Мир Льда и Пламени

Материал из Posmotreli
ASOIAF/Мир
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Весь покрытый лордами, абсолютно весь,
Материк Безумия в этом мире есть…
»
— фольклор «мартинистов»
Фрагмент трёхмерной карты Вестероса — Стена и Север

Общий обзор[править]

Действие романов происходит на двух больших континентах — Вестеросе и Эссосе (известны ещё два континента, которые лишь упоминаются — Соторос и Ультос).[1] Как можно понять из названия, Вестерос лежит на западе, а Эссос — на востоке. Вестерос протянулся от полярных пустынь на крайнем севере до пустынь нормальных песочных на юге. Эссос же больше напоминает Евразию по своей форме и тянется горизонтально.

Примерно 12 тысяч лет назад Вестерос был населён Детьми Леса, древней и загадочной расой, жившей в ветвях деревьев. Но потом с востока пришли Первые Люди, вооружённые бронзовым оружием, и началась война. Дети Леса использовали свою магию и даже уничтожили перешеек, соединявший Вестерос с Эссосом, но люди тоже не отставали и активно рубили чардрева, очень важные для Детей Леса. В конце концов, оба народа устали от резни и заключили мир на Острове Ликов. По этому пакту люди получали поля, горы, реки и прочие плоскогорья, а Дети Леса оставляли за собой леса. Вырубка чардрев была запрещена. Так закончилась Рассветная Эпоха и началась Эра Героев.

Об Эре Героев очень мало что известно, кроме легенд и мифов. Но зато вот уже восемь тысяч лет помнят о том, как она кончилась. Однажды с севера пришли Иные. Они истребляли всё живое, поднимали мёртвых и несли с собой холод и разрушение. Люди и Дети Леса объединились против них, но только великий герой, Азор Ахай, смог одолеть Великого Иного и спасти мир. После конца Долгой Ночи Брандон Старк, будущий лорд Винтерфелла, Король Зимы, и один из многих королей Севера эпохи «Сотен Королей».Он воздвиг Стену длиной в двести лиг и высотой в двести футов. Для защиты этого сооружения им был создан могущественный орден Ночной Дозор.

После Долгой Ночи начались закономерные войны между королевствами, коих было около сотни. А потому, когда с Эссоса приплыла новая волна завоевателей, андалов[2], Первые Люди ничего не смогли им противопоставить. Только Север, управляемый Старками, смог удержаться. Дети Леса были окончательно изгнаны за Стену, а чардрева вырубили везде, кроме земель Старков. С собой андалы принесли новую религию — веру в Семерых. Именно тогда, собственно, оформились многие нынешние Великие дома: Ланнистеры, Аррены, Тиреллы и Талли.

Тем временем в Эссосе родился могучий Валирийский фригольд, опиравшийся на использование драконов. Валирийцы разгромили Гискарскую империю и уничтожили государство ройнаров. Ройнарам под руководством принцессы Нимерии пришлось бежать на десяти тысячах кораблях. После долгих скитаний они высадились на самом юге Вестероса, в Дорне. Нимерия вышла за лорда Мартелла, и так появился один из нынешних Великих домов. Однако дорнийцы так никогда и не стали похожи на прочих вестеросцев.

За некоторое время до начала Саги Валирия погибла от неизвестного катаклизма, оставшегося в истории под названием Рок Валирии. Уцелел лишь один род Повелителей Драконов — Таргариены, обосновавшиеся на острове близ побережья Вестероса и заблаговременно бежавшие на него от Рока. Спустя несколько поколений Эйгон Таргариен, используя внутренние разногласия на континенте, с помощью драконов захватил весь Вестерос и стал его верховным королём; с момента его коронации отсчитывается новое летоисчисление. Таргариены правили ещё триста лет, пока пятнадцать лет назад Баратеоны, Старки, Аррены и Талли не подняли восстание и не свергли последнего короля-дракона, страдающего безумием. Роберт Баратеон стал новым королём.

Вестерос[править]

Западный континент, которому посвящена большая часть саги, Вестерос — отдельный материк размером примерно с Южную Америку, находящийся в (условно) Северном полушарии. Культурно напоминает средневековую Европу, прежде всего Англию. Крайняя северная часть Вестероса стоит особняком от всего остального, отгороженная стеной, поэтому ей посвящен отдельный подраздел, а здесь мы опишем заселённый и цивилизованный Вестерос. Ну, настолько цивилизованный, насколько может быть цивилизованной страна развитого феодализма.

