.

Особые случаи[править]

«Четыре дня в мае»[править]

Во-первых, творчество совместное, но режиссёр — немец. Во-вторых, совершенно непонятно, почему он был причислен к глумлению над героями войны. Нет там никакого глумления. А есть сильное желание сделать драму из выдуманной истории с закосом под «реальные события».

Почти всё время нам показывают, как хорошо в общем и целом вели себя в Германии советские оккупанты по отношению к гражданскому (и даже не совсем) немецкому населению, а оное население постепенно привыкало к тому, что русские — это вовсе не страшные монстры, а нормальные люди. Не последнюю роль в поиске взаимопонимания играла руководительница приюта для девочек, баронесса-эмигрантка, некогда жившая в Петербурге. А после известия об окончании войны зритель вообще может видеть сентиментально-идиллическую сцену совместного советско-германского застолья и танцев.

И только в конце фильма напившийся по случаю Победы командир советского танкового батальона припёрся и попытался изнасиловать совсем юную немку, а командир советской разведгруппы, сидящей в этом самом пансионате, не дал ему это сделать, прибегнув к насилию. Разобидевшийся танкист объявил подчинённым, что в здании засели переодетые власовцы, и повёл свой батальон мочить «хороших» сослуживцев, которым помогали обороняться «хорошие» (ну, условно — им сам бог велел защищать своих соотечественников) немцы.

Внимание, вопрос! Почему ни одна живая душа — ни начальник штаба (второе лицо в батальоне), ни замполит (третье лицо), ни даже особист (который вообще армейскому командованию не подчинялся, а проходил параллельной структурой) — не поинтересовалась, что это за переодетые власовцы и откуда они взялись? И второй вопрос: почему майор-танкист ведёт себя как Военный социопат и Что за идиот! в одном флаконе? Обоснуй: снижение критичности от радости по случаю Победы вкупе с принятием на грудь по этому же поводу.

  • Майор танкист ещё не осознавал, что скорее всего это его последние шаги не только в карьере, но и в жизни. Впрочем, могло просто крышу сорвать по пьяному делу.
  • Отдельно следует сказать про саму историю, послужившую основой этого шедевра. Творчески переработать мемуары реального генерала? Есть. Особисты пишут о событиях, которые еще не произошли? Есть. Могучее немецкое оружие в лице фаустпатрона? Есть. Русские разведчики валят с острова за границу, потому что они боятся красной гебни? Есть. В общем, лучше даже не читать.
  • Очень похоже на то, что весь этот фильм — сомнительный ремейк советской картины «Александр Маленький», в которой советским солдатам в послевоенной Германии пришлось оборонять немецкий детский дом от вервольфовцев.
    • Спасибо тому, кто вспомнил этот фильм. Автор правки всегда рекомендуеьт посмотреть «Александра» фанатам «4 дней». Детская проституция в поверженной Германии? Да все поля — «у тебя ноги красивые, пошли к сыну бюргера.» Тот же бюргер, чуть не убивший сопляка ради бабла? И это есть. Ну и жуткая концовка. «На войне умирают дети…»

«28 панфиловцев» Андрея Шальопы[править]

Снятый опять же в старом советском стиле фильм, но весьма точный в оружейно-заклепочных деталях[22]. Представляет из себя жёсткое военное кино, воспроизводящее заметку из газеты «Красная звезда» о том, как 28 человек остановили немецкое наступление возле разъезда Дубосеково.[23][24] Примерно на треть состоит из разговоров и армейских баек, на оставшиеся две трети — из мрачного экшена в аутентичном стиле, без огненных взрывов на половину экрана и тому подобной голливудщины[25]. Дополняют всё отличный звук и крепкая игра актёров, которые играют обычных людей с их достоинствами и недостатками, разными говорами и акцентами и разным подходом к жизни и смерти. Из объективных недостатков только явная нехватка бюджета, особо заметная на комбинированных планах с танками. Ну, и вышеупомянутая скороговорка.

