Джентльмены удачи

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
ДУ.jpg

Джентльмены удачи — советский комедийный фильм Александра Серого, снятый в 1971 г. под впечатлениями от времени, проведённого в тюрьме; когда-то Серый на почве ревности искалечил одного человека, с которым подрался из-за женщины.

В 1972 стал самым кассовым фильмом на то время.

Александр Серый ни в каком другом своем фильме («Выстрел в тумане», 1963; «Иностранка», совместно с К. Жуком, 1965; «Ты мне, я тебе», 1976; «Берегите мужчин!», 1982) не смог повторить такой же — или хотя бы сравнимый — успех. Правда, только в «Джентльменах удачи» с ним работала Виктория Токарева в качестве сценаристки и Георгий Николаевич Данелия в качестве соавтора сценария и худрука (фактически продюсера, но в советском кино не было такого понятия). Данелия стал своего рода гарантом того, что бывший уголовник будет вести себя хорошо.

Сюжет[править]

В Средней Азии археологическая экспедиция, возглавляемая Николаем Георгиевичем Мальцевым, находит золотой шлем, принадлежавший самому Александру Македонскому. Ночью в лагерь археологов пробираются три вора — Фёдор Петрович Ермаков (Косой), Гаврила Петрович Шереметьев (Хмырь) и их предводитель, Александр Александрович Белый (Доцент), которые крадут шлем и увозят его в Москву. В Подмосковье троицу арестовывают и сажают в разные тюрьмы — Косой и Хмырь отправляются назад в Среднюю Азию, а Доцента оставляют в этой же местности. Но есть одна беда — бандиты не желают указывать местонахождение шлема.

Тем временем Николай Георгиевич случайно натыкается в автобусе на Евгения Ивановича Трошкина — заведующего детским садом № 83, человека добрейшей души, который, однако, внешне очень похож на Доцента (оба сыграны одним актёром). Его чуть было не арестовали, но тут у правоохранителей возникает гениальная идея — под видом Доцента посадить Трошкина в тюрьму к Хмырю и Косому, которые, по идее, должны рассказать, где находится шлем. По легенде, Доцент ударился головой и потерял память. Евгений Иванович с неохотой, но соглашается…

И вот на воспитателя надевают парик, учат его блатному жаргону и увозят в глубинку. Всё шло по плану (сообщники Доцента даже не заметили подмены), но обнаружилась проблема — настоящий Доцент не сообщал Косому и Хмырю, где спрятал шлем. Тогда администрация тюрьмы устраивает троице липовый побег. По плану заключённые должны были сесть в нужный цементовоз, который увёз бы их в Алибакан (вымышленный город в Средней Азии), а оттуда бы они уехали в Москву, где смогли бы объяснить, куда Доцент спрятал шлем. Но троица садится не в ту цистерну, поэтому и едет в цементе не в ту сторону, да и ещё, как оказалось, вместе с ними сбежал четвёртый — мелкий мошенник Василий Алибабаевич Али-Баба, который разбавлял бензин ослиной мочой. Его приходится взять в команду.

Притворившись спортсменами, все четверо в одном белье добегают до ближайшего города. Понимая, в чём проблема, Евгений Иванович снимает для всех комнату в местной гостинице и немного подрабатывает в детском саду, дабы подзаработать немного денег на дорогу в Алибакан. Параллельно воспитатель заставляет сообщников перейти на гражданский язык, отказавшись от фени и называя друг друга настоящими именам. Наконец-то дойдя до Алибакана, Евгению Ивановичу удаётся встретиться с организаторами, которые предоставляют им одежду и квартиру в Москве в доме, предназначенном на снос.

Уже в Москве ребята пытаются найти одного из сообщников Доцента, но из-за того, что Косой и Хмырь не являются москвичами, им приходится наматывать круги на такси. Когда надежда пропала и пришлось ехать домой, Косой вдруг вспомнил это место — ведь они приехали именно туда. Но встретившись с Доцентом, бывший сообщник прогоняет того, ведь он «завязал».

Трошкин, Косой и Хмырь возвращаются на квартиру. Алибабаевич начал заниматься домашним хозяйством — украшать квартиру и готовить еду. Он просит у Трошкина червонец, чтобы купить керосина, и тот с радостью бы дал, но денег в кармане не оказалось (ведь их украл Хмырь). Евгений Иванович решает зайти к себе в квартиру и взять денег, сказав сообщникам, что собирается грабить. Во время ограбления Алибабаевич жалуется дворничихе Маше, что «шакал я паршивый, граблю да граблю». Дворничиха отправляется в погоню за четвёркой, во время которой Евгений Иванович случайно натыкается на своих подопечных детсадовцев. Также из-за погони Доценту, Косому и Хмырю приходится притвориться женщинами.

Под видом женщин троица приходит в театр, где гардеробщиком работает ещё один сообщник Доцента, с которым лже-Доцент договаривается о встрече на следующий день. Придя на место на следующий день, Трошкин ждёт сообщника, но тот не пришёл — гардеробщик подослал к нему подельника Митяя, с которым настоящий Доцент был знаком, а Евгений Иванович — не признал. Тем временем в милиции сообщают, что Сан Саныч сбежал, поэтому Трошкину нужно закончить с операцией и вернуться домой, но тот хочет ещё посидеть с подопечными и встретить с ними Новый Год. Ведь у него появилось желание — перевоспитать уголовников, пробудить в них человечность.

Ещё до планируемой встречи с гардеробщиком Вася умудряется устроить пожар и сжечь дом. Поэтому Мальцев предоставляет четвёрке свою дачу, которую лже-Доцент представляет как «дачу одного барыги». На дачу к отцу неожиданно приезжает дочь Мальцева Людмила, которой троица представляется помощниками отца.