История Вестероса насчитывает тысячелетия, но о большей её части мало что известно; внутри текста произведения один из знающих персонажей, молодой книжник и будущий школяр Цитадели Староместа Сэм Тарли, демонстрирует всю сомнительность старых вестеросских хроник. Правдоподобные исторические записи начинаются с андальского завоевания.

Да, заселялся Вестерос волнами. Сначала, в эпоху сомнительной истории, на континент явились племена Первых Людей из западного Эссоса, вооружённые бронзой, и заставили потесниться на север его коренных нелюдских обитателей. Затем, на заре достоверной истории, явились другие племена, андалы — опять же из западного Эссоса, вооружённые уже железом, и заставили потесниться к северу Первых Людей. Ну и наконец явилось третье племя из западного Эссоса — ройнары, но потеснить никого им не удалось, и они заселили только крайний юг континента, известный как Дорн. В итоге получился слоёный пирог народностей: нелюди на Крайнем-крайнем Севере, Первые Люди на Севере, андалы в центре и ройнары на юге.

В соответствии с этой слоёнкой в Вестеросе выделились нации и религии. Чистые Первые Люди, обитавшие за Стеной, стали бродячими племенами Одичалых. Первые Люди с примесью андальской крови, обитавшие на Севере к югу от Стены, стали называться северянами. И те, и другие исповедовали религию Старых богов, унаследованную от Детей Леса и напоминающую анимизм: поклонение неведомому множеству безымянных божеств в рощах перед чардревами — особыми деревьями с вырезанными на них культовыми ликами.

Андалы, заселившие большую часть Вестероса, составляют основную часть населения. Они исповедуют Семибожие — культ хрустального дракона в семи лицах. Они более всего похожи на средневековых англичан.

Наконец, ройнары с примесью андальской крови дали начало дорнийцам. Их королевство Дорн на крайнем пустынном юге стояло особняком от прочего Вестероса и было присоединено к Семи Королевствам (см. ниже) последним и добровольно.

Многие века после андальского завоевания Вестерос был поделён на королевства, независимые и воевавшие друг с другом. Но после Рока Валирии (см. ниже) в Вестерос явился род Таргариенов — один из осколков погибшей Валирии, аристократическая династия, повелевавшая драконами. С помощью драконов Таргариены завоевали королевства Вестероса и объединили их в феодальную империю, которая стала называться Семь Королевств (притом, что реально королевств было чуть больше, но такова уж традиция). Правили Таргариены триста лет, постепенно загнили и выродились, и в итоге против последнего правящего Таргариена-вырожденца лорды Семи королевств подняли восстание и свергли эту династию. Несколько Таргариенов уцелели и ушли в изгнание, но обещали вернуться. Милые шалуны…

Политическая структура Семи Королевств типично феодальная. На вершине лестницы — король на Железном троне; его вассалы — грандлорды (Lords Paramount) из Великих домов, соответствующие средневековым герцогам. Их вассалы — лорды-знаменосцы (Lords Bannermen) из малых домов, соответствующие европейским графам и баронам. Наконец, вассалы тех — просто лорды и земельные рыцари. Существует также довольно редкий титул Master — в русских переводах «владетель» или «хозяин»; по иерархии это то же самое, что и земельный рыцарь, но принять кодекс рыцаря и титулование «сир» владетелю не позволяет религия. Этот титул имеет место на Севере, где религия Семибожия малораспространена, а почитают Старых богов.

В общем, феодальная лестница Вестероса выглядит так:

  • Король на Железном троне;
  • Грандлорды;
  • Лорды-знаменосцы;
  • Лорды простые (знаменосцы 2-го или 3-го порядка);
  • Земельные рыцари и владетели;
  • Безземельные рыцари (присяжные и межевые рыцари).

После отделения Железных островов (грандлордство объявило себя королевством) там установилась сокращённая лестница «король — лорды — владетели» (рыцарства среди железян не было всё по тем же религиозным причинам, а ступень грандлордов выпала за ненадобностью). А вот Северное королевство Старков состояло из более чем одного грандлордства и сохранило полную шестичленку.

Если вассалитет перескакивает через ступеньку (например, земельные рыцари Григор Клиган и Амори Лорх являются прямыми вассалами грандлорда Тайвина Ланнистера), это никак не возвышает вассала; те же Клиганы остались равны прочим земельным рыцарям.