«Я даже слегка удивился, как авторам фильма по этой легенде удалось, несмотря на море экшена, танчиков и бабахинга, сделать своё кино настолько занудным и скучным. В первой половине картины персонажи натужно острят, пересказывают сюжеты послевоенных фильмов и с умным видом изрекают дежурные банальности. А вторая — производит впечатление видеозаписи одной из миссий тактической компьютерной игры по мотивом Второй мировой войны. Причём миссии — явно читерской, поскольку немцы в ней не имеют ручных гранат, не используют пулемёты для огневой поддержки атакующих и не залегают под пулемётным огнём, а тупо прут во весь рост, пока их косят из „Максима“. В общем, при просмотре этого кина у меня не раз возникало желание нажать кнопку промотки, но я, сжав волю в кулак, просмотрел всё и до конца. Возможно, тем, кто раньше ничего не слыхал о панфиловцах, а также — тем, для кого главное — как изображены катки, лючки и сварные швы на танках, „28 панфиловцев“ понравились.» (http://vikond65.livejournal.com/601536.html)

  • Тем не менее, оценка фильма на «кинопоиске» твёрдо застыла на 7,6, что меньше, чем у «Брестской крепости», но всё равно довольно много. А многие из вышеупомянутых промахов объясняются режиссёром в ходе интервью с журналистами.
  • Герои достаточно много говорят, но слово «советский» и производные не звучат ни разу, и флаг СССР не показан ни разу, даже там, где ему быть положено. Совпадение? А вот и нет: режиссёр-то царист!
  • А вот с историей он, в отличие от многих других киноделов, в ладах: ни разу за фильм в адрес красноармейцев не прозвучало слово «солдат», только исторически правильные «боец» и «воин Красной армии».
  • Реальность нереалистична: в финале картины выжило шесть человек — как и в реальности, где панфиловцы не все погибли, и из 28 упомянутых в заметке выжили именно шестеро. В реальности их и было их не 28 — и это в фильме тоже показано: 28 их осталось лишь под конец, перед последней атакой немцев.

Сериалы а-ля «СМЕРШ»[править]

В последнее время набирают популярность сериалы про сотрудников военной контрразведки СМЕРШ. Что характерно, откровенной клюквы и антисоветчины нет, хотя есть какая-то голливудчина. Вместе с тем довольно интересны как детективные боевики. Возможно, моду задал «В августе сорок четвёртого».

«Собибор»[править]

(link)

Сравнение фильмов «Собибор» (2018) и «Побег из Собибора» (1987)

Реж. Хабенский, 2018 г. — проблема противоположных оценок.

  • За: Конечно, это не шедевр, но кино на твёрдую четвёрку, вполне на уровне крепких советских военных драм.
  • Против: Хотели снять драму, а сняли комедию про Холокост в лучших традициях пляски на костях. Тезисно:
    • Игра — в лучших традициях современной российской актёрской школы: персонажи либо (герои) монотонно бубнят с каменными физиономиями, либо (злодеи) с перекошенными рылами орут и брызжут слюной.
    • Персонажка провалена. Протагонист — ни разу не герой, а какое-то Синдзи, доказывающий своё еврейское происхождение спуском штанов перед посторонними (эпизод, видимо, навеян фразой из статьи в Википедии «во время медосмотра вскрылось еврейское происхождение»)! Возлюбленная — картон, нацисты — типичные злодеи из комиксов.
    • Особенно убог протагонист по сравнению с брутальным Рутгером Хауэром в «Побеге из Собибора».
    • Вещи из разряда «пердящая жопа из самолёта»: демонстрация половых органов, садо-мазо игры с заключёнными, нацист-анти-антисемит и т. д. Нет, конечно, Хабенский НикСерМиха не переплюнул, но попал близко. Возможно, всё это можно было бы грамотно обыграть, но из-за подачи воспринимаются в лучшем случае как бафос-нежданчик, в худшем — глумление над жертвами лагерей смерти.
    • Пионерский лагерь «Зорька» из фильма ни разу не тянет на концлагерь. Заключённые праздно шатаются по территории, в том числе и ночью и даже работают за пределами лагеря без охраны. А это точно режимный объект?
    • ЛЮБОФФФЬЬЬ!!!
    • Слоооооооооууууууууууууууууумоооооооооооооо.
    • Да и просто рваная сюжетная линия. Это не фильм, а солянка из отдельных эпизодов. Отчасти можно понять: Хабенский встал у руля с середины съёмок, да и режиссёрского опыта у него не было.
    • Ну, и сопутствующие фильму интервью тоже не добавляют фильму зрительской любви.