На Новый год Доцент-Трошкин раздаёт сообщникам подарки, а также вручает Хмырю письмо от семьи. Прочитав письмо, Хмырь чуть было не покончил с собой, но его вовремя спасли. Рецидивисты начинают опасаться, что приехавшая медсестра может их сдать, но Трошкин солгал им, сказав, что зарезал её. Тогда Хмырь, Косой и Алибабаевич решают сдать главаря и сдаться самим, а после отсидки начать новую жизнь. Связав Трошкина, который решил раскрыться (но не успел), троица бежит искать шлем, про местонахождение которого догадался Хмырь (по невольной подсказке Косого).

Тем временем сбежавший настоящий Доцент приходит к гардеробщику, но тот не узнаёт сообщника, принимая его за легавого. Тогда Доцент убивает его, а также сбрасывает Митяя с крыши. Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич приходят к проруби, чтобы достать шлем, но их главарь, Доцент, опережает их и пытается убить. Но тут на помощь ошеломленной троице («Теперь две штуки стало — и там на даче еще один») приходит Трошкин. Будучи ветераном Великой Отечественной Войны, он одним взмахом ноги выбивает у рецидивиста нож, однако, тот вытаскивает пистолет. Внезапно Косой ударяет Доцента по голове веслом (сцена происходит на лодочной станции), а Хмырь оглушает и Трошкина, произнося фразу: «Чем больше сдадим — тем лучше».

Два Доцента.jpg

Тут приезжает наряд милиции вместе с Мальцевым. Доцента арестовывают, Трошкин получает благодарность, а Хмырь, Косой и Вася неожиданно остаются на свободе. Тут из машины выходит Трошкин — без парика и наколок. Троица, так и не поняв, что произошло[1], начинает убегать от заведующего детсадом, пытающегося всё объяснить.

Роли исполняют[править]

  • Евгений Иванович Трошкин / Сан Саныч Белый-«Доцент» (две роли) — Евгений Леонов
  • Гаврила Петрович Шереметьев-«Хмырь», бывалый вор — Георгий Вицин. Здесь он говорит не характерным вицинским дребезжащим тенорком, а хрипатым голосом, «навсегда осипшим в суровом климате мест не столь отдалённых».
  • Фёдор Петрович Ермаков-«Косой», молодой жулик (но уже успевший до Средней Азии отсидеть ещё и в Воркуте — и наверняка ещё много где от пятнадцати суток до года) — Савелий Крамаров.
    • Данелия имел прямое касательство к «Джентльменам удачи», хотя и не выступил в качестве их режиссёра-постановщика. Но позже Данелия решил добавить этого же персонажа, Федю Косого, в качестве камео в две своих постановки: «Мимино» (1977) и «Настя» (1993). То есть Федька в итоге так и не завязал!.. В «Насте» он уже постаревший.
  • Василий Алибабаевич Али-Баба — Раднэр Муратов (IRL мастер спорта по шахматам), который устал играть в эпизодах и наконец добился крупной роли.
  • Лена (воспитательница под началом Трошкина) — Наталья Воробьёва (та самая «людоедка Эллочка» из гайдаевских «Двенадцати стульев»).
  • Игорёк (мальчик в детсаду, играющий волка, «в поросятах знающего толк» — «я зйой и стйясный сейий вок, я в паасятах знаю ток!») — Игорь Дрыга (нет, не Угольников, хоть и ходила об этой маленькой роли такая легенда)
  • Мать Трошкина — Екатерина Мазурова.
  • Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог — Эраст Гарин.
  • Людмила Николаевна Мальцева, дочь профессора — Наталья Фатеева.
  • Полковник Верченко — Николай Олялин.
  • Старший лейтенант Владимир Николаевич Славин, по внешности прямо-таки голливудский красавец — Олег Видов.
  • Неназванный лейтенант с простоватым лицом — Александр Лебедев.
  • Начальник ИТК — Владимир Уан-Зо-Ли.
  • Никола Питерский (басовитый амбал в камере) — Роман Филиппов.
    • Судя по татуировкам (имя «КОЛЯ» на лбу, надпись «СЛОН» — «Смерть легавым от ножа» — в вырезе рубашки), этот Никола не «в законе», а «ломом подпоясанный», то есть отморозок. И если приглядеться — видно, что еще в пору его молодости ему, что называется, «порвали пасть».
  • Зэки — Юрий Потёмкин (крепкий и недурной внешности), Иван Турченков (квадратный коротышка), Тынчылык Раззаков (1-й азиат, безусый), Дюйшен Байтобетов (2-й азиат, с усиками).
  • Пожилой интеллигентный шахматист-любитель — Анатолий Папанов.
  • Заведующая детсадом — Любовь Соколова.
  • Дворничиха Маша — Зоя Василькова.
  • Завязавший — Алексей Ванин (друг В. Шукшина, известный по роли в «Калине красной», озвучивает Олег Мокшанцев, так как у Ванина очень высокий голос, который никак не вяжется с образом амбала с криминальным прошлым).
  • Дочка Завязавшего — Наташа Токарева (дочь Виктории Токаревой).
  • Гардеробщик Прохоров — Павел Шпрингфельд (в сцене в гардеробе озвучил Виктор Файнлейб, в остальных Шпрингфельд, вроде бы, говорит сам. Это его последняя роль, очевидно, по этой причине не успел озвучить полностью).
  • Митяй (подельник гардеробщика, с необычными чертами лица) — Анатолий Яббаров.
  • Зритель, не вовремя зашедший в туалет — Вячеслав Гостинский.
  • Таня (девушка на улице, назвавшая Косого «дурой») — Светлана Старикова.
  • «Топтуны» — Александр Лукьянов, Николай Сморчков.
  • Певица — Галина Микеладзе (поёт Лариса Мондрус).
  • Мальчик в ушанке, с собакой — Коля Данелия (сын Георгия Данелии).
  • Девочка на лыжах — Оля Серая (дочь режиссёра фильма).
  • Мишка, друг детства Косого («Это не смешно, тётя!») — Владимир Протасенко.
  • Жена Мишки — Наталья Санько.
  • Прохожая в белой шапке (в сцене с Мишкой) — Токарева.
  • Седой прохожий с суровым лицом (в сцене с Мишкой) — Данелия.

