Никто не любит Аида
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Everybody Hates Hades. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Для особо любопытных Статья с Wikitropes Божество загробного мира – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению. Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой! |
« | Человек не любит смерти, И понятно почему: Чтоб тебя глодали черви, А твой дух терзали черти — Не приятно никому! |
» |
— Даниил Хармс |
« | Какая ирония: Повелитель Смерти имел репутацию чрезвычайно скромного божества. | » |
— «Малазанская книга павших», книга «Врата Мёртвого Дома» |
« | В современных фильмах Аид — сатанинский злодей, а у греков он просто складом заведовал. | » |
— Перлы из сочинений студентов |
А почему, в самом деле, его никто не любит? Он вполне нормальный дяденька. У него просто работа такая — повелевать подземным царством мёртвых. Ну почему из бога смерти всегда делают злодея?
Потому, что человеку свойственно бояться смерти. Не всем нравится возможная ограниченность собственного существования. Многим это кажется дико несправедливым, ну, а раз грязные дела делают злодеи, значит и тот парень, который за это в ответе — сволочь.
Поэтому только высоколобые мудрецы, профессиональные жрецы и священники изображают персонификацию смерти существом, которое просто делает необходимую работу, и в основном лишь в мифологиях и религиях встречаются нейтральные и благие силы смерти (включая сюда и, собственно, Аида в классическом представлении). Современные авторы предпочитают налепить хозяину подземного царства или психопомпу ярлык «гад и скотина». Смерть грозит всем — отсюда и представления о том, что повелитель царства мёртвых хочет всех поработить. Плюс на это наложился и народный христианский фольклор, в котором Сатана — правитель ада и главный злодей (в отличие от собственно христианской религии, где он такой же пленник ада, как и все — пусть и самый авторитетный).
Рубрика примеров в этой статье будет поделена на две: в первой перечислены Аиды, которых действительно есть, за что не любить, во второй — классические нейтральные и благие естественные силы.
Противотроп — Все любят Зевса.
Примеры[править]
Мифология[править]
- В греческой мифологии бог смерти Танатос был абсолютно непреклонен, когда дело касалось сбора душ умерших, и его невозможно было умилостивить. Неудивительно, что его ненавидели смертные, да и среди других богов он не пользовался особой популярностью.
- Поэтому Геракл его просто отпинал, чтобы отобрать душу жены Адмета.
- А Сизиф ещё и связал Танатоса на два года, благодаря чему люди на земле вообще перестали умирать, а боги на Сизифа очень сильно обиделись.
- Эрешкигаль в шумеро-аккадских мифах. Пренеприятнейшая особа, скажу я вам. А бог войны Нергал на ней женился, и теперь их там двое таких…
- К слову о Нергале — сабж попытался истребить всё человечество.
- Бог смерти Муту в угаритской мифологии. Искренне ненавидит всё живое.
- Хель в скандинавских мифах. А чего вы ждали от дамы, которая наполовину сырое мясо, наполовину окоченевший труп и вдобавок дочь Локи?
- К чести Хель, она не лишена своеобразного благородства и сострадания, и если очень надо — может помочь. Но это всегда сопряжено с очень высокой ценой, которая далеко не каждому по силам (даже богам), и даже не пытайтесь её разжалобить. Так, когда к ней пришли требовать Бальдра с формулировками а-ля «он нам всем страшно нужен», она поставила вполне выполнимое (по меркам Фригг, прежде лично обошедшей все девять миров с просьбами не калечить её рёбеночка) условие: всем нужен — все рыдают. Да, Локи тоже. Кто ж знал…
- Опять использование тропа. Она также пострадала как Аид и Локи. Читать мифологию надо: Хель такая же злодейка, как и Аид. И как Локи (кто в оригинальной мифологии был трикстером Аля Гермес, её злодейства и намерения сильно ухудшены. Пояснение: в оригинально мифологии она просто приветствовала усопших и давала им покой, а карала только действительно моральных уродов. Проблема в том, что для викингов не быть в Вальхалле (загробный мир воинов под покровительством самого Одина) считалось уже само по себе мукой, а тут ещё и христианство пришло. Ну вот так и получилось. А с Бальдром тут у неё полномочия кончились (и для справки, в мифах только в версиях поновее тем единственным не любимцем был Локи, а так это был кто-то посторонний). Так что тут Инверсия, а не прямой отыгрыш.
- К чести Хель, она не лишена своеобразного благородства и сострадания, и если очень надо — может помочь. Но это всегда сопряжено с очень высокой ценой, которая далеко не каждому по силам (даже богам), и даже не пытайтесь её разжалобить. Так, когда к ней пришли требовать Бальдра с формулировками а-ля «он нам всем страшно нужен», она поставила вполне выполнимое (по меркам Фригг, прежде лично обошедшей все девять миров с просьбами не калечить её рёбеночка) условие: всем нужен — все рыдают. Да, Локи тоже. Кто ж знал…
- Марена (Морана, Маржана) из славянской мифологии сегодня вспоминается только как богиню смерти и зимы. Забывая, что у неё были и другие функции.
- Инверсия у монголов, бурятов и калмыков ― Эрлик (Ирлик, Эрлик-хан) если человеку не пришло время умирать, то помогает и наставляет.
Литература[править]
« | — Никто не преподносит Смерти цветы, — сказал жрец. — Приходят только посмотреть — и уходят назад. |
» |
— Роджер Желязны, «Князь Света» |
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» — римский Дис (он же Дит, он же Плутон) объединён аж с самим Люцифером (он же Сатана)! Правда, он не то чтобы хозяин Ада, он в первую очередь сам его пленник, и даже свой девятый круг контролирует не полностью, ибо вморожен в льдину.
- Роджер Желязны, «Создания света, создания тьмы»: интересный вариант. Два главных злодея, не считая чужеродного чудовища, — это бог смерти Анубис и… бог жизни Озирис. Оба — не столько боги, сколько просто могущественные существа, узурпировавшие систему космических мистических энергий, для правильной работы с которой нужно с десяток операторов-«богов».
- «Досье Дрездена»:
« | Я защитник королевства, в котором обитают ужасающие силы. Страж огромной тюрьмы. Мне поручено защищать её, управлять ею и следить, чтобы всё было правильно. Большинство не понимает моего предназначения и боится меня, многие — ненавидят. Я стараюсь выполнять свой долг так, как считаю наилучшим, не считаясь ни с чьим мнением кроме своего собственного, и хотя многие мои сверстники пренебрегают своими обязанностями или сосредоточены на несущественных мелочах перед лицом больших проблем, моего долга это не отменяет... даже если он причиняет мне невероятную боль. И у меня есть очень большая и очень хорошая собака, которую люди иногда считают очень страшной. Я думаю, что у нас много общего. Ты здесь потому, что хотел я пожать тебе руку и пожелать удачи. | » |
— Гарри очень удивился. |
- Г. Л. Олди, «Герой должен быть один» — можно сказать, что аверсия , но всё же не совсем: Аид здесь — единственный нормальный бог на всё произведение (подтверждающее правило исключение представляют Гермес и внезапно, Арес), но, тем не менее, его никто не любит. Даже семья. Особенно семья. Племянник разве что. Ну и жена, и то с оговоркой.