«Второй фронт»[править]

Российско-американский фильм про то, как американская, английская и советская контрразведки пытались выкрасть из-под носа у немцев немецкого ученого, спроектировавшего вундерваффе. Со стороны советов выступают злобный КГБшник (в исполнении Серебрякова) и его ненавидящая Союз напарница, которой за сотрудничество обещали освободить сосланного на десять лет без права переписки отца. Противостоят им добрые американцы и англичане, вынужденные сотрудничать с этими красными зверями только из-за общего врага в лице нацистов (главного из которых играет Рон Перлман!).

См. также[править]

Примечания[править]

  1. В то же время «заклёпочная» матчасть в современных фильмах явно лучше, чем в советских, изобиловавших ротами фрицев-автоматчиков и «тигрообразными» танками в 1941 году.
  2. В последнее время роль этого пункта уменьшается, а предыдущего — увеличивается. Доходит даже до доброго Сталина, только вот что здесь забыли немцы и что именно защищают наши, всё ещё непонятно.
  3. На мотив «Марша Радецкого» Штрауса-старшего.
  4. На статус тропнеймера претендует Одесская киностудия, изрядную часть этих поделий и выпустившая.
  5. Кстати говоря, очень часто приходиться слышать, что, дескать, это не немцы, это все полицаи беспредельничали. А раз ради того, чтобы пожалеть эсэсовцев, расстреливать детей поручили полицаям, значит, немцы ни в чём не виноваты, вообще на такое неспособны (и даже сами начинают заявлять нечто в духе того, что это русские сами такое зверьё), и это не Великая Отечественная, а вторая гражданская. Да, Хатынь сожгли не расовые арийцы, но это сделало подразделение вооружённых сил Рейха. Если полицаи не понесли за это наказания, значит, командование оных либо не знало и проявило преступную халатность — либо знало, но не посчитало нужным их наказать, а значит, несёт всю полноту ответственности за их действия.
  6. В реальности было, на поверку, темнее и острее: шоколадками-то порой угощали, но этот самый Kriegsschokolade был с амфетаминами (фюрер велел производить именно такой Schokolade для поднятия «боевого духа» своей армии). При этом не надо воображать себе вермахтовского вояку примитивным монстром: одни «бюргеры в военной форме» вообще не знали, что шоколадки-то с наркотой, когда угощали ими детей, а другие «что-то где-то слышали, но как-то не задумывались»… Тем более что подобные препараты в первой половине XX века были легальными стимуляторами, опасность которых многие недооценивали — как и героин (диацетилморфин) чуть ранее считался «средством от кашля», а кокаин — «годным болеутолителем» и/или «средством для хорошего настроения» (а также входил в состав РАННЕЙ версии «Кока-колы», hence the name).
  7. Ничего подобного у нас нет. Трупы насиловал лично Берия, но в кинотеатральной версии этот момент пришлось вырезать (чтобы уложиться в хронометраж). Всю неприглядную правду этой несправедливой и грязной войны вы сможете увидеть в полной двенадцатисерийной версии, громкую премьеру которой мы приурочили к следующему Дню Победы.
  8. Скорее всего, данное заблуждение происходит из-за распространённой в начале войны ситуации, когда войска НКВД вели пулемётный огонь по врагу «через головы» ничего не понимающей пехоты. Дело в том, что подготовка хороших снайперов и пулемётчиков в 1930-е почти целиком происходила в НКВД, и войска не были знакомы с таким способом ведения огня. Со стороны выглядит так, будто пулемёт стреляет по своим.
  9. У Брауна заградотрядов не было, не надо. А у Хэкетта, настоящего британского генерала, между прочим, заградотряды идут за НАСТУПАЮЩИМИ и подбадривают их пулеметным огнем в спину, потому что вся советская доктрина завязана на наступление. Почему тогда их создали при катастрофическом отступлении и расформировали с переходом войны в наступательный характер, автор сказать не может