Интересные факты[править]

  • Способ, каким урки обыграли в шахматы пожилого любителя, вполне честный (то есть никто не мухлевал, не крал с доски фигуры а-ля Остап Бендер) — и отчётливо видный в кадре по расстановке фигур на момент мата. Это популярная среди разрядников «Шахматная ловушка» — стандартный ход партии, поначалу кажущийся безобидным (непрофессионал, скорее всего, его «прозевает»), однако провоцирующий оппонента на напрашивающиеся, но ведущие «в мышеловку» ходы. Мастера — а чаще те профи, которые только начинают свою карьеру в больших шахматах — иногда любят разыгрывать таким образом любителей-новичков. Отсюда же откровение у холодильника: Хмырь — серьезный шахматист, когда-то имевший как минимум спортивный разряд.

Тропы и штампы[править]

  • Алибабаевич — собственно тропнеймер и кодификатор. «То бензин, а то дети!»
    • ВНЕЗАПНО, жутковатое альтернативное мнение от Каганова: https://lleo.me/dnevnik/2021/03/03
      • Но, возможно, Каганов — как свойственно творческим, пылким людям — чересчур увлёкся и в ряде своих выводов перебарщивает. Более «спокойный» — и более реалистичный? — вариант трактовки всей ситуации с Васей см. в списке тропов ниже.
  • Ай, молодца! — Трошкин искренне хотел помочь Хмырю восстановить связь с родными. Получив письмо от детей, Хмырь повесился (к счастью — неудачно).
  • Амнезия — «Тут помню, а тут не помню!». Трошкин амнезию всего лишь симулирует, рассказав Хмырю и Косому «удивительную историю» о том, как упал с вагонной полки, и прямо головой. Заодно Хмырь — а возможно, и Косой, — скорее всего приходит к выводу, что Сашка-Доцент от этой черепно-мозговой травмы двинулся умом в ещё большей степени, чем ранее. (Усомниться в рассказе о «падении в поезде» обоим и в голову не приходит.)
  • Ах ты писька! — «Этот Василий Алибабаевич…, этот нехороший человек…, мне на ногу батарею сбросил, падла
  • Бафосная угроза — лже-Доцент, запугивая подельников на предмет учёбы английского языка стандартным «моргалы выколю, пасти порву», запамятовал полную формулировку и выдал «и как их, эти… носы пооткушу».
  • Бой-баба — дворничиха. «Джентльмены» улепётывали от неё как зайцы.
    • Опасались скорее не самой дворничихи, а огласки. Ведь их должны искать в Средней Азии, никак не в Москве. Но тропа это не отменяет: дворничиха очень бойкая.
  • Ботать по фене:
    • Куда же без криминального сленга в фильме про тюрьму?
    • Есть и вымышленные (пародийные) жаргонизмы: например, ни в «старой», ни в «новой» реальной фене никогда не было слова «редиска», по фильму означающего «нехороший человек». Есть версия, что слово «редиска» в таком значении было взято из реальной жизни — «Эти красные профессора — как редиска. Снаружи красные, внутри — белые» (приписывается Ленину).
      • По утверждению авторов фильма, слово «редиска» взято из какой-то статьи Ленина, и обозначала именно вышеупомянутый принцип о разнице внешнего и внутреннего состояния. То есть версия запруфлена — это, стало быть, не «версия», а факт.
      • Здесь Шрамы от цензуры: в сценарии Токаревой слову «редиска» соответствовало более аутентичное «падла», но не разрешили. А то, что Трошкин всё же произносит его единственный раз за фильм после упавшей на ногу батареи — явное На тебе!
  • Великолепная пошлость — песни Косого («Ялта») и Хмыря («Про слона»), исполненные соответственно Крамаровым и Вициным. В фильм не вошли (осталась только сцена, где Хмырь бренчит на рояле «Собачий вальс»), но с некоторых пор доступны в хорошем качестве в интернете. Описать невозможно, это нужно слушать.
  • Во лошаки!. Шлем Александра Македонского — уникальнейшая историческая находка — валяется в палаточном лагере и охраняется одним сторожем, который, по-видимому, выбирался методом тыка и дежурств из самих археологов. Полковник милиции так и говорит профессору: «Охранять надо было как следует свою находку!» В ремейке и вовсе выжали педаль в магму — дорогущий костюм Золотого воина, про который рассказали по всем телеканалам, который привез известный профессор, охраняет всего один (!) человек без оружия.
    • Археологи не знали, что из колонии сбежали зэки. Лагерь вдали от населенных пунктов, людей нет — да кому он нужен! Оказалось, нужен…
    • Реальность нереалистична. Археология — это такая штука, в которой то густо, то пусто. Обычно охраной не заморачиваются, по причине ненадобности. Но в случае обнаружения чего-то дорогостоящего стараются с максимальной скоростью связаться с властями и передать им находку. То ли Доцент наткнулся на лагерь археологов случайно и случайно же взял крупнейший куш в жизни, то ли у него в лагере был контакт, который и информацию ему передал, и находку до поры сумел придержать?
      • Они знали даже в какой палатке лежит шлем. Случайностью тут и не пахнет. А вот был ли заказчик (которого доцент решил кинуть), или просто землекопы разболтали и слухи дошли до зоны — вопрос.
  • Всё пошло слишком так — Трошкин так старательно отыгрывал полное чудовище и при этом так старался сделать людей из своих подопечных, что и то, и другое вышло ему боком — став людьми, терпеть полное чудовище, которое «старуха в колодец положил», они не захотели, несмотря даже на светившие им серьёзные сроки.
  • Время не в масштабе — взяли Доцента с шайкой, когда снег уже лежал, а лёд на водоёмах укрепился (минимум — последние числа октября, но, поскольку в детском саду уже шла подготовка к новому году — несколько позже), успели осудить и отправить по лагерям, затем провести подготовку и внедрение Евгения Ивановича, а потом устроить их побег. При этом в Средней Азии ещё довольно тепло (да, это южнее Москвы, но зимой там тоже бывает прохладно), но в декабре в одной рубашке там уже не походишь, значит, сбежали не позже середины ноября (15 градусов — обычное дело). Как-то странно.
    • Косой говорил: «Нырять заставлял, а мороз был градусов 30» (перед тем как их взяли). Время поимки шайки — декабрь.