Дом (аристократическая семья) считается Великим, если его глава носит титул грандлорда или королевский, и малым в противном случае. У каждого дома есть герб и девиз. Благородные вестеросцы придают большое значение фигурам на гербах (как правило, животным) и часто ассоциируют себя с этими существами.

Застенье[править]

За Стеной (огромным ледяным валом, по которому проходит северная граница Семи Королевств) цивилизация кончается. Там живут люди — потомки Первых Людей, которым из-за суровых условий не удалось цивилизоваться и которые остались бродячими племенами. Они известны как Одичалые, и остальные вестеросцы относятся к ним с враждебностью. У Одичалых нет постоянного государства; своими королями они признают просто самых авторитетных вождей.

Ну, и кроме людей, там ещё кое-кто отжигает. За Стеной проживают остатки различных нечеловеческих рас, оттесненных людьми далеко на север. Это и великаны, и древние Дети Леса, и загадочные и устрашающие ледяные демоны Иные (Белые Ходоки), которые, судя по всему, представляют собой главную угрозу человечеству.

Эссос[править]

Восточный континент, напоминающий Южную Европу и Азию, отделённый от Вестероса Узким морем. Эссос — очень большой континент, и на нем нет единой доминирующей державы. Хотя недавно была[3].

Валирия[править]

Валирия — аристократическая республика античного типа, превратившаяся в республиканскую империю и покорившая в своё время значительную часть Эссоса. Своего рода аналог древнего Рима, только в Валирии, в отличие от прототипа, никогда не было имперской монархии. Валирийцы владели магией огня и драконами, что делало их армию непобедимой и неостановимой. Восточная граница валирийской империи пролегала между Заливом Работорговцев и Квартом, западным её форпостом был остров Драконий Камень у берегов Вестероса. Северная пролегала где-то южнее Браавоса (города, основанного бежавшими из Валирии рабами), а северо-восточная — по южной кромке великой степи, известной, как Дотракийское море.

Валирийцы умели много гитик. Они выплавляли несравненную сталь, круче которой только сталь из метеоритного железа. Они строили дороги, остававшиеся в целости столетия после гибели страны. Но за несколько сот лет до событий саги у них там произошло… нечто. Нечто, известное, как Рок Валирии. Вся центральная часть страны была уничтожена извержениями вулканов, и, судя по всему, вулканы эти извергались неким магическим аналогом радиоактивных отходов, потому что бывшая Валирия стала непригодной дли жизни и опасной даже для здоровья приближающихся к её берегам, в новоразверзшемся море расплодились мутировавшие гигантские кальмары-кракены, а единственный уцелевший город центральной Валирии — Мантарис — столетия спустя был известен, как «город чудовищ» (по-видимому, на наши деньги всё тех же мутантов)[4].

Западные и восточные окраины Валирии, однако, благополучно пережили катаклизм, но их пути разошлись. Западные провинции, которые изначально пользовались правами автономных республик/АССР, стали Вольными городами — альянсом городов-государств, напоминающих Средиземноморскую Европу и находящихся на стадии рождения капитализма. Восточные — осколки ещё более древней Гискарской империи по берегам Залива Работорговцев, — сохранили ярко выраженный рабовладельческий строй и стали центрами работорговли всего Эссоса. И те, и другие говорили на различных диалектах валирийского языка. Самая же западная окраина Валирии — маленький Драконий Камень, которым управлял средней руки род драконолордов Таргариенов — вполтыка захватила Вестерос и превратилась в Семь Королевств.

Дотракия[править]

Огромная степь, известная как «Дотракийское море», была домом для кочевых племён степняков. Эти орды назывались кхаласарами — соответственно, вожди их назывались кхалами. Дотракийцы остались крайне малоразвитым народом, сами ничего не производили (не считая разнообразных мелочей вроде конской сбруи, и прочих подобных предметов), а только грабили; город у них (Ваэс Дотрак) был один единственный и являлся скорее условленным местом встречи кхаласаров, чем постоянным центром городской жизни. Но их было много, нет, МНОГО, они знали степь, как свои пять пальцев, и положить конец их разбою не могла даже Валирия.

Дальний Восток[править]

Под этим названием объединены все земли к востоку от Валирии и Дотракии. Из них подробно показан только один город-государство Кварт, представляющий собой торговую республику с экзотической культурой. Обо всех землях восточнее Кварта персонажи только пересказывают слухи, один другого страньше и чудесатее, и оттуда приходят отдельные особо чудесатые персонажи. Самый Дальний Восток появлялся до сих пор только на официальных картах мира Мартина, и названия там, прямо скажем, напоминают лавкрафтовские.