- «Меч Истины» («Правила волшебника»): Владетель подземного мира — реально ЗЛО. Усугубляется тем, что аналогов рая не предусмотрено…
- Владетель, да, зло, а вот что до отсутствия Рая… В мире МИ загробный мир не имеет четкого разделения на плохое и хорошее место — наоборот, оня является единым, хотя и многоярусным, поэтому самые злые духи пребывают у стоп Владетеля, а самые добрые — «купаются» в свете Владетеля. Все остальные располагаются на каком-либо из «ярусов» между этими крайностями.
- Сурен Цормудян, «ВШНБ: Отражение во мгле»: местный Аид вполне материален — это предводитель племени людоедов. Покойники Центральной Общины отправляются в последний путь именно к нему, и его никто не любит. Хотя, в общем-то, он неплохой человек.
- Сказки Иона Крянгэ. Смерть здесь, как и у Андерсена (см. ниже), служит Богу. Но это не мешает ей быть весьма зловредной старушенцией, хоть и пример скорее комичный.
- Цикл «Перси Джексон» — зигзагом. В первой книге Аида подозревают во всех грехах, и он даже выступает против героев, но в конечном итоге главным злодеем оказывается совсем другой персонаж. На протяжении последующей войны богов и титанов из-за размолвок с братьями и общей… осторожности до последнего держит нейтралитет, но в решающий момент приходит Олимпийцам на помощь. Скорее козел, чем настоящий злодей.
- Скорее уж козел с золотым сердцем, что в цикле «Герои Олимпа» становится подсвечено неоднократно: и дочери своей он дал возможность не возвращаться в Царстов Мертвых, откуда она сбежала, и с Нико стал общаться чуть лучше: и тайну доверил, и личного водителя подарил, и даже ответы на вопросы дал нормальные, а не как прочие боги.
- Хроники Придайна — Араун, в валлийской мифологии — честный бог смерти, здесь же он тёмный властелин.
- «Мефодий Буслаев» — Аида Плаховна Мамзелькина,
смерть с косойстаршой менагер некроотдела. В целом скорее злодейка по должности, к тому же Арея уважает и неформально подсобляет, а Лигула, напротив, в хрен не ставит и вроде как даже прямо ему не подчинена. Но случись бабусе словить злодейский мяч — а после гибели Арея это с ней частенько! — и мало не покажется вообще никому. - А. Бушков, «Провинциальная хроника начала осени» — фитилёк слегка прикручен. В царстве Аида нет никаких узников, огненных колёс и сырых темниц — только серость, апатия и уныние. Что, на поверку, оказывается ничем не лучше.
Кино[править]
- «Перси Джексон и Похититель молний» — Аид главный злодей (в отличие от книги).
- «Мумия 2» — Анубис и его армия шакалоголовых воинов… (хотя сам Анубис в фильме не появляется).
- «Волкодав»: Морана, славянская богиня смерти и зимы, являет собой большое страшное нечто, которое хочет уничтожить мир. В романе Морана упоминается скупо и, не считая одного мистического опыта, лично в событиях не участвует, но даже так понятно, что ни малейшей любви к ней никто не питает, за исключением служащих ей сумасшедших ассасинов. А если взять более откровенно сказочный «Поединок со змеем», то, с поправкой на спецэффекты, киношный образ вполне тамошней Моране соответствует.
- Тем более что по контексту саги «Братья» (давнего приквела к «Волкодаву») ясно, что Морана эта и в книгах эталонно-злое божество, а её приверженцы — мраккультисты. Только по «Братьям» больше похоже, что Морана хочет не уничтожить мир, а подчинить его себе, управляя им в дальнейшем через мораничей. Они — мораничи, им — воля (то есть свобода действий)! Морана велит мораничам не уничтожать мир, а завоёвывать доверие народа… вот только обычные жители всё равно очень боятся мораничей, а отношения внутри их секты показаны детально… Да-а, секточка-то — несомненно тоталитарная…
- «Переход» с Аленом Делоном — тут Смерть какая-то невероятно кровожадная, пыталась утопить мир в крови (в прямом смысле).
- «Битва титанов» — как обычно, Аид. В первом фильме он та ещё сволочь (хоть и корчит из себя «злодея по должности»): Зевс питается любовью, восхищением и признанием, а Аид — страхом и ненавистью. В сиквеле стал драконом главгада и антизлодеем, потом повернул направо и в конце для героев стал чем-то типа какой ни есть, а он за нас.
- «Пирамида» — и снова Анубис. Туповатый монстр, похожий на облезлую псину и промышляющий жестокими убийствами и вырыванием сердец у тех, кто случайно забредает в эту самую пирамиду.
- «Пункт назначения». Если допустить, что видения, позволяющие протагонистам избежать гибели в прологовой катастрофе, насылаются самой Смертью (а больше особо и некому, присутствия светлых сил не замечается вовсе), то получается, что Костлявая просто развлекается довольно жестоким способом, заставляя людишек сходить с ума от ожидания конца и давая им надежду, только чтобы потом всё равно их прикончить, причём чем дальше, тем более изуверскими способами.
- Колливудский (южная Индия, фильмы на тамильском языке) фильм «Анниян». Анниян — одно из имён Рамы, индуистского бога смерти и справедливого загробного суда. В этом фильме, бог смерти осваивает Интернет, создаёт свой сайт www.anniyan.com и восстанавливает справедливость в Индии, жестокими методами, вселившись в тело суперправильного брахмана и адвоката Амби (В этом фильме, у Амби (Викрам) целых три личности в одном теле: «базовая» личность, добрый и справедливый брахман и адвокат Амби, метросексуал, поп-звезда и король девичьих сердец Ремо, и наконец, грозный бог смерти и мастер рукопашного боя Анниян).
Телесериалы[править]
- Славяне — Велесу с Мареной досталось, оба показаны весьма жестокми божествами. Велес всё время просит новых жертв, а Марена превратила брата ГГ в оленя.
Мультфильмы[править]
- Диснеевский мультфильм «Геркулес» наглядно демонстрирует этот троп: в данной интерпретации Аид — злодей, жаждущий мирового господства. Хотя здесь он скорее смешной злой.
- Диснеевская же короткометражка «Богиня Весны» («The Goddess of Spring», 1934 г.) — здешний Плутон выглядит как стереотипный Сатана с рогами, подземный мир больше похож на ад, а прислуживают владыке мёртвых и вовсе черти. Впрочем, Плутон в финале всё-таки проявил милость и сам отпустил похищенную Персефону, но при условии, что полгода она будет жить на земле, а полгода — у него.