  • Въевшаяся привычка — см. видео. Там же Косой и Хмырь на автомате вскидывают руки, едва заслышав лай овчарки — даром, что её ведёт мелкий пацанёнок. Да и по коридору гостиницы честная компания шагает, заложив руки за спину, как под конвоем.
  • Даже у зла есть стандарты — за кадром: Доцент известен как авторитет, а не беспредельщик, то есть уголовные понятия он более-менее соблюдает, хотя бы для виду.
  • Добродушный толстяк/Толстый злодей — Евгений Иванович Трошкин и Сан Саныч Белый соответственно.
  • Друг детей, Клёвый учитель и Усатый нянь — собственно Трошкин, заведующий детским садом.
    • Жестокость во благо — добрейший Трошкин жестоко унизил Федю, назвав его вором при детдомовском товарище, с которым они так давно не виделись, а потом ещё и троллил на тему «Украл, выпил, в тюрьму!». Не так просто оценить его педагогический дар — таким вот бескомпромиссным поджопником он заставил-таки «подопечного» задуматься о своей непутёвой жизни.
  • Житель Страны Эльфов — профессор Мальцев же! Насколько хорошо осведомлён в методах наказания воров в средневековой Турции, настолько же плохо — в элементарных реалиях современности. «Так у нас же был сторож!» А его великодушное предложение приютить жуликов у себя на даче вызывает у Трошкина, сразу представившего, сколько там можно украсть и перепортить, обоснованный ужас. Тем сильнее его досада, когда после поджога, нечаянно устроенного Алибабаевичем, ему таки приходится отвезти своих подопечных туда.
  • Злобный плевок — Косой в ответ на «Пасть порву!» получил в лицо от верблюда немаленький «снаряд».
  • Злодей-недотёпа — Косой и Хмырь. И да, оба очаровательные антизлодеи, с зашкаливающей харизмой, ими самими нисколько не осознаваемой. Типаж Косого — простак; типаж Хмыря — битый, тёртый, умудрённый (до комизма) мелкий авторитет, при этом на свой лад грустноватый философ, несчастливый по жизни.
  • Игра на раздевание — после побега в цистерне Хмырь и Косой, чтобы разжиться одеждой, играют с постояльцем гостиницы в шахматы. В какой-то момент на их сопернике остаётся только нижнее бельё, но тут удача уголовников заканчивается, и они начинают драку, которую прерывает только Трошкин-Доцент.
  • Идиотский мяч — устраивая «Доценту» побег, оперативники даже не объяснили ему маршрут, а ведь все могло закончится еще хуже, чем купание в цементе
  • И у злодея есть любимые — оказывается, что у Хмыря есть любимые жена и дети, а Вася Алибабаевич однажды упоминает свою маму. С огромным фитильком, ибо ну какие они злодеи?!
  • Зло — это отстой: «Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
    • Ну и, конечно же, фраза «Я — умер» Хмыря.
  • Какая отвратительная рожа! — тропнеймер. Именно эту фразу произносит археолог Мальцев, когда видит фотографию Белого («Доцента»).
  • Королева бреется — Доцент (точнее, лже-Доцент), Хмырь и Косой, чтобы проникнуть в концертный зал неузнанными, переодеваются пожилыми женщинами. Подсветка прожектором: от покупки Василием Алибабаевичем «женский туфля, три штуки» до эпизода, в котором Хмырь и Косой по привычке заходят в мужской туалет и вгоняют в краску мужскую часть публики.
  • Крутой в отставке — Трошкин — ветеран войны со многими наградами. И несмотря на предельно добродушный вид, драться умеет: ногой выбивает нож из руки Доцента.
  • Лицемерие — это смешно — после выговора лже-Доцента «подопечным», чтобы те не выражались, во время перетаскивания радиаторов: «Этот Василий Алибабаевич… этот нехороший человек… мне на ногу батарею сбросил, падла!».
  • Микротрещины в канве — цемент превратил штаны в нечто негнущееся, но горе-беглецы спокойно используют ботинки, которым должно было достаться не меньше.
    • Ботинки, если это выданная зэкам на стройке кирзовая обувка, как раз достаточно просто хорошенько отмыть, максимум пострадают шнурки, и те легко разминаются. А вот штаны, чего и стоило ожидать, пропитались «цементным молоком». Автор правки таки поработал в стройотрядах и с предметом знаком.
  • Молодец против овец — огромный, могучий отморозок Никола Питерский решил было, что он полюбому окажется круче, чем «тоже отморозок», но низенький, толстый и менее серьёзный на вид, да еще и чересчур выделывающийся. Отсюда и провокация Николы в адрес незнакомого толстячка («Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?» — и пинок по заднице). Но Трошкин в ответ, пускай и несколько карикатурно (это проскочило), отыграл в ответ «безумца, которому сорвало крышу окончательно». И тут же Никола (встревоженно прогудевший «Ну ты чё, ты чё?») всерьёз испугался за свои глаза, а также осознал, что этому толстопузому по какой-то причине может сойти с рук и не только хождение по столу… Гигант не шутя струсил перед коротышкой и забыл косить под «якобы авторитета» — стал звать на помощь вертухаев. Заколотил в дверь камеры и завопил «Хулиганы зрения лишают!».
    • Фраза стала мемом.
    • Никола вдобавок и овечка в волчьей шкуре. Как быстро он включил заднюю! Даже не попытался повести себя с достоинством, начать какие-то переговоры — каковой навык у настоящих авторитетов отточен до совершенства. Уж не в шнырях ли (исполнителях поручений, усмирителях тех, кто не хочет покоряться паханам) Никола бегал по зоне во время предыдущих своих отсидок?.. С какой лёгкостью лже-Доцент взял этого тупого здоровяка «на бзду»!
    • В римейке в этой ситуации заметно струхнул уже главгерой, который Безруков. В оригинале Трошкин вряд ли боялся (раз уж не испугался в финале пойти против вооружённого настоящего Доцента), но, однако, и причинять нахальному громиле вред не хотел.