Среди земель Дальнего Востока особенно выделяется город Асшай и окружающий его Край Теней. Это… это что-то с чем-то. Край Теней есть узкая горная долина среди вулканов, засыпающих всё пеплом. Склоны её настолько круты, что солнце заглядывает в долину лишь в полдень, и больше никогда. Там водятся драконы и другие, более ужасающие твари. Асшай — полупокинутый город, стоящий у входа в долину. Все его дома выстроены из чёрного обсидиана. Там собираются колдуны и мраккультисты всего мира. Там нет детей, и лишь один из десяти домов заселён. Страшный это город, Асшай.

А где же тут, собственно, лёд и пламя?[править]

А они и есть самая мякотка. Из вышеописанного вы уже поняли, что в мире Мартина есть две земли, заколдованные и враждебные человеку: Застенье и то, что осталось от Валирии. Из первого приходят Иные, из второго происходят драконы. И то, и другое является источником силы магии, и то, и другое опасно. И вот теперь эти стихии возвращаются в мир людей, в котором до сих пор было ни жарко, ни холодно…

Само же название «Песнь льда и пламени» происходит от пророчества. Его в один прекрасный момент узнал (и доработал) один очень интеллигентный принц из числа последних Таргариенов — Рейгар. Он провидел, что его сын станет Избранным, и история его жизни станет той самой «песнью льда и пламени» — он разрешит противоречие двух стихий и спасёт мир. А точнее, он уточнил и дополнил более раннее пророчество о том, что придет «обещанный принц». Насколько истинно его пророчество — довольно туманно, потому что точно неизвестно, сколько сыновей Рейгара живо. Человек, которого считают сыном Рейгара, может им на самом деле не являться, а человек, которого считают обычным бастардом, может внезапно им оказаться. При этом как-бы-сын Рейгара появился в повествовании только в пятом томе, а как-бы-не-сын был одним из главных героев с самой первой книги, так что думайте сами…

Вы уже запутались? Погодите, сейчас вы запутаетесь ещё сильнее. Дело в том, что валирийский язык (а именно на нём и было сделано первоначальное пророчество об обещанном принце) не имеет привычных нам категорий рода. Следовательно, обещанный принц может оказаться и принцессой. Поэтому, если мы не принимаем уточнение Рейгара, то под пророчество идеально подходит героиня саги, принцесса Дейнерис Таргариен (младшая сестра Рейгара). Это Мартин, он такой путаник…

Заметим, что очень похожее пророчество есть и у членов культа Р’глора, и многие считают, что «обещанный принц» и второе пришествие р’глорианского мессии Азора Ахая — это один и тот же человек. Высокие жрецы Р’глора в Волантисе считают, что их мессия — это вышеупомянутая Дейнерис. Но наиболее часто появляющаяся в саге жрица к пятой книге начинает метаться между двумя кандидатами: претендентом на престол Вестероса Станнисом Баратеоном и Джоном Сноу — тем самым, который к Рейгару не имеет никакого отношения, точно-точно, верьте нам, люди!

Вы уже поняли намёк? Чаще других в разборе пророчеств всплывают эти двое, Джон Сноу и Дейнерис Таргариен. Поэтому многие фанаты считают, что они-то и есть главные герои всей саги, и их союз объединит те самые Лёд и Пламя. Вот так-то.

Отдельные значимые локации[править]

Замки Вестероса[править]

