Тест Бехдель: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) м (ЗаяцВолк переименовал страницу Bechdel test в Тест Бехдель) |
Zeimar (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{DISPLAYTITLE:Тест Бехдель}} | {{DISPLAYTITLE:Тест Бехдель}} | ||
'''Тест Бехдель''' (Bechdel test), он же тест Бекдел<ref>Назван в честь американской художницы Элисон Бекдел, в полном соответствии с [[:w:Закон Стиглера|законом Стиглера]], хотя придумала тест её подруга Лиз Уоллес.</ref> — простейший тест на гендерную предвзятость произведения. | {{Вкратце|Женские персонажи связаны с сюжетом? Этой связью выступают мужские персонажи?}} | ||
'''Тест Бехдель''' (Bechdel test), он же тест Бекдел<ref>Назван в честь американской художницы Элисон Бекдел, в полном соответствии с [[:w:Закон Стиглера|законом Стиглера]], хотя придумала тест её подруга Лиз Уоллес. Кстати в этом смысле тест Бехдель не проходит сам себя, потому как у женщин, [[Всё пошло слишком так|пытавшихся оценить репрезентацию женских персонажей в произведениях]], [[Помидор в зеркале|всё опять свелось к мужикам]].</ref> — простейший тест на гендерную предвзятость произведения. | |||
== Итак, проведём же тест! == | |||
=== Классическая версия теста === | |||
# В нём есть как минимум две женщины. | |||
# Эти женщины разговаривают друг с другом. | |||
# Тема их разговора — не мужчины. | |||
=== Прочие подробности === | |||
Расширенные версии теста устанавливают дополнительные требования: у обеих есть имена или разговор должен длиться не менее минуты. | Расширенные версии теста устанавливают дополнительные требования: у обеих есть имена или разговор должен длиться не менее минуты. | ||
Казалось бы, это очень простой тест — но даже сейчас очень многие произведения его не проходят. Даже если автор не использует [[принцип смурфетки]], это ещё ничего не гарантирует. Для кинофильмов существует целый сайт с регулярно пополняемой базой: http://bechdeltest.com. | Казалось бы, это очень простой тест — но даже сейчас очень многие произведения его не проходят. Даже если автор не использует [[принцип смурфетки]], это ещё ничего не гарантирует. Для кинофильмов существует целый сайт с регулярно пополняемой базой: http://bechdeltest.com. | ||
Означает ли провал теста, что произведение плохое? Нет, вовсе не обязательно. Типичными примерами хороших произведений, которые не проходят тест, могут служить [[Treasure Island| | Означает ли провал теста, что произведение плохое? Нет, вовсе не обязательно. Типичными примерами хороших произведений, которые не проходят тест, могут служить «[[Treasure Island|Остров сокровищ]]» и «[[The Hobbit|Хоббит]]». Туда же относятся и множество текстов, написанных до середины XX в. Провал теста означает лишь, что в произведении плохо с женской репрезентацией: скорее всего, женщины там если и есть, то сугубо на второстепенных и вспомогательных ролях. Ключевые слова «скорее всего». У кого перед глазами сейчас встала бесподобная Сарочка свет Коннор из второго «Терминатора» в своём [[прекрасная амазонка|ободранном и подкопчённом, но весьма фансервисном виде]] — тот очень хорошо вспомнил. | ||
(Конечно, произведения, где женщин нет или мало по самой природе сеттинга, тест проходить и не должны. Вполне логично, что его не пройдут, например, «[[Имя розы]]», «[[Robinson Crusoe|Приключения Робинзона Крузо]]» или фильм о мужской тюрьме.) | (Конечно, произведения, где женщин нет или мало по самой природе сеттинга, тест проходить и не должны. Вполне логично, что его не пройдут, например, «[[Имя розы]]», «[[Robinson Crusoe|Приключения Робинзона Крузо]]» или фильм о мужской тюрьме.) | ||
Строка 17: | Строка 21: | ||
А возможно, автор не страдает никакой гендерной предвзятостью и является [[МТА]], не разбирающимся в женской психологии, а потому и [[Автор пишет про свой пол|пишет про свой пол]]. | А возможно, автор не страдает никакой гендерной предвзятостью и является [[МТА]], не разбирающимся в женской психологии, а потому и [[Автор пишет про свой пол|пишет про свой пол]]. | ||
Рассмотрим несколько примеров | == Рассмотрим несколько примеров == | ||
* Проходит ли тест диснеевский «[[Aladdin|Аладдин]]»? Нет, не проходит — из женщин там только принцесса Жасмин. | |||
Проходит ли тест диснеевский «[[Aladdin|Аладдин]]»? Нет, не проходит — из женщин там только принцесса Жасмин. | * А диснеевская же «[[Белоснежка и семь гномов]]»? Да, но еле-еле. В ней есть один разговор Белоснежки и Злой королевы. Правда, в основном он касается мужчин: они говорят о гномах, а также о пирогах в контексте любви мужчин к оным («It’s apple pies that make the menfolks' mouths water»). Но всё-таки они обсуждают и отравленное яблоко. | ||
