Протестантская мораль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если благопристойность человека обеспечивает лишь ожидание божественной награды, то такой человек – говна кусок. »
— Раст Коул, «Настоящий детектив»

Основа протестантской морали — чтение Библии. Да, друзья, всё началось с того, что Мартин Лютер объявил не только правом, но и обязанностью каждого христианина самому читать Писание. И вникать в то, что там написано, а не просто тупо слушать, что там бубнит поп на своей латыни.

Отсюда с неизбежностью следует: грамотным быть хорошо, а неграмотным — плохо. Учиться — хорошо, а не учиться — плохо.

Но мало просто читать Библию. Нужно ещё и выполнять то, что в ней написано. А написано в ней, что Бог повелел людям трудиться, и обещал тому, кто трудится, хорошую награду. Причём не обязательно на небесах — можно и здесь, на Земле. И вообще труд — не проклятие, наложенное на людей за их грехи, а способ искупления этих грехов.

Значит, трудиться — хорошо, а бездельничать — плохо. Честным быть хорошо, а нечестным — плохо. Бережливым быть хорошо, а расточительным — плохо. Вежливым — хорошо, хамлом — плохо. Вести здоровый образ жизни хорошо, а пить-курить-налево бегать — плохо.

В общем, сплошная благодать. Но не всё так просто.

  • Развлекаться — тоже плохо. Когда человек развлекается, он не служит Богу. Лучше бы что-нибудь полезное сделал.
  • Но быть счастливым ты обязан. Ну хотя бы не унывать, потому что это грех и праведному человеку Бог даст силы вынести что угодно. А уж если приуныл, так не подавай виду, дабы других до греха не доводить.
  • Отдыхать нужно: Бог ввёл воскресные дни, чтобы люди отдыхали. Но отдых должен заключаться не в том, чтобы балду пинать, а… правильно, читать Библию.
    • Поэтому грамотным быть хорошо, но читать что-либо, кроме Библии и толкований к ней — плохо.
  • Театр — плохо. Картины — плохо, особенно на всякие там языческие сюжеты с голыми людьми. Но и на библейские сюжеты — тоже плохо, может привести к идолопоклонству. Музыка — только духовная. Развлекательные книги — плохо. Особенно стихи. Особенно про любовь. Ведь это, считай, почти про секс. А секс — это плохо! Секс — это чтобы рожать детей, а не для оргазмов всяких!
  • Протестант должен бороться за нравственность.
  • Кто один раз облажался по-крупному, тот облажался уж навсегда. Поэтому бывших проституток, убийц, воров не бывает. Вон из нашего благопристойного общества, туда, к отбросам! Доживай свои дни с ними!

Конечно, благодаря тому, что в протестантизме не нашлось единого Вождя и Учителя с толкованиями на все случаи жизни, свобода вероисповедания привела в конечном счёте к тому, что начали и картины рисовать, и театр развели, и стихи писали, и Мильтон вон даже дописался до того, что в раю у Адама с Евой был секс. Но в силу той же свободы вероисповедания появились и совершенно отмороженные протестанты, которые обдолбились до того, что:

  • Наука — это плохо! Вся наука уже есть в Библии, а чего в ней нет, то от лукавого(не избежал этого даже Клайв Льюис).
  • Государство — это плохо! Налогов платить нельзя, в армии служить нельзя, Господь не одобряэ (понятно, что государства, даже протестантские, со своей стороны тоже не одобряли, поэтому сейчас этой идеологии придерживаются только оторванные от мира малочисленные общины).
  • Богатые богаты — потому что они этого заслуживают, это воздаяние божье за их труды. Бедные бедны, потому что это Божья кара за их грехи.
    • Богатый бездельник полностью заслуживает свой образ жизни, иначе этого не позволил бы Бог.
    • Если кто-то, занимаясь пиратством или работорговлей, сказочно разбогател — то он это полностью заслужил, иначе Бог его не наградил бы.
  • Расизм — это хорошо. Негры произошли от Хама, поэтому вечно должны нести наказание за его нехороший поступок (и неважно, что проклят был не Хам, а Ханаан). Индейцы произошли вообще незнамо от кого, поэтому истребить их всех нафиг, чтоб не портили картину мира.
  • Неравноправие — это хорошо. Женщина должна быть босая, беременная и на кухне. В крайнем случае в церкви.
  • А детям — никакого спуска, розгой по заднице за любую шалость и даже без оной, ради профилактики, ибо Библия учит: «ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней»! И пофиг, что это Ветхий завет! Нет, детей, конечно, до XX века пороть считалось нормальным почти везде, но именно протестанты возвели розгу в абсолют воспитания как дома, так и в школах[1].
  • Облегчение и разделение труда — это плохо. Бог сказал: трудиться! Если человеку дать продвинутый плуг или станок, он не станет производить больше, он станет работать меньше. И вообще от станков одна безработица, сломать их все нафиг!
  • Облегчение родовых болей — тоже плохо. Бог сказал, что рожать детей надо в муках!
  • И самое страшное (с православной, католической, светской гуманистической, а то и менее радикальной протестантской позиции) в протестантской морали: Падающего — толкни! Ибо если он угоден Богу — то всё равно устоит, Бог не даст упасть верному. А если упадёт, то это не ты лично сбил человека: это Бог твоими руками покарал нечестивца.
    • До появления работных домов безработному, оставшемуся без средств к существованию, в старой «доброй» Англии грозила виселица, которой можно было избежать, завербовавшись на флот или в армию. Впрочем, женщин это не спасало.