  • Харренхолл. Мог бы быть известен как замок Чемодан-без-Ручки (или Белый слон). Потому что и нести его никак, и выкинуть жалко. Построен он был незадолго до завоевания Таргариенами Вестероса, и первым владельцем его был король Железных островов Харрен из дома Хоаров — предшественников Грейджоев, которые тогда владели еще и Речными землями. Очень тщеславный, Харрен решил построить самый великий замок во всем Вестеросе, такой, какой не мог бы взять никто. И ему это удалось: он построил гигантскую неприступную твердыню, защищённую от любого наземного войска. На свою беду, он не знал, что у Таргариенов есть не только наземное войско, но и воздушное оружие массового поражения — драконы. Таргариенские наездники на драконах и сожгли Харренхолл. С тех пор ни у кого не было ни денег, ни рабочей силы, чтобы отремонтировать замок полностью, а полуразрушенный, он был совершенно непригоден к какой-либо обороне.
    • Большинство изображений Харренхолла — в том числе и самое известное, в телесериале «Игра престолов» — изображает его как уродливое, нескладное сооружение, в котором из-за нормальной крепостной стены торчат обломки огромных башен, скорее похожие то ли на пережившие постапокалипсис небоскрёбы Москва-Сити, то ли на памятник трёхгорелочному примусу работы Церетели, чем на какой бы то ни было замок.
    • То ли по причине необороноспособности, то ли по какой-то другой, но Харренхолл получил репутацию проклятого замка. Ни один дом, получивший его во владение, не задерживался на этом свете. В мирное время лорды Харренхолла протягивали по три-четыре поколения. В военное — возводились и слетали за месяцы и даже недели, а слетевшие погибали очень неприятными способами. По крайней мере два дома, владевшие Харренхоллом — Стронги и Лотстоны, пользовались репутацией, сравнимой с Болтонами.
  • Винтерфелл — родовой замок дома Старков, построенный восемь тысяч лет назад легендарным Брандоном Строителем. Первая Твердыня, бывшая основой крепости, уже давно обветшала и не используется, но за последующие тысячелетия замок разросся и превратился в один из крупнейший замков Вестеросса. Что любопытно, в Винтерфелле есть геотермальное отопление, которое без перебоев работает с основания замка. Под Винтерфеллом расположена крипта, в которой покоятся все Старки начиная с древнейших Королей Зимы и заканчивая лордом Рикардом, погибшим всего за пятнадцать лет до начала Саги.
    • До финала «Битвы Королей» под Винтерфеллом, по всей видимости, спал дракон. Как он туда попал и почему никто о нём не знал, вопрос до сих пор дискуссионный. Возможно, именно он был источником геотермального отопления.
    • В ходе Войны Пяти Королей замок был захвачен Теоном Грейджоем, а затем сожжён Рамси Сноу. Русе Болтон, ставший после Красной Свадьбы новым Хранителем Севера, отстроил Винтерфелл и разместил в нём свой военный штаб. По сериалу Винтерфелл был возвращён Старкам после Битвы Бастардов.
  • Кастерли Рок (Бобровый Утёс) — фамильный замок дома Ланнистеров, самая крупная и неприступная крепость на континенте. По факту, это огромная гора, в которой выдолблены залы, коридоры и внутренние дворы. По размерам Кастерли Рок соперничает с Харренхоллом, а возможно даже превосходит его, поскольку значительная часть замка скрыта под землёй. За всю историю Вестероса никому не удавалось захватить Бобровый Утёс и неудивительно — как можно взять штурмом целую гору?
  • Орлиное Гнездо — ничуть не менее примечательный замок, родовое имение дома Арренов. Орлиное Гнездо куда меньше замков других Великих Домов, но зато оно стоит на вершине высокой горы и ведёт к нему узкая тропа, в трёх местах перекрытая мощными фортами, так что взять его без драконов невозможно.
    • Название — тоже устоявшийся неточный перевод. В оригинале «гнездо хищной птицы», без конкретики, но по смыслу явно подразумевается Соколиное Гнездо (на гербе у Арренов красуется именно сокол).
    • Темницы в Орлином Гнезде зовутся небесными камерами и в них лишь три стены, вместо четвёртой — окно прямо в небо, а пол слегка наклонён в его сторону. Посидев в таком чудесном месте пару недель, вполне можно свихнуться. Также в Орлином Гнезде нет палача (его функции выполняет тюремщик), осуждённых сбрасывают вниз через Лунную Дверь. Некоторые лорды Аррены закончили свои дни именно так.