- Опять Дисней. На этот раз «Фантазия». В последнем отрывке главной злюкой является Чернабог — славянский Бог ночи и мрака. Вот только в мифах он был нейтральным, а то и даже хорошим, а к мёртвым и нечисти вообще никакого отношения не имел.
Мультсериалы[править]
- «Лига Справедливости»: Аид — опять злодей.
- «Гладиаторы: турнир семи чудес»: а тут поиздевались над египетским богом смерти Анубисом. Он — Бог всего зла и его жрица Канидия — тоже ещё то зло, хота в египетской мифологии он был положительным персонажем.
- «Джуманджи» — Сталкер, злой дух игры, похожий на Смерть.
- «Гаргульи» (1994) — эпизод «Скорбь» (2 сезон, 30 серия). Зигзаг: Анубис показан нейтральной беспристрастной сущностью, которая забирает жизни людей, когда приходит их время, никого не щадя, но и не испытывая ни к кому ненависти — работа у него такая, заведовать смертью. Но вселившись в наёмника Шакала из злодейском шайки «Стая», он тут же начал ухохатываться от переполняющего его могущества и надумал убить всё население планеты путём мгновенного состаривания. По всей видимости, на характер аватара сильно повлияла личность носителя, но ведь и Шакал никогда не был апокалиптическим маньяком. Эмир же, отжав Анубиса у Шакала и вселив его в себя, снова включил режим беспристрастного бога и откатил всё, что успел натворить Шакал (а может и не всё — близлежащий город, вполне возможно, остался вымершим).
Комиксы[править]
- В марвеловских комиксах по мотивам разных мифологий ярлык злодея налеплен как на собственно Аида, так и на скандинавскую богиню Хель.
- Последняя настолько крута, что сам марвеловский Локи (который ей здесь не отец (это только в фильмах и сериалах после выхода фильмов про Мстителей и Тора) боится ее.
Вебкомиксы[править]
- Order of the Stick: богиня смерти Северного пантеона Хель — весьма злобное создание и одна из антагонистов истории. В частности, она хочет уничтожить мир вместе со всеми смертными обитателями, потому что в этом случае в её владение попадут души всех дварфов (гномов), и Хель станет такой могущественной, что возглавит Северный пантеон.
- Субверсия в Romantically Apocalyptic. Во сне Сниппи видит, как Капитан играет со смертью в карты, причём ставкой служат сначала жизнь Капитана, потом, когда тот проиграл, жизнь третьего компаньона, Пилота; когда Капитан проиграл и Пилота он попытался отыграться жизнью Сниппи. Получилось Вы спросите, а что же поставила Смерть? Шоколадки. Капитан, такой\такая\такое Капитан.
- Punderworld: Гадес тут — протагонист, у которого нет социальных навыков, и его поначалу действительно никто не любит, ну разве что может быть кроме Зевса, но тот перманентно подшофе. А вот оригинальный миф, вокруг которого тут всё вертится, вывернули наизнанку — будущая супруга влюбилась в Гадеса с первого взгляда.
Аниме и манга[править]
- Slayers: загробным миром командует Правитель Ада Фибриццо, сильнейший из Лордов Мазоку (демонов) и более всех желающий уничтожить мир. Одна из его способностей — это контроль над душами умерших, которых он может даже возвращать с того света, создавая их двойников.
- Saint Seiya: один из главзлодеев, с которым сражаются герои — тот самый мифологический Аид. Злой.
- Death Note: Местные Шинигами — просто паразиты, убивающие людей, чтобы продлевать собственное существование — называть это предельно тоскливое и бессмысленное прозябание «жизнью» язык не поворачивается. Не похоже даже, что у них есть какая-то внятная функция в мироздании, поскольку убивая, они получают годы, оставшиеся от «естественного» срока жизни, отмеренного какими-то высшими силами.
Видеоигры[править]
- Assassin’s Creed Odyssey — здесь Аид является представителем Предтеч Ису. Тролль и интриган, манипулирующий в своём царстве смертными от скуки.
- В Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer нам доведётся побеседовать с духом Миркула — последний нисколько не исправился и откровенно издевается и над главгероем, и над его спутниками. Ах да: Миркул не является главным антагонистом игры — он причина бед протагониста. Как оказалось, наш злодей перед смертью успел позаботиться о поддержании своего посмертного существования — при помощи Стены превратил восставшего против него жреца Акачи (чья пассия в свое время отплыла в Стену, так что угадайте причину) в пустого и неуничтожимого монстра, жрущего духов и души, чем косвенно напоминал о себе. Однако незавидную участь очередного вместилища Акачи организовал герою не Миркул.
- Там же: Келемвор будет втирать про нужность Стены, но довольно неубедительно, ибо вся его езда по ушам на эту тему слишком налегает на тему пользы конкретно для богов и выглядит стандартным политиканством.
- Ну, если вникать ещё в тему про то как Ао наказал всех богов, сделав сам факт их существования зависимым от количества почитателей, то логическая цепочка становится вполне стройной: если убрать Стену, то верить в богов станет необязательно; если в богов можно будет не верить, то влияние — а, может, даже и количество — богов уменьшится…
- Что является проблемой самих богов, а не людей. Хочешь, чтобы в тебя верили — работай, собака такая, отвечай на молитвы и так далее.
- Ну, если вникать ещё в тему про то как Ао наказал всех богов, сделав сам факт их существования зависимым от количества почитателей, то логическая цепочка становится вполне стройной: если убрать Стену, то верить в богов станет необязательно; если в богов можно будет не верить, то влияние — а, может, даже и количество — богов уменьшится…
- Там же: Келемвор будет втирать про нужность Стены, но довольно неубедительно, ибо вся его езда по ушам на эту тему слишком налегает на тему пользы конкретно для богов и выглядит стандартным политиканством.
- Herc's Adventures: в игре вам даётся шанс спасти Персефону. Естественно, от злого Аида. Субверсия, потому что Аид на самом деле — робот, которым управляют инопланетяне.
- В Titan Quest Аид является не абсолютным злом, а, скорее, воинствующим ретроградом, который не может принять новый порядок вещей и позволить людям творить свою судьбу. Приходится насильно прогонять консерватора на Олимп.
- И фармеры Аида — ну очень любят, разными способами.
- Аид — истинный главный антагонист игры Kid Icarus: Uprising. Однако его все не любят не зря.
- God of War — с прикрученным фитильком, ибо там все боги представлены как последние сволочи. Но именно внешне Аид сущий монстр.
- Castlevania же! Здесь Смерть является правой рукой Дракулы.
- Horizon: Zero Dawn — главным злодеем игры является спятивший ИИ, именуемый как раз АИДом.