  • Не в ладах с классикой — памятник Лермонтову в качестве образцового внутримирового примера.
  • Не знаю, в кого стрелять — вот стоят они у проруби и видят двух Доцентов («и там на даче ещё один»). Для надёжности оглушили обоих.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка — герои, переодетые старушками.
    • Со «спортсменами» получилось не хуже — а ведь дело было еще не в многомиллионной Москве, где легко затеряться, а в Средней Азии, где подобный маскарад скорее, привлечёт лишнее внимание. Никто и не заподозрил, что бельё у бегунов — вовсе не спортивное, а казённое, лагерное! Да и обувь явно не подходящая.
      • Может и заподозрили. Бдительные граждане сообщили в милицию, а им ответили, что спите спокойно, побегов не было (про операцию местная милиция не в курсе).
  • Ни один город не пострадал — несуществующие среднеазиатские города Алибакан и Новокосинск.
  • Обаятельный мошенник. «Вежливость — лучшее оружие вора!».
  • Обознатушки — представьте себе насколько был шокирован Николай Георгиевич, когда к нему в автобусе подсел тот самый вор золотого шлема Александра Макендонского. Вот его в детском саду № 83 и прозвали «ненормальным».
  • Оздоровительная порка — в детстве автор правки не понимал, как добряк Трошкин мог так жестоко обойтись с Косым, назвав его вором в присутствии друга детства — слёзы Косого буквально разрывали сердце. А с возрастом понял, насколько Трошкин был прав.
  • Побег — побег лже-Доцента был частью плана тюремной администрации. А вот побег Алибабаевича и настоящего Доцента был настоящий.
    • Не совсем так. Побег Трошкину и подельникам подстроили — но они ухитрились перепутать машины, и… сбежали совершенно по-настоящему! Да и Алибабаевич, потому что «все побежали».
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — офицер милиции ругает профессора Мальцева за то, что тот не позаботился об охране золотого шлема: «Для вас это представляет историческую ценность, а для жуликов — кусок золота. Они могут его распилить, переплавить и даже продать за границу». Выходит, что, по мнению мента, полное уничтожение ценнейшей археологической находки не так ужасно, как продажа ее за границу.
    • С точки зрения закона — тоже: продавать за границу будут явно не за рубли, а это уже незаконные валютные операции, за которые вышка светит, а уничтожение предмета — всего червонец, который перекрывается пятнашкой за его похищение.
    • Странно: ущерб от незаконных валютных операций можно компенсировать, похищенный предмет вернуть, а вот уничтожение его — необратимое деяние.
      • Милиционеры рассуждают с точки зрения закона и политики: это еще удар по престижу страны. Он уже представил заголовки западных газет: «В Советском Союзе разгул преступности!», «Древние ценности попадают в злые руки!», «Уникальная находка доступна западным историкам».
  • Полное чудовище — Доцент, который готов был убить каждого, кто встанет у него на пути.
  • Полундра — «Эй, гражданина! Ты туда не хады! Ты сюда хады! А то снег башка попадёт — савсэм мертвый будешь!». Есть версия, что Василий Алибабаевич — каракалпак (играет его татарин Муратов — но у персонажа явно не татарский акцент).
  • По уши в…: по словам профессора, воров в Турции наказывали публичным купанием в дерьме.
  • Приехал не в тот город — по идее лже-Доцент вместе с сообщниками должны были сесть в заранее подготовленный администрацией тюрьмы цементовоз (пустой!), который увёз бы троицу в Алибакан. Но из-за недотёпистости Хмыря и Косого они сели в цистерну, которая наполнилась цементом и поехала в Новокосинск. В итоге испортили одежду цементом, а профессор счел Трошкина убитым.
  • Примитивная мечта. В самом начале фильма — мечта Косого: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!».
  • Растаскано на цитаты.
  • Скупая мужская слеза — Хмырь пустил слезу, когда Василий Алибабаевич читает ему письмо от сына.
  • Темница сырая — хоть тюрьма появляется не совсем надолго, она играет ключевую роль в повествовании.
  • Сотряс — не простатит, за часок пролетит — Евгений Иваныч Трошкин довольно легко перенёс сильный удар по голове тяжёлым брусом. Потерял сознание, но… через некоторое время уже бегает как молодой конь.
  • Ты жив! — «Евгений Иванович, а я думал, нету вас в живых, дорогой мой!».
  • Фанат ножей — у Доцента при себе пистолет, но подельников он предпочитает пугать ножом и с ним же начинает схватку с Трошкиным.
    • Просто профессионал своего дела (как бы странно это ни звучало в приложении к уголовнику-рецидивисту). Во время действия фильма вооруженный огнестрельным оружием преступник — ЧП республиканского масштаба, и Доцент отлично знает, что после применения пистолета или даже его демонстрации за ним начнет охотиться намного больше народу. Поэтому пистолет, хотя и имеется, припрятан на случай, когда ничего другого уже не остается.
  • Фирменная поза — поза сидящего лже-Доцента.
  • Характерный тик — Доцент имеет привычку шумно втягивать слюну, прищурив правый глаз.
  • Четыре героя — четыре темперамента: лже-Доцент Трошкин — сангвиник (в обычной жизни, а под прикрытием косит под холерика), Косой — холерик, Алибабаевич — флегматик, Хмырь — меланхолик.
  • Что-что я съел?.. Решил как-то Косой, за неимением бухла, одеколончику на даче у «барыги» тяпнуть. Точнее, он думал, что это одеколончик. Откуда нищему советскому зэку было знать про такую роскошь, как дорогое, ароматизированное жидкое мыло?