    • Однако при всей кажущейся крутости замок имеет некоторые существенные недостатки. Для начала, зимой в нём проживать невозможно: слишком холодно. Так что приходится переезжать в пограничный замок Лунные Врата. И другое НО: проблемы со снабжением, ведь дорога в Орлиное Гнездо всего одна, причём опасная и неудобная. Как результат, потенциальным захватчикам достаточно просто эту дорогу перекрыть и ждать, пока владельцы замка в конце концов не сдадутся или не вступят в переговоры. Яркий пример: как-то по ходу сюжета вассалы заимели претензии к регенту-опекуну их собственного малолетнего лорда — и всерьёз пригрозили, что Орлиное Гнездо не будет больше получать продовольствия, если к их требованиям не прислушаются. Пришлось лорду-протектору Долины договариваться. А что делать?
      • Среди фанатов давно ходит необузданная догадка, что строитель этого замка был варгом со специализацией на крупных хищных птицах.
  • Штормовой Предел — ещё один абсолютно неприступный замок. По легенде, первый король Штормовых Земель по имени Дюрран взял в жёны дочь морского бога Эленею. Морской бог обиделся аки Уолдер Фрей и прямо во время свадьбы Дюррана с Эленеей смыл замок короля в море. Эленея укрыла Дюрана своей магией, и тот начал строить новые замки, каждый выше и крепче предыдущего. Архитектурная дуэль длилась до те пор, пока Брандон Строитель не помог Дюрану построить Штормовой Предел. Сколько цунами не устраивал морской бог, но камни, укреплённый древней магией, ему было с места не сдвинуть. Штормовой Предел представляет собой высоченную круглую стену, за которой стоит похожий на кулак донжон. Со стороны моря замок лишён окон и бойниц, а со стороны суши неприступен.
    • Во время Войны Пяти Королей подвергся осаде Станнисом Баратеоном (по иронии судьбы, во время Восстания Баратеона, именно Станнис два года оборонял замок от Тиреллов) и капитулировал после убийства кастеляна, а несколько позже был захвачен армией Эйгона VI при помощи крючьев и прочего альпинистского оборудования.
  • Дозор в Сероводье — родовое имение Ридов, замок не неприступный, а в буквальном смысле неуловимый — постоянно перемещающийся по болотистым речкам и озёрам Перешейка, благодаря чему его не находят даже вороны, не говоря об армиях. Местные подозревают мистику, читатели — систему понтонов. В повествовании пока только упоминался (видимо, сам Мартин не может его поймать), так что кто прав — неизвестно. Но очевидно, что какие-то места, которые замок систематически посещает, есть — ибо Старки, чьими вассалами считаются Риды, как-то всё же доставляют им распоряжения.
  • Твердыня Ночи — самый большой, древний и мрачный из 19 замков, некогда принадлежавших Ночному Дозору. Именно там некогда правил Король Ночи, готовил блюда из человечины Повар-Крыса, разгуливал Безумец-Топор и орудовало загадочное чудовище, утаскивавшее людей по ночам в неизвестность. У этого места настолько жуткая слава, что даже одичалые редко пытаются перебраться через Стену в районе Твердыни Ночи.
  • Красный Замок — личный замок королей Вестероса, скорее дворец, чем крепость. Именно здесь стоит Железный Трон. Любой обитатель Красного Замка замечает, что снаружи строение куда больше, чем внутри. Всё дело в том, что король Мейгор Жестокий, построивший замок, был параноиком и желал следить за всем, что происходит в его доме. Он приказал проложить тайные ходы, соединяющие каждую комнату Красного Замка, чтобы шпионы могли следить за каждым придворным, стражником и слугой. Когда строительство было закончено, Мейгор приказал перебить всех строителей, дабы лишь он один знал все секреты замка. Впрочем, данная мера не особенно помогла и сам Мейгор был убит прямо на Железном Троне.
  • Драконий Камень — некогда был единственным форпостом Валирии в Вестеросе и принадлежал роду Таргариенов. После Рока Валирии Таргариены переселились на Драконий Камень, расположенный на одноимённом острове посреди Узкого Моря и через некоторое время объединили весь Вестерос. Драконий Камень утратил своё политическое значение, но остался традиционным владением кронпринцев. Все строения в замке, включая кухни, конюшни, арки, бойницы и даже держатели факелов выполнены из чёрного камня в форме драконов. Тысяч горгулий укращают стены и коридоры, а в недрах под замком, по слухам, до сих пор горит вечный огонь.
  • Староместский маяк aka Высокая Башня — резиденция дома Хайтауэр, возвышающаяся над их столицей Староместом, как ракета над Байконуром. Представляет собой натуральный маяк со встроенным замком (именно так, а не наоборот). Работает не только как навигационный ориентир, но и как примитивный телеграф: добавляя в пламя красители, Хайтауэры посылают сигналы, к примеру зелёный огонь — это призыв к вассалам собирать знамёна. Считается самым высоким зданием в мире. Архитектура маяка напоминает валирийскую, но доказательств, что драконьи лорды когда-либо до З. Э. там бывали, нет — одни легенды.

