Чудеса от науки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если ваши иконы ещё раз заплачут маслом, ваши зады заплачут кровью! »
— Приписывается Петру I, обнаружившему хитрый резервуар с маслом сзади иконы
« Нам повезло. Одна из авроров, наблюдавших побег, оказалась маглорождённой, и она сказала, что заклинание Огненного Полёта — мы так назвали это явление — может быть вовсе не заклинанием, а магловским артефактом. »
— HPMOR
« Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. »
— Артур Кларк

Ещё Герон Александрийский описывал рукотворные чудеса египетские жрецов, используя новейшие научные открытия, являвшие народу чудеса от имени Богов. Славная традиция дожила до наших дней, но наибольшее развитие получила в фантастике и фэнтези.

Тот, кто живёт за счёт чудес от науки, называется Великий Гудвин. Если в сеттинге есть настоящие чародеи, то при столкновении их с подобным «чудотворцем» получается смешно (для читателя) и иногда больно (для Гудвина).

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Вэйская Империя»: Храм знает секреты пороха и паровых машин, но всё это являет посторонним лишь в качестве чудес и магии.
  • Цикл Ольги Голотвиной «Представление для богов». Алхимик и фокусник Айрунги Журавлиный Крик успешно изображает из себя могущественного чародея с помощью, собственно, алхимии и фокусов. Впрочем, несколько раз ему в руки попадают и настоящие магические артефакты. Действует он так успешно, что его уже в нескольких государствах ищут как опасного колдуна и государственного преступника.
  • «Ариэль» Александра Беляева — теософский орден содержит полусумасшедшего учёного доктора Хайда, чтобы тот фабриковал ему «свидетельства присутствия потусторонних сил». Главный герой получил способность летать именно в ходе его опытов.
  • Цикл «Порри Гаттер» — часть проявлений высшей магии оказалась именно умелым использованием технологий.

Зарубежная[править]

  • «Волшебник из страны Оз» получил незаслуженную репутацию волшебника, прилетев на воздушном шаре.
  • «Основание» Азимова — распространяемая Терминусом религия регулярно творит чудеса типа исцеления от рака или отключения флагмана атакующего флота.
  • «Специалист по этике» Гаррисона — уцелевшие научные достижения распределены между отдельными «группировками», причём из-за общей отсталости кажутся магией даже их владельцам.
    • Его же «Рождение Стальной крысы» — Орден Чёрных Монахов на планете Спайовента монополизировал немногие доступные этому отсталому миру технологии, которые простой люд считает противоестественными чудесами.
  • Elfenritter — Орден Древа Крови не гнушается подделывать чудеса для укрепления веры неофитов.
  • Цикл Safehold Дэвида Вебера же. Правда Мерлин (а в след за ним и руководство Чариса) ОЧЕНЬ тщательно старается не объяснять свои возможности с религиозной точки зрения и при этом не солгать, ведь рано или поздно придется рассказать людям правду, а некоторые возможности (вроде наличия нормальной радиосвязи и разведдронов) вообще от всех — потому что это совершенно однозначно технология НЕ дозволенная Архангелами и Богом и НЕ санкционированная Инквизицией (которая выдает разрешения на использование любых потенциально новых разработок), при этом население планеты знает что бывает с теми еретиками кто нарушает заветы Бога и Архангелов — гнев Бога с небес и мало кто выжил. Орбитальная бомбардировка кинетическими снарядами. Выжившие были именно для того что бы рассказали другим что что ересь это плохо. У официально объявленных еретиками жителей Чариса Инквизиция тоже проверяет разработки на соответствие религиозным ограничениями а заодно выдает патенты (законы подкорректированы для ввода понятия патентов на изобретения) Инквизиция Чариса реально следит чтобы не зайти в область потенциально запрещенных технологий, потому что в курсе что за некоторые вещи вполне может прилететь Божественная Кара. Ну и что религия - обман. Система орбитальной кинетической бомбардировки как минимум частично - функционирует. И что конкретно там запрограммировано как критерий нанесения удара - достоверно не известно.. Одновременно с этим идет форсированное развитие науки Чариса. Если в первой книге в бой идут с обоих сторон галеры и тактика — все на абордаж на холодном оружии то в последних — броненосцы со стальными корпусами и разрывными зарядами например Чарис вполне себе строит. Противник со скрежетом зубов пробует хоть как то повторить возможности «этих еретиков».
  • Роберт Хайнлайн «Если это будет продолжаться…» и Фриц Лейбер «Сгущайся, тьма!» — церковники используют психологию и прочие науки (а к тому времени психология таки развилась до полноценной науки) для показных «чудес», чтобы продолжать манипулировать массами.
  • Ларри Нивен «Летающие колдуны» — инверсия. Учёный из эпохи межзвёздных перелётов разбил свой посадочный модуль на планете с раннефеодальным (?) строем. Для вызова основного корабля нужно подобраться поближе к полюсу, а как пересечь океан, если вершиной местной технологии является велосипед? Приходится ранний феодализм преобразовать в капитализм. Конвейер, стандартизация, деньги («символ благословения»), женская работа, использование священных предметов в утилитарных целях — вот это вот всё. Для местных всё это — чудеса.

Сетевая[править]

  • «Летняя вьюга» Павла Сормова — да, Дарья Чекан стала классической можно сказать супергероиней. Да, в ее присутствии нарушаются законы физики, что прямо подтверждено экспериментами. Только вот достаточно быстро ее группа поддержки разбирается что произошло с ней и чем это грозит миру .Вообщем то ничем особенным, почти. А то, что власти США во второй книги обсуждают как им собственно быть в ситуации когда в США будет коммунизм (они сами это так называют) и как им общаться с региональными феями-координаторами — это так, мелочь. Ну и физику пришлось в очередной раз дополнить несколькими совсем мелкими деталями.
  • «Worm» — на самом деле все «суперспособности» являются технологиями Сущности, которая сделала из людей подопытных кроликов.

Кино[править]

  • Граф Калиостро из «Формулы любви».
  • «Братья Гримм» — братья изображают из себя охотников за нечистью.

Телесериалы[править]

  • «Чародей»: аристократы из параллельного мира изображают перед чернью из себя волшебников, хотя их волшебство — обычная наука.
  • «Игра Престолов»: Мелисандра признаётся королеве Селисе, что многие демонстрируемые ею «чудеса Р’глора» на самом деле алхимические фокусы. Просто в обращении неверующих все средства хороши.
  • А в одной из серий «МакГайвера» так делал сам Мерлин! Педаль в пол — он и настоящее колдунство умел очень даже.
  • Vизитёры — Анна угрожает католическому кардиналу использовать технологии пришельцев, чтобы переманить верующих «чудесами». Кардинал соглашается на её условия.
  • Реальная мистика — сериал целиком посвящен сабжу с последующим разоблачением в конце каждой серии.
  • «Доктор Кто»: Доктор не раз цитирует третий закон Кларка (см. эпиграф). Что не удивительно для персонажа, в чьём распоряжении путешествия во времени и даже пятое измерение. Особенно заметно в серии «Девочка, которая умерла», когда он пытается впечатлить викингов игрушкой йо-йо, а антагонист через несколько секунд открывает в небесах окно в Вальхаллу.

Видеоигры[править]

  • Трудно быть богом (игра) — всю свою технику агент успешно маскирует под магические артефакты.
  • BioShock Infinite — пророк Комсток активно эксплуатирует этот троп. Его «дар провидца» полностью завязан на технологии перемещения во времени, разработанной близнецами Лютес.
  • Might and Magic — вся вселенная основана на этом.