- Loki: Heroes of Mythology — во всех четырех мирах финальными боссами являются боги смерти из соответствующих мифологий: собственно Аид (Греция), Анубис (Египет), Миктлантекутли (Мезоамерика) и Хель (Скандинавия).
- Небольшая субверсия — в отличии от Хель (которая просто подчиняется Сету), от Миктлантекутли (который действительно полное чудовище и рад возможности уничтожить всех людей) и Аида (чьи мотивы остались неизвестны), здешний Анубис вовсе не злой — он действительно просто выполнял свою работу, и купился на обещания Сета восстановить его в статусе верховного божества Смерти — люди теперь больше поклоняются Озирису и Анубис чувствует себя ущемлённым. После поражения он даже сообщает героям важную информацию. А главный злодей — бог Сет. На самом деле нет, он очередная пешка Локи
- Warriors Orochi 4: Ultimate — и этот туда же обманул Одина и украл его силы, после чего стал новым Главным Гадом, намеренным свергнуть Зевса и стать новым Верховным богом.
- Hades — тут частично аверсия: несмотря на то, что события игры пошли из-за недомолвок Аида со сыном, с учетом его тяжелого характера, плюс еще является финальным боссом до поверхности, здесь по крайней мере его уважают все обитатели дома.
- Sunless Skies — Синий Царь. Мурыжит души со всей Вселенной в своей канцелярии чтобы дошедших поедать, а все предыдущие процедуры — обман для для улучшения вкусовых качеств. Игрок может занять его место и отыграть аверсию с педалью в пол, отменив смерть как явление.
- Чёрная книга — в Аду Василисе предстоит посетить царство Смерти, и, если моральный облик не позволяет пройти её мытарство — придётся драться. Причём как босс она как бы не посложнее финального Сатаны — вечный неснимаемый статус «Эфирный» вам не хухры-мухры.
Настольные игры[править]
- Сеттинг «Забытые королевства». Об изначальном боге смерти Джергале слухи ходят крайне противоречивые, в любом случае всё это было давно и неправда. Однажды он сказал: «Я устал, я ухожу», — и ушёл на покой, оставив пост бога смерти некроманту Миркулу.
- Ещё будучи смертным, сей гражданин не отличался благодушием, а после получения божественного статуса разошёлся по полной. Достаточно сказать, что он построил Стену Неверующих — гигантскую пыточную камеру для атеистов Фаэруна, а его жрецы вымогали у родственников умерших деньги, чтобы эти самые умершие не угодили в Стену. Что уж говорить про разгул некромантии и прочие непотребства. Кончилось всё в тот момент, когда троица приключенцев поучаствовала в войне богов, прибила Миркула и сама получила божественный статус.
- Заместо Миркула из кустов выпрыгнул Цирик, который вознамерился стать единственным богом Фаэруна и написал книгу, делающую любого прочитавшего фанатичным последователем Цирика, и первым же её прочитал. Такой рекурсии разум новоиспечённого бога смерти не выдержал, и Цирик сошёл с ума (но потом нашёл книгу о своих подвигах и мозги себе почти вправил обратно), в результате чего сфера смерти отошла к Келемвору, простому и в меру адекватному вояке, который принялся всеми силами исправлять репутацию бога смерти.
- Келемвор сделал Джергала своей правой рукой и, опираясь на его опыт, проводит реформы своей веры. Жрецы Келемвора гоняют нежить метлой, утешают людей, не требуют богатых даров и пропагандируют смерть как естественную часть жизни. Вроде бы получается… да вот только Стену Келемвор разбирать упорно не хочет, что не шибко добавляет ему популярности.
- «Родной» сеттинг четвёртой редакции Dungeons & Dragons, Points of Light. Королева Воронов — божество по элайнменту нейтральное и противостоит хаотично-злому повелителю нежити Оркусу, но в её владениях хватает неупокоённых душ, поклоняющаяся ей раса Шадар-Кай по уровню интегральных моральных качеств недалеко ушла от дроу, а её смертные последователи имеют заслуженную репутацию опасных и жутких одновременно. Как итог — опасливое уважение, но никакой народной любви.
- Warhammer Fantasy Battles — богиня подземного мира эльфов Эрет Хиал, Бледная королева. Эта особа попыталась соблазнить аж Азуриана, но тот отказал ей и с того дня она, желая отомстить ему, забирает к себе души умерших эльфов, чтобы мучить в посмертии, а во время эльфийского апокалипсиса собрать из них свою армию и пойти войной против созданий Азуриана. Правда, так как после прихода Хаоса на эльфов положил глаз Слаанеш, им предпочтительнее таки оказаться в царстве Бледной королевы, чем в желудке Тёмного князя.
- С прикрученным фитильком — Морр. Ему молятся люди почти по всему Старому Свету, но это бог мертвых со всеми вытекающими. А его храмовники, Черная Стража Морра, имеют крайне скверную репутацию. Но Морр враг некромантам, вампирам и хаоситам (превращающих посмертиие в кошмар) и каинитам (бог которых ворует души из Царства Смерти).
- Кстати, Кхейн, в отличие от сороковника, здесь имеет и такой аспект. В частности, он забирает к себе самоубийц, служа затычкой от эксплойта в верованиях культа Морра о предоставлении их богом полной защиты от Хаоса. Вообще, люди-кхейниты считают, что каждая убитая ими душа попадает в лапы их бога, увеличивая его расположение к ним. Соответственно, морритские жрецы и храмовники безжалостно борятся с ними, не менее рьяно, чем с некромантами и нежитью
- Warhammer Age of Sigmar — Нагаш. В основном потому, что он Нагаш.
Музыка[править]
- Voltaire — Land of the Dead.
Прочее[править]
- BIONICLE — уж не педаль в пол ли. Хорошенько прошлись по местному надсмотрщику мира нерадивых и просто покалечившихся, нуждающихся в ремонте Маторанов. Свою работу по исправлению Карзахни давно превратил в труд палача, добавляющего дефектов в конструкцию жертвам, запрягающего их затем в тяжёлую работу, за лень превращающего их в камень и мучающего их видениями их же собственных худших кошмаров за нерадивость. Надо ли говорить, что у него с головой не в порядке и смерть его ждёт жалкая.
Где НЕ встречается[править]
Мифология[править]
- Мифы древней Греции: Аид не только не злодей, но и вполне себе порядочный на фоне своих родственничков бог. Самое неприглядное, в чём он был замешан — похищение племянницы Персефоны. Но потом он честно на ней женился и больше ни в каких нехороших делах или супружеских изменах (в отличие от Зевса, переспавшего с доброй половиной пантеона и всей Греции) замечен не был. Да и героям очень часто шёл на уступки, даже если дело касалось возвращения той или иной души из его царства в наш мир.
