Правило прикольности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Rule of Fun. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Предел добровольного подавления недоверия для элемента повествования прямо пропорционален его прикольности. »
— Правило прикольности

Вариант правила крутизны: аудитория простит произведению любое или почти любое количество грехов перед логикой, здравым смыслом и гуманностью, если они работают на создание комического эффекта. Конечно, критерии прикольности варьируются в зависимости от культуры и индивидуальных предпочтений, но правило, тем не менее, работает: хорошей шуткой можно замаскировать практически любой сюжетный огрех, а к юмористическим произведениям аудитория изначально благосклонней, чем к серьезным. Например, вся центральная новелла (о часах) из «Криминального чтива» состоит из нелепостей, но это настолько прикольно, что никому не приходит в голову предъявлять Тарантино претензии.

Аниме этим правилом не просто пользуется, оно им живёт. Как яркий пример можно привести Slayers, где одни и те же заклинания в серьёзных сценах успешно выкашивают всё попавшее под удар население, а в юмористических оставляют покалеченные, но подёргивающиеся и живые тела врагов (особо тяжелый случай — Драгу Слейв, который в серьёзных сценах вызывает эффект небольшого ядерного или большого термобарического взрыва с жертвами и разрушениями, а в комических — превращает в развалины строения, уничтожает материальные ценности, а мирным жителям только коптит лица, рвет одежду и злит их).

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

  • С. Лем «Кибериада», «Сказки роботов», приключения И. Тихого, пьесы про А. Тарантогу и проч. «несерьёзная фантастика».
  • Творчество Г. Остера практически этим живёт. Особенно его учебники.
  • У Э. Успенского тоже хватает.
  • К. Булычёв тоже умел прикольно подать многие идеи фантастики.

Кино[править]

  • Кинокомедия как жанр, а также некоторые ответвления вроде комедийных боевиков.
  • С определенной точки зрения — индийское кино.
  • Чешский режиссёр Карел Земан, творчество т. н. «гравюрного» периода — «Тайна острова Бэк-Кап» (1958), «Барон Мюнхгаузен» (1961), «Похищенный дирижабль» (1967) и «На комете» (1970). Данные фильмы живут этим правилом. Нарочито игрушечные фоны и декорации, чёрно-белое изображение, подкрашиваемое в разные цвета, и совмещение живых съёмок с откровенной мультяшностью.
  • Треш в большинстве случаев воспринимается комично, даже если на экране нет свободного места от крови и кала.

Мультипликация в целом[править]

Мультсериалы[править]

  • Топовые юмористические мультсериалы из Америки: «Симпсоны», «South Park», «Гриффины», «Американский папаша», «Робоцып», «Супертюрьма», «Мистер Пиклз», «Финес и Ферб» и т. д.

Комиксы[править]

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: жизнь их глазами». Никто никогда не попеняет Герберту за мастерский произвол, потому что он подчиняется правилу прикольности! Даже явно издевательское «поискание» по невероятному совпадению срабатывает в тот момент, когда Минимакс решается проделать его сам, без подготовленного розыгрыша со стороны Форгата.
  • Homestuck. Просто Homestuck.

Аниме и манга[править]

  • Гинтама — здешний юмор по большей части построен на сабже.

Видеоигры[править]

  • Herc's Adventures — вся игра построена на этом.
  • The Elder Scrolls — всё, что связано с Шеогоратом, ведь он бог безумия. Особенно давит педаль в пол дополнение к к четвёртой части, где герою придётся посетить его мир.
    • А при должном старании можно и вовсе превратить Тамриель в ТАКОЕ, что сам Дядя Шео будет в шоке. С помощью модов, разумеется!
  • Kerbal Space Program — Если космический аппарат выглядит странно и скорее всего не работоспособен/бесполезен/дроппод из Warhammer 40000!
  • Серия игр Mother состоит из данного тропа чуть менее, чем полностью. Взять хотя бы в пример вторую часть — Earthbound. Карапузы со сверхспособностями спасают мир от лавкрафтианского чу-чу, по дороге встречая многих интересных личностей: агрессивных хиппи, культистов синей краски и зомби. И это лишь малая часть того, что происходит в этой игре.
    • И Undertale, сделанная по канонам Mother.
  • Это правило действует во многих играх жанра jRPG, даже во вполне серьёзных вроде Final Fantasy. Ну вот взять хотя бы чокобо — милых ездовых птиц, которые здесь заменяют лошадей. И того факта, что у героев прям таки огромные мечи.
    • Серия игр Kingdom Hearts. «О, а давайте запихнём персонажей Final Fantasy и мультиков Уолта Диснея в одну игру, и там герой будет драться огромным ключом.»
  • Terraria состоит из этого тропа чуть менее, чем полностью!
  • Серия игр Civilization не претендует на историческую серьёзность, несмотря на присутствие в этой игре реально существовавших исторических личностей. Потому что... ну блин, хотя бы слыхали про злобного Махатму Ганди, который угрожает всем ядерной бомбардировкой? Видите, как Рамзес строит рядом со своим дворцом Нотр Дам? Видите, как африканское племя Зулусов строит огромных боевых роботов?
  • Friday Night Funkin' же. В наше время мало кто будет играть в типичную ритм-игру с геймплеем в стиле нажимай на стрелочки под музыку, но стоит добавить откровенно стебный сюжет, пару забавных диалогов, и популярных Newground-ских персонажей, и получится одна из самых хайповых игр 2021 года.
    • Среди ритм-игр в принципе распространено. Игроки могут простить игре не только банальный сюжет (хотя, по мнению многих, он в этом жанре не очень-то и нужен), но даже кривой геймплей, если там будет достаточно прикольная музыка.
  • Fallout - крышечки в качестве валюты же!

