Бегство из антиутопии: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 22 промежуточные версии 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].
{{noirl}}
[[Файл:Побег из шоу щенка.jpg|мини|Антиутопии бывают разные.]]
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т. п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
 
* Владислав Крапивин, [[Великий Кристалл|«Гуси, гуси, га-га-га…»]] [[аверсия]]. ГГ имеет техническую возможность бежать за границу, но отказывается от нее, считая (по-видимому, обоснованно), что все равно будет выдан.
==== Отечественная ====
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}}
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]].
 
==== Зарубежная ====
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}}
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}}
* Косюн Таками, «[[Королевская битва]]» — главные герои книги, Сюя Нанахара и Норико Накагава в финале покидают тоталитарную Японию недалёкого будущего.
* Альфред Бестер, «Феномен исчезновения» — обитатели палаты «T» госпиталя Сен-Олбанс. Сбегающие в мир своей мечты из мира «двухсот девяноста миллионов закалённых и отточенных инструментов для защиты Американской Мечты о красоте, поэзии и Истинных Ценностях в Жизни».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
''Разрешены только общие примеры, без указания страны''
* Феномен политического беженства.
* Феномен политического беженства.
* Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники.
* Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.
** Менее крайняя степень — эскапизм как бегство от свинцовых мерзостей жизни.
 
== Примечания ==
{{Примечания}}


{{stub}}
{{stub}}
{{Nav/Антиутопия}}
{{Nav/Антиутопия}}

Текущая версия на 13:46, 3 июля 2025

Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
Антиутопии бывают разные.

Это более радикальная версия тропа Побег. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т. п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что новое общество ничем не лучше старого.

Где встречается[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Евгений Замятин, «Мы» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
  • Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.
  • Владислав Крапивин, «Гуси, гуси, га-га-га…» — аверсия. Корнелий Глас, приговорённый (на самом деле нет — это была слишком удачная шутка) к смертной казни за неправильный переход улицы,[1] рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
  • Юрий Нестеренко, «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
  • Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников Заоблачного Храма.

Зарубежная[править]

  • Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.
  • Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый зигзаг. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
  • Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит звездолёт, чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
  • Ларри Нивен, «Раммер»[2] — с прикрученным фитильком. Государство и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист послал их нахрен и решил выжать максимум из лоренц-фактора, отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».
  • Косюн Таками, «Королевская битва» — главные герои книги, Сюя Нанахара и Норико Накагава в финале покидают тоталитарную Японию недалёкого будущего.
  • Альфред Бестер, «Феномен исчезновения» — обитатели палаты «T» госпиталя Сен-Олбанс. Сбегающие в мир своей мечты из мира «двухсот девяноста миллионов закалённых и отточенных инструментов для защиты Американской Мечты о красоте, поэзии и Истинных Ценностях в Жизни».

Кино[править]

  • «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
  • «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с мисс-фансервис в исполнении молодой Дженни Эгаттер.

Реальная жизнь[править]

Разрешены только общие примеры, без указания страны

  • Феномен политического беженства.
  • Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.
    • Менее крайняя степень — эскапизм как бегство от свинцовых мерзостей жизни.

Примечания[править]

  1. В местных законах любое правонарушение карается шансом на смертную казнь, вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).
  2. Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».