- На самом деле две измены было — но на фоне остальных богов это, считай, верность.
- Вообще-то в мифах не указывается было ли эти две связи до похищения Персефоны или после (плюс, первую свою пассию, нимфу-океаниду, Левку, Аид любил всю жизнь (а когда её время подошло к концу, то превратил её в белый тополь, который стал его символом, так что верность он ей хранит), а вторая пассия даже не во всех чех мифах встречается (где-то её вообще нет, где-то Персефона заколдовала её, перед тем как та запала в сердце Богу Подземного Мира, чтобы лишние искушения не терзали)).
- А что один из трёх величайших богов — и ни одна богиня, даже самая невзрачная, не пожелала составить партию такому выгодному жениху? Так жить в подземном царстве — невелико удовольствие: собственно, Персефона в каждом году полгода проводит на Земле, в гостях у мамы[1]
- В интерпретации Мориса Дрюона «Дневники Зевса» Аид в силу болезни зрения проводил дни под землей, а ночью особо ни с кем не познакомишься. Да и опыта с ухаживанием не было — вон племянницу в жены выпросил и сразу хватать её. Правда, Персефоне брак по душе пришелся, в отличии от её матери.
- Ещё часто забывают, что Аид, после того как Зевс сверг Кроноса, по праву старшего сына Кроноса забрал себе самое большое Подземное царство. Ибо количество подданных всегда растёт и никогда не убывает. Часто упускают это из виду, делая Аида завистником Зевса.
- Ну как сказать. Его, конечно, не как сущего дьявола ненавидели, но и любить тоже не особенно порывались. В отличие от остальных богов, у Аида не было храмов и культов, потому что его никто не надеялся умилостивить молитвой: смерть не отдалить. На Олимпе он тоже появлялся достаточно редко. В «Одиссее» его называли ужасным, образ рисовали ему мрачный. Уважали, конечно, как божество, но стремились вспоминать его как можно реже. Потом, правда, в Элевсинских мистериях его царство уже старались слегка «облагородить» и подбавить оптимизма загробной жизни, но в целом она всегда воспринималась как горе и утрата.
- На самом деле две измены было — но на фоне остальных богов это, считай, верность.
- Мифы древнего Египта — вот тут вообще без вопросов. Осирис не просто положительный персонаж — в нём можно найти черты и Прометея (научил людей всему, что помогало выжить), и Христа (убит вероломным Сетом, но восстал из мёртвых, получив власть над загробным миром как награду за подвиг). Да, ещё у него голова не звериная, а вполне человеческая, что тоже показатель (правда, у него зелёная кожа, потому как Осирис, вообще-то, — получеловек-полурастение).
- Анубис тоже не злой, скорее даже наоборот — из всех богов он один не испугался Сета и помог Исиде и Нефтиде разыскивать тело Осириса. Мало того, он и влиянием не располагает: Анубис — бог бальзамировки, процесса безусловно важного, но только его одного. То есть он даже не владыка, а слуга.
- Проблема Анубиса в том, что он слишком похож на Сета, а вот Сет и есть злой бог. Только к загробному миру никакого отношения не имеет. Хотя частично богом смерти считается и он. Но в первую очередь он бог песчаных бурь (угроза для древних египтян куда более осязаемая, чем загробный мир), во вторую — войны, и только потом — смерти.
- Сам Сет злым стал тоже далеко не сразу, а только ко временам Птолемеев. В ранней мифологии он был на стороне хороших и главным защитником бога Ра от змея Апопа (а вот этот уже бог зла без всяких оговорок), и многие фараоны носили имя Сети в его честь. Злым бог пустыни начал становиться по мере ухудшения климата, когда эта самая пустыня стала расширяться и захватывать плодородные земли.
- Ямараджа, он же Яньло-ван, он же Эмма-О, строгий, но справедливый судья мёртвых в буддизме, смешанном с индуистскими верованиями, а затем распространившимся в Китай и Японию.
- Яма, бог мёртвых в индуизме, по одной из версий мифов был первым умершим человеком, открывшим путь в загробный мир для всех последующих поколений людей.
- Nuestra Señora de la Santa Muerte в Латинской Америке. Святой Престол смотрит на её культистов косо и подозревает в демонопоклонничестве, но, как в анекдоте — «чую, што бесовщина, только обосновать не могу».
- Валлийская мифология. Аравн — владыка Аннувна, мира мёртвых… Не совершает никаких злодейств, а к некоторым смертным (например, королю Пуйллу) относится вполне по-дружески. Тем более обидно для Аравна, что если он и появляется в современной культуре, то обычно как тёмный властелин (например, подростковое фентези «Хроники Придейна»).
Литература[править]
- Ганс Христиан Андерсен:
- «История одной матери» — Смерть поначалу кажется злой, но в конце раскрывается её положительная сторона — она дарует облегчение тяжело больным, в том числе и ребёнку героини. Мало того, Смерть служит Богу!
- «Оле-Лукойе» — у заглавного героя есть брат-тёзка, который работает Смертью (оба Оле-Лукойе, то есть «Закрой-глаза», натурально, Гипнос и Танатос). Он не злой и не страшный, и рассказывает умершим сказки, правда, не всем приятные (зависит от поведения при жизни).
- Генри Лайон Олди, «Герой должен быть один». Аид, или Старший — один из центральных персонажей и вообще свой в доску дядя.
- У Дж. Р. Р. Толкина мёртвых забирает к себе Мандос, который числится среди «хороших» сил и со своим младшим братом Лориэном выполняет функции, скорее, работника своеобразного психоневрологического диспансера для эльфов. У него есть также отдельные комнаты для гномов и психушка строгого режима для орков. А вот на людей его власть не распространяется: они транзитом следуют через его чертоги к Единому.
- «Шалион» Лоис Макмастер Буджолд: все пятеро богов принимают к себе души умерших: Мать — замужних женщин, Отец — зрелых мужчин, Дочь — девушек и девочек, Сын — юношей и мальчиков. Неприкаянные и отверженные души отходят к Бастарду. Но еретические секты считают Бастарда дьяволом, потому что он контролирует демонов, заточив их в своём Аду.
- «Досье Дрездена»: в последнем томе фигурирует лично Аид, и он оказывается вполне приятным чуваком. Ну, по сравнению с большинством сущностей, с которыми Гарри Дрездену обычно приходится иметь дело. Назвал трёхголового адского пса Пятнашкой (ḱerberos — «пятнистый»), не в ладах с тёщей (богиней Деметрой), женился на Персефоне по любви.
- Смерть из «Плоского мира» — очень приятный парень, но никто никогда не зовёт его на вечеринки.
- А как же волшебники с их вечеринками в день смерти? Те-то не забывают оставить свободный стул главному гостю.
- Мору тоже взгрустнулось в шкуре Смерти, и он напоследок пригласил учителя на свою свадьбу и даже на именины будущего ребенка.