    • На момент событий — давно прошли 1930-е годы, когда в СССР в большом ходу было дешёвое, низкокачественное жидкое мыло (в частности зэков только им и мыли), а твёрдое как раз было более дорогим и применялось в том числе ВИПами. И вдобавок, в те годы моющая жидкость не продавалась в таких красивых бутылочках, напоминающих действительно флаконы для одеколона. Косой не 1930-х, а, самое раннее, 1940-х годов рождения. А моложавый Крамаров (1934—1995) играет человека, которого он старше как минимум лет на 10.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Бонус для современников: во времена выхода фильма взрослый зритель прекрасно понимал, что главный герой — фронтовик, о чём Трошкин, забывшись и выйдя из образа, упоминает прямым текстом, к немалому удивлению Хмыря и Косого. Но уровень его крутизны мы понимаем, когда в своей квартире он перебирает личные вещи, среди которых — две медали «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», Орден Отечественной войны II степени[2] и Орден Красного Знамени! Кульминация фильма ясно доказывает, что получил их Трошкин не за красивые глаза: в схватке с Доцентом директор детского садика демонстрирует недюжинную выдержку и навыки рукопашного боя, ловко вышибая нож из руки противника… Таким образом, власти выбрали именно Трошкина для миссии под прикрытием не только за редкостное внешнее сходство с имперсонируемым Белым («Доцентом»), но и за наличие спецподготовки.
    • Евгений Иванович, видимо, дослужился до командира взвода — это заметно в тех сценах, где он «строит» своих новых «подопечных».
    • Занятное совпадение с «Белорусским вокзалом», где персонаж Леонова — бывший командир разведвзвода в десантном батальоне. К слову, в «Джентльменах удачи» он начал было рассказывать о случае на фронте под Курском, а в «Белорусском вокзале» персонажей война довела «до самых вражеских ворот» как раз от Курска и Орла (все логично: 1-й Белорусский фронт, бравший Берлин, ведет свое происхождение от Центрального фронта, составлявшего северную группировку советских войск на Курской дуге).
    • А вот настоящий Доцент в армии не служил (и его бандиты это знают), хотя по возрасту тоже должен был быть призван в 1943—1944 годы. «Откосить» он мог, только если сбежал или попал в тюрьму. Режиссёр Александр Серый, сам отсидевший, наверняка это прекрасно понимал и толсто намекал: Доцент ранее был блатным старых понятий (позже, уже в послевоенные годы, скатился до отморози), для него даже в войну сотрудничество с властью — западло. А теперь вспомните про «сучью войну», начавшуюся в лагерях после Великой отечественной. И прикиньте, скольких фронтовиков Доцент зарезал, скольких перерезал… К тому же у него татуировка «КОТ», что означает «коренной обитатель тюрьмы». Похоже, что вор он потомственный.
    • А ещё на дачах запрещалось строить стационарные строения в которых можно жить круглый год, только летние домики.[3] Исключением из этого запрета были всякие номенклатурные дачи, вроде профессорской дачи в этом фильме (простому кандидату строить такое у себя на даче не разрешили бы).[4]
      • Там круглый год никто и не живёт — поэтому профессор и поделился дачей в Подмосковье. А вот зачем сунулась в компанию «академиков» профессорская дочка Людочка — одному Данелии известно!
        • На правах обоснуя: Люда и не знала поначалу о «квартирантах». Приехала на дачу забрать какие-то вещи, посмотреть, все ли в порядке с домом. Сама заметила, или соседи рассказали, что в доме кто-то есть (заметили «физкультуру на свежем воздухе»). Бегом к телефону «У нас на даче посторонние!», а профессор все объяснил, мол «мои коллеги из Томска». Так как Людмила знакома с некоторыми томскими коллегами отца («Когда мы были в Томске прошлом году…»), решила, что это те самые знакомые.
  • Откровение у холодильника — почему Трошкин, в свои сорок с хвостиком, живёт с мамой? Тюфяк и маменькин сынок? Учитывая боевые награды, очень вряд ли. Вполне возможно, в 45-м с ним случилась стандартная история: с войны он пришёл живым, а семья (или невеста) погибла. Начать все с начала не смог, а имевшуюся любовь и доброту решил отдавать чужим детям. Слухи вокруг фильма ходят, что планировалось это сказать в фильме открытым текстом или намёком.
    • Ужас у холодильника — а что, если он получил ранение и больше не может иметь детей?
      • Кстати: похожая биография была у известного актёра Алексея Макаровича Смирнова. Он прошёл всю войну, имел много боевых наград, однако из-за тяжёлой контузии, полученной на фронте, лишился возможности заводить детей, из-за чего, вернувшись после войны домой, разорвал отношения со своей невестой и всю жизнь прожил с мамой в коммуналке. Будучи в жизни очень добрым человеком, Смирнов пользовался огромной любовью у детей и сам отвечал им взаимностью. При этом Смирнов был силён физически и неплохо умел (но терпеть не мог!) драться. Интересно, не был ли списан Трошкин именно со Смирнова, ведь создатели фильма были с ним несомненно знакомы?
    • Жениться на вдове и воспитывать её детей, как своих, в те годы зазорным не считалось.
  • Дать герою своё имя — Евгения Трошкина сыграл Евгений Леонов, а Александр Белый очевидно был назван в честь режиссера, Александра Серого, который в свою очередь также отсидел в тюрьме.
  • За себя и за того парня — Леонов: воспитатель детского сада Трошкин и уголовник Доцент.
  • Музыкальный символ — заглавная тема[5], а также не менее известная тема побега из тюрьмы.
  • Не в ладах с криминалом? А скорее другие тропы. Режиссёр постиг все азы «прикладной криминологии», пока сидел; это факт из биографии Александра Серого.
    • Но в таком случае — что это было? Лже-Доцент назвал Василия Алибабаевича петухом (пусть даже гамбургским[6]). Почему после этого Вася спокойно собирает вещи со словами «так бы сразу и сказал»? Почему Вася не пытается «спросить» за такое тяжкое оскорбление[7]? Вася однозначно не «петух, скрывавший свой статус». Иначе он не спал бы в камере на самом лучшем месте, а косил бы под кого-то гораздо более скромного.