  10. В принципе, СС действительно старались вооружать и снабжать получше, чем армейские и полицейские части, так как это была своего рода гвардия в Третьем рейхе (будучи партийной военной организацией, СС набирали в свои ряды в основном идеологически мотивированных добровольцев, да и уровень подготовки личного состава и критерии отбора там были выше, чем в Вермахте. Другой вопрос, что из-за этого же там было мало профессиональных офицеров: консервативно настроенные юнкера не горели желанием вступать в боевую организацию «социалистической рабочей» партии), — так что в принципе, авторов можно понять, типа создание образа элитного головореза. Ну, когда как.
  11. Собственно говоря, сравнение двух фильмов и является основной темой споров, тогда как новый фильм очень и очень редко пытаются сравнивать с книгой.
  12. Подумать только, девушки веселятся и называют друг друга по именам, а не по званию и фамилии, даже находясь в карауле.
  13. Хотя судя по всему отец Лизы был из тех, что с ружьём встречали и белых, и красных, и чёрных, и зелёных. Но это чистые штаны Арагорна.
  14. В советском фильме флэшбек Сони — роман с сокурсником-очкариком. Кстати, был он и в версии 2015, но… показалось мало.
  15. Инженерный батальон вермахта — это не стройбат и даже не сапёры, это именно что штурмовики, специально обученные разбираться с дотами и укреплёнными зданиями. Выдернули этот батальон, кстати, из-под Калача-на-Дону.
  16. Не путать с куда более вменяемым одноимённым фильмом/сериалом 2008 года, в котором играл Безруков. Нет, фильм с Безруковым тоже кое в чём попадает под критерии статьи, но на фоне «тёзки» выглядит вполне достойно.
  17. Если верить М. Морозову — летали: Гитлер сказал — надо (по итогам утопления «Густлова»), Геринг выделил самолеты. Вопрос, почему вместо BW-138 гонять подлодки отправили ночные Me-410 из ПВО остается открытым.
  18. Справедливости ради, у немцев вплоть до конца войны на Балтике и в датских проливах имелось полтора десятка только исправных эсминцев и миноносцев (и это при том, что за весну 1945 куча легких кораблей получила свою мину, торпеду или бомбу). Но шесть эсминцев в одном конвое — это действительно перебор, такое было только в самом конце войны, когда эвакуировали косу Хель.
  19. Вспоминается сцена известная по фильму Битва за Севастополь, когда Людмилу Павличенко спросили, сколько людей она убила — «Не людей, фашистов. 309.»
  20. По сюжету фильма он даже не блокадник — он поехал налаживать производство ППС не в осаждённый Ленинград, а, внезапно, в Тулу. Где IRL этот пистолет-пулемёт никогда не выпускался.
  21. Для тех, кто в танке — союзный договор — это формула «мы, если что, впряжемся за вас, а вы за нас», а не «вы нас не трогаете, и мы вас не трогаем». Собственно, тогдашний персонаж сказал бы «у нас с немцами договор о ненападении».
  22. В советских фильмах режиссёров мало интересовала заклёпочная часть: обклеили Т-54 фанерой и получился Тигр. Нет, что бы на компьютере отрендерить, дурачьё. Фильмы обычно снимали для людей, которые этих Тигров «живьём» видели.
  23. Спор о том было это или нет, идёт уже почти 70 лет. Архивные данные говорят, что панфиловцев возле Дубосеково было не 28, а (неполный) батальон, наступление они не остановили, а оказали упорное сопротивление, и танков уничтожили не 18 штук на 28 человек, а 15 на весь полк… Но журналисту для газеты в условиях военного времени нужен был подвиг, и трудно его винить в приукрашивании действительности.
  24. На самом деле вполне себе обвинили, и даже осудили, благо один из «28 погибших героев» оказался к тому же коллаборационистом, а ещё один — пропал без вести, и пришлось его срочно заменять однофамильцем, поскольку в советское время к пропавшим без вести относились с подозрением.
  25. И, будете смеяться, обстреливается из реактивных каломётов отдельными чудаками на букву М именно за это — ни майклбэевского экшона, ни его же спецэффектов, ни бравого героя, спасающего мир, ни даже любовной линии!