* Проходят ли тест «Чужие»? Да, без труда — там есть, например, разговоры Рипли с Ньют, и не только. | |||
А диснеевская же «[[Белоснежка и семь гномов]]»? Да, но еле-еле. В ней есть один разговор Белоснежки и Злой королевы. Правда, в основном он касается мужчин: они говорят о гномах, а также о пирогах в контексте любви мужчин к оным («It’s apple pies that make the menfolks' mouths water»). Но всё-таки они обсуждают и отравленное яблоко. | * Проходят ли тест «Миньоны»? Если не считать за женщин самих миньонов, то проходят, но еле-еле: в мультфильме есть один обмен репликами между главной злодейкой Скарлет и органисткой. (Правда, как зовут органистку, остаётся неизвестным: Скарлет предполагает, что Эдна, но, похоже, заблуждается.) | ||
* Проходит ли тест «[[One Piece]]»? О, да! Здесь масса ярких женских персонажей, и они о мужчинах не разговаривают между собой вообще никогда! Ну, кроме тех случаев, когда [[Шутки ради|те их отвлекают и косячат]]. | |||
Проходят ли тест «Чужие»? Да, без труда — там есть, например, разговоры Рипли с Ньют, и не только. | * Проходят ли тест [[MLP|пони]]? С лёгкостью! Почти все главные герои девушки, и разговоры о парнях у них далеко не на первом плане. Тут, скорее, надо [[Однополый кастинг|проверять на обратный тест Бехдель]]. | ||
* Бывает и зигзаг: в популярном ситкоме есть несколько женских и мужских персонажей. Первые говорят только о мужчинах, вторые говорят только о женщинах. Тотальный сексизм или просто [[Багофича|фишка сериала]]? Или автор посмотрел на этот тест и выдал смачное «[[На тебе!]]»? | |||
Проходят ли тест «Миньоны»? Если не считать за женщин самих миньонов, то проходят, но еле-еле: в мультфильме есть один обмен репликами между главной злодейкой Скарлет и органисткой. (Правда, как зовут органистку, остаётся неизвестным: Скарлет предполагает, что Эдна, но, похоже, заблуждается.) | |||
Проходит ли тест «[[One Piece]]»? О, да! Здесь масса ярких женских персонажей, и они о мужчинах не разговаривают между собой вообще никогда! Ну, кроме тех случаев, когда [[Шутки ради|те их отвлекают и косячат]]. | |||
Проходят ли тест [[MLP|пони]]? С лёгкостью! Почти все главные герои девушки, и разговоры о парнях у них далеко не на первом плане. Тут, скорее, надо [[Однополый кастинг|проверять на обратный тест Бехдель]]. | |||
Бывает и зигзаг: в популярном ситкоме есть несколько женских и мужских персонажей. Первые говорят только о мужчинах, вторые говорят только о женщинах. Тотальный сексизм или просто [[Багофича|фишка сериала]]? | |||
А если произведение проходит тест, значит ли это, что там всё в порядке с репрезентацией женщин, или что это хорошее произведение? Вообще-то, необязательно: тест лишь | == Пересмотр концепции == | ||
А если произведение проходит тест, значит ли это, что там всё в порядке с репрезентацией женщин, или что это хорошее произведение? Вообще-то, необязательно: тест лишь пытается задать нижнюю границу для репрезентации, ниже которой всё совсем плохо. И произведение вполне может быть сексистским или просто плохим — скажем, какой-нибудь фансервисный фильм о работницах стриптиза<ref>А это действительно что-то плохое?</ref>. В первую очередь тест интересен количеством произведений, которые его не проходят: оно намного больше, чем может показаться на первый взгляд. | |||
Существует несколько родственных тестов: например, тест Мако Мори, названный в честь героини [[Pacific Rim| | Существует несколько родственных тестов: например, тест Мако Мори, названный в честь героини «[[Pacific Rim|Тихоокеанского рубежа]]». Считается, что этот тест пройден, если хотя бы у одной женщины в произведении есть своя сюжетная ветка («арка»), где она играет не вспомогательную роль, и при этом её сюжет никак не связан с сюжетами героев-мужчин. | ||
Стоит, однако, отметить, что тест Мако Мори не связан с тестом Бехдель. Произведение может проходить один из них, но не проходить второй. | Стоит, однако, отметить, что тест Мако Мори не связан с тестом Бехдель. Произведение может проходить один из них, но не проходить второй. В более общем понимании эти тесты рассматривают ''«синдром штатности персонажа»'': «Является ли представитель выбранного меньшинства полноценным самостоятельным персонажем, или же он просто добавлен в повествование на правах живой декорации?» [[Репрезентация|Подробнее об этом в профильной статье.]] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Gender}} | {{Nav/Gender}} |
Версия 12:07, 23 февраля 2023
Короче, Склихосовский! Женские персонажи связаны с сюжетом? Этой связью выступают мужские персонажи? |
Тест Бехдель (Bechdel test), он же тест Бекдел[1] — простейший тест на гендерную предвзятость произведения.