- ну как приятный, характер-то у него золотой, хотя и тяжеловесный, но вот суть… Близость смерти никого не может радовать, кроме уж совсем отчаявшихся.
- Андрей Белянин, «Меч без Имени»: Смерть — очень милая дама, которая никогда не прочь выпить и даже тайно подсобить главному герою.
- В. Угрюмова, «Кахатанна»: старый бог смерти Тиермес — вполне положительный персонаж, а новый — Малах га-Мавет — среди антагонистов (Новых богов) исправляется одним из первых. А смерть рассматривается как обретение истинной свободы.
- Танит Ли, «Владыка Смерти» — субверсия: вообще-то Улум (тот самый Владыка Смерти) обычно не делает ничего ужасного — бродит по миру, чтобы принять последний вздох попавшихся ему на пути умирающих или даже облегчить их смерть; заключает связанные с некромантией сделки с людьми, а впоследствии забирает их души на тысячу лет в своё королевство для вовсе не плохого существования (над посмертной участью обычных людей он власти не имеет). Однако люди его всё равно боятся и ненавидят (смерть всё-таки!). А когда в мире появилось средство достижения бессмертия, Улум вначале начал в гневе убивать всех попадавшихся ему навстречу, а добравшись до обители бессмертных, устроил им участь хуже смерти.
- «Аид, любимец судьбы» — у Аида просто работа такая, охранять врата Тартара, распределять души и карать грешников. И да, его мало кто любил… пока Сизиф не похитил Таната и смертные не почувствовали, каково это — вечные предсмертные муки или существование без цели и смысла. Тут уж Аида даже Милосердным стали звать и молится ему, изрядно озадачив Аида, не привыкшего к молитвам.
- Танат здесь тоже не злодей. Ну не виноват он, что родился Убийцей всего сущего. Жаль только, что на это только Аиду не плевать.
- В авторских фанфиках появляется ещё дочь Аида и возлюбленная Таната Макария — Блаженная Смерть, избравшая такую участь, желая избавить людей от страха перед подземным миром.
- Стивен Эриксон, «Малазанская книга павших» — бог смерти Худ, см. эпиграф. На фоне остальных сволочных богов кажется не таким уж плохим.
- Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать». Смерть и Жизнь — это одна и та же сущность. Когда Мироед её проглатывает, ставший бессмертным мир медленно увядает, и Жихарю приходится отправляться на выручку. Разумеется, неблагодарное быдло не оценивает возвращения к естественному порядку вещей, но на то оно и быдло, а все порядочные люди и нелюди освобождению Смерти/Жизни безусловно рады.
- «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова — Велес Отец Могил помогает, хотя и непростой ценой, заглавному герою отомстить захватчикам за разорённый город.
- Алексей Пехов «Хроники Сиалы». Сагра — богиня войны и смерти. Весьма почитаема среди воинов.
- Метавселенная Рудазова. Нергал (он же Аид, Плутон, Чернобог, Яма, Яньло-ван и Миктлантекутли) — единственный нормальный бог из пантеона Лэнга (единственный в нём, кроме Дагона, кто не архидемон, что намекает) и старый приятель Прекраснейшей, а его супруга Эрешкигаль (она же Персефона, Хель, Морана и Хине-нуи-те-по) — её родная сестра, давно примирившаяся с ней после известного по мифологии эпизода и ставшая её ипостасью.
- Самаэль Малах-га-Мавет (он же Чёрный Слепец, он же Танат, он же Хёд, он же великий мастер Джонатан) тем более договороспособен. И тоже старый приятель Прекраснейшей.
- Парифатский Савроморт — тоже вполне приличный дядька, как показано в «Апофеозе».
- Everybody Loves Large Chests — Морт, бог смерти и договоров, в частности торговли.[2] Покровительствует наёмным убийцам как сочетанию зон ответственности, отрицательно относится к некромантии без предварительной договорённости.
Фанфики[править]
- «Чёрная книга Арды»: Намо-Мандос — друг (хоть и не союзник) Мелькора. Тут уж кто как к Крылатому Вале относится.
Кино[править]
- «Алиса в Зазеркалье» Тима Бёртона. Антропоморфная персонификация времени — господин с усами, которого так и называют Время. Поначалу производит впечатление не то злодея, не то самовлюблённого дурака, не то ещё какое-то неприятное. Но потом выясняется, что у него работа вредная, и что не такой он уж и плохой, даже когда был влюблён в Красную Королеву.
- «Последний киногерой»: антропоморфная персонификация Смерти тут просто выполняет свою работу, забирая души тех, чьё время пришло, злым его (sic!) не назвать. Даже Джека он преследовал не потому, что хотел ему навредить, а по причине профессионального любопытства — Смерти было интересно увидеть человека, которого он не сможет забрать (потому что он — главный герой боевика). Более того, именно Смерть подсказывает мальчишке-протагонисту, как спасти Джека Слэйтера, и даже говорит парню, что умрёт он стариком.
- В этой забавной постмодернистско-синефильской комедии образ Смерти — буквальное заимствование из фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать», где Смерть также показан (sic!) очень благопристойно: играет в шахматы и ведёт философские разговоры с протагонистом, и не то чтобы желает зла, а просто руководствуется некой трансцендентной логикой, которую (как и собственно природу Смерти) трудно постичь человеку, пока тот живёт на земле. В конце всё-таки прибирает к себе главных героев... танцуя с ними.
- Боги Египта благородный и по-своему великодушный Анубис.
Телесериалы[править]
- «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов» (1995) — тут Аид показан вполне хорошим, хотя богов-сволочей здесь хватает (даже Афродита та ещё штучка). Не существовавшая в греческих мифах богиня смерти Селеста, пленённая Сизифом, тоже показана весьма адекватной, незлой и симпатичной. И функция у неё очень важная: местных персонажей совсем не радует невозможность умереть, будучи изрубленным в битве (и при этом не приобретя никаких регенеративных способностей). Особенно удивительно учитывая, насколько вольно (мягко говоря) авторы сериалов обращались с мифологией.
Мультфильмы[править]
- «Как казаки олимпийцами стали» — Аид забирает в Тартар побеждённого казаками Марса, который всем мешает жить, разжигая войну.
- Кот в сапогах 2: Последнее желание - Да, на первый взгляд Волк изображён просто страшным и угрожающим злодеем, но по итогу можно сказать, что он хоть и суров, но принципиален - хочет забрать жизнь Кота не просто потому что злой, а потому что надоело смотреть, как тот бесславно проматывает свои восемь жизней. И когда Волк в конце истории видит, что Кот научился ценить жизнь (не без его влияния, конечно), он отпускает его со словами "Что ж, живи, Кот в сапогах, и проживи эту жизнь достойно. Ты ведь в курсе, что мы еще встретимся? - Sí, hasta la muerte". Как по мне, один из самых сильных персонажей в истории Dreamworks
Мультсериалы[править]
- «Тутенштейн»: Анубис один из строгих, но справедливых судей в загробном царстве.