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — космические Орки просто живут этим! За счёт силы WAAGHH!!!! красные машины ездят быстрее, фиолетовые орки становятся мастерами скрытности, кое-как слепленные куски металла превращаются в оружие, а орочьи Меканики могут на совершенно инстинктивном уровне собрать совершенно лютые вундервафли вроде шоковой пушки (стреляет с абсолютно непредсказуемым эффектом) или поднималы-металы для швыряния вражеской (или своей) бронетехники.

Телевидение[править]

  • Цикл французских передач 1970-х «Сад песен» (Le Jardin Des Chansons). Номера — прикольные песни-истории в откровенно мультяшных декорациях. См. одну из наиболее знаковых песен https://www.youtube.com/watch?v=zdf1mLPyJ90.
    • Вдогонку более позднее творчество Доротеи (Dorothée) - одной из участниц "Le Jardin Des Chansons". Иной раз пойди разбери, это клип из "Сада" или ее сольное творчество.

Эстрада и цирк[править]

  • Обычно касается фокусов. Если трюк невероятно (или несильно) устарел, то его лучше из серьёзного превратить в шуточный.
    • Собственно этим и занимается «наукомэн» Руди Коби
    • Паузы-интермедии от В. Руднева и Алекса (А. Павлова) в «Магик-шоу» (передача 1994-95 гг.). И аналогичные номера в исполнении того же Алекса и А. Жабина.
    • А сколько раз освобождения из смирительной рубашки обыгрывалось с юмором. На данный момент на 1,5 серьёзных трюка с рубашкой приходится один комический/ироничный.
    • Аналогично «Распиливние». Возможно, что другие соотношения, поскольку современных «распиливаний», которые можно показать на полном серьёзе, достаточно много. Но с юмором/иронией тоже хватает. Один из ярких примеров — коллектив «Коль и компания» образца 1й половины 1990х.
    • А трюк «кролик из шляпы-цилиндра». Попробуйте поинтересоваться у фокусника-историка (или фокусника-эрудита), сколько он сможет вспомнить исполнений данного трюка без шуток и иронии за последние лет 40. В лучшем случае он назовет пару-тройку. К примеру, разоблачение от человека в маске и трюк Алекса из первого выпуска «Магик Шоу» (1994 г., хотя и тут не классический вариант, а вариации — несколько игрушечных превращаются в настоящего). Но вот комических вариантов не счесть. Обычно кролик бутафорский. Кстати, данный трюк обыгрывался в мультипликации и изобразительном искусстве очень часто. Каждый второй мультяшный (или нарисованный) фокусник доставал из цилиндра кролика. Обычно с приколом. Да и сами иллюзионисты на афишах и эмблемах любят помещать длинноухого и цилиндр как неофициальный символ профессии.
  • В продолжении темы «магии», если фокус показан с юмором/иронией, то зрители его воспринимают лучше, чем аналогичное «серьёзное» действо. А в случае ошибки фокусника публика подумает, что так и должно быть.
    • Живой пример: Хуан Тамариз — испанский весельчак в жилете и цилиндре, являющийся крутым карточным (и не только) манипулятором.
  • Ещё одно продолжение темы иллюзии. Сколько фокусников в процентном соотношении за последние 30-40 носят цилиндр на полном серьёзе? Т. е. чёрный цилиндр в сочетании с чёрным фраком, в крайнем случае — белый цилиндр с белым фраком. Гораздо чаще цилиндр носят с пиджаком, со стильной жилеткой, либо иным «неподходящим» костюмом. Последнее время ещё и стимпанк-фокусники появились. К тому же носимые цилиндры далеки по цвету и рисунку от «классических». Встречаются из карт или из денег — обычно появляются из пачек карт и денег.
  • В принципе, все акробаты-эксцентрики, жонглеры-эксцентрики, дрессировщики-эксцентрики и проч. Аналогично и совмещение клоунады с другими жанрами.