Итак, проведём же тест!
Классическая версия теста
- В нём есть как минимум две женщины.
- Эти женщины разговаривают друг с другом.
- Тема их разговора — не мужчины.
Прочие подробности
Расширенные версии теста устанавливают дополнительные требования: у обеих есть имена или разговор должен длиться не менее минуты.
Казалось бы, это очень простой тест — но даже сейчас очень многие произведения его не проходят. Даже если автор не использует принцип смурфетки, это ещё ничего не гарантирует. Для кинофильмов существует целый сайт с регулярно пополняемой базой: http://bechdeltest.com.
Означает ли провал теста, что произведение плохое? Нет, вовсе не обязательно. Типичными примерами хороших произведений, которые не проходят тест, могут служить «Остров сокровищ» и «Хоббит». Туда же относятся и множество текстов, написанных до середины XX в. Провал теста означает лишь, что в произведении плохо с женской репрезентацией: скорее всего, женщины там если и есть, то сугубо на второстепенных и вспомогательных ролях. Ключевые слова «скорее всего». У кого перед глазами сейчас встала бесподобная Сарочка свет Коннор из второго «Терминатора» в своём ободранном и подкопчённом, но весьма фансервисном виде — тот очень хорошо вспомнил.
(Конечно, произведения, где женщин нет или мало по самой природе сеттинга, тест проходить и не должны. Вполне логично, что его не пройдут, например, «Имя розы», «Приключения Робинзона Крузо» или фильм о мужской тюрьме.)
А возможно, автор не страдает никакой гендерной предвзятостью и является МТА, не разбирающимся в женской психологии, а потому и пишет про свой пол.
Рассмотрим несколько примеров
- Проходит ли тест диснеевский «Аладдин»? Нет, не проходит — из женщин там только принцесса Жасмин.
- А диснеевская же «Белоснежка и семь гномов»? Да, но еле-еле. В ней есть один разговор Белоснежки и Злой королевы. Правда, в основном он касается мужчин: они говорят о гномах, а также о пирогах в контексте любви мужчин к оным («It’s apple pies that make the menfolks' mouths water»). Но всё-таки они обсуждают и отравленное яблоко.
- Проходят ли тест «Чужие»? Да, без труда — там есть, например, разговоры Рипли с Ньют, и не только.
- Проходят ли тест «Миньоны»? Если не считать за женщин самих миньонов, то проходят, но еле-еле: в мультфильме есть один обмен репликами между главной злодейкой Скарлет и органисткой. (Правда, как зовут органистку, остаётся неизвестным: Скарлет предполагает, что Эдна, но, похоже, заблуждается.)
- Проходит ли тест «One Piece»? О, да! Здесь масса ярких женских персонажей, и они о мужчинах не разговаривают между собой вообще никогда! Ну, кроме тех случаев, когда те их отвлекают и косячат.
- Проходят ли тест пони? С лёгкостью! Почти все главные герои девушки, и разговоры о парнях у них далеко не на первом плане. Тут, скорее, надо проверять на обратный тест Бехдель.
- Бывает и зигзаг: в популярном ситкоме есть несколько женских и мужских персонажей. Первые говорят только о мужчинах, вторые говорят только о женщинах. Тотальный сексизм или просто фишка сериала? Или автор посмотрел на этот тест и выдал смачное «На тебе!»?
Пересмотр концепции
А если произведение проходит тест, значит ли это, что там всё в порядке с репрезентацией женщин, или что это хорошее произведение? Вообще-то, необязательно: тест лишь пытается задать нижнюю границу для репрезентации, ниже которой всё совсем плохо. И произведение вполне может быть сексистским или просто плохим — скажем, какой-нибудь фансервисный фильм о работницах стриптиза[2]. В первую очередь тест интересен количеством произведений, которые его не проходят: оно намного больше, чем может показаться на первый взгляд.
Существует несколько родственных тестов: например, тест Мако Мори, названный в честь героини «Тихоокеанского рубежа». Считается, что этот тест пройден, если хотя бы у одной женщины в произведении есть своя сюжетная ветка («арка»), где она играет не вспомогательную роль, и при этом её сюжет никак не связан с сюжетами героев-мужчин.
Стоит, однако, отметить, что тест Мако Мори не связан с тестом Бехдель. Произведение может проходить один из них, но не проходить второй. В более общем понимании эти тесты рассматривают «синдром штатности персонажа»: «Является ли представитель выбранного меньшинства полноценным самостоятельным персонажем, или же он просто добавлен в повествование на правах живой декорации?» Подробнее об этом в профильной статье.
Примечания
- ↑ Назван в честь американской художницы Элисон Бекдел, в полном соответствии с законом Стиглера, хотя придумала тест её подруга Лиз Уоллес. Кстати в этом смысле тест Бехдель не проходит сам себя, потому как у женщин, пытавшихся оценить репрезентацию женских персонажей в произведениях, всё опять свелось к мужикам.
- ↑ А это действительно что-то плохое?