- И Осирис тоже такой же. Здесь никто не любит Сета.
- «В приключениях Папируса» аналогично.
- «Гриффины»: Смерть, хотя и вынужденно выполняет гадкую работу, но вполне симпатичный персонаж: трескает пиво (при этом боится нарваться на копов), ищет девушку и обладает своеобразным чувством юмора.
- Billy and Mandy: Мрачный Жнец — один из главных героев мультсериала. Он ворчлив, мизантропичен, циничен и немного бестолков — но злым его никак не назовёшь.
- «Время приключений»: Смерть — мрачноватый и нелюдимый тип, но не зол и вполне договороспособен. А ещё он, как оказалось, очень мило ухаживает за персонификацией Жизни.
- «Обычный Мультик» — зигзаг. Смерть в этом шоу выглядит как байкер с косой и грязными длинными волосами. В ранних сезонах он иногда противостоит главным героям (например, он был членом команды по боулингу «Магические Элементы») и желает получить душу бессмертного Скипса. Позднее он часто приглашается ими на вечеринки или помогает в сражениях с опасными существами. У него есть четырёхрукая жена и маленький сын Виктор (на самом деле ему 300 лет).
- «Ulysses 31»: инверсия — Аид здесь противостоит другим богам, но поскольку те — редкостные сволочи, является скорее положительным персонажем, помогающим ГГ достичь своей цели
- «Воины мифов: хранители легенд» — Аид здесь не только не злодей, но и вполне неплохой парень.
Комиксы[править]
- Серия Нила Геймана о Песочном Человеке. Сестра Морфея Смерть — прелестное создание, часто выступающая в роли единственного нормального человека даже по сравнению с любимым братом.
- Сборники комиксов «Anubis: Dark Desire» — зигзаг с переподвывертом. Во первых, это именно сборники, так что характер Анубиса там меняется от комикса к комиксу. А во вторых — Анубиса в фурри-фэндоме, конечно, любят, но несколько специфически, так что все пять сборников посвящены его победам на половом фронте.
Веб-комиксы[править]
- Mary Death — о том, как Мрачный Жнец подружился с девочкой-гиком Мэри. Что интересно, антагонист серии — Жизнь, та ещё тварь. Это просто надо видеть.
- Предания Олимпа — не смотря на то, что Аид добр и справедлив, и у есть друзья, его не любят и боятся смертные, а подружка не устает повторять, что он ужасен, так как владыка мертвых, да еще и похож на своего отца-тирана Хроноса. От чего у бедняги Аида комплексы размером с гору Олимп.
Аниме и манга[править]
- Shinigami no Ballad: Momo the Girl God of Death: в этом аниме и снятой по нему дораме смерть — добрая светловолосая девочка по имени Момо, проводник мёртвых душ (а ещё она пытается помочь живым душам). Она работает в паре со своим другом — котом Даниэлем (в дораме кот почему-то стал мальчишкой).
- Happy World!: архангел Неру-сама (Нелл или Нелли) выполняет функции ангела смерти — провожает души в загробный мир, охраняя их от покушений демонов. Да и сама главная героиня, ангел-хранитель Элли, несколько раз провожала души.
- Hoozuki no Reitetsu: само по себе аниме — про суровые трудовые будни работников японского Ада. которые, конечно, существа со своими причудами, но уж точно не злодеи. А сам Эмма-О вне рабочей обстановки вообще напоминает доброго дедушку, страдает радикулитом и куда менее грозен, чем его заместитель.
- Neon Genesis Evangelion: Рей Аянами, по факту местная богиня смерти уводящая людей в свое царство LCL. Причем, под конец — добровольно-принудительно, не дожидаясь пока клиенты помрут своей смертью. Как ни странно, конкретно к ней у покойников претензий и не было. Хотя, когда в Rebuild of Evangelion похожий фокус попытался провернуть Синдзи…
- MYth — в этой манге, посвящённой древнегреческим мифам, Аид безусловно положительный персонаж: добрый, заботливый, уравновешенный, прекрасный муж, верный брат (при том, что Зевс в первой же истории показан… кхм… во всей красе, даже непонятно за что Аид так его любит, хотя это и станет понятно позже).
- Впрочем, и Танатос с Цербером тут выведены весьма милыми персонажами.
Видеоигры[править]
- Zeus: Master of Olympus — Аид бог как бог, не хуже прочих олимпийцев. Разве что квесты на строительство его храма встречаются в кампаниях реже, чем на Афину или Гермеса. Зато если храм построен, рядом появятся скалы, из которых можно добывать серебро и пополнять казну.
- Серия The Sims — Мрачный Жнец вполне дружелюбен, любит животных и отнюдь не лишён сострадания.
- Аркей в The Elder Scrolls.
- Скрелос в Might and Magic IX: Writ of Fate.
- Dragon Age: в эльфийском пантеоне богом смерти является Фалон’Дин, чье имя так и означает «Друг мёртвых». Зигзагнуто в третьей части: древние эльфы помнят, как Фалон’Дин, оскорбившись на недостаточное преклонение, решил пополнить паству… с помощью геноцида эльфов.
- Неудачная видеоигра, где надо было играть богом Анубисом, изображённым в чиби-стиле, который воюет с демонами. Анубис там — не только Бог Смерти, но и защитник Светлых Сил от нечисти.
- Может быть, это была «Анубис II», которая про сына того самого Анубиса?
- Age of Mythology: присутствуют и Аид, и Анубис. Оба — боги как боги, не хуже других.
- Довольно любопытная субверсия: греческие антагонисты (в основном только эпизодические троянцы), как правило, идут в бой под знаменами Аида… Только вот ГлавГадом оказывается Посейдон!
- Однако игра всё равно подсунула Аида в качестве бога-покровителя для главного злодея в единственной в игре миссии, где игроку дают под контроль армию циклопа Гаргаренсиса.
- Problem Sleuth: Смерть — милый парень, очень вежлив, своим посетителям всегда предлагает чашку чая.
- Touhou Project — синигами Комачи Онодзука является весёлой девушкой, любящей поболтать и вообще заниматься всем, чем угодно, кроме своей работы. При этом последнее очень не нравится её начальнице, судье душ Эйки Шики Ямазанаду, которая, кстати, тоже отнюдь не отрицательный персонаж.
- MMORPG Runescape: Смерть — довольно приятный NPC. По мере сил защищает игровой мир Гелинор от разрушения, но без помощи игрока не справился бы.