Религии[править]

  • Старые боги — таинственная и анонимная сила, ни один из Старых богов не известен по имени. Поклонение этой силе Первые Люди заимствовали от Детей Леса, до этого они поклонялись древнему языческому пантеону богов, от которого остался один лишь Утонувший (плюс прилагающийся к нему в комплекте языческий же демон Штормовой Бог). Намёки на поклонение этим божествам прослеживаются и в легенде о Дюрране Богоборце. В «Мире Льда и Пламени» от лица мейстера высказывается версия, что Гарт Зеленорукий мог быть божеством природы Первых Людей, либо обожествленным героем.
  • Семеро — андальская религия, зародившаяся в западном Эссосе и принесённая в Вестерос андальским завоеванием. Хрустальный дракон Иисус как он есть, Единый Бог в семи лицах: трёх мужских (Отец, Кузнец и Воин), трёх женских (Дева, Матерь и Старица) и одном трансцендентальном (Неведомый). Существует и неофициальный культ святых, среди которых Хугор с Холма и Бейлор Благословенный. Эта религия является главенствующей на просторах Семи Королевств, лишь на Севере её адепты в меньшинстве.
  • Утонувший Бог — «То, что мертво, умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче, чем прежде» — последний из древнейших богов Первых Людей, которому ещё поклоняются (потому, что на Железных островах не способны расти чардрева, а значит, там не может пустить корни культ Старых богов). Бог подводного царства, который привечает всех, кто живёт войной и разбоем.
    • Ему противостоит Штормовой Бог, находящийся на Небе и насылающий шторма и ураганы. Ходят страшные слухи, что некоторые Железнорождённые (например, Эурон Грейджой) тайно поклоняются ему, принося кровавые жертвы, чтобы погубить своих врагов.
  • Р’глор — Владыка Света, «ибо ночь темна и полна ужасов», «тени — порождение света, во тьме теней нет, чем ярче свет — тем темнее тени».
    • Ему противостоит Великий Иной, находящийся на Севере. Единственный человек, в открытую поклонявшийся ему и его слугам — Крастер.
  • Многоликий Бог — Смерть как она есть, Браавосский бог смерти. Многоликий он потому, что в каждой религии имеет свой образ, и каждый этот образ стоит в Черно-Белом доме, начиная от квохорского Чёрного Козла и заканчивая Неведомым. Многоликому служат безликие — убийцы, способные менять облик.
  • Великий Жеребец — классический Единый Бог дотракийцев и отчасти, буквально слегка могучий лев Яхве. Помимо него, дотраки также обожествляют солнце и луну, считая их супружеской четой.

Магия[править]

Магия в ПЛиО не похожа на стандартную фэнтезийную, а больше похожа на, как ни странно, толкиновскую. То есть, она — либо проявление сил неких загадочных божественных существ, которые крайне неохотно прислушиваются к командам типа «файербол», либо способности, унаследованные благодаря нужному генеалогическому древу, либо чернокнижие, которому если и можно научиться, то лишь на свою голову; проявляется магия редко, но метко и эффектно, персонажи-маги не расшвыривают армии громом и молниями, а больше символизируют. В целом, магию можно подразделить на следующие группы:

  • Проявления богоподобных сущностей:
    • Магия Р’глора — связана с огнём и кровью. Питается преимущественно от жертвоприношений, хотя нам не показывают, прямая ли причинно-следственная связь между жертвоприношением и колдунством, или же Р’глор и впрямь существует и является посредником. С помощью этой магии можно воскрешать мёртвых (это делал Торос), предвидеть будущее, лечить загноившиеся раны (это продемонстрировал Мокорро на капитане Виктарионе). Красная жрица Мелисандра может насылать иллюзии (но уже с помощью артефактов, похожих на её ожерелье — есть подтверждённое сериалом мнение, что это тоже артефакт иллюзий, и что сама Мелони очень стара, и только артефакт поддерживает ей внешность юной пышногрудой красавицы), что делает её наиболее эффектно проявившейся из доступных человеку. Ей же принадлежит единственное настоящее боевое заклинание — огненный шар (Мел применила его один раз, чтобы сбить орла, в которого вселился вражеский колдун).
      • Стоит отметить, что Мелисандра вообще любит приписывать к чудесам Р’глора различные алхимические и магические трюки. Заклинания теней чудесами Р’глора не являются. В Асшае, на родине Мел, это обычное дело, в сюжете встречается еще как минимум два персонажа, практикующих заклинания теней. Подробнее см. список персонажей.
    • Магия Великого Иного — человеку не доступна, ею владеют только ледяные демоны, известные, как Иные или Белые Ходоки. Точный список их способностей пока неведом, но достоверно известно, что они неуязвимы для обычного оружия (убиваются только обсидианом и, возможно, валирийской сталью — тоже, кстати, показано только в сериале), могут поднимать зомби (упырей, умертвий — wight, причем из кого угодно (людей, зверей, может быть, из нечисти) и насылать буран и пургу.
  • Прочее:
    • Магия Старых богов — несмотря на название, её источником не является какая бы то ни было идентифицируемая сущность. Скорее, это набор различных способностей, скорее псионических, чем собственно магических, связанных с древней расой Детей Леса. Сюда относятся варгование (умение переселять сознание в тело животного) и зелёные сны (вроде ясновидения).
    • Магия крови — отличается от магии Р’глора тем, что не связана ни с каким божеством, а является типичным чернокнижием, а также тем, что труба пониже и дым пожиже. Единственный показанный относительно подробно пример работы этой магии — колдовство ведьмы Мирри Маз Дуур, которая сделала из только что умершего кхала Дрого болванчика в растительном состоянии. Возможно, магия колдунов Кварта — тоже магия крови, но нам довольно туманно показывают, на что именно они способны.
    • Теневая магия — практикуется красной жрицей Мелисандрой, колдуньей Куэйтой и, скорее всего, вышеупомянутой ведьмой Мирри Маз Дуур («исцеление» кхала Дрого сопровождалось пляской теней в шатре, а Мирри Маз Дуур училась в Асшае, поэтому весьма вероятно, что оно тоже относилось к заклинанию теней). В саге упоминались и другие заклинателей теней, с ними водился мейстер Марвин. Заклинатели способны создавать тени, влияющие на реальный мир. В частности, красная жрица Мелисандра дважды создавала материальных теней-убийц, скоротечно рожая их от Станниса. Эти тени легко находили свою цель и убивали её, после чего исчезали. При этом вполне возможно, что «отец» этих теней, как минимум, видел во сне то, что они делают. На создание таких теней расходовалась жизненная сила «отца».
    • Элементальная магия — в романе показана только один раз, во время выступления какого-то колдуна, который создал с её помощью огненную лестницу. Также мимоходом упомянуты тенезаклинатели, аэроманты и певцы заклинаний из Асшая, но их нам вряд ли покажут. Скорее всего, с возвращением волшебства в мир, этим займется мейстер Марвин Маг, который в Асшае изучал тайные науки. Кроме того, Эурон Грейджой, по всей видимости управляет ветрами.
    • Магия Бессмертных. Способна поддерживать жизнь в усохших трупах, прозревать будущее и прошлое, наводить иллюзии и творить сглазы. В полной мере её способности неизвестны.
    • Безумная медицина Квиберна — магическая лженаука, представителем которой является мейстер-ренегат Квиберн. Позволяет ему сшивать франкенштейнов из человеческих тел.
    • Волшебство Валирии позволяло валирийским кузнецам ковать чёрную сталь (лучший оружейный материал мира), каменщикам — создавать дороги удивительной гладкости и строить архитектурные шедевры, просто колдунам — делать огненные кнуты и рога для управления драконами и обсидиановые свечи для освещения помещений общения друг с другом на расстоянии, заглядывания в чужие мысли и колдовской разведки.
    • Чары Безликих превращают владельца в вывертня, который легко превращается в разных людей (меняет лица).
    • Ройнарская магия воды. Ройнары, поклоняясь реке Ройне, могли вызывать наводнения и даже чудовищные волны-цунами.

Ещё одним свойством магии является то, что она не статична, её уровень то появляется, то исчезает, и зависит также от географического положения. Считается, что в Вестеросе магия слабее всего, а на крайнем Востоке, в Кварте и Асшае, сильнее всего; а также, что во времена Валирии она была сильной, во времена власти ранних Таргариенов в Вестеросе — немного слабее, а при поздних Таргариенах, в результате вымирания драконов — практически никакой. В результате возрождения драконов у Дейнерис Таргариен и возвращения Иных за Стеной магия вообще резко пошла наверх.

Примечания[править]

  1. На севере Сотороса находится Йин — руины города, где ничего не растёт, обитают пауки, а также некие гули.
  2. Совпадение с вандалами отнюдь не случайно.
  3. Хотя, как стало известно из Путеводителя, даже Валирия занимала лишь небольшую часть Эссоса — настолько он оказался обширен.
  4. Официальный путеводитель «Мир льда и пламени» подтвердил, что да, действительно, «чудовища» Мантариса — это мутанты, такие люди с уродствами, которые могли бы родиться близ Чернобыльской зоны IRL.