Но, несмотря на все эти отдельные заморочки, в целом протестантская мораль сводится к тому, что надо много работать и жить честно. Есть мнение, что именно поэтому в протестантских странах раньше произошла промышленная революция, и на пути прогресса они обошли католиков с православными, да и сейчас по уровню жизни на первых местах. С другой стороны, не стоит ставить телегу впереди лошади: капиталистический протестантизм вошёл в силу там, где уже были подвижки к буржуазному развитию. А первые её проблески начинаются в насквозь католической Флоренции. Привет Савонароле, между прочим.

Есть и другое мнение: уж слишком многие там опасались, что их объявят «ненужными» Богу… ну в смысле своим же братьям-мирянам. И из кожи вон лезли, чтобы попасть в число тех, кого «Господь наградил»… то есть тех, кого объявят более лучшими людьми, чем все прочие.

В последние десятилетия троп был изрядно деконструирован в реальности. Протестанты заняли первое место по модернизму. Корень логики, что характерно, сохраняется: «в Библии этого не было/было побуквенно так, а толкования в пекло». Ну, например, «Христос говорил о любви, секс — форма любви, значит, можно всякое-разное». Одна женщина-пастор (само по себе примечательно) прочла проповедь в костюме лося, например. Был ещё голый пастор. Или рок-мессы. Или автоматы для раздачи просфорок и вина. Стоит ждать появления инвертированного тропа — ультралиберальная протестантская мораль. Подвижки уже есть — например, священник, сыгранный комиком-атеистом Дж. Карлином, в комедии «Догма» (правда, он католический; но католики тоже иногда «жгут»).

На Руси очень похожая мораль была у старообрядцев. Что не удивительно: в старообрядцы шла та же публика, что и английские пуритане. Поэтому среди них было так много купцов-мильонщиков. И ещё потому, что их вера считалась «неправильной», и бизнес был почти единственным социальным лифтом (аналогично с иудеями). И осваивали Сибирь, аналогично пуританам, осваивавшим Северную Америку.

А в современности очень сильно перекликается с этим современный исламский мэйнстрим. Потому что, во-первых, в исламе духовная и общественная жизнь не разделяются, так что помыслы не котируются — только действия. А во-вторых, ислам на добрых полкило лет младше христианства, и в мусульманской культуре сейчас цветёт полный букет бед, которыми христианская культура переболела эти самые полкило лет назад. И если у тех мусульман, что поколениями жили в христианских странах (как, например, русские татары или башкиры), всё относительно мягко, то вот в арабских и среднеазиатских странах — чистый сабж!

В чём-то противоположный троп — Жалостливый завистник: если протестант любит успешных и не любит лузеров, то этот наоборот — любит тех, кого считает «убогими», и очень не любит тех, кому люто завидует.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Английская литература XIX века в обилии даёт примеры как хороших, так и плохих проявлений протестантской морали. Диккенс, Теккерей, сёстры Бронте во все поля. Более ранний «Робинзон Крузо» — туда же.
  • В «Сломанной шпаге» Честертона отец Браун объясняет, как протестантская мораль, применённая «не по инструкции», помогла главгаду в его путешествии на Тёмную сторону.
  • Натаниэль Готорн, «Алая буква».
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — аскетичные и трудолюбивые герои вполне бы сошли за хороших протестантов, хотя ими не являются.
  • Б. Акунин, «Смерть Ахиллеса» — главный антагонист, Ахимас Вельде, родился в протестантской общине — к сожалению, второго типа, из разряда совершенно обдолбанных.
  • Хайнлайн, «Чужой среди чужих» — ультралиберальная «Церковь Нового Откровения» в Америке.
  • Сказки Андерсена. Естественно, в авторской редакции, без купюр и искажений, которыми изобилуют советские пересказы и адаптации. При этом хватает и положительных, и отрицательных примеров. Чего стоит только история о девочке, наступившей на хлеб! Но это ещё цветочки по сравнению с историей другой девочки, которой отрубили ноги за башмаки!

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony — Пинки Пай родилась на ферме камней в семье пони-амишей. Постоянная серьезность, тяжелый труд, жизнь вдали от цивилизации и прочее в комплекте.

Примечания[править]

  1. В школах Великобритании (причём престижнейших, типа Итона и иже с ним) телесные наказания были окончательно отменены только в 1980-е (не без сопротивления со стороны педагогов и части политиков), а в США они до сих пор совершенно легально применяются в школах 20 штатов!