- Mass Effect — в политеистическом пантеоне азари (ныне полностью забыт — остались лишь монотеистическая Доктрина Атаме и обожествляющий Вселенную Сиари) была Пиарес, богиня смерти и посмертия и одновременно перевозчик душ. Могла даровать некоторым перерождение, чтобы те могли встретиться с близкими.
- Франшиза Darksiders — Смерть здесь не… ну, собственно, не смерть, а просто очень могучее существо (ну то есть ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ), один на один способное вломить архидьяволу (или архангелу, кому не повезёт), а вражин поменьше вкатывать в грунт десятками тысяч. Он — один из четырёх Всадников Апокалипсиса. Он призван следить за соблюдением Космического Равновесия во всех мирах и примерно карать нарушителей (так примерно, чтоб остальным неповадно было, а выжившие ещё миллион лет под шконкой тряслись). Он — самый спокойный, выдержанный и адекватный из всей Четвёрки, несмотря на кошмарную славу. И да, он с косой.
- Spiritfarer — Аид действительно грозная и пугающая сущность, как и полагается воплощению смерти, однако он отнюдь не злой сам по себе. Работа у него такая — испытывать души умерших перед тем, как они обретут покой.
- Pillars of Eternity — к Берасу, богу жизни и смерти, в Дирвуде относятся лучше, чем к Эотасу, богу света и искупления, последователи которого развязали гражданскую войну.
Настольные игры[править]
- Warhammer. Нургл. Разрыв шаблона и полная инверсия. Как вы себе представляете бога смерти? Мрачная, тощая фигура в саване, абсолютно лишённая чувства юмора? Ошибаетесь, это либо К’Тан Несущий Тьму, либо примарх и демон-принц Нургла Мортарион. А сам Владыка Разложения пародирует каждый пункт образа типичного бога смерти. Тощий и мрачный? Щасззз. Хорошего Нургла должно быть много. Да и сам бог болезней и разложения — весёлый и добродушный парень (ну, однозначно на первом месте в этом смысле по сравнению с другими богами Хаоса), которого его последователи называют уважительно «Дедушка». Нургл полностью оправдывает своё прозвище, относясь к своим адептам, как к шаловливым внучкам — щедро одаривает их своими дарами (абсолютная регенерация, нечувствительность к боли, бессмертие), весело хохочет над их выходками в реальном мире и даже может изредка простить (!) провалившего важное задание чемпиона (что для богов Хаоса дикий нонсенс). А ещё он без ума влюблен в эльдарскую богиню жизни Ишу (которую он спас от домогавшегося до неё Слаанеш(а)) и испытывает на ней свои новые болезни и вирусы. И типа не замечает, когда та отправляет послание в реальный мир с описанием лечения от самых ужасных хворей. Чего не сделаешь ради любви…
- Надо отметить, что Нургл — бог не смерти, а страха перед смертью. Своим последователям он дарует вечную жизнь — да, в виде гниющей биомассы, полной червей и насекомых, но не умирающей.
- Если ещё точнее, то роль классического бога Смерти по факту разделена поровну между Нурглом и Тзинчем. Нургл олицетворяет боязнь перемен, тогда как Тзинч олицетворяет боязнь застоя. Соответственно благословение Нургла превращает получивших его в нелицеприятную массу, тем не менее действительно перманентно живую, хотя на вид и находящуюся на грани смерти, но внешность обманчива, потому как пересекают эту грань они очень неохотно. Благословение Тзинча в противовес нередко на внешний вид не влияет вовсе (за исключением тех, кто просил именно визуального преображения — эти превращаются… тоже в весьма неаппетитного вида массу, пусть и ярко отличающуюся от благословлённых Нурглом), но резко добавляет непоседливости (потому носятся, как чумные, хотя чума формально в домене Нургла).
- Warhammer 40 000. Эльдарский бог смерти Иннеад. Последняя надежда этой вымирающей расы… нет, нe на спасение, а на искупление вины за рождение бога (богини?) экстремальных удовольствий Слаанеш(а). Все эльдары с нетерпением ждут пробуждения этой сверхсушности, которая, вобрав в себя все их души, сможет одолеть Принца Наслаждений. В восьмой редакции Иннеад пробудился-таки и основательно перевернул вселенную Молота Войны — в частности, помог излечиться Робауту Жиллиману, благодаря чему примарх Ультрамаринов встал во главе Империума и начал Неистовый Крестовый Поход против врагов человечества[3]. Правда, при виде аватара новорождённого божества фанаты сеттинга не преминули ядовито заметить, что какого бы бога ни создавали эльдары — у них всё равно получается сисястый гермафродит.
- Warhammer Fantasy Battles
- Морр в Империи, Эсталии и Тилее. Загробная жизнь у него считается ультимативной защитой от Хаоса.
- С субверсией Узириан в Нехекаре — тот ещё садист и держит свой ад, но, в отличие от коллеги выше, к воскрешениям претензий не имеет и даже зачем-то обложил благословениями первого имморталиста всея вахи Сеттру.
- Газул у гномов — по легендам, был безклановым по рождению, но внедрил поклонение Богам Предков среди гномов. Его последователи, как и последователи Морра в Империи, ухаживают над кладбищами и враждуют с нежитью и некромантами. Притом единственное гномье божество в сеттинге, вооружённое мечом.
- Нагаш активно лезет в боги. И довольно успешно.
- Надо отметить, что Нургл — бог не смерти, а страха перед смертью. Своим последователям он дарует вечную жизнь — да, в виде гниющей биомассы, полной червей и насекомых, но не умирающей.
Примечания[править]
- ↑ Какая половина — это зависит от того, какой сезон приятнее в данной местности. У нас лето, а вот у самих греков, говорят, как раз зима была.
- ↑ От английской идиомы «death and taxes».
- ↑ Отчего некоторые фанаты Вахи нынче исходят слюной от зашкаливающей крутости происходящего в сеттинге. Но примарисов всё равно ругают.
Высшие силы | |
---|---|
Светлые силы | Ангел (жуткий • опасный • прекрасный) • Афродита • Верховный бог • Гелиос и Селена • Гефест • Дед Мороз • Единый Бог (Бог-Творец, Дедушка на облаке) • Зевс • Посейдон • Мать-Земля, Отец-Небо • Небожители • Силы, Что Пребывают • Совет ангелов • Фэнтези-пантеон • … |
Нейтральные силы | Аид • Персонификация (Антропоморфная персонификация) • Всемогущий наблюдатель • Гермес • Дионис • Зверобог • Лоа и ориша • Ками (синигами) • Психопомп • Титаны • Древние боги • Шкала могущества богов • Котики … |
Тёмные силы | Анти-Бог • Арес • Архидемоны и архидьяволы • Безумный бог • Бог-Разрушитель • Демон (падший ангел) • Дьявол • Злой бог, злой дьявол • Злой Яхве • … |
← | Основы • Амплуа • Религиозные штампы |