    • И почему вообще Алибабаевич занимал лучшее место? Он не разбойник, не карьерный вор, а (если верить его собственному рассказу) мелкий жулик-первоход — место у него должно быть не лучшим, но и не худшим.
      • Тут как раз очевидно. Алибабаевич — сын какого-то важного среднеазиатского папаши (а с отморозком Николой Питерским нерусский парень не ссорится, но и не прислуживается к нему). И он, Вася, с несомненного согласия и одобрения других сокамерников, решил прощупать нахального претендента. И всесторонняя проверка показала, что новоприбывший наглец — это человек по прозвищу Доцент, в прошлом авторитетный вор, а ныне поехавший ухарь, «подпоясавшийся ломом» отморозок.[8]. Который, однако (речь о настоящем Доценте), устраивает настоящих авторитетов, пока откатывает им «на общак». Его, по слухам, велят не трогать, даже если он «развыступается при бродягах». А Хмырь — явно не последний человек в криминальном мире, в отличие от Косого, — сходу опознал того самого, знаменитого Доцента, с которым годами «ходил на дело».
        • По всему получается, что гражданин Али-Баба (который на деле далеко не прост) намеренно «косит на дурачка», и все об этом знают, так что в рамках его «роли» ему прощается даже спокойная реакция на «петуха»: всем и так прекрасно известно, что Васёк не «петух» и в «петухи» переведён не будет (никому не нужна кровная месть!). Азиаты, которые просто не могут не знать Васю, в камере присутствуют, и лица у них неизменно непроницаемые.
        • И тут ещё вопрос, был ли Вася на самом деле «мелким» — про него известно только то, что он «разбавлял бензин» (и вряд ли действительно ослиной мочой — возможно, на самом деле какой-то более подходящей жидкостью). С учетом, что Алибабаевич занимался этим в Средней Азии, то наверняка у него были влиятельные родственники, посадившие его на теплое местечко (и ещё неясно, сколько за время своей деятельности он «наразбавлял» себе и им в карман), а потом, когда систематические хищения вскрылись, выбили для него хорошее место и отношение в тюрьме.
        • Кроме того, подлинный «мелкий жулик и малозначительная личность» — а также подлинный дурачок, лицо из-за этого совсем не уважаемое — никогда, ни при каких обстоятельствах не сказал бы сокамерникам «А ну, заткнитесь там!», да ещё столь хладнокровно-властно, голосом человека добродушного, но привыкшего, что его беспрекословно слушаются. Вывод? В фильме не сочли нужным прямо рассказать о том, что Василий — сын или крупного этнического урки, или местного, столь же среднеазиатского «цеховика» (то есть объекта интереса ОБХСС, а не угро), и в любом случае влиятельного человека, от которого в округе многое зависит. Но намеки оставлены, в достаточном количестве. Ошибки, ляпы, «неуклюжие сварочные швы» исключены — режиссёр, как уже сказано, прекрасно разбирался в теме криминала и порядков в местах заключения, и у фильма вдобавок были хорошие консультанты, в том числе настоящие сотрудники правоохранительных органов.
  • Неожиданная отсылка к меметичным угрозам Доцента и лже-Доцента — «Пасть порву! Моргала выколю!» — обнаружилась в видеоигре Grand Theft Auto San Andreas (2005). Видимо, среди русских (или нерусских, но при этом более или менее знакомых с русской культурой?!), которые консультировали братьев Хаузеров, попался фанат фильма… Если СиДжей заденет своей тачкой машину незнакомца, а тот окажется русским — возможно, незнакомец проорёт русскую фразу. С карикатурным, «каким угодно, только не русским» акцентом. И с неправильным ударением в одном слове. Но за содержание фразы можно простить всё: «Джопу по́рву, моргала виколю!!». Очень многие русские геймеры, проводя время за San Andreas и нарвавшись на эту пасхалку, отреагировали в стиле «на чужой сторонушке рад своей воронушке!».
  • Что за фигня, автор? — автор правки размышлял над тем, уместна ли сцена убийства (пусть и эпизодических уголовников, которых не сильно жалко и которые сами нарвались из-за собственной подозрительности/неосторожности, но всё же) в советской комедии — именно старой доброй советской комедии, где по негласной традиции не позволялось показывать подобное. Здесь ведь не пахнет изящным чёрным юмором французских или итальянских криминальных комедий, где бандиты забавно мочат друг друга направо и налево, здесь всё мрачно и жёстко. Но ближе к концу фильм начинает балансировать между комедией и драмой и даже трагедией[9]. Авторы явно стремятся показать нам, во-первых, что криминальный мир — это не хиханьки-хаханьки, а поломанные судьбы (на примере Косого, Хмыря и Василия Алибабаевича, да и на примере кукловода-гардеробщика с его подручным — если вдуматься, тоже!) и реальный риск для жизни. А во-вторых, авторы хотят особо подчеркнуть, какое полное чудовище Доцент, да ещё в сравнении с Трошкиным, который в то же самое время спасает Хмыря из петли.
  • Шрамы от цензуры. Она придиралась-таки, причём обычно по мелочи. Кое-где заставили заменить настоящую «феню» на пародию на неё (ярче всего — казус с «редиской»), или жаргонные слова на общегражданские. Косому разрешили сказать слово «шкарята» (то есть брюки), но эпитет к ним — «ментовские» — заставили не очень реалистично заменить на «милицейские».
  • Это часть представления: после премьеры известно как минимум три случая успешных групповых побегов из производственной зоны колонии — и что характерно, два из них именно в цементовозе и тоже в Средней Азии!

Примечания[править]

  1. И более того — с перепугу не «сложив два и два», не сообразив элементарного (и не разглядев волос, оставшихся у висков!), воры-недотёпы предположили: «Обрили уже!».
  2. А до начала восьмидесятых (когда данный орден стали получать все дожившие до этого времени ветераны, что уменьшило его крутость в глазах последующих поколений) это была очень ценная награда.
  3. Как гласило постановление № 261 от 18 марта 1966 года: садовые домики летнего типа полезной площадью от 12 до 25 кв. метров с террасами площадью до 10 кв. метров на семью.
  4. Врочем, на практике, как ныло постановление от 29 декабря 1984 года, советский народ на эти запреты частенько клал большой и толстый болтЪ: «Возведение летних садовых домиков и других строений нередко ведется по проектам, не согласованным в установленном порядке. Немало еще случаев возведения сооружений, не предусмотренных типовыми уставами садоводческих товариществ. В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков ведется строительство особняков дачного типа с гаражами и банями».
  5. Мелодия вроде бы написана Геннадием Гладковым специально для фильма. Но композитору великолепно удалось «попасть в стиль», напоминающий мелодии настоящих блатных песен. Музыка стала всенародно любимой (многие то и дело напевают ее), и на нее ещё в 1970-е годы сочинили как минимум два филка: 1. шуточную, полупародийную блатную песню «В Одессе раз в кино // Купил билет я, но // При входе мне сказали: „Документы!“»; 2. песенный пересказ событий фильма: «Один московский кент // По прозвищу Доцент // Узнал об исторической находке…». Вторую во второй половине 1970-х распевали даже младшие школьники, в том числе и девочки.
  6. В портовом районе Гамбурга (в том числе и в те годы) — много борделей, в том числе и таких, в которых мужчины за вполне разумную плату «расслабляются» с мужчинами, если закажут именно это.
  7. ОБЫЧНОГО заключённого за такую покладистость могут и действительно перевести в «петухи»: считается, что заключённый согласился с тем, что он — «петух».
  8. Всё то, что Трошкин, находясь под прикрытием, отколол при своём появлении в камере — не «полная импровизация», не «перебор» со стороны Евгения Иваныча (власти не допустили бы, да и Трошкин не дурак). И не с перепугу Трошкин это: он не трус, не молодец против овец, человек бывалый. Трошкина менты и вертухаи наверняка подробно проконсультировали (частично этот инструктаж и в кадр попал!), как именно себя ведёт в камере настоящий Доцент, когда ему в очередной раз попадает вожжа под хвост (последствия алкоголя плюс анаши?!).
    • Мякотка, о которой не все зрители этого популярного фильма в курсе: уважаемые — и, главное, притом признанные на текущий момент! — авторитеты так (как повёл себя лже-Доцент в камере) себя не ведут. От слова «никогда». И каким-то похожим образом — тоже. Им «воровскими понятиями» строжайше запрещено: 1.перебарщивать с демонстративным, эксцентричным поведением (они же не отморозки и не «клоуны»!); 2.перебарщивать с открытой агрессией, в особенности же грубо угрожать, а пуще всего — напоказ хвастаться, «сколько они зарезали» (а сам факт ТАЙНОГО убийства, очень желательно — ЧУЖИМИ руками, допускается лишь в крайних случаях, иначе «западло»); 3.без необходимости, «чисто для форсу» влезать на стол, за которым все едят («шкварить» стол подошвами обуви); 4.открыто хамить сокамерникам, да еще столь увесисто, да ещё по пустяковому поводу. Всё это — или что-то из той же серии — сходит с рук только знаменитому отморозку (авторитетному разве что в прошлом), которого при этом кто-то весомый «прикрывает», потому что считает полезным, выгодным человеком (готовым на то, что самим кукловодам негоже). А то даже и «психом, но несущим пока что золотые яйца». Значит, таким на начало 1970-х Доцент и являлся. Он уже не торт, его понизили в статусе по сравнению с былыми временами. Искреннее уважение «блатных законников» к настоящему Доценту — в прошлом; у него остался только карт-бланш, пока он им, авторитетам, полезен. Стал бы бесполезен — сразу заказали бы его убийство, ведь беспокойным-то (способным доставить проблемы) он остался бы. В крайнем случае действительно перевели бы в петухи. Последнее, впрочем, опасно — Белый слывёт «быстрым на руку» и вдобавок маньяком, которому чужая кровь — что вода.
  9. Это фирменный стиль Георгия Данелии. В его собственных режиссёрских работах — такое во все поля.